Научная статья на тему 'Концепции будущего государства современных русских националистов'

Концепции будущего государства современных русских националистов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ / RUSSIAN / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / НАЦИОНАЛИСТЫ / NATIONALISTS / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / THE FORM OF THE RULE / МОНАРХИЯ / MONARCHY / УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / UNITARY STATE / ИМПЕРИЯ / EMPIRE / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF STATE / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА / MECHANISM OF STATE / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOX

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Касимов Т.С.

Pассматриваются модели будущего российского государства, излагаемые в трудах современных русских националистов. Анализируются их представления об основных элементах теории государства: форме правления, форме государственного устройства, политического режима, функциях и механизме государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY RUSSIAN NATIONALIST CONCEPTIONS OF THE FUTURE STATE

The models of the future of the Russian State written in the works of modern Russian nationalists are reviewed. Their conceptions of the main elements of the theory of state and law: the form of rule, the form of state structure, political regime, functions and mechanism of state are analysed.

Текст научной работы на тему «Концепции будущего государства современных русских националистов»

Ща

ш

Пристатейный библиографический список:

1. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - великий английский экономист, автор знаменитой книги «Общая теория процента, занятости и денег», вышла в свет в 1936 г.

2. Зекер Ф.Ю. Экономика и конституция с точки зрения германского конституционного судопроизводства. Законодательное оформление экономического строя. // Государство и право. 2008. №1.

3. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. // Вопросы экономики, 2004. №4.

4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М. 2007.

5. Мазаев В. Д. Конституционная модель российской экономической системы: Образ и

Т.С. Касимов

реальное наполнение // Журнал Российского права. 2008. №12.

6. Матузов Н.И. Малько A.B. Актуальные проблемы теории государства. Саратов, 2004.

7. Проблемы права и экономики. - Казань. Познание, 2008.

8. Павленко Ю. Современное гражданское общество. // Вопросы экономики. 2008. №10.

9. Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. - М.: 2007.

10. Теория права и государства. Учебник. // Под. ред. В.В. Лазарева. - М.: Право и закон. 2002.

11. Тимирясов В.Г., Мальгин В.А., Тимирясова A.B. Государственное регулирование национальной экономики. Казань. 2005.

КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ

Рассматриваются модели будущего российского государства, излагаемые в трудах современных русских националистов. Анализируются их представления об основных элементах теории государства: форме правления, форме государственного устройства, политического режима, функциях и механизме государства.

Ключевые слова: русский, национализм, националисты, форма правления, монархия, унитарное государство, империя, функции государства, механизм государства, Православие.

T.S. Kasimov

CONTEMPORARY RUSSIAN NATIONALIST CONCEPTIONS OF

THE FUTURE STATE

The models of the future of the Russian State written in the works of modern Russian nationalists are reviewed. Their conceptions of the main elements of the theory of state and law: the form of rule, the form of state structure, political regime, functions and mechanism of state are analysed.

Key words: russian, nationalism, nationalists, the form of the rule, monarchy, unitary state, empire, functions of state, mechanism of state, Orthodox.

Национализм, как правило, признается одной из трех основных идеологий наряду с либерализмом и социализмом (с учетом вариаций, при которых национализм смешивается с консерватизмом, традиционализмом и даже нацизмом и фашизмом). В современной России национализм имеет

относительно не очень значительную (1015% населения) социальную базу. Об этом свидетельствуют, в частности, данные Аналитического Центра Юрия Левады. На вопрос: «Как Вы в целом воспринимаете слово «национализм»? Ответили: «В целом, положительно» - 13%, «В целом, отрицательно» - 70% респондентов.

Отдельные идеи русских националистов поддерживает существенно большее число россиян. На вопрос: «Как Вы относитесь к идее «Россия для русских»? В 2012 году ответили так: «Стабильно поддерживаю, ее давно пора осуществить» - 15%, «Ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах» - 40%.

Исходя из терминов и описаний, содержащихся в работах отечественных исследователей, можно выделить множество видов современного русского национализма (или националистов): банальный, здоровый, имперский, радикальный, революционный;

этнический, фашизм и неоевразийство, скинхеды, радикальные националисты, ультраправые неформалы1.

Б.Исаев и Н.Баранов проводят исследование в своей классификации к этническому национализму добавляют такие типы как патриархальный, державный, постклассический,

прагматический национализм и национал-популизм2. А.Самоваров считает, что «нам нужны либералы-националисты,

демократы-националисты, консерваторы-националисты, социал-демократы-

националисты»3 .

В программах политических партий зарегистрированных Министерством

юстиции РФ содержатся элементы националистических концепций. В программе Российской консервативной партии «За нашу Родину» предлагается проект будущего России как государства гражданского национализма: русский народ признаётся государствообразующим народом, при сохранении права каждого народа и народности на реализацию национальной культурной самобытности на территории исторического компактного проживания и при безусловном соблюдении на всей территории

1 Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России / С. Беликов. - М.: Алгоритм, 2012. С.256.

2 Исаев Б.А., Баранов H.A. Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. - СПб.: Питер, 2012. С.418-419.

3 Самоваров A.B. Нужно ли нам возвращаться в СССР?

Русский проект / Александр Самоваров. - М.: Яуза-пресс,

2009. С.291.

государства принятых в русской культуре традиций, нравственных норм и правил общежития4. Партия «Российский общенародный союз» в своей программе заявляет, что «только реальное возвращение русским принадлежащей им исторической роли

государствообразующего народа,

возвращение к справедливым началам в политике и экономике, установление в России подлинной национальной власти позволит нашей стране выйти из состояния экономического, социального и политического тупика»5.

Кроме того, националистическая риторика есть в программах более известных партий: Коммунистической партии Российской Федерации и Либерально-демократической партии России.

Национализм как идеология проявляется в программах множества российских общественных организаций, таких как «Русские», «Великая Россия», «Национал-Демократический Альянс», «Русский Гражданский Союз» «Нация Свободы», «Союз русского народа», «Союз православных хоругвеносцев».

Спектр литературных творений русских националистов разнообразен. В их числе «Россия для русских» А.Севастьянова «Православная Монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность» В. Ларионова, «Русская доктрина

(Сергиевский проект)» (под редакцией А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова), «Русские. Последний рубеж» Б. Миронова, «Быть русским. Русский национализм -разговор о главном» Е.Косова. При этом юридические аспекты проработаны в достаточной мере только в работе А. Севастьянова, содержащей проект «Конституции Русского Государства (России)» и проекты законов «О разделенном положении единой русской нации и ее праве на воссоединение», «О русском народе», «О правах коренных

4 Шр://консервативная-партия.рф/_М/0/48-28.04.20. doc

5http://niinjust.rii/sites/default/files/basetype/2012/06/progra

mma_partii_ros.doc

народов России», «О коррупции», «О семье», «О земле», «О русском языке как государственном», «Об ответственности за русофобию».

Обобщение сущности современного русского национализма выражено в выводе: «Две темы оказались в фокусе русского националистического дискурса с середины 2000 г.: Россия как национальное государство и возможность национальной демократии. Многие русские

националисты видят Россию в будущем как национальное демократическое государство, а не как империю. Также уменьшилось число сторонников таких идей, как православная монархия,

соборность, мессианизм, особый русский

б

путь» .

Русские националисты считают, что Россия в будущем по своей сущности должна стать национальным государством русского народа. Основной тезис Александра Севастьянова таков: «нация первична, а государство - вторично». В этом отличие его подхода, подхода русского националиста от воззрений на государство патриотов. Последние, по мнению Севастьянова, чаще утверждают обратное: «государство создает нацию»7. Александр Севастьянов также заявляет, что национальное государство - новая русская парадигма самосохранения и развития на XXI век. При этом он отмечает, что национального государства у русских никогда не было. По мнению А. Севастьянова, государство есть форма, не определяющая сущность - нацию, но лишь выражающая ее во времени и пространстве. Государство описывается им как свойство нации, выраженное в историческом процессе8. Сам автор пишет, что идеологически его концепция выражена в доктрине русского

6 Соловей Т.Д. Несостоявшаяся революция: Исторические смыслы русского национализма / Татьяна Соловей, Валерий Соловей. - М.: ACT: Астрель, 2011. С.478.

7 Севастьянов A.B. «Россия для русских». Третья сила: русский национализм на авансцене истории. - М.: Книжный мир, 2006. С.274.

8 Севастьянов A.B. «Россия для русских». Третья сила:

русский национализм на авансцене истории. - М.:

Книжный мир, 2006. С.371-374.

этнического национализма, а юридически - в проектах законов, разработанных Лигой защиты национального достояния и другими русскими общественными организациями.

Для осмысления концепций современных русских националистов следует рассмотреть изложенные в них описания формы будущего русского государства. А.Севастьянов считает, что Россия должна остаться республикой. В. Ларионов находит оправдание в своем предпочтении монархии как формы правления в российском государстве в исторических и психологических особенностях русского народа. Он говорит, что только «историческая форма Государства дает народному организму здоровье, гарантируя отсутствие опасности тромбов в кровообращении национального организма. Монархическая форма не существует сама по себе Монархия и народ появляются в истории синхронно и неразрывно. Монарх создает народ, народ

9

вживается в монархию» .

Некоторые современные русские националисты не имеют однозначного мнения о форме правления будущего русского государства. С точки зрения В.Осипова, монархическая форма правления должна быть установлена в России, но в не ближайшем будущем, потому что монархия не может явиться вдруг, при наличии лишь 3-5% воцерковленного населения. По его словам, только тогда, когда богоносное ядро русского народа вырастет хотя бы до уровня 10-15% воцерковленного населения, тогда может явиться Государь. Православными уже сегодня считают себя около 73% граждан России, но речь идет именно о регулярно посещающих храм, причащающихся, соблюдающих посты, обряды и обычаи Православной Церкви10. Неоднозначен подход к форме правления также и у авторов «Русской доктрины», в которой есть тезис о том, что из всех форм

9 Ларионов В. Православная Монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. - М.: Издатель Быстров, 2007. С.209.

10 Осипов В.Н. Корень нации. Записки русофила. - М.: Алгоритм, 2012. С.439.

правления приоритет отдается республике с сильной властью выборного главы государства. Однако следует обсуждать и монархическую форму правления11. Неоднозначны взгляды на монархию Е. Косова, который пишет, что для его идеологии (национал-либерализма)

«совершенно несущественно какой будет форма государственного управления -президентская, парламентская или даже монархическая: все зависит от исторических традиций страны

Монархический строй правления - мечта любого русского националиста, однако до воплощения этой мечты дистанция огромной протяженности»12.

Представление о форме

государственного устройства будущего государства у русских националистов двояко. Большинство придерживается точки зрения, что Россия должна стать национальным государством с унитарным устройством (Ларионов, Севастьянов). При этом некоторые авторы допускают существование национальных автономий.

А. Севастьянов в ст.78

разработанного им проекта Конституции России объясняет, для чего и на каком основании создаются автономии. «Национальная область (автономия) является формой самоопределения крупных коренных народов России, составляющих устойчивое большинство (свыше 50%) в местах своего исторического проживания. Национальная область является национально-

территориальной автономией в составе унитарного Русского государства». Проект содержит перечень из 68 областей и 9 автономий, таких как: Дагестанская, Чеченская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Осетинская, Татарская, Тувинская, Чувашская.

Таким образом, без национальных образований остаются нации, чья доля в численности населения субъекта

11 Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред.А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова - М.: Яуза-пресс, 2007. С.772-775.

12 Косов Е. Быть русским. Русский национализм -разговор о главном / Евгений Косов. - М.: Зебра Е, 2005.

С.397.

современной Российской Федерации составляет менее 50% процентов. По замыслу А. Севастьянова права на самоопределение должны лишиться несколько «коренных народов России». Реализация этой идеи сулит лишение национальных образований народам, которые являются титульными нациями российских республик: адыгейцам, алтайцам, башкирам, бурятам, калмыкам, карачаевцам, карелам, коми, марийцам, мордовцам, удмуртам, хакасам, черкесам, якутам. При этом не учитывается даже то, что некоторые из этих народов являются довольно крупными этносами, с численностью более миллиона (башкиры) или полумиллиона человек (марийцы, мордва).

В Интернет-ресурсе «Русская энциклопедия «Традиция» сказано следующее. «Национально-культурные автономии или просто нации - в Русском будущем, один из двух, наряду с этническими заповедниками, способов государственной организации народов в пределах России, предназначенный для её европейских народов, включая и русский, в условиях, когда несправедливое национально-территориальное деление страны («асимметричная федерация») будет упразднено»13.

Другое направление современного русского национализма - «имперское».

Е.Холмогоров формой будущего государства видит империю. Он назвал одну из глав своей книги «Русский проект: Реставрация будущего» вопросом «Какая империя нужна русским?». Им рассматривается не столько форма правления предлагаемого государства, хотя в книге упоминается, что это должна быть православная монархия (а монархическая форма правления - это первый признак империи), сколько его территориальное устройство, включающее множество тем или иным или путем присоединенных территорий (второй признак империи). Оговаривается возможность расширение русской империи и за пределы

13 http://traditio-rii.org/wik 47

w

тгъ (й ш

постсоветского пространства - главным является укрепления до начала имперской экспансии русской нации14.

А. Савельев также видит будущее российского государства в имперском государственном устройстве. Еще одна имперская националистическая концепция будущего России обосновывается следующим образом. «Россия как тип своеобразной «правильной» империи представляет собой исключительное государство, она является историческим шедевром, которым мы как нация можем гордиться. «Всечеловечность» и «пластичность» русской цивилизации соединилась с принципиальной

независимостью, «неотмирностью» и «миродержавием» русских как духовно-политической нации16.

Феномен имперского русского национализма уже получил осмысление, по крайней мере, среди мыслителей либерального толка. Татьяна Соловей и Валерий Соловей считают, что перестройка эксплицировала и

легализовала националистические

настроения, но обнаружилось, что постсоветский русский национализм носит великодержавно-имперский характер. Политические и идейные силы национализма воплощают идеи имперской

17

реставрации . Э. Паин не отделяет имперский национализм от этнического. Говоря о феномене «имперского национализма» он подразумевает именно этнонационализм, поскольку гражданский национализм действительно

противоположен имперскому сознанию и политическому режиму. Имперский синдром включает в себя следующие основные элементы: «имперское тело», «имперское сознание», «имперскую власть» или «имперский порядок»18.

14 Холмогоров Е.С. Русский проект: Реставрация будущего. М., 2005. С.308.

15

10 Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред.А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова - М.: Яуза-пресс, 2007. С.55.

17 Соловей Т.Д. , Соловей В.Д. Несостоявшаяся революция. М.: ACT, Астрель, 2011. С.107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Паин Э.А. Об особенностях современного русского

национализма (по материалам анализа современной

Во взглядах на политический режим будущего государства современные русские националисты придерживаются как демократических убеждений (Севастьянов), так и авторитарных. Например, в «Русской доктрине» сказано, что национальной властью России должна стать совокупность трех государственных начал - демократии, компетентной аристократии и единоначалия в их конкретных политических формах19.

Воззрения русских националистов современной России на экономическую функцию выражаются в нескольких главных тезисах: 1) поддержка русского национального бизнеса и ограничения иностранного; 2) полное трудоустройство коренного населения; 3) модернизация производства, освобождающая их от потребности в неквалифицированной рабочей силе; 4) освобождение предпринимателей от коррупционного давления и давления криминала, в том числе этнических преступных групп; 5) строгий контроль за иностранной трудовой иммиграцией либо запрет трудовой миграции для всех кроме лиц русской национальности; 6) запрет действий по «откачке мозгов» под страхом сильных наказаний; 7) пересмотр патентного законодательства с целью защиты прав русских ученых на их изобретения; 8) развитие традиционных русских промыслов.

Большое значение русские националисты придают идеологической и воспитательной функциям государства. В. Осипов полагает: «самая главная, первоочередная задача национальной

власти - воспитание народа и особенно

20

детей и подростков» .

Важная роль отводится Русской Православной Церкви, которая должна взять на себя часть идеологической

русской прозы) // Россия реформирующаяся: Ежегодник -2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С.260-261.

19Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред.А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова - М.: Яуза-пресс, 2007. - С.260-263.

20 Осипов В.Н.. Корень нации. Записки русофила. - М.: Алгоритм, 2012. С.578.

функции государства и, кроме того, стать элементом в механизме государства. «Русская Доктрина провозглашает несомненным условием будущего возрождения и усиления России - союз государства с Церковью Государство должно подхватить инициативу Церкви на духовную, моральную и политическую консолидацию народа21. Аналогичным образом, Е. Холмогоров указывает, что не мыслит русское государство без православной церкви, а подлинное осуществление политического православия возможно на основе восстановления симфонии, - традиционного

эсхатологического союза между Церковью и государством. «Политическое православие ставит своей целью приобретение государственной власти через согласование долгосрочных

стратегий ортодоксальной Церкви и

22

сильного государства» .

Наряду с этим, в механизме государства должны быть органы, которые обеспечивают реализацию прав русских людей. А. Севастьянова предлагает создать Общественно-государственный Комитет по проблемам русского народа при Президенте России и при этом Комитете -Чрезвычайную государственную

комиссию по расследованию фактов геноцида русского народа и преодолению его последствий. В национальных автономиях, согласно проекту

Севастьянова, будут работать Наместники, которые призваны ограничить власть органов национальной автономии, защищать и представлять интересы русского населения и иных коренных народов в автономии, за исключением титульного.

Спецификой некоторых русских националистических концепций являются не только упомянутые выше ксенофобия и шовинизм, но и антисемитизм, выражающийся в предложениях

установить разного рода правовые

23

ограничения для евреев .

В концепции А.Севастьянова Россия представлена как правовое государство. Это понятие используется в трех статьях проекта Конституции Русского Государства, разработанного данным автором. В ст. 9 проекта основными ценностями в России названы русский патриотизм, солидарность, правовое государство.

Обобщая концепции будущего государства современных русских националистов можно выделить несколько существенных аспектов, присущих большинству из них. Выделение русской нации и ее представителей в качестве особых субъектов права. Необходимость преобразования России в русское национальное государство.

Неоднозначность подхода к форме правления. Отрицание национально-территориального федеративного

устройства российского государства. Специфичность отдельных аспектов экономической функции будущего государства. Акцентирование

идеологической функции государства. Подчеркивание важности роли Русской Православной Церкви. Ксенофобия, шовинизм и антисемитизм.

21 Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред.А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова - М.: Яуза-пресс, 2007. С.119.

22 Холмогоров Е.С. Русский будущего. - М., 2005. С.440.

проект: Реставрация

См.: Севастьянов A.B. «Россия для русских». Третья сила: русский национализм на авансцене истории. М.: Книжный мир, 2006. С.188.; Миронов Б. Русские. Последний рубеж . - М.: Алгоритм, 2009. С.53-56; Беляев М. «Концепция Национального Государства» (сайт www.milogiya2007.ra/riisnazl.htm).

те

г Ж

Пристатейный библиографический список:

1. Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России / С.Беликов. - М., Алгоритм, 2012.

2. Беляев М. «Концепция Национального Государства» <www.milogiva2007.ru/rusnazl,ht т>- (30.05.2013).

3. Исаев Б.А., Баранов H.A. Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. - СПб.: Питер, 2012.

4. Косов Е. Быть русским. Русский национализм - разговор о главном / Евгений Косов.-М.: Зебра Е, 2005.

5. Ларионов В. Православная Монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. - М.: Издатель Быстров, 2007.

6. Миронов Б. Русские. Последний рубеж. -М.: Алгоритм, 2009.

7. Осипов В.Н.. Корень нации. Записки русофила. - М.: Алгоритм, 2012.

8. Паин Э.А. Об особенностях современного русского национализма (по материалам

А.Е. Епифанов., П.В. Абрамов

анализа современной русской прозы) // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006.

9. Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред.А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. -М.: Яуза-пресс, 2007.

10. Самоваров A.B. Нужно ли нам возвращаться в СССР? Русский п| ' -Александр Самоваров. - М.: Яуза-праес,, 1009.

11. Севастьянов A.B. «Россия диь\ц£еских». Третья сила: русский национализм на авансцене истории. - М.: Кни'/^miif мир. 2006.

12. Соловей Несостоявшаяся смыслы русского Астрель, 2011.

13. Холмог, Реставрацм

Т.Д.,

реве Г тчм; национали;

вей ВД. Исторические изма. - М. ACT,

Е.С. Русский проект: го. М„ 2005.

— отозвана/retracted 06.09.2019

Я СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЖМЫХ СТРАНАХ

ИЗ ОПЫТА ПОСТ

В статье рассматриваются вопросы правового режима социального государства, его основные признаки с унятом того, как они отражаются в законодательстве ряда зарубежных стран. В работе ос^рдектвлен анализ фактической стороны реализации этих признаков на практике. Анализипунятся положения законодательства зарубежных стран и закрепление в нем двух прии1^ипшГсоциального государства - достойной жизни и свободного развития человека. Авто|Ойсследует вопрос о возможности решения проблемы традиционного подхода ог делению социального государства через конкретное содержание его признамов. >

^^Кй1вчевые слова: социальное государство; правовой режим, социальная политика; онодительство зарубежных стран; региональное законодательство; полномочия; компетенция; гфЛбрвая основа; модель социального государства; принципы социального государства.

A. Ye. Yepifanov., P. V. Abramov

FROM THE EXPERIENCE OF SOCIAL WELFARE STATE FORMATION IN THE FOREIGN COUNTRIES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.