Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЭДГАРА ЦИЛЬЗЕЛЯ О ГЕНЕЗИСЕ НАУКИ (Обзор)'

КОНЦЕПЦИЯ ЭДГАРА ЦИЛЬЗЕЛЯ О ГЕНЕЗИСЕ НАУКИ (Обзор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЭДГАРА ЦИЛЬЗЕЛЯ О ГЕНЕЗИСЕ НАУКИ (Обзор)»

Л.М. Косарева

КОНЦЕПЦИЯ ЭДГАРА ЦИЛЬЗЕЛЯ О ГЕНЕЗИСЕ НАУКИ (Обзор)

Венский историк науки Эдгар Цильзель (1891-1944) является крупным представителем плеяды исследователей науки, сформировавшейся в 30-е годы под активным влиянием марксистских идей. Сделанный на Втором Международном конгрессе историков науки (Лондон, 1931) доклад советского делегата Б.М. Гессена продемонстрировал возможности диалектико-материалистического метода при анализе научных идей, оказав сильное воздействие на многих исследователей науки. Наряду с такими учеными, как Д. Бернал, Р. Мертон, Дж. Нидам и т.д., Цильзель становится убежденным «экстерналистом».

Эмигрировав в Америку, он публикует в начале 40-х годов ряд статей, в которых находит выражение его новое понимание природы науки, ее становления. И если в первых публикациях1 Цильзеля интересуют деятели культуры античности и Возрождения - литераторы, художники, изобретатели - в широком историческом плане, то статьи последнего периода целиком посвящены социологическому анализу генезиса науки. Об этом говорят и их названия: «Социологические корни науки»2, «Генезис понятия "физический закон"»3, «Истоки научного метода Вильяма Гиль-

1 Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffes. Zur Ideengeschichte der Antike und des Frühkapitalismus. - Tubingen: Mohr, 1926. - VIII, 346 S.; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal mit einer historischen Begründung. - Wien: Braumiiller, 1918. - VIII, 200 S.

2 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 544-562.

3 Zilsel E. The genesis of the concept of physical law // Philos. rev. - Ithaca (N.Y.), 1942. - Vol. 51, N 3. - P. 245-279.

берта»1, «Коперник и механика»2, «Генезис понятия "научный прогресс"»3. Три последние статьи включены в сборник «Корни научной мысли: культурная перспектива», изданный в 1957 г.4

Концепция Э. Цильзеля о возникновении науки направлена против плоскоэволюционистского подхода, позитивистской историографии, не видящей качественного своеобразия феномена науки Нового времени.

У Цильзеля четко подчеркивается стремление не растворить принципиально новый, по сравнению со средневековым, способ понимания мира, не разбрасывать его по крупицам на всю историю человечества, как это делают другие историки науки (Л. Торндайк, П. Дюгем).

Так, он не соглашается с Л. Торндайком в оценке достижений деятелей проторенессанской науки Роджера Бэкона и Альберта Великого, полагая, что Торндайк явно преувеличивает их роль как зачинателей современной науки5. Таким же образом он критикует и П. Дюгема. Отмечая научную важность исследований последнего о Парижской школе (Буридан, Орем и др.), Цильзель считает, что Дюгем «значительно преувеличивает их "предвосхищения" современных физических и астрономических идей, выбирая редкие и довольно поверхностно соответствующие современному естествознанию моменты и пропуская множество отличающихся. Точка зрения Дюгема, - полагает Цильзель, - некритически воспринята многими последователями»6.

Мысль о качественном своеобразии научного способа мышления проходит через все работы Цильзеля. Он считает неприемлемым для «историка науки считать современные идеи как нечто само собой разумеющееся и некритически приписывать их мысли-

1 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 1-32.

2 Zilsel E. Copernicus and mechanics // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y.,1940. - Vol. 1. - P. 113-118.

3 Zilsel E. The genesis of the concept of scientific progress // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y.,1945. - Vol. 6, N 3. - P. 325-349.

4 Roots of scientific thought. A cultural perspective / Ed. by Wiener Ph.P., Noland A. - N.Y.: Basic books, 1958. - X, 677 p.

5 Zilsel E. Problems of empiricism // Santillana G. de, Zilsel E. The development of rationalism and empiricism. - Chicago, 1941. - P. 54.

6 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 549.

телям прошлого»1. Отмечая, что в современной Европе становящаяся наука испытала в огромной степени влияние и античных математиков, и астрономов, и средневековых арабских ученых, Цильзель делает упор не на эти влияния, а на те «социологические условия, которые сделали эти влияния возможными»2.

В статье «Коперник и механика» Цильзель пытается показать, насколько далек стиль мышления Коперника от современного. Анализируя текст книги Коперника «Об обращении небесных сфер»3, он отмечает следующие моменты.

1. Коперник постоянно пользуется понятием ценности в своих основных утверждениях. Так, неподвижность Солнца аргументируется им в гл. 8, кн. 1 тем, что состояние неподвижности является более «благородным и божественным», чем состояние движения. Последнее приличествует скорее Земле, чем всей Вселенной. Светильник Солнца расположен в центре «прекраснейшего храма» Вселенной - в наилучшем месте, откуда он может освещать сразу всю Вселенную.

2. Коперник склонен видеть в неодушевленных объектах существа, стремящиеся к достижению своих целей. Так, он пишет, что Земля «зачинает» от Солнца и, вынашивая бремя, «рождает» ежегодно.

3. К телеологической концепции природы относится мнение Коперника о том, что предметы одного сорта оказывают друг на друга взаимные влияния по принципу симпатии.

4. Телеологическая, полуанимистическая концепция природы проявляется и в коперниковском толковании движения, основывающемся на аристотелевском различении «естественных» и «насильственных» движений. Падение тел Коперник объясняет теорией «естественного места». Поскольку Птолемей, возражая против вращения Земли, утверждал, что при этом все предметы должны быть сброшены с ее поверхности, Копернику приходится защищать свою новую позицию: он утверждает, что центробежные силы появляются только в «искусственном», но никак не в таком «естественном» движении, как вращение Земли4.

1 Zilsel E. The genesis of the concept of physical law // Philos. rev. - Ithaca (N.Y.), 1942. - Vol. 51, N 3. - P. 247.

2 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 545.

3 Коперник Н. О вращениях небесных сфер / Пер. И.Н. Веселовского. - М.: Наука, 1964. - 646 с.

4 Zilsel E. Copernicus and mechanics // J. of the history of ideas. - Vol. 1. -Lancaster (Pa); N.Y.,1940. - P. 114-115.

Цильзель отмечает, что современный научный способ познания действительности с помощью эксперимента кажется в XX в. настолько привычным и естественным, что осознать «необычность», «неочевидность», «удивительность» экспериментального метода науки Нового времени для историка довольно трудно.

Цильзель считает, что исследователь науки должен увидеть, что научный подход к миру - «довольно позднее достижение в истории человечества»1, должен понять, «как это изумительно, что наука вообще возникла в определенный период и в определенных социологических условиях»2. А сделать это можно, согласно Цильзелю, при историческом подходе к проблеме, «когда возникновение науки рассматривается как социологический процесс»3.

Критикуя антиисторизм плоскоэволюционистского подхода к проблеме становления науки, Цильзель пишет: «Развитая наука появляется только однажды, а именно в современной западной цивилизации. Мы слишком склонны рассматривать себя и свою цивилизацию как естественную вершину человеческого развития. Из этой самонадеянной точки зрения вытекает уверенность, будто человек просто становился все более и более смышленым, пока в один прекрасный день не появились великие исследователи-пионеры и не создали науку как последнюю стадию однолинейного интеллектуального развития. Таким образом, не учитывается тот факт, что развитие человеческого мышления шло во многих качественно различных направлениях, где "научное" является лишь одной из ветвей»4.

Таковы методологические предпосылки предложенной Э. Цильзелем концепции становления современной науки.

Основное содержание этой концепции изложено в его статье «Социологические корни науки»5. Отправным пунктом рассуждений Цильзеля выступает тезис о том, что человеческое общество при переходе от феодализма к раннему периоду капитализма претерпевает фундаментальные изменения, создавая необходимые

1 Zilsel E. Problems of empiricism // Santillana G. de, Zilsel E. The development of rationalism and empiricism. - Chicago, 1941. - P. 53.

2 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 545.

3 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 25.

4 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 544.

5 Ibid. - P. 544-562.

условия для возникновения науки. Целью данной статьи Цильзеля является вычленение как общих, так и специфических условий формирования научного метода. Общие условия суммируются им в виде следующих положений.

1. С появлением раннего капитализма центр культуры переместился из монастырей и деревень в города. Наука, будучи светской и невоенной по духу, не могла развиваться среди духовенства и рыцарства: она могла развиться только среди горожан.

2. Конец Средневековья был периодом быстрого технологического прогресса. В производстве и в военном деле стали использоваться машины. Это, с одной стороны, ставило задачи для механиков и химиков, а с другой - способствовало развитию каузального мышления и в целом ослабляло магическое мышление1.

3. Капитализм с его духом предпринимательства и конкуренции разрушил присущий средневековому образу жизни и мышления традиционализм и слепую веру в авторитеты. «Индивидуализм нового общества есть предпосылка научного мышления. Ученый также доверяет в конечном счете только своему собственному разуму и склонен быть независимым от веры в авторитеты. Без критичности нет науки. Критический научный дух (который совершенно неизвестен всем обществам, где отсутствует экономическая конкуренция) - есть наиболее сильное взрывчатое вещество, которое когда-либо производило человеческое общество»2.

4. Феодальное общество управлялось традицией и привычкой, тогда как в становящемся капиталистическом обществе важную роль играют рациональные правила управления и ведения хозяйства. «Возникновение экономической рациональности способствует развитию рациональных научных методов. Появление количественного метода, который фактически не существовал в средневековых теориях, не может быть отделено от духа расчетов и вычислений, присущих капиталистической экономике»3.

В одной из лучших книг ХУ в. по математике Луки Пачиоли содержится первое литературное обозрение техники двойного бухгалтерского учета. Развитие наиболее рациональных наук, в особенности математики, Цильзель связывает с прогрессом рациональности в технологии и экономике. Он иллюстрирует это, на-

1 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 545.

2 Ibid. - P. 546.

3 Ibid.

пример, тем, что десятичные дроби были впервые введены в математическом памфлете Стевина, который начинался словами «Удачи всем вам, астрономы, землемеры... вам, чеканщики и купцы!..»

Классическая математическая традиция (Евклид, Архимед, Аполлоний, Диофант), считает Цильзель, могла возродиться в ХУ1 в. потому, что новое общество потребовало вычислений и измерений. Цильзель выдвигает мысль о том, что рационализация государственной администрации и закона имела своего двойника в виде появившихся рациональных, научных идей. «Распыленное государство феодализма, - пишет он, - с его неопределенным традиционным законом было постепенно заменено абсолютными монархиями с централизованной властью и рациональным государственным законом. Эти политические и юридические перемены содействовали появлению идей, что все физические процессы управляются рациональными естественными законами, установленными Богом. Эта идея, однако, появляется не раньше ХУП в. (Декарт, Гюйгенс, Бойль)»1. Таковы те фундаментальные изменения в обществе, наступившие с рождением капитализма, которые, согласно Цильзелю, создали необходимые предпосылки для возникновения научного метода.

Переходя к анализу специфических условий, способствовавших становлению экспериментального естествознания, Цильзель рассматривает три большие социальные группы: университетских ученых-схоластов, гуманистов и ремесленников и их взаимоотношения на протяжении Х1У-ХУ1 вв.

Университеты вплоть до середины ХУ1 в. оставались в стороне от новых веяний, не подвергаясь влиянию ни со стороны современной им развивающейся технологии, ни со стороны гуманизма. Университетский дух оставался по преимуществу средневековым, оказывая сильное сопротивление социальным изменениям внешнего мира.

Гуманисты - представители светской образованности, появившиеся в Х1У в. в итальянских городах, не были учеными (scientists). Они являлись секретарями и служащими муниципалитетов, знати, папы. Цели их проистекали из условий их профессиональной деятельности. Чем более блестящими были сочинения представителей этой второй группы глядевших «с завистью на политические и культурные достижения классического прошлого»,

1Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 547.

чем более красноречивыми были их ораторские выступления, тем больший престиж они приносили своим нанимателям и большую славу и известность - себе. Многие из них стали свободными литераторами, зависящими от знати и банкиров, как от патронов. Другие были наставниками сыновей знати, а некоторые получили академические кресла и преподавали в университетах греческий и латынь.

Цильзель, характеризуя и университетских ученых, и гуманистов, подчеркивает приверженность и тех и других к авторитетам: одни ни шагу не могли ступить, не опираясь на Священное Писание и Аристотеля, другие возвели сочинения некоторых античных писателей в ранг непререкаемых образцов стиля. Хотя гуманисты проповедовали рационализм, их методы отличались как от рационализма схоластов, так и от современного научного рационализма. Гуманисты, развивая методы научной филологии, вовсе не интересовались физическими законами и количественным способом изучения мира. «Гуманисты, - пишет Цильзель, - больше интересовались словами, чем вещами... Как университетские ученые, так и гуманисты презирали необразованных людей, писали и говорили только на латыни»1.

Характеризуя третью социальную группу - ремесленников, Цильзель замечает, что «на всю интеллектуальную и профессиональную деятельность Возрождения оказывали влияние социальные антитезы "механических" и "свободных" искусств, "рук и языка"2. К семи «свободным» искусствам относились астрономия, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, медицина, музыка. Остальные виды деятельности относились к презираемым «механическим» искусствам. Университетские доктора медицины удовлетворялись комментированием медицинских сочинений древности; врачи же, выполнявшие все физические операции, приравнивались к цирюльникам и имели низкое общественное положение, подобное положению повивальных бабок. Средневековая традиция ставила литераторов выше художников. Последние вообще никак не отделялись в Х1У в. от маляров и каменщиков и, подобно всем ремесленникам, были организованы в цехи. Художники в Италии отделились от общей массы ремесленников лишь в конце ХУ1 в. Это проявлялось, в частности, в том, что в это время часто обсуждался вопрос: относятся ли живопись и скульптура к свободным или к механическим искусствам? И для того чтобы за-

1 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 550.

2 Ibid. - P. 550.

воевать общественное признание и уважение, живописцы в этих дискуссиях часто подчеркивали свою связь с наукой, убеждая, что живописи необходимо знание геометрии и законов перспективы.

Ремесленники - изобретатели технических новшеств, моряки - первооткрыватели новых земель, - весь этот люд едва упоминался литераторами-гуманистами. Однако именно эти ремесленники, подчеркивает Цильзель, «выходя из-под власти цеховых традиций и толкаемые к изобретениям экономической конкуренцией, были, без сомнения, пионерами эмпирического наблюдения, экспериментирования и каузального исследования»1.

Среди этих ремесленников было несколько привилегированных групп, по роду своей деятельности больше нуждавшихся в знании и получавших лучшее образование, чем обычный городской ремесленный люд, который был необразованным и часто неграмотным. Эти верхние слои, так сказать «сливки» ремесленников (Цильзель называет их художниками-инженерами за их всестороннюю деятельность), выделили из своих рядов замечательных людей. Среди них - Брунеллески, Альберти, Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Дюрер. «Между живописцами, скульпторами, ювелирами и архитекторами, - пишет Цильзель, -не было резкого разделения; очень часто один и тот же художник работал в различных областях, так как в эпоху Возрождения разделение труда было развито очень слабо»2.

Художники-инженеры обычно получали образование в качестве учеников в мастерских своих учителей. Только Альберти имел широкое гуманистическое образование. Художники-инженеры имели контакты с представителями двух других групп - с учеными-схоластами (астрономами, медиками) и гуманистами. Однако «скрытые качества» и «субстанциальные формы» схоластов, многословие гуманистов были для них малоинтересными. «Все эти "верхи" ремесленников уже обладали значительными теоретическими познаниями в области механики, акустики, химии, металлургии, начертательной геометрии и анатомии. Но так как они не научились систематически применять научный метод, их достижения напоминали коллекцию изолированных открытий»3. Леонардо да Винчи, как показывают его записные книжки, иногда

1 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 551.

2 Ibid.

3 Ibid. - P. 553.

пытался совершенно неверно подойти к механическим проблемам, которые он же сам уже правильно решил несколько лет назад. Представители «верхов» ремесленников, считает Цильзель, еще не могут быть названы учеными в современном смысле слова, но они являются непосредственными предшественниками науки.

Таким образом, до 1600 г., пишет Цильзель, две составные части научного метода были разделены. Систематическое образование составляло удел высших слоев общества, университетских ученых, гуманистов; эксперимент и наблюдение падали на долю ремесленного люда. «Социальные антитезы рук и языка» вели к тому, что до 1550 г. «представительные ученые-схоласты», «респектабельная наука» того времени не интересовались достижениями зарождавшегося нового мира. Лишь в начале Х\Г в. стала публиковаться литература, написанная «механиками» на испанском, португальском, итальянском, французском, немецком, датском языках. Это были трактаты по навигации, различные брошюры по металлургии, фортификации, бухгалтерии, начертательной геометрии. «До тех пор, - утверждает Цильзель, - пока ученые не думали об использовании презираемых ими методов физического труда, наука в современном смысле слова была невозможна»1 (курсив наш. -Л. К.). Таково основное положение концепции Цильзеля.

С его точки зрения, презрение к физическому труду, свойственное образованным кругам и античности и Средневековья, привело к исключению эксперимента из «респектабельной науки». Замечая, однако, что предрассудок против физического труда не ронял в глазах общества престиж деятельности алхимиков, Циль-зель объясняет этот факт тем, что занятие алхимией в Средние века не приравнивалось к простому ремеслу; алхимия была «респектабельной» благодаря «чарам магии и золота, так что даже знатные люди могли заниматься ею в качестве хобби»2.

Если до начала Х"У1 в. «ни один респектабельный ученый, гордящийся своим положением представителя свободных искусств, даже не помышлял об использовании методов механических ис-кусств»3, то к 1550 г. положение изменилось. Прогресс технологии привел к тому, что некоторые «ученые мужи» - схоласты начинают

1 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 554.

2 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 26.

3 Ibid. - P. 26.

интересоваться механическими искусствами. Ими были написаны и на латинском, и на местных национальных языках книги по навигации, картографии, горному делу и металлургии, механике и оружейному делу, о географических открытиях (Петер Мартир, Георг Агрикола, Педро де Медина, Симон Стевин...). «Научная механика и физика, - пишет Цильзель в статье "Коперник и механика", - не появлялась в Новое время до тех пор, пока способ мышления ремесленников не был усвоен учеными, воспитанными в академическом духе»1. Но вот «социальный барьер между двумя составными частями научного метода разрушился и методы верхнего слоя ремесленников были усвоены академически воспитанными учеными: родилась настоящая наука. Это произошло около 1600 г. и связано с именами Вильяма Гильберта (1544-1603), Галилео Галилея (15641642) и Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)»2.

Эту центральную мысль своей социологической концепции Цильзель в статье «Истоки научного метода Вильяма Гильберта»3 развивает на конкретном историческом материале.

В истории науки возникновение современного научного, основанного на эксперименте подхода к изучению магнетизма связывают с именем Вильяма Гильберта - «респектабельного» ученого, придворного лекаря королевы Елизаветы.

Цель Цильзеля, вытекающая из его концепции, заключается в данном случае в том, чтобы увидеть в научном методе Гильберта сплав широкой образованности и ремесленных навыков, синтез «социальных антитез рук и языка».

Знаменитая книга Гильберта «О магните»4 - это первая печатная работа, написанная академически образованным ученым, которая целиком основывалась на лабораторном эксперименте и его собственном наблюдении. Она появилась в 1600 г., за шесть лет до первой галилеевской публикации. Цильзель считает, что нарисовать картину Гильбертовой научной позиции оказывается делом довольно сложным. Его метод соединяет научные элементы со схоластическими и анимистическими. С одной стороны, он так же критически мыслит,

1 Zilsel E. Copernicus and mechanics // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1940. - Vol. 1. - P. 118.

2 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 555.

3 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 1-32

4 Gilbert W. De Magnete, magnetisque corporibus et de magno magnete tellure // Physiologia nova. - Londini, 1600. - 240 p.

как и современный экспериментатор: он не полагается ни на какие авторитеты и всегда проверяет сообщения других на своем опыте. Он осмеивает античные и средневековые истории об алмазах и чесноке, разрушавших магнетизм, отвергает объяснение электрического и магнитного притяжения с помощью симпатии. С другой стороны, подобно большинству его современников, он верит в гороскопы. Намагничивающее действие земли на куски железа, находящиеся в кузнице в процессе ковки, сравнивается им с влиянием звезд на ребенка во время рождения1. Во всех своих экспериментах он пользуется сферическими природными магнитами, называя их «земельника-ми», хотя знает, что магниты в виде брусков более эффективны. Держится за средневековую форму этих магнитов Гильберт, вероятно, потому, что верит в метафизическую связь сферической формы и магнетизма. Но, замечает Цильзель, «анимистическая метафизика есть не что иное, как эмоциональный фон его мышления, и не влияет на эмпирическое содержание его науки»2. Ведь сочинения как схоластов, так и философов Возрождения полны суеверий. А Гильбертова критическая по отношению к суевериям позиция, основывающаяся на опыте, и только на опыте, так исключительна в его время, что встает вопрос о ее происхождении, корнях.

Цильзель относит идеи Гильберта, посвящающего свою книгу «О магните» тем истинным философам, «которые ищут знание не только в книгах, но и в самих вещах», к тому же самому интеллектуальному течению, что и идеи Телезио, Патрицио, Кампанел-лы и Бруно. «Молодая экспериментальная наука начала ХУ11 в., -пишет он, - и антидогматическая, фантастическая метафизика позднего Ренессанса могли оказаться связанными: в обеих проявляет себя бунт нарождающегося современного общества против устаревшей эрудиции и авторитетов прошлого. Натурфилософия позднего Ренессанса была старшей сестрой экспериментальной науки, но не ее матерью. Экспериментальный метод не произошел и не мог произойти из метафизических идей натурфилософов. Мы должны искать его непосредственных предшественников в другом месте и в других социальных слоях»3. Итак, каковы же были истоки научного метода Гильберта? Ключ к решению этого вопроса Цильзель усматривает в том, что книга «О магните» настолько

1 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 4.

2 Ibid. - P. 6.

3 Ibid. - P. 11.

широко касается практических проблем, что скорее напоминает технологическую работу нашего времени, чем собственно физическую (поскольку о жизни и творчестве Гильберта известно очень мало, Цильзель в своем социологическом анализе опирается в основном на две опубликованные книги Гильберта)1.

Книги эти обнаруживают тесную связь гильбертовских теоретических исследований с практической металлургией и горным делом. Наиболее часты ссылки на Георга Агриколу. Среди горняков и литейщиков того периода, принадлежавших к низшим слоям общества, многие, стимулируемые к новшествам экономической конкуренцией, испытывали новые технологии и наблюдали естественные процессы. Очевидно, среди таких ремесленников, пишет Цильзель, были экспериментаторы, хотя и экспериментировавшие только с практическими целями и без теоретического знания. С ними Гильберт имел много контактов. Часто Гильбертовы опыты просто повторяли эти технологические процессы. Хотя, «конечно, эксперименты Гильберта, - пишет Цельзель, - не были откровенными копиями опытов шахтеров и литейщиков. Но дух наблюдения и экспериментирования Гильберт перенял не от схоластов, а от ремесленников»2.

Другим источником метода Гильберта, отмечает Цильзель, явилось знакомство с навигаторами. Чрезвычайно широкий круг его высказываний обнаруживает его знакомство с сообщениями английских, испанских, португальских, голландских мореплавателей. Морские познания Гильберт получал не только из книг: он гордился дружбой с двумя великими мореплавателями - кругосветными путешественниками Дрэйком и Кавендишем.

Но наиболее важным, считает Цильзель, для Гильберта было влияние Роберта Нормана, отставного моряка, занявшегося изготовлением компасов, хотя сам Гильберт не только не подчеркивает этого, но даже скрывает. Норман открывает плавание магнитной иглы, конструирует впервые уклонометр. А два выдающихся, очень точно выполненных эксперимента - доказательство с помощью золотых весов невесомости магнетизма и доказательство того, что Земля не притягивает, но только поворачивает магнит-

1 Gilbert W. De Magnete, magnetisque corporibus et de magno magnete tellure. Physiologia nova. - Londini, 1600. - 240 p.; Golbert W. De Mundo nostro sublunari philosophia nova. - Amstelodami, 1651. - 316 p.

2 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 15.

ную иглу, - просто-напросто переняты Гильбертом, причем последний эксперимент даже с меньшей степенью точности. Норману свойственна склонность «основывать свои аргументы только на опыте, разуме и демонстрациях», - пишет он об этом в предисловии к своей книге1.

Короче говоря, описания измерительных инструментов, деталей экспериментальной техники, наиболее точные эксперименты и многие отдельные эмпирические положения книги «О магните» Гильберта уже содержатся в книге Нормана. Цильзель пишет о Нормане: «За исключением латинской эрудиции, цитат, полемики и метафизической философии природы, он обладал всем, что характерно для Гильберта»2. И хотя Норман - всего лишь ремесленник, а Гильберт - ученый муж, однако Норман, «этот замечательный человек», уже чувствует «невероятное наслаждение при открытиях и заинтересован в знании для себя самого»3. Разницу между Гильбертом и Норманом Цильзель видит в социальном различии между высокообразованным ученым позднего Ренессанса и простым отставным моряком. В книге Нормана нет далеко идущих теоретических выводов, но является ли Гильбертова «метафизика сферической формы» научным объяснением? Современный ученый, отмечает Цильзель, может опустить все это у Нормана, как опускает он Гильбертову бранчливую полемику и ученые цитаты. Отсутствием всех этих ренессансных украшений компасный мастер даже ближе к трезвой объективности современного естествознания, чем Гильберт. Цильзель приходит к выводу, что «современная наука и современное мышление, в общем, ближе к экспериментирующим работникам физического труда раннего капитализма, чем к ренессанскому гуманизму, который еще оказывал влияние на Гильберта»4.

Давая ответ на поставленный выше вопрос, Цильзель пишет, что экспериментальный метод Гильберта и его независимая позиция по отношению к авторитетам унаследованы не от древней и современной ему ученой литературы, а, с одной стороны, от шахтеров и литейщиков и, с другой - от навигаторов и инструмен-

1 Norman R. The nee Attractive. - L., 1581. - Vol. 1-2.

2 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 23.

3 Ibid. - P. 24.

4 Ibid.

тальных дел мастеров его времени1. Гильберт был одним из первых, кто разрушил социальный барьер между ученостью и ремеслом, один из первых снял в синтезе «антитезисы рук и языка». Он - первый академически воспитанный ученый, «который осмелился усвоить экспериментальный метод верхних слоев ремесленников и сообщить результаты исследований в книге не для рулевых и механиков, а для образованной публики»2. На частном примере Гильберта Цильзель видит подтверждение своей общей концепции происхождения экспериментального научного метода.

В статье «О генезисе понятия "физический закон"» Цильзель анализирует становление важнейшей формы объяснения в науке «закона природы». К данному вопросу, так же как и к более общей проблеме возникновения экспериментального естествознания, Цильзель подходит исторически.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование физических законов - одна из главных задач современного естествознания. Без применения законов нет современной технологии. Цильзель пишет, что современная западная цивилизация отличается от культур всех других времен и народов тем, что ставит исследование законов природы основной задачей науки. Цель Цильзеля - показать, что понятие физического закона совершенно неизвестно первобытным и восточным цивилизациям; что оно фактически неизвестно и античности, и Средневековью и возникает лишь около середины ХУЛ в.3

В термине «физический закон» нужно различать, замечает Цильзель, два смысла: юридический и смысл, вкладываемый естествоиспытателями. Юридический закон утверждает, как разумные существа должны вести себя, в то время как законы природы, исследуемые естествоиспытателями, просто описывают, как обычно протекают физические процессы. В задачи Цильзеля не входит анализ понятия физического закона в юридическом смысле, и он касается этого, поскольку в пору зарождения научного мировоззрения эти два смысла еще четко не разграничивались.

«Понятие физического закона, - пишет Цильзель, - начинается с юридической метафоры. В хорошо управляемом государстве бывают законы, которые выполняются большей частью граж-

1 Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 24.

2 Ibid. - P. 28.

3 Zilsel E. The genesis of the concept of physical law // Philos. rev. - Ithaca (N.Y.), 1942. - Vol. 51, N 3. - P. 245.

дан. Нарушение закона - сравнительно редкое явление. Чем более могущественным будет правительство и более сведущей полиция, тем реже это будет происходить. Давайте представим себе всемогущее правительство и всесведущую полицию. В этом идеальном случае поведение граждан будет полностью соответствовать требованиям законодателя и законы будут всегда выполняться. В ХУП в. природа сравнивалась с таким идеальным государством. Наблюдаемые повторяющиеся связи физических явлений, которыми начали интересоваться философы и ученые того времени, интерпретировались как божественные приказы и назывались естественными законами. Таким образом, понятие естественного закона берет начало из теологической идеи»1. При дальнейшем развитии идея долженствования постепенно отходит на задний план и фактически исчезает, и единственным содержанием физических законов остается наблюдаемая, повторяющаяся, устойчивая связь явлений.

В своем историческом анализе генезиса понятия «закон природы» Цильзель прослеживает влияние идеи Бога, предписывающего природе законы. Корни этой идеи, отмечает он, уходят в глубокую древность, к Библии и «Corpus Juric». Божественный законодатель - центральная идея иудаизма. Поскольку Бог - творец Вселенной, то он не только дает нравственные и ритуальные законы людям, но и предписывает нормы поведения физическому миру. Авторы Ветхого Завета, пишет Цильзель, «вдохновлялись эмоциональной мыслью, что природа, управляемая Господом, должна вести себя так, как она ведет, и ограничивались очень смутными определениями того, как природа ведет себя. Эта же самая идея долженствования участвовала в формировании современного понятия физического закона, но она была дополнена точным описанием эмпирических фактов»2. Постепенно эти внеопыт-ные компоненты, носящие моральный оттенок, были преданы забвению.

Классической античности также не чужда идея, отмечает Цильзель, что физические процессы управляются и проводятся в жизнь Богом или богами как судьями (Гераклит, стоики). То, что метафора - «закон» - не была совершенно неизвестна античности, доказывается, пишет Цильзель, самим термином «астрономия».

1 Zilsel E. The genesis of the concept of physical law // Philos. rev. - Ithaca (N.Y.), 1942. - Vol. 51, N 3. - P. 246-247.

2 Ibid. - P. 249.

Греческое «номос» означает закон; и наука о звездах не могла бы быть названа астрономией, если бы не существовала идея, что закономерности движения звезд аналогичны человеческим законам. Однако Цильзель считает, что нельзя преувеличивать сходность античного и современного представлений о природе. Идея детерминизма была известна и в античности (Гераклитов «логос», «судьба» стоиков); но античные мыслители чаще говорят о «логосе», чем о «номосе», чаще о «разуме», чем о «законе». Кроме того, в детерминизме античности мифологические и эмоциональные черты преобладают над научно-экспериментальными.

Переходя к Средневековью, Цильзель отмечает, что оно не делает существенного вклада в развитие понятия «закон природы». Отцы церкви и схоласты цитировали и перефразировали отрывки из Библии о Боге - законодателе Вселенной. Так, Августин учил, что Вселенная управляется «вечным божественным законом», который отождествлялся им с непроницаемым божественным провидением и не имел ничего общего с физическими законами современного естествознания. Фома Аквинский утверждал, что Бог, управляя действиями и движениями всего тварного мира, по отношению к последнему является тем же, чем мастер по отношению к своему произведению. У Фомы вся природа, а не только человеческие действия, подчиняется закону. И это понятие закона природы носит теологический характер.

У ремесленников раннего капитализма (ХУ1 в.) понятие закона природы приобретает новые черты. Ремесленники, художники-инженеры, пишет Цильзель, «научились не только экспериментировать, но и формулировать результаты в виде эмпирических правил и количественных понятий»1. Эти правила и явились прообразами современных научных законов.

Подытоживая вышесказанное, Цильзель приходит к выводу, что современное «понятие физического закона не было известно до ХУ11 в. Оно получает полное развитие лишь у Декарта и Спинозы»2. Для иллюстрации Цильзель цитирует «Этику» Спинозы: «...Законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется из одних форм в другие, везде и всегда одни и те же, а следовательно, и способ познания природы вещей, каковы бы они

1 Zilsel E. The genesis of the concept of physical law // Philos. rev. - Ithaca (N.Y.), 1942. - Vol. 51, N 3. - P. 263.

2 Ibid. - P. 263.

ни были, должен быть один и тот же, а именно - это должно быть познанием из универсальных законов и правил природы»1.

Пытаясь ответить на вопрос, почему же научное понятие физического закона появляется лишь в ХУЛ в., Цильзель прежде всего отмечает его сложность. С одной стороны, для него несомненно, что прообразами механических закономерностей выступают количественные правила, которые начинают искать экспериментирующие ремесленники в эпоху зарождающегося капитализма. «Современный экспериментальный метод и замена телеологического и анимистического мышления причинным, - пишет он в статье "Коперник и механика", - берет начало в рядах этих ремесленников»2. Однако почему эти механические закономерности интерпретируются как божественные законы природы? Это не просто вопрос терминологии, замечает Цильзель. Конечно, без «метафизических компонентов», содержащихся в метафоре «закон», эти механические закономерности едва ли могли быть вписаны в наличную систему знания. Но ссылка на силу религиозной традиции не дает, по существу, ответа на вопрос. Идея законов, данных Богом природе, появляется далеко не во всех религиях. Она отсутствовала в Древнем Египте, и остается открытым вопрос, пишет Цильзель, были ли подобные идеи известны Персии и Индии. Поэтому Цильзель ищет другое объяснение.

Интересно, отмечает он, что Средневековье усматривало проявление могущества Бога скорее в чудесах, нежели в обычном ходе природных событий. Кометы, затмения Солнца, уроды обладали для средневековой набожности большей значимостью, чем ежедневный восход солнца или нормальный новорожденный. Как же случилось, что в Новое время в идее Божьего царствования над миром центр тяжести переместился из области исключений в ходе природных событий в сферу правил? Ставя такой вопрос, Цильзель дает на него следующий ответ. Выражения «царствование над миром» и «законы природы» рождаются из сравнения природы и государства. «Не является ли поэтому естественным то, что понимание божественного правления изменилось вместе с изменениями в структуре государства? В феодальном государстве Средневековья правительство и закон совершенно отличаются от соответствующих институтов Нового времени. Феодальное государство было чрезвычайно распыленной

1 Спиноза Б. Этика... - М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1932. - С. 82.

2 Zilsel E. Copernicus and mechanics // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1940. - Vol. 1. - P. 118.

организацией; узы, которыми оно было связано воедино, были иррациональными, считались чем-то абсолютно естественным. Если государь издавал указы, то они часто оказывались привилегиями, даваемыми отдельным дворянам, монастырям и городам, и являлись скорее исключениями, чем правилами. Средневековое понимание природы, похоже, соответствует этой организации государства. Господь творит чудеса, они достойны внимания; конечно, обычное течение природных событий тоже священно, но это - нечто само собой разумеющееся. Таким образом, мысль о множестве рациональных физических "законов" не могла бы появиться при феодализме, если бы даже были известны соответствующие физические факты. Денежная экономика разорвала узы феодализма и традиционализма, сделала необходимым рациональное законодательство и чрезвычайно усилила власть государя. Этот процесс достигает вершины при абсолютизме ХУЛ в. Не случайно, что картезианская идея Бога - законодателя Вселенной, появилась спустя 40 лет после возникновения теории суверенного государства Бодина. Вероятно, не случайно оба мыслителя были французами, ибо Франция была исконной страной абсолютизма. Во всяком случае, концепция универсальных законов природы божественного происхождения возможна только в государстве с рациональным государственным законом и сильно развитой центральной верховной властью. Человек - социальное существо. Он склонен понимать природу не только согласно нуждам, но также беря за образец модель общества»1.

Таким образом, согласно Цильзелю, только в государстве Нового времени с его рациональным государственным законом количественные правила, находимые экспериментирующими «низкими» ремесленниками, могут получить «высокую» религиозную санкцию и интерпретироваться как «божественные законы природа», «пробивая» себе дорогу в мир академической учености.

Такова картина генезиса научного метода, предложенная Цильзелем. В позитивистской историографии не встает специального вопроса о времени возникновения науки (наука появляется вместе с появлением духовной культуры вообще). Но для антипозитивистской концепции Цильзеля, рисующей науку не просто знанием, изначально присущим человеку, но чрезвычайно специфической формой деятельности, вопрос о времени ее возникновения является центральным. Согласно концепции Цильзеля, метод, свойственный

1 Zilsel E. The genesis of the concept of physical law // Philos. rev. - Ithaca (N.Y.), 1942. - Vol. 51, N 3. - P. 277-279.

современному экспериментальному естествознанию, впервые появляется с развитием капитализма в ХУЛ в., когда происходит ломка социальных барьеров между ремеслом и «высокой» ученостью. Однако это социологическое объяснение встречается с рядом трудностей. Он сам пишет об этом: «Денежная экономика и сосуществование группы искусных ремесленников и светских ученых - довольно частное явление в истории. Почему же, несмотря на это, наука не возникала более часто? По крайней мере, один пробел в нашем объяснении поможет заполнить сравнение с классической античностью»1. И далее Цильзель замечает, что наука не могла развиваться в цивилизации, основанной на рабском труде, ибо античное общество не могло переступить барьер между «языком и руками», т.е. между умственным и физическим трудом. И даже Архимед считал, что необходимо в глазах общественного мнения оправдывать свое занятие - конструирование военных механизмов. Циль-зель полагает, что наука могла полностью развиться в современной европейской цивилизации потому, что ранний капитализм был основан на свободном труде2. Но отсутствие рабского труда есть необходимое, но недостаточное условие для возникновения науки. Цильзель сравнивает раннекапиталистическое европейское общество с китайской цивилизацией. В Китае «рабский труд не был преобладающим, и денежная экономика существовала с 500 г. Были в Китае также, с одной стороны, высокоискусные ремесленники и, с другой стороны, официальные ученые, приблизительно соответствующие европейским гуманистам. Тем не менее каузальная, экспериментальная и количественная наука, не стесненная авторитетами, не возникла. Почему этого не случилось - так же неясно, как и то, почему в Китае не развился капитализм»3. Дальше Цильзель не идет, оставляя этот вопрос открытым. Этот круг проблем, поднятый Цильзелем, а также его основные методологические допущения явились отправной точкой для многих исследователей, прежде всего Дж. Нидама. Высокую оценку научному вкладу Цильзеля Нидам дает, например, в статье «Общество и наука на Востоке и на Западе»4.

1 Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. - Vol. 47, N 4. - P. 555.

2 Ibid. - P. 560.

3 Ibid.

4 Нидам Д. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке. -М.: Прогресс, 1966. - С. 152.

Последний для ответа на поставленный Цильзелем вопрос, почему же экспериментальное естествознание возникает лишь в Европе Нового времени, а, например, не в высокоразвитой в ХУ1-ХУ11 вв. китайской цивилизации, привлекает обширнейший материал по истории материальной и духовной культуры Китая.

Характеризуя философский метод исследования Эдгара Циль-зеля, можно ответить, что он проникнут духом подлинного историзма. Это выгодно отличает его от других буржуазных философов, историков науки. Не будучи марксистом, он решает многие проблемы с позиций, близких марксистским. Так, для него характерно выводить изменения в общественном сознании из изменений в общественном бытии. Неудивительно поэтому, что многие философы, причисляющие себя к лагерю марксистов, интересующиеся проблемами возникновения науки, охотно и часто ссылаются на него1.

Основной недостаток предложенной Цильзелем концепции заключается в том, что он ставит генезис научного метода в непосредственную зависимость от социальных изменений, минуя многие опосредующие звенья. Именно за эту упрощенность критикуют Цильзеля буржуазные историки «интерналистского» направления. Например, английский историк А.Р. Холл в статье «Ученый и ремесленник в научной революции»2 полемизирует с основной идеей Цильзеля, согласно которой метод науки Нового времени есть синтез академической образованности и высокого ремесла. Для Холла неприемлемо выводить «деятельность ученого-эмпирика» из прямого подражания техническому прогрессу в ремеслах. «Ни Коперник, ни Везалий, ни Декарт... - пишет он, - не были больше ремесленниками, чем Птолемей, Гален или Аристотель. Эмпиризм науки. находится в таком же отношении к ремеслу, в каком теория эволюции относится к практике любителей голубей»3.

Тенденция к выведению концептуальных изменений в науке непосредственно из социальных, огрубляющая и упрощающая сложный исторический процесс, не позволяет Цильзелю дать убедительный ответ на вопрос: почему же количественные правила,

1 Холличер В. Природа в научной картине мира. - 3-е перераб. и доп. изд / Пер. с нем. Й.А. Ачкурина и др.; Общ. ред. и вступит. ст. М.Э. Омельяновского. -М.: Прогресс, 1966. - 567 с.; Mason S.F. Historical roots of the scientific revolution // Science a. soc. - N.Y., 1950. - Vol. 14, N 3. - P. 237-264.

2 Hall R. The scholar and the craftsman in the scientific revolution // Critical problems in the history of science. - Madison, 1950. - P. 3-23.

3 Ibid. - P. 18.

формулируемые экспериментирующими ремесленниками, могли интерпретироваться в ХУЛ в. как «законы божественной природы»?

Экстерналистская односторонность, отказ от анализа такой реалии позднего Средневековья и Нового времени, как религиозно-психологическая ориентация ученого, отсутствие содержательного анализа развития естественно-научных концепций обедняют и снижают убедительность предложенного Цильзелем объяснения генезиса науки.

Список литературы

1. Zilsel Е. Der Anwendungsproblem. Ein philosophischer Versuch über das Gesetz der grossen Zahlen und die Induktion. - Leipzig: Barth, 1916. - X, 194 S.

2. Zilsel E. Copernicus and mechanics // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1940. - Vol. 1. - P. 113-118.

3. Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffes. Zur Ideengeschichte der Antike und des Frühkapitalismus. - Tübingen: Mohr, 1926. - VIII, 346 S.

4. Zilsel E. The genesis of the concept of physical law // Philos. rev. - Ithaca (N.Y.), 1942. - Vol. 51, N 3. - P. 245-279.

5. Zilsel E. The genesis of the concept of scientific progress // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1945. - Vol. 6, N 3. - P. 325-349.

6. Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch über das moderne Personlichkeits-ideal mit einer historischen Begründung. - Wien: Braumiiller, 1918. - VIII, 200 S.

7. Zilsel E. The origins of William Gilbert's scientific method // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1941. - Vol. 2, N 1. - P. 1-32.

8. Zilsel E. Physics and the problem of historical-sociological laws // Philosophy of science. - Baltimore (Md), 1941. - Vol. 8, N 4. - P. 567-579.

9. Zilsel E. Problems of empiricism // Santillana G. de, Zilsel E. The development of rationalism and empiricism. - Chicago, 1941. - P. 53-94.

10. Zilsel E. The sociological roots of science // Amer. j. sociology. - Chicago, 1942. -Vol. 47, N 4. - P. 544-562.

* * *

11. Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке. - М.: Прогресс, 1966. - С. 149-177.

12. Спиноза Б. Этика... - М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1932. - XIX, 223 с.

13. Холличер В. Природа в научной картине мира. - 3-е перераб. и доп. изд. / Пер. с нем. Й.А. Ачкурина и др.; Общ. ред. и вступит. ст. М.Э. Омельяновского. -М.: Прогресс, 1966. - 567 с.

14. Achinstein P. Law and explanation.: An essay in the philosophy of science. - Oxford: Clarendon press, 1971. - XII, 168 p.

15. Gilbert W. De Magnete, magnetisque corporibus et de magno magnete tellure // Physiologia nova. - Londini, 1600. - 240 p.

16. Golbert W. De Mundo nostro sublunari philosophia nova. - Amstelodami, 1651. - 316 p.

17. Hall R. The scholar and the craftsman in the scientific revolution // Critical problems in the history of science. - Madison, 1950. - P. 3-23.

18. Keller A. Zilsel, the artisans and the idea of progress in the Renaissanse // J. of the history of ideas. - Lancaster (Pa); N.Y., 1950. - Vol. 11, N 2. - P. 235-240.

19. Lilley S. Cause and effect in the history of science // Centaurus. - Copenhagen, 1953. - Vol. 3, N 1-2. - P. 58-73.

20. Mason S.F. Historical roots of the scientific revolution // Science a. soc. - N.Y., 1950. - Vol. 14, N 3. - P. 237-264.

21. Norman R. The nee Attractive. - L., 1581. - Vol. 1-2.

22. Roots of scientific thought. A cultural perspective / Ed. by Wiener Ph.P., Noland A. - N.Y.: Basic books, 1958. - X, 677 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.