БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 4, с. 3-7
Методология НИР
УДК [02+002.2] : 001.8 ББК 78.30 + 73
КОНЦЕПЦИИ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
© В. П. Котенко, Е. А. Канова, 2010
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5
Рассматриваются проблемы медиареальности в области библиотековедения. Анализируется понятие «реальность» как общетеоретическая основа исследования библиотечного дела. Раскрывается понятие « библиотековедческая реальность».
Ключевые слова: реальность, информационная реальность, медиареальность, медиаинформация, медиа-технологии, библиотековедческая реальность, библиотековедение.
Problems of mediareality in the field of library science are considered. The notion «reality» as a general theoretical basis for the study of library activity is analyzed. The notion of «library science reality» is revealed.
Key words: reality, information reality, mediareality, media information, media technologies, library science reality, library science.
В настоящее время происходят значительные изменения в информационных, технологических и других аспектах развития библиотечного дела. Одной из проблем этого процесса является использование медиареальности. Исходя из этого, необходимо рассмотреть, что собой представляет данный феномен и каково его значение для библиотечной деятельности.
Понятие «реальность» как общетеоретическая основа анализа библиотечного дела
Теоретико-методологической основой анализа роли медиареальности в библиотечной деятельности является феномен и категория «реальность».
Философский энциклопедический словарь дает следующее определение реальности: «это философский термин, употребляющийся в различных значениях: все существующее вообще (в этом значении понятие реальности приближается к понятию бытия); объективный мир (в том числе и объективированный мир человеческого духа, и "субъективно-объективный" мир культуры), существующий независимо от человеческой воли и представлений; действительность (как актуальное бытие)» [1].
В теоретико-познавательном плане реальное как объект познания противопоставляется идеальному как его воспроизведению в мысли. С различным пониманием реальности связана и многозначность термина «реализм» в истории философской мысли, который мог выступать как синоним идеа-
лизма, так и материализма. В современном научном познании, как правило, термин «реальность» используется для обозначения того или иного аспекта универсума, составляющего предметную область соответствующей науки (например, «физическая реальность», «социальная реальность», «художественная реальность» и т. п.) [2].
В истории философии реальность отличали от действительности, иначе говоря «реальность трактовалась как бытие чего-либо существенного в данной вещи, как бытие ее самой, а действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в данной вещи» [3].
Греки первыми поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Но на первом этапе развития греческой мысли реальность зачастую понимается как бытие, то есть в широком смысле, как предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Главные идеи метафизики по поводу реальности можно свести к следующим тезисам. Подлинная реальность - это жизненный поток, движение, длительность. Эта сфера рассматривается не как подлинное, а как отчужденное бытие; подлинная реальность свободна от практических целей (каковыми, прямо или косвенно, являются цели «материальные» - то есть не духовные). Согласно Аристотелю, реальность образует материя. Аристотель разделяет физическую реальность на две сферы: подлинную и надлунную. Подлинная реальность характеризуется всеми формами изменения, среди
которых доминируют зарождение и разложение. Для небес характерно «локальное движение», или циркуляция. В небесных сферах нет зарождения, изменения, разложения; «во все времена люди наблюдали те же небеса, что видим мы». Различие надлунной и подлинной реальностей заключено в материи, из которой они образованы. Материя подлинной реальности - это потенция противоположностей, данная в четырех элементах (земля, вода, воздух, огонь). Материя надлунной реальности - это эфир, который обладает потенцией перехода из одного пункта в другой, принимая только локальное движение [4].
В конце средних веков и в начале Возрождения формируется новое понятие реальности (понятие природы как бесконечного источника сил и энергии, а также замысел использования этих сил и энергии на основе научного познания и законов природы) [5].
Научная картина мира, возникшая в Новое время, исключила божественную реальность, и переименовала божественные законы в законы природные. Все принадлежит одной реальности -природной, но при этом осталась идея силы, которой придавался космический масштаб, такой же, как придавался божественной. С точки зрения Локка, первичные качества вещей обладают большей реальностью, чем вторичные. У Беркли реальность по нисходящим ступеням присуща богу, человеку, душам и наиболее «живым» идеям, то есть ощущениям. Спенсер и Юм полагали, что большей реальностью обладают воскрешаемые сознанием и в этом смысле устойчивые впечатления.
В немецкой классической философии Кант выделял «эмпирическую реальность» явлений и категориальную реальность как «трансцендентальную материю всех предметов» познания. Согласно Фихте, реальность совпадает с активностью и проистекает из продуктивной силы его воображения. Гегель же рассматривал реальность не только как онтологическую, но и как логическую категорию. Шиллер рассматривает реальность, как результат преобразования субъектом «сырого опыта», словно субъект сам создает реальность.
В классическом диалектическом материализме критерием реальности объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т. д., равно как и истинности, является общественная, в том числе научно-экспериментальная и техническая практика человечества [6].
В русской философии термин «реальность» неразрывно связан также с именем С. Л. Франка и его концепциями духовности человеческой жизни. Учение С. Л. Франка можно охарактеризовать как учение о взаимоотношении реальности и человека. Франк пишет, что реальность - нечто более широкое и глубокое, чем объективная действи-
тельность, «то, что мы называем "духовной жизнью", есть лишь иное обозначение для жизни, воспринимаемой как подлинная непосредственная самораскрывающаяся реальность» [7].
Николай Бердяев в работе «Дух и реальность» писал о том, что реальность духа признают все, даже самые крайние материалисты, поскольку отрицающие существование духа все же его имеют. Определение того, что такое реальность духа и что такое реальность вообще, зависит от решения проблемы отношения мышления и бытия. Здесь необходимо рассмотреть два решения, которые считаются классическими - реализм и идеализм. Говоря о реализме, мы принимаем за реальность то, что идет от объектов, что есть конструкция субъекта, объективация продуктов мысли. Последовательный, сознательный, критический реализм должен признать совершенную пассивность субъекта. Познание целиком определяется объектом, мышление лишь отображает объект. При этом остается непонятным, каким образом материальный объект может превратиться в субъект, в интеллектуальное событие познания. Для идеализма реальность есть лишь создание субъекта [8].
Если рассматривать современные теории о реальности, то можно отметить, что о реальности говорят, когда задают вопрос не столько о том, существует или нет некий мир, сколько о том, каковы особенности этого мира, чем он отличается от других миров. Понятие реальности находится как бы на границе между сферой познания и другими сферами человеческого духа. Реальность возникает не сама собой, а в результате активности субъекта, когда он мыслит, сочиняет, переживает, творит. Понятие реальности формируется на основе научного познания законов природы и общества.
Исходя из такого понимания реальности, можно определить сущность другого феномена - медиа-реальности, которая выступает непосредственной теоретико-методологической основой библиотечного дела.
Медиареальность как непосредственная теоретико-методологическая основа библиотечной реальности
Феномен медиареальности понимается многозначно. Зачастую данное понятие рассматривается путем перечисления различных аспектов: фотография, письмо, деньги, телефон, радио, компьютер, телевидение, кинематограф, весь комплекс СМИ, то есть любые средства коммуникации.
В целом, выделяют два аспекта медиареально-сти - материально-технический и духовный.
Доктор философских наук В. В. Савчук определяет, что медиареальность связана со всеми видами и формами человеческой деятельности.
И именно в этом статусе она становится онтологическим условием существования человека [9].
Кандидат искусствоведения О. В. Красноярова определяет понятие «медиареальность», как некую реальность, отражаемую и выражаемую средствами массовой коммуникации (СМК)» [10].
А. Н. Фортунатов, определяя медиареальность как специфическое порождение социореальности, пишет, что «медиареальность - это различные формы онтологизации социальной информации, превращения ее в механизм социального действия и общественной динамики, в том числе и через технические средства «опредмечивания», «цифро-визации» и передачи информации на расстояния по каналам связи» [11].
Мы же будем определять медиареальность как специфическую форму проявления информационной реальности, имеющую сложную структуру. В таком случае среди компонентов можно выделить, прежде всего, медиаинформацию, закономерности ее развития, медиакартину мира, ме-диапространство, формы медиаинформационного взаимодействия, а именно онтологию медиареаль-ности. Медиаинформация существует не сама по себе, она создается субъектами медиареальности. В. П. Мельников выделяет искусственную информацию - «создаваемые, принимаемые, обрабатываемые, используемые, передаваемые структурно-кодовые сведения в виде сигналов (по каналам связи) или информационных объектов» [12].
Передача медиаинформации осуществляется по различным каналах связи. В связи с чем можно выделить второй компонент - медиаинформатику, как специфическую, научную и ненаучную, эмпирическую и теоретическую систему форм отражения информационных медиапроцессов. Следует отметить, что медиаинформатика изучает процессы приема, обработки, запоминания, хранения, передачи медиаинформации. Носителями информации служат любые материальные и нематериальные объекты, сохраняющие данные. За всю историю человечества было перепробовано множество носителей информации. В ходе истории носителями информации выступали: речь и язык, потом появилось письмо, книги, в ХХ в. были изобретены цифровые носители информации. Одним из аспектов является появление медиатехники и медиатех-нологий. Медиатехника - это материально-техническая база, средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия медиаинформации.
Медиатехнологии - это специфическая форма социальной деятельности. Под медиатехнологиями можно понимать методы преобразования информационной структуры жизни в медиаинформацию. Часто этот компонент называют материально-технической базой медиареальности.
Четвертым компонентом является медиаин-форматизация - коренное преобразование всей информационной структуры нашей жизни, комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.
Одним из важнейших компонентов медиаре-альности является медиаинформационная виртуальная реальность, проблема соотношения виртуальной реальности и медиареальности. Виртуальная реальность (от лат. virtus - потенциальный, возможный и лат. realis - действительный, существующий; англ. virtual reality) - создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и др. [13].
Следующим компонентом медиареальности является медиакультура. В структурном отношении она включает в себя материальную и духовную, внутреннюю и внешнюю, профессиональную и общую, технико-технологическую ме-диакультуру. По другим критериям можно выделить политическую, экономическую, социальную, правовую, этическую, религиозную, эстетическую и другие формы медиакультуры [14]. По данному вопросу также не существует единой точки зрения: одни исследователи полагают, что медиареаль-ность сама по себе является культурой, другие склонны полагать, что медиареальность является субкультурой.
Если рассматривать логическую структуру ме-диареальности, то ее составными компонентами будут: субъект и объект медиареальности, средства медиареальности и ее результат.
Медиасубъектом являются все субъекты, включенные в реальность медиа. Участниками являются все: и отправители, и получатели послания. В системе медиа нет абсолютно пассивного объекта, как нет активного начала, некоей прогнозирующей ситуацию инстанции.
Объектом медиареальности служит информация медиа, медиакартина мира.
Под средствами медиареальности можно понимать методы преобразования информационной структуры жизни в медиаинформацию. Средства медиареальности или медиасредства - это материально-техническая база, средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия медиаинформации.
Вместе с тем наблюдается методологическая недостаточность в осмыслении проблем, порождаемых влиянием медиа. Чтобы разобраться в вопросе о значении медиареальности для библиотечного дела, необходимо определить, что такое библиотековедческая реальность, каковы ее цели и задачи.
Библиотековедческая реальность и ее структура
Библиотековедческая реальность не анализируется в системном виде, рассматривается только библиотековедение.
Большая энциклопедия дает следующее определение библиотековедению: «одна из отраслей науки, областью изучения которой являются цели, принципы, содержание, система и формы общественного пользования книгами» [15].
В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона говорится, что библиотековедение -«это совокупность правил, частью теоретических, частью добытых опытом, касающихся устройства и управления библиотек» [16].
К. И. Рубинский определил библиотековедение «как науку, цель которой состоит в исследовании библиотечного дела в условиях исторического развития общества в связи с экономическими, социальными и культурными процессами». Он видел в библиотеке организм, подчиняющийся общим законам жизни. Задачей библиотековедения является развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу. Цель библиотековедения - оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело [17].
На наш взгляд, библиотековедческая реальность - сложное и многоплановое явление, это специфический вид реальности, имеющий свою структуру. Особое место здесь занимает библиотековедческая медиареальность - составная часть библиотековедческой реальности, система реализации определенного информационного взаимодействия при помощи медиатехнологий.
Под информационным взаимодействием понимается получение или передача сведений устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.). С середины ХХ в. в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Все носители информации можно условно разделить на два вида:
• «читаемые человеком» (например, книга, журнал);
• «машиночитаемые», служащие для записи и считывания данных техническими средствами (магнитные и оптические диски, йа8Ь-карты и т. п.).
Неотъемлемым компонентом библиотековедческой реальности является информация. Деятельность людей в XXI в. все в большей степени зависит от их способности использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках библиотековедческой реальности необходимо уметь получать, обрабатывать, хранить и ис-
пользовать медиаинформацию, поскольку все чаще используются информационные «машиночитаемые» носители - информационные документы, созданные на основе медиатехнологий. Большинство библиотек и научных центров имеют электронную картотеку, что позволяет значительно сократить время при поиске необходимой литературы. Кроме того, многие издания, в том числе и научная периодика, имеют и электронный формат.
Все большую роль начинает играть такая составляющая библиотековедческой реальности как библиотечные медиатехнологии. Медиатехноло-гии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов Российской Федерации созданы локальные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. В библиотеках с помощью медиаинформационных ресурсов активно создаются электронные каталоги, другие библиографические и реферативные базы данных [18]. Таким образом, используя медиатех-нологии, появляется возможность в кратчайшие сроки найти необходимую литературу, информацию, материалы.
В США еще в 50-60-х гг. ХХ в. уделялось особое внимание внедрению и использованию автоматизированных информационных технологий в библиотеках, что в свою очередь привело к увеличению количества научных исследований и повышению их качества [19].
В Российской национальной библиотеке также существует отдел библиотечных технологий - научно-производственное структурное подразделение, осуществляющее комплекс работ по совершенствованию существующих технологических процессов, разработке и внедрению научно обоснованных современных технологий в практику работы библиотеки [20]. Сотрудники данного подразделения занимаются изучением и анализом новых современных информационно-библиотечных технологий и нового библиотечного оборудования в крупнейших библиотеках высокотехнологически развитых стран; анализом существующих технологий библиотечных процессов, разработкой и выбором оптимальных технологий библиотечной реальности в Российской национальной библиотеке.
Методологические основы и проблематика библиотечной реальности определяются на каждом историческом этапе социально-экономическими условиями. На современном этапе развития в центре внимания находятся вопросы природы, сущности, содержания и социальных условий формирования интересов читателей; места и роли библиотеки в системе научной и технической информации; научно-теоретических основ единой системы библиотечного обслуживания. Вопросы библиотечной медиатехники изучаются в связи
с целями, задачами и содержанием библиотечной работы. В своей научно-исследовательской и практической работе библиотековеды используют математические, статистические, социологические и другие методы. Особенно важны в библиотековедческой реальности научные выводы о значении медиаинформации в современном обществе, о перспективах методов и медиатехнологий в деятельности библиотек.
Список литературы
1. Реальность // Философский энциклопедический словарь. - М. : Совет. энцикл., 1989. - С. 548.
2. См.: История информатики и философия информационной реальности : учеб. пособие для вузов / Р. М. Юсупов [и др.] ; под. ред. Р. М. Юсупова,
B. П. Котенко. - М. : Акад. проект, 2007. - С. 134.
3. Реальность // Философский словарь. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - С. 406.
4. Реале Дж., Антисери А. Х. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1994. - С. 150.
5. Котенко В. П. История и философия технической реальности. - М. : Акад. проект : Трикста, 2009. -
C. 28.
6. Там же. - С. 22-25.
7. Франк С. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. - М. : АСТ Москва : Хранитель, 2007. - С. 41.
8. Бердяев Н. Дух и реальность. - М. : АСТ, Фолио, 2006. - 688 с.
9. Савчук В. В. Медиафилософия: формирование дисциплины [Электронный ресурс]. - URL: http://www. intelros.ru/pdf/mediafilosofia/01.pdf
10. Красноярова О. В. Медиареальность: коммуникати-вистский и постмодернистский подходы // Проблемы теории и истории журналистики : сб. науч. тр.
[Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/ window_catalog/pdf2txt?p_id=25692&p_page=4
11. Фортунатов А. Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Нижний Новгород, 2009. -44 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://vak.ed.gov. ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filos of/2009/21-09/FortunatovAN.doc
12. Мельников В. П. Информационные технологии : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2008. - С. 25.
13. Виртуальная реальность / А. А. Грицанов, Д. В. Галкин, А. Е. Иванов, И. Д. Карпенко // История философии : энцикл. [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/История философии/ Виртуальная реальность/
14. История информатики и философия информационной реальности : учеб. пособие для вузов / Р. М. Юсупов [и др.] ; под. ред. Р. М. Юсупова, В. П. Котенко. - М. : Акад. проект, Трикста, 2007. - С. 137-170.
15. Библиотековедение // Большая энциклопедия. В 62 т. Т. 6. - М. : ТЕРРА, 2006. - С. 110.
16. Библиотековедение // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vseslova.com/brokgauz_ efron4/page/bibliotekovedenie.28158
17. Мелентьева Ю. П. Объект современного библиотековедения // Библиотековедение. - 2004. - № 6. -С. 26-31.
18. Национальный доклад «Информационные ресурсы России». Гл. 3. Состояние информационных ресурсов России [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gsnti.ru/inf_res/part3.html
19. Методология исследовательской работы. - 1999. -№ 1. - С. 8-14.
20. Отдел библиотечных технологий Российской национальной библиотеки: положение об отделе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nlr.ru/nlr/div/obt/ status.htm
Материал поступил в редакцию 20.08.2010 г.
Сведения об авторах: Котенко Виталий Павлович - доктор философских наук, профессор кафедры философии, заслуженный деятель науки РФ, тел.: (812) 346-47-83, e-mail: [email protected],
Канова Екатерина Анатольевна - аспирант кафедры философии, тел.: (812) 346-47-83, e-mail: [email protected]