Научная статья на тему 'Концепт «Страх» в контексте религиозного и медийного дискурсов (на примере портала «Православие и мир»)'

Концепт «Страх» в контексте религиозного и медийного дискурсов (на примере портала «Православие и мир») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3715
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / МЕДИАДИСКУРС / КОНЦЕПТ / СТРАХ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МАКРОТЕКСТ / ПРАВМИР / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / АРГУМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яровикова Владислава Олеговна

Статья посвящена репрезентации концепта «страх» в рамках православного интернет-портала «Православие и мир». Использование концепта одновременно в бытовом и в институциональном контексте выполняет как публицистическую, так и катехизаторскую функцию. В ходе исследования нами анализируются публикации портала «Православие и мир», рассматривается типологический, аргументационный, логико-композиционный и тропеический аспекты концепта «страх». Результаты текстуального анализа подкрепляются проведенным нами ассоциативным экспериментом, согласно которому институциональное понимание концепта «страх» различается от бытового понимания, зачастую основанного на субъективных переживаниях респондента. Методика проведенного ассоциативного эксперимента была разработана на основе подхода Н.В. Уфимцевой, представляющей ассоциативный эксперимент как одну из технологий моделирования языковой картины мира. В рамках проведенного эксперимента нами была определена собственная классификация реакций респондентов, а также корреляция с результатами контент-анализа портала «Православие и мир» как макротекста. По результатам сопоставления понимания концепта «страх» в структуре макротекста «Православие и мир» и в восприятии респондентов были выявлены различия, обусловленные институциональной направленностью православного интернет-портала «Православие и мир». Концепт, актуализированный в текстах портала, выполняет логикокомпозиционную, аргументационную, тропеическую и типологическую функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Яровикова Владислава Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Страх» в контексте религиозного и медийного дискурсов (на примере портала «Православие и мир»)»

УДК 81'23

КОНЦЕПТ «СТРАХ» В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОГО

И МЕДИЙНОГО ДИСКУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА «ПРАВОСЛАВИЕ И МИР»)

Яровикова Владислава Олеговна

аспирант кафедры стилистики русского языка Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Москва, Моховая ул, д.9

aurora_vanavara@mail.ru

Статья посвящена репрезентации концепта «страх» в рамках православного интернет-портала «Православие и мир». Использование концепта одновременно в бытовом и в институциональном контексте выполняет как публицистическую, так и катехизаторскую функцию. В ходе исследования нами анализируются публикации портала «Православие и мир», рассматривается типологический, аргумента-ционный, логико-композиционный и тропеический аспекты концепта «страх». Результаты текстуального анализа подкрепляются проведенным нами ассоциативным экспериментом, согласно которому институциональное понимание концепта «страх» различается от бытового понимания, зачастую основанного на субъективных переживаниях респондента. Методика проведенного ассоциативного эксперимента была разработана на основе подхода Н.В. Уфимцевой, представляющей ассоциативный эксперимент как одну из технологий моделирования языковой картины мира. В рамках проведенного эксперимента нами была определена собственная классификация реакций респондентов, а также корреляция с результатами контент-анализа портала «Православие и мир» как макротекста. По результатам сопоставления понимания концепта «страх» в структуре макротекста «Православие и мир» и в восприятии респондентов были выявлены различия, обусловленные институциональной направленностью православного интернет-портала «Православие и мир». Концепт, актуализированный в текстах портала, выполняет логико-композиционную, аргументационную, тропеическую и типологическую функции.

Ключевые слова: религиозный дискурс, медиадискурс, концепт, страх, ассоциативный эксперимент, макротекст, ПравМир, интернет-портал, аргумент

В рамках исследования ставится задача рассмотреть, как проявляется концепт «страх» в текстах портала «Православие и мир». Проблемой исследования является актуализация в медиатекстах концепта «страх» как одной из ведущих эмоций в деятельности человека. Соответственно, проблема актуальна потому, что важнейшая категория человеческого поведения рассматривается в русле одновременно двух важнейших социальных институтов, формирующих сознание человека - СМИ и церкви. А.С. Колпакова и Е.В. Пронина отмечают следующее: в рамках бихе-виористических теорий (Г. Айзенк, А. Бандура, Ч. Спилбергер, Дж. Уотсон) страх рассматривается как результат травматического опыта взаимодействия человека с пугающим объектом. В рамках же психоаналитического направления (А. Адлер,

З. Фрейд и А. Фрейд, Г.С. Салливен) страх обусловлен прежде всего первичной родовой психотравмой. Философия экзистенциализма (А. Камю, С. Кьеркегор, П. Тиллих, М. Хайдеггер) определяет страх как важнейшую характеристику человеческого бытия, имеющую непосредственное значение для существования человека. А. Маслоу предполагал наличие связи между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, в связи с которой создаются препятствия для самоактуализации личности. Соответственно, проблема нашего исследования актуальна, поскольку страх является одной из ведущих эмоций человеческой деятельности. Мы выявили несколько оттенков значения понятия «страх»: состояние испуга (1), сильное проявление чего-либо (2) и предмет, вызывающий состояние испуга (3).

Портал «Православие и мир», являющийся объектом, принадлежащем одновременно и религиозному и медийному дискурсу, становится пространством, в рамках которого концепт «страх» означивается в традиции двух дискурсов. Предметом настоящего исследования являются свойства и виды страха в понимании авторов портала «Православие и мир» («страх смерти», «страх неизвестности» и так далее). Объектом исследования является портал «Православие и мир» как единый динамичный (постоянно обновляемый) макротекст, постоянно доступный читателю при помощи сети Интернет. Эмпирическим объектом данного исследования стали проанализированные нами 116 статей, в которых было встречено понятие «страх» или близкие к нему. В выборке присутствуют статьи, опубликованные в период с 2009 по 2016 год (из опубликованных в данный период 17275 статей доля релевантных составила 0,67%).

Под религиозным дискурсом мы понимаем регламентируемую определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующую и воспроизводящую деятельность, направленную на формирование, трансляцию и изменение догматического мышления, сакрального мироощущения и мистического опыта [Кожемякин 2009]. Для религиозного дискурса характерна ослабленная рациональность предмета обсуждения и априорная форма познания, субъективность, наделение безусловным авторитетом сакральных текстов и мистических фигур, презумпция искренности субъектности дискурсной практики, а также насыщенность высказываниями перфомативного характера и сакрализованными высказываниями, направленными на актуализацию мистического трансцедентного опыта [Кожемякин 2011]. В. Ю. Балабушевич выделяет такие характеристики религиозных текстов: внутренняя неоднородность, эклектичность, закрытый характер, непереводимость в современную понятийную сетку, многофункциональность, поли-семантичность и притчевый характер [Балабушевич 1997].

Под медиадискурсом мы понимаем совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия [Добросклонская 2008]. Под медиатекстом - результат воплощения медиасобытия в языковую форму для трансляции в СМИ [Сметанина 2002].

Е. А. Кожемякин артикулирует два подхода к определнию медиадискурса: «Согласно первому, медиадискурс - это специфичный тип речемыслительной дея-

тельности, характерный исключительно для информационного поля масс-медиа. <...> Согласно второму подходу, медиадискурс мыслится как любой вид дискурса, реализуемый в поле массовой коммуникации, продуцируемый СМИ» [Кожемякин

Следует отметить понимание нами портала «Православие и мир» одновременно как единого макротекстуального объекта и как гипертекста. Канал «Интернет» неслучайно выбран средой для развертывания объекта (в данном случае, портала «Православие и мир») в медиапространстве, поскольку именно данная среда обеспечивает наибольшую доступность и возможность наиболее частого обновления информации, входящей в состав макротекстуальной группы всего портала.

В исследовании нами был использован контент-анализ и филологический анализ для работы с содержанием статей и анализом используемых авторами лексических средств.

Частью нашего исследования стало проведение самостоятельного ассоциативного эксперимента. В качестве слова-стимула респондентам предлагалось слово «страх». Нами было опрошено всего 150 респондентов. Среди них были как читатели портала (60 человек), так и те, кто портал не читает (90 человек). Респонденты были также поделены на три возрастных группы — 20-35 лет, 35-50 лет и лица старше 50 лет.

Мы распределили реакции по тематическим группам, указав в скобках количество респондентов, представивших ту или иную реакцию.

Первую группу мы назвали «Чувства, сопутствующие страху»: таковыми являются боязнь (2), ужас (2), отчаяние (2), опасность, бессилие (2), одиночество (2), тревога (2), катастрофа, потеря, отступление, ожидание плохого, возможность, страшно, чувство, безысходность, фобия, паника, некомфортность, испуг, неуверенность, дрожь, съежиться, безумие, переживание, беспомощность, сковывает, защита, слабость.

Вторая по распространенности группа отражает предметную направленность страха: страх за близких (потеря близких, потеря поддержки близких) (5), пауки (4), война (2), высота (2), террористы (2), боль (2), неизвестность, паутина, ответственность, змеи, война, гроза, плохое известие, страх за ребенка, болезнь близких, неудача, ссора, дурная весть, боюсь за детей, внезапность, слепота, смерть, насекомые, падение, беда, голод, ненужность, неожиданность, хаос.

Третья группа представляет индивидуальные реакции, отражающие достаточно нетривиальный ход мышления респондента: секс (2), ОМС, врач, измена, годы, бессмысленно прожитая жизнь, сектор Газа, тараканы прочь, повседневность, день прошел и ладно, стать бездомным, летать на самолете, борьба с самим собой, мультфильм, потеря в самом себе, внезапность, поступление, страх у тебя в голове.

Достаточно существенную долю реакций составляют реакции-визуализации: темнота (4), маска, мурашки, вода и огонь, «темное, мохнатое, щупальца» (в этом случае ассоциат является результатом осуществления метафорической стратегии).

Затем следуют реакции, связанные с вероисповеданием: страх Божий, ад, геенна, бог есть = бояться нечего, ярость Господа, а также реакции, опирающиеся на прецедентные тексты: Страх и ненависть в Лас-Вегасе, фильм Страх.ком.

2010].

Последнюю группу реакций мы бы назвали ассоциациями, рожденными непосредственно в ходе нашего взаимодействия с респондентами. Они подразделяются на поверхностные ассоциации (Росгосстрах), реакции-эпатаж (п****ц, туалет, пустая кружка, первая жена, мокрые штаны, матан) и реакции-отрицание (у меня его нет, жить сегодняшним днем, комплексы).

Соответственно, нами была выявлена три частотных реакции (5, 4 и 4 респондентов), 10 реакций, названные одновременно двумя респондентами, и 58 единичных реакций.

Функции концепта страх в текстах портала

В процессе анализа текстов мы выявили четыре основных функции употребления концепта: логико-композиционная (вокруг концепта выстраивается структура статьи), аргументационная (концепт выступает частью тезиса при аргументации), тропеическая (концепт участвует в создании лексических выразительных средств, используемых в статье) и типологическая (определение страха и смежных понятий становится частью содержания статьи). Рассмотрим подробно перечисленные функции.

Логико-композиционная функция проявляется в схожей структуре статей -как правило, чаще всего ситуация наличия страха является тезисом, а аргументы подбираются догматические, институциональные, или же апеллирующие к жизненному опыту героя статьи. Это сближает данную функцию с аргументационной, в процессе использования которой «страх» становится причиной, по которой персонаж поступает тем или иным образом.

Эмпирическим объектом данной статьи является подборка статей, авторы которых используют разные типы аргументации, а именно — аргументацию к авторитету, аргументацию к источнику, а также эксплицитную и имплицитную аргументацию к опыту.

1. Аргументация к авторитету. Здесь примером может стать беседа митрополита Антония Сурожского о страхе Божием, в которой митрополит Антоний ссылается на Авву Дорофея, который говорит о страхе Божием так: «...бывает страх рабский, когда человек боится наказания и потому, пресмыкаясь, старается творить волю Божию только чтобы избежать наказания. // Есть другой страх: страх наемника, который старается творить волю своего хозяина, господина в надежде, что получит какую-то награду. // И есть третий род страха, который должен быть свойственен нам, верующим: это страх — как бы не огорчить любимого и любящего» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru). Примером аргументации к авторитету в статье, написанной автором-мирянином, может стать изложение С.А. Белоусовым идей испанского философа Х.Ортега-и-Гассета, который полагает, что «вся человеческая культура и искусство возникли для преодоления страха смерти», а также отсылка к антропологу и философу Э. Беккеру, считавшему, что «структура человеческого характера есть не что иное как система защиты от невыносимого страха смерти» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www. pravmir.ru).

2. Аргумент к источнику. В одной из статей, рассуждая о сути Божьего страха, священник Георгий Чистяков ссылается на Евангелие от Иоанна, цитируя его: «Мы

познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее... В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин 4:16-18)» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru). Отсылка к Евангелию подкрепляет и рассуждения о. Георгия Чистякова о сути коленопреклонения верующего. Основная мысль этого рассуждения заключается в том, что страх (в данном случае богобоязненность) является позитивным чувством: «На самом деле, однако, в нем выражается не рабская зависимость, покорность или страх, а совсем другое чувство — восторг: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Псалом 103)» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru).

Статья, написанная мирянином В. Судариковым, посвящена страху исповедания веры, победить который, согласно мнению автора, может «благодатное состояние человеческого сердца, проявляющееся в делах веры». Он ссылается на Евангелие от Матфея, где видит «...ясные наставления о том, что вера проявляется, прежде всего, как хождение человека перед Богом: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6)» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru).

3. Аргументация, основанная на опыте человека. В этом случае она подразделяется на имплицитную текстовую аргументацию (опора на сюжеты, непосредственно составляющие основу текста, на опыт автора статьи) и эксплицитную текстовую аргументацию (опора на жития, опыт других людей и пр.).

В качестве примера имплицитной аргументации нами была выбрана статья «ЕГЭ: усталость, отупение и страх?», написанная российской школьницей. Девочка описывает свои чувства, связанные с итоговыми экзаменами: «Ну, и психологическая составляющая. Какие чувства стали для меня привычными за последний год? Страх, который возникает всегда, когда я вспоминаю, сколько времени остается до экзамена, или когда узнаю об очередном усложнении каких-то заданий в новом году. Усталость: я постоянно куда-то тороплюсь, езжу с курсов на курсы, опаздываю, все время хочу спать и не успеваю доучить. Безразличие. Все, что доставляло мне удовольствие, чем мне действительно нравилось заниматься из моей жизни, сейчас просто исчезло» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir. т). В качестве примера статьи, основанной на эксплицитной аргументации, мы выбрали статью протоиерея Алексия Уминского. В статье отец Алексий подробно раскрывает поучение Аввы Дорофея: «Авва Дорофей говорит о том, что бывает два страха — это страх начальный и страх совершенный». После изложения слов аввы Дорофея, являющегося, в данном случае, обоснованием тезиса, прот. Алексий Уминский формулирует в виде тезиса собственное видение видов страха: «...тот новоначальный страх Божий не боится этого страха, он принимает от Бога эти наказания с величайшей благодарностью и любовью. И поэтому прежде чем начнется страх новоначальный, страх Божий, в человеке как раз должно совершиться воспитание мужества, принятие от Бога в этой жизни скорбей и наказаний с радостью...» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru).

4. Обращаясь к типологической функции употребления концепта «страх», мы хотели бы сначала систематизировать и дать общую картину его употребления

на портале «Православие и мир». Таблица ниже иллюстрирует, с какими концептами связан концепт «страх» в текстах проанализированных статей.

с чем ассоциирован концепт? количество публикаций процент от общего числа публикаций

Смерть 19 16

Страх божий 14 12

Страх и семья (потеря близких) 11 9,5

Страх жизненных испытаний 11 9,5

Внутренняя политика 8 6,9

Болезнь,старость 8 6,9

Страх и вера 8 6,9

Геополитика, война 5 4,3

Страх согрешить 4 3,4

Одиночество 4 3,4

Социальные проблемы 4 3,4

Терроризм 3 2,5

Воцерковление 2 1,7

Прогресс, наука 2 1,7

Суеверия 2 1,7

Потеря 2 1,7

Бытовой страх 1 0,85

Неизвестность 1 0,85

Критика 1 0,85

Свобода 1 0,85

Насилие 1 0,85

Сравнив полученные данные с проведенным нами ассоциативным экспериментом, мы видим, что позиция «страх и семья (потеря близких)» одинаково часто встречается и как тема для публикаций портала «Православие и мир», и как реакция, полученная в ходе ассоциативного эксперимента. А ассоциативы «смерть», «страх божий», «страх жизненных испытаний», которые занимают лидирующую позицию и наиболее часто встречаются в текстах статей портала, в ходе ассоциативного эксперимента составили лишь единичные реакции. С другой стороны, «лидер» ассоциативного эксперимента («страх за близких») оказался лишь на пятом месте по частотности в материалах портала «Православие и мир». Концепты «боль» и «бессилие» (соотносимые нами с категориями «болезнь», «старость») встречаются достаточно часто в обоих случаях. На втором месте расположены концепты «пауки» и «темнота». Третье место по встречаемости в рамках ассоциативного эксперимента делят разные группы концептов — 1) боязнь, ужас, отчаяние 2) война, терроризм 3) боль, бессилие, тревога 4) одиночество 5) секс. При этом в материалах исследуемого нами СМИ наиболее частотными реакциями являются 1) страх согрешить, 2) одиночество, 3) социальные проблемы, 4) терроризм, 5) воцерковление, 6) прогресс, наука 7) суеверия. Такой результат обусловлен прагматической цели портала - делать акцент на актуальных проблемах религиозной жизни в обществе.

Единичные ассоциации, встречающиеся и в медиатекстах портала, и в реакциях респондентов, участвовавших в эксперименте, являются не столько отражением некоторых социальных тенденций, сколько выражением индивидуальных переживаний респондента или конкретного автора конкретной статьи.

И, наконец, тропеический аспект употребления слова «страх».

Нами были встречены следующие формы: «страшно», «не страшно, но очень не хочется!», «преодолеть страх смерти», «Погодки: страх» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru), «страх, похожий на родительский», «благоговейный страх».

Следующую группу составляют тропы, использующие слово «страх» в своей основе. Прежде всего это метафоры: «в воздухе висит страх», «под страхом», «до смерти боюсь», «холодею», «бессознательной боязнью заразиться», «оставаться в плену своих страхов», «страх как болезнь», «излечить страх» (3 раза), «боящийся жизни убивает жизнь», «изгонять страх», «страх побеждается смиренной улыбкой», «не поддаваться страху», «узники страха». Отдельную подгруппу здесь представляют собой стертые метафоры («испытывать страх перед смертью», «религия поможет преодолеть страх», «побороть страх»). Существенную долю тропеическо-го использования концепта страх составляют эпитеты: «Пустые страхи», «иррациональный страх», «страшная война», «страшная святость». Встречаются также противопоставления: «С чем обычно ассоциируется страх? С паникой, ужасом, состоянием подавленности, когда воля человека буквально парализована. Страх Божий со всем этим ничего общего не имеет» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru), «страх Божий ничего общего не должен иметь с боязнью» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru), «Страх тоже бывает разный - от панического ужаса до благоговейного трепета» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru). В ряде случаев мы деконструируем измененное устойчивое прецедентное выражение: «без страха и предрассудков». Редко встречаются олицетворения: «Страх это враг. Он хитер и опасен» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru), «Страх убивает» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru). Также мы сталкиваемся с игрой слов (страх «бомжий» (Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru), в том числе — с окказионализмами («Страхотерапия») [Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru]. Для усиления выразительности используется тавтология («Все мои беременности — это страшный страх») [Интернет-портал «Православие и мир. http:www.pravmir.ru].

Заключение Итак, в завершение данной статьи мы хотели бы сделать следующие выводы. Прежде всего, в ходе анализа мы выделили четыре способа представления концепта «страх» в текстах. Во-первых, концепт «страх» используется при помощи собственно лексемы «страх» и ее словоформ. Во-вторых, при помощи однокоренных слов. Третью группу по мере удаленности от первоначальной формы составляют синонимы («ужас», «боязнь»). И четвертая группа — ассоциативно близкие слова («трусость», «кошмар»).

Вторым выводом из нашей работы является следующее: в ходе проведенного нами выше ассоциативного эксперимента мы получили результаты, отличающие-

ся от результата текстуального анализа. Во-первых, большую группу ассоциаций составляют индивидуальные реакции, что в рамках анализа текста невозможно, так как именно авторская интерпретация проблемы и авторский контекст задают направление читательского восприятия и читательской интерпретации. Здесь следует отметить, что при личном контакте исследователя и респондента имеет место индивидуальная психологическая составляющая, которая в ходе нашего эксперимента проявлялась в трех основных вариантах реакций — реакция-эпатаж, реакция-«отписка» и реакция-«личный опыт». В текстах портала «Православие и Мир» наиболее часто читателям предлагается топос «страх перед Богом», при этом ассоциативный эксперимент не подтверждает актуальность данного христианского архетипа даже для верующих респондентов старшего поколения.

Доминирующим предметом страха в рамках публикаций портала «Православие и мир» является также топос «страх смерти». Несмотря на широко распространенную в православии веру в загробную жизнь, страх смерти оказывается для аудитории портала более актуальным, чем страх перед Богом, из чего мы можем заключить, что основываясь на приоритетах сообщества «Православие и мир» (в частности, приоритетах авторов и редакции, задающих тон тематической политике портала), мы вправе сделать вывод о том, что если проблемы жизни и смерти (рассматриваемые с точки зрения светского человека) являются более актуальными, чем проблемы мировоззренческого характера, то и портал «Православие и мир» в целом является скорее светским и публицистическим, чем выполняющим катехизаторскую и миссионерскую функцию.

Сочетая в себе публицистическую и миссионерскую функцию, портал «Православие и мир» является одновременно субъектом как религиозного, так и медийного дискурса, что проявляется одновременно на функциональном, прагматическом, композиционном, тематическом и аргументационном уровнях. То есть, портал выполняет одновременно функции и религиозного дискурса (катехизаторская, миссионерская) и медиадискурса (информативная, манипулятивная), ставит одновременно такие цели как приобщение к церковной жизни и адаптацию читателя в обществе; тексты, являясь прежде всего журналистскими материалами, являются одновременно инструментами воцерковления (в том числе, обладают проповеднической интенцией, содержат в себе ссылки на догмы, жития святых или примеры из жизни верующих людей); касаются как общезначимых тем (болезни, политика, образование, семья), так и специфических (опыт веры, православный стиль жизни, основы православного вероучения), используют как институциональную аргументацию (к священным текстам, к жизнеописанию признанных в рамках религиозного дискурса авторитетов), так и аргументацию, характерную для медиадискурса (обращение к актуальным общественным топикам, авторитетам из политической, культурной и научной сферы, использование рационального способа интерпретации окружающей действительности, в противовес сугубо априорному познанию, характерному для религиозного дискурса, подразумевающему, согласно Е.А. Кожемякину, презумпцию искренности субъекта дискурсной практики[Кожемякин

2011].

Литература

Акименко Н. ЕГЭ: усталость, отупение и страх. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/ege-ustalost-otupenie-i-strah (дата обращения: 08.10.2015)

Балабушевич В.Ю. Религиозный текст: диалектика содержания и интерпретации: дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 1997, 153 с.

Белорусов С.А. Психология страха смерти. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/psihologiya-straha-smerti (дата обращения: 19.11.2016)

Белорусов С.А. Страх - возможно ли преодолеть? // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/strax-vozmozhno-li-preodolet (дата обращения: 17.11.2016)

Головко О., Гордеева К. С каждым ребенком я становлюсь всё боязливей. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/s-kazhdyim-rebenkom-ya-stanovlyus-vse-boyazlivey (дата обращения: 17.11.2016)

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. 203 с.

Зинова У. Суицид - не выход: 10 советов родителям подростков. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/suitsid-ne-vyihod-10-sovetov-roditelyam-podrostkov (дата обращения: 17.11.2016)

Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета, 2010. №2 (73). С.13-21.

Кожемякин Е.А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры: дис. ... докт. филос. наук. Белгород, 2009. 403 с.

Кожемякин Е.А. Лингвистические стратегии институциональных дискурсов // Современный дискурс-анализ, 2011. №3. URL: http://www.discourseanalysis.org/ st30.html (дата обращения: 24.10.2016)

Кожемякин Е. А. Религиозный дискурс: методология исследования // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право, 2011. №2 (97). URL: http://cyberleninka.ru/article/n7religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya (дата обращения: 27.01.2017).

Митрополит Антоний Сурожский. О страхе Божием и об исповеди. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/mitropolit-antoniy-surozhskiy-o-strahe-bozhiem-i-ob-ispovedi (дата обращения: 19.11.2016).

Морозов Н. Страх Божий: боязнь или любовь? // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/strah-bozhiy-boyazn-ili-lyubov (дата обращения: 13.08.2015).

Оболонкова А. Страх «бомжий». // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/strax-bomzhij (дата обращения: 17.11.2016).

Панюшкин В. Погодки: страх. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/pogodki-strah (дата обращения: 17.11.2016).

Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ в. СПб, 2002.

Судариков В. О страхе исповедания веры. URL: http://www.pravmir.ru/o-straxe-ispovedaniya-very (дата обращения: 08.10.2015).

Уминский А. Когда страх согрешить убивает жизнь. URL: http://www.pravmir. ru/kogda-strah-sogreshit-ubivaet-zhizn-protoierey-aleksiy-uminskiy-audio (дата обращения: 17.11.2016)

Уминский А. Поучение аввы Дорофея «О страхе Божием». // Фрагменты из приходских бесед. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www. pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodskih-besed-pouchenie-avvyi-dorofeya-o-strahe-bozhiem (дата обращения: 04.10.2016).

Чистяков Г. Страх Божий и страхи человеческие. // Интернет-портал «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/strax-bozhij-i-straxi-chelovecheskie (дата обращения: 02.12.2015)

CONCEPT «FEAR» IN RELIGIOUS AND MEDIA DISCOURSES BASED ON "PRAVOSLAVIYE I MIR" PORTAL

The article is dedicated to the representation of the concept of fear on the portal "Pravoslaviye i mif'. The usage of this concept both in everyday and institutional contexts serves publicistic and cathechist purposes at the same time. While conducting the research we have analyzed materials of the portal "Pravoslaviye i mif', and considered typological, argumentative, compositional and tropeical aspects of the concept of fear. The results of textual analysis are supported by the associative experiment that we have conducted. According to it the institutional perception of the concept of fear differs from everyday understanding, which is often based on respondents' internal emotional experience. The experiment helps us create our own unique classification of respondents' responses, as well as find a correlation with the result of content-analysis of the "Pravoslaviye i mir" web-portal as macrotext.

Keywords: religious discourse, media discourse, concept, fear, associative experiment, macrotext, Pravoslaviye i mir, web-portal, argumentation.

References

Akimenko N. YEGE: ustalost', otupeniye i strakh [USE: fatigue, numbness and fear]. // Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/ege-ustalost-otupenie-i-strah

Vladislava O. Yarovikova

Postgraduate Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Department of Russian Stylistics

Lomonosov Moscow State University

Moscow, Mokhovaya ul, d.9

aurora_vanavara@mail.ru

Balabushevich V.YU. Religioznyy tekst: dialektika soderzhaniya i interpretatsii [Religious text: the dialectics of content and interpretation]: dis. ... kand. filos.nauk. Novosibirsk, 1997. 153 s.

Belorusov S. A. Psikhologiya strakha smerti [The fear of the death psychology]. // Internet-portal Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/ psihologiya-straha-smerti

Byelorusov S. A. Strakh - vozmozhno li preodolet? [The fear: is it possible to overcome?]. // Internet-portal Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www. pravmir.ru/strax-vozmozhno-li-preodolet

Golovko О., Gordeeva ^ S kazhdym rebenkom ya stanovlyus' vso boyazlivey [With every next child I am becoming more and more fearful] // Internet-portal Internetportal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/s-kazhdyim-rebenkom-ya-stanovlyus-vse-boyazlivey

Dobrosklonskaya T. G. Medialingvistika: sistemnyy podkhod k izucheniyu yazyka SMI [Medialinguistics: systematic approach to the studies of the language of the media] // Moscow, 2008. 203 s.

Zinova U. Suitsid ne vykhod 10 sovetov roditelyam podrostkov [Suicide is not an option 10 tips to parents of teenagers]. // Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/suitsid-ne-vyihod-10-sovetov-roditelyam-podrostkov

Kozhemyakin E. A. Mediadiskurs [Discourse of the media] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. №2 (73). C.13-21.

Kozhemyakin E. A. Kontseptual'no-metodologicheskoye obosnovaniye diskursnoy formy bytiya kul'tury [Conceptual and methodological rationale of the discourse form of the culture entity] // Belgorod, 2009, 403 p.

Kozhemyakin E. A. Lingvisticheskiye strategii institutsional'nykh diskursov [Linguistic strategies of institutional discourses] // Sovremennyi diskurs-analiz, 2001, №3. URL: http://www.discourseanalysis.org/st30.html

Kozhemyakin E. A. Religioznyy diskurs: metodologiya issledovaniya // Nauchnyye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2011. №2 (97). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya

Metropolitan Anthony of Sourozh. O strakhe bozhiyem i ob ispovedi [About the fear of God and about the shrift] // Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http:// www.pravmir.ru/mitropolit-antoniy-surozhskiy-o-strahe-bozhiem-i-ob-ispovedi

Morozov N. Strakh bozhiy: boyazn' ili lyubov'? [Fear of God: anxiety of love] // Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/strah-bozhiy-boyazn-ili-lyubov.

Obolonkova A. Strakh «bomzhiy» [Fear of homeless]. // Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/strax-bomzhij

Panyushkin V. Pogodki: strakh [Siblings; the fear]. // Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/pogodki-strah

Smetanina S.I. Media-tekst v sisteme kul'tury: dinamicheskiye protsessy v yazyke i stile zhurnalistiki kontsa 20 v. [Text of media in the cultural system: dynamic processes in the language and style of the journalism at the end of 20th century] // Saint-Petersburg,

2002.

Sudarikov V. O strakhe ispovedaniya very [About the fear of worship]. URL: http://www.pravmir.ru/o-straxe-ispovedaniya-very

Uminskiy A. Kogda strakh sogreshit' ubivayet zhizn' [When a fear to sin kills the life]. URL: http://www.pravmir.ru/kogda-strah-sogreshit-ubivaet-zhizn-protoierey-aleksiy-uminskiy-audio

Uminskiy A. Poucheniye avvy Dorofeya «O strakhe Bozhiyem». // Fragmenty iz prikhodskikh besed. [Abba Dorotheus sermon "About the dear of God"]. // Fragments of the parish conversations]. URL: http://www.pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodskih-besed-pouchenie-avvyi-dorofeya-o-strahe-bozhiem

Chistyakov G. Strakh Bozhiy i strakhi chelovecheskiye. [Fear of God and human fears]. // Internet-portal «Pravoslaviye i mir». URL: http://www.pravmir.ru/strax-bozhij-i-straxi-chelovecheskie

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.