Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕОДИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕОДИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЖИЗНЬ / ИСТОРИЯ / ЧЕЛОВЕК / PHILOSOPHY / LIFE / HISTORY / HUMAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гашук Е.В.

Рассматриваются концепции периодизации общественного развития. Выделяются основные особенности и различия данных концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF HISTORICAL DEVELOPMENT PERIODS

This article deals with the concepts of historical development periods. The author outlines the main features and differences of these exercises.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕОДИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

рейтинговые системы ее оценки // Актуальные вопросы современной науки. -2011. - №12. - С.294-299.

4. Ведерникова Т.В. Управление финансовой устойчивостью на основе данных отчетности коммерческого банка // Инновационное развитие экономики.- 2013. - №6 (17). - С.71-76.

5. Вешкин Ю.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебное пособие / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.

6. Герасимова Е.Б. Турбо-анализ банка: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова. -М.: Форум, 2010. - 384 с.

УДК 101.1

Гашук Е.В. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)

научный руководитель: Волков М.П. Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕОДИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: рассматриваются концепции периодизации общественного развития. Выделяются основные особенности и различия данных концепций.

Ключевые слова: философия, жизнь, история, человек.

Gashuk E. V. student

2 years, Faculty "Energy " Ulyanovsk State Technical University (UlSTU) Ulyanovsk city, Ulyanovsk region, Russia Scientific director: Volkov M. P. CONCEPTS OF HISTORICAL DEVELOPMENT PERIODS. Abstract: This article deals with the concepts of historical development periods. The author outlines the main features and differences of these exercises. Keywords: philosophy, life, history, human.

Введение

Обращаясь к социальному развитию, человек закономерно задается вопросами о природе его субъектов и движущих сил. Факт того, что историю творят люди - очевиден. Переход в изучении от индивидуальных действий к массовым помогает обнаружить эти механизмы. Общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту структуру больших социальных групп. В данной статье будут рассмотрены основные

концепции периодизации общественного развития.

Основной раздел

В эпоху античности история рассматривалась как цикл, круговорот.

Само слово «история» греческого происхождения и означало «рассказ о прошлом». В дальнейшем сложилось два подхода к периодизации исторического развития: стадиально-поступательный и цивилизационный.

Для начала рассмотрим особенности стадиально-поступательного подхода. Сторонники данного подхода считают, что история - это закономерная смена одной стадии другой. Это стадии - взаимосвязаны.

В эпоху Возрождения и Просвещения возникают идеи естественных законов истории и прогрессивного развития. О прогрессе в общественном развитии писали французские просветители XVIII в. Тюрго и Кондорсе. О закономерностях в истории писали также Вольтер, Гердер, Кант, Гегель. В XIX в. К. Марксом был создан формационный подход. Это вариант стадиального понимания человеческой истории. Формационный подход подчеркивает роль экономического строя в развитии общества. Формационный подход делает акцент на единстве человеческой истории, на общих чертах истории разных народов. Формационный подход показывает общую тенденцию развития человечества.

Цивилизационный подход возникает в конце XIX - начале XX вв. Акцент делается на уникальности, неповторимости культуры, истории отдельных стран и народов. При цивилизационном подходе выявляются прежде всего качественные различия в духовной и материальной культуре народов, образе и уровне жизни людей, в социально-политических институтах, нравах и традициях этносов.

В рамках цивилизационного подхода в истории выделяют следующие ступени: дикость (присваивающее хозяйство), варварство (скотоводство и земледелие), цивилизация (появление «ремесла, городских поселений, развитие средств труда, промышленного производства, искусства, науки»). Формация - экономический тип развития общества. Цивилизация - культурно-исторический тип развития общества. В рамках одной формации могут существовать разные цивилизации.

Н.Данилевский считал, что нет единой всемирной истории, есть история замкнутых цивилизаций - культурно-исторических типов. Философ разделяет культурно-исторические типы на региональные и национальные. В основе культурно-исторического типа лежат: язык, этническое своеобразие, политическая независимость. Мыслитель выделял три периода эволюции культурно-исторического типа (этнографический, политический, цивилизационный).

О. Шпенглер рассматривал цивилизацию в негативном плане: как противоположность культуре, заключительную стадию ее развития, ее закат, «упадок». Цивилизация есть упадок культуры. Исторический процесс - это рождение, рост, упадок культур. Рождение культур - это тайна, каждая культура живет около тысячи лет, а затем перерождается в цивилизацию.

Черты цивилизации: развитие индустрии и техники, деградация искусства, урбанизация, массовая культура.

«Что же такое всемирная история? Разумеется, некоторая духовная возможность, внутренний постулат, некоторое выражение чувства формы. Но как бы определенно ни было чувство, оно далеко от законченной формы, и как бы мы ни чувствовали и ни переживали всю всемирную историю и как бы мы ни были вполне уверены в возможности для нас обозреть весь ее облик, тем не менее в настоящее время нам известны только некоторые ее формы, а не самая форма.» [2, c 54]

А. Тойнби в свою очередь приравнивал цивилизацию и культуру. Философ писал о локальных цивилизациях как различных культурно-исторических системах. Он определял цивилизацию как неотделимую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. По мнению мыслителя, жизнеспособность цивилизаций зависит от последовательного освоения жизненного пространства. Движущая сила истории - творческое меньшинство, элита. Распад цивилизации происходит из-за недостатка творческих сил элиты.

Цивилизация же, в общем - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, которое отличается общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций; экономическим и технологическим базисом; общими этническими признаками, географическими рамками. [1, c

7].

Заключение

В данной статье были описаны концепции исторического развития общества, а также взгляды философов различного мнения на цивилизационный подход к периодизации данного развития. Автор раскрыл основные черты и различия данных подходов.

Использованные источники:

1. Гобозов И.А. Материалистическое понимание истории и современность // Философия и общество. 2008. N 2. С. 5-21.

2. О. Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 1. Образ и действительность.: пер. с немецкого К.А.Свасьяна. М.: Изд-во «Мысль». 1993

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.