^ Теория и история культуры
11. Никитин, В. От диалога конфессий к диалогу культур / В. Никитин // Русская мысль. — Париж, 2000. — 3—9 февраля. — С. 20.
12. Он-лайн конференция: Межконфессиональное взаимодействие в преддверии саммита АТЭС— 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://primamedia.ru/chat/l49/> (дата обращения: 29.03.2012).
13. Православный просветительский центр семья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ^Пр://пго-семья.рф/^ех.^т> (дата обращения: 29.03.2012).
14. Рыжов, Ю. Религия, наука и искусство в системе культуры [Электронный ресурс]: по изданию: Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2003. С. 43—126. — Режим доступа: <http://www.binetti.ru/studia/ryzhov_10.shtml> (дата обращения: 29.03.2012).
15. С 16 по 18 марта состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Церкви в Республику Армения Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.patriarchia.ru/db/text/1117002.html> (дата обращения: 29.03.2012).
16. Теория и история культуры в персоналиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://ortlib.narod.ru/perso/perso046.htm> (дата обращения: 29.03.2012).
17. A worldwide fellowship of 349 churches seeking unity, a common witness and Christian service [Electronic resource]. — URL: http://www.oikoumene.org/ru/home.html (дата обращения: 29.03.2012).
ОНЦЕПЦИЯ ЭТИКО-РЕЛИГИОЗНОГО КОДЕКСА СТАРООБРЯДЦЕВ
Ю. А. Баранова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается концепция этико-религиозного кодекса старообрядцев, в соответствии с которой мировоззрение старовера базируется на эсхатологическом учении о Третьем Риме, проблеме спасения души, соблюдении норм подлинного христианского жития, на семейственности как своеобразном механизме сохранения основ «старой веры».
Ключевые слова: этико-религиозный кодекс, старообрядчество, община, соборность, концепция, деловая этика.
This article discusses the concept of the ethical and religious code according to which an Old Believer's outlook is based upon the eschatological doctrine of the Third Rome, the soul saving issue, adhering to the norms of the true Christian life, and domesticity as a mechanism to preserve the foundations of the Old Belief.
Keywords: ethical and religious code, the Old Belief, community, sobornost, concept, business ethics.
Стрежнем этико-религиозного кодекса старообрядцев являются эсхатологические ожидания. Исследователь К. Товбин отмечает, «во всём русском обществе широко распространяются мысли о падении благочестия во всём мире, о скором Конце Света, о том, что Антихрист наступает, о том, что православные — правоверные всех стран 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль
должны скорее объединиться под началом Божьего помазанника — российского царя» (7, с. 103). Особенно обостряются эсхатологические ожидания в мировоззрении староверов. «Ревнители старины» старались сохранить в первозданной чистоте веру предков и общину до второго пришествия. До сих пор настольной книгой старо-август 2012 91-94 91
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
обрядцев является «Книга о вере» (издана в 1648 году тиражом около 1200 экземпляров). В ней излагается теория поэтапного завоевания мира антихристом, общая и для популярных в то время «Кирилловой книги» и «Поучений» Ефрема Сирина. Первый этап — 1054 год — разделение на Западную и Восточную церковь и отпадение Запада, второй этап — 1595 год — заключение Брестской Унии и «прельщение» Малой Руси к Западному костелу, предсказывалось, что третий церковный кризис случится в 1666 году (2, с. 97—98). В Никоне староверы увидели предтечу антихриста, в реформах — отступление от истинного православия. Так, беспоповцы полагали, что признаками его становятся исчезновение «истинного священства» и тотальная безблагодатность никонианской церкви. Утрата церковной иерархии, по мнению беспоповцев, возможна только на конечном этапе истории, при воцарении антихриста. Мыслитель Г.П. Флоровский заключает: «До конца последовательным был только вывод беспоповцев. С нарастанием антихриста священство и вовсе прекращается, благодать уходит из мира и Церковь на земле вступает в новый образ бытия, в "бессвященословное" состояние, без тайн и священства. Это был эсхатологический диагноз, признание мистического факта и катастрофы: священство иссякло» (8, с. 69—70). Идеологами этого старообрядческого толка был выдвинут революционный тезис о том, что каждый мирянин может взять на себя роль священника. У староверов эту функцию выполнял наставник (начётчик), который должен был обладать энциклопедическим знанием религиозных текстов, способностью осуществлять миссионерскую деятельность, в том числе и во враждебных средах. Начётчик концентрировал огромный духовный потенциал, нёс ответственность за каждого члена общины, то есть принимал грехи собора на себя.
Самосознание староверов во многом определялось идеей Третьего Рима, лично каждый старообрядец принимал на себя величайшую ответственность быть в «антихристовом мире» единственным храните-
лем благочестия. Это способствовало прогрессивному духовному росту, наполняло жизнь истинным религиозным смыслом. Понимание своей особенности логически подводит личность к идее собственной богоизбранности. Однако идея эта базируется не на превосходстве, а на смирении, принятии огромной ответственности перед Богом и людьми за исполнение высокой миссии. Держать дух и тело в напряжении позволял аскетизм, предполагающий самодисциплину, которая достигалась жесткой регламентацией обыденной жизни с помощью обязательных ежедневных обрядов. Чётко выстроенный распорядок духовной и повседневной жизни старообрядцев проецировался и на предпринимательскую деятельность. По свидетельству мемуариста, близкого к старообрядческому роду Рябушинских, его «всегда поражала одна характерная черта всей семьи Рябушинских — это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено своё место по установленному рангу» (4, с. 94).
В этико-религиозном кодексе староверов отражено стремление к устроению жизни в соответствии с «благоденственным и мирным житием», поэтому усилия купцов-старообрядцев всегда были направлены на преображение социокультурной среды вокруг себя. Начинали «ревнители старины» с собственного образования и развития. Уровень образованности и осведомлённости, особенно в религиозных и богословских вопросах, а также общий уровень грамотности среди староверов был гораздо выше, чем среди приверженцев Синодальной Церкви. Знания, религиозные убеждения отличались системностью, глубиной и осознанностью. Историк Н.И. Костомаров об этом писал: «Русский мужик в расколе получал своего рода образование, выработал своего рода культуру, охотнее учился грамоте; кругозор его расширялся настолько, насколько этому могло содействовать чтение Священного Писания и разных церковных сочинений» (3, с. 381—382). Староверы особо почитали
книгу, поскольку с её помощью сохранялось и передавалось от поколения к поколению истинное знание. Вместе с тем «ревнители старины», особенно из числа предпринимателей, хорошо понимали необходимость системного образования для своих детей и внуков, поскольку с увеличением масштабов производства требовались основательные теоретические и чисто профессиональные знания в различных сферах жизни. В подтверждение тезиса отметим, что Московский Университет закончили: М.А. и С.Т. Морозовы (Савва Тимофеевич дополнительно изучал химию в Кембридже), А.Н. Коновалов, С.В. Прохоров (также — Школу химии в г. Мюльгаузене); братья П.П., В.П., С.П., М.П. Рябушинские обучались в Московской практической академии коммерческих наук. По мнению коллектива авторов издания «Российское предпринимательство. История и современность», «на смену "замоскворецкому купцу" пришли европейски образованные, профессионально грамотные деловые люди, обладавшие широким кругозором, разнообразными культурными запросами» (5, с. 167).
Констатируя распространение грамотности, можно сказать, что этико-религиозный кодекс старовера основывался на «культе знания», как религиозно-теоретического, так и конкретно-практического.
Ключевой момент в этико-религиозном кодексе старообрядцев — это их отношение к роду, семье. Показательно, что идеолог староверия Аввакум активно пропагандировал семейные ценности, защищал физические отношения между мужем и женой, чадорождение от фанатиков целомудрия и сурового аскетизма. Отношение к семье, как к основной человеческой ценности, стало определяющим в старообрядческой среде. Каждый здоровый человек обязан был завести семью и детей, крепость всего староверческого движения напрямую зависела от крепости отдельных родов его составляющих. Жизнеспособными оказались лишь те из разнообразных старообрядческих согласий и толков, которые признавали ценность семьи. Потомок боровских купцов-староверов С.А. Щукин писал о себе
^ Теория и история культуры
и своих братьях: «После смерти батюшки "между нами" не было неприятности, это его была постоянная воля, мы боимся пуще всего семейных раздоров; мы жили мирно, и это считаем даром божиим...» (цит. по: 1, с. 38). Строгое соблюдение обрядов, праздников, постов создаёт условия для упрочнения семейных отношений. Потомки старообрядческих династий всегда с гордостью говорили о своих предках, своей принадлежности к тому или иному роду «ревнителей старины», зачастую выходцев из крестьянского сословия. В.П. Рябушинский писал в своей работе «Старообрядчество и русское религиозное чувство»: «Мы, московские купцы, в сущности, не что иное, как торговые мужики, высший слой русского хозяйственного мужика» (6, с. 165). Семья и род для старообрядца становятся оплотом «старой веры», благодаря которому упрочняются основы соборности (общности).
Посредством обращения к анализу этико-религиозного кодекса можно сопоставить традиционное и новое в мировоззрении старообрядцев, которые, по нашему мнению, соотносятся как противопоставление «замкнутость» и «открытость». «Замкнутость» в контексте старообрядческой духовности можно отождествить с традицией, вернее со своеобразным способом её сохранения, за счёт отгораживания от окружающего стремительно меняющегося мира, замыкания в ограниченном пространстве некой общности. Всевозможные нормы, правила, предписания, соответствующие традиционному мировоззрению, в сконцентрированном виде сохранялись в этико-религиозном кодексе «ревнителей старины». Он был идеологической основой старообрядческого движения.
С понятием «открытость» принято ассоциировать влияние, восприимчивость, преобразование традиционных форм, возникновение новаций. Необходимость иметь сношения с внешним «враждебным» миром (миром «чужих») заставили старообрядцев преодолеть «замкнутость» с целью решения практических задач выживания общины. Появляется уникальное явление —
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
старообрядческое предпринимательство. Возникла потребность выработать систему взаимоотношений, которая бы регламентировала связи с «внешним миром»: ею стала деловая этика. Базисом её является этико-религиозный кодекс, призванный консервировать и сохранять традиции. Деловая этика служит практическим целям торгово-экономической и предпринимательской деятельности. Она была своего рода преобразователем консервативных этических норм, выполняла функцию их адаптации к жизненным реалиям. Важным моментом является то, что деловая этика безоговорочно распространялась как на «своих», так и на «чужих».
Подводя итог, необходимо отметить, что концепция этико-религиозного кодекса
старообрядцев отражает представления о мире «ревнителей старины». Она складывается из следующих позиций: во-первых, мировоззрение староверов определяло эсхатологическое учение о Третьем Риме, из которого формировалось понимание, что отступление от старой веры символизирует приход в мир антихриста; во-вторых, центральной проблемой идеологии старообрядчества становится проблема спасения души, обострённая ожиданием близкого конца мира, причём посредством приверженности истинной церкви (то есть старообрядчеству) и соблюдения норм подлинного христианского жития; в-третьих, семья для старовера становится эффективным механизмом сохранения основ «старой веры».
Примечания
1. Быковский, К.И. История старообрядчества всех согласий. (Единоверие, начало раскола и сектантства) / К.И. Быковский. — М., 1906. — 137 с.
2. Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века / С.А. Зеньковский. — М. 1995. — 272 с.
3. Костомаров, Н. И. Исторические монографии и исследования / Н.И. Костомаров. — СПб.: Типография А. Траншеля, 1872.
4. Кузнецова, О. А. «Человек экономический» в истории промышленного предпринимательства России (конец XIX — начало XX века) / О.А. Кузнецова. — Иваново: ИГТА, 2005. — 224 с.
5. Российское предпринимательство. История и возрождение : [в 3 кн.] — М.: Русское деловое агентство, 1997. — Кн. 3. — 1104 с.
6. Рябушинский, В. П. Старообрядцы и русское религиозное чувство / В.П. Рябушинский.
— М.; Иерусалим: Мосты, 1994. — 239 с.
7. Товбин, К. М. Трансформация концепции «Москва — Третий Рим» в русском православном старообрядчестве: дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13 / К.М. Товбин. — Ростов-на-Дону, 2006.
— 160 с.
8. Флоровский, Г. В. (прот.) Пути русского богословия / Прот. Георгий Флоровский. — Париж: YMKA-PRESS, 1988. — 391 с.