www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.2.2
UDC 130.3 LBC 87.52
Submitted: 09.03.2023 Accepted: 26.06.2023
THE CONCEPT OF MAN AND HIS SPIRITUALITY IN MODERN NEUROSCIENTIFIC RESEARCH: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Natalia N. Pluzhnikova
Moscow Polytechnic University, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to a critical review of a qualitatively new project of human understanding, which has been developed in modern scientific interdisciplinary research. The latter refers to neuroscience research that affects not only neurophysiology, but also claims to revolutionize the philosophical understanding of human nature and spirituality. This revolution concerns, first of all, the interpretation of spirituality as a special subjective reality, as well as the solution of the so-called "hard mind problem" ("complex problem of consciousness"). The author turns to the analysis of the concept of spirituality, which is interpreted in the context of neuroscientific research on subjective reality. Spirituality in these studies is identified with subjective reality. In the neurosciences, spirituality as a sphere of human existence, aimed at transcendental values, is replaced by subjective reality, which ultimately comes down to the activity of brain neurons. The author gives a critical assessment of this interpretation of spirituality. A special place in understanding the subjective reality of neuroscience is assigned to the problem of consciousness. The author analyzes the solution of the "complex problem of consciousness" from the standpoint of modern neuroscience. In this regard, special attention is paid to the concept of neuropsychoanalysis by Mark Solms. The author considers the concept of Marx Solms as one of the many reductionist projects that exist in modern science, reducing human nature to biological and neurophysiological processes occurring in the brain. The author points out that such reductionism leads not only to a rethinking of human nature, but also to a new vector in the development of modern philosophical anthropology - as a secondary doctrine of man that complements neuroscience.
Key words: human, spirituality, subjective reality, consciousness, brain, neuroscience, reductionism.
Citation. Pluzhnikova N.N. The Concept of Man and His Spirituality in Modern Neuroscientific Research: A Philosophical Analysis. LogosetPraxis, 2023, vol. 22, no. 2, pp. 16-21. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ lp.jvolsu.2023.2.2
УДК 130.3 Дата поступления статьи: 09.03.2023
ББК 87.52 Дата принятия статьи: 26.06.2023
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ НЕЙРОНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Наталья Николаевна Плужникова
Московский политехнический университет, г. Москва, Российская Федерация
g Аннотация. Данная статья посвящена критическому рассмотрению качественно нового проекта понимания человека, получившего развитие в современных научных междисциплинарных исследованиях. И. Под последними понимаются нейронаучные исследования, которые затрагивают не только нейрофизиоло-^ гию, но и претендуют на революцию в области философского понимания природы человека и его духовно-g сти. Эта революция касается, прежде всего, трактовки духовности в качестве особой субъективной реально-I сти, а также решения так называемой «сложной проблемы сознания» («hard mind problem»). Автор обраща-& ется к анализу понятия духовности, которая трактуется в контексте нейронаучных исследований как особый Й психический феномен. Духовность в данных исследованиях отождествляется с субъективной реальностью. ® В нейронауках духовность как сфера бытия человека, направленная на трансцендентные ценности, заменяется
на субъективную реальность, которая в конечном счете сводится к деятельности нейронов головного мозга. Автор дает критическую оценку данной трактовки духовности. Особое место в понимании субъективной реальности нейронауки отводят и проблеме сознания. Автор анализирует решение «сложной проблемы сознания» с позиций современных нейронаук. Отдельное внимание в связи с этим уделяется концепции нейропсихоанализа Марка Солмса. Автор рассматривает концепцию Марка Солмса в качестве одного из множества редукционистских проектов, существующих в современной науке, сводящих природу человека к биологическим и нейрофизиологическим процессам, протекающим в головном мозге. Автор указывает, что подобный редукционизм приводит не только к переосмыслению природы человека, но и к новому вектору развития современной философской антропологии - в качестве второстепенного, дополняющего нейронауки учения о человеке, что упрощает философские исследования человека.
Ключевые слова: человек, духовность, субъективная реальность, сознание, мозг, нейронауки, редукционизм.
Цитирование. Плужникова Н. Н. Концепция человека и его духовности в современных нейронаучных исследованиях: философский анализ // Logos et Praxis. - 2023. - Т. 22, №»2. - С. 16-21. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.2
Философская антропология, которая возникла в начале ХХ в. благодаря усилиям одного из ее основоположников - немецкого философа и социолога М. Шелера [Шелер 2007, 179-190], создала в лице ее основателей новую область философского исследования -бытие человека. При этом человек как главный предмет философской антропологии рассматривался в качестве сложного и глубинного феномена, несводимого к каким-либо телесным или психическим проявлениям.
Согласно М. Шелеру, уникальность человека и его онтологическая свобода связаны с уникальным принципом организации человеческого бытия - Духом. Человек является исключительно духовным и любящим существом [Шелер 1999, 98], что задает особое положение его в мире по сравнению с животными. Идеи М. Шелера были развиты в экзистенциально-диалогической философии М. Бубера [ВиЬег 1990], а также оказали влияние на фи-лософско-антропологические взгляды австрийского философа и психиатра В. Франкла [Batthyany (её.) 2016].
Опираясь на взгляды М. Шелера, В. Франкл разработал новую антропологическую концепцию, которая была названа им «димензиональной онтологией» [Лукас 2020, 16-21]. Согласно данной концепции, сущность человека и его природа может быть понята в качестве единства соматического, психического и духовного. Эти уровни вплетены друг друга, пронизывают друг друга подобно длине, широте и высоте. Можно сказать, что в каждый момент времени и в каждой точке человеческого существования, в каждом событии все эти измерения присутствуют.
Таким образом, человек, согласно концепции димензиональной онтологии, представляет собой сложное единство соматического, психического и духовного. Соматический уровень организации человеческой природы определяет органические процессы в клетках, биологические и физиологические функции тела, химические и физические процессы, которые происходят в организме человека. Психический уровень организации человеческой природы включает в себя душевное состояние человека: его эмоции и чувства, аффекты, умственные способности, приобретенные в процессе жизни модели поведения, социальные особенности; сюда же могут быть включены когнитивные искажения. Третий уровень организации человеческой природы является духовным и может быть представлен как интенция наполнить свою жизнь чем-то большим, чем физиологические или эмоциональные потребности. Духовное измерение выводит человека на новый уровень осмысления действительности, поскольку связано с поиском смысла жизни. Человек, по В. Франклу, удивительное существо: он понимает, что смертен, что он исчезнет со временем, и его труды тоже исчезнут вместе с ним; он понимает, что он теряет близких и любимых ему людей в течение жизни. Однако человек живет, живет, несмотря ни на что, проявляя удивительное стремление жить и говорить жизни «Да!». Это стремление отличается от биологических, естественных потребностей человека и делает человека человеком, создает в нем «человеческое».
Духовное в человеке это и есть собственно человеческое измерение, поэтому оно трактуется как Дух и называется у В. Франкла «ноэтическим» измерением [Франкл 2018, 26]. Человек является уникальным бытием, в котором пересекаются эти три измерения. Они же входят и в противоречие друг с другом, образуя сложное диалектическое единство. Однако это противоречивое единство и придает человеческому бытию уникальность. Противоречия проявляются в человеке в том, что В. Франкл называет «упрямством духа» например, тогда, когда человек сопротивляется объективным условиям внешней среды или социальному окружению.
Ноэтическое измерение человеческого бытия проявляет себя в двух сферах или пространствах, с которыми приходится сталкиваться человеку на протяжении всей его жизни: пространстве судьбы и пространстве свободы. С одной стороны, у личности есть пространство судьбы это пространство с нулевой степенью свободы. В него входит то, что человек не в силах изменить, удары судьбы, которым он не может противостоять. Например, прошлое, события внешнего мира, действия и мысли других людей. Однако у человека есть и другое измерение его духовного бытия это пространство свободы. Каждый человек уникален и неповторим. И в каждый момент времени он может вырабатывать свой личный свободный ответ в пространстве судьбы, то есть формировать свое отношение к тому, что изменить невозможно.
Пространство свободы всегда меньше по размерности, чем пространство судьбы. Однако оно более ценное для человека. Судьба это реальность, свершившееся бытие, а свобода это возможность, то, чего еще нет, но что может быть, если человек сделает свой выбор и будет нести ответственность за этот выбор. Тогда этот выбор станет его судьбой, но это будет осмысленный выбор. Человек всегда может быть тем, кем он выбирает быть в каждый момент времени. Этот выбор создает для человека уникальное личностное свободное бытие.
Поскольку эти три уровня одновременно присутствуют в человеческом бытии, их невозможно не только отделить друг от друга, но и представить какой-либо уровень в качестве ведущего.
«Димензиональная онтология» В. Фран-кла повлияла не только на современную экзистенциальную философию, она заложила качественно новое направление и в психологии -экзистенциальную ветвь, которая до недавнего времени считалась одной из ведущих в психологической науке. Вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. отличительной характеристикой человека считалась его психическая и духовная организация [Ялом 1999]. Однако вопрос о том, на чем основана эта организация, не давал покоя ученым из области нейронаук, которые стремились экстраполировать ней-ронаучные исследования, в частности исследования в области нейрофизиологии мозга, в область гуманитарных наук. Как известно, в 90-е гг. ХХ в. в зарубежной науке происходит бум развития нейронаук. Ряд научных исследований, связанных с изучением биологических и физиологических процессов, происходящих в головном мозге, дали импульс развитию широкой междисциплинарной научной области - нейронаукам, которые объединяет изучение нейронных процессов. К этой области активно подключились физика, медицина, когни-тивистика, психология. При этом сегодня ней-ронауки научному сообществу видятся чуть ли не панацеей не только от всех бед человечества, но и достоверным методом разрешения ряда психологических и философских проблем, в частности проблемы происхождения эмоций и определения сознания.
Что касается этих двух проблем, то наиболее полное выражение они приобретают в концепции американского ученого, нейрофизиолога М. Солмса, которого называют автором нового направления - нейропсихоанализа [Solms 2017, 90-97]. Нейропсихоанализ в трактовке проблемы генезиса эмоций опирается на позицию Я. Панксеппа [Panksepp 2013], согласно которой эмоции генетически присущи головному мозгу и буквально встроены в него. Ни социальное окружение, ни культура не влияют на существование и развитие фиксированных эмоций. Фиксированных или базовых эмоций, которые встроены в человеческий мозг, семь. Однако следует отметить, что эмоции не только являются частью мозга, они образуют прикрепленные к мозгу нейроаффективные системы или конструкции. При этом, этими же самыми аффективными конструкциями оперируют и
животные, поэтому ничего уникального в природу человека эмоции не вносят.
Что касается известной еще со времен Р. Декарта проблемы психофизического дуализма, то М. Солмс пишет о том, что эта проблема снята благодаря нейропсихоанализу. Согласно М. Солмсу, мозг и субъективный мир человека является двумя сторонами одной и той же реальности, которую М. Солмс называет «психическим аппаратом» [Солмс 2023, 55]. Естественные законы существования психического аппарата для мозга аналогичны субъективному миру человека. Вопрос лишь состоит в том, как изучить этот психический аппарат. М. Солмс предлагает изучение психического аппарата, который, как мы понимаем, и определяет природу человека, исключительно с позиций исследования головного мозга. Получается, что выводы о существовании субъективной реальности будет экстраполяцией выводов, полученных в результате изучения конкретных мозговых процессов, что, по сути, ведет к редукционизму субъективной психической, или духовной реальности в смысле М. Шелера и В. Франкла, к данным нейрофизиологии. В итоге духовное измерение игнорируется и по большому счету вообще исчезает. Человек предстает как результат функционирования исключительно нейрофизиологических процессов.
При этом нейронауки претендуют на точность и достоверность исследований в области работы головного мозга, организации и функционирования в нем нейронных связей. Однако, как показывает в ряде примеров отечественный исследователь Д.А. Узланер, эти исследования еще далеки от объективности и точности [Узланер 2021]. Нейропсихоанализ, опираясь на такое понимание человека и его природы, грезит создать настоящий искусственный интеллект, то есть роботов, наделенных «человеческим сознанием». Однако что понимается под «человеческим сознанием» - этот вопрос требует детальных разъяснений, которые не смогла веками разрешить ни одна наука. Поэтому выводы имеющих двадцатилетнюю историю нейронаук относительно создания человеческого искусственного интеллекта выглядят, по меньшей мере, самонадеянными.
В результате подобных нейронаучных изысканий намечается серьезная тенденция и
в трактовке духовности человека в качестве специфической субъективной реальности, которую также можно свести к деятельности нейрофизиологических процессов. При этом философская антропология в качестве науки о человеке должна быть переориентирована в науку о мозге и о человеке как исключительно биологическом и инстинктивном существе. Если в это существо встроены эмоции и определенный психический аппарат (субъективная реальность = духовность), то, следовательно, человека можно сделать «запрограммированным роботом», то есть обучить его специальным программам выживаемости и адаптации в мире. И чем жестче будет реальность, тем более жесткими будут методы обучения. По большому счету, речь идет в первом приближении, об особом реформировании философского знания о человеке в качестве области его духовного изучения, а в дальнем приближении - об атаке на духовное бытие, вплоть до его нивелирования и замены искусственным бытием - запрограммированным искусственным интеллектом, в котором не может быть ничего человеческого.
Согласно В. Франклу, одним из способов чувствовать себя человеком является страдание. Бытие человека это присутствие, то есть включенность в отношения с другими людьми, искреннее глубокое соучастие и сопереживание, способность быть вместе с другим человеком и создавать совместное диалогическое пространство. Бытие человека интенционально, то есть направлено на что-либо вовне. Способами реализации интенцио-нальности являются потребности и желания человека, его взаимодействия с другими людьми: «По существу, способность переносить страдания зависит от внутреннего настроя и представляет собой проявление того качества, которое я называю пониманием. Смысл жизни раскрывается не только в труде, то есть за счет реализации трудоспособности и проявления созидательности, и не только в переживаниях, душевной близости и любви, то есть за счет реализации способности наслаждаться жизнью и проявления эмоциональности, но и в страданиях, причем в страданиях смысл жизни раскрывается полнее всего. Страдания дают человеку возможность проявить свои лучшие душевные качества и постичь глубочайший смысл жизни» [Франкл 2011, 184-185].
Неотъемлемые характеристики человеческого бытия, согласно современному философу и экзистенциальному психологу Дж. Бьюдженталю, тревога и чувство вины [Бьюдженталь 2017, 32]. Наиболее высокую тревогу человек испытывает по отношению к смерти. Благодаря переживанию тревоги человек как бы «просыпается» перед лицом возможности собственного бытия. Тревога есть ключ к подлинности бытия, его экзистенции. Согласно М. Хайдеггеру, Dasein (бытие) раскрывается в своей подлинности именно благодаря тревожному состоянию ума в качестве особого состояния, позволяющего человеку осуществлять движение к подлинности как к возможности. Благодаря тревоге возможно движение человека к Dasein, которое представляет собой потенциальную возможность для человека быть собственным бытием, осуществлять собственное бытие как возможность и нести за это бытие ответственность: «Тревога уединяет и тем размыкает присутствие как «solus ipse». Этот экзистенциальный «солипсизм» однако настолько не переносит изолированную субъекто-вещь в безобидную пустоту безмирного бывания, что наоборот как раз ставит присутствие в экстремальном смысле перед его миром как миром и тем самым его самого перед ним самим как бы-тием-в-мире» [Хайдеггер 2003, 98].
Вина это болезненное для человека состояние сознания, в котором человек вопрошает самого себя: «Как я мог совершить то, что я сделал?» Это вина, обращенная к самому себе, ответственность перед самим собой за свою жизнь и за то, как человек обошелся с теми возможностями, которые у него были. Осознание и переживание экзистенциальной вины и ответственности за свою жизнь приводит человека к внутренним изменениям и качественно изменяет его восприятие мира и других людей. Таким образом, подлинное существование человека возможно как интенция по отношению к таким феноменам, как свобода, смерть, одиночество и осмысленность жизни.
В противоположность экзистенциальному подходу, реформация понимания природы человека и его духовности, проводимая сегодня в нейронауках, приводит к конструированию новой концепции человека: человека без-
духовного, лишенного тревоги и чувства вины, не стремящегося к солидарности и эмпатии по отношению к другим людям. Не сложно догадаться, к каким проблемам может привести, и уже приводит, данное понимание. Безусловно, сегодня гуманитарные науки, и, в первую очередь, философская антропология находятся перед лицом экзистенциальных угроз, идущих от нейронаук и любых форм научного редукционизма. Итогом реализации данной угрозы станет нивелирование человеческого бытия в качестве уникального, специфичного и наделенного каким-либо глубоким содержанием, а также превращение философской антропологии, философского знания в нечто второстепенное и не нужное человечеству в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Бьюдженталь 2017 - Бьюдженталь Дж. Наука быть
живым. М.: Корвет, 2017. Лукас 2020 - Лукас Э. Учебник логотерапии: Представление о человеке и методы. М. : Когито-Центр, 2020.
Солмс 2023 - Солмс М. Мозг и внутренний мир. Введение в нейробиологию. М.: Акад. проект, 2023.
Узланер 2021 - Узланер Д.А. Объективная субъективность: психоаналитическая теория субъекта. М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2021. Франкл 2011 - Франкл В. Страдание от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. Франкл 2018 - Франкл В. Воля к смыслу. М. : Аль-
пина нон-фикшн, 2018. Хайдеггер 2003 - Хайдеггер М. Бытие и время.
Харьков: Фолио, 2003. Шелер 2007 - Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. Шелер 1999 - Шелер М. Ресентимент в структуре моралей = Das ressentiment im aufbau der moralen. СПб.: Наука: Унив. кн., 1999. Ялом 1999 - Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. Batthyany (ed.) 2016 - Batthyàny A. (ed.). Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna. Cham: Springer International Publishing: Imprint : Springer, 2016. Buber 1990 - Buber M. Oerdistantie en relatie. Bijdragen tot een filosofische antropologie. Utrecht: Bijleveld, 1990.
Panksepp 2013 - Panksepp J. Toward a Cross-Species Understanding of Empathy // Trends in Neurosciences. 2013. Vol. 36, №№ 8. P. 489-496. Solms 2017 - Solms M. What is "the Unconscious," and Where is It Located in the Brain? A Neuropsychoanalytic Perspective // Annals of the New York Academy of Sciences. 2017. Vol. 1406, №> 1. P. 90-97.
REFERENCES
Bugental J., 2017. The Science of BeingAlive. Moscow,
Corvette Publ. Lucas E., 2020. TextbookofLogotherapy: Human Concept
and Methods. Moscow, Kogito-Tsentr Publ. Solms M., 2023. The Brain and the Inner World. Introduction to Neuroscience. Moscow, Akad. proekt Publ.
Uzlaner D.A., 2021. Objective Subjectivity: A Psychoanalytic Theory of the Subject. Moscow, Izd. dom Vyssh. shk. ekonomiki. Frankl V., 2011. Suffering from theMeaninglessness of Life. Current Psychotherapy. Novosibirsk, Sib. univ. izd-vo.
Frankl V, 2018. The Will to Meaning. Moscow, Alpina non-fiction Publ.
Heidegger M., 2003. Being and Time. Kharkov, Folio Publ.
Scheler M., 2007. Philosophical Fragments from the Manuscript Heritage. Moscow, In-t filosofii, teologii i istorii sv. Fomy.
Scheler M., 1999. Resentment in the Structure of Morals = Das ressentiment im aufbau der moralen. Saint Petersburg, Nauka Publ., Univ. kn. Publ.
Yalom I., 1999. Existential Psychotherapy. Moscow, Nezavisimaya firma "Klass".
Batthyany A. (ed.), 2016. Logotherapy and Existential Analysis. Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna. Cham, Springer International Publishing, Imprint, Springer.
Buber M., 1990. Oerdistantie en relatie : bijdragen tot een filosofische antropologie. Utrecht, Bijleveld.
Panksepp J., 2013. Toward a Cross-Species Understanding of Empathy. Trends in Neurosciences, vol. 36, no. 8, pp. 489-496.
Solms M., 2017. What is "the Unconscious," and Where is It Located in the Brain? A Neuropsychoanalytic Perspective. Annals of the New York Academy of Sciences, vol. 1406, no. 1, pp. 90-97.
Information About the Author
Natalia N. Pluzhnikova, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Moscow Polytechnic University, Bolshaya Semyonovskaya St, 38, 107023 Moscow, Russian Federation, pluzhnikova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4143-1216
Информация об авторе
Наталья Николаевна Плужникова, кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины», Московский политехнический университет, ул. Большая Семеновская, 38, 107023 г. Москва, Российская Федерация, pluzhnikova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4143-1216