Методология НИР :
УДК 02 : 001.8 ББК 78.30
МЕТОДОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Л. А. Кожевникова, 2009
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Рассматриваются проблемы и перспективы методологии регионального библиотековедения. Исследуются институциональный и социально-профессиональный статус явления. Анализируются проблемные поля, требующие осмысления.
Ключевые слова: методология, региональное библиотековедение, внешнее пространство, внутреннее пространство, библиотечная среда, структура теоретического знания.
Problems and perspectives of methodology of regional library science are considered. Institutional and social and professional status of the phenomenon is investigated. Discussional aspects requiring understanding are analyzed.
Key words: methodology, regional library science, outer space, inner space, library environment, the structure of theoretical knowledge.
Актуальность обозначенной в заглавии темы обусловлена необходимостью исследования институционального и социальнопрофессионального статуса регионального библиотековедения.
Для отечественного библиотековедения роль пространственного аспекта функционирования и развития библиотек особенно важна в силу территориального масштаба и исключительного разнообразия условий, в которых существуют региональные библиотечные системы. Для того чтобы понимать закономерности их развития, идти на шаг впереди практики, необходимо постоянно повышать уровень научного знания об изучаемом объекте, совершенствовать методы и методологию исследования.
Именно методология как совокупность методов и система их упорядочивания дает возможность рассматривать теорию регионального библиотековедения не только как отражение реальности, но и как социально-детерминированный процесс, позволит установить, насколько он автономен в системе дисциплин книговедческого цикла, а также свести частные модели развития объекта в целостную картину.
Можно утверждать, что методологическая основа станет единой, если она будет базироваться на понимании регионального библиотековедения как социального института, существующего в рамках исторического и культурного контекста [2, с. 3-6].
Если сейчас не начать активное философское осмысление места и роли регионального библиотековедения как одного из институтов в обществе, дальнейшее развитие методологии библиотековедения, изучение этой дисциплины с каждым годом будет все более затруднительным.
Региональное библиотековедение как явление развивается в реальном времени и пространстве, оно не проявляется в обществе вне норм и правил, принятых в социуме. Однако сложившаяся к настоящему времени нечеткость понятийной системы регионального библиотековедения, упрощение или чрезмерное расширение его категорий тормозят процессы формирования парадигмы: она остается незавершенной, как, впрочем, и определение спектра возможностей явления для библиотековедческого знания.
Существует ряд проблемных полей, требующих осмысления. Прежде всего, для достижения соразмерности и соизмеримости различных концепций регионального библиотековедения следует привести в порядок терминологию, устранить различные толкования одних и тех же явлений. Это станет возможным лишь в том случае, если библиотечное сообщество ответит на основной вопрос: что определяет специфику регионального библиотековедения, каковы его сущностные свойства и характеристики?
Бесспорно, что сущностные свойства регионального библиотековедения, его основные харак-
теристики определяются причастностью библиотечного производства к созданию и распределению продуктов / услуг, выступающих в качестве социального блага, а также его участием в воспроизводственном процессе территории. Однако далее концептуальные схемы исследуемого явления строятся по-разному.
Более двух десятилетий господствующим являлся подход Н. С. Карташова, который считал, что объектом изучения являются территориальные библиотечные системы (ТБС) в единстве их существенных библиотечных и небиблиотечных (социальных и прочих) параметров. При таком подходе ТБС рассматривались как часть библиотечной системы государства, имеющие территориальные границы, собственные органы управления, находящиеся в определенных юридических отношениях с центральными органами государственного библиотечного управления.
Понятно, однако, что региональное библиотековедение, как и все объекты исследования в социальных и гуманитарных науках, находятся в процессе постоянного изменения, причем эти изменения не могут быть вполне понятны в отвлечении от истории развития объекта [1, с. 10-11].
А история такова, что модели постановки проблем и их решение господствуют в научном сообществе лишь в течение определенного исторического периода, а затем, со сменой общественных явлений и сменой внутренних, осознанных потребностей субъектов библиотечной деятельности, меняются и границы познавательной и практической функции исследуемых дисциплин.
Поэтому в условиях рыночной экономики исходные концептуальные схемы регионального библиотековедения следует строить не только на базе методов общего библиотековедения, но и с учетом развития регионалистики, а также в контексте движения труда, экономических отношений между субъектами библиотечной деятельности. Таким образом, новое качественное состояние объекта позволяет определять региональное библиотековедение как особую институцию, т. е. социальную форму локализации функций акторов и библиотек - учреждений, имеющих определенный статус, формируемый на основе норм, обычаев, ценностей, установленных правил и процедур.
Институция - понятие подвижное, изменчивое, требующее постоянного изучения. Однако философия институтов применительно к региональному библиотековедению разработана недостаточно, -не исследованы все элементы и связи, функции и отношения, закономерности и противоречия развития библиотеки как института общества. Научный аппарат институционального анализа регионального библиотековедения должен быть четким и определенным, учитывать изменения в экономи-
ческой, политической, правовой, социальной и культурной системах общества.
Это вторая важнейшая после выработки тер-миносистемы научная проблема в области регионального библиотековедения.
Третья задача связана с осмыслением пространственных институций. Исследование институций в коммуникативном пространстве необходимо, так как пространство как философская категория характеризует формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты, такие как протяженность, структурность, взаимодействие элементов. Пространство - это контур формирования любой деятельности, в том числе библиотечной.
Методологические подходы к изучению институций в коммуникативном пространстве (а именно таковым является библиотечное пространство) требуют глубокого изучения природы таких феноменов, как социальный институт, институт культуры (библиотека), социокультурная реальность и т. д. Главным средством влияния пространства (среды) на региональную библиотечную систему и ее потенциал является функция системы. В ней заключается смысл существования, предназначение системы. Функции региональной библиотечной системы задаются как государством, так и экономической и социокультурной средой региона. Достаточно долгое время реализация первой функции, т. е. задаваемой государством, занимала основное место в развитии региональных библиотечных систем. Это было связано с тем, что библиотечная деятельность рассматривалась преимущественно в рамках социокультурного поля, а продукты и услуги носили общественный характер, оплачивались государством, предоставлялись потребителям на бесплатной либо льготной основе. Однако вторжение рыночных отношений во все сферы общественного производства усилило экономический компонент деятельности библиотеки. И хотя значение общественных библиотечных продуктов / услуг не уменьшилось, а, напротив, усилилось, поскольку, как показывает практика, они способствуют смягчению негативных последствий трансформаций, значение второй функции, задаваемой внешней средой, возрастает. Более того, если вторая функция не выполняется, то и реализация первой становится невозможной.
Итак, разработка функциональной концепции регионального библиотековедения - это следующая научная задача. Причем изменение функционального статуса исследуемого явления анализируется в работе не только с позиций миссии библиотеки, как это делалось ранее, но и с позиций институциональных идей. В рамках предметного поля актуальным является рассмотрение регионального библиотековедения с позиций структурной и казуальной концепций. Структурная концепция
позволяет рассматривать региональное библиотековедение как систему, отдельные компоненты которой функционируют в рамках либо социального, либо экономического пространства, причем нарушение равновесия между ними приводит к неустойчивому развитию всей системы в целом.
Казуальная концепция дает возможность рассматривать региональное библиотековедение как развивающееся явление, а региональные библиотечные системы как саморазвивающийся объект, причины развития которого находятся внутри его. Использование казуальной концепции, исследующей причины и противоречия развития регионального библиотековедения и региональных библиотечных систем, может привнести в методологию новый вклад.
Как любая другая научная дисциплина, региональное библиотековедение имеет свои границы и структуру, живет по законам общего библиотековедения и регионалистики, обладает инструментарием развития. Методология предполагает устойчивую и ясную систему категорий, отражающих совокупность наиболее общих, фундаментальных понятий. В библиотековедческих исследованиях наиболее часто употребляются такие понятия, как «время», «пространство», «детерминизм», «ценность», «эффективность», «общественное благо» и др. К сожалению, их проявление и использование в региональном библиотековедении явно недостаточны, что не способствует развитию научного знания в исследуемой области.
Структура теоретического знания о региональном библиотековедении, как значимой для библиотечного дела дисциплины, изменчива во времени. Постоянная корректировка инструментария позволит получить достоверные и надежные результаты исследования, воссоздать адекватную реалиям изучаемого объекта, в данном случае регионального библиотековедения, картину.
Для разработки концепции потенциала развития региональных библиотечных систем необходимо использование таких методов, как факторный и экономический анализ, методы диагностики и др. Из области социологии необходимо взять подходы к исследованию социальных сетей в локальной территориальной общности, в рамках которых функционируют региональные библиотечные системы.
Хочется надеяться, что применение названных подходов и методов позволит установить объективную истинность регионального библиотековедения, его мировоззренческие и образовательные функции.
Список литературы
1. Беркалиев Т. Н. Особенности компаративистики как науки и метода исследования деятельности библиотек // Библиосфера. - 2009. - № 1. - С. 10-16.
2. Дворкина М. Я. Инерция библиотечной истории // Библиосфера. - 2006. - № 1. - С. 3-6.
Материал поступил в редакцию 16.04.2009 г.
Сведения об авторе: Кожевникова Лариса Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, тел. (383) 266-83-76, e-mail: [email protected]