Научная статья на тему 'Концепт «Сосна» в творчестве В. Шаламова (материалы для «Словаря концептов В. Шаламова»)'

Концепт «Сосна» в творчестве В. Шаламова (материалы для «Словаря концептов В. Шаламова») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСНА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СЛОВАРЬ КОНЦЕПТОВ / PINE / ARTISTIC CONCEPT / LINGUOCULTURAL ANALYSIS / CONCEPT VOCABULARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончарова Валерия Николаевна

Статья посвящена описанию индивидуально-авторских признаков концепта «Сосна», вербализованного в «Колымских тетрадях», «Стихотворениях 1957-1981 годов» и «Колымских рассказах» В. Шаламова. В статье представлены текст-концепт «Сосна» и результаты его статистической обработки. Концепт «Сосна» сравнивается с другими концептами растительного мира, воплощёнными в произведениях В. Шаламова, с концептами «Стланик» и «Лиственница». Работа ведётся в рамках подготовки материалов для «Словаря концептов В. Шаламова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT "PINE" IN V. SHALAMOV'S CREATION (A SOURCE FOR THE DICTIONARY OF SHALAMOV'S CONCEPTS)

The article describes individual properties of Shalamov's concept "Pine" verbalized in his poetry and prose. The article interprets the "Pine" as a text-concept and presents results of the statistical processing. The concept "Pine" is compared with other vegetable concepts embodied in Shalamov's works, namely with those of "Elfin wood" and "Larch". Work is underway to prepare material for the dictionary of V. Shalamov's concepts.

Текст научной работы на тему «Концепт «Сосна» в творчестве В. Шаламова (материалы для «Словаря концептов В. Шаламова»)»

© 2011

В. Н. Гончарова

КОНЦЕПТ «СОСНА» В ТВОРЧЕСТВЕ В. ШАЛАМОВА (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ «СЛОВАРЯ КОНЦЕПТОВ В. ШАЛАМОВА»)

Статья посвящена описанию индивидуально-авторских признаков концепта «Сосна», вербализованного в «Колымских тетрадях», «Стихотворениях 1957-1981 годов» и «Колымских рассказах» В. Шаламова. В статье представлены текст-концепт «Сосна» и результаты его статистической обработки. Концепт «Сосна» сравнивается с другими концептами растительного мира, воплощёнными в произведениях В. Шаламова, — с концептами «Стланик» и «Лиственница». Работа ведётся в рамках подготовки материалов для «Словаря концептов В. Шаламова».

Ключевые слова: сосна, художественный концепт, лингвокультурологический анализ, словарь концептов.

В рамках подготовки материалов для «Словаря концептов В. Шаламова» в соответствии с предложенным ранее планом словарного описания художественных концептов [Гончарова 2009] нами ведётся работа по анализу индивидуально-авторских смыслов таких концептов растительного мира, как «Стланик», «Лиственница», «Сосна». В данной статье представим описание признаков концепта «Сосна», вербализованного в «Колымских тетрадях», в том числе в «Стихотворениях 1940-1956 гг., не вошедших в "Колымские тетради"», «Стихотворениях 19571981 годов» и «Колымских рассказах» В. Шаламова.

Ядерную часть текста-концепта «Сосна» формируют стихотворения «Сосны срубленные», «Стихи в честь сосны», «Сосна в болоте»; периферийную часть составляют стихотворения «Мы дышим тяжело...», «Он из окна своей квартиры ...», «Затерянный в зелёном море.», «Я знаю моё чувство ёмкое.»*, «Лезут в окна мотыльки.»*, «Скрой волнения секреты.»*, «Вот две — две капли дождевые.»*, «Нет, нет! Пока не встанет день.»*, «Сырая сумрачная мгла.»*, «Подростком сюда затесался клён.»*, «Рязанские страдания»*, «Сосен светлые колонны.», «В судьбе есть что-то от вокзала.»* и рассказы «Детские картинки»*, «Зелёный прокурор»*, «Белка»* (звездочкой отмечены произведения, входящие в текст-концепт фрагментарно).

Результаты статистической обработки текста-концепта с целью определения количественных характеристик использования имени концепта (с учётом употребления производного от лексемы сосна прилагательного сосновый) могут быть представлены в словаре таким образом: «Сосна» (31: 26 <23, 3 — 3>; 5 <1, 0, 1, 0, 3, 0 — 0>), где первая цифра в круглых скобках (31) — общее количество употреблений имени концепта в стихотворных и прозаических текстах; вторая цифра после двоеточия (26) — общее количество употреблений имени концепта в стихотворных текстах; первая цифра в угловых скобках (23) обозначает количество употреблений в «Колымских тетрадях» (1937-1956), вторая (3) — в «Стихотворениях 1957-1981 годов», цифра после тире (3) — количество употреблений в позиции заглавия; цифра после первых угловых скобок (5) обозначает общее

Гончарова Валерия Николаевна — старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета. E-mail: chag@74.ru

Концепт «Сосна» в творчестве В. Шаламова

751

количество употреблений имени концепта в прозаических текстах, цифры во вторых угловых скобках последовательно указывают на количество употреблений в циклах «Колымских рассказов»: «Колымские рассказы» (1); «Левый берег» (0); «Артист лопаты» (1); «Очерки преступного мира» (0); «Воскрешение лиственницы» (3); «Перчатка, или КР-2» (0), цифра после тире (0) обозначает количество употреблений в позиции заглавия.

Сравнение этих данных с количественными характеристиками использования имён концептов «Стланик» (72: 4 <3, 1 — 1>; 68 <36, 2, 12, 0, 7, 11 — 1>) и «Лиственница» (109: 17 <16, 1 — 1>; 92 <15, 10, 6, 0, 52, 9 — 2>) свидетельствует о том, что концепт «Сосна», в отличие от концептов «Стланик» и «Лиственница», во-первых, не так широко представлен в творчестве В. Шаламова, во-вторых, его воплощение значительно выше в поэзии, чем в прозе. Объясняется это, вероятно, тем, что сосна — не колымское, не северное дерево. Сам В. Шаламов писал об этом так: «У меня много стихотворений о соснах, хотя сосен на Колыме почти нет. Дерево Колымы — лиственница даурская» [Шаламов, 3, 1998: 460]; «Лиственница — дерево Колымы, дерево концлагерей» [Шаламов, 2, 1998: 276]; «И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. Зелень исчезла. Деревья были чёрными и голыми. Это были даурские лиственницы, а не сосны и ели моего детства» [Шаламов, 1, 1998: 68]; «Стланик — дерево надежд, единственное на Крайнем Севере вечнозелёное дерево» [Шаламов, 1, 1998: 140]. «Символическими растениями» Колымы называет Б. Лесняк, друг В. Шаламова, кедровый стланик и даурскую лиственницу [Лесняк 1998: 226].

Нами были выявлены следующие признаки концепта «Сосна», входящего в концептосферу В. Шаламова:

1. Источник целебного озона («Мы дышим тяжело...», «Он из окна своей квартиры...»).

2. Посредник между земным и небесным миром (признак реализуется благодаря «морской» метафоре «лес — море, сосна — мачта корабля»: «Сосны срубленные», «Затерянный в зелёном море.»; благодаря сопряжённости образов сосны и скалы (горы): «Лезут в окна мотыльки.», «Сосна в болоте»; благодаря «архитектурной» метафоре «небо — потолок, сосны — колонны»: «Сосен светлые колонны...»).

3. Смыслы, обусловленные образами сосны — источника теплоты и сосны — дамы рыцаря: 1) обладает физической теплотой: имеет температуру, близкую температуре живого человеческого тела; способна передавать тепло вовне, согревая того человека, который может воспринять это тепло; тем самым реализует одно из необходимых условий его выживания в условиях жесточайшего холода Дальнего Севера; обладает душевной теплотой: способна проявлять сердечное, доброе отношение к человеку; 2) служит источником сил для того человека, который воспринимает сосну, как рыцарь воспринимает даму своего сердца; является воплощением памяти человека о людях, которым он благодарен за помощь и спасение, предметом его поклонения и прославления («Стихи в честь сосны»).

4. Смысл, обусловленный характером связи сосны со временем, — вневре-менность, вечность («Он из окна своей квартиры.», «Скрой волнения секреты.», «Стихи в честь сосны»).

5. Источник света («Сосны срубленные», «Скрой волнения секреты...», «Стихи в честь сосны»).

6. Связь с миром искусства, с творчеством (поэтическим — «Он из окна своей квартиры.», «Стихи в честь сосны»; музыкальным — «Я знаю моё чувство ёмкое .»; актёрским — «Лезут в окна мотыльки.»).

7. Дерево детства героя, дерево его первой, доколымской, долагерной, жизни (рассказ «Детские картинки»).

8. Смысл, обусловленный «военной» метафорой «броня сосен», — способность защищать, оберегать, скрывать преследуемого (рассказ «Белка»).

Такая смысловая наполненность концепта «Сосна» в произведениях В. Шаламова во многом является следствием «чуждости» сосны миру колымских «зако-люченных параллелей» (А. Галич), о чём говорилось выше. В отличие от стланика и лиственницы, сосна не часть северной природы, которая измученному голодом, холодом, непосильным трудом, издевательствами со стороны блатарей и лагерного начальства заключённому кажется «негостеприимной, враждебной всему живому» [Шаламов, 1, 1998: 563], «ненавидящей человека» [Шаламов, 2, 1998: 275], находящейся «всегда в союзе с начальством» [Шаламов, 1, 1998: 565]; сосна не предмет каторжного труда (лесозаготовка, заготовка дров, щипание стланика), лагерное начальство на Колыме не использует это дерево как средство истязания заключенных. Поэтому если смысловую структуру концептов «Стланик» и «Лиственница» формируют как положительные, так и отрицательные признаки, то в структуре концепта «Сосна» представлены только положительные смыслы.

ЛИТЕРАТУРА

Гончарова В. Н. Словарное описание индивидуально-авторского концепта (на примере концепта СТЛАНИК в творчестве В. Шаламова) // Проблемы истории, филологии, культуры: науч. журн. РАН / под ред. М. Г. Абрамзона. — Вып. 2 (24). — М.; Магнитогорск; Новосибирск: Аналитик: тип. МГПК, 2009. — С. 874-878.

Лесняк Б. Н. Я к вам пришёл! — Магадан: МАОБТИ, 1998. — 296 с.

Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 4 т. / сост., подгот. текста и примеч. И. Сиро-тинской. — М.: Худож. лит.: Вагриус, 1998.

THE CONCEPT "PINE" IN V. SHALAMOV'S CREATION (A SOURCE FOR THE DICTIONARY OF SHALAMOV'S CONCEPTS)

V. N. Goncharova

The article describes individual properties of Shalamov's concept "Pine" verbalized in his poetry and prose. The article interprets the "Pine" as a text-concept and presents results of the statistical processing. The concept "Pine" is compared with other vegetable concepts embodied in Shalamov's works, namely with those of "Elfin wood" and "Larch". Work is underway to prepare material for the dictionary of V. Shalamov's concepts.

Key words: pine, artistic concept, linguocultural analysis, concept vocabulary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.