Научная статья на тему 'ОРОВАЯ ПОЭМА Ю. М. БУЦКО "ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ": ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ'

ОРОВАЯ ПОЭМА Ю. М. БУЦКО "ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ": ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЦКО / ПУШКИН / ХОРОВАЯ ПОЭМА / ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКА / ПОЭЗИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / BUTSKO / PUSHKIN / CHORAL POEM / CREATIVITY / MUSIC / POETRY / ARTISTIC IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горюнова Ольга Сергеевна

В статье впервые предпринят анализ хоровой поэмы «Дорожные жалобы» (1999) выдающегося отечественного композитора XX-XXI вв. Ю. М. Буцко. Автор акцентирует внимание на особенностях претворения поэзии А. С. Пушкина в музыкальной композиции. Воплощение художественных образов поэтического текста детально рассматривается на уровне структур музыкального языка - мелодии, гармонии, ритма, динамики, фактуры, формы. Особое внимание уделяется образу дороги - одному из ключевых образов в поэзии Пушкина, символизирующих духовный и жизненный путь человека. Проведенное исследование позволяет назвать хоровую поэму «Дорожные жалобы» ярким образцом воплощения лирико-драматического композиторского дара Юрия Буцко, наиболее широко раскрывшегося в 90-е годы прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHORAL POEM BY YU. M. BUTSKO “ROAD COMPLAINTS”: CHARACTERISTIC FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF POETIC TEXT IN THE MUSICAL COMPOSITION

This article analyses for the first time the choral poem “Road Complaints” (1999) by the outstanding Russian composer of the 20th - 21st centuries Yu. M. Butsko. The article focuses on the features of rendering the poetry of A. S. Pushkin in the musical composition. The embodiment of the artistic images of the poetic text is studied in detail at the level of the structures of the musical language, i.e. melody, harmony, rhythm, dynamics, texture, form. Particular attention is paid to the image of the road which is one of the key images in Pushkin’s poetry, symbolising the spiritual path and life of a person. The study allows one to call the choir poem “Road Complaints” a vivid example of the embodiment of Yurii Butsko’s lyrical and dramatical gift, which was revealed to the full during the 1990s.

Текст научной работы на тему «ОРОВАЯ ПОЭМА Ю. М. БУЦКО "ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ": ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 144-156 БОТ: 10.15382Мш^202037.144-156

Горюнова Ольга Сергеевна, аспирант кафедры истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23, стр. 5а osgrn@bk.ru

ОИСГО: 0000-0003-0423-2725

Хоровая поэма Ю. М. Буцко «Дорожные жалобы»:

ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация: В статье впервые предпринят анализ хоровой поэмы «Дорожные жалобы» (1999) выдающегося отечественного композитора XX—XXI вв. Ю. М. Буцко. Автор акцентирует внимание на особенностях претворения поэзии А. С. Пушкина в музыкальной композиции. Воплощение художественных образов поэтического текста детально рассматривается на уровне структур музыкального языка — мелодии, гармонии, ритма, динамики, фактуры, формы. Особое внимание уделяется образу дороги — одному из ключевых образов в поэзии Пушкина, символизирующих духовный и жизненный путь человека. Проведенное исследование позволяет назвать хоровую поэму «Дорожные жалобы» ярким образцом воплощения лирико-драматического композиторского дара Юрия Буцко, наиболее широко раскрывшегося в 90-е годы прошлого века.

Ключевые слова: Буцко, Пушкин, хоровая поэма, творчество, музыка, поэзия, художественный образ.

«Дорожные жалобы» на слова А. С. Пушкина, написанные Юрием Марковичем Буцко в 1999 г., — единственное сочинение автора в жанре хоровой поэмы, к которому нередко обращались отечественные композиторы XX в.1 Это второе сочинение в творчестве Ю. Буцко на текст А. С. Пушкина после оратории «Сказание о Пугачевском бунте» (1970)2.

Созданная в двух редакциях3, хоровая поэма «Дорожные жалобы» посвящена выдающемуся дирижеру С. С. Калинину, заслуженному артисту России, за-

1 Среди самых известных произведений — «Десять поэм на слова революционных поэтов для хора без сопровождения» (1951) Д. Д. Шостаковича, хоровая поэма «Ладога» (1980) и поэма «Памяти Сергея Есенина» (1995) Г. В. Свиридова, хоровая поэма «Казнь Пугачева» (1981) Р. К. Щедрина.

2 Мировая премьера оратории «Сказание о Пугачевском бунте» Ю. М. Буцко состоялась 9 июня 2019 г. в Москве. Событие нашло отражение в статье С. И. Савенко «От "Ноктюрнов" до "Пугачевского бунта"» (Музыкальная жизнь. 2019. № 6. С. 73).

3 При разборе данного произведения мы будем ориентироваться на вторую редакцию, опубликованную на сайте хора МГК: иКЬ:Шр://т08С0ШУ-ск01г.ги/1Мех.ркр/ЫЪ1ю1ека/

О. С. Горюнова

ведующему кафедрой хорового дирижирования, руководителю хора студентов Московской консерватории.

Стихотворение «Дорожные жалобы», написанное А. С. Пушкиным в 1829 г., после возвращения с Кавказа, и опубликованное в «Северных цветах на 1832 год» (СПб., 1831), литературоведы относят к так называемым дорожным стихам поэта, наряду с «Телегой жизни» (1823), «Зимней дорогой» (1826), «Бесами» (1830) и «В поле чистом серебрится..» (1833). В. С. Левашов отмечает: «"Дорожные" мотивы появляются в творчестве Пушкина не случайно. Непоседливому поэту, как и его герою Онегину, была присуща "охота к перемене мест", вследствие чего немало времени ему приходилось проводить в пути (особенно на юге и после окончания Михайловской ссылки) — в кратковременных поездках и длительных странствиях "То в коляске, то верхом, // То в кибитке, то в карете, // То в телеге, то пешком". Поэтому тема дороги, дорожные впечатления просто не могли не отразиться в его лирике. "Дорожные" стихи Пушкина богато насыщены бытовой конкретикой. <...> Легкая грусть пронизывает стихотворение "Дорожные жалобы". В нем лирический герой в разговорной манере, широко используя просторечия, шутливо-иронически повествует о неустроенности российских дорог, о тяготах кочевой жизни, об опасностях, то и дело подстерегающих путешественника. <...> Лирический герой "Дорожных жалоб" явно наделен чертами автора: он барин, владетель "наследственной берлоги", еще сравнительно молод, не женат, "помышляет" о невесте, имеет богатый опыт странствий по "большим дорогам", хорошо знаком со многими превратностями путешествий — от размытых рвов, разобранных мостов до понимания возможной опасности лишиться жизни в дороге ("под копытом", "под колесом", "под ножом злодея") или "околеть" "в карантине"»4.

В 1833 г., спустя недолгое время после публикации стихотворения, композитор, пианист, педагог и музыкальный издатель М. И. Бернард (1794—1871) сочиняет романс «Дорожные жалобы» и в том же году публикует его в своем издательстве в серии «Южный певец». Он представляет собой типичный образец салонного романса XIX в. в простой куплетной форме, с «гитарным» аккомпанементом и характерными секстовыми интонациями. Текст стихотворения исполняется без сокращений (см. Пример 1).

Позднее появилось переложение романса М. Бернарда для хора, выполненное А. Анисимовым, в котором аранжировщик дополнил музыкальный текст небольшими вставками-вокализами.

В дальнейшем текст стихотворения не раз вдохновлял музыкантов и режиссеров. В ХХ в. к нему обращались В. В. Хотинов, создавший романс «Дорожные жалобы», Т. Л. Островская в одноименной песне на основе первых пяти строф стихотворения, размещенной в авторском сборнике «Песни для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)» (М., 1989). Существует также романс И. И. Шварца на этот текст, который представляет собой более сложное по музыкальному языку сочинение — в нем присутствуют и остинатное движение в

^та1оа^25-ЬШ;вко/294-ЬШ;вко^о1гаЬпуе^Ьа1оЬу (10.12.2019). По сравнению с первой редакцией, вторая представляет собой немного более сокращенный вариант.

4 Левашов В. С. Пушкин и народная мифология. Чита, 2009. С. 124.

Пример 1

среднем голосе фактуры на фоне тонического органного пункта в басу, изображающее монотонность дороги, и «колокольчики» в верхнем регистре. К тексту Пушкина обращались Д. Ф. Тухманов и автор-исполнитель А. Крамаренко.

Стихотворение «Дорожные жалобы» использовано в художественном фильме «Станционный смотритель» (1972 г., автор сценария и режиссер С. Соловьев, композитор И. Шварц) и в мультипликационном фильме «Дорожные жалобы», основанном на сказках Пушкина (2006 г., реж. Д. Палагин, звучит мелодия романса М. Бернарда, см. Пример 1).

Мелодия, послужившая в 1999 г. основой хоровой поэмы, была написана Юрием Буцко значительно раньше — она звучала в спектакле театра на Таганке «Товарищ, верь» (постановка Ю. П. Любимова и Л. В. Целиковской, апрель 1973 г.), созданном на материале поэм и писем А. С. Пушкина, документов и воспоминаний о нем. В качестве декораций к постановке режиссер использовал две кареты. Одна из них, украшенная позолотой и хрусталем, являет зрителям образ «высшего света». Вторую ярко описывает в рецензии на спектакль В. Комис-саржевский: «Это черная дорожная кибитка с простым фонарем, она все время в движении, в пути. Иногда мы видим в ней Пушкина через узкое тюремное окошко, иногда он едет в ней "свободно", то в ссылку в Кишинев, то в ссылку в Псков — "блуждающая судьба" вечно гонимого путника.

Дорога, дорога. Мы знаем, сбудется его пророчество: недолго ему придется "гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком".

В феврале 1837 года жена цензора А. В. Никитенко встретит неподалеку от Петербурга простую телегу, везущую под соломой гроб, обернутый рогожей. Дорога, дорога...»5.

В хоровой поэме Ю. Буцко использовал шесть из восьми строф стихотворения. Ниже приведен текст Пушкина, где жирным шрифтом выделены строфы, выпущенные композитором:

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть Господь судил,

На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине.

5 Комиссаржевский В. Г. Читая свиток верный: новый спектакль о Пушкине // Комсомольская правда. 1973. № 4.

Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!.. Ну, пошел же, погоняй!..

Хоровая поэма написана для четырехголосного смешанного хора. Трехчаст-ная композиция с вступлением и заключением содержит три вариантных куплета, соединенных интерлюдиями:

Раздел формы Количество тактов

Вступление 42

1-й куплет 36

Интерлюдия 1 15

2-й куплет 35

Интерлюдия 2 14

3-й куплет 29

Заключение 16

В куплетах композитор объединил по две стихотворные строфы, создав динамичное музыкальное целое, в котором по-своему раскрываются образы стихотворения. Драматургия хоровой поэмы развивается последовательно в трех частях. Первый раздел — экспозиция образа лирического героя поэмы, путника. Во второй части происходит развитие этого образа, в жалобах появляются интонации безысходности и опасности, ведущей к возможному трагическому исходу. Развитие приводит к яркой кульминации, приходящейся на точку золотого сечения в конце второго куплета. После кульминации происходит спад — герой словно возвращается к реальности, осознает несбыточность помышлений о спокойной домашней жизни и в какой-то степени смиряется со своей судьбой.

Во всех трех куплетах мелодический рисунок темы остается неизменным, однако она варьируется тонально и темброво — композитор поручает ее исполнение разным хоровым партиям.

Куплет Тональность 1-й элемент 2-й элемент

1 d moll А, Т в унисон

2 h moll А 8, Т в унисон

3 gis moll В I, В II в унисон 8, Т в унисон

Постепенное понижение звучания темы на малую терцию можно объяснить отчасти тем, что композитор подобрал наиболее удобную тесситуру для хоровой партии, в которой исполняется тема. Спуск в более низкие тональности также служит развитию музыкального образа — перед нами вновь возникает силуэт удаляющегося экипажа.

Буцко использует приемы фактурного варьирования, придающие произведению особую динамику. Хоровая фактура, в которой гибко сочетаются полифонические и гомофонные приемы, «дышит» и пульсирует, то сжимаясь до унисона, то раскрываясь в шести- и восьмиголосии — каждая из партий делится на два, три и, в кульминационные моменты, на четыре голоса.

Принцип вариационности, на котором строится композиция, проникает и в развитие основной темы, изложенной в простой двухчастной репризной форме с вариантно-повторенной второй частью: аа1 Ьа2 Ьа3. Основная тема носит речитативный характер и основана на секундовой интонации жалобы, которая переходит в возглас (скачок на септиму), звучащий как восклицание путника, сетующего на свой беспокойный кочевой образ жизни (на словах «долго ль мне гулять на свете» и «то в кибитке, то в карете» в первом куплете; «на каменьях под копытом» и «иль во рву, водой размытом» во втором куплете; «то ли дело быть на месте» и «о деревне, о невесте» в третьем куплете). Развитие темы приводит к скандирующему унисону альтов и теноров (элемент Ь, производный от основной секундовой интонации темы) — внезапное форте, акценты, пунктирный ритм — всё это придает музыке яркую экспрессию, эмоциональность.

Темброво обогащаясь, тема проникает в разные голоса, функции которых попеременно меняются: во время исполнения темы одной из хоровых партий остальные играют роль сопровождения, аккомпанируя основному голосу на слог «ла» или как бы «подхватывая» эхом некоторые фразы текста.

Гармонический язык поэмы, тонально определенный, несмотря на привычное для Буцко отсутствие ключевых знаков, напрямую связан с хоровой фактурой: фактурно-гармонические секвенции являются одним из важнейших приемов развития. Движение гармонии по ясной классической схеме Т-8-0-Т с интонационно-ритмическим акцентом на септаккорде второй ступени, приходящемся на кульминационно-ниспадающую интонацию септимы, придает теме характер светлой грусти. В жалобах героя нет уныния или безысходного отчаяния. Он со смирением и даже с некоторой иронией принимает свой кочевой образ жизни. Не случайно композитор сократил самую «зловещую» пятую строфу стихотворения, в которой говорится о ноже злодея и о смерти «где-нибудь в карантине».6

Стихотворение «Дорожные жалобы» написано простым четырехстопным хореем, как и другие «дорожные» стихи А. С. Пушкина — «Зимняя дорога», «Бесы» и «Сквозь волнистые туманы.», где присутствует тот же стихотворный размер. Мелодия Ю. М. Буцко более сложна ритмически, композитор достигает этого за счет текстовых повторов (см. Пример 2). «Долго ль мне, долго ль мне гулять на свете // То в коляске, то в коляске, то верхом, // То в кибитке, то в ки-

6 Также поступил и автор-исполнитель А. Крамаренко, сочинение которого по характеру напоминает веселую гусарскую песенку.

Пример 2

143 /0 щР _______

А...

^ и N 7 £ -^-&- "V н—г1— -и—±-

-вер-ный, ; и > * не - про-вор-ный ш - ва ли д А...

кНг" Г Г---«->- Г Г "1 1 =4 А... __---_ 1-^Л п - 1— А... —гЧ

ы—1 -1—1 -1—у-т-£- *1: Ил--» »'-ф—Ф-с-^- А... щГ Г 4= —I— А... —гн

ч —== 4Р = 146 _ __ :. гттм — Л'ГГ7\ 1- щГ ^ г сЫске 4= , рр —1-:-1-1-

*Г= г г «р А... V 1Ыске , РР

А --- А... ..... А...

3» г * т А ~Чя-'-*— А... А... .......

А Т г * й»-Р-1— А... «1 в-1 Ц *г г А... (Р) и т *

х—|-Ч-^ 151 (есо) д. и!—\—4— И— т г * , я/ ) 1.1 1 о ) ■ .1 1 о , рр 1 „1 1

^ ^—*— » --- А... ) -л А^Г > * --- > - Кз: --А^ > рр

11-

р т -- А... т/----- А РР — А... ту. А :

рр Г~*Г г А... 9: = Ч _ 1 »Г ' А... о РР-- т А... о ТЩ. # А N

битке, то в карете, // То в телеге, то в телеге, то пешком?». Такая прерывистость фразы, повторяющаяся с определенной периодичностью, словно бы имитирует монолог путника в экипаже, то и дело «подскакивающем» на дорожных ухабах, изображенных композитором с помощью синкопированного ритма в мелодии и в хоровом аккомпанементе. И если в конце первого куплета повторение фразы «На большой мне, знать, дороге умереть Господь судил» является своего рода провозглашением основной мысли произведения, то многократное повторение слов «непроворный инвалид» во втором куплете не несет никакой смысловой нагрузки. Это словно некие обрывки фраз, которые проносятся в мыслях героя, постепенно теряя значение и смысл, становясь просто набором звуков, своей монотонностью усыпляя путника. И действительно, вторая интерлюдия представляет собой колыбельную с характерными покачивающимися интонациями.

Изобразительные приемы занимают важное место в музыке хоровой поэмы, передавая атмосферу поэтических образов. В «Зимней дороге», «Бесах» и стихотворении «В поле чистом серебрится.» действие происходит зимой. В «Дорожных жалобах» нет конкретного указания на время года, но, слушая вступление к хоровой поэме Ю. Буцко, можно ясно представить себе такую же зимнюю дорогу. Это и «позёмка» шестнадцатых, перебегающих сверху вниз из одной хоровой партии в другую (см. Пример 3а), и «грустный ветра дальний вой» уменьшенных септаккордов, исполняемых в высокой тесситуре сопрано divisi (см. Пример 3б). Грустные мысли героя также созвучны унылому зимнему пейзажу.

Размеренность хорового «аккомпанемента» создает ощущение движения. Образ удаляющегося экипажа, размытый вечерней дымкой и дорожной пылью, композитор «рисует» с помощью покачивающихся хроматических и микрохроматических интонаций в басовой партии. Подобные средства музыкальной выразительности использовали и другие композиторы. К примеру, Р. Щедрин во втором хоре «Вот по Тверской» (см. Пример 4) из цикла «Строфы "Евгения Онегина"» (1981) изображает «возок, несущийся чрез ухабы» с помощью ости-натного движения в басу, с постоянно повторяющейся фигурой ля-си бемоль-до бемоль-ля и ля-си бекар-до бекар-ля.

Отдельного внимания заслуживают вступление, интерлюдии и заключение. Они представляют собой вокализы, исполняемые на гласную «а», слоги «ла», «та» и «па» или закрытым ртом. Как отмечает Н. Ю. Филатова, вокализы — довольно частый в произведениях Буцко вид интонационной фактуры. Они представлены как короткими интонациями, например плача или вздоха, так и масштабными разделами формы. Исследователь выделяет несколько типов вокализа, в том числе: вокализы-плачи; вокализы-осмысления, размышления; вокализы, выступающие средством передачи сильных эмоций, психо-эмоциональных характеристик; вокализы-аккомпанементы и контрапункты; вокализы как изобразительный прием7.

В хоровой поэме «Дорожные жалобы» присутствуют все перечисленные выше типы вокализов, кроме, пожалуй, вокализов-плачей (см. Пример 5).

7 Филатова Н. Ю. Богословие в звуках: о хоровом творчестве Юрия Буцко // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: История, теория, исполнительство, педагогика. Астрахань, 2009. С. 76.

Пример 3а

Пример 3б

Пример 4

Р. Щедрин. «Вот по Тверской»

С движением, четко

-bl

8 Р И i } О) (>) sim. рдщ ira j з ^^

Вот по Твер-екой, вот по Твер-ской, уж по Твер-ской, уж по Твер-ской, вот

ни=—- Во - зок не - се т - CÍ fe чрез у - ха - бы. Мель-

§ - i Во - 1 - • * 4 4 «ГЗ 4 4= зок не - сет - ся чрез у - ха - бы. Мель-

т- 8 >): I—I—1==1—р=|—p=h- (>) _ (>)___

J J J W J J J J

по Твер-ской,вот по Твер-ской,вот по Твер-ской, вот по Твер-ской, уж по Твер-ской, уж по Твер-ской, вот

т к< тИ - ю —^^ ми - МО бу sim. — д - Ki i, ба - бы, маль-V i 7 J)

iéH KÍ - ю ^ J i i U J ми - мо буд - ки, ба - бы, маль-Р > у N

8 О) ят. маль" j з j тп? j з j з

по Твер - ской, вот по Твер - ской, уж по Твер - ской, уж по Твер - ской маль-

Пример 5

Ю. Буцко. «Дорожные жалобы»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Произведение начинается вокализом, представляющим собой развернутое вступление. В какой-то мере этот раздел можно назвать увертюрой к поэме, так как здесь кратко даются все образы произведения. Секвенция, построенная на септимах (24—26 такты), предвосхищает наиболее яркие интонации первого элемента темы.

В заключении, после внезапно обрывающейся яркой кульминации третьего куплета, происходит спад. Вновь появляются интонации колыбельной, в динамике преобладает нюанс р, начало заключительного вокализа исполняется cantabile, molto espressivo, в последних семи тактах — poco a poco morendo e ritenuto. Композитор оставляет слушателя на пустынной унылой дороге, словно дает время осмыслить услышанное, понять то, что хотел выразить своими жалобами ге-

рой поэмы. Лишь звуки промчавшегося экипажа доносятся издалека, но и они, постепенно затихая, умолкают.

За год до создания стихотворения «Дорожные жалобы» Иван Киреевский писал, что в поэзии Пушкина, начиная с «Онегина», царит «какая-то беспечность, какая-то особенная задумчивость и, наконец, что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу, ибо как назвать то чувство, которым дышат мелодии русских песен, к которому чаще всего возвращается русский народ и которое можно назвать центром его сердечной жизни? В этом периоде развития поэзии Пушкина особенно заметна способность забываться в окружающих предметах и текущей минуте. Та же способность есть основание русского характера: она служит началом всех добродетелей и недостатков русского народа; из нее происходит смелость, беспечность, неукротимость минутных желаний, великодушие, неумеренность, запальчивость, понятливость, добродушие и пр. и пр.»8. В этих словах религиозного философа наиболее точно отражены коннотации центрального образа, раскрытого в стихотворении «Дорожные жалобы» и с особой художественной силой воплощенного в хоровой поэме Ю. М. Буцко, — аллегорического образа духовного и жизненного пути русского человека.

Как пишет И. К. Кузнецов, «в 1990-е годы необычайно широко раскрылась лирико-драматическая природа композиторского дара Буцко. Этот всплеск русского неоромантизма в творчестве Г. Свиридова, Р. Леденева, В. Сильвестрова, А. Караманова и других композиторов, среди которых и Ю. Буцко, — стал ответом на кризисные явления поставангарда, показав, что связь с великими традициями отечественной музыки сущностна для судьбы современного русского искусства»9.

Список литературы

Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра. М., 1978.

Комиссаржевский В. Г. Читая свиток верный: новый спектакль о Пушкине // Комсомольская правда. 1973. № 4. Кузнецов И. К. Полифония в русской музыке XX века. М., 2012. Левашов В. С. Пушкин и народная мифология. Чита, 2009.

Савенко С. И. От «Ноктюрнов» до «Пугачевского бунта» // Музыкальная жизнь. 2019. № 6. С. 70-73.

Филатова Н. Ю. Богословие в звуках: о хоровом творчестве Юрия Буцко // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Астрахань, 2009. С. 71-76.

8 Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра. М., 1978. С. 82.

9 Кузнецов И. К. Полифония в русской музыке XX века. М., 2012. С. 367.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Olga Goryunova, Graduate Student, Department of History and Theory of Music St. Tikhon's Orthodox University for Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation osgrn@bk.ru

2020. Vol. 37. P. 144-156

DOI: 10.15382/sturV202037.144-156

ORCID: 0000-0003-0423-2725

Choral Poem by Yu. M. Butsko "Road Complaints": Characteristic Features of the Implementation of Poetic Text in the Musical Composition

Abstract: This article analyses for the first time the choral poem "Road Complaints" (1999) by the outstanding Russian composer of the 20th — 21st centuries Yu. M. Butsko. The article focuses on the features of rendering the poetry of A. S. Pushkin in the musical composition. The embodiment of the artistic images of the poetic text is studied in detail at the level of the structures of the musical language, i.e. melody, harmony, rhythm, dynamics, texture, form. Particular attention is paid to the image of the road which is one of the key images in Pushkin's poetry, symbolising the spiritual path and life of a person. The study allows one to call the choir poem "Road Complaints" a vivid example of the embodiment of Yurii Butsko's lyrical and dramatical gift, which was revealed to the full during the 1990s.

Keywords: Butsko, Pushkin, choral poem, creativity, music, poetry, artistic image.

Filatova N. (2009) "Bogoslovie v zvukakh: o khorovom tvorchestve Iuriia Butsko" [Theology of Sounds: On the Choral Works of Yurii Butsko], in Muzykal'noe iskusstvo i nauka vXXIveke: istoriia, teoriia, ispolnitel'stvo, pedagogika [Art of Music in the 21st Century: History, Theory, Performing, Pedagogy]. Astrakhan'. Pp. 71-76. (in Russian).

Komissarzhevskii V. (1973) "Chitaia svitok vernyi": novyi spektakl' o Pushkine" ["Reading the Trustworthy Scroll": A New Play about Pushkin]. Komsomol'skaia pravda, 4 (in Russian).

Kozhinov V. (1978) Kniga o russkoi liricheskoipoeziiXIXveka: razvitie stilia i zhanra [A Book o the Russian Lyrical Poetry of the 19th Century: Development of Style and Genre]. Moscow.

Kuznetsov I. (2012) Polifoniia v russkoi muzyke XX veka [Polyphony in Russian Music of the 20th Century]. Moscow (in Russian).

Levashov V. (2009) Pushkin inarodnaia mifologiia [Pushkin and Folk Mythology]. Chita (in Russian).

Savenko S. (2019) "Ot 'Noktiurnov' do 'Pugachevskogo bunta'" [From "Nocturnes" to "Pu-gachev's Riot"]. Muzykal'naia zhizn', 6, 70—73 (in Russian).

O. Goryunova

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.