Научная статья на тему 'Концепт пути как образная идея сочинения «Дорога к дому» Ю.М. Буцко'

Концепт пути как образная идея сочинения «Дорога к дому» Ю.М. Буцко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ю.М. Буцко / «Дорога к дому» / концепт пути / феноменологический / семиотический и семантический методы анализа / музыкальное формообразование / музыкальный язык / Butsko Y.M. / "The Road Home / " the concept of the path / phenomenological / semiotic / and semantic methods of analysis / the logic of artistic narrative / features of musical form-shaping and musical language

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лукерченко Светлана Васильевна, Счастливцева Елена Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению фортепианного произведения «Дорога к дому», созданного выдающимся отечественным композитором Ю.М. Буцко (1938–2015). Тема пути/дороги, являясь одной из важнейших смысловых координат в музыке Буцко, позволяет говорить об аксиолого-онтологическом векторе в его творчестве и выделить концепт пути в значении смысловой доминанты многих его опусов, в число которых входит и «Дорога к дому». При анализе музыкального текста сочинения применяются феноменологический, семиотический и семантический методы исследования. Логика художественного нарратива даёт возможность охарактеризовать концепт пути с точки зрения трех базовых измерений: семантического, ментального и дискурсивного. Отмечается, что в ракурсе философских методов в тексте фортепианного сочинения, воспринимаемого через его звучание как таковое, воплощается образная идея, связанная с представлением о движении от далекого — к близкому и от чужого — к своему, что весьма существенно при осмыслении темы человеческого пути в целом. Оригинальное строение композиции, основу которой составляет цикл свободных вариаций на заимствованную тему, особенности тематизма и музыкального языка, насыщенного знаковыми элементами и «кодами культуры» (Ю.М. Лотман), свидетельствуют об особом способе взаимодействия различных структур музыкальной семантики и символики, который адекватно соотносится с воссозданием процесса движения в художественном пространстве/времени на всех этапах становления и развёртывания сочинения «Дорога к дому».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of The Path As A Figurative Idea of The Composition "The Road to The House" by Y.M. Butsko"

The article is devoted to the consideration of the piano work "The Way Home", composed by the outstanding Russian composer Y. Butsko (1938–2015). The theme of the path/road, being one of the most important semantic coordinates in Butsko's music, allows talking about the axiological-ontological vector in his work and to single out the concept of the path in the meaning of the semantic dominant of many of his opuses, including "The Way Home". Phenomenological, semiotic and semantic research methods are used in the analysis of the musical text of the composition. The logic of artistic narrative makes it possible to characterize the concept of the path from the point of view of three basic dimensions: semantic, mental and discursive. It is noted that, from the perspective of philosophical methods, the text of a piano composition, perceived through its sound as such, embodies a figurative idea associated with the idea of movement from the distant to the near and from the alien to one's own, which is very important when comprehending the theme of the human path as a whole. The original structure of the composition, which is based on a cycle of free variations on a borrowed theme, the peculiarities of the theme and the musical language, saturated with symbolic elements and "cultural codes" (Y. Lotman), testify to a special way of interaction between various structures of musical semantics and symbolism, which adequately correlates with the recreation of the process of movement in artistic space/time at all stages of the formation and development of the composition "The Way Home".

Текст научной работы на тему «Концепт пути как образная идея сочинения «Дорога к дому» Ю.М. Буцко»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 137-149. Values and Meanings. 2024. No.3 (91). P. 137-149. УДК: 7.071.1:78.01

DOI:10.24412/2071-6427-2024-3-137-149

Концепт пути как образная идея сочинения «Дорога к дому» Ю. М. Буцко

Лукерченко Светлана Васильевна1, Счастливцева Елена Анатольевна2

1 Преподаватель Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (ГМПИ), г. Москва, Россия

E-mail: svetlana338@mail.ru ORCID: 0009-0005-9399-5194

2 Доктор философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук Кировского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Киров, Россия

E-mail: abcr@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2832-7748

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению фортепианного произведения «Дорога к дому», созданного выдающимся отечественным композитором Ю.М. Буцко (1938-2015). Тема пути/дороги, являясь одной из важнейших смысловых координат в музыке Буцко, позволяет говорить об аксиолого-онтологическом векторе в его творчестве и выделить концепт пути в значении смысловой доминанты многих его опусов, в число которых входит и «Дорога к дому». При анализе музыкального текста сочинения применяются феноменологический, семиотический и семантический методы исследования. Логика художественного нарратива даёт возможность охарактеризовать концепт пути с точки зрения трех базовых измерений: семантического, ментального и дискурсивного. Отмечается, что в ракурсе философских методов в тексте фортепианного сочинения, воспринимаемого через его звучание как таковое, воплощается образная идея, связанная с представлением о движении от далекого — к близкому и от чужого — к своему, что весьма существенно при осмыслении темы человеческого пути в целом. Оригинальное строение композиции,

С. В. Лукерченко

Е. А. Счастливцева

© Лукерченко С.В., Счастливцева Е.А., 2024

основу которой составляет цикл свободных вариаций на заимствованную тему, особенности тематизма и музыкального языка, насыщенного знаковыми элементами и «кодами культуры» (Ю. М. Лотман), свидетельствуют об особом способе взаимодействия различных структур музыкальной семантики и символики, который адекватно соотносится с воссозданием процесса движения в художественном пространстве/времени на всех этапах становления и развёртывания сочинения «Дорога к дому».

Ключевые слова: Ю. М. Буцко, «Дорога к дому», концепт пути, феноменологический, семиотический и семантический методы анализа, музыкальное формообразование, музыкальный язык.

Для цитирования: Лукерченко С. В., Счастливцева Е. А. Концепт пути как образная идея сочинения «Дорога к дому» Ю. М. Буцко // Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 137-149.

The Concept of The Path As A Figurative Idea of The Composition "The Road to The House" by Y. M. Butsko"

Svetlana V. Lucerchenko1, Elena A. Schastlivtseva2

'Lecturer at the Department of Music Theory, Ippolitov-Ivanov State Music Institute, Moscow, Russia

E-mail: svetlana338@mail.ru; ORCID: 0009-0005-9399-5194

2Doctor of Philosophy, Associate Professor of the Department of Humanities, Kirov Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kirov, Russia

E-mail: abcr@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-2832-7748

Abstract. The article is devoted to the consideration of the piano work "The Way Home", composed by the outstanding Russian composer Y. Butsko (1938-2015). The theme of the path/road, being one of the most important semantic coordinates in Butsko's music, allows talking about the axiological-ontological vector in his work and to single out the concept of the path in the meaning of the semantic dominant of many of his opuses, including "The Way Home". Phenomenological, semiotic and semantic research methods are used in the analysis of the musical text of the composition. The logic of artistic narrative makes it possible to characterize the concept of the path from the point of view of three basic dimensions: semantic, mental and discursive. It is noted that, from the perspective of philosophical methods, the text of a piano composition, perceived through its sound as such, embodies a figurative idea associated with the idea of movement from the distant to the near and from the alien to one's own, which is very important when comprehending the theme of the human path as a whole. The original structure of the composition, which is based on a cycle of free variations on a borrowed theme, the peculiarities of the theme and the musical language, saturated with symbolic elements and "cultural codes" (Y. Lotman), testify to a special way of interaction between various structures of musical semantics and symbolism, which adequately correlates with the recreation of the process of movement in artistic space/time at all stages of the formation and development of the composition "The Way Home".

Keywords: Butsko Y. M., "The Road Home," the concept of the path, phenomenologi-cal, semiotic, and semantic methods of analysis, the logic of artistic narrative, features of musical form-shaping and musical language.

For citation: Lukerchenko S. V., Schastlivtseva E. A. The concept of the path as an

imaginative idea in the composition "The Road Home" by Y. M. Butsko // Values and Meanings. 2024. No. 3 (91). P. 137-149. (In Rus).

Введение

Юрий Маркович Буцко (1938-2015) принадлежит к плеяде крупных отечественных композиторов второй половины ХХ — начала XXI веков. Во многих сочинениях, созданных в разных жанрах, он обращается к вечным темам искусства — темам поиска смысла жизни (фортепианный квинтет «Es muss sein?») и утверждения абсолютных ценностей (симфония «Преображение»), исторической и культурной памяти России (симфонии «Древнерусская живопись» и «Русь уходящая»), тревоги о судьбах мира (альтовый концерт «Рассуждение о войне и мире») и жизни человека современном мире (вокальный цикл «Одиночество», фортепианный цикл «Из дневника»). Особое место в творчестве Буцко занимает тема пути-дороги (фортепианное трио «Путь навстречу», «Дорога к дому», хоровая поэма «Дорожные жалобы» и другие), которая предстает в значении концепта — феномена, который, по мнению исследователей, является «наиболее предпочтительной единицей измерения взаимообусловленности смыслообразования и стилеобразования» [1].

Говоря о способах репрезентации темы жизненного пути в музыкальном произведении, логично задаться вопросами: способна ли система выразительных средств музыки воплощать подобные замыслы, и есть ли какие-либо объективные возможности, помимо опоры на программные названия, авторские указания, нарративные источники и воспоминания композитора, для адекватного выражения и восприятия смысла конкретного сочинения? И, самое главное, есть ли метод, которому мы могли бы довериться и который указал бы нам путь постижения истинных основ понимания смысла музыкального произведения?

Методология и методы исследования

Для того, чтобы ответить на эти философские вопросы, связанные с исследованием художественного произведения, мы обратимся к феноменологическому методу Э. Гуссерля, который применяли в своих работах и русские философы начала ХХ столетия Г. Шпет и А. Лосев. «Только строгий феноменологический анализ,— по мысли Г. Шпета,— мог бы установить, чем отличается восприятие звукового комплекса как значащего знака от восприятия естественной вещи» [10, с. 208]. И эта проблема демаркации «вещи» и «знака» как звукового комплекса является «частью общей проблемы действительности» [Там же].

Шпет рассматривает один из основных вопросов феноменологии — вопрос о корреляции звукообраза, выраженного средствами музыки, и образной идеи сочинения, и утверждает, что феноменология открывает возможность параллельного отслеживания и распознавания смысла музыкального произведения. Опираясь на суждения, изложенные философом в «Эстетических фрагментах», мы можем сказать, что музыка делает образ «насквозь чувственным», но с другой стороны, диалектика искусства позволяет распознать содержание конкретного сочинения через ментальный конструкт — концепт, из которого «рождается миф», запускающий параллельный (коррелятивный) процесс феноменологического «схватывания» смысла. «Диалектика сознания, сознающего и разумеющего смысл в игре и жизни искусства, в его беге через площади и рынки.., в чувственном осуществлении идеи,— эстетика не качающаяся, а стремительная, сама — искусство и творчество, осуществляющее смыслы» [10, с. 177]. Философ акцентирует внимание на процессе смысловых метаморфоз и пишет: «Развитие, движение в смысловой диалектике есть лишь раскрытие, переход от потенциального к «как такому», от неопределенно единого, индефинитного к определенно множественному, дефинитному, от аморфного этимона к законченным по форме предикациям. Последние составляют множество, связанное воедино самою структурою...» [10, с. 112].

А. Ф. Лосев в своей знаменитой работе «Музыка как предмет логики» выдвигает идею о существовании неизменного феноменологического образа, названного им эйдосом: «Любое музыкальное произведение таит в себе ещё такой эйдетический предмет, который уже не зависит от того, жив или умер композитор, хорошо ли, плохо ли воспринимается данное произведение и даже воспринимается ли. Анализом такого идеально-музыкального произведения и занята феноменология» [7, с. 647] — анализом эйдосов, или предметных сущностей. С точки зрения А. Ф. Лосева, нужно сначала видеть музыку в мысли — не просто в красивом звучании, но через мысль определяется ее предметность; при этом музыкальное бытие составляет эстетический образ [7, с. 638, 645]. Физическое (предмет), выраженное в слове, и психическое (восприятие звука как знака) коррелятивны друг другу, поскольку музыкальная тема (музыкальная мысль), которая излагается и развивается при использовании выразительных средств музыки, воплощается и осмысливается параллельно (условно коррелятивно) с распознаванием идейного замысла

самого автора. В своих философских рассуждениях о музыкальном образе А. Ф. Лосев обращается к платонизму с его эйдетикой, с неизменными эйдетическими сущностями.

В современном искусствоведении выделяются, в основном, два подхода к интерпретации текстовой структуры художественного произведения: семиотический и семантический, нередко сочетающиеся между собой. Семантика музыкального образа (в процессе семантизации текст связывается с музыкальным образом [9, с. 31]), как художественного образа, поддаётся феноменологическому исследованию, основу которого составляет онтическое (предметное) единство [10, с. 218].

Размышления о том, как при помощи коррелятивного метода феноменология может приблизить к пониманию смысла того или иного сочинения, приводят нас к мысли о необходимости исследования особенностей дискурса, используемого композитором при создании текста музыкального произведения. Составляющими этого дискурса могут быть отображаемые факты его творческой биографии — своего рода знаки, которые хранит память автора, образно-семантические связи с ранее созданными им опусами, различные «коды культуры» (Ю. М. Лотман) — языковые, визуальные, звуковые, указывающие на взаимодействие с другими текстами и феноменами культуры или интеллектуальным контекстом современной эпохи в целом.

Воспользуемся феноменолого-семиотическим и семантическим методами и рассмотрим, каким образом концепт пути воплощается в одном из значительных фортепианных сочинений композитора.

Цель статьи — показать возможности исследования музыкального произведения «Дорога к дому» с точки зрения формообразующей функции концепта пути, отслеживая процесс отображения образной идеи в ее звуковом воплощении, которое отличается индивидуализированным строением драматургической формы и композиции, а также оригинальностью системы музыкально-выразительных средств. Применение феноменологического подхода, способного приблизить к пониманию авторского замысла в акте непосредственного восприятия музыкального эйдоса (А. Ф. Лосев) убеждает в том, что особенности музыкальной поэтики Ю. М. Буцко коррелируют с концептом пути, адекватно воплощая его семантический потенциал.

Особенности музыкального воплощения концепта пути в сочинении Ю. М. Буцко «Дорога к дому»

«Дорога к дому» (2002 г.) — третья и самая масштабная тетрадь в фортепианном цикле «Из дневника», который создавался Ю. М. Буцко на протяжении полутора десятилетий. В пьесах этого четырехчастного цикла композитор обращается к одной из универсалий мировой и отечественной культуры, которая преобразуется в знаковую для его творчества тему человеческого пути. Обладающий семантической емкостью, концепт пути соотносится с целым рядом понятий: путешествие, тропа, передвижение, странничество, вероисповедание, путеводная нить, возвращение, дорога жизни и других.

Воплощение темы пути у Буцко, как правило, сопряжено с идеей возрастания человеческой духовности. Так, авторский замысел «Оды памяти жертв революции» связан с мифологемами пути и самопожертвования, второй концерт для альта «Рассуждение о войне и мире» задуман как философский диалог, а в Каприччио «Из жизни артиста» и фортепианном трио «Путь навстречу» запечатлен творческий акт, направленный к финальной кульминации-моменту соприкосновения художника со сферой сверхчувственного. Семантика концепта пути как жизни человека — пути многотрудного, исполненного сомнений и душевных мук, но ведущего к обретению веры и постижению вечных ценностей, находит свое выражение в плане содержания трио-квинтета «Es muss sein!», оратории «Сказание о Пугачевском бунте», вокальном цикле «Одиночество» и ряде других произведений.

В программном названии сочинения «Дорога к дому» заложено смысловое зерно, из которого произрастает все дальнейшее развертывание -последовательное и многоуровневое раскрытие авторской идеи. Особенностью его драматургии является объединение двух параллельно протекающих психологических процессов, ассоциирующихся с движением как восприятием реалий окружающего мира и рефлексией — философским и, одновременно, глубоко личным осмыслением волнующих автора событий. Вектор драматургического развития направлен к смысловому центру — представлению о доме как «своем», личном пространстве и, одновременно, универсальной структуре человеческого бытия как незыблемой духовно-нравственной оси.

Композиционное решение и стилистика «Дороги к дому» во многом обусловлены свойствами главной темы сочинения (Комментарий 1).

Напоминающая хорал, исполняемый детскими голосами, она концентрирует в себе характерные черты музыки романтической эпохи. Напевная мелодия, поддержанная легкими аккордами, словно парит, пребывая «вне времени». Мелодическая линия вобрала в себя типично романтические музыкальные лексемы — мотивы вздоха, вопроса, порыва, утешения. Красочность, яркость гармонии обусловлена применением аккордов мажоро-минора, при этом преобладают мажорные тона. Особенность данной темы состоит в том, что она заключает в себе модуляционный процесс и имеет форму разомкнутого периода с тональным планом: Des-dur — cis-moll—A-dur- F-dur -D С-dur. Последование трезвучных аккордов как тоник промежуточных тональностей, находящихся в боль-шетерцовом отношении, приводит из Des-dur к доминанте тональности С-dur. Необычно и строение мелодической линии, совмещающей в себе элементы принципиально различных ладовых систем -диатоники, целотонного звукоряда и хроматики.

Пример 1. Буцко Ю. М. «Дорога к дому», тема

Буцко создает цикл свободных вариаций — своеобразную «симфонию состояний» — единого, но многогранного в своей сущности образа. Вариационный цикл, включающий в себя «авторское прочтение» заимствованной темы и семь вариаций, обнаруживает черты, присущие романтической сюите, но при этом сочинение исполняется без перерыва.

Драматургический процесс представлен здесь как непрерывное движение, сопряженное с быстрой сменой контрастных психологических состояний. Инициирует его осуществляемое автором «переизложение» темы. Здесь запечатлен широкий эмоциональный спектр: задумчивость и грусть сменяется лирическим монологом, а лирический модус — активностью и действенностью. Сочинение насыщено контрастами

и образно-смысловыми модуляциями, что способствует возникновению и прорастанию новых смыслов.

Каждая из вариаций проецирует на себя особенное свойство темы — ее разомкнутость и устремленность к следующему этапу развития. Как следствие, во всех семи вариациях обнаруживает себя функциональная двухфазность: за введением тематического импульса (г) следует его развитие (т), которое не приводит к фазе завершения (0, но влечет за собой новую пару — гт. Порой экспонирование темы происходит параллельно с развитием другой, пришедшей из предыдущей вариации. Такого рода сцепления свидетельствуют о том, что, наряду с постоянным обновлением элементов существует и обратный процесс, связанный с многократными мотивно-тематическими повторами. Из сочетания разнонаправленных линий складывается общая концепция, отличающаяся нелинейностью развертывания, отмеченная контрастами вторжений и отстранений, наличием множественных арочных связей.

Преобладанием тенденции к непрерывному обновлению музыкального материала обусловлена фрагментарность, характерная для формы каждой из вариаций. Таким образом, как в строении частей, так и на уровне композиции в целом наблюдается «структурная подвижность» [2; 5]. Это ведет к проникновению в вариационный цикл принципов организации, типичных для других жанров и форм. Один из них — фантазия, которая обнаруживает свое присутствие не только через специфические черты жанра, но и структурно — как форма второго плана.

Вместе с тем, выведение на первый план процессуального начала не отменяет действия принципов архитектоники. В качестве скрепляющих компонентов выступают многократные вариантные повторы музыкально-речевых лексем, ритмоформул и гармонических оборотов, содержащихся в теме. Композитор прибегает к внутренней группировке разделов формы и создает субвариации (вариации на вариацию), что позволяет распознать начало нового «витка» развития. О стремлении композитора к соразмерности пропорций свидетельствует также и появление новой, авторской темы в зоне золотого сечения.

Действие законов симметрии проявляется в тональном и тематическом обрамлении пьесы: последняя вариация на хоральную тему, максимально приближенная к инварианту, звучит в первоначальной тональности Бев-йиг, завершая сочинение в лирико-философском ключе.

Оригинальность авторского замысла «Дороги к дому» побуждала

композитора к поиску выразительных средств, которые позволяли достичь семантической многослойности музыкального высказывания. Сочинение развертывается в модусе повествования, воплощая путь развития музыкальной темы последовательно, от ее начала до конца.

Важное значение в процессе музыкального развертывания имеет логика нарратива. Сочинение организовано как многоэтапный процесс, сопряженный с непрерывной кристаллизацией новых тематических импульсов, образующихся при варьировании темы. Почвой для взращивания новых элементов становятся ладовые структуры, интонации, фактурные и ритмические формулы, которые содержатся в теме. Из них формируются самостоятельные мотивно-тематические образования, составляющие основу развития каждой из вариаций.

Обратимся ко второй вариации — ее можно рассматривать как структурную модель ряда других разделов цикла, а также как пример кристаллизации индивидуально-авторского материала из заимствованной темы.

Вариация имеет трехчастное строение. В первой части мелодический контур обрисован движением по звукам минорного трезвучия (2 такт темы), которое здесь представлено в виде гармонической фигурации. Во второй части на первый план выходит мотив нисходящей секунды; впервые он появился в мелодико-гармоническом обороте D76-5 (3 такт темы). Материал третьей части наиболее приближен к теме, но теперь ее звучание становится сумрачным и печальным. Во многом это обусловлено нисходящими полутоновыми смещениями (9 такт темы), затрагивающими не только интонационную сферу, но и гармоническую вертикаль. Замирание звучания в низком регистре актуализирует семантику ухода, растворения в гулком пространстве.

Звуковую ткань сочинения отличает насыщенность лексемами с семантикой движения, а также ритмоформулами, типичными для мо-торно-пластических жанров. Многие вариации начинаются с кратких мотивов-импульсов; из них прорастает последующее развитие. Примером могут служить мелодические фигуры, вобравшие в себя восходящие «шаги» по чистым квартам и чистым квинтам и взлетающие вверх пассажи.

В седьмой вариации представлено соединение четырех различных фигур движения: мотив с хроматическим заполнением кварты a-e в басу, ассоциирующийся с риторической фигурой pasus duriusculus, восходящий скачок h — e в верхнем голосе, «золотой ход валторны», данный в своеобразном

мажоро-минорном варианте (средний пласт фактуры), и побудительный импульс ритмически заостренной восходящей малой секунды.

тп/ адрг.

топпво

Пример 2. Буцко Ю. М. «Дорога к дому», IV вариация

*) Сттмся как бы издалека, споено "иная ¡тыка".

Пример 3. Буцко Ю. М. «Дорога к дому», VII вариация

Другой тип авторского тематизма имеет непосредственную связь с жанром хорала. Многоголосные аккордовые комплексы предстают в различных вариантах — с выделением мелодической линии и ее сопровождения, в гетерофонном складе с преобладанием изоритмичности голосов и в виде линеарного многоголосия. Встречается также особый тип многоголосной ткани, характеризующийся согласованным движе-

нием между парами голосов внутри многослойной фактуры.

Широкое применение в сочинении находят средства полифонии. Композитор обращается к различным ее формам, но наиболее часто — к контрастной. Тематическая разнородность верхнего и нижнего пластов в особенно отчетливо проявляется в первом разделе VII вариации, где применяется разнотемная полифония. Во втором разделе этой вариации излагается новая одноголосная тема, которая затем дважды проводится в минорных тональностях, расположенных в восходящем движении по квинтовому кругу.

Гармоническое развитие — один из важнейших факторов в реализации замысла сочинения. Композитор использует богатейший арсенал средств гармонии, сложившийся в эпоху романтизма и разработанный в музыке ХХ века. Исходя из начального «пункта» — несложной гармонической последовательности в системе мажоро-минора, Буцко идет по пути увеличения радиуса взаимодействия двух ладовых центров, представленных трезвучиями — Des и cis. Постепенный охват все более далеких по степени родства тональностей, между которыми устанавливаются автономные многоуровневые и разнофункциональные отношения, насыщение звуковой ткани хроматикой — все указывает на индивидуализированность тонально-гармонической системы рассматриваемого сочинения.

Идея многосоставности проявляется во взаимодействии элементов различных ладовых систем — диатоники, хроматики, симметричных ладов, ладов с увеличенной секундой и других, а также в разнообразии принципов строения вертикали. Нередко наблюдается введение в терцовую вертикаль добавочных тонов, что способствует превращению консонантных аккордов в сложноорганизованные диссонантные комплексы.

В строении тонально-гармонического плана сочинения можно обнаружить черты, свойственные движению по спирали. Здесь есть фрагменты, соотносящиеся между собой в кварто-квинтовом отношении, (например, проведение темы в фугированном разделе), а также в терцовом отношении с переходами в тональности ближайшего родства, что способствует созданию впечатления логической связи внутри тонально-гармонической структуры. Наряду с этим применяются полутоновые и тритоновые соотношения тональностей. Приведенная ниже схема свидетельствует о том, что в качестве тональных центров вариаций задействованы все 12 звуков.

Заключение

«Дорога к дому» принадлежит к числу произведений, созданных Ю. М. Буцко в поздний период творчества. Результаты анализа, осуществленного посредством феноменологического, семиотического и семантического методов, позволяют представить концепт пути в значении его смысловой доминанты.

В сочинении воплощена музыкально-философская концепция с содержанием, соотносимым с представлениями о жизненном пути человека, поиске и обретении им духовных ценностей и постижении смысла бытия. Концепт пути, содержащийся, по мнению ученого, в любом музыкальном произведении [8, 170] здесь «прорисован» посредством целенаправленного процесса развития «от чужого — к своему». Концептуальное развертывание обнаруживает свое действие на всех уровнях музыкального целого и проявляет себя в оригинальном строении композиции, своеобразии драматургического решения и особенностей музыкального языка.

Комментарии

1) Тема сочинения — это последовательность аккордов, записанная в нотной тетради студентки Марии Распутиной, ученицы Буцко по курсу инструментовки в Московской консерватории. Сочинение посвящено памяти М. В. Распутиной, трагически погибшей в 2006 году в авиакатастрофе над Иркутском.

Литература

2. Амрахова А. А. Когнитивный подход к интерпретации современной музыки// Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: сборник статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzdoc.org/166417/kuItura/interpretatsiya_ hudozhestvennogo_proizvedeniya_interpretologiya (дата обращения: 12.11.2023).

3. Зенкин К. О подвижности структур в произведениях Листа: от романтической формы-процесса к «открытой» форме // Научный вестник Московской консерватории, 2011, № 4. С. 5-13.

4. Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры. Астрахань: Волга, 2009. 360 с.

5. КоршунковВ. А. Путь сквозь века и земли: дорожная традиция России. М.: Редкая птица, 2020. 624 с.

6. Лаврова С. В. Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма». Автореферат дис. ...д-ра искусствоведения. СПБ., 2016.

7. Лазутина Т. В. Процесс символизации в музыке: автореф. дис. канд. филос. наук. [Электронный ресурс]. URL: https//studyIib.ru/doc/2141040/process-simvoIizacii-v-muzyke (дата обращения: 21.12.2023).

8. Лосев А. Ф. Самое само. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. 1022 с.

9. Стогний И. С. Коннотативные свойства музыкального текста. М.: РАМ им.

Гнесиных, 2013. 224 с.

10. ШаймухаметоваЛ. Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 31-43.

11. Шпет Г. Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М.: РОССПЭН, 2007. 712 с.

12. Thomas Arnold. Phänomenologie als Platonismus. Zu den Platonischen Wesensmomenten der Philosophie Edmund Husserls. Band 133. Berlin, 2018. S. 1-123.

References

• Amrakhova A. A. Cognitive Approach to the Interpretation of Modern Music. Parallels and Interactions: Collection of Articles on the Materials of the International Scientific Conference of April 6-9, 2009. [Elektronnyi resurs]. URL: https://vuzdoc.org/166417/kultura/interpre-tatsiya_hudozhestvennogo_proizvedeniya_interpretologiya (data obrashheniya: 12.11.2023). [In Rus].

• Konstantin Zenkin. On the Mobility of Structures in Liszt's Works: From the Romantic Form-Process to the "Open" Form," Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory, No. 4, 2011. S. 5-13. [In Rus].

• Kazantseva L. P. Muzykal'noe soderzhanie v kontekste kul'tury [Musical content in the context of culture]. Astrakhan: Volga, 2009. 360 s. [In Rus].

• Korshunkov V. A. Put' perez vekov i zemlya: dorozhnaya traditsii Rossii [The Way Through the Centuries and Lands: Road Tradition of Russia]. Moscow, Rare Bird Publ., 2020. 624 s. [In Rus].

• Lavrova S. V. Projections of the Main Concepts of Poststructuralist Philosophy in the Music of Post-Serialism. Author's abstract diss. ... Doctor of Art History. ST. PETERSBURG, 2016. [In Rus].

• Lazutina T. V. Process of Symbolization in Music: Avtoref. dis. ... cand. Filos. Sciences. [Electronic resource]. URL: https//studylib.ru/doc/2141040/process-simvoliza-cii-v-muzyke (data obrashheniya: 21.12.2023). [In Rus].

• Losev A. F. Samoy samo. MOSCOW, EKSMO-PRESS PUBL., 1999. 1022 s.

• Stogniy I. S. Connotative properties of a musical text.— Moscow, Gnessin Russian Academy Publ., 2013. 224 s. [In Rus].

• Shaymukhametova L. N. Semantic analysis of the musical text (on the development of the problematic research Laboratory of Musical Semantics). 2007. № 1. S. 31-43. [In Rus].

• ShpetG. G. Iskusstvo kak vid znaniya [Art as a kind of knowledge]. Selected Works on the Philosophy of Culture. Moscow, ROSSPEN Publ., 2007. 712 s. [In Rus].

• Thomas Arnold. Phänomenologie als Platonismus. Zu den Platonischen Wesensmomenten der Philosophie Edmund Husserls. Band 133. Berlin, 2018. P. 1-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 28.01.2024; одобрена после рецензирования

16.04.2024; принята к публикации 19.05.2024.

The article was submitted 28.01. 2024; approved after reviewing 16.04.2024;

accepted for publication 19.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.