Научная статья на тему 'Концепт «Судьба» в современном русском языке'

Концепт «Судьба» в современном русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2028
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЬБА / ОБЪЕКТ СУДЬБЫ / ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЯЗЫК / ГЕШТАЛЬТ / THE WORD DESTINY / ASSOCIATIONS / WORLD OUTLOOK / LANGUAGE METAPHORICAL TRANSFER / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чаоцзе Лю

Концепт «судьба» существует в различных языках и культурах, в том числе широко используется в русских литературных произведениях. Понятие «судьба» имеет очень богатую коннотацию в России, оно не только отражает российский национальный характер, специфическое наполнение русской национальной личности, но и является результатом уникального взаимодействия политической, экономической и культурной составляющих российского общества. Поэтому концепт «судьба» является главным предметом изучения в научных исследованиях не только лингвистов, но и психологов, социологов, антропологов, философов. Использование гештальт-подхода позволяет интерпретировать концепт «судьба» сквозь призму другого, более понятного в русском языке представления о нем: абстрактная сущность, невидимый идеальный конструкт. Исследование концепта «судьба» с применением гештальт-подхода подтвердило наличие в современном русском языке широко известных его трактовок, таких как стечение обстоятельств, участь, жребий, доля, история существования, дальнейшее существование, будущность, а также выявило уникальные, нетипичные коллокации слова «судьба» и специфическое наполнение концепта: случайная, незнакомая, атрибут русского сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чаоцзе Лю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERPRETATIONS OF DESTINY IN CONTEMPORARY RUSSIA LANGUAGE

Based on the logical science in the world, destiny does not exist in the real world. Destiny is widely used in a variety of literary works in Russia language and literature. Interpreting the word destiny becomes the research object not only for linguists, but also for sociologist, anthropologist, and physiologist in contemporary Russia society. In the article, we use the Gestalt study approach, to discover the connotative meaning of fate in the Russian language.

Текст научной работы на тему «Концепт «Судьба» в современном русском языке»

УДК 811.161.1

Лю Чаоцзе

Южно-Уральский государственный университет, г Челябинск, Россия E-mail: liuwillam666888@mail.ru

КОНЦЕПТ «СУДЬБА» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Концепт «судьба» существует в различных языках и культурах, в том числе широко используется в русских литературных произведениях. Понятие «судьба» имеет очень богатую коннотацию в России, оно не только отражает российский национальный характер, специфическое наполнение русской национальной личности, но и является результатом уникального взаимодействия политической, экономической и культурной составляющих российского общества. Поэтому концепт «судьба» является главным предметом изучения в научных исследованиях не только лингвистов, но и психологов, социологов, антропологов, философов. Использование гештальт-подхода позволяет интерпретировать концепт «судьба» сквозь призму другого, более понятного в русском языке представления о нем: абстрактная сущность, невидимый идеальный конструкт.

Исследование концепта «судьба» с применением гештальт-подхода подтвердило наличие в современном русском языке широко известных его трактовок, таких как стечение обстоятельств, участь, жребий, доля, история существования, дальнейшее существование, будущность, а также выявило уникальные, нетипичные коллокации слова «судьба» и специфическое наполнение концепта: случайная, незнакомая, атрибут русского сознания.

Ключевые слова: судьба, объект судьбы, повседневный язык, гештальт.

Слово «судьба» является важнейшей категорией сознания, с помощью которой выстраивается концептуальная картина мира народа, поэтому данному понятию уделяется большое внимание в науке. В русских толковых словарях «судьба» выражается в следующих аспектах: 1) стечение обстоятельств, независимых от воли человека, высшая сила; 2) участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределение; 3) история существования, развития чего-нибудь; 4) дальнейшее существование, будущность [9, с. 747], [8, с. 584-585], [4, с. 664], [7, с. 1159], [10, с. 216-221]. Необходимо отметить, что представление о судьбе как высшей силе нашло отражение во всех толковых словарях русского языка [6, с. 231]. С. Аве-ринцев определяет судьбу как «неразумную и непостижимую предопределенность событий и поступков человека». Интерпретация языковых значений предполагает три ступени: а) буквальную; б) эстетическую (коннотационную, эвфоническую); в) высшую (прагматическую, идеологическую, переносную) [2, с. 12]. В представлении Джеффри Лича «семантика» передается через взаимодействие семи компонентов: концептуального, коннотативного, социального, аффективного, отражающего, собирательного и тематического. Концептуальный (логический, познавательный) компонент рассматривает отношения между словом и объектом, к которо-

му оно относится. Это важнейший компонент слова, и он считается центральным фактором языковой коммуникации. Коннотативный компонент - это неявный смысл, полученный путем присоединения к основному смыслу понятия социально-психологических оценок и ассоциаций, то есть это тот смысл концепта, который в определенной лексике отражает эмоциональные связи между людьми [5, с. 13-33]. С целью толкования коннотативного смысла в нашем исследовании используется гештальт-подход. Объектом изучения в языкознании, как вытекает из вышеизложенного, является «речевая деятельность» [РД] (language) не в узком (психолингвистическом), а в широком смысле: языковые средства, участвующие в процессах порождения речи и её понимании в дискурсе и тексте. Это положение можно выразить формулой: РД = язык (система + норма) + речь [1, с. 8]. Для описания данного концепта Л. О. Чернейко и В.А. Долинский вводят понятие гештальта абстрактного имени. Гештальт - это своего рода маска, которую надевает абстрактное имя. Выделены следующие гештальты, которые позволяют видеть одно явление сквозь призму другого, более понятного: абстрактная сущность, невидимый идеальный конструкт (судьба принимает лики видимого, материального, отождествляясь с ним) [6, с. 232]. Чжан Хоунмей отмечает, что наблюдение за часто

Филологические науки

используемыми носителями русского языка в России понятиями указывает на разницу в интерпретации слова «судьба», связанной с различиями в построении ассоциативных рядов к данному слову. Причина в том, что толкования слова «судьба» опираются не на приобретенный опыт, а на национальные культурные традиции. Ученый далее заявляет, что теория «гештальт» как новый инструмент лингвистических исследований не только отражает результат сопоставления концепта «судьба» с реальностью, но также способствует поддержанию витальности указанного слова [11, с. 27] . Слово «судьба», как было указано выше, принимает лики видимого, материального, отождествляясь с ним: 1) судьба - это личность, 2) судьба-игрок, 3) судьба -это текст, книга; 4) судьба - это нить, 5) судьба-дорога, 6) судьба-хозяйка, 7) судьба-животное [6, с. 232], [11, с. 28-34], [3, с. 72-73].

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что все перечисленные гештальты можно объединить в две группы: 1) судьба - это личность, 2) судьба - это овеществление. «Судьба - личность» подразумевает, что концепт «судьба» в русском языке представляет собой общественные отношения или общественное положение: а) высшее общество; б) общество низших классов. Высшее общество воспринимает данное понятие как: судьба-хозяйка (судьба ее выбрала); судьба-царица (предсказатель служит у её Величества Судьбы); судьба-начальник (отчет перед судьбой); судьба-режиссер (судьбой навязана роль); судьба-судья (судьба вынесла ему приговор); судьба-власть (произвол судьбы); судьба-привлекательная девушка (забрать судьбу). Общество низших классов рассматривает данное понятие как: судьба-раба (стать господином своей судьбы, хозяин своей судьбы); судьба-жертва (искалечить судьбу); судьба-вор (обкраденные судьбой).

«Судьба - овеществление» подразумевает, что слово «судьба» представляет собой:

а) конкретную натуру; б) объекты манипулирования; в) различные геометрические формы; г) источники информации. Конкретная натура означает, что судьба-индейка (натура-дура, судьба-индейка, а жизнь - копейка); судьба-почва (война перепахала судьбы многих людей); 3) судьба-собака (кого оближет, а кого укусит); судьба-клетка (судьба - это моя клетка); судьба-часы (маятник судьбы). Параллельные явления наблюдаются также в китайском языке: судьба-струна; судьба-корзина и дымка. Объекты манипулирования имеют значения: 1) вручить свою судьбу; 2) сломать судьбу; 3) не зависела судьба отечества; 4) переменить судьбу; 5) распоряжаться судьбой; 6) выбирать судьбу; 7) поправить судьбу; 8) пересечь судьбу. Различные геометрические формы рассмотрены как судьба-точка (координаты, в которых движется судьба); судьба-круг (замыкается круг человеческой судьбы); судьба-линия (загаданная линия своей судьбы). Судьба может трактоваться и как источник информации: 1) в имени любого поэта как бы закодирована его поэтическая программа-судьба, 2) судьба сулила ей другое, 3) судьба - это книга, которую не всем дано прочитать.

Таким образом, приведенные выше примеры отражают восприятие судьбы в повседневном языке. Концепту «судьба» дали новые атрибуты, новые возможности и запустили процесс переосмысления. Рассмотрев уникальные, нетипичные коллокации слова «судьба», мы выявили специфическое наполнение концепта: случайная, незнакомая, атрибут русского сознания. Особенности концепта «судьба» обусловлены желанием носителей языка найти скрытые значения слова «судьба», выяснить смысл судьбы как явления, интерпретировать существенные характеристики судьбы, что во многом объясняется невозможностью использовать рациональный подход в решении этих задач.

18.06.2017

Список литературы:

1. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст]: лингвостатистический метод / Н.Ф. Алефиренко. - М.: ФЛИНТА, 2005. - 412 с.

2. Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики: Ренессансные концепции языкового значения [Текст] /Алефиренко Н. Ф. М.: ИТДГК, 2005. - 324 с.

Лю Чаоцзе

Концепт «судьба» в современном русском языке

3. Гао Янжун. Сравнение концепции судьбы между Россией и Китаем [Текст] /Гао Янжун Журнал «Обучение лесному хозяйству». - 2011. - №11(176). - С. 72-73.

4. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка [М] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Издательство « Русский язык» 2012. - 862с.

5. Лич Джеффри.Семантика [М]/Лич.Джеффри.Хармондсворт:Пингвин,1965.-10-27.

6. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Двойничество в культуре: судьба, душа, тоска, совесть [Текст] / В.А. Маслова. - М.: ФЛИНТА 2007. - 293 с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [М] / С.И. Ожегов. - М.: ООО Издательство « Мир и образование» 2001. -1376 с.

8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Русского языка [М] / Д.Н.Ушаков. - М.: ООО « Издательство Астрель» 2000. - 1499 с.

9. Федоров А.И. Толковый словарь устаревших слов и фразеологических оборотов русского литературного языка [М] / А.И. Федоров. - М.: ООО « Восток-запад» 2012. - 895 с.

10. Черных П.Я. Историко - этимологический словарь современного русского языка [М] / П.Я. Черных. - М.: Издательство « Русский язык» 1999. - 559с.

11. Чжан Хоунмей. Анализ концепции слова «судьба» [Текст] Чжан Хоунмей: дис. ... магистра. филологических наук. - Харбин, 2014. - 53 с.

Сведения об авторе:

Лю Чаоцзе, аспирант кафедры «Русский язык как иностранный» Южно-Уральского государственного университета, Секретарь международного отдела Чжэцзянского Океанического Университета, г. Чжоушань, Китайская Народная Республика 454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76, e-mail: liuwillam666888@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.