Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ'

КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ ТЕЛА / ОБРАЗ ТЕЛА / ВОСПРИЯТИЕ ТЕЛА / SELF / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-CONSCIOUSNESS OF THE BODY / IMAGE OF THE BODY / PERCEPTION OF THE BODY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третяк Я.Д.

В статье проведен анализ двух ключевых концепций самосознания и самооценки. В свете этих разных подходов можно выделить две изначальные концепции. Первая заключается в том, что приобретение самосознания происходит главным образом благодаря дифференциации между собой и признанием идентичностей друг друга. Вторая концепция заключается в том, что тело, интерфейс между собой и другим, является одним из важнейших ключей в ходе этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF SELF-CONSCIOUSNESS AND SELF-EVALUATION

The article analyzes two key concepts of self-awareness and self-esteem. In the light of these different approaches, two initial concepts can be distinguished. The first is that the acquisition of self-consciousness occurs mainly due to differentiation between each other and recognition of each other's identities. The second concept is that the body, the interface between itself and the other, is one of the most important keys during this process.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ»

УДК 001.201

Третяк Я.Д. студент 2 курса

факультет «Психологии и педагогического образования»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.

заведующая кафедрой старший преподаватель Россия, г. Симферополь КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ

Аннотация: В статье проведен анализ двух ключевых концепций самосознания и самооценки. В свете этих разных подходов можно выделить две изначальные концепции. Первая заключается в том, что приобретение самосознания происходит главным образом благодаря дифференциации между собой и признанием идентичностей друг друга. Вторая концепция заключается в том, что тело, интерфейс между собой и другим, является одним из важнейших ключей в ходе этого процесса.

Ключевые слова: самость, самосознание, самосознание тела, образ тела, восприятие тела.

CONCEPTS OF SELF-CONSCIOUSNESS AND SELF-EVALUATION

Resume: The article analyzes two key concepts of self-awareness and self-esteem. In the light of these different approaches, two initial concepts can be distinguished. The first is that the acquisition of self-consciousness occurs mainly due to differentiation between each other and recognition of each other's identities. The second concept is that the body, the interface between itself and the other, is one of the most important keys during this process.

Key words: self, self-consciousness, self-consciousness of the body, image of the body, perception of the body.

Веками теоретики стремились понять и определить самосознание. Одной из теоретических моделей, разработанных специально Пиаже 146 и Мерло-Понти147, является модель врожденного самосознания, по крайней мере, в его телесном измерении. В этой модели субъект рождается субъектом и знает себя как субъект. Его/ее последующее психическое развитие касается того, как он/она будет строить и формировать окружающий его мир. Согласно Пиаже, взаимодействия между ребенком и окружающей его средой регулируются ритмом, в котором происходит созревание его центральной нервной системы. Его фундаментальная работа в области психологии развития повлияла на многих из его преемников, включая Мерло-Понти, чья

146 Пиаже Ж. Рождение интеллекта у детей. Невшатель: Делахо и Нистле, 1936. 218 с.

147 Мерло-Понти М. Семейные отношения. Булл: Psychol, 1964. 336 с.

философская работа была частично сосредоточена на феноменологии восприятия. Некоторые из разработанных им идей соединились с идеями Пиаже. Примечательно, что он настаивал на важности другого для индивида, в то же время задействуя определенную степень врожденного самосознания, особенно с помощью схемы тела, уже присутствующей у ребенка в очень раннем возрасте и благодаря которой он/она сможет взаимодействовать с другими.

В начале двадцатого века возникли разные направления мысли, главным образом развитые Л. С. Выготским 148. Идеи Выготского были далеки от теорий Пиаже, ставя под сомнение эгоцентрическую стадию Пиажетии, которая ставит ребенка в центр развития себя и представлений об окружающем мире. Для Выготского ребенок не является главным строителем этого строительства; он/она является учеником, и именно присутствие другого и внешней среды позволит ему/ей построить себя 149.

Эти идеи были приняты многими современниками. Во Франции влияние Уоллона150 было особенно важным. В своей работе Уоллон ставит под сомнение возможное совместное конструирование самосознания и сознания другого на основе взаимодействия человека с внешней средой. Валлон фокусируется на важности присутствия другого человека с ребенком при его/ее построении. Ребенок учится у других, прежде всего, путем простой мимики и взаимного эмоционального заражения. По словам Уоллона, эта эмоциональная взаимность свидетельствует о первоначальной невозможности для ребенка отделиться от других в течение первых месяцев жизни. Он/она не будет осознавать, что является отдельным от своих родителей человеком. Именно благодаря игре взаимной стимуляции и чередования ребенок, наконец, осознает границу, отделяющую его/ее от другого, от его/ее собственного эго. Для Уоллона это развитие самосознания заканчивается в возрасте 3 лет, в возрасте кризиса, когда ребенок может заявить о себе и противопоставить другим свои собственные желания и идеи. Этот подход доминировал в течение следующих десятилетий.

Нейсер151 описал два различных способа построения личности: (а) через восприятие тела и взаимодействие с окружающей средой, и (б) через отношения с другими. Кроме того, другие авторы, такие как Принц 152, обсуждали понятие социального зеркалирования и предложили, чтобы социальное зеркалирование было предпосылкой для формирования ментального «Я». Наконец, Уэбб и Грациано153 подчеркнули важную роль обработки внимания в развитии самосознания в отношении внешних и внутренних экологических стимулов.

148 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.: Советская психология, 1933. 618 с.

149 Выготский Л.С. Ум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1978.

150 Валлон Х. Турбулентный ребенок. Париж: П.У.Ф., 1959. 286 с.

151 Нейсер Ю. Два воспринимаемых аспекта личности и их развития. Девиация. М.: Открытие, 1991. 209 с.

152 Принц В. Я в зеркале. Сознательное. Н-Й.: Cogn, 2013. 113 с.

153 Уэбб Т.В., Грациано М.С. Теория схемы внимания: механистическое объяснение субъективной осведомленности. Фронт. Н-Й.: Psychol, 2015. 389 с.

Резюме концептуализации «Я» представлено в Таблице 1.

Таблица 1 - Концептуализация себя

Авторы Концептуализация

Пиаже 154 Субъект рождается субъектом и знает себя как субъект. Психологическое развитие касается того, как дети строят и формируют окружающий мир, определяемый созреванием центральной нервной системы

Валон155 Субъект изучает поведение посредством имитации и эмоционального заражения и поэтому не может быть отделен от других в течение первых месяцев жизни. Через взаимную стимуляцию и чередование ребенок осознает границы между собой и развивает свое эго

Мерло-Понти156 Важность другого. Существует определенная степень врожденного самосознания (схема тела), позволяющая социальные взаимодействия

Выготский157 Субъект учится у других и у внешней среды тому, как строить себя как личность

Нейсер158 (1991) Два разных способа построения личности: (а) через восприятие тела и взаимодействия с объектами окружающей среды, и (б) через отношения с другими

Киверштейн (2007) Для каждого опыта существует нейронная репрезентативная система, составляющая минимальную основу супервентности для конкретного опыта

Более глобальные подходы к концепции самосознания были предложены совсем недавно, в частности Демасио159, чья работа направлена на изучение нейронных основ познания и поведения. Он был одним из наиболее активных исследователей в области осознания / осознания, исследуя механизмы, лежащие в его основе. В своей работе он предлагает краткое изложение идей, разработанных в ходе его различных исследований, предлагая три различных уровня осознания / сознания, которые в конечном итоге приводят к самосознанию: (а) первичное сознание, (б) рефлексивное сознание и (в) самосознание сознание. Первичное сознание - это бдительное базовое сознание, которое развивается в возрасте от 6 месяцев до 1 года и позволяет младенцу развиваться в его / ее окружении, даже когда он / она не в состоянии различать себя и остальной мир. Первичное сознание разделяют другие виды животных с сенсорными органами и сложным мозгом. Рефлексивное сознание позволяет человеку понять, что он / она является тем, кто руководит своими действиями и мыслями, и что он / она контролирует свои рассуждения и поведение. Это соответствует сознанию того, что он не является другим, и разделяется людьми и крупными приматами. Самосознание, более высокий уровень сознания, относится к способности

154 Пиаже Ж. Рождение интеллекта у детей. Невшатель: Делахо и Нистле, 1936. 218 с.

155 Валлон Х. Роль другого в самосознании. Н-Й.: Детство 1959. 286 с.

156 Мерло-Понти М. Семейные отношения. Булл: Psychol, 1964. 336 с.

157 Выготский Л.С. Ум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж: издательство Гарвардского университета 1978

158 Нейсер Ю. Два воспринимаемых аспекта личности и их развития. Девиация. М.: Открытие, 1991. 209 с.

159 Дамасио А.Р, Тирселин С., Ларсоннер К. Чувство даже себя: тело, эмоции, сознание. Издание: Сб. Наука. Париж: Издания Одил Джейкоб, 1999. 380 с.

присваивать свою собственную историю, осознавать единство себя, которое сохраняется, несмотря на течение времени и изменения окружающей среды. По словам Дамасио, это не проявляется в возрасте до 2 лет у людей. Интересно, что возраст 2 соответствует также развитию языка у ребенка.

Понятие первичного сознания разработано Демасио можно сравнить с понятием «минимальное я». Минимальное Я представляет собой самый базовый уровень самости. Оно относится к самосознанию как субъекту непосредственного опыта и пререфлексивного происхождения действия, опыта и мысли. Пререфлексивное сознательное переживание «это мое» (или чувство принадлежности; «минности») является центральной характеристикой минимального «я». Следовательно, минимальное «я» можно отличить от более сложных аспектов «я», таких как рефлексивное «я» (явное сознание «я») и повествовательное «я» (переживание «я» с конкретными характеристиками и личной историей).

Совсем недавно Досети и Соммервиль160 представили свою концептуализацию себя в обзоре литературы. Эта концептуализация в некоторой степени отражает модель стратификации, описанную Дамасио. Соответственно, конструирование Я - это многомерный и развивающийся процесс, который происходит с младенчества и развивается в течение первых лет жизни. Этот процесс включает физические, психологические и социальные факторы и позволяет развивать различные типы сознания с различными уровнями. Досети и Соммервиль выдвинули на первый план когнитивное измерение саморазвития, включающее общие представления о себе и других, что в конечном итоге приводит к дифференциации себя и других.

Что касается первой концепции, самосознание будет построено по отношению к другой (реляционная диада), посредством реляционной и эмоциональной синхронизации и глазами другого. Мать смотрит на ребенка, а ребенок смотрит на мать, но он также видит свое отражение в глазах матери. Самосознание, с интеграцией образа тела, также проходит подражание другому, переходя, например, от простого подражания новорожденному от торчащего языка к более сложному развитию, включая словесный язык ребенка.

Таким образом, самосознание создается посредством подражания другому, с представлением того, что идентично посредством синхронизации, но также и с представлением того, что отличается. Позднее появление полового органа относится к половой дифференциации и, вероятно, в подростковом возрасте является новым мобилизующим рычагом этого процесса.

Использованные источники:

1. Пиаже Ж. Рождение интеллекта у детей. Невшатель: Делахо и Нистле, 1936. 218 с.

160 Досети Дж., Соммервилль Дж. А.Общие представления между собой и другими: взгляд на социальную когнитивную нейробиологию. Тенденции Cogn.: 8с1. 2003. 533 с.

2. Мерло-Понти М. Семейные отношения. Булл: Psychol, 1964. 336 с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.: Советская психология, 1933. 618 с.

4. Выготский Л.С. Ум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1978.

5. Валлон Х. Турбулентный ребенок. Париж: П.У.Ф., 1959. 286 с.

6. Нейсер Ю. Два воспринимаемых аспекта личности и их развития. Девиация. М.: Открытие, 1991. 209 с.

7. Принц В. Я в зеркале. Сознательное. Н-Й.: Cogn, 2013. 113 с.

8. Уэбб Т.В., Грациано М.С. Теория схемы внимания: механистическое объяснение субъективной осведомленности. Фронт. Н-Й.: Psychol, 2015. 389 с.

9. Валлон Х. Роль другого в самосознании. Н-Й.: Детство 1959. 286 с.

10. Мерло-Понти М. Семейные отношения. Булл: Psychol, 1964. 336 с.

11.Выготский Л.С. Ум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж: издательство Гарвардского университета 1978

12. Дамасио А.Р, Тирселин С., Ларсоннер К. Чувство даже себя: тело, эмоции, сознание. Издание: Сб. Наука. Париж: Издания Одил Джейкоб, 1999. 380 с.

13. Досети Дж., Соммервилль Дж. А.Общие представления между собой и другими: взгляд на социальную когнитивную нейробиологию. Тенденции Cogn.: Sci. 2003. 533 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.