Научная статья на тему '«Сердце обретает пищу. » (речевая деятельность при изучении родословной на уроках риторики)'

«Сердце обретает пищу. » (речевая деятельность при изучении родословной на уроках риторики) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сердце обретает пищу. » (речевая деятельность при изучении родословной на уроках риторики)»

ИДЕТ УРОК

М.Э. Исхакова

«СЕРДЦЕ ОБРЕТАЕТ ПИЩУ...»

(Речевая деятельность при изучении родословной на уроках риторики).

Причиной возникновения идеи использовать знания учеников о своей семье на уроках риторики стал банальный факт: старшеклассники не умели связно излагать свои мысли ни в устной, ни в письменной форме, боялись высказывать свое мнение, да просто и не могли выстроить собственное высказывание.

Пришлось искать такую форму работы, при которой ученик выстраивал собственное авторское речевое сообщение (устное и письменное) с целью познакомить слушателей (одноклассников) с интересным для него и для них материалом, с тем, что увлекло его самого и стало предметом собственного исследования.

Небольшой по объему курс практической генеалогии в программе по риторике приобретает надпредметный характер, так как может быть использован в цикле предметов самых разных: филология, история, естествознание. Я выстраивала все занятия так, чтобы наш разговор о семье имел продолжение на уроках литературы.

Первое занятие «Наука о родстве» мы начали с истоков общих - с родословной A.C. Пушкина. И эпиграфом к уроку стали слова поэта: « Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Родословное древо Пушкина в виде уникальной схемы, созданной на базе данных компьютерной системы «Русская генеалогия» производит огромное впечатление на всех. Но надо отдавать себе отчет, что вряд ли в обычной екатеринбургской школе найдутся потомки знаменитых дворянских российских родов. A в схеме «Предки Пушкина» выделены лица, канонизированные Русской Православной Церковью; ряд прямых предков поэта - русские великие князья и княгини. За самой краткой линией предков Александра Сергеевича - Г аннибалов - африканские владетельные князьки. Комментируя таблицу, я делала акцент на отношении самого Пушкина к своей родословной. Он всегда гордился не столько древностью и знатностью своего рода, сколько независимостью, честью, воинской доблестью своих предков.

«...Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них» - это строка из письма

М.Э. Исхакова - учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Екатерибурга

Пушкина Бенкендорфу по поводу публикации стихотворения «Моя родословная». Это стихотворение есть у каждого ученика на заранее приготовленном листе, где напечатано в сокращении и пушкинское «Начало новой автобиографии». На этом уроке записываем определение автобиографии как жанра, ее основную коммуникативную цель, акцентируя внимание на том, что сейчас нас интересует не «анкетное « изложение собственной жизни, а рассказ о «себе во времени», ведь человек устроен как звено в непрерывной цепи, протянутой из прошлого в будущее. Я советую своим ученикам при создании собственного автобиографического повествования не пренебрегать «ненужными», на первый взгляд, подробностями из воспоминаний их родственников. Привожу пример из собственного опыта: неожиданно вспомнившаяся моей мамой подробность о том, что ее прадед был управляющим имением под Пензой, привела меня в Пензенский архив, где я нашла массу документов о своих предках, начиная с 1641 года.

Предлагаемая на уроке родословная великого поэта - это схема восходящего родства. В генеалогии разработана общая методика составления родословных росписей и таблиц. При составлении истории рода восходящее родословие является первоначальным, когда запись поколений начинаешь с себя, идешь постепенно от известного к неизвестному. Я знакомлю учеников с двумя видами схем: в восходящее мужское родословие записываются только прямые предки-мужчины, если же эту схему дополнить именами жен, сестер, братьев, такая родословная таблица станет смешанной восходящей.

Предлагая задания, связанные с изучением истории рода, учитель всегда должен отдавать себе отчет, что, с одной стороны, этим может заниматься каждый, у кого возникло желание понять, откуда корни его рода, но, с другой стороны, надо помнить, что собиранием сведений о различных родах, составлением родословий занимается специальная историческая наука ГЕНЕАЛОГИЯ. Без знания основ этой науки любительские занятия не уйдут дальше неправильно составленных родословных. Даже семейная история должна быть обоснованной и оформленной по законам науки генеалогии.

После первого занятия я предлагаю школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть изображение восходящего родословия, составленного по памяти живых членов рода, или запись своей семейной легенды, или запись беседы с кем-то из старших членов семьи, или анализ семейного архива. Чаще всего такой поиск ведется своим самобытным методом, но есть закономерности родоведческого поиска, нарушать которые нельзя. Ориентиры, общие для каждого поиска, я оформила в виде советов начинающему генеалогу, которые вывесила в кабинете. Сюда была включена памятка по работе с семейными документами, образец первичной анкеты члена рода, перечень косвенных источников генеалогической информации и т. д.

Такое домашнее задание большинством учеников было встречено с энтузиазмом. Сроки выполнения его я не ограничивала, но уже к следующему занятию почти у всех были готовы графически оформленные генеалогические таблицы, и по ним я давала индивидуальные консультации. Конечно, меня прежде всего интересовал комментарий к этим таблицам, ведь цель заданий

- самостоятельное порождение текста с учетом авторской целеустановки. Имея высокий креативный потенциал, эти задания способствуют раскрепощению языковой личности, поискам адекватных путей риторического самовыражения. Да, бывают и такие ситуации, когда ученик по тем или иным причинам не может заняться изучением своего рода. Я предложила желающим подобное исследование произвести на литературном материале - воссоздать генеалогические древа семей Кирсановых и Базаровых.

Конкретно ко второму занятию задание было несложным: подготовить сообщение по одному из предложенных к теме вопросов или коснуться в своем рассказе каждого. Наш урок назывался «Тайна имени», эпиграфом к нему звучали слова Гомера: «В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает...»

Вопросы к уроку звучали так: «Что ты знаешь о своем имени?», «Как выбирали твое имя?», «Что ты можешь сказать о происхождении своей фамилии?». Во время такого занятия естественная речевая ситуация возникает легко. Но чтобы беседа не превратилась в заурядный обмен сведениями, почерпнутыми в сомнительных источниках, вводятся понятия ономастика, «мирские» имена, календарные крестные имена, новые имена. Некоторые ученики принесли с собой книги, которые помогли им в их поиске. Я же познакомила их с самой необходимой литературой для открытия тайны происхождения их фамилий. Ведь именно фамилия - наследственное

имя семьи, нередко скрывающее загадки генеалогического древа. Для уральцев особенно интересны следующие издания: «Уральская родословная книга. Крестьянские фамилии» и А.Г. Мосин. «Уральские фамилии. Материалы для словаря». Но я уже знала, что предки большинства моих учеников приехали на Урал из самых разных уголков бывшего Советского Союза. Поэтому предложила им воспользоваться другими книгами: А.В.Никонов «Словарь русских фамилий», Л.Успенский «Ты и твое имя». Таким образом, предварительные знания школьников, почерпнутые из разных источников, используются для познания и раскрытия нового. На уроке формируется умение соотносить витагенную информацию и научную.

В беседе выяснилось, что многие девочки были названы в честь своих прабабушек. А что они знают об их судьбах? Этот вопрос мы добавили к заданию по составлению родословной. Затем я показывала ученикам свою родословную схему, фотографии из семейного архива и рассказывала о своей прабабушке, стараясь излагать факты частной жизни так, чтобы у моих слушателей появилось ощущение истории, чтобы они начинали понимать: генеалогия имеет отдель-

ный этический ход к человеческой душе, она заставляет вспоминать о традициях фамильной чести, учит любить родных за то, что они родные, помогать им, отвечать за то, что они родственники. Подсчитать «своих» - это как бы ощутить и масштаб собственной личности, почувствовать себя их представителем. Не одиночкой и отщепенцем, а частицей людей, с которыми нельзя ни ослаблять, ни тем более обрывать связь.

В конце урока ставится вопрос: а как же писатель выбирает имена для своих героев? Тем ученикам, которые не занимаются историей своей семьи, дается задание из книги Льва Успенского. По именам людей нужно примерно представить, что за пьеса перед ними и кого именно изобразил автор. Конечно, сами занятия и задания могут показаться излишне простыми для десятиклассников. Но хочу напомнить, в этот момент я работала с подростками, имеющими низкий уровень информированности, и моей главной задачей было пробудить интерес учащихся к литературному материалу, который использовался бы ими для собственной речевой деятельности. Мне было важно создать ситуацию успеха, побудить своих учеников к творческой деятельности. Подобные занятия, возможно, в дальнейшем я буду проводить с детьми помладше. Возможен и вариант выбора более сложных заданий для старшеклассников.

На третьем занятии мы слушаем семейные легенды и истории, оценивая нормативность и выразительность речи рассказчика. С этими по-

нятиями ученики познакомились на предыдущих уроках риторики. Занятия по основам родословия идут не подряд, ведь материал, предлагаемый для использования на них, собирается не быстро и предполагает серьезную консультацию с учителем. Ученики, которые не смогли к этому уроку самостоятельно подготовить соответствующий теме материал, знакомятся со статьями из сборников Уральского генеалогического общества, выходящих под общим названием «Сплетались времена, сплетались страны», и выбирают оттуда самые интересные для пересказа сюжеты. Например, о том, как ветви немецкого рода Кантов дотянулись до Урала. Потомок представителя немецкой классической философии Владимир Федорович Фидлер был главным инженером на строительстве Уралмаша.

На этом же уроке мы знакомимся с терминологией кровного родства и книгой, посвященной устройству русской семьи, - «Домострой». Мы часто соотносим это название с героями пьес Островского, чаще всего с Кабанихой. А ведь этот литературный памятник имеет в своем основании три ипостаси: духовное строительство, строительство взаимоотношений между членами семьи и экономическое строительство. И так же, как в древних русских литературных памятниках, первая глава «Домостроя» - это «Наставление отца сыну». После этого разговора на дом дается письменное задание «Всегда ли правы отцы» (на примере двух или более произведений, в которых явно звучат отцовские наставления).

Следующие занятия объединены одной темой: «Наши родословные росписи», но форма их проведения самая разнообразная. Это и урок-доклад, который подготовила ученица, собравшая обширнейший материал по истории своего рода, сумевшая связать факты частной жизни с фактами жизни страны. Это урок под названием «Путеводитель по архивам», его подготовила ученица, которая готовилась поступать на исторический факультет. Был проведен урок-выставка, где рассматривалось несколько родословных схем; они были не очень обширные, но на них мы еще раз наглядно увидели, как много среди нас не коренных уральцев, как часты смешанные (по национальности) браки, как отражаются исторические события на жизни семьи. При подготовке к выступлению в аудитории докладчики должны были тщательно продумать вступление, средства, активизирующие внимание слушателей, обороты, с помощью которых выступающий как бы вовлекает слушателей в процесс восприятия. Композиционно выстроить рассказ о проведенных исследованиях помогала ученикам сама родословная схема, играющая в данном случае роль опорной схемы. В предварительно составленной памятке «Что нужно для

хорошего выступления» мы отмечали, что точно подобранная цитата может стать впечатляющим завершением речи. Почти все ученики в конце выступления цитировали соответствующие теме строчки из стихотворений. Мы услышали стихи М. Цветаевой, Л. Сорокина и многих других.

Наверное, самым интересным стал урок-конкурс на лучшего экскурсовода. Так как речь экскурсовода создается на основе показа экспонатов, важно было не только правильно, но и ярко оформить свою родословную схему, предоставить фотографии, документы, другие наглядные материалы. Жюри оценивало также информативность комментария, правильность речи и умение пользоваться невербальными средствами: жестами, изменением темпа речи, тона, громкости высказывания. В свою экскурсионную речь ученики включали дневниковые записи, письма, портретные характеристики, легенды, исторические и биографические тексты. Таким образом, на уроках риторики создавались ситуации, активизирующие готовность к усвоению законов риторики.

В это же время ученики развивали навыки создания письменного текста. «Я хочу рассказать о семье моей мамы», «История - это мы. Моя семья в годы Великой Отечественной войны» -вот темы, которые помогли моим ученикам научиться свободно выражать свои мысли, ведь они писали об актуальном для них материале, основанном на их жизненном опыте и наблюдении.

Параллельно этому на уроках литературы мы тоже постоянно говорили о семье. Кабановы, Обломовы, Кирсановы, Ростовы - это отцы и дети, которые участвуют в тех исторических событиях, свидетелями которых были и предки сегодняшних школьников. Узнавая что-то из художественного произведения, они тем самым пополняли свое знание о собственном прошлом. Изучение истории своей семьи, по выражению академика Д.С. Лихачева, обостряет в человеке чувство «духовной оседлости». Практикум по изучению истории своей семьи, рода позволяет развить устную и письменную речь учащихся, задав ценностные ориентиры для формирования целостной речевой личности.

Запись беседы ученицы 10 класса Анны С. с прадедушкой Федором Ильичом.

Родился я в Орловской губернии Болховско-го района селе Чернь. Село славилось тем, что там жила помещица Плещеева (это историческая фамилия), зять у нее был кум царя, земельные угодья располагались на большом-большом расстоянии, и на этих площадях выращивали орловских рысаков.

Я прожил в деревне до 1917 года, до дня революции. Мне, конечно, жилось лучше, чем другим крестьянам. Я служил в церкви. Я был настолько богомольным, настолько преданным Богу, что боялся только ему в чем-то не угодить. Я окончил сельско-приходскую школу, сдал экзамен в городе Болхове.

В семнадцатом году революция пришла и в деревню. Крестьяне получили свободу - и давай громить эти барские строения и склады барские и поделили все. Нам достались два бревна и достался молодой жеребеночек породистый. Достался глубокой осенью, а кормить его чем? Сено накосили на барском поле - хватило только маленьким ягненочкам от овечек, а жеребенка чем кормить? Ну, пожил он у нас. Осень наступила, пошел снежок - красавчик породистый скончался.

После этого я пробыл в деревне недолго. Нас восемь человек в семье было: четверо детей ( две сестры, я и брат), был дедушка, была бабушка. Я вижу, что мне в деревне делать нечего, мне надо что-то предпринимать. К счастью, я работал у помещика после церковной службы. Занимался в мастерской. Я научился кузнечному делу: умел ковать лошадей, раздувать меха, топор поправить, лудить самовары - многому был научен. И эта учеба мне пригодилась, когда я ушел из дома, чтобы искать счастья.

Шел из дома до Орла пятьдесят километров, всю дорогу пешком. На середине пути я ослаб, думаю, пойду я вот к этой тете - она вытащила поросятам большой горшок наваренной свеклы. Я подошел к ней: « Милая тетя, пожалейте меня, я второй день уже ничего не ел, ослаб, а иду из Болхова». Она поворчала, но все же достала буряк. Я его взял как дар божий. Поел этой свеклы, ее отблагодарил и пошел дальше.

Наконец добрался до тюрьмы (у входа в город была построена тюрьма) и пошел по улицам Орла. Когда я свернул налево, передо мной открылось зрелище невероятное. Собралась молодежь под лозунгом: «Долой стыд! Да здравствует свобода!» Девушки были полностью голые. Я дошел до булочной. Такой запах из булочной. я обалдел, дышал. солнышко было, тепло было. Сел я на тротуар около входа в булочную, так растомило солнышко меня, что я вроде как потерял сознание, надышался этого приятного запаха из булочной. Лежал я, ноги вытянул, смотрю -ногу кто-то толкает. Я открыл глаза и узнал -дядя Ваня!

Он привел меня к себе на квартиру. Снял все деревенское, дал новую рубаху, портки. Накормили меня, уложили спать. И таким образом я ожил. Устроил меня дядя Ваня на военнохозяйственные курсы. Вот мой путь начался с этого.

Федор Ильич (1902 год рожд.) проживает в Екатеринбурге на ул. Блюхера.

Имеет значок «Отличник соц. соревнования цветной металлургии», 1941

Медаль «За трудовое отличие»,1949. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», 1946.

Юбилейные медали.

Удостоверение «50 лет пребывания в КПСС», 1978

Работа ученицы 10 класса Ксении Г. «Я хочу рассказать о семье моей мамы»

Моя мама родилась в селе Богородское Кировской области. Ее отец работал в совхозе на комбайне, а мама - в библиотеке. Когда родилась моя мама, у них уже был сын - Андрей.

Однажды отец принес детям лисенка, маленького, рыжего. Лисенок быстро вырос и начал воровать кур, тогда дети отпустили его в лес, на волю.

Когда моей маме было три с половиной года, ее родители уехали по комсомольской путевке в республику Коми строить газопровод «Сияние Севера». Поселок, в котором они жили, назывался Вуктыл. Там было очень холодно и можно было часто наблюдать северное сияние. Постепенно поселок превращался в большой районный центр. Там родился младший брат моей мамы.

Школьницей моя мама ездила в Москву на конкурс «Веселые нотки» и была участницей детского фестиваля на Кубе. После школы она уехала в Свердловск ухаживать за своей больной тетей. Мама работала на Шестом государственном подшипниковом заводе и училась на экономическом факультете УПИ. Старший мамин брат, Андрей, окончил Свердловский автодорожный техникум с красным дипломом и уехал в Челябинскую область в город Пласт. Младший брат моей мамы, Игорь, окончил этот же техникум, после чего служил в армии. Возвратился через два года уже не в Свердловск, а в Екатеринбург.

Десять лет назад умер мой дедушка, и бабушка вернулась на родину, в Кировскую область. Мама моя сейчас работает в архиве и учится в университете.

Работа ученицы 10 класса Веры И. «Я хочу рассказать о семье моей мамы»

Детство моей мамы протекало в городе Г розном. Ее отец был простым рабочим, а мама - токарем. Младшей в семье, моей маме, всегда доставались поношенные вещи старшей сестры и брата, их игрушки, обувь, учебники.

Но праздники в этой семье отмечали как, наверное, нигде - с превеликой радостью. Особенно всем торжествам радовалась моя мама, маленькая, в простеньком ситцевом платье, с кудряшками, собранными в хвостики, повязанными яркой ленточкой.

В выходные дни вся семья собиралась вместе по двум поводам - пообедать или отправиться на земельный участок.. Чаще совершалось второе, так как в семье придерживались правила: «Кто не работает, тот не ест». Мама работала, но есть почему-то не хотела. За это ее часто наказывали.

Школьные годы пронеслись очень быстро. Мама поступила в техникум, обучилась на швею, там же познакомилась с молодым человеком и, спустя несколько лет, вышла за него замуж.

Не очень счастливо сложилась жизнь в новой семье. Медленно, растягивая каждую секунду, текли будничные дни на низкооплачиваемой работе, на огороде и дома.

Счастье, свобода - вот за что боролась моя мама в прошлом. Сегодня все это достигнуто, но прошлое не забывается. Мама сделала очень много для меня и моего брата, и мы стараемся сделать для самого дорогого человека все возможное, чтобы она смогла расслабиться хоть на чуть-чуть и порадоваться жизни.

Работа ученицы 10 класса Ксении Л. «Я хочу рассказать о семье моей мамы»

Моя мама родилась вскоре после Великой Отечественной войны. Ее будущий отец был шофером на фронте, и как-то раз по дороге в госпиталь его машина попала под обстрел. С тяжелым ранением он попал в госпиталь. Там его выходила семнадцатилетняя девушка, которую он очень полюбил. После войны они поженились.

Моя прабабушка Анастасия Никандровна была категорически против этого брака. Она давно приметила красавице-дочке соседа, симпатичного, молодого, а главное, богатого парня. Муж дочери - бедный шофер - ее явно не устраивал. Но что поделать? Растут еще две дочки и, возможно, хоть одна послушается мать и согласится с ее выбором.

Однако вскоре Анастасия Никандровна поняла, что ее ненаглядная дочурка «не промахнулась». У зятя оказались золотые руки: не было такого ремесла, которое он не смог бы освоить. Люди шли к нему со своими заботами - и он всем помогал. Пить не пил, денег много зарабатывал. Вскоре увез свою жену из деревни в го-

род, у них появилась жилплощадь в Свердловске. Там, в новой квартирке, и родилась моя мама.

Как рассказывала мне бабушка, мама росла очень смышленой. Все ей было интересно, обо всем она хотела узнать. Особенно привлекал ее балкон. Часами малышка могла смотреть вниз на снующих туда сюда людей. А однажды, когда бабушка спала, без спроса взяла банку с вареньем и обмазала липкой массой все, до чего дотянулась на балконе. Бабуля была очень удивлена ее поступком, но ругать не решилась и потребовала объяснений.

- И зачем тебе это понадобилось, Мариночка?

- Борьба с мухами, - спокойно ответила дочь,- мухи слетятся на наш балкон со всего района, и во всем нашем районе не останется ни одной мухи.

- Только у нас на балконе останутся? - обреченно вздохнула бабушка.

- Я их уничтожу, переколочу по одной, у меня же есть мухобойка.

Когда мама подросла, она пошла в школу, которая находилась ближе всего к дому. В эту школу теперь хожу и я. Маминым любимым уроком был урок географии, который вела и до сих пор ведет Нина Алексеевна.

В настоящее время мы все еще живем с бабушкой и дедушкой. Они постоянно рассказывают нам с братом истории из своей жизни. Особенно любим мы слушать дедушку: то, что он рассказывает о войне, ни в одном фильме не увидишь. Конечно, самая любимая его история -история знакомства с бабушкой. И в какой-то мере он рад, что тогда на войне попал под обстрел, иначе не увидел бы бабушку, и, как он сам говорит, у него бы не было такой замечательной жены, такой дружной семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Калистратова Э.А. Основы науки о родстве. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2002.

2. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.

3. Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии. - М.: изд-во «Археографический центр», 1994.

4. Суслова Е.Н. Поиск архивных документов.

- Л., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.