О.В. Цветкова
УДК 342.1
КОНЦЕПЦИИ ГРАНИЦ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются несколько последовательно возникших теоретических подходов в изучении границ в географических и политических исследованиях. Характеризуется содержание каждого этапа, рассматриваются новые идеи и основные достижения в лимологии.
Ключевые слова: граница, виды границ, теории границ, функции границ.
Olga Tsvetkova
Границы являются необходимым атрибутом территориального государства. Границы представляют собой сложное общественное явление, связанное с фундаментальными основами политико-территориальной организации общества. В настоящее время границы продолжают выполнять главную роль в формировании, делении и объединении общества в мире. Международные границы -важный компонент в международной системе. На международные границы в территориально -государственном строительстве влияют современные политические, экономические, экологические, культурные и геополитические факторы.
Границы по-разному интерпретируются в различных сферах общества. Первыми государственные границы начали изучать географы, так как проблема границ и их делимитация - это одна из фундаментальных проблем географии. Граница, по мнению многих географов, не только разделяет, но и соединяет разграничиваемые ею пространства.
Согласно мнению Б. Родомана, «граница есть нечто, расположенное между двумя предметами и разделяющее их, или нечто, лежащее непосредственно вокруг одного предмета или отделяющее его от всего остального, но само это «нечто» обычно пренебрежимо мало по сравнению с разделяемыми явлениями, предметами, сущностями» [1, с. 25]. Границы есть результат дискретности мира или действие представления о реальности, которая сама по себе может быть дискретной или континуальной в различной степени. Главная причина дискретизации мира в процессе его познания - использование словесного языка. Границами обладает или может обладать все, что может быть названо. У разграничиваемых явлений имеются имена (собственные и нарицательные) или заменяющие их знаки, в конечном итоге расшифровываемые словами, граница же в большинстве случаев не имеет названия, она опознается через имена тех предметов, которые она разграничивает. Граница лежит между частями объекта, явления, но сама не считается такой же частью.
По мнению Б. Родомана, границы различаются по сложности и замкнутости. Виды границ по степени сложности: простые, не разложимые на более элементарные границы; составные, в разных частях своего простирания составленные из границ разного рода; совмещенные, когда разнотипные границы совпадают на всем протяжении рассматриваемого участка граничной линии; поглощенные границами более высокого ранга из той же районизации; вытесненные такими объектами, на которых эти границы не изображаются или точно не проводятся. Второй и третий виды границ вместе с комплексными можно включить в класс сложных. Характеристики, связанные с принадлежностью границы к тому или иному типу, с выполнением ею той или иной функции, со всей определенностью
© Цветкова О.В., 2014
можно отнести только к простым границам, а такие в чистом виде существуют лишь в теоретических моделях. Реальные границы обычно оказываются довольно сложными. Любой отрезок государственной границы разделяет не только государства, но и примыкающие к границе административные районы, землепользования и т.п., чьи границы поглощены государственной. К ним добавляются границы экономические, этнические, историко-культурные и еще десятки границ-конструктов, которые почти все могут совпадать с политической в данном месте. Не исключено, что различные функции, например барьерная и контактная, могут принадлежать различным простым границам, совмещенным в одной сложной.
В основном политические границы ориентированы на те или иные функции в различной степени. По существу, благодаря работам физико-географов, выявилась объективность существования географической оболочки особого рода граничных пространственных систем и комплексов - барьеров, фильтров, порогов, линий контактов различных сред и повышенного контраста. Эти линейные объекты повсеместно пронизывают окружающую среду, часто используются для разграничения районов, поэтому различные границы в большей или меньшей степени ориентированы на те или иные функции. Изучение границ как фактора районообразования сводится к исследованию их влияния на взаимодействие разграничиваемых объектов. Граница не только разделяет смежные районы, но и служит местом их контакта. Первая разделительная функция границы района обусловливается замыканием на конкретной территории районообразующего процесса, и, в свою очередь, сама способствует этому замыканию, усиливая интеграционные процессы в пределах оконтуриваемой ею территории. При этом она является барьером для взаимопроникновения территориально смежных процессов. Эту функцию границы можно назвать барьерной, по терминологии В.Л. Каганского. Вторая объединительная функция границы района обусловлена созданием на границе контраста, который усиливается проявлением ее барьерной функции и служит предпосылкой для возникновения различного рода обменных процессов через линию раздела. Эту функцию границы можно назвать контактной, по терминологии В. Л. Каганского [2].
Для рассмотрения предложенной проблематики необходимо обратиться к концепциям границ в политических исследованиях. Выделяется несколько последовательно возникших теоретических подходов в изучении границ с начала XX века и до настоящего времени. Подходы в изучении границ делятся на две группы это традиционные и постмодернистские. К числу традиционных подходов относят политологический подход.
Политологический подход основан на изучении взаимоотношений между главными парадигмами международных отношений и функциями государственных границ. Этот подход развивается политологами Г. Гёртцом и П. Дилем в 1970-х гг. [3]. Главный вектор - это изучение роли государственных границ в международных конфликтах, установление и поддержание мира. В этом подходе государства воспринимаются как важнейшие субъекты международной деятельности, а границы между ними это жесткие разделительные линии, защищающие государственный суверенитет и национальную безопасность. С точки зрения политологического подхода государства не всегда играют роль политического актора. Но основная функция государственных границ заключается в обеспечении контактов между соседними странами и обеспечении их взаимодействия. Следовательно, из этого вытекает разрешение пограничных конфликтов и всемирное развитие трансграничной инфраструктуры.
Г. Гёртц и П. Диль признают, что важная территория, переданная неправомерно, может увеличить готовность государства угрожать или использовать военную силу, и такие условия говорят частично о возможности или способности предпринять такое действие. Проигравшее государство может яростно выражать негодование против другой стороны из-за территории, если проигравший чувствует, что может выиграть следующее взаимодействие.
Г. Гёртц и П. Диль при изучении территориальных изменений выявили условия для вероятности будущего военного конфликта между сторонами. При изучении вероятности конфликта по территориальным спорам они применяют модель измерения, которая состоит из следующих элементов: важность территории, законность территориального обмена, относительные способности. В первом элементе мыслители используют размер области и населения территории во время обмена, чтобы представить свойственную важность территории. Первый индикатор относительной важности - географическая близость территории к выигравшей или проигравшей стороне. Территорию сочли бы более существенной для сторон, если это географически ближайшая территория государства. Хотя близость и ключевой аспект, но существуют следующие важные аспекты.
Исследователи рассматривают, была ли территория прежде территорией родины проигравшего государства, была ли это колониальная или зависимая территория. Государство, лишившееся территории родины, по их представлению, будет более обижено, а ее граждане испытают при этом националистические чувства. Извлекающая пользу сторона также будет расценивать территорию как более важную, если новая область становится экономически выгодной. Территория родины в территориальном обмене почти всегда географически ближайшая к одной или обеим сторонам, но близость одной стороны не может указать разницу в значении между родиной и зависимой территорией. Таким образом, Г. Гёртц и П. Диль используют два порядковых индикатора, чтобы измерить относительную важность территории: присутствие или отсутствие смежности и была ли территория (или в случае извлекающей пользу стороны) территория родины.
Законность территориального обмена - трудное понятие. В социальной теории контракта люди присоединяются к обществу по собственной доброй воле. Порядок, установленный иначе, расценен как незаконный. Применяя это к территориальным изменениям, исследователи утверждают: чтобы было все законно, общество должно выразить свое одобрение в форме плебисцита. Плебисцит, одобряя территориальное изменение, предполагает, что местные группы будут искать поощрения от их прежнего правительства, и таким образом будут появляться новые требования, исходящие из этнических или политических условий. Хотя одобрение жителями территории может быть измерением законности, территориальные сделки происходят между государствами, а не в соответствии с желанием людей на территории, которую затрагивают.
Итак, Г. Гёртц и П. Диль изучили степень, при которой территориальные изменения создают условия для вероятности и степени будущего военного конфликта между сторонами. И пришли к выводу, что важность территории и установление границ всегда влияет на вероятность будущего конфликта; стороны при территориальном изменении приходят к спору в течение 30 лет после обмена, а некоторые стороны, как в случаях Израиля и его соседей Индии и Пакистана, столкнулись непрерывно после обменов территорией; отсутствие соглашения связаное с законностью территориального изменения, повышает вероятность конфликта, т.к. важно условие того, законно ли была проведена передача территории, когда условия были в пользу проигравшей стороны, тогда будущий конфликт станет менее вероятным; также существенными являются относительные способности двух сторон.
В 1980-х гг. в рамках политологического подхода границы изучаются в работах А. Паасси и Д. Ньюмана, на разных взаимосвязанных уровнях в зависимости от эволюции территориальных идентичностей в целом. В этот период идет осмысление опыта изучения пограничных проблем и конфликтов в национальном и государственном строительстве, где учитываются принципы пограничной политики и сотрудничества, прослеживается концепция создания еврорегионов и других трансграничных регионов. В 1980-х гг. также преобладают геополитические походы, где происходит влияние глобализации и интеграции на политические границы. Границы рассматриваются с точки зрения военной, политической безопасности стран и регионов.
Политические границы в 1990-е гг. изучаются И. Валлерстайном и П. Телором с точки зрения
места конкретной границы во всей системе мировых границ на разных пространственных уровнях. Исследователи фиксировали свое внимание на экономических факторах - это формирование глобальных сетей, которые основаны на отношениях господства и подчинения структуры «центр-периферия». В настоящее время политические границы исследуются с точки зрения функций, выполняемых на определенной территории. Под влиянием глобализации в современном обществе постоянно происходит перераспределение функций между политико-административными границами, что приводит к созданию новых типов политических границ и политических отношений внутри страны и на международном уровне.
Библиографический список
1. Географические границы [Сб. статей] / Под ред. Б.Б. Родомана, Б.М. Эккеля. - М.: МГУ, 1982. - 128 с.
2. Каганский В.Л. О территориальных границах / В.Л. Каганский. - М.: МГУ, 1975. - 286 с.
3. Goertz G., Diehl P.F. Territorial Changes and International Conflicts. N.Y.: Routledge, 1992. - 375 p.