Научная статья на тему 'Формирование Евразийского библиотечного пространства: теоретическое обоснование и методология разработки учебного курса'

Формирование Евразийского библиотечного пространства: теоретическое обоснование и методология разработки учебного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игумнова Н. П.

The paper deals with scientific grounds of development and teaching of an innovation course «Creation of Eurasian Library Space» as an object of regional library science. New concepts are formulated and those already used in everyday life are expounded. Methodological base and research approaches in developing given course are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование Евразийского библиотечного пространства: теоретическое обоснование и методология разработки учебного курса»

менов, когда на предварительной встрече, посвященной саммиту «Россия-ЕС», Президент Владимир Путин заявил о желании российского бизнеса инвестировать в немецкую экономику. Следует понимать, что такая реакция немецкого бизнеса более, чем

нормальна. Ведь когда мы говорим о вступлении России на путь открытой экономики, мы говорим о конкурентной борьбе, а не о «братской» дружбе на века. И это наша задача - искать резервы для повышения своей национальной конкурентоспособности.

Литература:

1. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. - 4-е изд.- СПб.: изд. «Питер», серия «Учебник для вузов», 2006, . - 236с.

2. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга,

1996.

3. Официальный сайт ВТО в России. http://www.wto.ru/

4. Официальный сайт ГосКомСтата. www.gks.ru

5. «Российская Газета», сборник статей о переговорах в рамках ВТО. http://www.rg.ru/plus/vto

6. Аналитический портал «РосБизнесКонсалтинг». Обзоры отраслей. http://www.rbc.ru/reviews/

7. Журнал «Секрет фирмы» № 36, 02.10.2006., статья «Скелеты в шкафу».

8. Протасов В.Ф., А.В.Протасова Анализ деятельности предприятия (фирмы). - М.: , Финансы и статистика, 2005

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРАЗИИСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО КУРСА

Н.П.Игумнова, канд. пед. наук, гл. науч. сотрудник Тел.: (495) 202 - 46 - 12, E - mail: igumnova@rsl.ru Российская государственная библиотека

The paper deals with scientific grounds of development and teaching of an innovation course «Creation of Eurasian Library Space» as an object of regional library science. New concepts are formulated and those already used in everyday life are expounded. Methodological base and research approaches in developing given course are considered.

Современный период развития общества характеризуется радикальными изменениями, вызванными условиями глобализации и регионализации, построением информационного общества, общества знаний. Эта тенденция привела к смене парадигмы и модели образования. Новая парадигма образования связана с идеей непрерывности обновления и приращения знаний на протяжении всей жизни.

В библиотечной сфере возрастают потребности в повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. Возникает необходимость обеспечения адекватности образования про-

исходящим динамичным изменениям. Образовательные учреждения - университеты культуры и искусства, академии повышения квалификации, библиотеки - призваны формировать умение воспринимать новые направления, тенденции, инновационные формы и методы работы. Обновляется курс основополагающих библиотековедческих дисциплин, который включает изучение истории создания и сущности библиотеки, ее функций и принципов деятельности, направлений взаимодействия библиотек с внешней средой.

Суть исторических перемен, произошедших в библиотечном деле евразийского региона за прошедшие пятнадцать лет, изучение причин и следствий, происходящих процессов как целостного явления, до настоящего времени не нашла достаточно серьезного отражения в образовательном процессе. На практике взаимодействие библиотек СНГ ширилось и укреплялось, поя -

вились научные работы по изучению интеграционных процессов в библиотечном деле на территории бывшего Советского Союза, формированию Евразийского библиотечного пространства как объекта регионального библиотековедения.

Региональное библиотековедение - новое направление в библиотечной науке и образовании. Оно начало развиваться в конце прошлого столетия, в советское время и охватывало три основные области библиотечной деятельности - региональные библиотечные ресурсы, региональные взаимосвязи и отношения и региональную библиотечную политику.

С кардинальным изменением в последнем десятилетии прошлого столетия парадигмы библиотековедения и библиотечного образования закончился период бифуркации, деления библиотековедения на советское и зарубежное, что вызвало радикальные перемены во всей структуре библиотечного дела. Образование СНГ - региональной политической организации позволило объединить на добровольной основе все, кроме, стран Балтии, новые независимые государства. Были созданы условия и предпосылки для появления направлений научной и образовательной деятельности в библиотечной сфере, связанных с современной действительностью.

Центрам теоретической мысли и образования предстояло определить место изучения процессов развития библиотечного дела в странах СНГ. Раздел общего библиотековедения - зарубежное библиотековедение посвящено изучению библиотечного дела стран, находящихся за пределами данного государства. При исследовании такого объекта, как Евразийское библиотечное пространство, следует руководствоваться следующим положением: опыт развития библиотечного дела в данном регионе - это общий для всех стран СНГ, отечественный опыт, а не зарубежный. Нельзя не учитывать достаточно длительный период формирования единой библиотечной системы с общими типологическими особенностями и системой связей, а также то, что бывшие союзные республики, входящие ныне в состав СНГ, продолжают развиваться по общим принципам. Исследование формирования общего Евразийского библиотечного пространства позволяет сделать вывод, что данная образовательная дисциплина должна быть самостоятельной и изучаться в разделе регионального библиотековедения.

Специалисты вырабатывают правовые гарантии сохранения и развития национальных библиотечных систем и общего библиотечного пространства, определяют основные направления интеграции в библиотечной сфере. К числу важных аргументов в пользу внимательного углубленного изучения происходящих в библиотечной сфере стран СНГ процессов, следует отнести объективную потребность библиотечно-информационного обслуживания представителей всех этносов и национальностей, проживающих на территории каждого независимого государства, решения проблемы работы библиотек для обеспечения интеллектуальных запросов «соотечественников за рубежом». Обобщение опыта работы библиотек с многонациональным населением, изучение интересов, языковых потребностей читателей и возможностей их удовлетворения, общих теоретических предпосылок, методов и форм работы становятся обязательными направлениями научной и практической работы библиотек на современном этапе, и это должно быть отражено в учебном процессе.

Учебный курс «Евразийское библиотечное пространство» дисциплины «Общее библиотековедение» направлен на изучение актуальных проблем и направлений развития регионального библиотековедения на основе результатов системного анализа процессов его формирования.

Объектом исследования данного научного направления регионального библиотековедения и изучения является инновационный учебный курс - Формирование Евразийского библиотечного пространства.

Для успешного обучения необходимо было выработать новые понятия или новые их значения. Это касается прежде всего базовых понятий: «Евразийское библиотечное пространство», «культура», «регион», «интеграция» и «дифференциация».

Впервые сформулировано, введено в научный и общественный оборот понятие -Евразийское библиотечное пространство.

Евразийское библиотечное пространство - территория, на которой происходит объединение библиотек, работающих в евразийском регионе, с целью выработки согласованной политики, общих направлений деятельности, беспрепятственного обмена информацией с использованием современных информационных коммуникационных технологий, корпоративного создания и использования электронных информационных ресурсов. Евразийское библиотечное про-

странство определяется исторически сложившейся, устойчивой системой связей в области библиотечного дела, общностью принципов, целей и содержания библиотечной деятельности, сопоставимым уровнем развития демократических процессов в области библиотечного дела, деятельностью межгосударственных объединений. Функционирование Евразийского библиотечного пространства обеспечивается сводом модельных библиотечных законов, регламентируемых договорами и соглашениями, использованием русского языка как языка межнационального общения.

Методологической основой курса являются принципы, формы, методы и средства познания библиотечной деятельности, ее структуры и организации с опорой на достижения в историографии, культурологии, философии, этнографии, обществоведении, информатике.

Основой методологии являются монографии А.Н. Ванеева, Н.Е. Добрыниной, Н.С. Карташова, К.К. Колина, Е.И. Кузьмина, Б.В. Ленского, В.П. Леонова, Р.С. Мо-тульского, В.В. Скворцова, К.А. Пшенко, Ю.Н. Столярова, В.А. Тишкова, Н.И. Тюли-ной, В.Р. Фирсова, Я.Л. Шрайберга, В.Е. Шукшунова. Отдельную группу источников составляют публикации Е.К. Александровой, А.А. Аслитдиновой, И.Ю. Багровой, Р.А. Бердигалиевой, Л.Ю. Гафуровой, Н.П. Игумновой, Л. И. Куштаниной, Е. В. Никоно-ровой, Г.Н. Олейник, Т.И. Поповой, А.А. Реу, Д.М. Саркисяна, В.В. Федорова, А.Д. Чыныбаевой и других. Результаты этой работы отражены в трудах ученых, международных конференций, статьях в профессиональных журналах: «Библиотековедение», «Библиотека», «Б1бл1ятэчны свет» (Беларусь), «Библиотека» («Китапхана» - Казахстан), «Библиотеки Киргизии» («Кыргыз китапканасы»), Мир библиотеки (Ютапхана алем1), Библио - Пульс Кыргызстан, «Б1блютечна планета», «Б1блютечний вютник» (Украина), «Вестник культуры» («Паемномаи Фарханг» - Таджикистан), «Научно-технические библиотеки». Научно-практический журнал «Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии» раскрывает происходящие в странах СНГ процессы, представляет их анализ, отражает сложный путь становления национальных библиотечных систем и Евразийского библиотечного пространства.

Методология, составляющая основу учебного курса опирается на общефилософ-

ский подход, который применен в связи с тем, что исследование Евразийского библиотечного пространства порождает ряд сложных мировоззренческих и методологических проблем, требует философского анализа. Установлено, что сочетание мировоззрения, миропонимания и научного знания в постижении такого феномена, как Евразийское библиотечное пространство, соединение библиотековедческого и философского подходов позволяет осмыслить формы, методы, средства и механизмы взаимодействия библиотек, их координации, кооперации и партнерства. Главные идеи исследования определяются философской позицией, мировоззренческой установкой исследователя. В основе формирования Евразийского библиотечного пространства как объекта регионального библиотековедения лежит мировоззренческая установка на культурную общность народов данного региона. Термин «философия библиотечного дела», по мнению А.Н. Ванеева, имеет для библиотековедения общетеоретическое и методологическое значение. Философский подход выражен во работах Ю.Н. Столярова, В.П. Леонова, В.В. Скворцова.

Обществоведческий подход. Библиотечное дело стран СНГ, процессы и тенденции развития библиотек, размещения и использования региональных библиотечных ресурсов и системы взаимосвязей, действующих в евразийском регионе, рассмотрены и как профессиональная область деятельности, и как компонент социальной структуры. Библиотечная деятельность оценивается как общественно значимая, смысл которой заключается в воспитании у пользователей библиотек и у библиотечных работников ценностного отношения к миру. Анализ влияния общественных перемен на изменение социальной роли библиотек, демократические преобразования в библиотечном деле проведен М.Я. Дворкиной, А.И. Каптеревым, Ю.П. Мелентьевой, А.С. Чачко и другими учеными.

Культурологический подход использован для изучения библиотечного дела евразийского региона как важнейшей составляющей культурного взаимодействия народов, развития в контексте культурной глобализации процессов регионализации «по модели - культура», работы библиотек в сложной социально-демографической среде, в условиях существования культурного и лингвистического разнообразия, взаимовлияния многих национальных культур и языков.

Ценностные ориентиры в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в области библиотечного дела данного региона, вырабатывались в ходе общей истории народов Евразии и на опыте предшествующих поколений. Плоды этой общности являются совместно приобретенным культурным достоянием, сбережение которого стало целью при выработке необходимых духовно- нравственных ориентиров, определении путей интеграционного развития библиотечной сферы. Сторонником культурологического подхода является А.Е. Шапошников. Ю.В. Климаков, С. А. Порошин и др.

Информационный подход выражен при изучении деятельности библиотеки в эпоху формирования информационного общества как учреждений, обеспечивающих максимально полной доступ и доступность информации с использованием информационно- коммуникационных технологий. Изучены работы сторонников данного подхода: К.К. Колина, Е.И. Кузьмина, Р.С. Мотуль-ского, Я. Л. Шрайберга, Б.С. Елепова.

Книговедческий подход применен для исследования процессов влияния книжной культуры на деятельность библиотек и библиотечное обслуживание, формирование книжных и рукописных фондов, сохранение национального и мирового наследия - памятников письменности. Формирование в процессе читательской деятельности положительного отношения к инонациональной культуре, интернационализации культуры. Данный подход выражен в трудах таких ученых, как В.Ф. Молчанов, А.А. Гусева, Н.Е. Добрынина.

Синергетический подход позволил проследить процесс самоорганизации, изменения состояния и характеристик библиотечных систем стран СНГ, который проходил в сфере культуры и библиотечного дела в период перестройки и гласности на начальном этапе образования Содружества Независимых Государств. Библиотечное дело, как и культура, частью которой оно является, рассмотрены как динамичные, саморазвивающиеся системы, находившиеся в состоянии хаоса, из которого библиотеки выходили без целенаправляемого начала, в результате чего возник новый уровень организации системы. Данный подход основывается на трудах Н.Н. Моисеева, О.Н. Астафьевой, К.К. Ко-лина, В.С. Степина и др.

В основу учебного курса положен системный анализ, который позволил выявить историко-культурные факторы и не только

учесть причины и движущие силы, оказывающие непосредственное влияние на развитие библиотечного дела, но и принять во внимание общий социально-политический фон, на котором протекают исследуемые процессы его формирования.

Изучение так же, как и научное исследование Евразийского библиотечного пространства, основывается на использовании комплекса методов, применяемых как в библиотековедении, так и в других сферах гуманитарного знания.

Методы сравнительного библиотековедения: комплексный сравнительный анализ, сопоставительный метод исследования библиотечной деятельности по региональному, историко-демографическому, проблемно-ситуационному признакам позволяют полнее изучить такое явление, как формирование Евразийского библиотечного пространства. Выработка перспективных направлений регионального взаимодействия основывается на сопоставительном анализе аспектов культурной и библиотечной политики, стратегических планов формирования библиотечных систем и библиотек. Комплексный анализ взаимодействия и взаимовлияния национальных библиотечных систем дал возможность получить новое знание о тенденциях, характерных особенностях, содержании, механизмах реализации библиотечной деятельности в евразийском регионе. Использование метода мониторинга помогло разобраться в протекающих общественных процессах, социально-политической природе явлений, провести наблюдения над изменениями условий работы библиотек, дать оценку и возможный прогноз развития интеграции в библиотечном деле.

В процессе обучения рекомендуются официальные документы государств - участников СНГ и межгосударственных органов (Исполнительного Комитета, Межпарламентской Ассамблеи, Совета по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ, Евразийского Экономического Союза), труды ученых и специалистов-политологов, культурологов и т.д. Важной документальной и информационной базой являются архивные материалы и официальные документы Библиотечной Ассамблеи Евразии, труды международных конференций, публикации журнала «Вестник БАЕ», библиотековедческие, культурологические, общественно-политические издания.

В заключение следует отметить, что образование специалистов связано с овладе-

нием социально значимым опытом, воплощенным в знаниях, творческой деятельности и эмоционально- ценностном отношении к миру. Дальнейшее развитие научной деятельности по изучению библиотечного дела в евразийском регионе зависит от подготовки специалистов, вооруженных новым знанием. На евразийском пространстве работает около 300 тысяч библиотек, обслуживающих все слои населения и оказывающих влияние на будущее развитие отношений между народами. Библиотеки, сохраняющие письменные памятники мировой цивилизации и национальной культуры, руководствуются идеями культурной общности, а не различий. Им отведена особая роль в этом процессе. Находясь в гуще населения, ежедневно работая с разными его категориями, они играют большую роль в сохранении культурной общности и русского языка, который необходим для межличностного общения.

В настоящее время научную и организационную работу по формированию Евразийского библиотечного пространства ведут специалисты, воспитанные на основе прин-

ципов исторически сложившейся культурной общности. Без подготовки смены в рамках своей профессии, понимание друг друга, уверенность во взаимной помощи и полезности профессиональных связей все богатство накопленного интеграционного потенциала уйдет в прошлое. Поэтому дальнейшее изучение Евразийского библиотечного пространства и постановка основанного на научной базе образовательного процесса является стратегически важным направлением профессиональной деятельности.

Ценностные ориентиры в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в области библиотечного дела данного региона вырабатывались в ходе общей истории народов Евразии и на опыте предшествующих поколений. Плоды этой общности являются совместно приобретенным культурным достоянием, сбережение которого стало целью при выработке необходимых духовно-нравственных ориентиров, определении путей интеграционного развития библиотечной сферы.

Литература

1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. Париж, 2 ноября 2001 г. // Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе. - СПб., 2004. - С. 65 - 74.

2. Игумнова Н.П. Евразийское библиотечное пространство: контуры, проблемы, перспективы. -М.: Пашков дом, 2006. - 352 с. - (Библиотека: новые возможности).

3. Игумнова Н.П. Библиотека - центр диалога культур в полиэтническом обществе. Концепция формирования Евразийского общего библиотечного пространства // Информационный бюллетень РБА. - 2004. - № 30. - С. 131 - 132.

4. Игумнова Н.П. Библиотечное дело в СНГ. - Астана.: НАБРК, 2006. - 384 с.

5. Игумнова Н.П. Библиотечное дело в странах СНГ: сост. Н.П.Игумнова. / В кн.: Высшие библиотечные курсы. Учебные программы / Федер. Гос. Учреждение «Рос. гос. б-ка», Учеб. центр. послевуз. и доп. проф. образования; - М.: Пашков дом, 2005. - С. 175-189.

6. Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. - М.: Либерея, 1999. - 224 с.

7. Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе. - СПб., 2004. - 96 с. (Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу).

8. Культурное разнообразие: развитие и глобализация. - М.: РАКС, 2003. - 132 с.

9. Пшенко К.А. Содружество Независимых Государств: формирование общего культурного и образовательного пространства. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 240 с.

ДАЙДЖЕСТ

Сотрудничество с Открытым Университетом Великобритании

8 - 9 ноября 2006 года МЭСИ посетила делегация Открытого Университета Великобритании (см. фото на 3-й стр. обложки).

Результатом визита стало подписание трехстороннего Меморандума о взаимопонимании («МОВ»), заключенного между организацией «ВСЕМИРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Открытый Университет Великобритании), Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Евразийским Открытым Институтом (ЕАОИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.