Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ ДЖАДИДИЗМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

КОНЦЕПЦИИ ДЖАДИДИЗМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / джадидизм / Центральная Азия / печать джадидов.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Равшанов Махмуд

эффективные формы интегрирования реформаторов Центральной Азии была национальная периодическая печать джадидизмов. Периодическая печать формировались в конце XIX в. Этот публицистический процесс получил свое бурное развитие в начале XX в. Концепции джадидов пропагандировались во всей Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ ДЖАДИДИЗМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

КОНЦЕПЦИИ ДЖАДИДИЗМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Равшанов М.

Равшанов Махмуд - профессор, доктор филологических наук, Навоийский государственный горный университет,. г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: эффективные формы интегрирования реформаторов Центральной Азии была национальная периодическая печать джадидизмов. Периодическая печать формировались в конце XIX в. Этот публицистический процесс получил свое бурное развитие в начале XX в. Концепции джадидов пропагандировались во всей Центральной Азии. Ключевые слова: концепция, джадидизм, Центральная Азия, печать джадидов.

УДК.812.111

Органы печати джадидов являлись, по мнению просветителей, важнейшим инструментом идейного воздействия на сознание широких слоев общественности данного времени. туркестанские прогрессисты "без национальной печати нет самой нации". Печать джадидов для них была своеобразной трибуной пропаганды. Через этого они доводили до масс свои идеи обновления общества [1, с. 12]. В течение первых десятилетий X века в Центральной Азии, при их непосредственном участии, были, открыты газеты и журналы джадидов. На основе новой волны просветительства. Эти газеты и журналы уже вели пропаганду широкой программы политических реформ нового общества в Центральной Азии. В сложности данного времени их было более 15 названий [2, с. 37-41]. Этот процесс общественности была уже большая идеологическая сила. Получил в своем развитии огромный диапазон. От просветительских идей до политических опубликованы многих статей. Национальная печать данного времени джадидов наглядно продемонстрировала наличие в крае нового типа человека, с прогрессивным мышлением, заботящегося о благе нации и борющегося с косностью, отсталостью, невежеством.

По данным источников история национальной прессы началась 27 июня 1906 г., когда ташкентские прогрессисты во главе с Исмаилом Обидовым (Габитовым) начали издание первой газеты на узбекском языке "Тариккий" ("Прогресс"). Руководитель этих общественных процессов являлся Исмаил Габитов. Он родился 19 июля 1881 г. в городе Кульджа в Восточном Туркестане в семье торговца. Его отец Шарафуддин Габитов, был образованным человеком своего времени. Он знал многие восточные языки, долгое время служил в посольстве России в Кульдже. После его смерти в 1890 г. (по некоторым данным в 1887) [3, с. 43-67] Исмаил Габитов при поддержке брата матери Рашида Сулейманова переезжает с матерью в Казань. Здесь до 1900 года будущий просветитель джадидов живет и учится в

реальном училище. После окончания данного училища Исмаил Габитов переезжает в Москву и поступает в школу зодчества. После революции 1905 г. он уезжает в Туркестанский край. Уже в Ташкенте под сильным влиянием от происходивших вокруг революционных событий, вместе с прогрессивными представителями просвещения и культуры данного времени Мунаввар кары Абдурашидовьм, Абдуллой Авлони, Махмудходжой Бехбуди и другими начинает выпускать первый номер которой вышел 14 (27) июня 1906 г.

Газета сразу же начинает пропагандировать идеи свободы, равенства, дружбы народов. В одной из своих редакционных статей, И. Габитов писал о том, объявлено о свободе слова, но реальная "свобода" в Туркестане по-прежнему существует лишь на бумаге. Значительное внимание на страницах газеты уделялось пропаганде межэтнической и межконфессиональной толерантности. Так, например, в статье "Ташкент, 12 августа", была подвергнута резкой критике по разжиганию межнациональной вражды. "Они унижают и бранят нашу религию и святимый Коран. Пишут они об этом на страницах своих [4, с. 61-85] газет и распространяют их по всему миру. Стравливают людей на основе межнациональных отношений, противопоставляя людей друг другу. Народ Туркестана по-прежнему заставляют унижаться и преклоняться перед чиновниками, подвергая телесным и моральным наказаниям". Конечно же газета уделяла большое внимание проблемам просвещении. В первом и во втором номерах газеты была опубликована статья Мунаввар кары Абдурашидханова "Наши невежества являются сложными невежествами", в которой говоря о необходимости реформирования школ и медресе, автор писал: "там ... должны преподавать Тараккий. 1906,12 август. 90 Тараккий. светские науки, географию, историю, математику и другие предметы не зная эти предметы, наши дети до сих пор остаются без нужных знаний и образований [5, с. 60].

Таким образом, концепции джадидов были в образовательном процессе внедрят инновационные и новые методы преподавания.

Список литературы

1. Турдиев Ш. Туркестанские прессы джадидов. Т.6 2003. С.12

2. Редактора газеты называли - "Тараккий" (Прогресс). О судьбе восточного просветителя Исмаила Габитова// 1917 г. были организованы такие печатные органы, как "Хуррият", "Нажот", "Кенгаш", "Турон", "Улуг Туркистон".

3. Абдуазизова Н.А. Туркестан матбуоти тарихи. - Тошкент: Академия, 2000. - 43-76

4. Узганбоев X Узбек маърифатпарварлик адабиётининг тараккиётида вактли матбуотнинг урни ("Туркистон вилоятининг газети", "Тариккий", "Самарканд", "Туркистон" рузномалари асосида). - Тошкент: Фан, 1993. 85-б.

5. Тарацций. 1906, 14 июнь. 7 0 газету на узбекском язмке "Тараккий" ("Прогресс"), 60-б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.