Научная статья на тему 'Концепт жизнь сквозь призму восприятия региональной языковой личности: теоретический и прикладной аспекты исследования'

Концепт жизнь сквозь призму восприятия региональной языковой личности: теоретический и прикладной аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPT "LIFE" / КОНЦЕПТ "ЖИЗНЬ" / ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / EVALUATION CONCEPT / REGIONAL INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербицкая Светлана Викторовна

В статье представлен сравнительный анализ письменных и устных текстов алтайцев, содержащих концепт «жизнь». В статье рассматриваются представления о жизни, а также вопросы взаимодействия человека и языка, языка и культуры, культуры и общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents the comparative analysis of oral and written texts on the theme of "life", produced by inhabitants of Altay region of different age. The basic directions of representations about lives, and also the general problems are stated in the article. The Interrelation of the human person and language, the communicative problem of language and culture, language and society researched in the article

Текст научной работы на тему «Концепт жизнь сквозь призму восприятия региональной языковой личности: теоретический и прикладной аспекты исследования»

КОНЦЕПТ ЖИЗНЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С.В. Щербицкая

Ключевые слова: концепт «жизнь», ценностная составляющая концепта, региональная языковая личность.

Keywords: concept «Life», evaluation concept, regional individuality.

Актуальность исследования национально-культурной специфики картины мира признана в последнее время мировой наукой и практикой. Все больше в научных работах сознание человека соотносится с его языковым сознанием, эффективно применяются методы ассоциативных экспериментов (Ф.Е. Василюк, Е.И. Горошко, А.А. Залевская, В.А. Пи-щальникова, Ю.А. Сорокин, Н.В. Уфимцева и др.).

Проблема связи языка и культуры, языка и общества берет свои истоки в исследованиях В. Фон Гумбольдта, Г. Штейнталя, А.А. Потебни и других ученых. Однако эта проблема остается актуальной до сих пор. Появились такие науки, как этнолингвистика и лингвокультурология, широко используются термины «языковое сознание», «концепт», «языковая личность», «языковая картина мира» и т.д.

В настоящее время лингвокультурология нацелена на изучение новой системы ценностей, выдвинутой современной жизнью общества. Появилась необходимость сравнить культуру русских людей и «новых русских» людей, найти различия в их жизненном укладе, в их психологическом состоянии, спроецированных на язык. Это обусловлено тем, что на территории нашей страны произошли изменения идеологического характера, повлекшие за собой перемены и в мировоззрении, в сознании народа, иным образом функционирует общество, по-другому смотрят на мир дети, появившиеся на свет в последние несколько лет. Лингвокультурология, изучая глубинный уровень семантики, соотносит значение культурно детерминированных единиц с концептами общечеловеческой, национальной или региональной культуры, выявляя их сходство и различия. Это положение лежит в основе большинства исследований лингвокультурологического характера. Исследования на стыке лингвистики и культурологии являются в настоящее время не только актуальными, но и носят прикладной характер.

Чаще всего такие исследования представляют собой описание лингвокультурных концептов. Ю.С. Степанов, например, выделяет из их числа «константы», то есть те понятия, которые являются постоянными, устойчивыми для русской культуры: «Правда», «Закон», «Любовь», «Жизнь» «Душа», «Знание», «Мир», «Время», «Огонь и вода», «Хлеб», «Письмо, алфавит», «Слово», «Язык» и т.д. [Степанов 1997]. Упорядоченная совокупность концептов в сознании человека образует его концептосферу. Любой концепт - это элемент определенной концептуальной системы носителя сознания как информации о действительном или возможном положении вещей в мире и в качестве такового связан со всем множеством других, действительных или возможных, «систем мнений», отражающих взгляды на мир. Представление о мире -это интерпретация, осмысление, чем и обусловлен его индивидуальный характер. Особенности любого этноса заключаются в его отражении мира, в его ментальности. «Отражению подвергается не мир в целом, а лишь его пики, то есть те составляющие, которые представляются говорящему наиболее важными, наиболее полно характеризующими мир» [Почепцов 1990, с. 111]. О.Г. Почепцов выделяет также «языковую ментальность» - «соотношение между некоторым участком мира и его языковым представлением» [Почепцов 1990, с. 111]. Через язык можно понять и эксплицировать содержание концептосферы, а значит, и особенности сознания личности и целого языкового коллектива. Под миром в определении языковой ментальности исследователь понимает не только окружающий человека мир, но и мир, создаваемый человеком, находящийся в полной зависимости от него. Если считать концепт вербализованным ментальным образованием, культурно значимым для того или иного народа, то и изучать его следует как определенный знак.

Перечислим некоторые из распространенных методов изучения концепта: 1. Метод анализа сочетаемости слов, выражающих концепт, то есть «составление перечня употребления слова-концепта в разных текстах лингвокультуры» [Гоннова 2003]. Лексическая сочетаемость конкретного слова - важный показатель природы лингвокультурного концепта. Примеры употребления в речи слова, в котором выражен концепт, обнаруживают его сочетаемость с иными концептами в семиотическом пространстве национального языка. 2. Метод анализа словарных дефиниций. В определениях часто сконцентрирована важная характеристика концепта. 3. Метод этимологического анализа. Эти методы активно используются лингвокультурологами и психолингвистами (см., например, исследования: [Вильмс 1997; Бабушкин 1996; Максимов 2000;

Гоннова 2003 и др.] ). В последнее время для изучения концептов также активно используется метод ассоциативного эксперимента, различные опросы, анкетирование и.т.п. В данной работе использованы лингвистический эксперимент (анкетирование), сопоставительный, описательный методы, приемы концептуального и стилистического анализа.

Концепт «жизнь» занимает центральное место среди лингвокультурных концептов в связи с тем, что содержащиеся в нем наивные представления являются экзистенциально значимыми как для конкретного человека, так и для всей нации в целом. Концепт «жизнь» входит в ядро языкового сознания русских. Несмотря на то, что некоторые аспекты данного концепта уже освещены в работах исследователей [Антология концептов 2005; Ипанова 2004; Степанов 1997], ассоциативное поле данного смыслового образования именно по данным регионального материала с учетом комплексной методики еще не было представлено.

В структуре концепта традиционно выделяется четыре составляющих: 1) понятийная составляющая, включающая концептуальные признаки; 2) образная составляющая (например, концептуальные метафоры); 3) значимостная составляющая, включающая коммуникативнозначимую информацию (парадигматические, синтагматические, словообразовательные связи); 4) ценностная составляющая, благодаря которой вскрываются наиболее существенные для данной культуры смыслы, ценностные доминанты, совокупность которых образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке [Карасик 2001; Воркачев 2002]. Для нас наиболее важной является последняя, четвертая составляющая, так как именно она и раскрывает прикладной аспект изучения концептов.

Приведем фрагмент исследования концепта «жизнь» на региональном материале.

Для сбора материала были использованы тетради диалектологических экспедиций Картотеки диалектной и топонимической лексики Алтайского государственного университета. Для анализа было отобрано около 200 суждений о жизни старожилов края (мужчин и женщин в возрасте от 60 до 89 лет), проживающих в сельской местности более двадцати лет. Пожилые жители Алтайского края на вопрос о том, какой им представляется жизнь, неизменно начинают описывать прошлое, настоящее и реже - будущее:

Раньше совсем по-другому все жили. Раньше и ругались совсем иначе. Сейчас идешь по селу, а налево и направо молодежь матюгается. Раньше бы со стыда сгорели! (Кислицын С.Я., 88 лет, Солоне-

шенский район); Сейчас же вы живете, девочки, хорошо. Сейчас только жить и жить. Я сейчас хвалю, жизнь хорошая стала. У нас вон в деревне стройка какая, какие дома! А мы вот под соломенной крышей жили (Столбова Т.И., 76 лет, Каменский район); Будет жить страшно. Хорошего ждать нечего. Вот как наших дедов, прадедов гоняли расстреливать, опять это же будет. Ведут себя люди плохо, будут за все рассчитываться потом (Солонешенский район, 1991).

В суждениях подобного типа реализуется представление о жизни как о временном отрезке, характеризующемся определенными свойствами: хорошо, плохо, страшно и т.д. Интересно, что при обозначении отрезка времени хоть и ограниченного смертью, сама лексема «смерть» не употребляется, она передается через «жизнь»:

Сейчас конечно лучше стало, намного лучше. Пенсию платят, все дают. А нам теперь жить мало осталось, так там и отдохнем (Бурыкина П. А. 82 года, с. Солонешное).

Часто появляется понятие «тот свет»: Как интересно жизнь человека кончается: Когда война была, так я как будто на том свете была. А сейчас - наоборот, как будто на этом свете (Мухлынина А.Г., 78 лет, Каменский район); Всю жизнь себя успокаиваю: на этом свете работают, а на том свете - высыпаются (Шелаболихинский район).

Рассказывая о своей жизни, пожилые люди всегда упоминают работу, труд: Вообще, я всю жизнь трудился, с самого детства так было. Если человек не трудится, то он не человек. Ведь что такое праздник? Это когда работа окончена (Кислицын С.Я., 88 лет, Солонешенский район); Всю жизнь только и знали что работали. Ни дня, ни проходного, ни выходного не было. Отец был труженик. К нему из соседних деревень приходили валенки катать (Шумилова Ф.В., 85 лет, Солонешенский район); Да как мы жили.... Мне было 6 лет, а я уже работала на скирдовке хлеба, уже снопы таскала, а не ходила, не филонила, как сейчас дети, до 15 лет могут не работать. Мы все умели делать, а сейчас - ничего дети не умеют (Шелаболихинский район).

Подобные примеры реализуют представление о жизни как о постоянной тяжелой работе. Способность трудиться является одной из самых важных характеристик не только жителей Алтайского края, но и всех русских людей. «Труд меня воспитывал. Мне некогда было хулиганить», -говорит один из информантов (Кислицын С.Я., 88 лет, Солонешенский район).

Необходимо заметить, что часто суждения о жизни содержат мировоззренческие установки:

Бог создал мир таким, чтобы все могли в нем жить. Каждая букашечка с пользой живет. Ничего просто так не существует. Мир состоит из земли, воздуха, воды и жизни (Нечешин И.М., 72 года, с. Залесово); В жизни Бог помогает. Он ее дает, он ее и отбирает. А вообще Бог нужен для того, чтобы люди свою веру могли направить на кого-то. В бога верю, но в церковь не хожу. У меня дома свой уголок с иконкой (Греслетова В.А. 72 года, Тюменцевский район).

Однако таких примеров немного (из 172 контекстов всего 24 содержат информацию о Боге, душе и т.д.). Большое место среди рассуждений о жизни занимает тема войны. При этом важно подчеркнуть, что вспоминают пожилые люди не только отрицательное о войне (голод, смерть и т.д.), но и положительное: Последний тулуп с незнакомцем каким-то разделили, когда в тыл ехали (Безденежных Н.Д., Бийский район); Во время войны как жили? Ну, мучились, конечно. Казалось, никогда больше жизни не будет, всю войну выстрадали, голодали, замерзали, смотрели, как мрут другие люди (Кислицын С.Я. Солонешенский район); Во время войны учились все всё равно, да еще усерднее, чем обычно (Юрьева Н.В., Солонешенский район); Во время войны люди отзывчивее были, ничего не жалели друг для друга, потому что жизнь такая была (Колесникова Н.М., Каменский район); Тогда каждый друг к другу как к брату относился, по-доброму, по-человечески. Так-то никто ничем друг другу помочь не мог, так хоть добрым словом, взглядом ласковым согреет (Бурыкина П.А., Солонешенский район).

Из приведенных примеров следует, что духовная составляющая респондентами оценивается положительно, а материальная (пища, холод) отрицательно. Жизнь связывается с «чем-то хорошим» только по отношению к прошлому. При этом слова «счастье», «солнце» вообще не употребляются пожилыми информантами, что, вероятно, можно объяснить наличием опыта именно отрицательного характера.

Таким образом, из всех суждений пожилых людей о жизни можно выделить основные направления:

- ЖИЗНЬ - временной отрезок, имеющий свою оценку;

- ЖИЗНЬ - работа, труд;

- ЖИЗНЬ - война.

Промежуточными, неосновными направлениями можно считать такие важные фрагменты жизни, как «семья», «праздник».

Полученные результаты были сопоставлены с данными другой возрастной группы респондентов. Перед исследователем встал вопрос: совпадают ли представления о жизни у пожилых жителей Алтайского

края и у молодежи, проживающей к тому же не только в сельской, но и в городской местности? Для ответа на эти вопросы был проведен лингвистический эксперимент в форме анкетирования, включавший в себя две составляющие: жителям г. Барнаула и Алтайского края моложе 30 лет предлагалось ответить на вопрос, какие понятия у них ассоциируются со словом «жизнь», определить, что для них жизнь и с какой целью они живут. Учитывались также социальные характеристики информантов: пол, возраст и место жительства (город или село). Всего было получено 159 высказываний. Результаты эксперимента отражены на рисунке.

Основными направлениями рассуждений о жизни молодых людей являются следующие:

- ЖИЗНЬ - любовь, счастье;

- ЖИЗНЬ - работа, карьера, деньги;

- ЖИЗНЬ - некое мистическое явление.

Таким образом, по данным опроса в сознании молодых жителей Алтайского края жизнь связывается прежде всего с любовью, счастьем, светом, солнцем и семьей. Для старшего же поколения жизнь хороша только в сравнении с прошлым, однако, как указывалось ранее, в прошлом отрицательно оценивается материальная составляющая жизни (пища, одежда, жилище), а духовная составляющая имеет положительную оценку (отношения между людьми, религиозная составляющая).

ЛЮБОВЬ-21 СЧАСТЬЕ - 17

СВЕТ, солнце - 13 СЕМЬЯ, дети, ребенок - 13

РАБОТА, трудности, заработок, карьера, деньги - 10

ДВИЖЕНИЕ - 8 СМЕРТЬ, болезнь - 8 РАДОСТЬ - 7 РОЖДЕНИЕ - 5

Рис. Понятия, ассоциированные с лексемой «жизнь»

Интересно отметить, что в ответах молодых людей большое место занимают так называемые «мистические объяснения». Например, жизнь часто сравнивается с «пучком света во вселенной», с «дорогой, проложенной в небо», жизнь - «это дар божий» и т.д. Это является сви-

детельством того, что духовное, потустороннее интересует молодых людей все больше. Труд также является значимой категорией, но уже находится на втором месте и приобретает «финансовую окраску», его проявления - это карьера, заработок, деньги и т. д. Сознание человека молодого и человека пожилого во многом различаются. Конфликт «отцов» и «детей» на ценностном уровне подтверждается и нашим исследованием лингвокультурного концепта «жизнь». В перспективе предполагается исследовать также тексты эпистолярного жанра, содержащие суждения о жизни жителей нашего региона (авторов писем в редакции, журналистов и др.).

Итак, исследования лингвокультурологического характера имеют большое значение для познания не только народа в целом, но и возрастных, и гендерных, и территориальных разновидностей социума в пределах одного этноса. Полученные в ходе анализа результаты могут быть использованы в качестве основы для создания методических рекомендаций по изучению культуры, быта, языка и истории Алтайского края.

Литература

Антология концептов в 2-х томах. - Волгоград, 2005.

Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж, 1996.

Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. - Краснодар, 2002.

Вильмс Л.Е. Лингвокультурологическая специфика понятия «любовь» (на материале немецкого и русского языков): дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 1997.

Гоннова Т.В. Социокультурные характеристики концепта «труд» в русском языковом сознании. - Волгоград, 2003.

Ипанова О. А. Ядро концепта «жизнь» (на материале современной публицистики и художественной литературы // Русский язык и литература как отражение национально-культурного развития. - СПб., 2004.

Ипанова О.А. Жизнь // Антология концептов - Волгоград, 2005. - Т. 2.

Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии. Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. - Волгоград, 2001.

Максимов Л.В. О дефинициях добра: логико-методологический анализ // Логический анализ языка. Языки этики. - М., 2000.

Ольшанский И.Г. Лингвокультурология в конце 20 века: итоги, тенденции, перспективы. - М., 1999.

Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира. // Вопросы языкознания. - 1990. - №6.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М., 1997.

Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. - 1998 - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.