Научная статья на тему 'Опыт организации послевузовского образования в университетах Европы и США'

Опыт организации послевузовского образования в университетах Европы и США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / GRADUATE STUDIES / POSTGRADUATE STUDIES / ORGANIZATION / ACADEMIC DEGREE / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ривчун Т. Е.

В статье рассмотрены основные черты организации последипломного образования в странах Европы и в США в сравнении с отечественной системой послевузовского образования. Сделан вывод о целесообразности использования современных зарубежных подходов для российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postgraduate Education in Europe and the U. S

The author examines the main trends in the organization of graduate (postgraduate) education in Europe and the United States in comparison with the national system in the Russian Federation. The article shows the relevance of applying international practice to the Russian campuses.

Текст научной работы на тему «Опыт организации послевузовского образования в университетах Европы и США»

Литература

4. Баранова И.В., Черепанова М.В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза // Сибирская финансовая школа. 2006. № 4.

5. Гохберг Л.М. Вузовская наука: перспективы развития / Л.М. Гохберг,

И.А. Кузнецова // Высшее образование в России. 2004. № 4.

6. Заборовская А.С., Клячко Т. Л., Королев И.Б., Чернец В. А.,

Чирикова А.Е., Шилова Л.С., Шишкин С.В. Высшее образование в России: правила и реальность / Под ред. Шишкина СВ. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.

7. Леонтьев Л.И. О формах и методах стимулирования инновационной

деятельности. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.

8. Шатток М. Привлечение дохода из негосударственных источников европейскими университетами / М. Шатток // Предпринимательство и преобразование российских университетов / Е.А. Князев [и др.]; отв. ред. М. Шатток. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

УДК 378.2; 338

Опыт организации послевузовского образования в университетах Европы и США

Ривчун Т.Е., канд. экон. наук, [email protected], проректор,

ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассмотрены основные черты организации последипломного образования в странах Европы и в США в сравнении с отечественной системой послевузовского образования. Сделан вывод о целесообразности использования современных зарубежных подходов для российских вузов.

Ключевые слова: послевузовское образование, организация, ученая степень, зарубежный опыт.

The author examines the main trends in the organization of graduate (postgraduate) education in Europe and the United States in comparison with the national system in the Russian Federation. The article shows the relevance of applying international practice to the Russian campuses.

Key Words: graduate studies, postgraduate studies, organization, academic degree, international experience.

Организация послевузовского образования для высшего учебного заведения выступает в двоякой роли. С одной стороны, для вузов университетской категории это одно из обязательных и необходимых условий соответствия статусу. С другой стороны, это элемент системы обеспечения эффективности деятельности вуза, так как наличие послевузовского образования в структуре образовательной деятельности учебного заведения дает возможность улучшить имидж и повысить рейтинг вуза, а значит, привлечь большее число потенциальных студентов, а также создает условия для закрепления студентов и выпускников вуза. Эти факторы непосредственным образом влияют на объем и стабильность доходов высшего учебного заведения, обеспечивающих возможность повышения внутрихозяйственной эффективности его деятельности. Кроме того, функционирование аспирантуры и докторантуры (в особенности при наличии действующих диссертационных советов) до определенной степени облегчает решение перспективных кадровых вопросов вуза, потому что позволяет «выращивать» молодые научно-педагогические кадры внутри коллектива от студенческой скамьи до кадров высшей квалификации. Постоянное обновление кадров с учетом наследования и развития учебных и научных традиций является одним из факторов обеспечения и повышения качества образовательной деятельности и макроэкономической и рыночной эффективности функционирования учебного заведения.

Российская система послевузовского образования традиционно включает в себя две ступени: аспирантуру с присвоением ученой степени кандидата наук и

докторантуру с присвоением ученой степени доктора наук. В данный момент, кроме России, только Финляндия (с двумя уровнями в аспирантуре - лиценциата и доктора), остается среди немногих стран, которые сохраняют «вторую» докторскую степень (в России формально первую, поскольку в результате защиты «первой» диссертации присваивается степень кандидата наук, а не доктора). Хотя у этой степени не оказывается эквивалента в западных системах, ее роль в российских системах высшего образования и науки достаточно велика. Во-первых, это фактически первая собственно научная степень: кандидатская степень носит скорее квалификационный характер, в то время как докторская степень предполагает, что ее обладатель основал новое научное направление или решил (обобщил) крупную научную проблему. Во-вторых, именно

доктора наук - основные эксперты-рецензенты, которые решают вопрос о возможности присвоения диссертанту степени кандидата наук.

С учетом общих тенденций реформирования российской системы образования целесообразным является изучение специфики организации рассматриваемого сегмента деятельности вузов в развитых европейский странах, а также в США. Кроме собственно послевузовского образования, на наш взгляд, необходимо рассмотреть и роль и значение наличия ученых степеней у преподавательского состава учебных заведений в организации и повышении эффективности их научной и образовательной деятельности.

В большинстве стран Запада после получения диплома бакалавра существует следующая иерархия научных степеней: магистр (Master's degrees) и доктор наук (Doctorates). Степень магистра присваивается в определённой области, например, Магистр Искусств, Магистр Науки или Магистр Философии. Дипломы магистра разделяются по изучаемым дисциплинам (профилям), например, сфера социальных проблем или библиотечное дело. Степень магистра может быть присвоена в результате прохождения необходимого курса обучения или за выдающиеся научные исследования, в зависимости от правил каждого отдельного вуза. Магистерские степени, присеваемые по окончании магистратуры в США, разделяются на обычную и конечную. Магистр искусств или науки считается обычной степенью. Ее обладатель может продолжить обучение в докторантуре и рассчитывать на получение докторской степени по той же науке (в той же области). Магистр Делового Администрирования считается конечной степенью, поскольку продолжение обучения по данной конкретной специальности в США невозможно.

Степени доктора наук также имеют подразделение на академические и профессиональные. Примером профессиональной докторской степени является степень Доктора Делового администрирования (DBA - Doctor of Business Administration). Академическая докторантура дает возможность соискателю получить степень Доктора философии или Доктора Науки в определенных видах деятельности, например, Доктор Математики или Доктор Сельскохозяйственной науки. В некоторых странах Европы, докторантуры разделены на доктора философии или «младшая докторантура»68, и более «высокие докторантуры» (например, Доктор Наук - DSc or ScD - Doctor of Science), предоставляющиеся только выдающимся профессорам. Тем не менее,

68 Именно к этой категории относятся профессиональные докторские степени, см., например, http://www.nationmaster.com/

докторская степень является конечной учёной степенью в большинстве видов деятельности и науки. Если присвоение докторской степени (а также кандидатской в России и лиценциата в Финляндии) в любой стране возможно только в результате получения послевузовского образования и защиты диссертации соответствующего уровня, то степень магистра в большинстве развитых стран присваивается в результате прохождения второй ступени высшего (вузовского) образования и относится к категории Undergraduate - студенческие), и только в некоторых университетах Шотландии существует ряд магистерских программ, относящихся к категории Postgraduate - последипломное обучение69.

В европейской образовательной системе в настоящий момент происходят значительные перемены, инициированные Болонским Процессом. В Болонской декларации указаны шесть основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования:

• переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура);

• введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

• повышение мобильности студентов, преподавателей и административноуправленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном);

• обеспечение необходимого качества высшего образования; взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

• обеспечение автономности вузов.

К настоящему времени принято говорить о 10 задачах. К ранее сформулированным добавляются следующие:

• введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

69 Например, MA - Master of Arts - Магистр искусств, MSc - Master of Science - Магистр наук (точных/естественны), MPhil - Master of Philosophy - Магистр философии и др. [там же]

• придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

• реализация социальной роли высшего образования, его доступности;

• развитие системы дополнительного образования (так называемого «образования в течение всей жизни»).

Кроме того, в настоящее время становится все более актуальной тема об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве [1].

Вопрос о «встраивании» аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьей ступени, или третьего цикла (после бакалавриата и магистратуры) только недавно вошел в повестку дня Болонского процесса. Если соглашаться с такой постановкой вопроса, то нужно вводить в программы аспирантуры весомый образовательный компонент - насыщать аспирантуру определенными курсами. Какими и в каком объеме - это должны решать соответствующие профессиональные сообщества. Вероятно, введение новых курсов в аспирантские программы потребует увеличения срока обучения в аспирантуре, поскольку даже и сейчас, когда образовательный компонент в аспирантуре минимален, количество аспирантов,

70

успевающих в срок защитить диссертацию, невелико - в среднем порядка 20% . Важно не допустить ситуации, когда образовательный компонент аспирантуры вытеснил бы научно-исследовательский. Аспирантура была и в обозримом будущем должна остаться основным каналом поступления в науку кадров высокой квалификации.

Данные преобразования естественным образом затрагивают сферу организации послевузовского образования развитых европейских стран, как входящих в состав Евросоюза, так и не входящих. Как уже было отмечено раньше, кроме России и Финляндии, «вторая» докторская степень упразднена либо упраздняется во всех странах, где такая система функционировала до принятия Болонского соглашения. Именно поэтому в задачах Болонского процесса ставиться вопрос об аспирантуре, а не докторантуре.

В США до настоящего времени получение послевузовского (последипломного) образования и, в дальнейшем, ученой степени доктора напрямую связано с успешной карьерой в академической среде. Это обусловлено специфической системой

70 В тех странах Евросоюза, где в аспирантуру поступают после завершения магистратуры, этот процент резко возрастает, достигая 70%

формирования преподавательского состава университетов - «тенура-трек»71. Практически во всех университетах докторская степень является минимальным уровнем образования для профессора. Несмотря на то, что термин «профессор» нередко используется по отношению к любому преподавателю высшего учебного заведения, только малое число преподавательского состава может по праву называться профессорами. Преподаватели, достигшие тенуры, т.е. получивший бессрочный контракт на постоянную должность, начинают свои карьеры на самой нижней ступени академической иерархии - в должности ассистент-профессора. Должность ассистент-профессора обычно занимает доктор наук, недавно получивший научную степень, или только что закончивший программу «постдок феллоушип»72. Эта должность является первой ступенью системы «тенура-трек»: ассистент может достигнуть тенуры по окончании испытательного срока, длящегося от 3 до 7 лет. Далее следует повышение в ранг доцента, и в конечном итоге профессора. Временные рамки испытательного срока зависят от учреждения и области научной деятельности: в большинстве университетов до 50% ассистент-профессоров становятся доцентами, хотя эти показатели падают до 10% на кафедрах естественных наук в самых престижных университетах и в вузах с докторантурой. Конкурсы на вакансии ассистент-профессора постоянно растут за счёт увеличивающего числа докторов наук при практически неизменном количестве академических должностей.

Ранг доцента считается средним звеном академической иерархии. Он доступен учёным с обширным списком научных трудов: одна-две книги, статьи, несколько больших грантов на научные исследования, выделенных источниками за пределами университета, преподавательская деятельность и активное участие в жизни кафедры. Ряд вузов в США практикует найм кандидатов на должность доцента из реального сектора экономики или других университетов. В таких случаях тенура даётся не автоматически, а после достаточно короткого испытательного срока.

Высшей ступени академической карьеры - должности профессора достигают только видные научные деятели, известные и уважаемые как в данном университете, так и за его пределами. В традиционных вузах ранг профессора неразрывно связан с получением тенуры, хотя коммерческие вузы не всегда придерживаются этого правила. Дальнейшее продвижение по карьерной лестнице подразумевает административные

71

Система «тенура-трек» действует в Америке и представляет собой продвижение по «служебной лестнице» преподавательского состава университетов, ведущее к получению постоянной должности с бессрочным контрактом.

72 Тип гранта для докторов наук на проведение научных исследований.

должности (декан, заведующий кафедрой, и т.д.), присвоение почетного титула или выделение гранта для образования отдельной кафедры.

Преподаватели университета или колледжа, занимающие должность лектора или инструктора не входят в систему «тенура-трек» и в основном преподают у студентов бакалавриата. Они не участвуют в научных исследованиях, не занимают административных должностей и не принимают решений, влияющих на деятельность университета.

Таким образом, с одной стороны докторская степень и вхождение в систему тенуры являются условиями построения успешной карьеры для преподавателя, что подтверждается данными рис. 1, а для вуза - условием обеспечения качества и эффективности образовательной и научной деятельности73 посредством привлечения и закрепления в учебном заведении мотивированных высококвалифицированных

74 г'

кадров . С другой стороны «пожизненность» должности в условиях отсутствия обязательного выхода на пенсию ведет за собой старение преподавательского состава вузов в США: средний возраст американского профессора - 55 лет, и очень малое количество профессоров достигают этого ранга до 40 лет. В университетах также существуют специализированные академические ранги, включенные в систему тенуры:

• заслуженный профессор в отставке (Professor emeritus and emerita),

• выдающийся профессор-преподаватель (Distinguished teaching professor),

• выдающийся профессор-исследователь (Distinguished research professor),

• профессор, с личным/именным грантом, выделенным для основания кафедры (Endowed/Named chair).

Кроме того, имеются другие должности, без тенуры, в числе которых «профессор-визитер», лектор или инструктор, адъюнкт-профессор, почётный профессор. «Гостящими» профессорами называют преподавателей из другого вуза или известных специалистов из частного сектора, приглашенных на определённое время с конкретной целью (курс лекций, научно-исследовательский проект). «Визит» может продлиться от 1 года до 3 лет. Лектор или инструктор это профессиональные преподаватели вузов с нагрузкой 4-- 5 курсов в семестр. Эти должности не входят в

73 Академическая известность профессуры является своеобразным брендовым элементом имиджа вуза, что, естественно, влияет на число абитуриентов и студентов.

74 Среднегодовая заработная плата профессора в вузах США составляет 100,000 долларов без учета грантов и гонораров за оказание консультационных услуг, что в среднем, на 70% выше заработной платы ассистент-профессоров в одних и тех же вузах.

□ собственные компании

□ колледж или университет □другие ОУ

□ правительственные организации

□ некоммерческие организации

□ коммерческие организации_______

Рис. 1. Распределение мест трудоустройства обладателей различных научных

степеней [2]

систему «тенура-трек» и поэтому не имеют предписаний по минимальному количеству публикаций и научным степеням. Лишь для вузов с докторантурой инструкторы

75

должны иметь докторскую степень или «конечный» диплом магистра .

Адъюнкт-профессора не занимают постоянной должности в определённом вузе. Они могут быть экспертами из частного сектора, преподающими ограниченное количество часов и не получающими отпуска или медицинской страховки через университет. Адъюнкты не несут административных обязанностей и широко используются вузами как альтернатива традиционным преподавателям. Это объясняется тем, что университетская зарплата адъюнктов значительно ниже заработной платы штатных профессоров, так как большинство из них трудоустроено за пределами вуза и рассматривает преподавательскую деятельность не как источник дохода, а как престижное занятие. Данный факт подтверждает усиление стремления вузов к повышению экономической эффективности своей деятельности, потому что расходы на заработную плату и социальный пакет - это одна из наиболее серьезных статей расхода и экономия в данном случае может быть вполне реальной. При этом нельзя однозначно сказать, что такая замена отрицательно сказывается на качестве обучения, так как в некоторых случаях общение с грамотным практиком-

Например, магистр делового администрирования (МВА).

профессионалом может быть более эффективным, нежели изучение только теории вопроса.

Для того чтобы реализовать свою карьеру в академической среде и получить возможность бессрочного трудоустройства, как уже было отмечено, необходимо получение докторской степени. Для этого, кроме обычной степени магистра, полученной в ходе основного образования, необходимо поступить и заниматься научной деятельностью в научно-исследовательской докторантуре. Главные требования к кандидату в доктора наук, это проведение «независимого и беспрецедентного» научного исследования, интенсивная специализация в определённой научной сфере и, в итоге, успешная защита докторской диссертации. В среднем получение степени доктора в США занимает от 2 до 3 лет (эти сроки сравнимы со сроками получения степени кандидата наук в России). Общие требования к соискателям диплома доктора наук (на Западе именуемого доктором философии) включают в себя:

• наличие диплома магистра наук,

• выполнение самостоятельного исследования с получением новых научных результатов,

• подготовкой и успешной защитой диссертации.

Выпускники докторантур в США должны сдать за время обучения довольно много различных тестов, а сама защита диссертации носит название «final examination» и рассматривается как заключительный экзамен. Требования к публикации результатов проведенных исследований в открытой печати и к внедрению результатов в промышленности и иных сферах деятельности обычно отсутствуют. Защита каждой диссертации производится на заседании специально созданного на этот случай совета (комиссии) - при участии официальных оппонентов, в роли которых могут выступать как преподаватели той же кафедры, где выполнена работа, так и представители других вузов, компаний и организаций, в т.ч. и зарубежных. Председателем такого совета обычно назначается научный руководитель диссертанта. Таким образом, постоянно действующие специализированные советы по защите диссертаций в США отсутствуют, дополнительное рассмотрение диссертации после защиты (аналогичное российскому рассмотрению в ВАК) не практикуется, так как единый надзорный и руководящий орган, регламентирующий требования к соискателям, диссертациям, процедуре защиты и выдающий соответствующие аттестаты в США также отсутствует.

Обучение в докторантурах университетов США требует выполнения определенных требований учебного плана (что есть в российских аспирантурах, но нет в докторантурах). Во время обучения докторанта в аккредитованных университетах необходимо набрать в общей сложности, как минимум 50 семестровых часов кредита, без учета кредитов, набранных в период получения степени бакалавра. Большинство этих курсов должны соответствовать основной научной дисциплине докторанта и иметь соответствующий диплому доктора наук уровень. Дисциплины и курсы, выбранные для изучения в период получения степени магистра, также могут быть использованы, чтобы удовлетворить часть требований для докторской степени. В учебном плане существует обязательная последовательность трех экзаменов.

1. Письменный экзамен, который обычно длиться около шести часов и охватывает программу бакалавра. Обычно студенту предоставляется две возможности сдать данный экзамен, при провале на второй попытке студент исключается из программы специализации.

2. Письменное предложение темы диссертации и методов исследования, сопровождаемые устным обсуждением консультативного комитета кандидата, куда приглашаются другие профессора.

3. Защита диссертации перед консультативным комитетом кандидата с приглашением профессора с других кафедр, вузов.

Самая важная часть получения докторской степени — завершение докторской диссертации, которая является значимой, своеобразной научной работой подходящей для публикации в профессиональном журнале. Докторская степень обычно требует от четырех до шести лет полного обучения и исследования, не считая степень бакалавра (магистратура плюс докторантура). Большинство университетов требуют, чтобы кандидат на докторскую степень провел не менее трех лет в университетском городке, преподавая и проводя исследования. Программы обучения, объем и структура предъявляемых к кандидату на получение докторской степени в период его обучения в докторантуре, достаточно сильно варьируются в зависимости от выбранной области исследования и конкретного университета (чего нет в России).

Таким образом, резюмируя результаты проведенного исследования необходимо отметить следующее. Университеты США и Европы становятся более коммерческими с точки зрения управленческой структуры - менеджеры заменяют профессорские коллегии в принятии организационных решений, нацеленными не только на академический статус, но и на достижение хозяйственной и рыночной эффективности.

Процесс коммерциализации университетов влияет на цели их функционирования. Все современные программы обучения в первую очередь должны быть экономически эффективны. Университетская финансовая отчетность защищается перед вовлеченными сторонами («акционерами») как отчетность любого другого предприятия. Процесс преобразования университета в коммерческую, по сути, организацию проявляется в разных аспектах:

• через более напряженную экономическую и конкурентную среду;

• уменьшение влияния и власти преподавательского состава относительно принятия решений, при одновременном увеличение власти администраторов и менеджеров;

• через академическое предпринимательство;

• через рост международного соревнования за таланты.

Кроме того, поиск применения результатов обучения и исследований в обществе и экономике бросает вызов традиционным нормам, когда оценка не зависела от применимости того или иного знания. Передача технологий и результатов исследований от университетов в отрасли экономики, то есть их востребованность стала нормой определения качественного уровня университета.

С 1990-х годов академические трудовые контракты начали изменяться, отражая потребность в большей организационной гибкости. Произошел рост количества преподавателей без профессорского статуса, и стало популярным привлекать временных работников под определенные проекты. Гарантированная занятость и академическая карьера перестали быть данностью. Так, в США, большинство преподавателей больше не занимает бессрочных (тенурных) позиций. В то же время значение бессрочных позиций изменилось: в некоторых странах, строгое традиционное правило, что постоянный академический штат может быть только уволен в исключительных случаях, было отменено. В этих странах даже «бессрочных» сотрудники могут быть сокращены.

Все перечисленные изменения говорят о том, что не только российская, но и мировая система образования переживает «эпоху перемен», что требует очень осторожного «копирования» западных образцов, потому что они могут быть в настоящее время пересмотрены их обладателями.

Литература

1. http://www.spbumag.nw.ru/

2. http://www.economy.bsu.by/

3. http://academy.odoportal.ru/

4. http://www.usnews.com/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. http://comm.unc.edu/

6. http://coe.ilstu.edu/

7. http://www.terry.uga.edu/

8. http://roml.unc.edu/

9. http://science.gov.tm/

10. http://www.euroeducation.net/

11. http://science.gov.tm/

12. http://www.rbs2.com/

УДК 640.4:006(075.8)

Подходы к проведению аккредитации социальных гостиниц

Салманова И.П., ассистент кафедры «Менеджмент», [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

Социальные гостиницы становятся одним из факторов повышения доступности туризма для всех категорий населения. Их функционирование сопряжено с рядом проблем, которые обусловливают целесообразность оказания поддержки со стороны органов местного самоуправления. Одним из механизмов такой поддержки становится аккредитация на получение статуса «социальной гостиницы». В статье предлагаются подходы к проведению аккредитации социальных гостиниц.

Ключевые слова: социальная гостиница, туризм, аккредитация, условия.

Social hotels make tourism accessible for all categories of the population. The certification process is one of the mechanisms of support provided by the local governments. The author proposes accreditation methods for the social hotels.

Key Words: social hotel, tourism, accreditation, conditions.

В современной гостиничной индустрии в секторе бюджетных средств размещения выделяется сегмент организаций, сервис которых отличается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.