ББК Ш141.2-3 + Ш401 + 1115(2)6-4
В.Н. Гончарова
КОНЦЕПТЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В «КОЛЫМСКИХ ТЕТРАДЯХ» В.Т. ШАЛАМОВА (МАТЕРИАЛЫ К ПОЭТИКЕ)
Тема природы занимает значительное место в творчестве В.Т. Шаламова в целом и в поэтическом сборнике «Колымские тетради» (1937—1956) в частности. «Сквозная тема поэтических размышлений Шаламова — это тема сложных связей человека и природы, понимаемой по-тютчевски мудро и многогранно» [1, с. 12]. Как поэт, Шаламов ощущал себя «инструментом, с помощью которого высказывается природа» [2, с. 296]. По его мысли, поэт — это «переводчик с языка природы на обычный человеческий язык» [2, с. 296]. Осуществить этот перевод может только человек, наделенный особым «чувством природы», которое Шаламов понимал так: «Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может. Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека. Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа. <.. .> Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром» [3, с. 329]. Шаламов был одарен этим чувством в полной мере и сам сознавал это. «Я хорошо, мне кажется, чувствую природу <.. >», — писал он в статье «О книжности и прочем» [4, с. 336]. А в стихотворении «Розовый ландыш» находим такие строки:
Я слышу, как растет трава,
Слежу цветка рожденье.
И, чувство превратив в слова,
Сложу стихотворенье [5, с. 14].
«Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы» — читаем мы в статье Шаламова «Пейзажная лирика» [3, с. 331]. Волею судеб «родной» для поэта стала природа Колымского края. «Он разглядел многое в природе Дальнего Северо-Востока, чего вообще наша литература не касалась до него. Меня особенно привлекает то, как он изнутри чувствует душу растений» [6, с. 744].
Образы растительного мира, действительно, достаточно глубоко разработаны в творчестве Шаламова. Некоторые из них имеют концептуальное значение и входят в концепта сферу поэта. В настоящей работе была поставлена задача выявления концептуально значимых образов растительного мира, представленных в «Колымских тетрадях». Были обнаружены и классифицированы лексические единицы, входящие в лексико-семантическую группу «Растительный мир». При определении количества употреблений данных единиц однокоренные слова объединялись в группы, названия которым давали либо наиболее частотные в каждой группе имена существительные, либо имена существительные, являющиеся производящими (с формальной и семантической точек зрения) для слов, использованных в тексте (табл. 1).
Таблица 1
Общие обозначения растений (родовые и видовые наименования) Названия деревьев и кустов Названия травянистых растений Общие обозначения частей растений Названия участков растительности
1 2 3 4 5
Зелень — 4, растение — 6, дерево — 29, куст — 25, трава — 29, цветок — 44 Багульник — 1, береза — 7, верба — 2, виноград — 3, груша — 1, дуб - 1, ель — 4, елка — 1, ива — 10, кедрач — 1, клен — 8, краснотал — 1, лимон — 1, Анютины глазки — 2, астра — 2, бегония — 1, брусника — 3, василек — 3, водоросль — 1, волчцы — 1, георгин — 1, герань — 1, голубика — 1, земляника — 2, капуста — 1, кислица — 1, Ветка — 19, гроздь (винограда, рябины) — 2, зерно — 2, игла (хвои) — 5, кисть (винограда) — 1, колос — 2, кора — 4, корень — 4, лапа (клена, кедрача, лиственницы) — 3, Бор — 2, бурелом — 1, бурьян — 1, лес — 96, луг — 4, опушка — 1, пожня — 1, поле — 9, поляна — 1, роща — 4, сад - 24, тайга — 34, чаща — 5.
В.Н. Гончарова
Концепты растительного мира в «Колымских тетрадях» В.Т. Шаламова...
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5
лиственница — 16, клубника — 1, лепесток — 10,
малина — 3, ландыш — 3, лист — 40,
можжевельник — 1, лилия — 2, лопух пень — 3,
ольха — 2, - 1, плод — 2,
орех — 4, мак — 5, морковь початок — 2,
осина — 1, — 1, мох — 6, почка — 2,
рябина — 2, мята — 1, пух (тополя) — 1,
сирень — 3, незабудка — 1, семя — 1,
смородина — 2, овес — 2, смола — 1,
сосна — 20, осока — 1, солома — 4,
стланик — 3, петуния — 1, ствол — 4,
тополь — И, подснежник — 1, стебель — 1,
черемуха — 1, полынь — 2, сук - 4,
шиповник — 1, разрыв-трава — 1, фрукт — 1,
эвкалипт — 1, репей — 1, хвоя — 9
яблоня — 6, роза — 2,
ясень — 2 рожь — 2, ромашка — 2, тина — 1, тюльпан — 1, чертополох — 1, ягель — 2, ячмень — 1
Основываясь на полученных данных, необходимо было выяснить, какие из слов являются ключевыми, так как известно, что «большое значение для формирования концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, называемые по-разному: слова-лейт-мотивы, лексические доминанты, но чаще — ключевые слова» [7, с. 109]. Поскольку высокая частота употребления — один из главных признаков клю-
чевых слов, необходимо было выявить наиболее частотные слова в группах. Для этого мы определили среднюю частоту употребления слов в каждой группе и сравнили с ней частоту употребления каждого слова. Наиболее частотными были признаны единицы, частота употребления которых выше средней величины. Результаты этого анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2
Название группы Средняя частота употребления слов данной группы Наиболее частотные слова группы (ключевые слова)
Общие обозначения растений = 23 куст — 25, дерево — 29, трава — 29, цветок — 44
Названия деревьев и кустов = 4 яблоня — 6, береза — 7, клен — 8, ива — 10, тополь — 11, лиственница — 16, сосна — 20
Названия травянистых растений = 2 Брусника — 3, василек — 3, ландыш — 3, мак — 5, мох — 6
Названия частей растений = 5 Хвоя — 9, лепесток — 10, ветка — 19, лист — 40
Названия участков растительности = 14 Сад — 24, тайга — 34, лес — 96
Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 7
187
Филология
Использование слова в сильной позиции текста — в позиции заглавия — может либо подчеркивать «ключевой» статус слова, признанного таковым на основании высокой частоты его употребления, либо указывать на возможность присвоения данного статуса слову, не являющемуся частотным. Дополнительным аргументом в пользу того, что слово является концептуально значимым, может быть разработка словообраза в других художественных произведениях автора, наличие информации об обозначаемом данным словом предмете в мемуарном и эпистолярном наследии автора, в воспоминаниях современников о нем. В связи с этим в ходе решения поставленной в работе задачи необходимо было узнать, какие единицы лекси-ко-семантической группы «Растительный мир» входят в заглавия стихотворений «Колымских тетрадей». Из слов, признанных ключевыми на основании высокой частоты их употребления, в названиях стихотворений используются следующие слова: ветка — «Ветка», тайга — «Тайга», сосна — «Сосны срубленные» и «Стихи в честь сосны», ландыш — «Розовый ландыш», мак — «Мак». Из слов, не входящих в число наиболее частотных, в позиции заглавия встречаются слова: пень — «Пень», роща — «Роща», стланик — «Стланик». Примером дополнительных аргументов в пользу признания слова ключевым, а следовательно концептуально значимым, может служить комментарий В.Т. Шаламова к стихотворению «Стланик»:
« «Стланик» — одно из главных моих стихотворений, как по «техническим достоинствам», так и удаче в новизне темы, в находке, а также сущности моего понимания взаимоотношений человека, природы и искусства. У меня есть и рассказ с этим названием <...>» [3, с. 471].
Итак, в «Колымских тетрадях» В. Т. Шаламова нами были обнаружены следующие концепты растительного мира: куст, дерево, трава, цветок; стланик, яблоня, береза, клен, та, тополь, лиственница, сосна; брусника, василек, ландыш, мак, мох;
пень, ветка, лепесток, лист, хвоя; роща, сад, тайга, лес. На наш взгляд, эти концепты нуждаются в лингвокульторологическом анализе, результаты которого могут быть использованы при исследовании концептосферы творчества В. Т. Шаламова.
Литература
1. Громов, Е. Трагический художник России // Шаламов В. Несколько моих жизней: Проза. Поэзия. Эссе / Е. Громов / сост. и прим. И.П. Сиротинской. — М.: Республика, 1996. — С. 5—14.
2. Шаламов, В.Т, Таблица умножения для молодых поэтов // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и пос-лесл. И. Сиротинской. — М.: Худож. лит.; Вагриус, 1998. —С. 295—300.
3. Шаламов, В.Т. Пейзажная лирика // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т, Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и послесл. И. Сиротинской. — М. : Худож. лит., Вагриус, 1998. — С. 328—332.
4. Шаламов, В.Т. О книжности и прочем // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и послесл. И. Сиротинской. — М. : Худож. лит.; Вагриус, 1998. — С. 335—338.
5. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Стихотворения / В.Т. Шаламов. Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. — М. : Худож. лит.; Вагриус, 1998. — 526 с.
6. Иванов, Вяч. Вс. Аввакумова доля // Вяч. Вс. Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том П. Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 738—744.
7. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов / Л.Г. Бабенко. — М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464 с.