Научная статья на тему 'Концепция «Анатман» («Не-душа») Будды Шакьямуни: философский и психологический анализ'

Концепция «Анатман» («Не-душа») Будды Шакьямуни: философский и психологический анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2232
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ "АНАТМАН" ("НЕ-ДУША") / БУДДА / САНСАРА / ДХАРМА / НИРВАНА / СВОБОДА / ПОКОЙ / ВЫСШЕЕ БЛАГО / ANATMAN ("NON-SOUL") CONCEPT / BUDDHA / SAMSARA / DHARMA / NIRVANA / FREEDOM / PEACE / SUPREME GOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко Геннадий Викторович

Рассмотрение концепции «анатмана» («не-души») Будды Шакьямуни осуществляется на основе философского и психологического анализа. Cуть понятия «анатман» заключается не в отрицании существования какого-либо вечного начала, имеющего связь с потоком дхарм, а в утверждении неистинности эмпирического человека, его нетождественности Атману, истинной самости. В статье обосновывается идея о том, что в данной концепции соотносятся в человеке его преходящий и вечный аспект: низшее и высшее «я». Отмечается, что в учении Будды нельзя отождествлять человека мира сансары с истинной самостью, обладающей собственным существованием. Понятие «человек» в учении Будды - это лишь абстракция, а в действительности, в его представлении, человек является потоком изменяющихся мировых элементов, управляемых законами: кармы и патичча самуппано. С точки зрения Гаутамы, бренный человек - это только изменчивый поток дхарм, перетекающий из одного рождения в другое. Подчёркивается, что мир Нирваны (высший уровень самобытия истинного начала в человеке, которое покорено бренным), как истинный мир, где человек является подлинно свободным существом, отличается своими базовыми характеристиками: покоем, блаженством, высшим благом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of Anatman ("non-soul") of Buddha Shakyamuni: a philosophical and psychological analysis

Review of the concept of "Anatman" ("non-soul") of Buddha Shakyamuni is based on the philosophical and psychological analysis. We substantiate the idea that this concept relate to transient and eternal aspect: the lower and the higher self. It is noted that the teachings of the Buddha it is impossible to identify the person of the world of samsara with the true self, with its own existence. The idea that his or her transitory and eternal aspect the lower and the higher "I" are related in the person in this concept is substantiated in the article. It is noted that in the teaching of Buddha should not be identified a human with truth of the realm of samsara self, which possesses its own existence. The concept of "person" in the teachings of the Buddha is only an abstraction, and indeed, in his view, a person is a stream of changing world of elements, which are controlled by the laws of: karma and pratītyasamutpāda. From the point of view of Gautama, a perishable human is only a variable flow of dharmas, flowing from one birth to another. We emphasize that realm of nirvana (the highest level of objective self-reality of the true principle in human, which is conquered by the perishable), as the true world, where a person is truly free being, has its own basic characteristics: peace, bliss, the supreme good.

Текст научной работы на тему «Концепция «Анатман» («Не-душа») Будды Шакьямуни: философский и психологический анализ»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 141.333 + 159.95

Бондаренко Геннадий Викторович

кандидат философских наук, доцент Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа)

bond-gennadij@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ «АНАТМАН» («НЕ-ДУША») БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ: ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рассмотрение концепции «анатман» («не-душа») Будды Шакьямуни осуществляется на основе философского и психологического анализа. Суть понятия «анатман» заключается не в отрицании существования какого-либо вечного начала, имеющего связь с потоком дхарм, а в утверждении неистинности эмпирического человека, его нетождественности Атману, истинной самости. В статье обосновывается идея о том, что в данной концепции соотносятся в человеке его преходящий и вечный аспекты: низшее и высшее «я». Отмечается, что в учении Будды нельзя отождествлять человека мира сансары с истинной самостью, обладающей собственным существованием. Понятие «человек» в учении Будды - это лишь абстракция, а в действительности, в его представлении, человек является потоком изменяющихся мировых элементов, управляемых законами: кармы и патичча самуппано. С точки зрения Гаутамы, бренный человек - это только изменчивый поток дхарм, перетекающий из одного рождения в другое. Подчёркивается, что мир Нирваны (высший уровень самобытия истинного начала в человеке, которое покорено бренным), как истинный мир, где человек является подлинно свободным существом, отличается своими базовыми характеристиками: покоем, блаженством, высшим благом.

Ключевые слова: концепция «анатман» («не-душа»), Будда, сансара, дхарма, Нирвана, свобода, покой, высшее благо.

В последнее время очень возрос интерес к религиозным и религиозно-философским учениям, каждое из которых предлагает своё видение проблемы сущности человека.

Одним из наиболее загадочных является ран-небуддийский подход, раскрываемый понятием «анатман». Термин «анатман», или «анатма», состоит из отрицания а/ан/нир и существительного атман/атта, которое переводится как «душа», «самость», «я», «личность» и т.п.. Таким образом, анатман и аналогичные термины переводятся как отрицание души, или «не-душа», «бессамост-ность», «безличность» и т.д. [2, с. 211]. Это положение затрагивает несколько вопросов: характеристику мира, понимание того, что есть человек, отношение Будды к идее существования вечной субстанции в человеке.

Дело в том, что понятие «человек» в учении Будды - это лишь абстракция, а в действительности, в его представлении, человек является потоком изменяющихся мировых элементов, управляемых законами: кармы и патичча самуппано. Суть этих взглядов раскрывает ситуация, когда основоположнику буддизма задали вопрос: «Кто вкушает пищу сознания?» На что Гаутама ответил, что подобный вопрос «несостоятелен», а правильной формулировкой его является: «Условием чего является пища-сознание?» - и верным ответом должен быть: «Сознание является условием будущего рождения». Вопрос подразумевал наличие субъекта действия, совершаемого действия и объекта действия.

Будда полностью изменил формулировку, так как считал, что нет неизменного в человеке, а есть только круговорот дхарм, которые не совершают действие и привносят что-то в себя, но своим существованием обусловливает возникновение другой дхармы, являющейся условием для другой, и так до бесконечности. Думается, что, перефомулируя

вопрос, Гаутама хотел спросить: «Почему вообще возможно то или иное явление?»

Одной из связывающих человека с сансарой сил является именно привязанность человека к иллюзии собственного самосуществования. Не случайно российский буддолог Ф.И. Щербатской пришел к выводу, что Будда был новатором и заменил концепцию упанишад о вечном Атмане потоком дхарм [7].

Необходимо отметить, что исследование этого вопроса является важным, так как показывает неистинность бытия человека. Так, об этом повествует диалог Гаутамы с его учеником Саччакой [2, с. 213-214]:

Будда: Как ты думаешь, Саччака, является ли рупа («тело», «чувственное») постоянной или непостоянной?

Саччака: Она не постоянна.

Будда: Несет ли то, что непостоянно страдание или счастье?

Саччака: Страдание.

Будда: Относительно того, что непостоянно, несет страдания и подвержено изменчивости, допустимо ли говорить: «Это мое я», «это я», «это моя самость?»

Саччака отвечает отрицательно.

Подобные вопросы Гаутама задает и о других составляющих человеческой личности: ощущении, распознавании, волевых импульсах и сознании. Будда подводит Саччаку к выводу о невозможности отождествления человека - объединения скандх - с самостью, то есть такой сущностью, которая является постоянной, несоставной, необусловленной, несущей счастье и отличной от тела и сознания. «...Нет в человеке постоянного принципа», - поясняет Гаутама [2].

Важно отметить, что это не отрицание вечного начала у человеческого существа, а утверждение, что нельзя отождествлять человека мира сансары с истинной самостью, обладающей собственным

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014

© Бондаренко Г.В., 2014

Концепция «анатман» («не-душа») Будды Шакьямуни: философский и психологический анализ

существованием. С точки зрения Гаутамы, бренный человек - это только изменчивый поток дхарм, перетекающий из одного рождения в другое [5, с. 138].

Таким образом, Будда намекает на существование какой-то субстанции, отличной от потока дхарм. По отношению к этой истинной самости, объединение человеческих пяти дхарм не является действительно реальным. Гаутама называет поток дхарм преходящей индивидуальностью: «Что же угасло и потухло в Нирване? ...потух мерцающий свет низменного Я, преходящей индивидуальности» [2]. В этой связи необходимо отметить, что Ф.И. Щербатской ошибался, когда искал вечное внутри феноменального человека [7].

Здесь интересно мнение последователя дзэн-буддизма Д.Т. Судзуки: «Отрицание реальности Атмана, по словам ранних буддистов, касается относительного, а не абсолютного эго, которое достигает просветления» [4, с. 58].

По мнению Шакьямуни, истинное начало человека тождественно Нирване, неопределимой в понятиях феноменального мира, что подтверждают «благородное молчание» Будды на вопросы авъякрита и его отрицательные характеристики Высшей реальности [2, с. 404]. Подобный подход сближает Гаутаму с брахманизмом [3, с. 424].

Гаутама особенно отмечал, что Нирвана - это «блаженство», «покой». Это блаженство совершенно отлично от чувственных переживаний мира сан-сары, которые отличаются изменчивостью и несут страдания. Они имеют сверхъестественный характер. По мнению Будды, Нирвана не есть покой в смысле бездеятельности, наоборот, она отличается особой активностью, но основанной на других, не человеческих стремлениях, ведь достигшего Нирваны характеризует свобода от желаний, у такого человека угасло желание существовать.

Гаутама характеризует истинную реальность как «необусловленную». Видимо, это нужно понимать как абсолютную свободу. Будда говорил, что люди должны стать светом для самих себя. Человек должен раскрыть свой источник жизненного света.

Важной особенностью нирванической реальности является отсутствие дуализма добра и зла и появление своеобразного сверхдобра - «высшего блага» [1, с. 52]. В описании Нирваны особый смысл имеет определение «красота». С нашей точки зрения, Гау-тама вкладывал тройной смысл в это слово: прежде всего, он трактовал красоту как высшую нравственность; в свою очередь, Будда определял как некую сверхсущность, с которой просветленный стремится слиться; и, наконец, красота понимается им как прекрасный облик мира Нирваны. Красота в качестве высшей нравственности основана на любви («кару-на»), которая является одним из наиболее важных содержаний абсолютного мира [6, с.103-105].

Человека мира Нирваны Гаутама характеризует как «всесильного», «всезрящего», «обладающего

высшей мудростью». Характерными эпитетами Нирваны являются также: «бессмертная», «неумирающая», «нерожденная». Её характеризует вечность. Время не исчезло, но достигло, видимо, своей высшей стадии развития, являясь моментом вечности. Если в Нирване нет хода времени, значит, в ней нет и изменяемости. Гаутама описывает Нирвану как лишенную качественных изменений. Она постоянна. В ней нет оформления, всё, что возможно, совершено. Важной особенностью человека мира Нирваны является его целостность.

Известно, что Гаутама, обращаясь к ученикам-брахманам, называл свой путь в Нирвану соединением человека с Брахманом, то есть Богом. То, что Гаутама учил «единению с Брахманом», говорит не только о том, что подобные обозначения были привычны браминам, но и о том, что сущность увиденного Буддой в момент просветления такова, что она может быть выражена различными определениями. Все они будут правильными, будь то Нирвана или Брахман.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, следует отметить, что Нирвана - это высший уровень самобытия истинного начала в человеке, которое покорено бренным, и лишь когда в Нирване потухнет «мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности», подлинное начало человека обретает Свободу.

Итак, суть понятия «анатман» заключается не в отрицании существования какого-либо вечного начала, имеющего связь с потоком дхарм, а в утверждении неистинности эмпирического человека, его нетождественности Атману, истинной самости.

Библиографический список

1. Бондаренко В.Н. О философской психологии // Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмул-лы, 2007. - Вып. 4. - Ч. 1. - С. 51-52.

2. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.С. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. - 383 с.

3. Махабхарата. - М.: Наука, 1987. - Кн. 3. Лесная. - 800 с.

4. Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддийский. - К.: София, 1996. - 288 с.

5. Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. Коростовцева М.А., Канцельсона И.С., Кузи-щина В.И. - М.: Высшая школа, 1980. - Ч. 2. - 258 с.

6. Шафикова Г.Р., Бондаренко Г.В. У истоков психологии нравственности. Религиозно-философский аспект (от древности до развития психологии). -Уфа: Изд-во ООО «Полиграфдизайн», 2007. - 326 с.

7. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Наука, 1988. - 427 с.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.