Научная статья на тему 'Концепты растительного мира в «Колымских тетрадях» В. Т. Шаламова (материалы к поэтике)'

Концепты растительного мира в «Колымских тетрадях» В. Т. Шаламова (материалы к поэтике) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончарова Валерия Николаевна

В статье решается задача выявления концептуально значимых образов растительного мира, представленных в «Колымских тетрадях» (1937-1956) В.Т. Шаламова. Материалы данной работы могут быть использованы при исследовании концептосферы творчества В.Т. Шаламова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of the vegetable world in "Kolymskiye tetradi" (by V.T. Shalamov): notes to poetic

The work is concentrated on some poetic problems. And the purport of the article is to reveal most conceptual forms of the vegetable world in V.T. Shalamov's collected poems (1937-1956).

Текст научной работы на тему «Концепты растительного мира в «Колымских тетрадях» В. Т. Шаламова (материалы к поэтике)»

ББК Ш141.2-3 + Ш401 + 1115(2)6-4

В.Н. Гончарова

КОНЦЕПТЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В «КОЛЫМСКИХ ТЕТРАДЯХ» В.Т. ШАЛАМОВА (МАТЕРИАЛЫ К ПОЭТИКЕ)

Тема природы занимает значительное место в творчестве В.Т. Шаламова в целом и в поэтическом сборнике «Колымские тетради» (1937—1956) в частности. «Сквозная тема поэтических размышлений Шаламова — это тема сложных связей человека и природы, понимаемой по-тютчевски мудро и многогранно» [1, с. 12]. Как поэт, Шаламов ощущал себя «инструментом, с помощью которого высказывается природа» [2, с. 296]. По его мысли, поэт — это «переводчик с языка природы на обычный человеческий язык» [2, с. 296]. Осуществить этот перевод может только человек, наделенный особым «чувством природы», которое Шаламов понимал так: «Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может. Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека. Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа. <.. .> Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром» [3, с. 329]. Шаламов был одарен этим чувством в полной мере и сам сознавал это. «Я хорошо, мне кажется, чувствую природу <.. >», — писал он в статье «О книжности и прочем» [4, с. 336]. А в стихотворении «Розовый ландыш» находим такие строки:

Я слышу, как растет трава,

Слежу цветка рожденье.

И, чувство превратив в слова,

Сложу стихотворенье [5, с. 14].

«Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы» — читаем мы в статье Шаламова «Пейзажная лирика» [3, с. 331]. Волею судеб «родной» для поэта стала природа Колымского края. «Он разглядел многое в природе Дальнего Северо-Востока, чего вообще наша литература не касалась до него. Меня особенно привлекает то, как он изнутри чувствует душу растений» [6, с. 744].

Образы растительного мира, действительно, достаточно глубоко разработаны в творчестве Шаламова. Некоторые из них имеют концептуальное значение и входят в концепта сферу поэта. В настоящей работе была поставлена задача выявления концептуально значимых образов растительного мира, представленных в «Колымских тетрадях». Были обнаружены и классифицированы лексические единицы, входящие в лексико-семантическую группу «Растительный мир». При определении количества употреблений данных единиц однокоренные слова объединялись в группы, названия которым давали либо наиболее частотные в каждой группе имена существительные, либо имена существительные, являющиеся производящими (с формальной и семантической точек зрения) для слов, использованных в тексте (табл. 1).

Таблица 1

Общие обозначения растений (родовые и видовые наименования) Названия деревьев и кустов Названия травянистых растений Общие обозначения частей растений Названия участков растительности

1 2 3 4 5

Зелень — 4, растение — 6, дерево — 29, куст — 25, трава — 29, цветок — 44 Багульник — 1, береза — 7, верба — 2, виноград — 3, груша — 1, дуб - 1, ель — 4, елка — 1, ива — 10, кедрач — 1, клен — 8, краснотал — 1, лимон — 1, Анютины глазки — 2, астра — 2, бегония — 1, брусника — 3, василек — 3, водоросль — 1, волчцы — 1, георгин — 1, герань — 1, голубика — 1, земляника — 2, капуста — 1, кислица — 1, Ветка — 19, гроздь (винограда, рябины) — 2, зерно — 2, игла (хвои) — 5, кисть (винограда) — 1, колос — 2, кора — 4, корень — 4, лапа (клена, кедрача, лиственницы) — 3, Бор — 2, бурелом — 1, бурьян — 1, лес — 96, луг — 4, опушка — 1, пожня — 1, поле — 9, поляна — 1, роща — 4, сад - 24, тайга — 34, чаща — 5.

В.Н. Гончарова

Концепты растительного мира в «Колымских тетрадях» В.Т. Шаламова...

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5

лиственница — 16, клубника — 1, лепесток — 10,

малина — 3, ландыш — 3, лист — 40,

можжевельник — 1, лилия — 2, лопух пень — 3,

ольха — 2, - 1, плод — 2,

орех — 4, мак — 5, морковь початок — 2,

осина — 1, — 1, мох — 6, почка — 2,

рябина — 2, мята — 1, пух (тополя) — 1,

сирень — 3, незабудка — 1, семя — 1,

смородина — 2, овес — 2, смола — 1,

сосна — 20, осока — 1, солома — 4,

стланик — 3, петуния — 1, ствол — 4,

тополь — И, подснежник — 1, стебель — 1,

черемуха — 1, полынь — 2, сук - 4,

шиповник — 1, разрыв-трава — 1, фрукт — 1,

эвкалипт — 1, репей — 1, хвоя — 9

яблоня — 6, роза — 2,

ясень — 2 рожь — 2, ромашка — 2, тина — 1, тюльпан — 1, чертополох — 1, ягель — 2, ячмень — 1

Основываясь на полученных данных, необходимо было выяснить, какие из слов являются ключевыми, так как известно, что «большое значение для формирования концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, называемые по-разному: слова-лейт-мотивы, лексические доминанты, но чаще — ключевые слова» [7, с. 109]. Поскольку высокая частота употребления — один из главных признаков клю-

чевых слов, необходимо было выявить наиболее частотные слова в группах. Для этого мы определили среднюю частоту употребления слов в каждой группе и сравнили с ней частоту употребления каждого слова. Наиболее частотными были признаны единицы, частота употребления которых выше средней величины. Результаты этого анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Название группы Средняя частота употребления слов данной группы Наиболее частотные слова группы (ключевые слова)

Общие обозначения растений = 23 куст — 25, дерево — 29, трава — 29, цветок — 44

Названия деревьев и кустов = 4 яблоня — 6, береза — 7, клен — 8, ива — 10, тополь — 11, лиственница — 16, сосна — 20

Названия травянистых растений = 2 Брусника — 3, василек — 3, ландыш — 3, мак — 5, мох — 6

Названия частей растений = 5 Хвоя — 9, лепесток — 10, ветка — 19, лист — 40

Названия участков растительности = 14 Сад — 24, тайга — 34, лес — 96

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 7

187

Филология

Использование слова в сильной позиции текста — в позиции заглавия — может либо подчеркивать «ключевой» статус слова, признанного таковым на основании высокой частоты его употребления, либо указывать на возможность присвоения данного статуса слову, не являющемуся частотным. Дополнительным аргументом в пользу того, что слово является концептуально значимым, может быть разработка словообраза в других художественных произведениях автора, наличие информации об обозначаемом данным словом предмете в мемуарном и эпистолярном наследии автора, в воспоминаниях современников о нем. В связи с этим в ходе решения поставленной в работе задачи необходимо было узнать, какие единицы лекси-ко-семантической группы «Растительный мир» входят в заглавия стихотворений «Колымских тетрадей». Из слов, признанных ключевыми на основании высокой частоты их употребления, в названиях стихотворений используются следующие слова: ветка — «Ветка», тайга — «Тайга», сосна — «Сосны срубленные» и «Стихи в честь сосны», ландыш — «Розовый ландыш», мак — «Мак». Из слов, не входящих в число наиболее частотных, в позиции заглавия встречаются слова: пень — «Пень», роща — «Роща», стланик — «Стланик». Примером дополнительных аргументов в пользу признания слова ключевым, а следовательно концептуально значимым, может служить комментарий В.Т. Шаламова к стихотворению «Стланик»:

« «Стланик» — одно из главных моих стихотворений, как по «техническим достоинствам», так и удаче в новизне темы, в находке, а также сущности моего понимания взаимоотношений человека, природы и искусства. У меня есть и рассказ с этим названием <...>» [3, с. 471].

Итак, в «Колымских тетрадях» В. Т. Шаламова нами были обнаружены следующие концепты растительного мира: куст, дерево, трава, цветок; стланик, яблоня, береза, клен, та, тополь, лиственница, сосна; брусника, василек, ландыш, мак, мох;

пень, ветка, лепесток, лист, хвоя; роща, сад, тайга, лес. На наш взгляд, эти концепты нуждаются в лингвокульторологическом анализе, результаты которого могут быть использованы при исследовании концептосферы творчества В. Т. Шаламова.

Литература

1. Громов, Е. Трагический художник России // Шаламов В. Несколько моих жизней: Проза. Поэзия. Эссе / Е. Громов / сост. и прим. И.П. Сиротинской. — М.: Республика, 1996. — С. 5—14.

2. Шаламов, В.Т, Таблица умножения для молодых поэтов // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и пос-лесл. И. Сиротинской. — М.: Худож. лит.; Вагриус, 1998. —С. 295—300.

3. Шаламов, В.Т. Пейзажная лирика // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т, Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и послесл. И. Сиротинской. — М. : Худож. лит., Вагриус, 1998. — С. 328—332.

4. Шаламов, В.Т. О книжности и прочем // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и послесл. И. Сиротинской. — М. : Худож. лит.; Вагриус, 1998. — С. 335—338.

5. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Стихотворения / В.Т. Шаламов. Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. — М. : Худож. лит.; Вагриус, 1998. — 526 с.

6. Иванов, Вяч. Вс. Аввакумова доля // Вяч. Вс. Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том П. Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 738—744.

7. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов / Л.Г. Бабенко. — М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.