Научная статья на тему 'Концепции конкурентоспособности в оценке инвестиционной привлекательности предприятия'

Концепции конкурентоспособности в оценке инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / предприятие / маркетинг / экономический анализ / спрос / рынок / продукция. / competition / enterprise / marketing / economic analysis / demand / market / output.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Д. Черепова

В статье освещаются проблемы конкурентоспособности предприятий, рассмотрены базовые элементы конкурентоспособности предприятия, а также предложены некоторые мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS CONCEPTS IN ENTERPRISE INVESTMENT ATTRACTIVENESS EVALUATION

The problems of enterprise competitiveness are discussed in the article. The basic elements of enterprise competitiveness are enumerated. Also some measures to improve the competitiveness of the company at the current stage of economic development are suggested.

Текст научной работы на тему «Концепции конкурентоспособности в оценке инвестиционной привлекательности предприятия»

УДК 339.137.2

Н.Д. Черепова

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: Chnd2@mail.ru

КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье освещаются проблемы конкурентоспособности предприятий, рассмотрены базовые элементы конкурентоспособности предприятия, а также предложены некоторые мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова: конкуренция, предприятие, маркетинг, экономический анализ, спрос, рынок, продукция.

N.D. Cherepova

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: Chnd2@mail.ru

COMPETITIVENESS CONCEPTS IN ENTERPRISE INVESTMENT ATTRACTIVENESS

EVALUATION

The problems of enterprise competitiveness are discussed in the article. The basic elements of enterprise competitiveness are enumerated. Also some measures to improve the competitiveness of the company at the current stage of economic development are suggested.

Key words: competition, enterprise, marketing, economic analysis, demand, market, output.

В современных условиях рынка практически невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не просчитать алгоритм его развития, не оценить эффективность будущей работы. Для этого необходимо производить сбор данных о том, каковы собственные перспективы и способности, производить постоянный мониторинг состояния своего сегмента рынка, оценку деятельности конкурентов и анализировать на основании полученных данных реальную конкурентоспособность своего предприятия.

Научные источники определяют конкурентоспособность предприятия как свойство, которое характеризуется степенью реального и потенциального удовлетворения им конкретной потребности, по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном сегменте рынке [1].

В случае когда предприятие имеет достаточно высокую конкурентоспособность, это всегда сопровождается удовлетворенностью и желанием потребителей приобретать товары и услуги данной фирмы в дальнейшем, отсутствием претензий к работе предприятия со стороны государства в лице налоговых и других органов, общественности в целом и контрагентов.

Как правило, на конкурентоспособность предприятия влияют не только параметры цены и качества, но также уровень работы менеджмента, системы управления денежными потоками, состояние сегмента рынка, уровень внедрения инновационных технологий производства и управления, и то, какую квалификацию и мотивацию имеет персонал.

Но при всех этих условиях, важнейшую роль занимает маркетинговая составляющая. Основными задачами маркетинга являются: выявление наиболее значимых предпочтений потребителей, учет их изменений, оценка перспектив деятельности сегментов рынка, разработка и внедрение в практику эффективных стратегий по повышению конкурентоспособности.

Конкуренция - это благо для производителей. Она является важнейшим условием для формирования и повышения конкурентоспособности товаров и предприятия в целом.

Конкурентоспособность товара - это способность продукции быть привлекательной для покупателей, отвечать запросам конкурентного рынка в сравнении с другими изделиями и услугами такого же назначения. Она определяется с одной стороны уровнем цен, устанавливаемых продавцами, с другой стороны характеризуется качеством конкретного товара. Помимо этого, на конкурентоспособность оказывают свое влияние такие факторы, как популярность того или иного товара среди целевой группы потребителей, наличие и качество рекламы, имидж предприятия, место фирмы в определенном сегменте рынке этого товара, а также колебания спроса.

Итак, резюмируя вышесказанное, под конкурентоспособностью товара или услуг необходимо понимать всю сложную совокупность его признаков, которыми он отличается от аналогичных продуктов. Данное понятие представляет собой также систему потребительских, экономических и технических показателей: технологический уровень изделия, функциональные, социальные и другие полезные свойства, стоимость покупки и затраты на потребление и обслуживание.

Мониторируют конкурентоспособность при помощи сравнительного анализа перечисленных показателей с уровнем показателей конкурентов. Оценка конкурентоспособности предприятия - процесс сложный, который подразумевает анализ преимуществ по отношению к другим предприятиям данной отрасли как на территории государства, так и за его пределами.

В основание конкурентоспособности предприятия положена, собственно, система его конкурентных привилегий. На базе данных по сравнительному анализу различных подходов к исследованию конкурентных преимуществ организации следует проводить их систематизацию по нижеследующим признакам [2]:

- отношение к самой системе;

- область возникновения преимущества;

- содержание фактора преимущества;

- время реализации преимущества;

- место реализации преимущества;

- вид конечного результата.

Кодификация указанных конкурентных преимуществ с дальнейшим их кодированием обязательна к автоматизированной обработке бухгалтерского учета и проведению факторного анализа с целью определения конкурентоспособности предприятия.

Конкурентное преимущество, которым обладает предприятие, разделяется на факторы: внутренние (практически полностью определяются руководством организации) и внешние (проявление этих факторов уже не зависит от организации).

К типовой конкурентоспособности относят такие преимущества, как рыночные, управленческие, технические, структурные, ресурсные.

Как показатели конкурентных преимуществ используются такие, как издержки производства, размер относительной доли рынка, степень внедрения инновационных технологий, наличие разработанной и имеющей применение стратегии продаж, характерные только для этого предприятия свойства товаров, популярность фирмы.

Таким образом, при всем многообразии определений в литературе понятия конкурентоспособности предприятия отметим такие характерные свойства для данного явления, как:

- на конкурентные преимущества предприятия воздействуют внешние экологическая и социальная среды;

- конкурентоспособность предприятия показывает, как успешно оно развито по сравнению с ее основными конкурентами по степени обеспечения удовлетворения спроса на ее продукцию, и какова эффективность производственной деятельности;

- конкурентоспособность организации повышает ее привлекательность для инвесторов;

- конкурентоспособность - это способность одной производственной единицы превзойти своего конкурента по всем признакам и параметрам;

- конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия удержаться в своем сегменте рынка с аналогичными товарами конкурентов;

- конкурентоспособность продукции и предприятия - определения, по содержанию тесно переплетающиеся между собой;

- конкурентоспособность - это показатель, базой сравнения для которого являются аналогичные показатели предприятий-конкурентов;

- конкурентоспособность предприятия может изменяться во времени, эти изменения зависят от многих факторов (внутренних и внешних);

- конкурентоспособность фирмы характеризует значения и эффективность применения всего потенциала предприятия.

Так как конкурентоспособность продукции имеет огромное значение в целях обеспечения финансовой устойчивости фирмы, то ею нужно уметь управлять.

На этапе проектирования продукта производят моделирование показателей конкурентоспособности. Здесь важным элементом выступает маркетинговая служба, задача которой состоит в том, чтобы выяснить конкретные потребности будущих покупателей для их удовлетворения, а также предвидеть, какие потребности могут возникнуть в ближайшем будущем из-за изменения условий жизни, таких как инфляция, увеличение или снижение доходов населения и т. д.

Основой показателей конкурентоспособности продукции является соотношение цены, сервиса и качества. Логично, что на конкурентоспособность влияют и другие факторы (маркетинг, мода и т. п.) как в положительную, так и в отрицательную сторону. Но при всем этом конкурентоспособность обретает свою основу на начальной стадии проектирования и производства и как следствие этого обстоятельства ограниченно поддается воздействию маркетинга в ходе сбыта.

Повышение степени конкурентоспособности является актуальной проблемой в современном бизнес-пространстве, разрешение этой проблемы связно с усовершенствованием технологий разработки, производства, сбыта и последующим техническим обслуживанием продукции.

При проведении этих мероприятий представляется возможным добиться следующих результатов:

- снижения издержек производства;

- повышения качества продукции;

- стимулирования рекламных кампаний;

- увеличения экономичности и оперативности послепродажного обслуживания.

Конкурентоспособность складывается из великого множества элементов, представляющих

собой в то же время самостоятельный объект управления. Конкурентоспособное предприятие разрабатывает собственный, отличный от других, стратегический подход в управлении конкурентоспособностью.

Рассмотрим ключевые из них: эксплерентная, виолентная, патиентная, коммутантная.

Известный экономист Майкл Портер [3] в своей теории конкурентных преимуществ указывает на два основных источника преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущества в издержках - это, собственно, конкурентоспособность, которая возникает при осуществлении политики снижения производственных и маркетинговых расходов по сравнению с конкурентами. Это дает возможность предприятию существенно снизить цены на производимый продукт или услугу, экономить на рекламе и распределении. Преимущества в маркетинге - это конкурентоспособность товаров и услуг, удовлетворяющих покупателей больше, чем товары конкурентов.

Предприятие добивается более значительных успехов в маркетинге, если в основном ориентируется на запросы и возможности потребителя, чем то предприятие, которое видит преимущества лишь в снижении издержек, однако и оно не может совсем игнорировать интересы потребителей, потому что в этом случае его преимущество будет неустойчивым.

Преимущество маркетинга в занимаемом предприятием сегменте рынка состоит в предпочтительности некоторых свойств продукции фирмы, чем продукции фирмы конкурента.

В современном бизнес-мире сложилась определенная система обеспечения конкурентоспособности предприятия.

В теории вопрос обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции обозначен и изучается и как процесс, и как структура. Обеспечение конкурентоспособности как процесса -это реализация тесным образом связанных между собой различных научных подходов, методик, принципов, средств и мероприятий, разрабатываемых по всем параметрам управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов и имеющих целью обеспечение конкурентоспособности выпускаемого продукта.

Система обеспечения конкурентоспособности как структура - это система, состоящая из внешней среды предприятия и ее внутренней структуры, направленная на то, чтобы производить обеспечение конкурентоспособности выпускаемого товара или оказываемой услуги.

Сравнивая эффективность рекламной деятельности определенной фирмы с фирмой-конкурентом, могут быть использованы такие признаки, как:

1. Товар: марка товара, широта ассортимента товаров, качество упаковки, показательный уровень качества товара, наличие стадии предпродажной подготовки, стадии послепродажного обслуживания, занимаемая доля на рынке, динамика изменения объема продаж.

2. Цена: уровень цен, гибкость ценовой политики, система ценообразования на новую продукцию.

3. Децентрализация продукта: объем распределения по разным каналам реализации, эффективность их работы, успешное внедрение и применение инструментов современного маркетинга, уровень квалификации и компетенции работников и их кадрово-профессиональный состав.

4. Уровень рекламной деятельности предприятия должны оценивать по следующим определениям: бюджет маркетинговой деятельности, виды рекламы, используемые СМИ, уровень и метод стимулирования сбыта, использование индивидуальной продажи, наличие специальных подразделений для осуществления связи с общественностью.

Имея целью повышение конкурентоспособности предприятия, необходимо проводить следующие мероприятия:

- обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается его условное и обобщенное свойство, которое отражает его наиболее выгодные отличия от продукции конкурента по степени удовлетворения потребности и по издержкам на его обслуживание;

- повышение производительности предприятия и его подразделений до наиболее высокого уровня в данном сегменте рынка. Этот показатель открывает широкие возможности эффективной деятельности предприятия в будущем;

- постоянное внедрение инновационных технологий;

- постоянная работа над повышением качества продукта, отвечающего современным отечественным и мировым требованиям и стандартам;

- изготовление продукции только из высококачественного сырья и материалов;

- проведение постоянного обучения, переобучения и повышения квалификации кадров;

- систематическое проведение всестороннего квалифицированного экономического анализа, имеющего целью выявление сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами.

Отметим, что конкурентоспособное предприятие должно стремиться к достижению следующих внутренних преимуществ:

- выгодное экономическое положение фирмы;

- высокая конкурентоспособность товара;

- выгодность реализации;

- устойчивый положительный индивидуальный имидж предприятия;

- эффективное управление предприятием и его подразделениями.

Итак, рассмотрено, что значительного повышения конкурентоспособности предприятия можно достичь только путем ориентации предприятия на потребительскую сферу повышением качества выпускаемой продукции, эффективной реализацией товаров и услуг. Благодаря этому будет увеличен показатель конкурентоспособности предприятия, его навык рационально и наиболее эффективно использовать свой трудовой, научно-технический, производственный и финансовый потенциал.

Как же предприятию суметь устоять и развиться в своем сегменте рынка, где имеется жесткая конкуренция, и на который ежедневно выходят десятки новых игроков?

В таких условиях нужно быть готовыми к реформированию производства, возможно, к его перепрофилированию с помощью системы менеджмента. Руководство должно быть грамотными управленцами, уметь администрировать и оптимизировать производственные процессы, должно уметь выработать и внедрить четкую стратегию, последовательно и в системе двигаться в направлении выбранной стратегической цели.

Элементы стратегической цели могут состоять из таких поэтапных действий [4]:

- определить свою реальную позицию на рынке;

- полностью продиагностировать свое предприятие по следующим критериям: цели, замыслы, имидж в глазах клиентов и конкурентов, каким образом организованы внутренние бизнес-процессы, как мотивирован персонал, провести ревизию маркетинговой стратегии, рассмот-

реть, как выстроена работа с потенциальным потребителем товара или услуги, внедрить при необходимости программу лояльности;

— составить программы, определить лиц, ответственных за выполнение каждого конкретного действия.

Мелочей не бывает, важно все. Для достижения наилучшего результата можно привлечь к оценке клиентов, выслушав их мнение о той или иной детали, включенной систему. Исходя из полученной информации, можно будет определить свое текущее состояние.

Таким образом, рассмотрено, что для достижения цели увеличения конкурентоспособности предприятия и для устойчивой работы в своем сегменте рынка необходимо осуществить конкретные действия, оказывающие влияние на достижение цели. Составить программы, определить лиц, ответственных за выполнение каждого конкретного действия.

Если руководство предприятия знает свой потенциал, цель, задачи, границы, в которых идет к этой цели, предприняты конкретные шаги и составлены программы, текущее положение улучшится, и появятся новые возможности для очередного шага.

Определено, что конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в жестких рамках конкурентного рынка.

Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг - это интегрированный показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно и рационально использовать свой производственный, научно-технический, трудовой и финансовый потенциал [5].

Литература

1. Корякина О.В., Обухова Н.С. Экономическая сущность и отличительные особенности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции» // Экономика и общество в условиях модернизации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 73-79.

2. Боровских Н.В., Паскевич Е.В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 299-302.

3. ПортерМ. Конкурентоспособность. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2007. - 608 с.

4. Агунович Ю.А. Применение методики SWOT-анализа в оценке инвестиционного потенциала предприятий // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: Материалы Шестой междунар. науч.-практ. конф. (26-28 апреля 2016 г.) г. Петропавловск-Камчатский. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2017. - С. 5-8.

5. Репина Т.И., Теске Н.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности: Сб. статей ме-ждунар. науч.-практ. конф. (25 октября 2016 г.) г. Шахты. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 181-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.