Научная статья на тему 'Концепт «Знакомство» в сюжетах семейного родословия'

Концепт «Знакомство» в сюжетах семейного родословия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
324
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДОСЛОВНЫЕ / КОНЦЕПТ / НАРРАТИВ / ФРАЗЕОЛОГИЗМ / ЭПИТЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафонова А. А.

На материале текстов семейных родословных выявляются закономерности репрезентации концепта «знакомство», весьма частотного в текстах повествования о судьбах семьи. Исследуются лексемы, фразеологизмы, а также средства усиления экспрессии повествования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Знакомство» в сюжетах семейного родословия»

УДК 811.114

КОНЦЕПТ «ЗНАКОМСТВО» В СЮЖЕТАХ СЕМЕЙНОГО РОДОСЛОВИЯ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

А. А. Сафонова

На материале текстов семейных родословных выявляются закономерности репрезентации концепта «знакомство», весьма частотного в текстах повествования о судьбах семьи. Исследуются лексемы, фразеологизмы, а также средства усиления экспрессии повествования.

e-mail:

safonova@bsu.edu.ru

Ключевые слова: родословные, концепт, нарратив, фразеологизм, эпитет.

В современной лингвистике терминологическое понятие «нарратив» получает всё большее распространение.

Достаточно часто термин «нарратив» употребляют в качестве едва ли не абсолютного синонима к слову «повествование», совмещающему в себе свойства и термина, и обычного слова обиходного языка и потому нуждающемуся в дополнительной терминологизации. Однако в исследованиях медиадискурса, весьма активизировавшихся за последнее десятилетие, нарратив трактуется иначе, нежели «повествование», более расширительно. «Все медиа-политические тексты имеют нарративную основу» [1, с. 128]. А. Г. Кирилов подчёркивает, что периферийный жанр политического нарратива «разговоры о политике» реализует функцию сублимации социальной агрессии и функцию регулирования [2].

В своей статье «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы» Й. Брокмейер, Р. Харре пишут, что, в сущности, именно понятие нарратива было обобщено и расширено и в то же время специфицировано в широком спектре вопросов, которые включают исследование способов, посредством которых мы организуем нашу память, намерения, жизненные истории, идеи нашей «самости» или «персональной идентичности» [3].

В своём исследовании мы будем придерживаться устоявшейся трактовки нарратива как повествования, традиционно противопоставленного другим типам текста: описанию и рассуждению.

Материал семейных родословных открывает широкий простор для изучения нарративов, однако и здесь необходимы ограничения и исследовательские концептуальные предпочтения. Наша гипотеза состоит в том, что в жанре семейных родословных нарративный потенциал раскрывается посредством специфических концептов, одним из которых является концепт «знакомство».

Исследуемый материал, то есть тексты свободных сочинений на тему «История моей семьи», позволяет охватить весьма широкий временной пласт.

Микронарративы или «биографемы», как их называет В. К. Харченко в своем «Словаре богатств русского языка» [4], в той или иной форме содержат репрезентанты концепта «знакомство». Этот аспект мы находим жанрообразующим и весьма важным для изучения по той причине, что, как правило, именно с ним связана сама родословная, он является главным толчком в развитии сюжета, новым витком для продолжения повествования. Случаи, в которых репрезентируется концепт «знакомство», мы разбили на несколько групп, сформированных на основе различий между поколениями: текстовая реализация концепта «знакомство» применительно к поколению а) прабабушек-прадедушек; б) бабушек-дедушек; в) родителей, г) детей (непосредственных авторов текстов родословия).

Итак, к вынужденно первой группе микронарративов (в основной массе работ биографемы более древних поколений не зафиксированы!) мы отнесем случаи упо-

требления концепта «знакомство» на примере четвёртого поколения. Это прабабушки и прадедушки повествователя. Приведём яркий пример описания знакомства и сюжетного продолжения судьбы героини.

Так на одном из знатных балов - старшая сестра Ольга Леонтьевна, познакомилась с гусаром, у них был роман. Но к несчастью тогда нельзя было девушке идти против воли отца. Они собирались пожениться, но отец Ольги - Леонтий Михайлович не дал согласия, так как Ольга уже была жалована другому боярину. И Ольга - повторив судьбу героини Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» - не смогла пережить разлуку с любимым человеком - оборвала свою жизнь (Е. В. Иващененко).

В текстах семейного родословия практически всегда указывается, где и при каких обстоятельствах познакомились прадедушка и прабабушка автора сочинения.

Раскрытие, развёртывание концепта знакомства по отношению к четвёртому поколению - явление не частое, но, если говорить о представленности и насыщенности содержания, то такие микронарративы, напротив, выступают как наиболее красочные и развернутые. Описание знакомства мы называем микронарративом, поскольку сама по себе история рода уже может быть истолкована, интерпретирована как нарратив. В определённой мере термины «нарратив» и «микронарратив» весьма условны, однако применительно к исследуемому жанру друг с другом они хорошо коррелируют.

Далее, следуя принятой иерархии, идут «знакомства» бабушек и дедушек. Это наиболее широкая по наполнению группа микронарративов. Как показал материал, описаний знакомства представителей 3-го поколения едва ли не больше, нежели представителей 2-го родительского поколения.

Например, очень ярко отложились в моей памяти воспоминания бабушки о зимних каникулах во время масленицы. В центре деревни собирались все местные жители от мала до велика. Катались на тройках, ели блины, устраивали пляски под аккомпанемент гармони. Самым интересным занятием было катание на санях с большой снежной горы. На одном из таких гуляний и познакомилась моя бабушка со своим будущим мужем. Встречались некоторое время, а затем была свадьба, шумная и веселая. Жених приехал на тройке, украшенной лентами и бубенцами. Невесту нарядили в русский убор, состоящий из юбки, кофты, завески (подобие кухонного фартука), расшитой узорами, и головного убора (Т. Н. Пальникова).

Бабушка с дедушкой встретились в клубе, на танцах и полюбили друг друга (В. В. Капустина).

Василий жил в деревне, а в 53 году туда приехала Егулемова Нина Яковлевна, они познакомились и поженились 30 апреля 54 года, и прожили ровно 50 лет вместе. У Василия и у Нины родилось четверо детей, третьим ребенком стала моя мама (А. Стародубцев).

Как мы видим, концепт «знакомство» подчас ограничен в микронарративах одной-единственной фразой. Концепт «знакомство» в своих типовых репрезентантах пересекается с концептом «встреча»: познакомилась = встретилась, иногда используется фразеологизм «встретил(а) свою судьбу (свою половинку)».

После смерти любимого брата она (бабушка) уехала работать в город Харьков. Там жила на квартире с хозяйкой, где и встретила свою судьбу. Это был красивый молодой человек по имени Виктор, который после долгих ухаживаний стал ее мужем (И. Маслова).

В текстах встречается удачное использование приёма перифразы, как в следующем отрывке: «решил играть для неё одной».

[Иван Кузьмич] ...познакомился с 16-летней продавщицей сельпо Зиной Ко-зеевой, уж больно хорошо она отплясывала ««<сибиряночку» на танцах, где Иван

Кузьмич играл на гармони. Решил играть для нее одной. Всю жизнь они прошли вместе (И. В. Иванцов).

Нередко авторы родословных ограничиваются одной констатацией факта состоявшегося знакомства, как в следующем фрагменте из текста:

Мама по распределению попала в с. Штабное, где сейчас работает директором музыкальной школы; здесь же она познакомилась с моим папой (Т. А. Ишкова).

Дедушка - ветеран ВОВ. Бабушка ветеран труда. Они познакомились после войны. Когда поженились, их имуществом были 2 тарелки, две ложки и разваленный сарай (А. В. Севостьянова).

К третьей группе мы отнесем биографемы, которые связаны со знакомством родителей самого нарратора.

По эмоциональной насыщенности данные микронарративы самые «душевные», «одухотворенные». В них наиболее ярко воплощено отношение повествователя к произошедшему событию, потому что именно оно положило начало новой семье и, как следствие, новой жизни. Именно в биографемах третьей группы наблюдается. некоторое замедление повествования, прорисовка самого сценария знакомства с традиционной экспозицией: в один прекрасный день, в один из вечеров...

По законам неспешного повествования сначала будущий родственник репрезентируется в тексте без имени: Это был красивый молодой человек по имени Виктор; вошли двое молодых людей... одного из знакомых звали Миша.

Так в один из вечеров мама с подругой возвращалась с работы в студенческое общежитие. На остановке в трамвай вошли двое молодых людей, которые оказались знакомыми подруги. Они поздоровались, и подруга представила маме своих друзей. Одного из знакомых звали Миша, он в тот же вечер пригласил маму в кино. Оказалось, что они учатся в одном институте, только на разных факультетах. Вот так банально познакомились мои родители (О. М. Маснева).

Обращает на себя внимание итоговая фраза: Вот так банально познакомились мои родители. Концепт «знакомство» заведомо предполагает некоторую событийность, интригующую случайность, запомнившуюся деталь, автор текста наречным эпитетом «банально» парадоксально подчёркивает заведомую значимость речевого акта знакомства. Разумеется, далеко не каждое знакомство завершается браком и рождением детей, которые про это знакомство расскажут и/или напишут. Речь идёт об особом знакомстве - преамбуле создания новой семьи.

Мои родители познакомились в клубе. Мама с подругами пришли потанцевать, а папа с друзьями ушли в самоволку. На один из медленных танцев Иван пригласил Татьяну. Так и началось их знакомство, постепенно переросшее в дружбу и любовь (И. И. Мясоедова).

В. К. Харченко пишет о том, что жанр семейных родословных отражает сюжетику «счастливого случая». «В плане исследования взаимосвязи языка и сюжета на материале семейных родословных важно констатировать те участки проблемы взаимосвязи, которых «стыдится» серьезная литература и которые защищает, на которых строится массовая литература. Это счастливые совпадения, «сон в руку», стандартное описание внешности членов семьи, идеализированная оценка характера, хотя при этом в текстах сочинений не скрываются и некоторые недостатки «персонажей», впрочем, не минусы, а плюсы играют ведущую роль в развитии «сюжета семьи» [5, с. 249].

Рассказ о счастливом случае, познакомившем родителей, не редкость в текстах семейного родословия.

Именно в этот год и произошло знакомство отца с мамой. Помог случай. Однажды она приехала к своей подруге детства в Казачью лисицу, которая там проживала будучи замужем. По воле случая она (подруга мамы) жила по соседству с Иваном Николаевичем. Так однажды в шутку они их познакомили и предложили

им пожениться. Никто даже и не подумал, что так и получится. Уже через месяц мои родители расписались (И. И. Агаркова).

Нередки и более сухие микронарративные тексты в каждой из выделенных нами групп. Из таких микронарративов мы можем вычленить подчас лишь время или место знакомства, например:

В 1962 году папа приехал в город Душанбе, где и познакомился с моей мамой, там же окончил политехнический институт и работал на заводе (Т. Г. Кандаурова).

Когда мама закончила педагогическое училище ее направили на практику в п. Уразовский, где она и познакомилась с папой. Они поженились и остались жить там (А. В. Севостьянова).

В городе Строитель она (мажа) познакомилась с отцом, они поженились и родилась я, Матвеева Ольга Александровна (О. А. Матвеева).

Она (бабушка) окончила торгово-кулинарное училище и стала работать в столовой в Купянске, по распределению. Там она и познакомилась с моим будущим дедушкой (А. П. Подольная).

Дедушка Иван Иванович Гориславец родился на Украине и жил в городе Кременчуге. С бабушкой Зинаидой Федоровной Дурневой он познакомился «на целине», куда они оба приехали на заработки (Ю. Бабенкова).

Мой дедушка сверхурочно служил на Дальнем Востоке, в г. Свободный старшиной роты. В это время моя бабушка работала телефонисткой в воинской части. Здесь они познакомились и поженились (Д. Проскурин).

В 16 лет Мария Стефановна решила, что она уже в состоянии зарабатывать денег побольше и уехала в Ленинград на добычу торфа. Приехав обратно на родину, она познакомилась с будущим мужем - Посоховым Дмитрием Федоровичем (Л. Ирхина).

Достигнув 22 лет, встретилась с одним парнем, он любил петь и танцевать, был очень красив. Этого парня звали Иваном. Он является моим прадедом. У них родился сын, то есть мой дедушка Василий. Все были счастливы, но война в 1942 году все разрушила (Н. М. Профир).

Иван работал в Харькове на железной дороге и там познакомился с девушкой Татьяной (впоследствии мать моей бабушки) (А. П. Подольная).

Также в текстах сочинений на тему «История моей семьи» можно встретить концепт «знакомство», который проецируется непосредственно на повествователя.

В свое время мне тоже пришла пора встретить спутника жизни, стать матерью, но мне так уютно оставаться любимой дочерью. Хочется верить, что это и есть счастье, которое было, есть и будет (О. М. Семушкина).

В данном примере концепт «знакомство» репрезентируется посредством фразеологического оборота «встретить спутника жизни». Такого рода репрезентации встречаются нередко. Все они в той ли иной форме представляют «знакомственные» аспекты: трудно устоять, влюбиться с первого взгляда, хватает ее в охапку и т.п.

Однажды Павел Васильевич Садилов собрался ехать в семью Казанцевых сватать себе в жены старшую дочь Марию, но, заехав во двор, увидел младшенькую Варвару, влюбился с первого взгляда, посадил ее в сани и увез к себе домой без благословения родителей (Н. В. Ким). Только после Великой Отечественной войны он встретил свою судьбу, которая стала матерью его дочерям и родила ему еще трех сыновей (Г. Курдюкова).

Но не только фразеологизмами насыщены биографемы, связанные с первой встречей. Немаловажную роль в таких сюжетах играют тропы: эпитеты, перифразы, которые, как правило, используются при описании непосредственных родственников повествователя, близких людей, родителей или бабушек: милое рыжее создание, видный высокий парень, на вороном коне, очаровательная женщина, молодой красивый юноша и т. д.

Как-то приехав в очередной отпуск, во время службы, зашел к своему давнему другу. Там он встретил милое рыжее создание, его младшую сестру, и влюбился в нее. Так как он был парень видный, высокий, с копной темных волос, устоять было трудно. Они полюбили друг друга и решили пожениться (Е. В. Вашурина).

Если говорить о сюжетике рассматриваемых микронарративов, то наиболее развернутые биографемы связаны с неожиданными или неординарными событиями или поступками.

И вот под первомайские праздники моя бабушка на велосипеде поехала к своей сестре в гости. Здесь и увидел ее и влюбился с первого взгляда только что демобилизованный солдат Алеша. Они провели вместе два вечера, а третьего мая бабушке надо было возвращаться домой. Дедушке никак не хотелось отпускать девушку домой, и он накануне вечером проколол шины на ее велосипеде. Через две недели на хутор приехали сваты, а первого июня была веселая свадьба.

Концепт «знакомство» в свою очередь тесно переплетается с концептом «праздник», так как зачастую либо само знакомство связано с каким-либо торжеством, случилось, произошло в какой-либо праздничный день, либо оно заканчивается, «логически» завершается свадьбой. Это могут быть и Рождественские праздники, и новогодняя ночь, и первомайские праздники, или чье-либо бракосочетание.

Однажды на Рождество пошла вся молодёжь на колядки. Они взяли с собой пятиконечную звезду, сделанную из толстой бумаги. В середину звезды устанавливали свечу, и когда их приглашали в дом, они вертели звездой, и было очень красивое зрелище. В сопровождение этого обряда звучали очень красивые, мелодичные песни. И вот однажды приходят они в дом, где живёт Афанасий со своей матерью Устиной. Муж её, то есть мой дедушка по отцу, погиб на гражданской войне. Афанасий как увидел мою бабушку Дусю среди молодых девушек, сразу понял, что если эта девушка споёт сама колядку, то он им даст пять рублей. В то время это были большие деньги. И её, конечно, заставили спеть. После этого случая через неделю пришёл дедушка Афанасий свататься к бабушке Дусе.

В новогоднюю ночь (1984 г.), прогуливаясь по городу, отец увидел симпатичную девушку, которая смеясь, подбежала и спросила его имя. Как оказалось позже, она с подругами гадала. Гадая, она должна была спросить имя у первого мужчины, которого встретит в новом году. ««Так и будут звать твоего мужа»,-сказали ей подружки. Но они не знали, что мама влюбится именно в этого мужчину. В августе 1984 состоялось бракосочетание моих родителей (К. В. Алексеева).

1928 г. Михайлов день. Дмитрий собирается в д. Котусельгу на праздник. Довольно холодно, поэтому он надевает тулуп. До этого он всего один раз видел девушку Анну на празднике в д. Сона, и пригласил тогда ее на танец. В деревне он подъезжает к ее дому. В это время она подметает пол, и когда подходит к дверям, Дмитрий хватает ее в охапку, сажает в сани и везет домой. Поехали в Саригору, Дмитрий заходит в дом и говорит матери: ««<Я женился». Ольга Осиповна отвечает: ««<Раз женился, то веди жену в дом». В маленькой деревенской часовенке влюбленных обвенчали (А. Стародубцев).

На свадьбе Натальи и Сергея, в апреле 1988 года, познакомились мои родители. Они встречались год после чего папа, Капустин Валерий, сделал маме предложение стать его женой (В. В. Капустина).

Биографемы, репрезентирующие концепт «знакомство» представляют собой одно из многих проявления нарративного потенциала. Наиболее частотно в текстах семейного родословия концепт «знакомство» репрезентируется на базе второго и третьего поколений, т. е. родителей повествователя и предыдущего поколения.

Мой папа встретил маму в Прохоровке. Тогда он работал в милиции, а мама там снимала квартиру и была на практике после учебы. Через год они поженились, потом родилась я, а через два года моя сестра (О. Бабичева).

Бабушка была первая и единственная дочь в семье. Родители ее хотели, чтобы у нее бал суженый с такой семьи как и она. Но получилось все иначе, ее отец ушел на войну. А девушка в то время ходила на танцы и повстречалась там с дедушкой. Дедушка был не из богатой семьи, поэтому мама ее была против их встреч. Но бабушка ее не удержала, и ее дочь вышла замуж (Т. И. Кравченко).

Работала мама ревизором, а в то время ревизоров посылали на ревизии по всем магазинам Новооскольского района. Моя мама попала на ревизию к моему папе, и так вот они познакомились (Т. И. Кравченко).

В двадцать восемь лет дедушка встретил свою единственную любовь, бабушку Александру. Она была красивой женщиной, у нее были густые длинные волосы, прямой греческий нос и темно-карие глаза (А. А. Полякова).

Как правило, повествователь отсылает нас к одному из родственников и его субъективным воспоминаниям о событии знакомства, это может быть как бабушка, так и мама.

Она (бабушка) мне рассказывала, как увидела первый раз деда. Он буквально влетел на колхозный двор на вороном коне, с ППШа на груди, мгновенно очаровав бабушку (Г.Л. Жилкин). Еще ученицей школы она приметила себе в мужья одного парня. В конце 8о-х Степанченко Наталья проводила Леонова Сергея в армию. В l99l году 29 мая эта молодая пара зарегистрировала свой брак в Стригуновском зале бракосочетаний (С. Леонова).

Нередки, однако, случаи, когда ярко выражено субъективное начало самого нарратора, через призму видения которого, мы узнаем о произошедшем. Отсюда вытекают оценочные характеристики повествователя.

Маме шел зз год, когда она приехала в гости к своей подруге Наде, в Москву. С которой, в то время, дружил папа (Николай Васильевич). В жизни мамы уже имели место многочисленные увлечения и ошибки. Однако папа увидел в ней не легкомысленную, любящую путешествовать девушку, а очаровательную женщину, покорившую воображение отца. С первой встречи в гостях у тети Нади они виделись каждый день, после отъезда мамы переписывались. Через два месяца они поженились (А. Н. Голобородько).

Мама была красивой девушкой с длинными волосами и очаровательными большими глазами. А папа молодой, красивый, высокий в де-сантской форме, только что пришедший из армии юноша. Они встретились, познакомились, влюбились, поженились (С. А. Мякотин).

Концепт «знакомство» может быть репрезентираван в тексте одной родословной сразу на примере нескольких поколений одной семьи.

Особенно интересна женитьба моего прадеда Дмитрия Ивановича (і904-і9з7). і928 г. Михайлов день. Дмитрий собирается в д. Котусельгу на праздник. Довольно холодно, поэтому он надевает тулуп. До этого он всего один раз видел девушку Анну на празднике в д.Сона, и пригласил тогда ее на танец. В деревне он подъезжает к ее дому. В это время она подметает пол, и когда подходит к дверям, Дмитрий хватает ее в охапку, сажает в сани и везет домой (А. Стародубцев).

Василий жил в деревне, а в 5з году туда приехала Егулемова Нина Яковлевна, они познакомились и поженились зо апреля 54 года, и прожили ровно 50 лет вместе. У Василия и у Нины родилось четверо детей, третьим ребенком стала моя мама (А. Стародубцев).

В данном примере, как мы видим, репрезентируется концепт «знакомство» на примере прадеда и деда, т.е. двух поколений семьи Стародубцевых.

Все микронарративы связанные с концептом «знакомство» несут на себе позитивное начало, связанное с любовью, свадьбой, рождением новой семьи. Данный вывод вытекает из самого жанра семейного родословия, в котором концепт «знакомство»

возникает не как случайный эпизод, а только в связи с продолжением рода, с появлением нового поколения, новой ветви рода.

Придерживаясь традиционной трактовки нарратива, в ходе нашего исследования мы выявили четыре группы микронарративов, в которых репрезентируется концепт «знакомство». Данный концепт не локализуется сам в себе, а тесно взаимодействует с другими концептами, такими как «встреча», «праздник». Исследуемый материал обнаружил ряд ярких примеров, в которые повествователь органично вплетает тропы и перифразы. Концепт «знакомство» характеризуется в жанре семейного родословия и специфическими фразеологизмами, весьма свойственными повествованиям такого рода.

В результате анализа репрезентантов концепта можно сделать вывод о том, что концепт «знакомство» весьма свойственен нарративному пространству текстов семейного родословия и входит в группу базовых концептов.

Список литературы

1. Марьянчик В. А. Аксиологическая структура медиа-политического дискурса (лингвостилистический эффект): Дис. ... д-ра филол.наук. . - Архангельск, 2013. - 382 с.

2. Кириллов А. Г. Политический нарратив: структура и прагматика (на материале современной англоязычной прессы): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Самара, 2007. - 23 с.

3. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии,2000 - № 3. - С. 29 - 42.

4. Харченко В. К. Словарь богатств русского языка. Редкие слова, метафоры, афоризмы, цитаты, биографемы: В 2-х томах. - Т.1. - М. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.- 305 с.

5. Харченко В. К. Прагматика сюжета в жанре семейных родословных // Лингвистические и методические основы филологической подготовки учителя-словесника: Материалы международной научно-методической конференции. - Т. II. - Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2005. - С. 249 - 252.

CONCEPT "ACQUAINTANCE" IN THE PLOTS OF GENEALOGY

Belgorod National Research University

A. A. Safonova

The patterns of representation of the concept "acquaintance" in the texts of genealogy are discussed in the paper. This concept is very frequent in the texts of family' genealogy. Lexemes, phraseological units as well as the resources of intensification in the expression of narrative are studied.

e-mail:

safonova@bsu.edu.ru

Keywords: genealogy, concept, narrative, phraseological unit, epithet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.