Научная статья на тему 'Концепции послевузовского образования'

Концепции послевузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / НАУКОЕМКОСТЬ И КУЛЬТУРОЕМКОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КОНЦЕПЦИИ ВУЗОВСКОГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревякина В. И.

Рассматривает вопрос: «Каким быть образованию в XXI веке и каким будет специалист ближайшего и отдаленного будущего?». С этой целью исследуются устоявшиеся к настоящему времени реалии, наметившиеся тенденции и возможные перспективы, имеющиеся концепции послевузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of education after the termination of high school

The author of article tries to answer a question: «What to be to education in XXI century and what will be the expert of the nearest and the long-term future?». With this purpose the realities which have settled to the present time, was outlined tendencies and the possible prospects, available concepts of education after the termination of high school are investigated.

Текст научной работы на тему «Концепции послевузовского образования»

Раздел 5 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

КУРАТОР

РАЗДЕЛА

Анатолий Андреевич Шаповалов — доктор педагогических наук, профессор Барнаульского государственного педагогического университета, г. Барнаул.

РЕДАКТОР

РАЗДЕЛА

Надежда Ивановна Кудирмекова —

кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск.

РЕДАКТОР

РАЗДЕЛА

Павел Николаевич Карплюк —

кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета, директор Регионального центра обработки информации, г. Горно-Алтайск.

УДК 01:001.837

В.И. Ревякина, д-р. пед. наук, профессор ТГПУ, г. Томск

КОНЦЕПЦИИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривает вопрос: «Каким быть образованию в XXI веке и каким будет специалист ближайшего и отдаленного будущего?». С этой целью исследуются устоявшиеся к настоящему времени реалии, наметившиеся тенденции и возможные перспективы, имеющиеся концепции послевузовского образования.

Ключевые слова: послевузовское образование, идеология подготовки специалиста, наукоемкость и культуроемкость образования, общечеловеческие ценности, концепции вузовского и послевузовского образования.

Заглядывая в будущее, нельзя не заметить, что жизнь намного богаче предположений, она постоянно вносит множественные коррективы. Поэтому речь в данной статье может идти только о принципиально важных проблемах.

Размышляя о содержании подготовки специалистов педагогического, инженерного или любого другого профиля, важно представлять общественные потребности и потребности самой личности, а также изменения, которые непрерывно происходят в науке, технике, производстве, социальной сфере. Известно, что требования к подготовке специалиста формируются вне сферы образования, они исходят из общественных и экономических целей государства. Следовательно, неизбежной является прогностическая функция, из которой вытекают новые требования к знаниям, умениям, навыкам, способностям, профессионально значимым личностным качествам специалиста. До недавнего времени преимущественное влияние на постановку целей и формирование содержания образования имела старая идеология подготовки специалиста: он готовился под конкретное место в функциональной структуре экономики и социальной сферы страны [3].

Новой тенденцией становится подготовка специалистов двойной компетенции. Например, в настоящее время выпускник Томского политехнического университета наряду с инженерной подготовкой получает вторую специальность переводчика. Известно, что двойная компе-

тенция расширяет области, функции, виды профессиональной деятельности. Она предлагает интеграцию разнородных полей профессиональной деятельности, разнородных технических, технологических и гуманитарных знаний. Необходимость такой подготовки детерминируется усилением интеграционных процессов в социальной и производственной сферах общества, а также в социально-управленческой деятельности.

Важнейшее требование наступившего XXI века — высокая квалификация, отражающая качественную сторону подготовки специалистов, совокупность человеческих возможностей и способностей достойно выполнять функции своей профессиональной деятельности. Необходимость получения высокой квалификации требует повышения уровня содержания образования, его фунда-ментализации, методологизации.

Общеизвестный факт: ведущей тенденцией XXI века намечается рост наукоемкости и культуроемкости образования. На смену единому образованию, некогда полученному, как ранее считалось «на всю жизнь» приходит высшее образование, рассматриваемое сегодня как база для дальнейшего непрерывного совершенствования профессионального уровня специалиста на протяжении всей жизни. Целый ряд ведущих мировых держав (Япония, США, Германия) к настоящему времени уже заявили о готовности перехода к всеобщему высшему образованию как к основе для дальнейшего личностного, профессионального и научного роста специалистов.

Бесспорно, образование в XXI веке призвано стать основным механизмом воспроизводства общественного интеллекта, обеспечивать опережающее развитие не только интеллекта, но также всех других социально значимых качеств личности.

В основе модели образования в XXI веке, по прогнозам экспертов, мыслится принцип опережающего развития образовательного потенциала по отношению к материально-техническому потенциалу, так как по природе своей они находятся в диалектическом единстве.

Успешная реализация опережающего развития образовательного потенциала возможна через такие принципы как «опережающее развитие науки», «опережающее развитие воспроизводства педагогических и научных кадров высшей квалификации» для различных областей науки, культуры, образования, социальной сферы.

Какое влияние оказывают новые рыночные отношения на состоя ние и перспективы развития образования? Исследователи отмечают, что особое значение имеет такой феномен, как рынок труда. Безусловно, рыночные отношения являются всеобщей нормой и тенденцией в мировой экономике. Однако и в этих условиях только профессионализма, предприимчивости недостаточно для человека в обществе, также необходимы такие общечеловеческие ценности, как высокая порядочность, честность, соответствие морально-правовым нормам. Опытом ведущих мировых держав доказано, что бизнес, например, без моральных устоев недолговечен и непрочен, что мораль не менее важна, чем профессионализм, гарантированный соответствующим образованием.

В соответствии с новой парадигмой цель образования молодежи должна прежде всего заключаться в создании условий, необходимых для максимально полного освоения личностью и материальной культуры, и духовных ценностей, накопленных человечеством; помочь человеку в формировании и раскрытии его личностного потенциала.

Образование призвано способствовать ментальной совместимости человеческих сообществ и социумов как важнейшему условию движения человечества к духовной интеграции, помочь людям вернуть веру в высшие идеалы и ценности.

Таким образом, новые тенденции и новые требования не могут не учитываться при проектировании содержания образования специалистов настоящего и будущего времени, а долгосрочное прогнозирование развития образования может осуществляться путем моделирования трех основных стратегий:

- обеспечение социального спроса населения на получение образования;

- обеспечение потребности социальной сферы и экономики в высококвалифицированных специалистах;

- обеспечение необходимой устойчивости развития высших учебных заведений и их структурных подразделений «Послевузовское образование».

С одной стороны, педагогическое проектирование немыслимо без нормативной основы, регламентирования целей, принципов, этапов, процедур. С другой стороны, это процесс творческий, где наряду с логикой присутствует способность видеть завтрашний день, новые тенденции в содержании, формах и методах образования; умение предвидеть и обеспечивать успешные результаты. Мировой опыт подтверждает, что научное предвидение, в том числе и в реформировании сферы образования, возможно и вполне реально, поскольку будущее есть продолжение прошлого.

Одним из важнейших средств реализации идеи самосовершенствования личности всегда считалось образование. Сегодня идея самосовершенствования человека за счет непрерывного образования мыслится как функциональное включение человека в образовательный процесс или в систему организационных мер, обеспечи-

вающих формирование внутренней личностной мотивации к постоянному восхождению по образовательной лестнице. Как справедливо утверждают исследователи феномена непрерывности, это самодвижение личности является для нее способом выработки смысловых, жизненных ориентиров, включая и профессионально-образовательный, одной из важнейших стратегических линий самореализации средствами образования.

Таким образом, идею непрерывности образования следует воспринимать как путь научного и творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса [1].

В настоящее время, в условиях включения России в общеевропейские рамки требований Болонской конвенции, где жестко задана двухуровневость высшего образования, а послевузовский этап предъявляет еще большие ограничения для непрерывного научного роста, имеет смысл не копировать слепо зарубежный опыт, а сохранить устоявшиеся и эффективно работающие российские традиции подготовки преподавательских кадров высшей квалификации посредством обучения в аспирантуре и докторантуре. В этом плане для России гораздо полезнее в целях сравнительного ознакомления изучить самодостаточный опыт США на основе анализа нормативных документов, публикаций деятелей высшего образования этой страны и научных разработок американских ученых самой разной специализации о развитии американской концепции послевузовского образования (докторантуры) и ее моделей как традиционного, так и новаторского типа. В этой высокоразвитой стране именно докторские исследования и программы являются основной формой подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для вузов США [2].

При разработке концепции высшего образования и стратегии его развития в России также было бы полезно учесть такое достижение американской высшей школы, ее высшего звена — докторантура — как профессиональная автономия. Строгое соблюдение американской докторантурой принципа академической свободы от идеологических рамок обеспечивает необходимые условия для независимых научных исследований, свободного выбора тем исследователями без жесткой зависимости от политической конъюнктуры и социального заказа, что снижает вероятность искусственного ограничения научных интересов и непродуктивной концентрации исследовательских сил на отдельных темах и направлениях научной мысли.

Мировая практика доказывает, что принципы академической свободы и научного плюрализма обеспечивают широкую методологическую базу исследований, способствуют обогащению и развитию науки.

Что касается непрерывности образования в контексте научной карьеры российских исследователей гуманитарного профиля, то необходимо указать характерные для современной действительности возможные пути карьерного роста молодых ученых.

Среди них как наиболее реальные и довольно распространенные способы применения интеллектуальных и творческих сил человека с ученой степенью гуманитария укажем некоторые: преподаватель вуза, сотрудник научно-исследовательского учреждения, работник архива или музея, директор общеобразовательной школы или профессионального училища. Кроме этого, наряду с повышением научной и профессиональной квалификации, необходимо отметить укрепление в социуме статусной позиции обладателя ученой степени, повышенную востребованность такого специалиста, актуализацию возможностей получить работу не только в своей стране.

Без сомнения, вышеперечисленные виды деятельности привлека ют своей гуманной направленностью, креативностью, благородны по сути, всегда ценились населением. В качестве еще одного безусловного преимущества

научная профессиональная занятость педагогического характера является надежным гарантом трудоустройства при самой жестокой безработице. Недостаток один, но чрезвычайно существенный: материальное неблагополучие профессии, однако именно это обстоятельство является главным тормозящим фактором при планировании карьеры молодым человеком с вузовским дипломом гуманитария. Общеизвестно, что гуманитариям-педаго-гам, даже если они обладатели ученых степеней и званий, исключительно редко удается занять престижные и хорошо оплачиваемые должности советников (консультантов) ответственных УШ-чиновников или руководителей отделов в административных структурах.

Однако в сравнительном плане подчеркнем, что и в России, и в США, и в любой другой развитой стране гуманитариям даже с самой высокой научной квалификацией выстроить свою карьеру намного труднее по причине перепроизводства данных специалистов. Прогресс научно-производственной сферы сегодня во всем мире диктует повышенную востребованность кадров инженерно-технических направлений, а не гуманитариев.

Остановимся все-таки на педагогических карьерных возможностях тех молодых людей, которые вопреки всем вышеперечисленным лекторам избрали путь повышения научной подготовки через аспирантуру. Думается, самое главное при этом — осознанность выбора, так как именно от внутренней мотивации личности зависит успешность обучения, эффективность исследовательской работы и, следовательно, повышенная конкурентоспособность на педагогическом поприще.

В этой связи стратегия подготовки научно-педагогических кадров для регионов Сибири и Дальнего Востока в условиях Института теории образования ТТПУ может рассматриваться как многолетняя программа-максимум. Образовательная лестница будущих потенциальных светил науки по стратегическому замыслу включает следующие ступени: студенческий этап, завершаемый отлично выполненным дипломным проектом и получением «красного» диплома — далее этап стажировки, возрожденный решением Ученого совета университета -затем этап обучения в аспирантуре, заканчивающийся при благополучном исходе своевременной защитой диссертации, после чего возможна преподавательская работа в вузе. Это еще не финал. Творческая личность через определенный промежуток времени ощутит острую потребность дальнейшего научного роста и выберет для себя наилучший способ — обучение в докторантуре. Общеизвестно, что истинного трудоголика в науке не остановит наличие диплома доктора наук, его удел — последующее непрерывное научное самосовершенствование посредством различных извест-

ных форм, в том числе за счет создания собственной научной школы, а это надо рассматривать как надежный резерв воспроизводства новых генераций ученых.

Каждый из перечисленных этапов важен, однако самого серьезно го внимания заслуживает первоначальный, определяющий предрасположенность молодого человека к планированию научно-исследовательской карьеры в сфере образования. Опыт показывает, что выявление мотивации к исследовательской деятельности у некоторой части студентов происходит еще на младших курсах во время подготовки к традиционным ежегодным вузовским Дням Науки. Как правило, это отлично успевающие студенты с выраженной социальной активностью и высокими познавательными потребностями. Они представляют перспективную категорию поступающих в аспирантуру.

Однако даже самые «продвинутые» вчерашние выпускники вуза, не имеющие жизненного и профессионального опыта, не в состоянии за три года обучения в аспирантуре благополучно и в официально намеченный срок решить все исследовательские проблемы. Поэтому для этой категории потенциальных молодых ученых в качестве рекомендации будет полезен одногодичный или двухгодичный стажерский этап, в течение которого человек успеет сдать экзамены кандидатского минимума, определиться с направлением своего научного исследования, включиться в работу проводимого ежемесячного обучающего семинара для стажеров и аспирантов «Введение в методологию научного исследования», систематически получать от ведущих ученых Института теории образования консультативную помощь и научно-методическое сопровождение от своего научного руководителя.

Полагаем, что система стажировок — это инновационная форма, способствующая совершенствованию последипломной подготовки, повышению научного потенциала молодого исследователя, приобретению им солидного опыта осуществления экспериментальной и научно-поисковой работы. Как справедливо подчеркивается известным ученым В.А. Дмитриенко, возможности стажировки являются, с одной стороны, предпосылкой, а с другой стороны, необходимым условием формирования исследовательской компетентности будущего ученого, выбора им индивидуальной стратегии научно-образовательной деятельности, а также и устранения психологических барьеров, снятия внутренних препятствий.

Еще одну возможность для планирования научной педагогической карьеры представляет системное обучение в «Школе молодого ученого», которая призвана обеспечить содержательное наполнение процесса обучения специалистов высшей научной квалификации.

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия.— Т. 2.— М., 1999.

2. Захарова, А.П. Становление и развитие системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в США: автореф. дис. канд. пед. наук / А.П. Захарова. — М., 1995.

3. Кирсанов, А. А. Проектирование содержания профессиональной подготовки специалиста XXI века: проблемы и опыт их решения // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы междунар. научно-практической конференции.— Сочи, 1998.

Статья поступила в редакцию 11.02.08

УДК 373.1.02

В.А. Насонов, аспирант БГПУ, г. Барнаул

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Рассматриваются некоторые вопросы формирования саногенного мышления школьников, анализируются литературные данные об организации и развитии данного вопроса в средней школе.

Ключевые слова: саногенное мышление, саногенномыслящий человек, эмоции, рефлексия, самоанализ.

18221876

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.