Научная статья на тему 'Концепт «Смерть» в творчестве Янки Дягилевой'

Концепт «Смерть» в творчестве Янки Дягилевой Текст научной статьи по специальности «Поэзия»

CC BY
212
47
Поделиться

Текст научной работы на тему «Концепт «Смерть» в творчестве Янки Дягилевой»

30. Кинчев К. Друзья оставляют после себя чёрные дыры... // Цой В.Р. Звезда по имени солнце: стихи, песни, воспоминания. М., 2004. С.160-161.

© Иванов Д.И., 2007

РОК-ЛИНГВИСТИКА

Багичева В.В., Багичева Н.В.

Екатеринбург

КОНЦЕПТ «СМЕРТЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ ЯНКИ ДЯГИЛЕВОЙ

Смерть и жизнь - субстанции, постижение сути которых всегда занимали человека. Где я был, когда меня не было, и куда я уйду, когда меня не станет? - вечные вопросы бытия.

Смысл понятий «жизнь» и «смерть» (и даже само значение данных слов) невозможно постичь отдельно друг от друга: жизнь по большому счету это не смерть, а смерть - это то, что уже не жизнь. Анализ лексикографического материала показывает, что и словарные дефиниции лексемы «смерть» подчёркивают лишь идею отрицания бытия, ср.: «Смерть - 1. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его. 2. Прекращения существования человека, животного. 3. Плохо, нехорошо; горе, беда. 4. Очень, чрезвычайно»1; или: «Смерть - 1. Прекращение жизнедеятельности организма. 2. Конец, полное прекращение какой-н. деятельности. 3. Очень, в высшей степени, очень много, ужас»2; или: «Смерть - конец земной жизни, кончина, разлученье души с телом, умирание, состояние отжившего. Смерть человека - конец плотской жизни, воскресенье, переход к вечной, духовной жизни: Человек родится на смерть, а умирает на жизнь» .

Описания непосредственно мортального процесса словари не предлагают, что объясняется «отсутствием коллективного опыта человечества в данной области» . Словарь констант русской культуры также не предлагает описания концепта «смерть» (статьи «Быть, существовать», «Вечное», «Время» и т.п. представлены) и не пытается обобщенно выразить это понятие5.

Смерть, как отмечают исследователи6 «запредельна» по отношению к культурному бытию (В.И. Стрелков), не имеет «собственного бытийного содержания» (К.Г. Исупов), «представляет собой природный, т.е. субстанциально-внекультурный феномен» (В.И. Стрелков), «живёт в истории как квазиобъективный фантом, существующий в бытии, но бытийной сущностью не обладающий» (К.Г. Исупов). Смерть определяет бытие культуры тем, «что вынуждает последнюю вечно её дешифровать (впрочем, без надежды на окончательный успех)...». Но, несмотря на свой

«внекультурный» характер, именно смерть становится самим двигателем культуры, искусства, преодолевающего время и побеждающего смерть своих создателей. Именно в искусстве существует (пусть иллюзорная!) возможность выработать какие-то коллективные «способы борьбы со смертью». Смерть как абстрактную сущность человечество научилось воспринимать философски спокойно, а вот смерть реального конкретного себя каждый все-таки воспринимает с известной долей опасения и страха. Наибольшую широту и распространение попытки осмысления смерти приобрели в искусстве.

В рок-поэзии, как отмечалось многими исследователями (Ю.В. Доманский, А.В.Лексина, Иеромонах Григорий (Лурье) и др.), тема смерти является центральной. «Игра слов «рок - судьба» и «рок-музыка» порождает игру смыслов-символов и придает статусу смерти решающую роль в рок-поэзии, поскольку рок всегда продуцирует смерть»7. Причём в русской рок-поэзии игра слов перерастает в игру на бытийном уровне, уровне собственной судьбы, жизни. Данный феномен был отмечен Ю.В. Доманским в работе «Тексты смерти» русского рока» (Тверь, 2000): «жизне-творчество характерно для большинства представителей рок-культуры, где биография понимается как эксперимент над жизнью...» и далее: «текст жизни» в этом смысле обретает окончательную форму только после смерти художника. Даже, можно сказать, благодаря смерти, которая, как факт, очень важна для аудитории и в конце XX века.». Надо отметить, что Янка Дягилева входит в ряд «поэтов-жизнетворцев» (по Ю.В. Доманскому), и концепт «смерть» сконструирован в её текстах абсолютно особым образом.

Производя дешифровку «текста смерти», литературоведы опираются на «совокупность того, что писалось и пишется.о том или ином деятеле культуры»8, «в области истории идей - тех идей, которыми люди жили сами и которые они старались выразить в своем творчестве»9. В нашей работе мы исследуем непосредственно поле концепта «смерть», и нашей целью является выделение в нём объективных, личностных, пространственновременных и перцептивных смыслов. При этом из-за отсутствия подробного лексикографического описания объективных смыслов таковыми будут считаться те, которые соотносимы со значениями субстанции «жизнь», но отличаются знаком отрицания.

Проанализировав тексты панк-рок поэта Янки Дягилевой, относящиеся к периоду конца 1980-ых годов, мы выявили 60 лексем с семой «смерть», из которых 35 глаголов, 21 существительное, 4

прилагательных и 1 наречие. Глаголы и существительные были распределены по лексико-семантическим группам (глаголы в соответствии с «Толковым словарем русских глаголов» [Под ред. Л.Г.Бабенко / М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999]).

Выделены следующие ЛСГ глаголов:

1) глаголы лишения жизни живого существа: бить - 1, убивать (убить) - 6, вешать (повесить) - 2, душить - 1, пристрелить -2, топить (утопить) - 1;

Ср.: Сатанеющий третьеклассник во взрослой пилотке со звездочкой

Повесил щенка подрастает надежный солдат;

Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам;

Убили меня значит надо выдумывать месть.

2) глаголы прекращения действия, бытия, состояния: гибнуть (погибнуть) - 1, дохнуть и подыхать (подохнуть) - 3, покончить (с собой) - 1, умирать (умереть) - 3, помирать (помереть) - 3, вымирать (вымереть) - 2; разбиться - 1; падать (пасть) - 2.

Ср.: Коммерчески успешно принародно подыхать;

Порой умирают боги и права нет больше верить;

Серые картонные лица Падают неловко на асфальт Каплями;

Будет ночь - закричу, отвернусь, укачусь,

Разобьюсь все равно до утра.

3) глаголы физического воздействия на объект: терзать (растерзать) - 1;

Ср.; Охотник ли пристрелит, вожак ли стаи растерзает -виновата будешь.

4) глаголы помещения объекта в определенном месте определенным образом: хоронить (похоронить) - 1;

Ср.: Убивать хоронить горевать забывать.

5) глаголы физиологического действия: жрать (пожрать и сожрать) - 1;

Ср.; Пауки в банке Искали дыры

Чтобы вскарабкаться наверх Друг друга жрали Во рту толченое стекло.

6) глаголы проявления качества: испускать (испустить) дух - 1;

Ср.: ... посидеть-покурить

может, дух испустить, может, перевести.

7) глаголы однонаправленного движения, ориентированного относительно исходного и конечного пунктов: тонуть (утонуть) -2;

Ср.: Очень просто в море тонет остров Очень верно, если безответно

Очень в точку, если в одиночку.

Глаголы можно распределить и по тематическим группам. Однако здесь возможно пересечение: одна и та же лексема может входить в разные подгруппы:

а) смерть естественная: умирать (умереть), подыхать и дохнуть (подохнуть), помирать (помереть), падать, испустить (дух), погибнуть, тонуть (утонуть), вымирать (вымереть);

б) смерть в результате убийства: бить, вешать (повесить), убивать (убить), пристрелить, душить, растерзать, жрать (друг друга);

в) смерть в результате самоубийства: падать, покончить (с собой), разбиться, утопиться.

Анализ существительных позволяет говорить о трех ЛСГ:

а) смерть естественная: атрофия - 1; уход - 1; смерть - 6;

Ср.: Отрадных атрофий отрывки, и как будто

С утра утрачен сон о трудности трюка.

б) смерть в результате убийства: убой - 2; аборт - 2; аутодафе

- 2.

Ср.: После облома после аборта Прощаются руки со струнами.

в) смерть в результате самоубийства: суицид - 2.

Ср.: Лифт сломался

Сорвался суицид - пойдешь пешком - успеешь обломаться Тяжелые шаги по лестнице.

Кроме этого, нельзя не выделить слова-символы смерти: могила, крест, труп, камень (на шее), вечный огонь, серый покой, сон, угол, свеча, стол, образа, пропасть, петли.

Ср.: Их поклон до могил деревянным цветам.

Крепкий настой - плачьте, родные Угол, свеча, стол, образа Под руки в степь Стаи летят Может простят

Специфика поэтического текста заключается в том, что, помимо прямых номинаций, в нём используются косвенные номинации, то есть метафоры, ассоциативные образы. Что касается анализируемого материала, то целесообразнее, на наш взгляд, говорить об образных характеристиках смерти в произведениях Янки Дягилевой. Смерть так же, как жизнь, воспринимается ею как процесс.

В результате анализа были выявлены следующие ассоциативно-образные смыслы, которые связаны с номинациями смерти:

1. Смерть как прекращение бытия вообще. Данная образная характеристика смерти связана с представлением о живом, одушевленном, то есть имеющим душу, поэтому умирать могут не только люди и одновременно существующие с ними боги, но и неживые объекты. В этом смысле можно говорить о гиперболизации смерти: смерть как исчезновение всего сущего.

В процессе исследования выделена особая группа «Абстрактные сущности», в которую вошли не только неодушевленные конкретные существительные, но и абстрактные, вещественные. Таким видит мир поэт: жив человек - жив окружающий его мир. Смерть одного из них является знаком скорой или уже состоявшейся смерти другого.

а) Смерть человека, бога:

До - это такая страна была Ее сейчас нет, потому что Все кто там жил, уже умерли.

Вот и все.

Разговорная конструкция «Вот и всё», оформленная в виде самостоятельной строки, является словесным знаком исчезновения.

Погаснет огонь в лампадах, умолкнут священные гимны Не будет ни рая, ни ада, когда наши боги погибнут...

Иногда используются мортальные глаголы с разговорной стилистической окраской:

Может, на метлу и до города,

Где мосты из камня и золота Помереть ли там Может, с холоду Может, с голоду...;

или с нарочитой сниженной окраской (просторечные):

Дальше - больше дальше - ближе до начала до конца Ты кончай такие штуки ты давай не подыхай...

Смерть представляется тем единственным критерием, который разделяет обычных людей (одинаковых, как будто одетых в одинаковые картонные маски) и людей необычных. Необычные люди не скрываются под масками, видят мир таким, какой он есть, и умирают от одиночества. Но их смерть - это падение звезды.

Серые картонные лица Падают неловко на асфальт Каплями

Нелепый удел - не у дел...

Ср. ; Это звезды падают с неба Окурками с верхних этажей.

б) Смерть абстрактных сущностей словесно представлена с помощью глаголов: сохнуть, вымирать, дохнуть, погасить:

И сохнут ключи в пустыне, а взрыв потрясает сушу,

Когда умирает богиня, когда оставляет души.;

Не сохнет сено в моей рыжей башке Не дохнет тело в моем драном мешке.;

Пожар погасить - огонь убить.;

Озаглавилась весна топором Успокоилась река декабрем Утро одиноким выстрелом...

Даже время наделяется способностью умирать. Для обозначения смерти времени используется метафоры «труп веков» и «черная оправа времени» (траурная рамка):

Коридором меж заборов через труп веков Через годы и бурьяны, через труд отцов.;

Камни с холмов - вниз и впрямь В черной оправе времени линзы.

2. Смерть как отсутствие проявлений жизни. Отмечается отсутствие движения и реакции. Интересно употребление фразеологического сочетания «лыко не вяжет» в значении «не сочетается, не взаимодействует»:

Лыко не вяжет внутри кровь с кислородом.;

Кругом души от покаяний Безысходности без движений Неподвижности без исходов Неприятие без воздействий Нереакция до ухода.

3. Смерть как покой, отдых. Внешнее бытие обусловливает усталость от жизни, стремление к покою, которое возможно, по мнению поэта, только в смерти. Это традиционное для русского менталитета понимание смерти как успокоения (ср.: за упокой души).

Параллельно пути черный спутник летит Он утешит спасет - он нам покой принесет.;

Расстараться - отоспаться за стеною дня За чертою отлетевших просветленных душ За глазами с пятаками круга не нарушь.

4. Смерть как освобождение. Жизнь представляется как тяжелый труд, болезнь, усталость. Жизнь всегда сопровождается грехом, без которого не может существовать, так как человек на земле грешен. Смерть воспринимается поэтом не как наказание, а как освобождение:

а) от тягот жизни, от совершаемых вольно или невольно грехов:

Перед костром по росту построение

Тоскующих по месту под мостом

Стреляющих в упор по представлению о жалости;

Животворящей смертью по суете постылых ситуаций

По выходам и выводам.

Интересен оксюморон «животворящая смерть». Эта парадоксальность мышления, перевернутость восприятия жизни характерна, на наш взгляд, личности и творчеству Янки Дягилевой. Её лирическая героиня «вырывается» из замкнутого пространства жизни, где её постоянно что-то отягощает в смерть.

Смерть сияние страх Чужой дом Все по правилам, все по местам Боевая ничья до поры Остановит часы и слова Отпустите меня.

Смерть противопоставляется жизни, как свобода - связанности:

Тяжело здесь лежать, были б силы уйти Или вниз, или с краю чуть-чуть отойти Хоть на метр - присесть, посидеть - покурить Может дух испустить, может перевести...

Смерть наделяется способностью побуждения к действию, движению. Традиционная метафора жизненного пути получает новые смыслы: человек движется к смерти, смерть воспринимается как итог пути, пристанище:

И найдут все странники уставшие Путь к столбу последнему поломанному На столбе о финише известие У столба всем путникам пристанище Над столбом летает птица вещая А за ним лишь камни да пожарища.

Велико стремление лирического героя освободиться от греха (грязных рук - грязных дел):

Я оставлю свой голос, свой вымерший лес Свой приют

Чтобы чистые руки увидеть во сне.

б) от болезни, усталости:

Лексические средства (излечиваться, медицинский, больница) объединены семой «излечение от болезней жизни»:

Звездам мы становимся подругами Навсегда от сил земных излечиваясь.;

Наивные созвездия за медицинской ширмою Накроют покрывалом мой безвременный уход.;

Ишь ты классные игрушки тетька в сумочке несет А ребеночек в больнице помирает ведь помрет

Он объелся белым светом, улыбнулся и пошел

Он не понял, что по-правде-то все очень хорошо.

5. Смерть как следствие одиночества. Каждый в момент смерти одинок, но - парадокс - если человек одинок в жизни, то он тоже умирает.

Очень просто в море тонет остров Очень верно, если безответно Очень в точку, если в одиночку.;

Смерть от одиночества, вмещающего мир.

6. Смерть как акт прощения. Просьба о прощении - это последнее, что человек оставляет в жизни. Освобождение от жизни не происходит, если прощения нет:

Взорвется откровением случайное объятие Сорвет со стен разводы отсыревших потолков Отпетой ветром скорости внезапным раскаянием.

Прощения героиня ждет и с небес:

Ждем с небес перемен - видим петли взамен Он придет, принесет, Он утешит спасет Он поймет, Он простит, ото всех защитит. и от людей:

Под руки в степь, в уши о вере В ноги поклон - стаи летят К сердцу платок, камень на шее В горло глоток - может простят.

7. Смерть как забвение. Лирическая героиня не верит в значительность жизни, потому что после смерти забудут всех: и богов, и людей, и саму жизнь (красный цветок, свежий глоток). Идея забвения, потери памяти воплощается с помощью лексических средств (глаголов): забыли, не вспомним, забудут, забывать, забывать, насовсем позабыть.

А в стороне, у порога клочья холста лежали Люди забыли бога, люди плечами жали.;

Мы не вспомним - нас забудут тоже.;

Уходить за перелески проливным дождем Оставляя за плечами беспокойный дом Обрывать последний стебель красного цветка Забывать о чистом звоне свежего глотка.

8. Смерть (чужая) как утрата смысла жизни. Данная текстовая репрезентация отражает факты биографии Янки Дягилевой - человека, убитого смертями близких и самых любимых его людей. В текстах стихотворений встречается неоднократное указание на февраль и октябрь, что само по себе является упоминанием смерти. С этими смертями Янка потеряла веру в жизнь и утратила страх смерти. Смерть становится не страшной: самое

дорогое она уже забрала. Но и жизнь больше не нужна («кто остался тот и дурачок»).

После облома после аборта Прощаются руки со струнами

Тянутся провода, гудят Мелкие пальцы на кафеле Рассыпались стуком...

Прощаются руки со струнами - воплощается традиционная метафора «смысл жизни - творчество». «После аборта» пропадает способность музыканта писать музыку, а следовательно, - и смысл жизни.

[Посвящено годовщине со дня смерти матери]

На голову горюшко теплой шапочкой По чем теперь сказочки? По жизни да разуму Хочешь - покупай недорого, любовь - цена красная По сухой пыли ползу пчелкой бескрылой к маме...;

[Посвящено годовщине гибели А. Башлачёва]

За какие такие грехи задаваться вопросом Зачем и зачем и зачем и зачем;

Значит будем в игры играть Раз-два - выше ноги от земли Кто успел - тому помирать Кто остался тот и дурачок.

9. Смерть как убийство. В этой группе можно выделить две разновидности убийства: убийство естественное (животным ради поддержания жизни) и убийство неестественное (человека человеком):

а) убийство как акт уничтожения недостойных, не согласных с существующим строем, не принимающих официальную мораль:

Пристрелить ненужных - тех, кто отдал все, что мог Полууничтоженных под пятитонный пресс;

Недопокалеченному выбить костыли Недопокареженных - под гусеницы вновь;

И сгинут злые враги кто не надел сапоги Кто не простился с собой Кто не покончил с собой Всех поведут на убой...

б) убийство как наказание, казнь за инакомыслие:

Нас убьют за то, что мы с тобой гуляли по трамвайным рельсам.;

... Ас портрета будет улыбаться нам Железный Феликс... (улыбка Дзержинского - это метафора смерти);

в) убийство как насильственное лишение жизни:

Добрее волчица серая - больше овечек убьет для деток

Охотник ли пристрелит, вожак ли стаи растерзает - виновата будешь...

Существующий строй способствовал разрушению общечеловеческой морали:

Сатанеющий третьеклассник во взрослой пилотке со звездочкой

Повесил щенка подрастает надежный солдат.;

Фольклором народным станет убивший Авеля Каин.; Обыденный аборт в обрушенном овраге Желанныхжизнесхемживая красота...

10. Смерть как самоубийство. Отсутствие смысла жизни заставляет героиню все чаще задумываться о насильственном прекращении собственной жизни. Часто в стихотворениях встречается слова со значением умерщвления себя: суицид, утопиться, выстрел, мерцающий клинок, свинцовый покой. Лифт сломался

Сорвался суицид - пешком пойдешь - успеешь обломаться Тяжелые шаги на лестнице.;

И я хожу по струнке вверх и вниз Помножив зов Туда на зов Оттуда Кидаюсь под мерцающий клинок;

По свинцовому покою глубины моей Нерастраченных страданий темно-синих дней По шершавому бетону на коленях вниз Разлететься, разогнаться - высота, карниз.

Наиболее частотным суицидным действием является утопление. Мотив утопления появляется в поэзии Янки с 1987 года, но прямая его номинация используется лишь единожды в 1991 году. Утопиться - это:

- в 1987 году - молниеносное безрассудное действие: В тихий омут буйной головой Холодный пот расходятся круги -использование фразеологизма, пусть и в прямом значении, стушевывает серьезность намерений;

- в 1988 году - уход на дно: На дно собрался, а через лед -как оно?;

- в 1989 году - лирический уход, связь неба с водой: Отражение неба в воде; Прыжок с моста;

- в 1990 году - верный способ ухода из жизни: Верная в болоте вода Постная как грех на заре;

- в 1991 году - отказ от жизни: Торопился - Оказался. Отказался - Утопился. Огляделся Никого - используется прямая номинация способа действия, чем подчеркивается серьезность намерения.

Стихотворения, посвященные смерти-самоубийству А. Башлачева, выделяются в особую группу. И хотя Янка ни разу не называет смерть А. Башлачева самоубийством, нам кажется, что мотивы самоубийства в ее творчестве связаны именно с этим фактом.

Это звезды падают с неба Окурками с верхних этажей (1989);

Чужая дорога неверною левой рукой Крестом зачеркнула нулем обвела по краям А я почему-то стою и смотрю до сих пор Как многоэтажный полет зарывается в снег. (1989)

Она не прогнозировала свою смерть, хотя внешне кажется, что это так. Если кто-то, умирая, становится богом, то это все равно не значит, что «всем туда же»;

А кто-то растворился во Вселенной И Богом стал, но кто же вам сказал.

Что всем туда же? (1989)

Ю.С.Степанов считает, что «смерть» - это родовой термин для целого ряда явлений, событий, имеющих определенное сходство между собой, но не обязательно пространственновременную взаимозависимость»10. В творчестве Янки Дягилевой смерть имеет свое время и свое пространство. Попытаемся выделить пространственно-временные смыслы концепта «смерть».

1. Ориентационные смыслы концепта «смерть». Смерть рассматривается Янкой Дягилевой как пребывание в определенном пространстве. Это не традиционное нахождение в земле, загробном мире. Это особая страна, дом, квартира. Лирическая героиня Янки Дягилевой живет в перевернутом мире. В ее стране, зачумленной болотной красотой, все умерли; дом чужой, заброшенный (в нем нет ни после, ни вместе), квартира нежилая, край раздробленных откровений. Это все места, «где вас нет». Но она там живет. В этом мертвом краю проходит ее жизнь.

а) Смерть как страна, край:

Два шага по чужому асфальту В край раздробленных откровений В дом, где нету ни после, ни вместе В рай без веры и в ад без страха.;

Будет ночь - закричу, отвернусь, укачусь Разобьюсь все равно до утра Постучу во все двери Пойду по местам, где вас нет.;

Простуженные сумерки прольются ожиданием На страны, зачумленные болотной красотой

Наивные созвездия за медицинской ширмою Накроет покрывалом мой безвременный уход.;

б) Смерть как постройка, дом, здание:

Возможно традиционное осмысление дома как гроба, домовины, однако выше мы уже упоминали о совершенно особом восприятии смерти поэтессой.

И тянет нить со шпиля моего эгоцентризма до входа в Храм И каждый шаг на месте звон струны.;

Смерть сияние страх Чужой дом Все по правилам все по местам.;

В безвременном доме за разумом грохнула дверь.;

Только ветер в рукавах и шапках Только дом, в котором очень тихо.;

в) Неопределенно-локальные характеристики пространства смерти:

Где-то край, где-то рай, где-то ад, где-то нет Там где край, так и ад.

Там где рай так и нет ничего.;

Катится все в пропасть

По всем статьям колесики скрипят

Куда-то в смерть

Все черти покупают бухло Скоро Праздник в Тартарарах...

Конечно, это несколько традиционное для поэзии осмысление пространства смерти. Лексические показатели такого значения следующие: бездна, пропасть, рай, ад, ни рая ни ада, ничего, Туда, Оттуда, Тартарары. Причем рай, ад, Тартарары - это тоже весьма неопределенное место.

2. Темпоральные смыслы концепта «смерть». Временные параметры смерти в творчестве Янки Дягилевой репрезентируются с помощью лексических показателей и распределены нами по следующим группам:

а) Время подвластно смерти.

Смерть времени репрезентируется лексемами убито, остановлено; метафорой труп веков.

Время убито, не существует, остановлено.;

Смерть сияние страх Чужой дом Все по правилам, все по местам Боевая ничья до поры Остановит часы и слова Отпустите меня

б) Безвременность ухода:

В безвременном доме за разумом грохнула дверь.;

в) Время прихода смерти.

Хотя время прихода смерти указывается определенно (лексемы с обозначением времени суток: утро, вечер, ночь, день), однако не исчезает ощущение внезапности, неожиданности смерти.

Будет ночь - закричу, отвернусь, укачусь,

Разобьюсь все равно до утра Разобраться в колеснице долгого огня Расстараться - отоспаться за стеною Дня.;

Чтоб по фамилиям не выкрикали души На рынке Дня.;

г) Неопределенная длительность мортального процесса: Используются лексемы, связанные с идеей абсолютной конечности человека во времени: навсегда, насовсем, вечность, вечный.

Пауки в банке По ветру вечность А наше время истекло Пауки в банке Наше время истекло;

Вечный путь от края и не дальше.;

д) Смерть - событие, реально существующее в конкретном времени:

Через толстый февраль високосный Сквозь октябрьский дым

На лед на коньках пьяного оптимизма Провалишься!!!;

Молись, грешник, да на часы посматривай Не опоздай на свидание под гитарным перебором.

3. Аудиальные характеристики концепта «смерть». Одним из наиболее важных смысловых признаков концепта «смерть» для Янки Дягилевой становится беззвучие. Состояние в смерти представляется поэту лишённым какого-либо звукового сопровождения.

Лишаясь признаков земного бытия, способности к движению, восприятию с помощью органов чувств, умерший теряет также и способность к речи, что свидетельствует о такой характеристике субъекта, как немота, ср.: Я оставлю свой голос, свой вымерший лес.; Кто молчит, те и знают какой-то ответ..; Молчащий миллион немыслимых фамилий... Единственный случай, когда в пространстве смерти появляется звук, представлен в контексте: Лай, сияние, страх Чужой дом/ Управляемый зверь у дверей/ На чужом языке говорит/ И ему не нужна моя речь. Но здесь речь идёт скорее о состоянии пограничном со смертью (дверь как вход в пространство мира иного), и ситуация глухоты подменяется непониманием

«чужой» речи субъектом, а немота - бессмысленностью проявления собственной воли.

Процесс восприятия смерти другого человека так же, как своя собственная смерть, отнимает голос, ср.: Стоять и смотреть это просто простить и молчать... В большинстве случаев к немоте субъекта добавляется глухота, ср.: Забывать о чистом звоне свежего глотка.

Пространство смерти - это пространство абсолютной тишины и молчания: Только дом, в котором очень тихо.; По тихой полосе бредут слова... Создаётся контраст с пространством жизни, которое беспрестанно кричит, стучит, стонет. Звуки резкие, громкие -это самое главное подтверждение жизни. Как только звук пропадает, наступает смерть, ср.: Был ветер гром под столом - будет постель /Я буду спать.; В тихий омут буйной головой.

Таким образом, смерть в восприятии поэта представляется «пространством тишины» и «состоянием немоты и глухоты субъекта».

Янка Дягилева - уникальное и недостаточно хорошо изученное явление в отечественной рок-культуре. Проведенный концептуальный анализ художественных текстов позволил описать и обобщить когнитивные представления поэтессы о концепте смерть, выявить некоторые закономерности построения ее поэтического мира. Исследование содержит материал, который может быть использован при дальнейшем изучении специфических закономерностей мышления определенной эпохи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Малый академический словарь. Словарь русского языка в 4-х томах. Издание 2-е. М.: Наука, 1981-1984. - Т.4 - с. 152.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2003 - с. 735.

3. Даль, 2002, Т. 4 - с. 233.

4. Дзюба Е.В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М.И. Цветаевой: Диссертация ... к.ф.н. - Екатеринбург, 2001 - с. 130.

5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.:, 2001.

6. Исупов К.Г. Русская философия смерти (XVIII - XX вв.) // Смерть как феномен культуры: Межвуз. сб. научн. тр / Сыктывкар. гос. ун-т, Сыктывкар, 1994. - с. 34; Стрелков В.И. Смерть и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994 - с. 34.

7. Лексина А.В. Танатология в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 7 - с. 186.

8. Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока, Тверь, 2000 - с. 110.

9. Иермонах Григорий (Лурье). Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6 - с. 57.

10. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.:, 2001 -с. 236.

© Багичева В.В., Багичева Н.В., 2007

Нефёдов И.В.

Ростов-на-Дону ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СМЫСЛОВОЙ МНОГОМЕРНОСТИ РОК-ТЕКСТА

(на материале «Уездного Города N» М. Науменко) Активное изучение роли имён собственных в художественной речи началось в России в середине прошлого столетия. В науке возникло особое направление - литературная ономастика, в рамках которой исследование лингвистики тесно связывается с литературоведением, историей литературы, этнографией, социологией и некоторыми другими гуманитарными дисциплинами1. Собственно ономастика (реальная ономастика) имеет длительное и естественное историческое развитие в определённой социальной среде и языке народа. Литературная же ономастика родилась на основе свободного творческого поиска писателем способов реализации эстетической функции имени собственного в художественном тексте в соответствии с его идейным замыслом, жанром и стилем. В настоящее время в кругу проблем отечественной ономастики весьма актуально изучение фактического материала. К сожалению, ономастическое пространство художественных произведений очень многих писателей, как классиков, так и современников, остаётся до сих пор не исследованным. В связи с этим у читателя не может быть глубокого понимания художественного мира, созданного писателем.

Русская рок-поэзия 1970-1980-х годов как часть русской культуры активно изучается в последние десятилетия, в частности внимание учёных привлекает роль топонимов и антропонимов в художественных произведениях отдельных поэтов2. Цель данной статьи - выявить функционально-содержательную роль топонимов и антропонимов в «Уездном Городе N» Майка Науменко. Эта песня впервые прозвучала в 1983 году в одноименном альбоме. Само название построено по аналогии с «Desolation Raw» Боба Дилана, известного американского рок-музыканта и поэта, одного из создателей фолк-рока. В 60-е годы XX века Боб Дилан стал выразителем протеста молодёжи против всей системы ду-