Научная статья на тему 'Концепции цифровой педагогики и их влияние в системе образования'

Концепции цифровой педагогики и их влияние в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / образование / концепции / цифровая педагогика / обучение / рedagogy / education / concepts / digital pedagogy / learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Васильевич Шульженко, Наталья Николаевна Грудницкая, Илья Викторович Кутьин

В работе обосновано, что поскольку современный мир не стоит на месте, развивается, особенно в век высоких технологий, искусственного интеллекта и внедрения новых средств в обычную жизнь, в системе высшего образования. Особенный виток в цифровизации произошел во время карантина из-за пандемии Коронавируса. В это время все школы, высшие учебные заведения и многие рабочие места перешли на полную или хотя бы частичную дистанционную среду. Учитывая это, автором разработана концепция цифровой педагогики и раскрыто их влияние на качество оказания образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрей Васильевич Шульженко, Наталья Николаевна Грудницкая, Илья Викторович Кутьин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of digital pedagogy and their impact in the education system

The paper substantiates that since the modern world does not stand still, evolves, especially in the age of high technology, artificial intelligence and the introduction of new tools in ordinary life, in the higher education system. A special spiral in digitalisation occurred during the quarantine period due to the Coronavirus pandemic. At this time, all schools, higher education institutions and many workplaces switched to full or at least partial remote environments. Taking this into account, the author developed the concept of digital pedagogy and revealed their impact on the quality of educational service delivery.

Текст научной работы на тему «Концепции цифровой педагогики и их влияние в системе образования»

Научная статья УДК 37.013 ББК 74.0

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-157-160 EDN: https://elibrary.ru/ygvgvh NIION: 2018-0077-2/24-473 MOSURED: 77/27-024-2024-02-672

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Концепции цифровой педагогики и их влияние в системе образования

Андрей Васильевич Шульженко1, Наталья Николаевна Грудницкая2, Илья Викторович Кутьин3

1 Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1, Москва, Россия, shulgenko.78@mail.ru

2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия, grudnitskaya2012@yandex.ru

3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, Kutin.IV@rea.ru

Аннотация. В работе обосновано, что поскольку современный мир не стоит на месте, развивается, особенно в век высоких технологий, искусственного интеллекта и внедрения новых средств в обычную жизнь, в системе высшего образования. Особенный виток в цифровизации произошел во время карантина из-за пандемии Коронавируса. В это время все школы, высшие учебные заведения и многие рабочие места перешли на полную или хотя бы частичную дистанционную среду. Учитывая это, автором разработана концепция цифровой педагогики и раскрыто их влияние на качество оказания образовательных услуг.

Ключевые слова: педагогика, образование, концепции, цифровая педагогика, обучение

Для цитирования: Шульженко А. В., Грудницкая Н. Н., Кутьин И. В. Концепции цифровой педагогики и их влияние в системе образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 157-160. https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-157-160. EDN: YGVGVH.

Original article

Concepts of digital pedagogy and their impact in the education system

Andrey V. Shulzhenko1, Natalia N. Grudnitskaya2, Ilya V. Kutiin3

1 Moscow Specialised Secondary School of Olympic Reserve № 1, Moscow, Russia, shulgenko.78@mail.ru

2 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Moscow Polytechnic University», Moscow,

Russia, farhodovichfiruz@gmail.com

3 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, Kutin.IV@rea.ru

Abstract. The paper substantiates that since the modern world does not stand still, evolves, especially in the age of high technology, artificial intelligence and the introduction of new tools in ordinary life, in the higher education system. A special spiral in digitalisation occurred during the quarantine period due to the Coronavirus pandemic. At this time, all schools, higher education institutions and many workplaces switched to full or at least partial remote environments. Taking this into account, the author developed the concept of digital pedagogy and revealed their impact on the quality of educational service delivery.

Keywords: рedagogy, education, concepts, digital pedagogy, learning

For citation: Shulzhenko A. V., Grudnitskaya N. N., Kutin I. V Concepts of digital pedagogy and their impact in the education system. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):157-160. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-157-160. EDN: YGVGVH.

Очевидно, что в таких условиях цифровизация пошла ускоренным темпом. После окончания карантина в 2021 году, схему дистанционного образования убрали. Однако осталось понимание того, насколько это было удобно и в некоторых моментах более эффективно. Можно предположить, что именно так,

в большей степени, в России появилась цифровая педагогика.

Само понятие «цифровая педагогика» обширное. В общем смысле, это педагогика, которая использует современные технологии в качестве средств преподавания.

© Шульженко А. В., Грудницкая Н. Н., Кутьин И. В., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Цифровую педагогику можно разделить на более узкие направления. Например, следующие:

1. Электронная педагогика.

2. Технопедагогика.

3. Виртуальная педагогика.

4. Киберпедагогика.

5. Мобильная педагогика.

Вышеперечисленные виды педагогики основаны на одной из сфер цифровизации. По названию, очевидно, какой именно. Например, в мобильной педагогике педагоги специализируются на подаче дополнительного или общего материала через смартфон. Разрабатываются специальные приложения или системы, имеющие адаптацию к мобильным устройствам [2, с. 120].

В контексте темы данной статьи необходимо определить, чем отличается цифровое преподавание от традиционного, а также, какие преимущества имеет цифровизация обучения в вузе, школе и прочих образовательных учреждений.

Отличительные черты цифровой педагогики:

- при создании мультимедийных проектов используются информационно-коммуникационные технологии;

- увлекательная и более простая учеба за счет внедрения игровых и интерактивных форматов взаимодействия на занятия или при выполнении домашних заданий;

- использование чат-ботов, цифровых сред и прочих «плодов» цифровизации образования позволяют преподавателю и студентам или ученикам тратить значительно меньше времени на учебу;

- большая индивидуализация обучения студентов или учеников за счет подбора уникальной траектории занятий, исходя из начального уровня знаний;

- максимально быстрое обновление данных, благодаря использованию онлайн-приложений, сайтов и так далее. Также, это касается информации в учебниках, вспомогательных тетрадях, методичках, пособиях и прочем. Заменить печатные издания с новыми данными значительно сложнее, чем сделать обновление онлайн-издания [7, с. 248].

За последние пару лет, особенно в период пандемии, зарубежные и многие крупные российские вузы создали и внедрили собственные системы дистанционного обучения. Они являются цифровыми платформами, на которых собрана вся необходимая информация. Также, они применяются для следующих задач:

- отслеживание присутствующих студентов на занятиях;

- участие в занятии;

- сдача тестов и некоторых других видов проверочных работ;

- хранение пособий, учебников и прочей полезной литературы в электронном варианте [6, с. 272].

В период дистанционного обучения студентам приходилось активно пользоваться данными системами. В ходе этого были выявлены не только преимущества, описанные выше, но и недостатки. Главный минус таких систем - это слабая оптимизация под большое количество одновременных пользователей.

158 РЕйДООО1СДЬ

Для многих вузовских СДО (систем дистанционного обучения) характерна следующая ситуация. В учебное время в приложение или на сайт системы сразу заходит множество студентов и преподавателей. В каждом отдельном «занятии» происходят некоторые действия: переписка в общем чате, сдача тестов, общение по видеосвязи и так далее. Все это дает серьезную нагрузку на сервер системы, который может не выдержать [1, с. 145].

На данный момент СДО - это самый популярная концепция цифровой педагогики в России. Однако существует ряд других, стоящих рассмотрения.

Например, последнее время набирает обороты использование чат-ботов в обучении. Их главное преимущества - это практически безграничная настройка и адаптация под определенные нужды. Еще одно преимущество - это «легкость» такие приложений. В отличие от систем дистанционного образования в формате мобильного приложения, чат-бот не занимает место в памяти смартфона или другого устройства, а значит, подходит для всех возможных гаджетов.

Чат-боты представляют собой чат в мессенджере или социальной сети, настроенный отвечать и задавать определенные вопросы. Большинство из таких чатов имеют меню, в котором можно выбрать нужную опцию. Важно, что для чат-бота нужна платформа. Сегодня в России самыми популярными являются Telegram, ВКонтакте и Whatsapp. Это мессенджеры и социальные сети. Однако создать и внедрить чат-бот можно практически в любую систему, включая СДО вузов.

С помощью чат-ботов можно цифровизировать следующее:

- получение информации в ответ на конкретный запрос. Функция упрощает и значительно ускоряет поиск нужных данных в пособиях или учебниках;

- прохождение опросов, сдачи тестов и так далее;

- получение мгновенной обратной связи от настроенного бота.

Несмотря на большую популярность в западных странах, а также универсальность и удобность чат-ботов, в России ими пользуются редко.

Из интересных концепций цифрового образования также стоит рассказать об интерактивных «досках». Имеется в виду приложение, в котором раскрываются детали чего-либо единого. Каждая деталь - это одно задание. Концепция может быть видоизменена в зависимости от нужд педагогов. Два наиболее распространенных варианта:

1. Каждый фрагмент - это отдельное занятие, тема, практическая или лабораторная работа. К концу семестра, полугодия или года должны собраться все фрагменты и откроется полная «доска» [3, с. 225].

2. Для группового проекта: каждый фрагмент - это задание определенного человека в группе. При успешно выполненном проекте должна открыться вся «доска».

Таким образом, данная концепция превращает обыденное занятие в увлекательный квест.

SCIENCES

В педагогической среде есть множество различных подходов и концепций цифрового образования. Данная сфера сейчас развивается очень быстро, захватывая не только школьные учреждения, но и высшее образование.

В рамках темы данной статьи будет предложена своя концепция, объединяющая и дополняющая уже существующие приемы цифровизации образования.

Общие положения предлагаемой концепции:

1. Создание максимально оптимизированной системы дистанционного обучения.

2. Ежегодное обучение новых студентов цифровой среде.

3. Возможность индивидуального подхода к образованию студентов по профильным предметам в зависимости от их изначального уровня, сильных и слабых мест.

4. Внедрение чат-ботов в систему дистанционного обучения и использование их на некоторых занятиях.

Далее следует разобрать каждый пункт концепции подробнее.

Во-первых, общие цифровые системы или использование уже существующих необходимы для общей цифровизации обучения в вузе. В России есть уже достаточный опыт внедрения СДО, однако он часто показывает отрицательные оценки со стороны самих пользователей, а особенно, студентов. Отмечены следующие недостатки:

- «падение» сервера в следствие большой и одновременной нагрузки;

- низкая скорость работы приложения или сайта системы;

- непродуманный интерфейс приложения или сайта [4, с. 268].

Таким образом, необходимо, чтобы разработкой и постоянной поддержкой цифровых систем образования занимались профессионалы. Важно, чтобы они на постоянной основе контролировать работу приложения и не допускали перегрузок. Все это сводится к одному решению - наем на работу опытного программиста или программистов, которые смогут создать и оптимизировать эффективную и быструю систему.

Во-вторых, при внедрении новой цифровой системы в образовательный процесс логично будет научить пользоваться этой самой системой. В российских вузах в начале дистанционного обучения преподавателей и студентов учили, как работать в СДО. Предлагается проводить одно или пару очных занятий за компьютерами или смартфонами для обучения использования цифровой среды. Такие пары должны проводиться ежегодно для новых студентов и внепланово при серьезных изменениях в системе.

Таким образом, решится проблема с путаницей в использовании среды цифровизации высшего образования, которая присутствует и сегодня.

В-третьих, предлагается использовать запрограммированный алгоритм, который покажет уровень знаний новых студентов или старых студентов

но по новой дисциплине, а затем составит индивидуальную программу для изучения предмета. Несмотря на то, что большинство студентов поступают в вузы на бюджет, сдают ЕГЭ или вступительные экзамены, их настоящий уровень знаний может сильно отличаться. Также, при изучении «входных» данных о студенте необходимо ориентироваться на его особенности восприятия информации, темы, в которых он разбирают лучше или хуже. Алгоритм должен определять данные факторы и строить программу, исходя из них. Важно, чтобы в итоге все студенты приходили к примерно единому уровню понимания предмета.

В-четвертых, предлагается использовать чат-боты не в отдельных цифровых средах, а в самой вузовской системе образования. Функции и задачи этих ботов могут отличаться от предмета к предмету. Однако общие задачи следующие: быстрый и удобный поиск информации, соответствующей темам, которые преподаются в вузе, быстрая ответная связь, мгновенная проверка собственных знаний [5, с. 15].

Таким образом, предлагаемая концепция должна сочетать в себе уже имеющиеся инструменты цифро-визации высшего образования, совершенствовать их и привносить такие новые детали, как качественное обучение пользованию этими самыми системами. Думается, что современный подход к высшему образованию поможет студентам и преподавателям организовывать максимально эффективные и удобные занятия с использованием новых цифровых технологий.

Список источников

1. Блинов В. И. [и др.] Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения : монография / под науч. ред. В. И. Блинова. М. : ИД «Дело» РАНХиГС, 2020. 112 с.

2. Гаевская Е. Г. Педагогика как область цифровых гуманитарных наук // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т. 4. № 2. С. 110-120.

3. Ильюшенко Н. С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды. 2019. Т. 2. С. 215-225.

4. Когачевская Т. И. О качестве образования при повышении квалификации педагогов в дистанционной форме обучения // Перспективы развития современного образования. 2021. С. 263-268.

5. Пучковская Т. О. Компетенции педагога в контексте глобальных тенденций цифровой трансформации процессов в системе образования // Педагогика информатики. 2020. № 3. С. 1-15.

6. Резер Т. М., Владыко А. В., Муртазина А. В. Развитие цифровой образовательной среды: историко-пе-дагогический апспект // EdCRUNCH Ural-2020: Первая Международная научная конференция по проблемам цифровизации. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2020. С. 264-272.

7. Турлюн Л. Н., Степанская А. Г. Цифровизация как новый тренд в педагогике // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4. С. 248.

СКИЕ НАУКИ 159

References

1. Blinov V. I. [etc.] Pedagogical concept digital professional education and training monograph / sub-scientific. red. V. I. Blinova. M. : ID «Delo» Rangiggs, 2020. 112 p.

2. Gaevskaya E. G. Pedagogy as a field of digital humanities // Communicology: electronic scientific journal. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 110-120.

3. Ilyushenko N. S. Digital learning: Prospects and risks of the digital turn in education // Designing the Future. Problems of digital reality: proceedings. 2019. Vol. 2. P. 215-225.

4. Kogachevskaya T. I. About the quality of education in the professional development of teachers in the distance

form of education // Prospects of development of modern education. 2021. P. 263-268.

5. Puchkovskaya T. O. Competences of a teacher in the context of global trends of digital transformation of processes in the education system // Pedagogy of Informatics. 2020. No. 3. P. 1-15.

6. Reser T. M., Vladyko A. V, Murtazina A. V Development of digital educational environment: historical and pedagogical aspect // EdCRUNCH Ural-2020: First International Scientific Conference on the problems of digitalisation. Yekaterinburg : 2020. Ural UP House, 2020. P. 264-272.

7. Turlyun L. N., Stepanskaya A. G. Digitalisation as a new trend in pedagogy // Pedagogical Journal. 2021. Vol. 11. No. 4. P. 248.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. В. Шульженко - преподаватель спецдисциплин, кандидат педагогических наук;

H. Н. Грудницкая - доцент кафедры образовательных технологий физической культуры и спорта, факультета, кандидат педагогических наук, доцент;

И. В. Кутьин - доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук.

Information about the authors

A.V. Shulzhenko - teacher of special disciplines, Candidate of Pedagogical Sciences;

N. N. Grudnitskaya - Associate Professor of the Department of Educational Technologies of Physical Culture and Sports, Faculty, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

I. V. Kutin - Associate Professor of the Department of Physical Education, Candidate of Pedagogical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / [О. В. Зиборов и др.] ; под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 223 с.

ISBN 978-5-238-03589-5

Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.

Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».

160

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.