Научная статья на тему 'Концепция экономического анализа в условиях информационного обеспечения формирования стратегических управленческих решений'

Концепция экономического анализа в условиях информационного обеспечения формирования стратегических управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция экономического анализа в условиях информационного обеспечения формирования стратегических управленческих решений»

Раздел 2. Стратегические аспекты развития организации

Концепция

экономического

анализа в условиях

информационного

обеспечения

формирования

стратегических

управленческих

решений

В.А. Бирюков,

к.э.н., старший преподаватель кафедры БУ и АХД

Экономические, социальные, правовые, институциональные преобразования требуют совершенствования методологических основ всей совокупности общественных наук. Это в полной мере относится к экономической теории, как к определяющему общенаучному направлению, и прикладным научным экономическим отраслям, среди которых экономический анализ осуществляет реализацию методологических концепций экономической теории, конкретизируя, раскрывая и оценивая причинно-следственные связи, обусловленные реальными экономическими отношениями хозяйствующих субъектов.

Экономический анализ выполняет мировоззренческую функцию, реализуемую через систему взаимосвязанных аналитических оценочных показателей, с одной стороны, и инструмента выработки обоснованных управленческих решений, с другой.

Развитие экономического анализа в современных условиях требует фундаментального пересмотра ряда методологических подходов, обогащения его концептуальных положений результатами отечественных и зарубежных научных разработок. В переосмыслении нужда-

ются такие принципиально важные для любой науки вопросы, как определение предмета и метода экономического анализа, его места в системе экономических наук, а также практической востребованности его методик в системе бизнес-отношений.

Экономический анализ как наука и как практическая область деятельности является важным связующим звеном между потенциальными ресурсными возможностями и ожидаемой результативностью от их реализации на различных уровнях управления. Развитие экономического анализа как прикладной отрасли научных знаний обусловливается насущными потребностями современных форм и методов ведения предпринимательской деятельности, когда все большее внимание уделяется анализу деятельности хозяйствующих субъектов.

Все это выдвигает новые требования к раскрытию информации о результативности деятельности хозяйствующих субъектов с целью повышения инвестиционной привлекательности организации, укрепления ее имиджа в качестве надежного делового партнера, добросовестного заемщика.

Взгляды российских и зарубежных ученых относительно сущности содержания и предмета экономического анализа во многом сходны, но имеются и определенные различия. Предметом экономических наук в целом, учитывая их исключительно прикладной аспект, служат экономические отношения различных субъектов, возникающие в связи с созданием, распределением и потреблением материальных благ. Вместе с тем каждая экономическая наука имеет свой специфический предмет исследования. Среди ученых-аналитиков не сложилось однозначного мнения по поводу предмета экономического анализа, представляющего собой главную дефиницию любой науки.

Обобщая различные определения предмета экономического анализа, целесообразно предложить его уточненную формулировку. Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, познание которых позволяет комплексно исследовать достигнутые и будущие результаты деятельности, их чувствительность к управленческим воздействиям с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия и укрепление его рыночных позиций.

Одним из важных теоретических аспектов, нуждающихся в серьезном переосмыслении в современных условиях, является обоснование системы видов экономического анализа, имея в виду их практическую востребованность в разработке бизнес-стратегии на различных уровнях управленческой иерархии. Обобщение различных подходов к формированию системы видов экономического анализа позволило нам сформировать более целостную их типологию, исходя из

десяти сущностных классификационных признаков, обосновав при этом выделение нового вида - стратегического экономического анализа, представляющего собой новое научное направление прикладного характера.

Стратегический экономический анализ - это прогнозирование будущей результативности деятельности хозяйствующего субъекта, основанное на результатах ретроспективного экономического анализа и оценки достигнутого уровня.

Целью стратегического экономического анализа является адекватное формализованное системное представление стратегических финансово-экономических и иных бизнес-целей, способствующих достижению стратегических целей организации, на основе комплексного изучения сложившегося и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов на результативность ее деятельности.

Содержание стратегического экономического анализа заключается в достаточно детальном и всестороннем обеспечении адаптированной для восприятия различными внешними и внутренними пользователями аналитической информацией, способствующей принятию оптимальных стратегических управленческих решений.

Объектом стратегического экономического анализа выступает организация - хозяйствующий субъект, который представляет собой комплексную управленческую систему, включающую совокупность интегрированных управляющих и управляемых функциональных подсистем направлений и форм деятельности.

Стратегический экономический анализ позволяет создать систему основных индикаторов (агрегированных характеристик) долгосрочного развития организации, в соответствии с которыми разрабатывается финансовая, экономическая, сбытовая, производственная, социальная и другие стратегии, характеризующие различные аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. К числу стратегических целей можно отнести ускорение темпов роста доходности капитала, увеличение рыночной стоимости организации, повышение рентабельности, оптимизацию рисков, расширение рынков сбыта и т. д. Во многом выбор стратегических целей определяет модель развития организации в целом в долгосрочной перспективе.

Понятие стратегического анализа применимо как на уровне разработки крупномасштабных прогнозов политического, финансового, институционального, экономического уровня, так и в контексте прогнозного управления в рамках хозяйствующих субъектов (организаций).

Можно выделить следующие три уровня стратегического экономического анализа относительно макро-, мезо- и микроуправления, которые имеют одну методологическую основу, одинаковые принципы, преемственность базовых методов исследования:

• стратегический макроэкономический анализ для целей исследования, оценки и прогнозирования развития объектов управления на уровне национальной экономики государства в целом, его бюджета, целевых государственных программ и т. д., которые требуют качественной оценки достигнутых агрегированных финансово-экономических показателей, используемых для формирования глобальных инвестиционных проектов, включая бюджеты целевых отраслевых и социальных программ и их мониторинг;

• стратегический мезоэкономический анализ для целей исследования, оценки и прогнозирования развития объектов управления на уровне регионов, видов экономической деятельности, крупных корпораций, имеющих сложную вертикально и горизонтально интегрированную организационно-правовую структуру и т. д.;

• стратегический микроэкономический анализ для целей исследования, оценки и прогнозирования развития объектов управления на уровне организации в целом, направлений (видов) ее деятельности, структурных подразделений (дивизионов) и т. д.

Для комплексного решения различных управленческих задач на уровне хозяйствующего субъекта, Н.С. Пласкова считает необходимым выделение и систематизацию отдельных связанных между собой видов стратегического экономического анализа (табл. 1) [2].

Таблица 1

Классификация видов стратегического экономического анализа

Классификационный признак Вид анализа

1. Уровень управления Корпоративный, функциональный, структурный (анализ деятельности бизнес-единиц)

2. Стратегическая функция Система менеджмента в целом, маркетинговый, снабженческий, производственный, технологический, технический, сбытовой, инвестиционный, инновационный, финансовый, учетно-экспертный (аудиторский), социальный, экологический, ресурсный, дивидендный

3. Субъект Собственники организации, руководство организации, руководители и менеджеры департаментов управления, органы внутреннего контроля, внутренние аудиторы

Классификационный признак Вид анализа

4. Содержание Комплексный, доминантный (важнейшие направления), локальный, тематический

5. Периодичность Краткосрочный (до года), среднесрочный (от одного до трех лет), долгосрочный (свыше трех лет), эпизодический (ситуационный)

6. Метод изучения объекта Системный, сравнительный, выборочный, маржинальный, факторный, экономико-математический и др.

7. Сегмент (область) прогнозирования Рыночная стоимость, качество менеджмента в целом, инвестиционная привлекательность, рентабельность, конгломератная реструктуризация (слияние, поглощение), увеличение доли рынка сбыта, проникновение и закрепление в новом секторе рынка сбыта, финансовая безопасность, риски и их страхование

8. Информационная база Внешние источники (СМИ, специальные и тематические аналитические обзоры, опросы, конфиденциальные данные), внутренняя финансовая и нефинансовая информация, финансовая отчетность, бизнес-планы и др.

Представленные в табл. 1 классификационные признаки позволяют наиболее полно выделить различные виды стратегического экономического анализа.

Одной из особенностей стратегического экономического анализа является перспективная направленность, основанная на результатах тщательного ретроспективного анализа и оценки достигнутого уровня развития бизнеса. Ретроспективный анализ, несмотря на свою основную контрольную функцию, позволяет использовать максимально возможный объем детальной информации, экстраполировать результаты выявленных трендов для прогнозирования деятельности, корректировки стратегических управленческих решений, повышения обоснованности бизнес-планирования.

Другая особенность стратегического экономического анализа заключается в измерении прогнозного воздействия факторов внешней (экзогенной) и внутренней (эндогенной) среды на будущую результативность управленческих решений, принимаемых по основным сферам и направлениям деятельности.

Важной составляющей методического обеспечения стратегического экономического анализа является выбор методов и приемов, соответствующих его целям, задачам и этапам. Стратегический экономический анализ имеет особенности формирования и использования комплекса методических инструментов, что обуславливается его специфическими целями и задачами, перспективной направленностью. Считаем целесообразным выделить специальные, характерные для стратегического экономического анализа методы и приемы, не столь широко используемые в ретроспективном экономическом анализе (рис. 1).

Рис. 1. Специальные методы стратегического экономического анализа

SWOT-анализ используется для определения положительных и отрицательных сторон разрабатываемых стратегий. Основным его содержанием является определение сильных и слабых сторон хозяйствующего субъекта, а также его преимуществ и угроз.

SWOT-анализ формирует представление о перечисленных выше компонентах в виде четырех аналитических разделов (квадрантов), два из которых отражают настоящее и прогнозное состояние сильных и слабых сторон внутри организации, а два других - настоящие и прогнозные стратегические возможности и угрозы окружающей среды. Сравнение полученных таким образом квадрантов позволяет организации всесторонне и объективно оценить ситуацию для разработки стратегии своего развития. Регулярный SWOT-анализ позволяет своевременно и поступательно реагировать на внутренние и внешние изменения и вносить необходимые корректировки, обеспечивая преемственность стратегической линии.

PEST-анализ среды основывается на принципе группировки макроэкономических факторов. Учет влияния политико-правовой среды связан с такими факторами, как формы и методы государственного регулирования рынка, денежного обращения, государственной поддержки отдельных видов экономической деятельности, политики привлечения и защиты иностранных инвестиций; правовые аспекты регулирования процедур финансовой санации и банкротства, стандартизация финансовой отчетности. В экономической среде наибольшее влияние оказывают темпы развития экономической динамики (валовой внутренний продукт, национальный доход), темпы инфляции, система налогообложения, скорость денежного оборота, ставка рефинансиро-

вания, динамика валютных курсов. Социальная среда - это, прежде всего, образовательный и культурный уровень трудоспособного населения, уровень профессиональной подготовки специалистов в области деятельности организации. Со стороны технологической среды наибольшее влияние на стратегическое развитие предприятия оказывают инновации в сфере технических и технологических средств производства.

SNW-анализ внутренних факторов используется для исследования эндогенных позиций и состоит в оценке нейтральных позиций, которые, как правило, приближены к средним, характеризующим конкретный вид экономической деятельности. Он позволяет рассмотреть нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на деятельность организации, под углом минимально необходимого стратегического уровня.

Портфельный анализ используется для выбора специфической финансовой стратегии формирования оптимального портфеля фондовых инструментов, в основе которого лежит оценка взаимосвязи «прибыль риск». Главным ориентиром в данном случае является подбор такого эффективного портфеля, который позволит максимизировать соотношение этих двух его основных характеристик.

Сценарный анализ представляет собой комплексное исследование, результатом которого является формирование наиболее приемлемой прогнозной оценки комплексного показателя при всевозможных вариантах (сценариях) воздействия различных взаимосвязанных факторов, а также определение вероятности реализации того или иного сценария.

Сравнительный анализ, суть которого заключается в сопоставлении значений аналогичных показателей с различными базами сравнения. Разновидностью его является бенчмаркинг, основанный на результатах сравнения важнейших показателей деятельности организации с показателями конкурентов, а также показателями, характеризующими определенный вид экономической деятельности.

R-анализ или коэффициентный анализ, основу которого составляет сопоставление (расчет коэффициентов) различных измеримых показателей. Коэффициенты - это относительные показатели, которые подразделяются на две группы: коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распределения показывают, какую часть (долю, удельный вес) тот или иной абсолютный показатель составляет от итога 1 группы показателей. Коэффициенты координации являются качественными характеристиками, отражающими соотношения разных по существу абсолютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Интегральный факторный анализ по модели Дюпон, который заключается в разложении коэффициентов рентабельности (наи-

более агрегированных характеристик результативности бизнеса) на ряд коэффициентов более низкого порядка, с которыми (по предположению, основанном на профессиональном суждении аналитика) показатель рентабельности может находиться в функциональной зависимости (прямой или обратной).

Риск-анализ представляет собой специфический метод, основное назначение которого состоит в прогнозировании вероятности возможных финансово-экономических потерь и формировании управленческих воздействий предупредительного характера. Предпринимательская деятельность постоянно сопровождается различными рисками. Предпринимательский риск - это возможность неблагоприятного результата деятельности, что может выражаться в неполучении запланированной прибыли, снижении продаж, получении убытков, потере собственниками части имущества.

Практически любое управленческое решение несет в себе угрозу потерь, поэтому и в текущем, и стратегическом управлении организацией необходимо осуществлять качественное управление рисками, компонентами которого являются идентификация, профилактика и предупреждение.

К числу основных принципов управления предпринимательскими рисками можно отнести:

• осознанность принятия рисков и управляемость;

• независимость управления;

• сопоставимость уровня принимаемых рисков с доходностью;

• сопоставимость с финансовыми возможностями организации;

• экономичность управления;

• учет временного фактора;

• учет финансовой стратегии организации;

• возможность передачи рисков.

Управление рисками может быть реализовано в следующих

формах:

• активная - использование имеющейся информации, прогнозирование событий, активное воздействие на деятельность предприятия, максимальное возможное предупреждение негативных последствий;

• адаптивная - приспособление к сложившейся ситуации, выбор «меньшего из зол», частичное предотвращение ущерба;

• консервативная - управляющие воздействия следуют за рисковым событием, направлены на локализацию ущерба.

Для разработки мер по предотвращению или минимизации негативного влияния рисков используются различные методы их анализа, оценки вероятности их наступления, масштабов финансовых по-

следствий и компенсаций: экономико-статистические, экспертные, аналоговые и другие методы стратегического экономического анализа.

Предложенные уточнения базовых теоретико-методологических дефиниций экономического анализа, а также обоснование его нового направления - стратегического экономического анализа, обусловленное современными рыночными преобразованиями, направлено на углубление научных основ экономического анализа в целом, а также на расширение возможностей внедрения его методических разработок в управленческую практику хозяйствующих субъектов.

Библиографический список

1. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ : учебник / Пласкова Н.С. - М. : Эксмо, 2010. - 640 с.

2. Пласкова Н.С. Методология стратегического анализа результативности бизнеса : монография / Н.С. Пласкова. - М. : Креативная экономика, 2007. - 410 с.

3. Грант Р. Современный стратегический анализ / Грант Р. -СПб. : Питер, 2008. - 554 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.