Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ ВОДА В РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ'

КОНЦЕПТ ВОДА В РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
893
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ ВОДА / ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ПАРЕМИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фоменко Ирина Борисовна

Цель исследования - выявить семантические и лингвокультурные компоненты, входящие в семантическую структуру концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира. Научная новизна исследования состоит в том, что в данной статье рассмотрены компоненты концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира на семантическом и культурно-семантическом уровнях в сопоставительном аспекте. В работе приводятся результаты анализа фразеологических единиц, пословиц, поговорок двух сопоставляемых языков, выделены общие и отличительные компоненты концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT WATER IN RUSSIAN AND CHINESE PHRASEOLOGICAL UNITS, PROVERBS AND SAYINGS

The aim of the study is to identify the semantic and linguocultural components of the semantic structure of the concept WATER in Russian and Chinese linguistic pictures of the world. The scientific originality of the research lies in the fact that the article examines the components of the concept WATER in Russian and Chinese linguistic pictures of the world at the semantic and cultural semantic levels in comparative aspect. The article presents the results of the analysis of phraseological units, proverbs and sayings of the two compared languages, reveals common and distinctive components of the concept WATER in Russian and Chinese linguistic pictures of the world.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ ВОДА В РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ»

rpomOTQ Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2021. Том 14. Выпуск 10. С. 3229-3236 | 2021. Volume 14. Issue 10. P. 3229-3236

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

EN

Концепт ВОДА

в русских и китайских фразеологизмах, пословицах и поговорках

Фоменко И. Б.

Аннотация. Цель исследования - выявить семантические и лингвокультурные компоненты, входящие в семантическую структуру концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира. Научная новизна исследования состоит в том, что в данной статье рассмотрены компоненты концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира на семантическом и культурно-семантическом уровнях в сопоставительном аспекте. В работе приводятся результаты анализа фразеологических единиц, пословиц, поговорок двух сопоставляемых языков, выделены общие и отличительные компоненты концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира.

Concept WATER

in Russian and Chinese Phraseological Units, Proverbs and Sayings

Fomenko I. B.

Abstract. The aim of the study is to identify the semantic and linguocultural components of the semantic structure of the concept WATER in Russian and Chinese linguistic pictures of the world. The scientific originality of the research lies in the fact that the article examines the components of the concept WATER in Russian and Chinese linguistic pictures of the world at the semantic and cultural semantic levels in comparative aspect. The article presents the results of the analysis of phraseological units, proverbs and sayings of the two compared languages, reveals common and distinctive components of the concept WATER in Russian and Chinese linguistic pictures of the world.

Введение

Выбор темы исследования обусловлен тем, что языковая картина мира является объектом исследований многих современных ученых, изучение которой продиктовано как развитием лингвистики в целом, так и ее отдельных направлений, в частности лингвокультурологии. Концепт как носитель культурной информации того или иного народа объединяет весь спектр системы концептуальных понятий и научных воззрений. Многие концепты изучаются в сопоставительном аспекте на языковом материале двух или трех национальных культур, что позволяет выявлять особенности, сходства и различия миропонимания народов-носителей разных языков. Обращаясь к рассмотрению концепта ВОДА, мы сопоставляем «этнокультурный профиль» восприятия этого концепта носителями языка в русской и китайской языковых картинах мира и выявляем особенности его восприятия носителями языка на культурно-семантическом уровне. Все вышеизложенное обусловливает актуальность настоящего исследования.

В работе были поставлены следующие задачи:

- описать лексикографическую интерпретацию концепта ВОДА в русском и китайском языках;

- выявить культурно-семантические компоненты концепта ВОДА на материале устойчивых выражений русского и китайского языков;

- выявить сходства и различия в понимании сущности концепта ВОДА в русском и китайском мировосприятии.

В работе были использованы следующие методы исследования: метод концептуального анализа; метод контекстуального анализа; сравнительно-сопоставительный метод, способствующий выявлению универсальных и национально-специфических особенностей концептов в двух языках и культурах.

Теоретической базой исследования послужили труды о проблемах когнитивной лингвистики, в частности о соотношении понятий «значение слова» и «концепт» Н. Н. Болдырева (2001), работы по лингвокультурологии

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil210519

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

В. А. Масловой (2004), Ю. С. Степанова (2004), публикации Г. А. Абыкановой (2011), В. Л. Ибрагимовой, Ван Чуньму (2017) о концепте ВОДА в русском языке, исследования Янь Жуйтин (2020), Яо Сюе, Ян Хайюнь, И. Я. Пак (2014) о концепте ВОДА в китайском языке и др.

Практическая и научная значимость исследования заключается в том, что результаты работы можно использовать в педагогической деятельности для совершенствования образовательного процесса, в том числе в лекционных курсах и на практических занятиях по лингвистическим дисциплинам «Лингвокультурология», «Сравнительная культурология», «Фразеология», которые преподаются в бакалавриате и магистратуре (направление подготовки 45.03.02 и 45.04.02 - «Лингвистика», профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации»), а также в лексикографической практике по составлению словаря базовых концептов.

Основная часть

Термин «концепт» занимает важное место в языковой картине мира. Система концептов представляет собой картину мира (мировоззрение), отражает понимание человеком действительности. Концепт охватывает все содержание слова: значение и коннотацию, отражая представление носителя данной культуры о различных явлениях, стоящих за словом. В русской языковой картине мира концепт ВОДА занимает важное место, так как вода - это необходимое условие выживания человека на Земле.

Лексема «вода» в русском языке является многозначной, в толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова приведено 9 значений: вода - это 'прозрачная, бесцветная жидкость, которая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода'; 'водная поверхность'; 'пространство, покрытое водой: реки, озера и болота'; 'струи, волны моря, реки (поэт.)'; 'напиток минеральный, газированный или фруктовый'; 'целебные минеральные источники', 'курорт с минеральными источниками'; 'многословие при бедности мысли (разг. ирон.)'; 'качество драгоценного камня, определяемое степенью чистоты и игры'; 'околоплодные воды' (Толковый словарь русского языка, 2017) (в словаре С. И. Ожегова 'жидкость, заполняющая защитную оболочку плода' (Ожегов, Шведова, 2013)).

Номинация «вода» в русском языке является именем существительным женского рода. Корень -вод- в русском языке является производящим для существительных, прилагательных и глаголов, образует:

1. Существительные: вод-иц-а, вод-ич-к-а, вод-ин-а; вод-ян-к-а (при некоторых болезнях: скопление жидкости в полостях и тканях тела), вод-н-ик (рабочий водного, речного транспорта), при помощи приставки и суффикса на-вод-нение, па-вод-ок (Тихонов, 2014).

2. Сложные существительные с инфиксом -о-: водонагреватель, водопад, водоросль, водопровод, водомер, водолей, водопой, водокачка, водоем, водолаз, водосвятие, водохлеб, водохранилище (Тихонов, 2014).

3. Прилагательные с суффиксами -н-, -ян-, -ист- и инфиксом -о-: водный, водяной, водянистый; водоемкий, водовозный, водовыпускной, водолазный, водомерный, водоохранный, водопроводный (Тихонов, 2014).

4. Глаголы: наводнять: затоплять водой какое-либо пространство; обезвоживать: удалять воду откуда-либо, из чего-либо; лишать воды кого-либо, что-либо (Тихонов, 2014).

Слово «вода» образует словосочетания, вступает в синтагматические связи с прилагательными, существительными и глаголами:

1. С прилагательными: живая вода, мертвая вода, техническая вода, родниковая вода, минеральная вода, холодная вода, горячая вода, чистая вода, ледяная вода, теплая вода, морская вода, святая вода, пресная вода, дождевая вода, питьевая вода, соленая вода, прохладная вода, живая вода, грязная вода и др. (Даль, 1989; Лопатин, Лопатина, 2013; Ожегов, Шведова, 2013; Тихонов, 2014; Толковый словарь русского языка, 2017), которые можно объединить в 3 группы: по использованию (техническая, живая, питьевая и др.); по источнику (речная, дождевая, морская, родниковая, колодезная и др.); по качеству (мягкая, жесткая, перегнанная, газированная, соленая, пресная и др.).

2. С существительными: воды реки, вода озера, вода океана, воды моря, вода залива, вода комнатной температуры, вода источника, воды земли, вода канала, вода ручьями, вода цвета неба, воды потопа, вода струйками, вода потоками, стакан воды, поверхность воды, потоки воды, струи воды, ведро воды, шум воды, капли воды, бутылка воды, количество воды, уровень воды, у кромки воды, плеск воды, запасы воды, глоток воды, толща воды и др. (Даль, 1989; Лопатин, Лопатина, 2013; Ожегов, Шведова, 2013; Тихонов, 2014; Толковый словарь русского языка, 2017), которые по структуре можно разделить на 2 группы: главное слово в сочетании (вода озера, вода залива, вода источника и др.); зависимое слово в сочетании (стакан воды, поверхность воды, потоки воды, ведро воды, шум воды, капли воды, бутылка воды и др.).

3. С глаголами: вода закипит, вода поднялась, вода спала, вода остыла, вода ушла, вода прибывала, вода течет, вода бурлила, вода кипела, вода вскипела, вода испаряется, вода кончилась, вода отступила, вода успокоилась, пить воду, залить водой, упасть в воду, смотреть на воду, погружаться в воду, уйти под воду, войти в воду, выйти из воды, включить воду, прыгнуть в воду, опустить в воду, броситься в воду, принести воды, идти по воде, набрать воды и др. (Даль, 1989; Лопатин, Лопатина, 2013; Ожегов, Шведова, 2013; Тихонов, 2014; Толковый словарь русского языка, 2017), которые можно объединить в 2 группы: вода - субъект действия (вода закипит, вода поднялась, вода забурлила, вода течет, вода испаряется, вода закончилась и др.); вода - объект действия (пить воду, смотреть на воду, погружаться в воду, включить воду, набрать воды и др.).

Таким образом, в русской языковой картине мира номинация «вода» является общеупотребительной, многозначной ('жидкость', 'пространство', 'струи', 'напиток', 'целебные источники' и др.); вступает в синтагматические (природная, живая, горячая вода и др.) и деривационные отношения (вода - водник - водяной и др.), символизирует источник жизни.

Концепт ВОДА находит свое отражение в устойчивых единицах языка, пословицах и поговорках. Пословица - душа каждой культуры. Пословицы передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Знакомство с фразеологизмами, пословицами и поговорками позволяет глубже понять историю народа, его отношение к человеческим достоинствам и недостаткам, специфику мировоззрения. Нравоучения, которые содержатся в паремиях, обычно очень просты и всегда актуальны, ценности, которые они отражают - вечные ценности.

Фразеологические единицы представляют собой сочетания слов, компоненты которых настолько связаны друг с другом, что значение целого не выводится из совокупности значений входящих во фразеологизм компонентов. Фразеологизм (далее - ФЕ) - основная, сложная, многоаспектная единица современной фразеологической системы, которую трудно выделить из общего числа слов, а тем более - словосочетаний. Основной единицей фразеологизм назван потому, что кроме него к фразеологической системе часто относят, во-первых, часто повторяемые в одном и том же виде словосочетания, из которых отдельные компоненты могут находиться в стадии фразеологизации и через какое-то время приобрести главные различительные признаки фразеологизмов; во-вторых, в круг фразеологических единиц включают такие устойчивые обороты, которые прямого отношения к фразеологическому составу не имеют (например, крылатые выражения, цитаты, пословицы и т.д.). По традиции они включаются как неразличимые единицы и в современные словари.

Проанализировав собранный материал, мы разделили фразеологизмы с компонентом «вода» на 3 группы.

1. Эмоции и чувства человека.

К этой группе мы относим фразеологизмы с компонентом «вода», выражающие эмоциональное состояние человека, испытывающего чувство равнодушия и безразличия, смущения и стыда, отчаяния и безнадежности. Например, как с гуся вода - говорится о реакции человека, выражающей его безразличное, равнодушное отношение к чему-либо (равнодушие, безразличие); как в воду опущенный - о подавленном, удрученном чем-либо человеке, имеющем унылый вид (отчаяние, безнадежность) и др. (Федоров, 2002).

2. Качества характера и индивидуальные особенности человека.

К данной группе мы отнесли фразеологизмы с компонентом «вода», выражающие качества характера человека - решительность, смелость, ловкость и хитрость, опытность, беспринципность, проницательность, замкнутость, скромность, корыстность и др.: пройти сквозь огонь, воду и медные трубы; мутить воду; ловить рыбу в мутной воде; как в воду глядел; как воды в рот набрал; воды не замутит; тише воды, ниже травы; утопить в ложке воды; выйти сухим из воды; и концы в воду и др. (Федоров, 2002). Например, идти в огонь и в воду -говорится о человеке, который был в состоянии совершить любой смелый поступок, предпринять любые самоотверженные действия, не раздумывая (качества - решительность, смелость); выйти сухим из воды - о хитром, ловком, часто непорядочном человеке (ловкость, хитрость); возить воду - взваливать на кого-либо тяжелую, непосильную работу (корыстность) (Федоров, 2002).

3. Характеристика явлений и ситуаций.

Фразеологизмы данной группы характеризуют свободу действий, сходство, единство, дружбу, безысходность, разоблачение, неопределенность и неизвестность, родство, бедность, содействие, правду и истинность, подлинность, быстротечность времени, напрасный труд и др.: что хоть в воду; выводить на чистую воду; как в воду канул; вилами по воде писано; темна вода во облацех; седьмая (десятая) вода на киселе; сидеть на хлебе и на воде; лить воду на мельницу; чистой воды, много воды утекло; носить воду решетом, толочь воду в ступе; буря в стакане воды и др. (Федоров, 2002). Например, как рыба в воде означает свободно, непринужденно чувствовать себя, вести себя, действовать в каком-либо обществе, в какой-либо среде (свобода действий); водой не разольешь (Федоров, 2002) говорится о большом согласии, дружбе, единстве людей (единство, дружба).

В русской картине мира вода считалась опорой, на которой держится земля, а также источником жизни и средством магического очищения. Сохранились свидетельства во многих памятниках письменности о почитании водных источников древними славянами. У восточных славян поклонение священным источникам связывалось с именем св. Параскевы Пятницы, являющейся покровительницей водной стихии. У западных славян вода часто использовалась в любовной магии: девушки ходили к воде, чтобы обеспечить себе успех у парней. В традиционных обращениях, адресованных воде, представлен ее женский образ, наделенный личными именами (Ульяна, Елена, Ердана), постоянными эпитетами и характеристиками (милая, чистая, быстрая, Богова сестрица и т.д.). (Даль, 1989; Жуков, 1991).

В народной культуре воду наделяли целительными свойствами, водой излечивали болезни, изгоняли бесов и очищали от скверны (Чистая вода для хвори беда (Даль, 1997)). Считалось и до сих пор считается, что освященная в день Крещения вода становится здоровой, целебной, способной излечивать болезни. В русской языковой картине мира вода является главным источником жизни, в устойчивых единицах языка именуется жизнью, матерью, сестрицей, царицей (Даль, 1997). Вода также имеет свойство символа истинности, чистоты, является источником гармонии, спокойствия. Поскольку вода жидкая, она также используется для обозначения течения времени. «Много воды утекло», - говорится тогда, когда прошло много времени, произошло много перемен. Стихийные явления природы, такие как наводнение, придают воде символическое значение страданий и несчастий. В русском языке ФЕ как будто холодной водой окатить означает «привести в замешательство кого-л. Сообщить кому-л. о внезапном несчастье» (Большой фразеологический словарь..., 2006). В русской

языковой картине мира находим определения живой и мертвой воды. Причем обе формы воды активны. Мертвая вода в русских сказках, как и живая, обладает целительными свойствами: заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченное тело, но еще оставляет его мертвым, не оживляет его. Оживляющим эффектом обладает только живая вода (Ибрагимова, Ван Чуньму, 2017, с. 138). Вода в народной культуре осознавалась как материя, вещество, обладающее целым рядом качеств, свойств, главные из которых гибкость, пластичность, что нашло отражение в паремиях (Еду, еду - следу нету; режу, резку - крови нету; рублю, рублю - щепок нету (о воде); Воду толочь - вода и будет. Вода дырочку найдет), динамизм (Кайся, а вода ушла; Вода все кроет, а берег роет), непостоянство (Водяной пузырь недолго стоит. С огнём не шути и воде не верь) (Даль, 1997; Жуков, 1991).

В пословицах и поговорках русского народа концепт ВОДА имеет следующие культурно-семантические компоненты:

1. Вода - источник жизни.

Была бы водица, а зелень зародится. Всяк несет уста, где вода чиста. Где вода есть, там и саду цвесть. Покуда есть хлеб да вода — все не беда. Хлеб вскормит, вода вспоит. Хлеб да вода — молодецкая еда. Пей воду - вода не смутит ума и др. (Даль, 1997; Жуков, 1991).

2. Вода - драгоценность, богатство.

Богато живем - сполна воду пьем. Вода дороже золота. Богатство - вода: пришла и ушла и др. (Даль, 1997; Жуков, 1991).

3. Вода - сильная, мощная, независимая и загадочная стихия.

Вода запруды ломает. Вода и землю точит, и камень долбит. Вода и мельницу ломает. Вода камни точит. Вода плотину рвет. Большая вода - большая беда. Мир силен, как вода. Вода сама себе царь. Огонь - царь, водица-царица. Вода всему госпожа, воды и огонь боится. Вода сама себе путь проложит (Даль, 1997; Жуков, 1991).

4. Вода - источник бед и несчастий.

Большая вода - большая беда. Упадешь в воду - сухим не выйдешь. С огнем не шути и воде не верь. Что в воду упало, то пропало. Не зная броду, не лезь в воду. Жди большой беды от лихой воды. В тихой воде омуты глубоки (Даль, 1997; Жуков, 1991).

Таким образом, большая часть фразеологизмов со словом «вода» в русском языке характеризует явление или ситуацию, меньшая часть ФЕ - качества характера человека, его эмоции и чувства. В русской языковой картине мира концепт ВОДА имеет культурно-семантические составляющие: источник жизни, богатство, драгоценность, сильная, мощная, независимая и загадочная стихия, источник бед и несчастий.

В китайском языке слово «Ж» (shui) (вода) имеет 6 значений: 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, которая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода: ЖШ (shui di) -«капля воды» (здесь и далее перевод автора статьи. - И. Ф.), Жв (shui dao) - «рис». 2. Общий термин для рек, озер и морей. Например: ШЖ (xiangshui) - «река Сянцзян». 3. Сок, жидкость. Например: Ш Ж (tang shui) - «суп». 4. Заработная плата. Например: ^Ж (xin shui) - «жалование». 5. Доход кроме заработной платы. Например: ^Ж (waishui) - «дополнительный доход». 6. Фамилия. Например: Ж^й (shui jun yi) -«Шуй Цзюнь» 2016).

В китайском языке слово «Ж» (shui) вступает в словообразовательные связи, но «Ж» (shui) в составе других иероглифов обозначается ключом «у » (shui) . Например: М (he) - «река», Ш (hai) - «море», # (yang) - «океан», Ж (chi) - «пруд», Ш (di) - «капать, капля».

Иероглиф «Ж» (shui) / ключ « у » входит в состав сочетаний, обозначающих признак предмета, предмет, действие. Например, прилагательные: МЙЙ (qingchede) прозрачный, Ул^Й (jiejingde) чистый, (lengbingde) холодный, сочетания: МЙЙЖ (qingchedeshui) прозрачная вода, (gantiandeshui) сладкая

вода, Уп^ЙЖ (jiejingdeshui) чистая вода, (lengbingdeshui) холодная вода и др.; существительные:

ЖТ (shuixia) под водой, Жй (shuizhu) капелька, Ж® (shuiwei) уровень воды, (shuidianzhan) гидроэлек-

тростанция; глаголы: ^Ж (heshui) пить воду, ^Ж (dashui) накачивать воду, ШЖ (daoshui) выливать воду, ЯЖ (sashui) обрызгивать водой, ШЖ (jiaoshui) полить водой и др. 2016).

В китайском языке слово «Ж» (shui) встречается во многих фразеологических единицах, пословицах и поговорках. Устойчивые сочетания с компонентом «вода» в китайском языке мы также разделили на 3 группы: ФЕ, обозначающие эмоции и чувства человека, обозначающие качества характера, характеризующие явления и ситуации.

1. Эмоции и чувства человека:

(yin shui si yuan) буквально «пьешь воду, помни об источнике» - так в китайской культуре говорят о человеке, который благодарен, помнит добро (испытывает чувство благодарности). ФЕ ^Ж^А (qiu shui yi ren) - «вспоминать старых друзей, видя знакомый пейзаж» передает грусть и тоску человека (Готлиб, Му Хуаин, 2019). О человеке, который сохраняет спокойствие и не поддается эмоциям даже в трудной ситуации, говорят ^^¿Ж (xin ru zhl shui) - (его) «сердце как стоячая вода» и др. (Ибрагимова, Ван Чуньму, 2017, с. 136).

2. Качества характера и индивидуальные особенности человека:

ФЕ Ж'МА^ (Shui shen huo re) - «вода все глубже, огонь все жарче» -передает значение «(испытать) невыносимые трудности, страдания, находиться в отчаянном положении» (терпение, выносливость). Фразеологизм ЙЙЯЖ (ji liu yong tui) - «смело выйти из быстрого потока» - означает своевременно выйти из игры; отойти в сторону; своевременно сойти со сцены в расцвете политической карьеры, что свидетельствует о таком качестве человека, как предусмотрительность. О человеке, приобретшем в ходе трудной и сложной жизни большой жизненный опыт, говорят ййША (Fu tang dao huo) - «через огонь и воду». Этот фразеологизм

синонимичен фразеологизму (ba shan she shui) буквально «идти через горы и реки», то есть испыты-

вать все тяготы пути. Идиома МЖЙ& (hun shui тоуи) - «мутить воду, чтобы поймать рыбу» - о людях, которые извлекают выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользуются какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки. ФЕ ЖЖв^ (jin shui lóu tái) - «башня у воды» - также передаёт значение «пользоваться выгодными условиями в личных интересах» (корыстность) (Готлиб, Му Хуаин, 2019).

Сочетание ЖЙЙЖ (shui xing yang hua) - «тополиный пух, скользящий по воде» - употребляют в китайском языке, когда говорят о ветреной, изменчивой женщине (легкомыслие). Красивую женщину характеризуют выражения: ЖЖ^^ (chü shui fú róng) - «бутон лотоса, появившийся из воды», и ММЖжЖ (ying ying qiu shui) - «глаза красавицы похожи на чистую воду». Эпитет ЖШ. (Shui ling) - «блестящий, красивый» - используют также, когда говорят о красоте девушки (Ибрагимова, Ван Чуньму, 2017, с. 137). Фразеологизм (qing ting dian shui) -

«стрекоза касается воды» - характеризует человека, который мало занимается, мало знает, несерьезно относится к делам (поверхностность). О добром человеке говорят (bai shui jian xin) - «душа чиста как родниковая

вода» (доброта). ФЕ ШЖ^Я (di shui bu lou) - «и капле воды не просочиться» - используется, когда человек делает все крайне тщательно, аккуратно (мастерство, аккуратность), йШ^® (yán bö täo yuan) - «по волне искать исток» (Готлиб, Му Хуаин, 2019), то есть досконально исследовать; выяснять суть дела (скрупулезность).

О неиссякаемом красноречии, находчивости, блестящей аргументации ФЕ йМ'^Ж (xuán hé xie shui) - «падающая река, струящаяся вода» и ФЕ Й^^ПЙ (ying dui rú liú) - «отвечать, как (вода) течет», то есть «свободно и непринужденно вести разговор, отвечать без запинки». Многословие и бессодержательность речи характеризует сочетание КЖЛШ (chi shui zhang bö) - «в малой воде большая волна» (Готлиб, Му Хуаин, 2019) и др.

3. Явления и ситуации:

ФЕ - «как рыба в воде» и (jiao long de shui) - «водяной дракон добрался до воды» озна-

чают свободно, непринужденно чувствовать себя, вести себя, действовать в каком-либо обществе, в какой-либо среде (свобода действий) (Готлиб, Му Хуаин, 2019).

ЖДХШ (shui ru jiao rong) - «вода и молоко сливаются» - означает «сильно сдружиться». Во фразеологизме ^^¿Х^^ПЖ (jun zi zhi jiao dan ru shui) - «дружба благородных мужей чиста, как горная вода» - говорится о настоящей дружбе, сравнивается с чистой водой. ФЕ (tao hua tan shui) - «вода в пруду и персиковый цвет» - о глубокой, истинной, крепкой дружбе (Готлиб, Му Хуаин, 2019).

Фразеологизм (shui luo shí chü) - «вода ушла - камни выступили» имеет значение «стать очевидным;

проясниться», а ФЕ ЖйЖ^ (shan qiong shui jin) - «горы закончились, воды иссякли» - означает полную безвыходность положения, крайнюю нужду. О несчастном случае, повлекшим за собой смерть человека, неожиданной смерти ФЕ ЖшМб (shän gäo shui di) - «горы высоки, воды глубоки». В китайском языке о неожиданном повороте событий, происшествии, неприятности говорят: ТЙМШ (píng di feng bö) - «на ровном месте - ветер и волны» (Готлиб, Му Хуаин, 2019).

Фразеологизм ШЖЙ^ (si shui liu nian) - «год как текущая вода» - используется, когда говорят об уходящем времени. ФЕ (xíng yún liú shui) - «плывущие облака и текущие воды» - когда говорят о скоротечности событий, времени. Время сравнивается с водой - Ш Ж ^ Ф (si shui nian hua) «время течет, как вода» - об уходящих годах. Об этом и ФЕ (liu shui wu qing) - «у бегущей воды нет чувств», то есть время беспощадно, его не остановишь, не вернешь (Готлиб, Му Хуаин, 2019).

Когда человек делает что-либо заведомо впустую, без результата, говорят: (перевод: «в бамбу-

ковой корзине носить воду»). То же значение имеют фразеологизмы (bei shui che xin) - «чашкой воды

(тушить) воз с валежником» и (shui zhong lao yue) - «ловить Луну в воде», ШЖШ^ (hua shui lou bing) -

«рисовать на воде, делать гравюру на льду», (häi di läo zhen) - «искать иголку на дне морском», то есть

бесполезная трата сил; тщетная попытка, напрасный труд (Готлиб, Му Хуаин, 2019; 2016).

ФЕ М^^Ж (wang chuän qiü shui) - «глядеть на осеннюю воду» - означает ожидание, надежду и мечту (Готлиб, Му Хуаин, 2019; 2016).

В китайском языке имеются фразеологизмы с компонентом «вода», характеризующие опасность, случайность, уничтожение и разрушение, мастерство, медлительность, непрерывность: Например, (hong shui meng shou) буквально «страшные паводковые воды и нашествия диких зверей» - означает величайшее зло (опасность), то же значение у ФЕ Ш H^^.^SÄÄ (chéng mén shi huö, yäng jí chí yú) - «когда городские ворота охватывает пожар, рыбе в пруду приходится плохо», то есть быть впутанным в несчастье; ни за что пострадать (Готлиб, Му Хуаин, 2019; 2016).

Фразеологизм ЖйЖ^ - «высокие горы и опасная вода» - означает преграды и препятствия на пути. Опасность означают и сочетания Ж^Ж^ (shui huo wu qing) - «огонь и вода безжалостны», пожар и наводнение - страшные стихийные явления, уничтожающие все на своем пути (shui shen huo re) - «в пучине вод и в ярости огня», используется тогда, когда люди находятся в крайне опасном положении (Готлиб, Му Хуаин, 2019; 2016).

Фразеологизм ЙЖЙЖ (gao shan liu shui) - «высокие горы, текущие воды» используют, когда говорят о высоком искусстве исполнения музыкального произведения (мастерство). Когда есть условия, дело завершится успехом, об этом ФЕ ЖЯ®^ (shui dao qú chéng) - «вода пришла, русло готово», что означает «придет время -все устроится», потому что нахлынувшая вода сама прокладывает себе русло. О заслугах человека, славе, оставшейся в веках ФЕ ЖйЖ^ (shän gäo shui cháng) - «горы высоки, реки длинны» (Готлиб, Му Хуаин, 2019;

2016).

В китайских фразеологизмах уделяется внимание таким свойствам воды, как чистота, сила и красота:

ФЕ ЙЖ^'' (bai shui jian xin) - «чистая вода может озарить души людей» и Е'МиЖ (chén xin rú shui) -«душа подданного как чистая вода» - о честности и искренности подчиненного (чистота). ФЕ Ж Ш 5 В? (shui di shí chuan) - «вода камень точит» (сила). # ill Ш Ж (qing shan lü shui) - «зеленые поросшие лесом горы и зеленые изумрудные воды» - о красивом пейзаже (красота) (Готлиб, Му Хуаин, 2019; 2016).

Таким образом, большая часть фразеологизмов с компонентом «вода» в китайском языке через какое-либо образное представление характеризует то или иное явление или ситуацию, меньшая часть ФЕ - качества характера человека, его эмоции и чувства. Вода соотносится с женским образом, в китайской культуре чаще в роли объектов сравнения выступают камни, горы, реки.

Заключение

Концепт ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира является многозначным и многокомпонентным. В китайском языке имеются значения 'оплата труда', 'дополнительный доход', 'фамилия человека', в русском - 'многословие' и 'курорт с минеральными водами'. Проанализировав концепт ВОДА в русском и китайском языках, мы выделили общие культурно-семантические составляющие концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира:

1. Вода - источник жизни.

В устойчивых единицах русского языка именуется жизнью, матерью, сестрицей, царицей. Например: Хлеб -батюшка, а водица - матушка. Где вода, там и жизнь. Вода ход жизни дает. Вода - Богова сестрица. Вода -царица и др. В китайском языке в сочетании #Й$0Ж (mu ai ru shui) буквально «материнская любовь как вода» говорится о великой чистой искренней материнской любви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вода - символ чистоты, истинности и искренности.

Эти значения передают ФЕ чистой воды, выводить на чистую воду, как в воду глядел и др. Похожее значение имеет китайский фразеологизм (shui luo shí chü) - «вода ушла - камни выступили», который имеет

значение «стать очевидным; проясниться»; также значение «раскрывать; разоблачать».

3. Вода - источник несчастья, хитрости, обмана.

В русском языке это значение передают сочетания «мутная вода» и «мертвая вода», ФЕ мутить воду, ловить рыбу в мутной воде и др. В китайском языке фразеологизм —^^Ж (yi tan si shui) буквально «пруд с мертвой водой» свидетельствует о ситуации регресса. В русском языке ФЕ «гак будто холодной водой oкaтить» (аналог в китайском: (ро leng shui) буквально «облить холодной водой») означает «привести

в замешательство кого-л. Сообщить кому-л. о внезапном несчастье».

4. Вода - источник грусти и подавленного настроения.

Русский фразеологизм «как в воду опущенный» используется по отношению к человеку, который находится в состоянии душевной подавленности. Китайская ФЕ ^Ж^А (qiu shui yi ren) - «вспоминать старых друзей, видя знакомый пейзаж» - передает грусть и тоску человека.

5. Вода - метафора течения времени.

Много воды утекло говорится в русском языке тогда, когда прошло много времени, произошло много перемен. В китайском языке фразеологизм (si shui liu nian) - «год как текущая вода» - используется, когда говорят об уходящем времени, ФЕ^тй'ЙЖ (xíng yún liú shui) - «плывущие облака и текущие воды» - когда говорят о скоротечности событий, времени. Время в китайской языковой картине мира часто сравнивается с водой. Например, ФЕ ^Ж^^ (si shui nian hua) - «время течет, как вода» - об уходящих годах. Об этом и ФЕ ЙЖЖ^ (liu shui wu qing) - «у бегущей воды нет чувств», то есть время беспощадно, его не остановишь, не вернешь.

6. Вода - нечто бессмысленное, бесполезное, лишенное содержания.

Например, фразеологизм лить воду и сочетание много воды в русском языке означает многословие и бессодержательность, в китайском языке похожее значение имеет фразеологизм КЖ^Й (chi shui zháng bo) -«в малой воде большая волна». Фразеологизм ^Й^Ж (qing ting dian shui) - «стрекоза касается воды» характеризует человека, который мало занимается, мало знает, несерьезно относится к делам. В русском языке ФЕ толочь воду в ступе - заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время - близок по значению с китайскими фразеологизмами (shui ztong ко yue) - «ловить Луну в воде» и ШЖШ^ (hua shui lou bing) -«рисовать на воде, делать гравюру на льду», (hai di lao zhen) - «искать иголку на дне морском».

7. Вода - дружба, единство людей.

Водой не разольешь / друзья не разлей вода говорят о большом согласии, дружбе, единстве людей. Этот фразеологизм имеет аналог в китайском языке ЖДЙШ (shui ru jiao rang) буквально «вода и молоко сливаются».

8. Вода - сильная, мощная стихия.

Например, в русском языке Вода запруды ломает. Вода и землю точит, и камень долбит. Вода плотину рвет. В китайском языке ЖШ5В (shui di shí chuan) и ШЖВ5 (di shui chuan shí) - «вода по капле камень точит» и «капля по капле камень точит; терпение и труд все перетрут».

9. Вода - загадочная, таинственная, магическая стихия.

Вода всегда казалась людям загадочной, полной волшебства. Русский фразеологизм как в воду глядел означает, что кто-то сумел предсказать будущее. Прозрачная вода считалась проводником в другой мир. Ее способность отражать окружающий мир представлялась необъяснимой. С этим были связаны магические

обряды и поверья в чудодейственную силу воды, которая может забрать болезнь, порчу, проклятия, несчастья, неудачи, а также подарить красоту и здоровье. Китайцы не гадали на воде, как русские, а занимались геомантией. Слово «геомантия» в китайском языке состоит из двух иероглифов МЖ (ветер и вода) «фэн-шуй». Китайцы верят, что хорошее сочетание «фэн-шуй» принесет удачу и здоровье. Отличительные составляющие концепта ВОДА В китайской языковой картине мира:

1. Вода - нежность, честность.

Китайцы сравнивают поток воды с характером человека. В результате этого сравнения люди создали множество устойчивых единиц. Например, (rou qing si shui) - «нежный как вода», ЖУп^М (shui jie

bing qing) - «вода чистая и лед прозрачный» - так китайцы говорят о высоконравственном человеке. ФЕ E'h ^Ж (chen xin ru shui) - «душа подданного как чистая вода» - о честности и искренности подчиненного.

2. Вода - красота.

Вода находится между небом и землей, неподвижная или текучая. Например, Ж^йА (shui guang jie tian) -«светлый цвет воды связан со светлым цветом неба», # ill Ш Ж (qing shan lfl shui) - «зеленые поросшие лесом горы и зеленые изумрудные воды» - о красивом пейзаже. Красивую женщину характеризует выражение: ЖЖ^^ (chu shui fu rang) - «бутон лотоса, появившийся из воды». В русской языковой картине мира:

1. Вода - родственные связи.

В русской языковой картине мира номинация «вода» входит во фразеологическое сочетание седьмая (десятая) вода на киселе, которое характеризует отношения между дальними родственниками. Это свойство отсутствует в китайской языковой картине мира.

2. Вода - самодостаточная, независимая, исцеляющая стихия.

Это нашло отражение в русских пословицах Вода всему госпожа, воды и огонь боится. Вода сама себе путь проложит и др. С древних времен славянские народы проявляли уважение к источникам воды. Во многих древнерусских письменных памятниках упоминаются жертвоприношения воде, молитвы у воды, гадания, клятвы. И по сей день люди поклоняются святым источникам. Такая вода обычно не замерзает даже зимой и жарким летом остается холодной, чистой и прозрачной. Люди пьют воду из святых источников и совершают к ним паломничество.

Таким образом, вода как реальный объект воспринимается одинаково и русскими, и китайскими людьми, соотносится с женским образом, в китайской лингвокультуре уделяется внимание таким качествам воды, как чистота, сила, красота, в русской - чистота и сила.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении национально специфических компонентов, входящих в семантическую структуру концепта ВОДА в русской и китайской языковых картинах мира.

Источники | References

1. Абыканова Г. А. Концепт «вода» в языковой картине мира // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2011. № 1 (18).

2. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. ст. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001.

3. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В. Н. Телия. М.: АСТ-Пресс-книга, 2006.

4. Готлиб О. М., Му Хуаин. Китайско-русский фразеологический словарь: около 3500 выражений. Изд-е 2-е изд., стереотип. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019.

5. Даль В. И. Пословицы русского народа. СПб.: Диамант, 1997.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Рус. яз., 1989. Т. 1.

7. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Рус. яз., 1991.

8. Ибрагимова В. Л., Ван Чуньму. Природный феномен ВОДА и его отражение в русской и китайской фразеологии // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 1.

9. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка. М.: Эксмо, 2013.

10. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. Мн.: ТетраСистемс, 2004.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: А ТЕМП, 2013.

12. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 3-е. М.: Академ. проект, 2004.

13. Тихонов А. М. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. М.: АСТ, 2014.

14. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. Д. Н. Ушакова. 2017. URL: http://ushakovdictionary.ru/ word.php?wordid=5825

15. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., 2002.

16. Янь Жуйтин. Концепт «вода» в русской и китайской лингвокультурах (на материале фразеологии) // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59. Ч. 3.

17. Яо Сюе, Ян Хайюнь, Пак И. Я. Образ воды как лингвокультурный концепт (на материале китайского языка) // Вестник науки Сибири. 2014. № 1 (11).

18. ёШШ ' Т^м. Ш—Ш ^Ж: Й^-ЕР^Ш, 2016. 1308 И (Словарь современного китайского языка / под ред. Лю Шусяна, Дин Шэншу. Пекин: Коммерция, 2016. 1308 с.).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Фоменко Ирина Борисовна1, к. филол. н. 1 Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Fomenko Irina Borisovna1, PhD 1 Pacific National University, Habarovsk

iriter@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 11.09.2021; опубликовано (published): 29.10.2021.

Ключевые слова (keywords): концепт ВОДА; фразеологические единицы; языковая картина мира; паремии; concept WATER; phraseological units; linguistic picture of the world; paroemias.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.