Научная статья на тему 'Безэквивалентные концепты (на примере концепта воля)'

Безэквивалентные концепты (на примере концепта воля) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
828
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / КОНЦЕПТ / MANS` INNER WORLD / CONCEPTUAL METAPHOR / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пименова Марина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о безэквивалентных концептах. В качестве примера описывается русский концепт воля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONEQUIVALENT CONCEPTS (THE RUSSIAN CONCEPT

The article presents an analysis and description of nonequivalent concepts (the Russian concept воля as an example).

Текст научной работы на тему «Безэквивалентные концепты (на примере концепта воля)»

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИ КА

УДК 81’1

М. В. Пименова

Кемеровский государственный университет ул. Красная, 6, Кемерово, 650043, Россия E-mail: pimenovaMB@yandex.ru

БЕЗЭКВИВАЛЕНТНЫЕ КОНЦЕПТЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА ВОЛЯ)

В статье рассматривается вопрос о безэквивалентных концептах. В качестве примера описывается русский концепт воля.

Ключевые слова: внутренний мир человека, концептуальная метафора, концепт.

В настоящее время когнитивная лингвистика сосредоточила свое внимание на решении следующих основных проблем.

1. Структуры представления различных типов знаний, объективированных в языковых знаках (этим первоначально занималась гносеология - теория познания), и механизм извлечения из знаков знаний, т. е. правила интерпретации (когнитивная семантика и прагматика). Язык - плод человеческого ума, структура языка до известной степени показывает то, как «работает» ум. Психологический постулат «поведение человека детерминировано его знаниями» в когнитивной лингвистике превращается в постулат: языковое поведение человека детерминировано знаниями, где знания включают в себя не только эмпирические сведения, общефоновые знания (знания о мире), но и культурные знания, в том числе языковые знания (знания о мире, как это запечатлено в языке), знание языка (языковой системы). Другими словами, знания бывают внеязыковы-ми и собственно языковыми, и изучение структур представления таких типов знания является ключевым вопросом когнитивной лингвистики. Структуры знаний - это «пакеты» информации, обеспечивающие адекватную когнитивную обработку стандартных ситуаций.

2. Способы концептуальной организации знаний в процессах понимания и построения языковых сообщений. Результатом исследований в области когнитологии яви-

лось утверждение о неразрывной взаимосвязи ментальных процессов, т. е. понимание некоторой новой ситуации происходит через поиск в памяти знакомой ситуации, наиболее похожей на новую. Концептуализация представляет собой двухступенчатый процесс: восприятие (перцептивное выделение объекта познания) и осознание (наделение объекта познания смыслом).

3. Условия возникновения и развития языковых знаков и законы, регулирующие их функционирование. Структура языка отражает известные функциональные критерии, которые основаны на употреблении языка как коммуникативного орудия.

4. Соотношение языковых знаков и культурных реалий, в них отраженных. Язык - средство общения между членами общества - отражает актуальные аспекты данной культуры. Структура языка является порождением двух важных факторов: внутреннего (ум говорящего) и внешнего (культура, общая с другими говорящими на этом же языке). В структурах представления знаний аккумулируются национально-культурные коды, составляющие когнитивную основу языка.

5. Свойства категоризации в естественных языках (включая прототипичность, метафору и когнитивные модели). Категоризация человеческого опыта стала центральной проблемой в отечественной когнитивной лингвистике. Категоризация тесно связана со всеми когнитивными способностями че-

ISSN 1818-7935

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. Том 8, выпуск 2 © М. В. Пименова, 2010

ловека, а также с разными компонентами когнитивной деятельности - памятью, воображением, вниманием и пр. Категоризация воспринятого - важнейший способ упорядочить поступающую к человеку информацию. Категоризация есть важнейший способ образования концептуальных структур. Концептуальный анализ направлен на выявление концептов в их двоякой функции: 1) как оперативных единиц сознания и 2) как значений языковых знаков, т. е. ментальных образований, «схваченных» языком.

6. Отношение между языком и мышлением (проблема использования языка как способа отражения мира, ограниченного имеющимися в распоряжении говорящего словами и грамматическими конструкциями). Некоторые исследования по когнитивной лингвистике пересекаются с исследованиями по функциональной грамматике, при этом функционалисты фокусируют свое внимание на взаимодействующих коммуникативных факторах, влияющих на структуру языка, когнитивисты сосредоточиваются на факторах ментальной деятельности.

7. Определение пограничных областей между синтаксисом и семантикой (исходя из посылки, что значение имеют как лексические единицы, так и грамматические формы, и порядок слов в предложении).

8. Выявление и описание языковой картины мира и ее фрагментов, в том числе определение и интерпретация наивных (обыденных) представлений, сохранивших в языке реликты древних знаний. Особый интерес представляют метафоры, из-за их логической аномальности они считаются сохранившимся пережитком синкретизма мышления древних.

9. Взаимосвязь ментальности и концеп-тосферы. Здесь актуально определение ментальности народа посредством описания концептуальных подсистем и всей концептуальной системы в целом. Особую ценность представляют сопоставительные исследования, позволяющие увидеть этно-специфику ментальности носителей конкретного языка. Определить этноспецифику ментальности народа возможно двумя основными способами: обращаясь к данным одного языка в аспекте диахронии, а также в сопоставлении одного языка с другим. Особый интерес вызывают вопросы национально-специфических прототипов, категорий и культурных реалий. Национальная менталь-

ность формируется конкретными факторами материальной среды бытования этноса (речь идет о природе и климате, пище, пейзаже, уровне природной и социальной адаптации в среде) [Пименова, 2006. C. 16-18].

Сопоставительная концептология обратилась к изучению этноспецифических концептов, тех, что иначе именуют безэкви-валентными. Безусловно, именно такие концепты наиболее ярко показывают особенности национальной ментальности, то, что отличает картины мира разных народов.

Концепт воля относится к разряду безэк-вивалентных (этноспецифических) концептов, с одной стороны, с другой - к так называемым парным концептам (воля - свобода). Парные концепты выражают смыслы, некогда актуальные для носителей языка (правда - истина, мечта - грёза, мысль - идея, честь - совесть, грусть - печаль). Исследований, посвященных парным концептам, пока в современной лингвистике не так много. Рассмотрим концепт воля только с позиций его безэквивалентности.

На первый взгляд, концепт воля можно было бы соотнести с английским концептом will (см.: [Пименова, 1999. C. 33-34]). Однако все же это не эквивалентные концепты.

К мотивирующим признакам концепта воля можно отнести два: ‘желание’ и ‘свобода’ . Разные этимологические словари указывают на это: др.-рус. (с IX в.) воля - «воля», «свобода», вольный - «действующий по своей воле», «добровольный», «свободный», «дозволенный», волити - «хотеть», «предпочитать» [Срезневский, 2003. C. 289, 297, 298]; и.-е. корень *uel- : *uol— «хотеть», «желать»; общесл. *volja [Черных, 1993. C. 165].

Воля - это некий духовный акт, направленный на достижение некой цели. С другой стороны, воля - это активное или пассивное желание, предполагающее ожидание его исполнения: делать что в одной воле / в одном желанье; одна / единая воля кого (Влюблённые пары кружились в пляске, руки сжимали руки, тело касалось тела, скользящие ноги ускользали по кругам в одной воле, в одном желанье, в одном напеве, в

едином счастье. Бальмонт. Лунная гостья) или, наоборот, в исполнение которого вкладывается много сил (выполнять / исполнять волю; сделать что по воле кого). Пассивное ожидание иногда предполагает сомнение в правильности самого желания (Но делать

нечего, и Герман волей-неволей согласился

быть моим помощником. Аксаков. Воспоминания). Подчинение воле обусловлено иерархией в мире: животные послушны воле человека (Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по

бранному полю. Пушкин. Песнь о вещем Олеге), человек подчиняется воле старших или властей (И почувствовал я тут, что беспременно мне следует исполнить её волю. Тургенев. Рассказ отца Алексея).

Воля-желание включается в разные категории. Одной из таких категорий выступает «свой-чужой»: делать что по своей воле; своей волей / волею делать что, разг.; в свою волю, устар.; исполнить своей волей, устар.; (не) по своей воле / (не) по доброй воле; чужая воля (Своей волею я никогда не поеду в Петербург. Лесков. Островитяне; Шью когда, вяжу, читаю, Это нравится всё ей [матери]; Что прикажет, исполняю Волею всегда своей.

Державин. Детская песня), где фактор «свой» отягощен дополнительно мелиоративной оценкой (по своей / доброй воле , разг. ; Никто не делает ничего по своей воле, но все как будто на пружинах, коими движут такие же машины, называемые - светская благопристойность. Крылов. Почта духов; Раменский по доброй воле поехал в действующую армию, по доброй воле поступил в строй. Вересаев. Исполнение земли). Этот фактор может не

нести никакой оценки: жить в свою волю, устар. (Сын этого главного нашего князя отделал этот дом на новый лад и жил в свою волю. Данилов. Воля).

Христианство по-своему интерпретировало эту категорию, соотнеся понятие «своя воля» с понятием «Бога в душе»: Своя воля царя боле (С другой стороны, то же самое христианство (в отличие от многих религий) предполагает и даже настойчиво культивирует добрую волю человека и говорит, что человек должен бороться с собой, с грехом, с тьмой и грязью за чистоту души, за её спасение, самоусовершенство-ваться. Солоухин. Время собирать камни). Отсюда — выражение добрая воля кого, которое означает «в соответствие с тем, как Бог направляет»; ср.: действовать по своей воле / против своей воли; согласно своей воле; добрая воля человека; против воли (Скука и нетерпение, против воли его, высказывались во

всей его фигуре. Писемский. Люди сороковых годов;

Не хочу думать о ней, а всё думается...

Отчего это так, что дума против воли

лезет в голову! Гоголь. Ночь перед Рождеством; ср.

также: ...Я в молниеносный миг почувствовал, как много порывается в душе человека в минуту прощанья с жизнью и как трудно, добровольно или недобровольно, отдать

свою жизнь. Бальмонт. Белая невеста). Бог обладает волей, выражая ее в отношении к человеку (По воле кого сделать что ; За то ль, что бог и умертвит И воскресит его по воле? Пушкин. Подражание Корану). Наказание за противодействие воли Бога страшней социальной кары: своя воля страшней неволи, устар. (Душно ему в своём доме, сбылась над ним пословица: «Своя воля страшней неволи». Мельников-Печерский. Красильниковы). Иногда в человеке находится не божественная, злая воля (В нём не слабеет воля злая, Неутомим преступный жар. Пушкин. Полтава).

Воля-желание относится и к категории количества (исполнять / выполнять малейшую волю кого). Подчинение желаниям властей предполагает наименьшую ее меру ([Пётр] видел, что мать всегда беспрекословно выполняла малейшую волю отца.

Иванов. Повитель).

Воля означает свободу - внутреннюю и внешнюю - пространственную и социальную, не ограниченную никакими препятствиями (Есть силы, нет мне воли! В. Кюхельбекер. Они моих страданий не поймут...). В этом видится синкретизм реликтового осознания воли (Вольному воля, а спасенному рай; вырваться на волю).

Воля-свобода категоризуется признаками имущества. Волю дают (Волю дать, добра не видать; Дай ему волю, он все перевернет; Дай сердцу волю, заведет тебя в неволю; Дай уму волю, а он и две возьмет; давать / дать волю себе / языку / слезам; [Сердюк:] Женщине только дай волю, она тебе разом

на шею сядет. Арбузов. Иркутская история), берут (брать / взять волю, устар.; [Пётр:] Волю взял со мной говорить!.. Осмелел? а. Толстой. Пётр Первый), покупают (Вот за что мы хотели нашу кровь прилить: Чтобы кровию той волюшку купить, Чтобы на Руси цепь народа разорвать, Чтоб солдатушкам в службе век не вековать. Вадковский. Желания), ею овладевают (Посторонняя тёмная сила, которая вошла в него, всё крепче овладевала его волей, и сердце Прохора превратилось в лёд. Шишков. Угрюм-река), ее лишаются (лишиться воли).

Свобода-воля определяется признаками общей мелиоративной оценки (Хороша воля с умом да с деньгами) и предметными признаками драгоценности (Золотая волюшка

Мне милей всего! Не хочу я с волюшкой В свете ничего! Цыганов. Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...).

Кроме того, воля-свобода выражается через категорию количества. Воли-свободы может быть много (давать / дать много воли, устар.; Не слишком много тебе воли, разг.), ее бывает недостаточно (Иногда ему становилось скучно, он укорял себя в бездеятельности, недостатке воли, но всё это не возбуждало у него желания работать. Горький. Варенька Олесова), но никогда ее не бывает

мало.

Удвоение признака воли приводит к синкретизму этих двух мотивирующих признаков: сочетания по вольной воле, вольной волей, разг., означают «свободною волей; самостоятельным желанием; без давления» (Устремления вашего разума сбросят путы, цель вашей жизни приблизится к вам, станет реальной, исполнимой, вы вольной волей забудете себя и вольной волей отдадите свои силы людям, коллективу, обществу. Шишков. Угрюм-река). Сочетание вольной волей иль неволей, разг., означает «добровольно или по чужому настоянию, желанию» (Я люблю тебя, царевна, Я хочу тебя добыть, Вольной волей иль неволей Ты должна меня любить. А. Толстой. Алёша Попович), сочетание свободною волей - означает «без принуждения» (А всё хочу свободной волею Свободного житья... Блок. В октябре; Но никто не остановит теперь Прохора; мысли его сбились, И Прохор свободной своей волей быстро возвращается домой. Шишков. Угрюм-

река).

Категоризация воли-свободы связана с пространственным ее восприятием. При этом воля понимается как ограниченное пространство — неволя для объекта и воля-желание - для субъекта (выйти из чьей воли; выступать / выступить из воли, устар.). Чужая воля — злая, ограничивающая свободу воли-желания (Окружённый зловолием кого; Быть может, он приковал к себе внимание юной души, этот овеянный славой и окружённый зловолием многих, именно тогда, когда он сделал простое маленькое движение. Бальмонт. Страница воспоминаний).

Воля-свобода категоризуется как неограниченное пространство, простор во внут-

реннем мире человека (Завеса златая, горя чрезвычайно, Явила узоры коралловых рук. И в самое сердце, где воля бескрайна, Скользнула змея, Трепещущий звук. Бальмонт. Яванские орхидеи). Точно так же происходит категоризации воли-желания (неограниченная воля).

Первоначальный синкретизм воли предполагал единство духовного и телесного, религиозного и социального: воля - неограниченность в желаниях и потребностях и неограниченность в пространственном отношении и, видимо, социальном тоже (Что же не выйдешь в чистое поле, Не разгуляешь грусти своей? Светло душе на солнышке-воле, Сердцу тепло от ясных лучей... Одоевский. Славянские девы). На Это же указывает такое выражение, как по воле кого (Однажды шахматы по воле игроков По шахматной доске, болтая вздор, слонялись, И между прочих пустяков Друг перед дружкой величались. П. С. Бобрищев-Пушкин. Шахматы; Ты буйным вихрем вскормлен был В широком божьем поле; Тебя он прядать научил, Играть, скакать по воле! Тютчев. Конь

морской).

Группа понятийных признаков в структуре концепта воля многоаспектна. Обратимся к анализу дефиниций репрезентанта концепта в толковых словарях с целью выявления соответствующих понятийных признаков.

Первое значение слова воля: «1. Психическая способность человека сознательно регулировать свое поведение, управлять своими действиями, направленными к достижению поставленной цели» [БАС, 2005. С. 117]. Этот понятийный признак предполагает сценарное выражение, где у воли есть разные цели - жизнь: воля жить; воля к жизни (Видимо, она потеряла мужа на войне или так умер, от болезни, и постепенно ослабела воля к жизни, тётка Пелагея махнула рукой на избу, на порядок в избе: дни идут, сама целый день на работе. Солоухин. Чёрные доски), победа: выявилась / проявилась коллективная воля к победе; воля к победе (Здесь не было заслуги отдельного лица, и здесь выявилась коллективная воля к

победе. Фурманов. Чапаев).

Человек может сознательно регулировать эту способность: он может лишить себя воли (Но и этого недостаточно: нужно лишить себя воли, подчинив её уже достигшему духовного совершенства и вме-

стывшему в себя бога. Мельников-Печерский. Тайные секты) или (по)терять волю (Но иногда, в течение нескольких дней и ночей, сгорал, томился, терял волю, — с удивлявшей меня непоследовательностью, совершенно неожиданно, делал не то, что хотел и должен был делать. Бальмонт. Ливерпуль).

Эта психическая способность по-другому называется «духовная сила человека как свойство его характера, проявляющаяся в умении быть последовательным в своих решениях, поступках и т. п., сохранять самообладание в различных ситуациях» [БАС, 2005. С. 117]. Воля — это и есть характер человека (Волюшки у вас, милостивый государь, нет, характера - вот в чём дело! Писемский. Тысяча душ). Характер-волю воспитывают (воспитание воли), воля-характер может просто отсутствовать (отсутствие воли; безволие). Воля — духовная сила (сильная воля; сила воли; усилие воли; женщина сильной воли; могучая воля; слабая воля) — не имеет границ, характеристики человека с такой силой — неуспокоенность, неугомонность (В помутившихся отупелых глазах черкеса то застывала смертельная тоска, то вдруг рождалась неуёмная воля жить.

Шишков. Угрюм-река).

Воля — это внутренний стержень, твёрдость характера (сколько в ком воли; несгибаемая воля, высок.; несокрушимая воля, высок.; (не) сломить волю и мужество кого; Но эти испытания не сломили волю и мужество писательницы. Полевой. Встречи на перекрёстках; И вы посмотрите на неё теперь: сколько в ней воли, как она твёрдо переносит свои страдания! А. Островский. Бедная невеста; В нём и следа не было того, что называется волей и характером. Тургенев. Затишье; Встречаются у нас ещё люди инертные, вялые, у которых нет ни определённых целей в жизни, ни твёрдой воли. Кочетов. Журбины).

Такой внутренний стержень ассоциируется с гордостью — гордая воля (Самая тишина и неподвижность его [моря] не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек всё видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды. Гончаров. Обломов) и неким рассеянным количеством силы (собрать всю волю в кулак). Эту силу трудно собрать воедино («Теперь или никогда», - подтал-

кивала она [Анфиса] свою волю, но не желая сгрудить её в один удар, воля безвольно растекалась средь путаных Анфисиных тропинок. Шишков. Угрюм-река), для этого необходимо чрезвычайное напряжение (Невероятные усилия воли растягивали промежутки на долгие месяцы... Бальмонт. Ливерпуль), вложенное в какое-то дело (Вслушиваясь в это отчаянное воззвание разума и силы, он [Обломов] сознавал и взвешивал, что у него осталось ещё в остатке воли и куда он понесёт, во что вложит этот скудный остаток. Гончаров. Обломов). Чужая внутренняя сила подавляет окружающих (Предательство - потребность рабской доли... Не преклоняй главы для сильной воли, Не расточай в толпе бесплодных слов. Раевский.

К дочери).

Инвариант этого значения: «Сознательное стремление к осуществлению, достижению чего-л.; упорство, настойчивость в достижении цели (обычно в какой-л.

деятельности)» [БАС, 2005. С. 117—118]. По-иному это называется целеустремленностью (ср.: целеустремлённая воля), переосмысляемая в метафорах движения (движение воли; ср.: [Ольга] даже видела и то... что от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно-ленивой покорности, вечной гармонии с каждым биением её пульса, но никакого движения воли, никакой активной мысли. Гончаров. Обломов). Целеустремленность требует настойчивости (настойчивая воля), упорства (упорная воля), фанатизма (фанатическая воля) и даже упрямства (упрямая воля). Такая устремленность обусловлена неким внутренним огнем, необходимым для достижения поставленной цели (В глазах сверкнула воля. И она, в свою очередь, не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Гончаров. Обломов).

Два словарных толкования «2. Желание, требование» и «3. Право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведением кого-л.; власть. Устар. решение, распоряжение» [БАС, 2005. С. 117—118] представляют уже упомянутый мотивирующий признак исследуемого концепта. Однако в этих толкованиях показано развитие этого мотивирующего признака: признак ‘желание’ расширяется до ‘требования’

‘власть’ ^ ‘решение’ ^ ‘распоряжение’

‘сила’ (Кто ж остановит вечный бег? О, сколько власти, воли, силы Себе присвоил человек, Пришлец земли, жилец могилы. Раевский. Дума). Сила-воля-власть цельная, неделимая, неразложимая на составляющие (Вся ваша воля, а только я их четвертого дня видел, как они в один дом изволили войти. Тургенев. Накануне). Чужой волей-силой невозможно управлять (А природа её ничем не обидела; тётка не управляет деспотически её волей и умом, и Ольга многое угадывает, понимает сама. Гончаров. Обломов).

В. В. Колесов пишет: «Понятие о воле изменялось в связи с переосмыслением свободы. Сначала “воля” — всего лишь желание, но желание высокое и светлое, всегда соотнесенное с Богом. Выражение по воле Божьей стало формулой высшей власти» [2000. С. 116]. Божья воля — это веление свыше, указание жизненного пути человеку, и это связано с его предназначением и судьбой (Елена возвращалась домой и долго потом думала о нищих, о божьей воле; думала о том, как она вырежет себе ореховую палку, и сумку наденет, и убежит с Катей, как она будет скитаться по дорогам в венке из васильков: она однажды видела Катю в таком венке. Тургенев. Накануне).

Власть-воля традиционно описывается в метафорах объема своей силы (Простите мне все огорчения, которые я вам причинила; это было не в моей воле. Тургенев. Накануне) и пространственной вертикали (высочайшая воля; крутая воля; крутизна воли кого), в которых скрыты древние мифы о богах — высших силах — и о пребывании богов на горах, например на Олимпе (Открытое лицо с римским носом и выдавшеюся вперёд нижнею губой выражало спесь непомерную и крутую волю, никогда и ни в чём не знавшую противоречия. Мельников-Печерский. Старые годы). Этот же миф прочитывается в метафоре «воля — камень» (каменная воля; монолитная воля; твердокаменная воля; Но воля Петра будто окаменела. А. Толстой. Пётр Первый; ср.: твёрдость воли; твёрдая воля).

Мотивирующий признак ‘свобода’ трансформировался в сознании носителей языка. В словаре эти изменения представлены так: «4. Свобода, независимость. // Устар. Манифест 1861 г. об отмене крепостного права; освобождение от крепостной зависимости в соответствии в этим манифестом. // Разг. О жизни, пребывании вне какого-л. учреждения, учебного заведения и т. п. со строги-

ми порядками, дисциплиной» и «5. разг. Простор, раздолье» [БАС, 2005. С. 117—118]. Другими словами, ‘свобода’ — это ‘внутреннее состояние / чувство независимости’ и ‘пространственная неограниченность’. Категоризация в таком случае происходит через признаки имущества и размера, а это уже проявление материальной составляющей воли (Ей бы стоило дать себе крошечку воли, и полились бы у нее сладкие, нескончаемые слезы. Тургенев. Накануне).

Чувство независимости, внутреннее ощущение свободы выражается в метафорах непреклонности, в основе которой «прочитываются» ритуальные действия поклона и коленопреклонения (Непреклонность воли Инсарова была уже прежде известна Берсеневу; но только теперь, находясь с ним под одной кровлей, он мог окончательно убедиться в том, что Инсаров никогда не менял никакого своего решения, точно так же как никогда не откладывал исполнения данного обещания. Тургенев. Накануне). Поклон — символ уважения, преклонение колен — символ подчинения, непреклонность выражается в гордой осанке (отсюда высшая оценка красоты человека в древнерусской культуре — стать). Вольный человек — не гнет спину и не склоняет головы не перед кем (несгибаемая воля).

Профессор В. В. Колесов пишет: «Воля до XVII в. ... находится в полном распоряжении Бога, и все пребывают согласно “воле Божьей”, в остальном до-воль-ные тем, что имеют. Воля небесная идеальна в отношении к очерченной земными пределами свободе. Свое-волен человек в своей сво-бо-де, и этого до-воль-но, ведь воля довъл-еет сверху, и человек не в силах ее одолеть. Естественная природность свободы противопоставлена давлению сакральной воли» [Колесов, 2006. С. 463].

Воля — это духовная, божественная сила в человеке, скрытая порой и от него самого. Если человек осознает эту силу в себе — у него получаются превосходные результаты в своей многотрудной деятельности. Если удается этой силой управлять и направлять ее в нужное русло — это высшая степень контроля над своей жизнью и своими поступками, постижения Бога в себе. Эту степень трудно достичь, потому что не всем понятно, как это сделать. Воля — это осознанная и контролируемая внутренняя божественная стихия. Воля имеет разные формы

своего проявления: воля может быть желанием (и тогда она связана в том числе и с удовольствиями), воля может быть свободой — и тогда это определение собственного социального статуса в мире людей, независимость, власть над своей жизнью.

Первоначальная двуединость воли выражалась в идее слияния Божьего промысла и личного желания: тот волен делать что-то, кто проникся сознанием своего предназначения и готов к его исполнению. «Случайного нет, все поступки человека по воле богов, и нам только кажется, что мы совершаем их по своей воле» [Колесов, 2000. С. 118]. Высокий смысл воли (как выражение веления высших сил — богов) постепенно принижается, доходя до значения «проявление личной силы». При этом, правда, все же сохраняется представление о том, что воля — духовная сила духа (а Дух — это третья ипостась христианской Троицы), проявляющаяся в физическом мире связь человека с Богом.

Воля в русском сознании ассоциируется с контролем над своими желаниями, целеустремленностью, самой энергией устремления — силой духа. При этом к воле примешивается идея властности. Власть распространяется на физический мир — жизнь каждого в социуме — и ментальный мир, в котором мысль и действие неразрывны между собой. Ментальный и социальный миры, в свою очередь, взаимосвязаны и взаимообусловлены: решение и распоряжение — это и есть воля властителя.

Исходное понимание воли как проявление судьбы в жизни человека определяет нравственную ее составляющую (свобода

воли - свобода совести), наличие Бога в человеке. Причастность человека к миру небесному, из которого все пришли и все в него вернутся (тот свет - это и есть небесный мир), позволяет каждому исполнить свое предназначение на Земле, свершить волю небес.

Список литературы

БАС - Большой академический словарь русского языка. М.; СПб.: Наука, 2005. Т. 3.

С.117-119.

Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. Серия «Филология и культура». СПб., 2000. 326 с.

Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006. 624 с.

Пименова М. В. Этногерменевтика языковой картины внутреннего мира. Серия «Этногерменевтика и этнориторика». Кемерово: Landau, 1999. Вып. 5. 262 с.

Пименова М. В. Проблемы когнитивной лингвистики и концептуальных исследований на современном этапе // Ментальность и язык: Коллект. моногр. / Под ред. М. В. Пименовой. Серия «Концептуальные исследования». Кемерово, 2006. Вып. 7. С. 16-61.

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М.: Знак, 2003. Т. 1: А-К. 776 с.

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М.: Рус. яз., 1993. Т. 1. С. 164-165.

Материал поступил в редколлегию 08.11.2010

M. V. Pimenova

NONEQUIVALENT CONCEPTS (THE RUSSIAN CONCEPT ВОЛЯ AS AN EXAMPLE)

The article presents an analysis and description of nonequivalent concepts (the Russian concept воля as an example). Keywords: mans' inner world, conceptual metaphor, concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.