Научная статья на тему 'Концепт "воля" и его отражения в абстрактном существительном'

Концепт "воля" и его отражения в абстрактном существительном Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1005
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСТРАКТНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ / ВОЛЯ / КОНЦЕПТ "ВОЛЯ" / ВОЛЯ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вахненко Анна Петровна

В данной статье рассматривается концепт «воля» для носителей языка и его отражение в абстрактном существительном. В данной работе воля представлена, как важный концепт русской языковой картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт "воля" и его отражения в абстрактном существительном»

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М., 1976.

2. Булыгина Т.В. К построению типологии предикатов в русском языке // Семантические типы предикатов. М., 1982.

3. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

4. Русская грамматика. Т. 2. М., 1980.

КОНЦЕПТ «ВОЛЯ» И ЕГО ОТРАЖЕНИЯ В АБСТРАКТНОМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ Вахненко А.П.

Вахненко Анна Петровна - магистрант, кафедра русского языка и литературы, факультет истории и филологии, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Таганрог

Аннотация: в данной статье рассматривается концепт «воля» для носителей языка и его отражение в абстрактном существительном. В данной работе воля представлена, как важный концепт русской языковой картины мира. Ключевые слова: абстрактные существительные, воля, концепт «воля», воля для русского человека.

В настоящее время абстрактные существительные являются постоянным объектом исследования (А.Н. Ветошкина, О. Есперсен, Т.В. Соколова, Т.А. Золотарёва, Л.А. Савельев, И.В. Новицкая, М.А. Никитин и др.). В современный период развития науки наиболее фундаментальное описание данного объекта представлено в монографии Л.О. Чернейко «Лингво-философский анализ абстрактного имени существительного» [7]. В указанной работе ещё отчётливей представлена сложность и перспективность дальнейших исследований абстрактных существительных.

В данной статье будет рассматриваться абстрактное существительное ВОЛЯ, которое отражает наиболее значимый концепт для носителей языка. В этимологическом словаре М. Фасмера находим:

Воля 1 <...> // Связано чередованием гласных с велеть, довлеть. Родственно лит. valia 'воля', лтш. vala 'сила, власть', д.-в.-н. wala (ж. р.) 'выбор', нов.-в.-н. wahl -то же, wollen 'хотеть', др.-инд. varas 'желание, выбор', авест. vara - 'воля, отбор' (I, 347).

Велеть, велю ; чередование гласных: воля, довлеть // Родственно лит. velti, pavelti 'хотеть, позволять' <...> лат. volo 'хотеть' <...> др.-инд. vrnati 'выбирает себе, что предпочитает'[6].

При рассмотрении ряда исторических и современных толковых словарей было установлено, что что национально-культурная специфика имени ВОЛЯ отражена в них достаточно косвенным образом. В словарях эксплицирован смысл 'без стеснений '/'без ограничений', причем только в двух из всех рассмотренных словарей эта экспликация дана развернуто, например: "полная, ничем не сдерживаемая свобода в проявлении чувств, в действиях и поступках (разг.) " (Толковый словарь под ред. Д. Н. Ушакова, Толково-словообразовательный словарь Т.В. Ефремовой).Всего один раз отмечена семантика своеволия: дать/взять себе ВОЛЮ "начать поступать своевольно" (Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой). Между тем именно эти смыслы - 'полное отсутствие

стеснений/ограничений', 'действовать исключительно в соответствии со своими желаниями' - обусловлены этимологически и определяют специфику культурного слова ВОЛЯ [4].

Согласно лексикографическому анализу слов (на материале толковых словарей русского языка В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, четырехтомного и семнадцатитомного академических словарей, толкового словаря конца XX в. под редакцией Г. Н. Скляревской), интересующая нас семема слова ВОЛЯ объединяет семы 'желание', 'выбор', 'власть', 'право', 'свобода = независимость = отсутствие ограничений, стеснений' и определяется как "состояние, характеризующееся отсутствием стеснений, ограничений" [4].

По данным этимологических словарей слово ВОЛЯ к древнему слою исконной лексики, а точнее к индоевропейской. Так же слово ВОЛЯ характеризуется процессуальной семантикой (оно тесно связано с глаголом велеть), ему издревле свойственны такие семы, как 'хотение', 'власть', 'желание', 'выбор / отбор' / 'возможность выбрать'. Ядерным смыслом слова ВОЛЯ является 'направленное желание', именно от него образовались «производные» смыслы 'власть' (возможность велеть, приказывать), 'сила' (то же, что и власть), 'выбор / отбор' (выбрать "взять, отобрать предпочитаемое, желаемое"). ВОЛЯ - это желание, т.е. стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию, это то, что напрямую связано со сферой чувств, устремлений, потребностей человека. Это состояние желания, намерения, локализованное во внутренней сфере человека и ориентированное вовне [1].

В околоядерную область концепта ВОЛЯ входят смыслы 'стихийная, ввергающая человека в сферу инстинктов, лишающая его человеческого облика' (озверевшая, кровопролитная ВОЛЯ), 'таящаяся до времени', 'открыто проявляющаяся', 'присущая, свойственная немногим', 'оказывающая разрушающее влияние на кого-, что-либо; являющаяся причиной каких-либо негативных последствий; опасная' (разнузданная), 'необходимая для жизни, представляющая ценность для человека' (хочу быть на ВОЛЕ), 'любимая/дорогая' (И ВОЛЮ всей душой любя..., радоваться ВОЛЕ, волюшка), 'причастная к мятежу/бунту' (мятежная ВОЛЯ), 'имеющая отношение к душе' (Мне в душу повеяло жизнью и ВОЛЕЙ.) и др. [4].

ВОЛЯ в русском языковом сознании по системно-словарным и контекстным показаниям является своеобразной духовной ценностью, вместе с тем, она предполагает одержимость собственным желание, отсутствием всяких ограничений в своих поступках/действиях, что чревато эгоизмом.

В древнерусском языке слово ВОЛЯ означало "возможность выбрать то, что предпочитаешь, желаешь". Также "ВОЛЯ, волити - это скорей обозначения усилий разума, предполагающих рациональный выбор между несколькими возможностями" [3]. В "Толковом словаре русского языка конца ХХ в. Языковые изменения" под редакцией Г. Н. Скляревской (1998) были зафиксированы лексические единицы вольняга, вольница, но отсутствовало слово ВОЛЯ.

Вольница, ы, ж. Публ. 1. О группе людей, игнорирующих общепринятые нормы, правила поведения и т. п., не знающих разумных пределов в чем-л.: Мог одним словом мгновенно усмирить разбушевавшуюся вольницу гениев - авторов, у которых ничего святого не было и языки распускались до беспредела (ЛГ, 1991, 1 янв.).

2. Об отсутствии ограничений в чем-л., норм, разумных пределов и т. п. Исполком йошкар-олинского городского Совета народных депутатов вознамерился обуздать вольницу договорных цен на продовольственные товары (Труд, 1991, 5 февр.). См.: Беззаконие. Беспредел. Вакханалия. Разгул. Ср. БАС - 2: 2. 'Свобода поведения, независимость'.

Вольняга, и, м. ж. Лаг. жаргон = Вольнонаемный и вольнонаемная; вольняшка [5].

Традиционной представление о ВОЛЕ, сформированное в веках и закреплённое в фольклоре, для русского человека роднее, так как понимается как простор и только

потом конкретизируется: чей? Какой?: Вольный свет не клином стал, есть простор. В силу абсолютной беспредельности ВОЛЮ оценивают неоднозначно: волю дать -добра не видать, Боле ВОЛИ - хуже доля, Дай душе ВОЛЮ, захочет и боле, Дай сердцу ВОЛЮ, заведет тебя в неволю, Дай черту волю, живьем проглотит, Дай себе ВОЛЮ, заведет тебя в лихую долю, ВОЛЯ и добрую жену (и добра мужика) портит, Дал муж жене ВОЛЮ, не быть добру; однако для русского человека лучше ВОЛЯ, чем неволя: ВОЛЯ губит, неволя изводит. В противовес ВОЛИ нередко выступает ум: Хороша ВОЛЯ с умом да с деньгами (ср.: Без денег и свободы нет. А. С. Пушкин), Глупому в поле не давай ВОЛИ. Жить на ВОЛЕ, по ВОЛЕ (своему желанию) нелегко: Находишься по ВОЛЕ, наплачешься вдоволь, Жить по ВОЛЕ, умереть в поле, но в то же время Жил на ВОЛЕ, спал подоле, Кто живет на ВОЛЕ, тот спит подоле. ВОЛЯ также воспринимается как ценность: Хоть хвойку жую, да на ВОЛЕ живу, Хоть на хвойке, да на своей вольке, ее любят, ей радуются: Своя волюшка раздолюшка. Вместе с тем осознается, что ВОЛЯ не бесконечна, не вечна: ВОЛЯ наволюется вволю (до неволи), оттого так притягательны посулы пугачевых и разиных: Жалую вас крестом (старым), бородой и вечной ВОЛЕЙ (Пугачев). Здесь не случайно появляется определение вечная: ВОЛЯ представляет собой точечные проявления -моменты своеволия и она ограничена во времени, однако в душе русского человека всегда жила мечта в вечной ВОЛЕ.

ВОЛЯ для русского человека - это личностный и географический простор. Под личностным простором мы понимаем независимость ('отсутствие подчиненного положения', 'самостоятельность'), которая связана с отсутствием рамок/границ, правил/условий для совершения каких-либо активных/интенсивных действий исключительно в соответствии с собственными желаниями субъекта (положение/состояние, которые характеризуются полным отсутствием рамок/границ или правил/условий, предполагающее активные/интенсивные действия', 'предполагающее совершение действий исключительно в соответствии с собственными желаниями субъекта), а также состояние (а именно чувство), которое вызвано ощущение полного отсутствия ограничений и стеснений. Географический простор в русском языковом сознании выступает материальным аналогом личностного простора; большое, ничем не стесненное природное пространство отождествляется с простором личности.

В современных значениях сохранились этимологические смыслы слова ВОЛЯ, которые представляют собой отдельные значения, например: ВОЛЯ "власть, право", ВОЛЯ "желание, хотение", но также слово ВОЛЯ «проросло» новым значением -"способность добиваться осуществления поставленных перед собой целей, осуществления стремлений ", которое развилось из смыслов 'желание'/'хотение', 'сила'.

В некоторых современных словарях русского языка (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Толково-словообразовательный словарь Т.Ф. Ефремовой, Частотный словарь языка М. Ю. Лермонтова, Словарь языка Пушкина) отмечаются некоторые изменения в семантической структуре слова ВОЛЯ, а именно появление слов-омонимов. При рассмотрении были взяты несколько значений слова ВОЛЯ: ВОЛЯ "полная свобода" и ВОЛЯ "способность добиваться осуществления поставленных перед собой целей, осуществления стремлений", которые были интерпретированы как омонимичные.

На уровне толкований данные значения не выводимы один из другого, но современные носителя языка неосознанно осознают их связность, и у этих слов существуют общие семы (прежде всего 'желание'), это становится ясным при глубоком уровне анализа. Таким образом, можно утверждать, что историческая связность данных вариантов значения слова ВОЛЯ ослаблена, они находятся на пути «омонимического разрыва» [2]. Данный факт подтверждается различием словообразовательных рядов (с одной стороны - безвольный, волевой, обезволить,

безволие и т.д., а с другой стороны - вольный, волюшка, вольница, вольничать, вольность, своеволие), сочетаемости (железная ВОЛЯ, сила воли, сильная ВОЛЯ и вольная степь, дать волю, степная ВОЛЯ и др.) и синонимических и антонимических рядов (ВОЛЯ-свобода, ВОЛЯ-желание и ВОЛЯ-неволя, ВОЛЯ-безволие).

ВОЛЯ индивидуальна, она не считается ни с кем и ни с чем. Её атрибутами выступают бедность и конь, чаще всего ВОЛЯ ассоциируется с разбойниками, цыганами и природой. Именно в том случае, когда человек не связан никакими условиями и договорами, т.е. находясь в природном локусе и будучи не отягощенным, в том числе богатством, он становится по-настоящему вольным.

Концепт ВОЛЯ организует вокруг себя фрейм, который отражает стереотипную ситуацию ВОЛИ, и сценарий русского бунда, отражающий сюжетную, ролевую, пространственно-временную составляющие борьбы за ВОЛЮ. Согласно фрейм-структуре концепта ВОЛЯ, субъектом ВОЛИ выступает человек, которому свойственно конкретно-чувственное, эмоционально-психическое переживание независимого состояния, человек, способный к бунту (ср. Разин - тот, кем овладела идея ВОЛИ). ВОЛЯ - это постоянный атрибут бунтаря или странника. Для них ВОЛЯ - это категория жизненной необходимости. При этом субъект испытывает счастье, будучи вольным. В таких ситуация нередко утрачивается разумность в действиях: ВОЛЯ безграничная и беспредельная, стихийная и чрезвычайная, которая нередко оборачивается произволом. Ситуация ВОЛИ сосредоточена, как правило, в природном локусе и связана с активным временем суток и жизни в целом.

Апогеем проявление ВОЛИ считается русский бунт, поскольку он представляет собой борьбу за ВОЛЮ против государства. В данной ситуации ВОЛЯ понимается бунтарями как ценность, категория жизненной необходимости. Борьба за ВОЛЮ имеет массовый характер. Именно «многолюдность», массовость вызывает особое поведение бунтующих, которая превращает борьбу против власти в борьбу за ВОЛЮ, русский бунт с размахом, произволом и «вывихнутостью». Борьба за ВОЛЮ общенародна, идеологическим производным народа считается вожак, как выразитель желаний, отец, заступник, кумир и бог. Русский бунт обречён на неудачу, поскольку его целью является полная, абсолютная свобода (в том числе и от государства), но эта цель не может быть достигнута по определению.

ВОЛЯ - это абсолютная внешняя свобода, которая подразумевается отсутствием каких-либо ограничений, стеснений (Иван дал себе ВОЛЮ - выпрягся скорей других. Его понимали: на походе держал себя казак в петле), освобождением от социального рабства (черным людям дать ВОЛЮ; добывать ВОЛЮ у бояр-кровопивцев; приведи ты обездоленных, забитых, многострадальных к счастью, к ВОЛЕ. Дай им ВОЛЮ!), неотъемлемая от географического простора, раздолья (выйти на ВОЛЮ; улизнуть на ВОЛЮ; набирать ширь и ВОЛЮ). Однако ВОЛЯ - это прежде всего совершенная внутренняя свобода, являющаяся внутриличностной константой субъекта, испытывающего соответствующее состояние (- А чего вышло? Я дал ВОЛЮ, убежденно сказал Степан. / - Как это? / - Дал ВОЛЮ... Берите! / - Ты сам в цепях! ВОЛЮ он дал. / - Дал. Опять не понимаешь? / - Не пойму.).

Концепт ВОЛЯ, отражающий представления русских о личностном и географическом просторе и совершенной, ничем не ограниченной внутренней свободе как внутриличностной константе, особенно ярко характеризует специфику русского менталитета. [4].

Таким образом, ВОЛЯ для русского человека - это душевное состояние, внутриличностная константа, завладевающее человеком как колоссальный по силе порыв, ведущий к стихийно-бессознательным поступкам и отрицанию всяких пределов и границ. ВОЛЯ переживается конкретно-чувственно, со всей интенсивностью, мощью своей энергии и своего эгоизма. Крайним моментом проявления такой ВОЛИ и является русский бунт.

Список литературы

1. Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005. 352 С.

2. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957. 295 с. Ахманова О.С. Основы компонентного анализа. М., 1969. 146 с.

3. Гребенщикова Н. Понятие ВОЛЯ в русском языковом сознании // Вопросы функциональной грамматики. Гродно, 1998. С. 51-59.

4. Катаева Н.М. Русский концепт ВОЛЯ: от словаря к тексту. Екатеринбург, 2004. 180 с.

5. Толковый словарь русского языка конца ХХ в.: Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. М., 1998.

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М.: Астрель. АСТ, 2004. 830 с.

7. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. Москва, 1997. 352 с.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА КНЯЖНЫ ТАРАКАНОВОЙ В РОМАНЕ Е.А. САЛИАСА ДЕ ТУРНЕМИРА «ПРИНЦЕССА ВОЛОДИМИРСКАЯ» Белова Е.С.

Белова Екатерина Сергеевна - магистрант, кафедра русской и зарубежной литературы, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

В истории нашей страны мы не раз сталкивались с личностями, которые выдавали себя за наследников престола, так называемыми самозванцами. Каждый, кто хотя бы раз обращался к истории России, знаком с такими именами, как Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Фёдор Годунов и Емельян Пугачев. Однако за русский престол боролись не только самозванцы, но и «самозванки», хотя история уделяет не так много внимания женщинам, которые старались заполучить права владения великой державой обманным путём. Одной из таких мнимых наследниц являлась княжна Тараканова. Различные исторические источники не содержат точных сведений о её происхождении. Одни допускают, что она была незаконнорожденной дочерью Елизаветы Петровны и И.И. Шувалова [1, с.736], другие же ратуют за то, что она являлась посланницей главы польской эмиграции Кароля Радзивилла [2, с. 90], третьи же полагают, что самозванка, узнав о существовании настоящей дочери императрицы и её подданного, которая была заключена в монастыре и носила имя монахини Досифеи, решила примерить на себя образ наследницы престола [4, с.15].

Что касается образа мнимой княжны в литературе, то начиная с XIX в. и заканчивая XXI, мы можем отметить неподдельный интерес к данной персоне. Такие авторы, как Г.П. Данилевский (Данилевский Г.П. Княжна Тараканова. М.: Рипол Классик, 2004. -317с.), Е.А. Салиас де Турнемир (Салиас де Турнемир Е.А. Принцесса Володимирская: Ист. роман. Санкт-Петербург, 2010 (переизд.) - 735 с.), П.П. Сухонин (Сухонин П.П. (Шардин А.) Княжна Владимирская (Тараканова), или Зацепинские капиталы. СПб., 2011(переизд) - 320 с.) стоят у истоков создания художественного образа самозванки. В XX в. их начинания продолжили И.В. Шпажинский (Шпажинский И. В. Самозванка (княжна Тараканова). СПб., 1904. - 120 с.), Л.Г. Зорин (Зорин Л. Покровские ворота. Пьесы. Москва, "Советский писатель" 1979. - 50 с.), Н.М. Молева (Молева Н.М. Ее называли княжна Тараканова: роман-хроника. - М.: Соврем. писатель, 1993. - 251 с.); что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.