Научная статья на тему 'Концепт слава в древнеанглийском языке и культуре'

Концепт слава в древнеанглийском языке и культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антипова А. С.

Настоящая статья посвящена исследованию концепта СЛАВА в языке и культуре англосаксов. В рамках древнеанглийского периода выделяются два исторических слоя: эпоха этнического расширения и эпоха христианизации. Результаты исследования показывают, что, с одной стороны, концепт СЛАВА являлся одной из доминирующих ценностей для англосаксов, а с другой стороны, принятие христианства кардинально изменило содержание как ядра, так и периферии концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the concept 'Glory' in the Anglo-Saxon language and culture. Within the Anglo-Saxon period two historical layers are distinguished: the epoch of ethnical extension and the epoch of Christianization. The results show that on the one hand the concept 'Glory' was one of the dominating values for the Anglo-Saxons while on the other hand, adoption of Christianity has greatly changed both the nucleus and the periphery of the concept.

Текст научной работы на тему «Концепт слава в древнеанглийском языке и культуре»

УДК 811.11.-112

А. С. Антипова

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: asantipova@front.ru

КОНЦЕПТ СЛАВА В ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ

Настоящая статья посвящена исследованию концепта СЛАВА в языке и культуре англосаксов. В рамках древнеанглийского периода выделяются два исторических слоя: эпоха этнического расширения и эпоха христианизации. Результаты исследования показывают, что, с одной стороны, концепт СЛАВА являлся одной из доминирующих ценностей для англосаксов, а с другой стороны, принятие христианства кардинально изменило содержание как ядра, так и периферии концепта.

The article analyzes the concept ‘Glory’ in the Anglo-Saxon language and culture. Within the Anglo-Saxon period two historical layers are distinguished: the epoch of ethnical extension and the epoch of Christianization. The results show that on the one hand the concept ‘Glory’ was one of the dominating values for the Anglo-Saxons while on the other hand, adoption of Christianity has greatly changed both the nucleus and the periphery of the concept.

В настоящее время появляется все больше работ, посвященных исследованию вербализации культурных концептов на материале различных языков, в том числе древних. Особым вниманием лингвистов пользуются, в терминах В. И. Карасика, «непараметрические регулятивные концепты». Это ментальные образования, в содержании которых главное место занимает ценностный компонент («счастье», «долг», «любовь», «щедрость» и др.).

В. И. Карасик отмечает, что концепты-регулятивы в концентрированном виде содержат оценочный кодекс той или иной лин-гвокультуры, они объясняют культурные доминанты поведения [Карасик, 2005]. Именно к таким концептам относится концепт СЛАВА, который на настоящий момент остается не изученным современными лингвистами. В отечественной лингвистике есть всего несколько работ, имеющих косвенное отношение к анализу концепта СЛАВА: 1) Н. В. Феоктистова [1984] описала парадигму из 9 древнеанглийских существительных, обозначающих славу (забегая вперед, отметим, что нами было выявлено 61 (!) номинативная лексическая единица, в которых нашел свое языковое выражение концепт СЛАВА);

2) концепт СЛАВА упоминается в двух исследованиях молодых ученых, выполненных на материале древнеанглийской героической поэзии - в связи с концептосферой ВОИН-

СТВЕННОСТИ в работе Ю. С. Григорьевой [2003] и в связи с ассоциативным полем ВЕРНОСТЬ в работе Л. Р. Лаврентьевой [2004];

3) И. В. Шапошникова [1999] исследовала мотивы этнокультурной доминанты англосаксов, которые нашли отражение в структуре значений некоторых слов, обозначавших славу в древнеанглийском языке; 4) Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров [2005] показали применение разработанной ими методики исчисления семантических долей лексического фона в рамках континической концепции на примере лексемы «слава» на материале древних славяно-русских текстов.

С целью выявления языковых средств, репрезентирующих концепт СЛАВА в древнеанглийском языке, была проведена сплошная выборка существительных, содержащих семантическую долю «слава», и контекстов их употребления из словарей англосаксонского языка Дж. Босворта и Т. Толлера (1973), М. Ленерта (1956), а также из письменных памятников, включая героическую поэзию, элегии, религиозный эпос, жития святых и др. Таким образом, был обнаружен целый ряд номинативных лексических единиц, представляющих концепт СЛАВА, образованных от разных корней (26 ЛЕ), их дериватов, образованных суффиксальным способом (5 ЛЕ) и словосложением (30 ЛЕ) (всего 61 существительное):

ББЫ 1818-7935. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. Том 4, выпуск 2 © А. С. Антипова, 2006

Простые лексемы Двучленные композиты

1. andet - слава-исповедь 2. andetness - слава-исповедь 3. ar - слава-уважение 4. bl&d - слава-награда 5. dom - слава-судьба, слава в бою 6. dugu6 - слава-добродетель 7. for(e)maerness - слава-величие 8. gefea - слава-радость 9. (ge)miclung - слава-величие 10. gilp - слава-гордость, слава-надменность 11. gleng - слава-украшение 12. heah^u - слава-высокое место 13. hlisa - слава, в основном применительно к Божеству 14. hre6 - слава в битве, слава-триумф 15. indryhto - слава-благордство 16. lastworda - слава-слова 17. lof - слава-хвала 18. m&r^ - слава-подвиг 19. msr^ung - слава-известность 20. on-medla - слава-великолепие 21. ricetere - слава-сила 22. tier - слава-сокровище 23. tir - слава-честь 24. torhtness - яркая слава 25. ^rymm - слава-сила Бога 26. weor^ - слава-благородство 27. weor^scipe - слава-благородство 28. weor^ung - слава-благородство 29. wlite - слава-красота 30. wuldor - 1) слава земная; 2) слава божественная 31. wuldorfaestlicness - слава-великолепие 1. ssc-tir - копье-слава, слава в бою 2. cyne^rymm - королевская слава 3. ellen-maer^ - смелость-слава 4. ethel-^rymm - слава родной земли 5. god^rymm - слава Бога 6. gu^-hre^ - война-слава 7. heah-^rymm - высокая слава 8. heah-^rymness - высокая слава 9. heofon-^rymm - небесная слава 10. heofon-wuldor - небесная слава 11. here-lof - военная слава 12. here-^rymm - военная слава 13. hilde- ^rymm - слава в битве 14. huge- ^rymm - душа-слава 15. msgen-^rymm - сила-слава, божественная слава 16. msgen^rymness - сила-слава, слава-великолепие 17. neod-lof - желанная слава 18. sigor-wuldor - слава победителя 19. swegel-wuldor - небесная слава 20. weorold- weor^scipe - мировая слава 21. weorold-dom - мировая слава 22. weorold-wuldor - мировая слава 23. wig-weor^ung - слава в битве 24. will- weor^ung - желанная слава 25. woruldgilp - мировая слава 26. weor^mynd - слава-память 27. dom-weor^ung - слава + слава 28. ^rymm-dom - слава + слава 29. wlite-andet - слава + слава 30. wuldor-^rymm - слава + слава

Особое внимание хочется обратить на наличие сложных слов, оба компонента которых обозначают славу: dom-weorpung, ргутт-ёот, м>Ше-а^еґ, м>иШог-ргутт. Все перечисленные выше слова обозначали разные «виды» славы в древнеанглийской этнической картине мира англосаксов. Такая множественность наименований свидетельствует об особом месте концепта СЛАВА в языке и культуре англосаксов. Разработанность концепта можно рассматривать, с одной стороны, как результат практического и образного мышления людей исследуемой эпохи, которые воспринимали одно и то же явление в разных ситуациях по-разному и давали ему разные названия; с другой стороны, обилие лексических средств является отражением важности славы для англосаксов.

Доминантами синонимического ряда являются наиболее частотные лексемы. В героической поэзии преобладают ёош «слава-судьба, слава в бою», ш&ф «слава-подвиг», Ы&ё «слава-награда» и 1оГ «слава-хвала героям». В христианской литературе -■^Ыог - 1) «слава земная», 2) «слава небесная» и ^гушш - «слава-сила Бога».

Настоящее исследование носит диахронический характер. Многие исследователи выделяют 2 этапа в развитии англосаксонской культуры. Так, А. Я. Гуревич пишет о варварской «модели мира» и сменившей ее христианской «модели мира» [Гуревич, 1999].

И. В. Шапошникова прослеживает изменения этнокультурной доминанты англосаксов в эпоху этнического расширения (У-У1 вв.) и эпоху христианизации (VII в. и позже) [Шапошникова, 1999]. Поэтому мы выделяем как минимум 2 исторических слоя в концепте

СЛАВА в древнеанглийском языке: первый слой - концепт СЛАВА в эпоху этнического расширения (ЭЭР) англосаксов, второй слой -концепт СЛАВА в эпоху христианизации (ЭХ) англосаксов. При этом мы сталкиваемся со следующей проблемой: почти все древнеанглийские литературные памятники были записаны в эпоху христианизации, и поэтому даже в героическом эпосе присутствуют христианские элементы. Следовательно, мы можем говорить лишь об условном делении письменных памятников на языческие и христианские. Мы моделируем концепт СЛАВА ЭЭР на основе героической поэзии («Бео-вульф» с «Финнсбургским отрывком», «Валь-дере»), заклинаний, мнемонической поэзии («Видсид»). Концепт СЛАВА ЭХ описывается на материале произведений Кэдмона, Кю-невульфа, элегий, религиозного эпоса, житий святых и проповедей. В рамках данной статьи мы ограничимся изложением кратких результатов исследования и представим структуру

концепта СЛАВА в ЭЭР (рис. 1) и ЭХ (рис. 2) англосаксов.

Концепт СЛАВА в эпоху этнического расширения англосаксов

Согласно теории этногенеза Л. Н. Гумилева, зарождение этноса происходит в результате пассионарного толчка [Гумилев, 1997]. Первой фазой этногенеза является фаза подъема. Она характеризуется энергичной экспансией вновь возникшего этноса, резким ростом всех видов его активности, демографическим взрывом. Здесь

формируются этническая доминанта и социальные институты. Начало этнического расширения англосаксов Л. Н. Гумилев относит к I в. н. э., когда территория Европы подверглась воздействию пассионарного толчка. Период особо активного этнического расширения англов и саксов в Британии приходится на У-У1 вв.

Ценностная

составляющая

Ядро -образная составляющая

Понятийная составляющая: ядерные признаки

Понятийная

составляющая:

дополнительные

признаки

Рис. 1. Структура концепта СЛАВА в эпоху этнического расширения англосаксов

Концепт в данном исследовании понимается вслед за В. И. Карасиком как многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцеп-

тивная, понятийная и ценностная стороны [Карасик, 2005]. Понятийный слой концепта СЛАВА ЭЭР образуют ядерные и дополнительные (фоновые) признаки, выделенные на основе дефиниционного анализа лексических единиц, репрезентирующих концепт:

1) ядерные признаки - «славное дело», «честь», «известность»;

2) фоновые признаки - «хорошая репутация», «хвала», «богатство / награда», «триумф / победа», «успех», «власть / сила человека», «героический поступок», «храбрость», «судьба», «великолепие / красота», «радость», «гордость / тщеславие».

слава неоегнля

Ценностная

составляющая

Ядро -образная составляющая

Понятийная составляющая: ядерные признаки

Понятийная

составляющая:

дополнительные

признаки

глав и земная

Рис. 2. Структура концепта СЛАВА в эпоху христианизации англосаксов

Образная составляющая концепта СЛАВА ЭЭР представлена в образе главного героя эпической поэмы «Беовульф», а также в прототипической ситуации достижения славы. Достичь славы можно было, одержав победу с мечом в руках, проявив при этом храбрость и силу. Беовульф был идеалом, к которому следовало стремиться.

А. Я. Гуревич отмечает: «В ней [героической поэзии] воспеваются подвиги героев,

боевые стычки, в которых герой покрывает себя славой и ранами... Слава в грядущих поколениях - центральная ценность героической этики. Превыше всего герои героической поэзии заботились о славе, ставя ее во главе своих ценностей, в том числе и превыше самой жизни» [Гуревич, 1978]. Ценностную составляющую концепта можно определить, обратившись к анализу выраженных в языке оценочных суждений.

Жажда славы, добычи и наград - вот высшие ценности эпического героя:

Ure aghwylc sceal ende gebidan worolde lifes; wyrce se the mote domes ar deathe; that bith drihtguman unlifgendum after selest.

Мы все должны мириться с концом своих дней; так добейся же, кто может, славы перед смертью! Когда жизнь заканчивается,

это самая ценная судьба воина.

(Здесь и далее перевод выполнен автором статьи).

Так считает Беовульф. Перед тем, как сокрушить своего противника, он думает о славе: ... Swa sceal mandon, thonne he at guthe gegan thenceth longsumne lof, na ymb his lif cearath.

... так нужно делать,

когда бы не был на войне, нужно думать о том, как заслужить вечную славу, а не о страхе потерять жизнь.

Знаменательны последние строки поэмы: ...that he ware wyruldcyninga manna mildust ond monthwarust, leodum lithost ond lofgeornost.

Из всех королей земли, он был самым кротким и самым любимым, самым добрым к своим людям и жадным до славы.

Концепт СЛАВА в эпоху христианизации англосаксов

В VII в. начинается христианизация англосаксов. Н. С. Трубецкой писал: «Каждый народ, воспринявший христианство, должен преобразовать свою структуру так, чтобы ее элементы не противоречили христианству, и так, чтобы в этой культуре веял не один национальный, но и христианский дух. И таким образом, христианство не упраздняет своеобразного национального культурного творчества, а наоборот, стимулирует это творчество, давая ему новые задания» [Трубецкой, 1995]. Христианство принесло идеи о вечной жизни на небесах и бренности земных благ. Оно вызвало переоценку устоявшихся стереотипов поведения и изменило этнокультурную доминанту

англосаксов, изменило их представления о славе, о чем свидетельствует, в том числе, следующее предложение из поэмы «Елена»: «Aid onmedla І8 gecyrred» («Старая слава изменилась»). Если в прежней доминанте путь к славе - это смелость в бою, то теперь это путь к Богу через веру, смирение, благочестие. При этом, с одной стороны, группа существительных, обозначавших славу, получает новое христианское толкование, а с другой стороны, меняется доминанта ряда. На смену существительным dom «слава-судьба, слава в бою» и т$ф «слава-подвиг», являвшимся ключевыми словами, репрезентировавшими концепт СЛАВА ЭЭР англосаксов, приходят л^Ыог - 1) «слава земная», 2) «слава небесная» и £>гутт - «слава-сила Бога».

Контекстный анализ показал наличие оппозиции «слава земная» У8 «слава небесная»: еоНкап МгуЫо У8 Иео/оп-м>иШог, иными словами, «слава человеческая» У8 «слава божественная»: menniscum Лгутт У8 Drihtnes duguthe. В элегии «Морестранник» рассказчик объясняет, что земная слава означает, что о человеке после смерти говорит младшее поколение. Это, в частности, выражено и в семантике лексемы Іал^оМа «слова, которые остаются; слава после смерти». Земная слава - это то, что остается живым после физической смерти человека, о чем свидетельствует эпитет lifgendra 1а81мюМа «живая слава». Слава божественная - вечная -МаНІ^Іш dom. Источник (tir-fmme), отец (л^Мог £^єг), хозяин (thrymmas Иу^), король (лиМогсупш^) и хранитель (wu1dres weard) славы - Бог. Данное деление славы на небесную и земную отражает миросозерцание англосаксов. Подобные противопоставления были отмечены А. Я. Гуревичем: «Контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного, лежащие в самой основе этого миросозерцания, находили основу в социальной жизни» [Гуревич, 1999]).

Таким образом, мы выделяем 2 сегмента в концепте СЛАВА ЭХ: 1) слава небесная;

2) слава земная.

Результатом дефиниционного анализа стало выделение следующих ядерных и фоновых признаков, составляющих понятийную сторону концепта:

Сегмент Ядерные признаки Фоновые признаки

Небесная слава небесное блаженство, святость, вечная жизнь чудеса, власть / величие Бога, свет, хвала, радость, великолепие / красота

Земная слава память, известность хорошая репутация, слова, украшение, доброе дело, смирение, страдание

Образ небесной славы - это Бог, который является людям посредством славы: Na swylce on eastdsele synderlice sy his wunung... se 6c seghwar is andweard na burh rymyt бгеге stowe ac t\irh his msegen^rymmes andweard-nysse. - «Он (Бог), который присутствует везде, не протяженностью места, в котором он обитает, а через присутствие его славы».

В основе образа земной славы - образ человека, приблизившегося к Богу. Таким человеком является, например, благочестивый поэт Кэдмон, жизнь которого была описана Бедой Достопочтенным в «Церковной истории англов» (731 г.). Беда отмечает, что Кэдмон жил с верой в Бога, в любви и мире с окружающими, борясь за души людей.

Ценностная составляющая концепта СЛАВА ЭХ выражена, например, в следующих предложениях: Ealle onmedlan eort-han rices - «Вся земная слава быстра», Eort-han indryhto ealdoth ond searath - «Земная слава стареет и увядает». Еще раз обратимся к элегии «Морестранник»: ее герой говорит о том, что человек должен попытаться приблизиться к Богу, так чтобы слава о нем жила не только среди его детей, но и вечно среди ангелов на небесах. Нужно стремиться достичь славы вечной жизни (ecan-life bl$d), и дается своеобразный рецепт, как это сделать: нужно бороться с дьяволом.

Следует отметить отличительное свойство концепта СЛАВА в древнеанглийском языке: в некоторых контекстах слава концептуализируется не как абстрактная сущность, а как нечто, доступное органам чувств. Ее можно увидеть в качестве нимба (wuldorbeage - «корона славы»), она излучает свет (wuldres leoht - «свет славы»), ее можно слышать (we geherdon wuldres sweg -«мы слышали звук славы»), она служит украшением (wuldre gewlitigod wslgor Serafim - «славой украшенное копье Серафима»). Данное явление можно объяснить диффузностью сознания древнего человека: граница между абстрактным и конкретным не была четко обозначена. Это же свойство сознания нашло свое отражение в значении языковых единиц. Так, например, lof - «слава-хвала» (абстрактное значение) и «песня» (конкретное значение), m$rth - это «слава» и «подвиг», thrymm - «слава-сила», а также «славное действие», «славный человек». Результаты проведенного анализа показывают, что христианство кардинально изменило содержание концепта СЛАВА. Изме-

нения коснулись всех сторон концепта - как ядра, так и периферии. Каждый из рисунков (1 и 2) иллюстрирует синхроническое состояние концепта слава на двух исторических срезах. Диахронически же концепт СЛАВА в ЭЭР и концепт СЛАВА в ЭХ могут рассматриваться в качестве исторических слоев концепта СЛАВА в современном английском языке и культуре. в

Список литературы

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-

поведенческих тактик и сапиентемы. М.: Индрик, 2005. 1040 с.

Григорьева Ю. С. Концептосфера ВОИНСТВЕННОСТЬ как фрагмент англосаксонской картины мира: когнитивный подход (на материале древнеанглийской героической поэзии): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Владивосток, 2003. 23 с.

Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало / Сост. и общ. ред. А. И. Курчи. М.: Институт ДИ - ДИК, 1997. 541 с.

Гуревич А. Я. Избр. тр.: В 4 т. М.; СПб: Университет. кн., 1999. Т. 2: Средневековый мир. 560 с.

Гуревич А. Я. О природе героического в поэзии германских народов // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1978. Т. 37, № 2.

С.133-148.

Карасик В. И. Этноспецифические концепты // Попова З. Д. и др. Введение в когнитивную лингвистику: Учеб. пособие / З. Д. Попова, И. А. Стернин, В. И. Карасик, А. А. Кретов, Е. А. Пименов, М. В. Пименова; отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. С. 61-106.

Лаврентьева Л. Р. Представление ассоциативного поля «верность» в картине мира древних германцев (на материале древнеанглийской героической поэзии) //

Германистика в России. Традиции и перспективы: Тез. науч.-метод. семинара / Новосиб. гос. ун-т. Новосиб. гос. пед. унт. Ин-т языкознания РАН. Новосибирск, 2004. С. 121-126.

Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. 800 с.

Феоктистова Н. В. Формирование семантической структуры отвлеченного имени (на материале древнеанглийского языка). Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1984. 188 с.

Шапошникова И. В. Системные диахронические изменения лексико-семантического кода английского языка в лингвоэтническом аспекте. Иркутск, 1999. 243 с.

Список источников

Beowulf Trans. by Francis B. Gummere. Harvard Classics. Vol. 49. Collier, 1910.

Beowulf and Judith. Ed. By E. V. K. Dobbie. Anglo-Saxon Poetic Records 4. N. Y., 1953.

Bosworth J., Toller T. N. An Anglo-Saxon Dictionary. L.: Oxford Univ. Press, 1973. 1302 p.

Lehnert M. Poetry and Prose of The Anglo-Saxons. Berlin: Veb Deutcher Verlag der Wis-senschaften, 1956. 247 p.

Lehnert M. Poetry and Prose of The Anglo-Saxons. Dictionary. Berlin: Veb Deutcher Ver-lag der Wissenschaften, 1956.

Материал поступил в редколлегию 25.09.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.