Научная статья на тему 'Концепт понятия оскорбление религиозных чувств в социальном пространстве современности'

Концепт понятия оскорбление религиозных чувств в социальном пространстве современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
446
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА / ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ / СВОБОДА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / RELIGION / RELIGIOUS FEELINGS / INSULT OF RELIGIOUS FEELINGS / FREEDOM AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рева Галина Вячеславовна, Цергой Тереза Александровна

Рассматривается социально-психологический аспект феномена веры, и специфические особенности религиозной веры. Цель статьи заключается в анализе понятий «религиозных чувств», «оскорбление религиозных чувств». Отмечено, что участились антирелигиозные проявления различного характера, воздействующие на морально-нравственные и религиозные чувства людей. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в погоне за оригинальностью, в поиске новых форм самовыражения в искусстве в последнее время используются эпатажные приемы сочетания религиозных святынь с обнаженными телами, подчеркивается сексуальный подтекст в религиозных обрядах, происходит откровенное глумление над религиозными ценностями. Осуществлена попытка определения социально-психологических мотивов подобных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рева Галина Вячеславовна, Цергой Тереза Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-psychological aspect of the phenomenon of religion and the specific features of religious faith are considered. The purpose of the article is to analyze the concepts of “religious feelings”, “insulting religious feelings”. It is noted that antireligious manifestations of a different nature have become more frequent, affecting moral and religious feelings of people. The relevance of this topic is due to the fact that in the pursuit of originality, in the search for new forms of expression in art, scathing techniques of combining religious relics with naked bodies have been used recently, sexual overtones in religious rituals are emphasized, and there is a frank mockery of religious values. An attempt has been made to determine socio-psychological motives for such actions.

Текст научной работы на тему «Концепт понятия оскорбление религиозных чувств в социальном пространстве современности»

УДК 316.74:2 ББК 60.55 Р-32

Рева Галина Вячеславовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры хореографии и искусства ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет;

Цергой Тереза Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет, т.:8(928)4635346

КОНЦЕПТ ПОНЯТИЯ ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ

(рецензирована)

Рассматривается социально-психологический аспект феномена веры, и специфические особенности религиозной веры. Цель статьи заключается в анализе понятий «религиозных чувств», «оскорбление религиозных чувств». Отмечено, что участились антирелигиозные проявления различного характера, воздействующие на морально-нравственные и религиозные чувства людей. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в погоне за оригинальностью, в поиске новых форм самовыражения в искусстве в последнее время используются эпатажные приемы сочетания религиозных святынь с обнаженными телами, подчеркивается сексуальный подтекст в религиозных обрядах, происходит откровенное глумление над религиозными ценностями. Осуществлена попытка определения социально-психологических мотивов подобных действий.

Ключевые слова: вера, религиозные чувства, оскорбление религиозных чувств, свобода как социально-психологическое явление, самовыражение.

Reva Galina Vyacheslavovna, Candidate of Biology, an associate professor of the Choreography and Art Department of FSBEI HE "Adygh State University";

Tsergoy Tereza Alexandrovna, Candidate of Psychology, an associate professor of the Department of Psychology of FSBEI HE "Adygh State University", tel.: 8 (928) 4635346

CONCEPT OF THE NOTION OF INSULTING RELIGIOUS FEELINGS IN THE SOCIAL SPACE OF MODERNITY (reviewed)

The socio-psychological aspect of the phenomenon of religion and the specific features of religious faith are considered. The purpose of the article is to analyze the concepts of "religious feelings ", "insulting religious feelings ". It is noted that antireligious manifestations of a different nature have become more frequent, affecting moral and religious feelings ofpeople. The relevance of this topic is due to the fact that in the pursuit of originality, in the search for new forms of expression in art, scathing techniques of combining religious relics with naked bodies have been used recently, sexual overtones in religious rituals are emphasized, and there is a frank mockery of religious values. An attempt has been made to determine socio-psychological motives for such actions.

Key words: religion, religious feelings, insult of religious feelings, freedom as a socio-psychologicalphenomenon, self-expression.

На протяжении всего антропогенеза общество представляло собой сложную систему социально-психологических взаимоотношений его членов. Чаще всего столкновение интересов по направлениям: личность - группа, группа - группа происходили на почве религиозных, расовых, этнических разногласий. На протяжении веков эти взаимодействия регламентировались государством, церковью, семейными и этническими традициями и обычаями. Современное общество сталкивается с проблемами существовавшими и ранее, однако механизмы их коррекции уже не работают. Причин этому много: наблюдаются тенденции к изменению семейного уклада (брачно-семейных, детско-родительских отношений), утрачен интерес к исполнению обрядов и соблюдению этнических традиций.

Довольно сильно изменилась религиозная составляющая современного общества. Наряду с существованием четырех общепризнанных религиозных конфессий: христианство, иудаизм, буддизм, ислам, появилось большое количество сомнительных религиозных направлений (порядка 80).

Так в 2013 году общество столкнулось с таким явлением как «оскорбление религиозных чувств верующих людей» асоциальным поведением членов группы «Пусси Райот» в стенах православного храма. Действия этой группы запустили цепную реакцию антирелигиозных проявлений различного характера (от флешмобов, скандальных театральных постановок до арт-выставок и эпатажных высказываний в прессе). Ситуацию осложняли средства массовой информации, которые в погоне за повышением рейтингов активно муссировали эту информацию. Именно эти обсуждения разделили общество на тех, кто считает это проявлением свободы самовыражения и тех, для кого подобные действия являются оскорблением его религиозных чувств. Необходимо отметить, что законодательно наше общество не было готово к правовой оценке такого рода явлений.

Для определения содержания понятия оскорбление религиозных чувств верующих необходимо рассмотреть социально-психологические аспекты феномена веры, поскольку они являются ключевым в рамках изучаемого вопроса.

Следует отметить, что в повседневной жизни, в обиходе, слово «вера» зачастую используется в нерелигиозном значении. Например: вера в правду, вера в победу, вера в человека, вера в себя, в будущее, в удачу, в судьбу. Производным от веры стало понятие верность, которое используется в сочетаниях: верность призванию, Родине, долгу, любви, и т.д. Так большинство морально-нравственных ценностей человечества так или иначе связаны с верой и верностью. Но все же, как отмечает С.Л. Соловейчик, в представлении многих понятие «вера» практически всегда связано с «верой в Бога», поскольку традиционно, на протяжении многих веков, все нравственные категории находилась в ведении религии. Большинство понятий, которые выражают духовно-нравственные идеи, имеют религиозную окраску: вера, душа, надежда, дух, милосердие, совесть [4].

Следует отметить, что религиозная вера может возникнуть только на фундаменте психологической способности человека верить, и эта способность является внутренним компонентом сознания, условием любой организованной деятельности. Религиозная вера

имеет специфические особенности, в частности в ее основе лежит создание так называемого путеводного Образа, который на сегодняшний день не может быть доказан как теорема. Вера - это не пассивный акт. Чтобы поверить, человек должен проявить решимость, приложить усилия, поскольку сила веры может быть равна силе неверия, которую нужно победить через внутреннюю борьбу.

Необходимо отметить, что все религии, представляют веру как одну из главных добродетелей. К примеру в христианстве вера определяется как воссоединение человека с Богом, ожидание осуществления надежд, уверенность в том, чему нет научных доказательств.

Религиозные чувства - это психоэмоциональное отношение верующих к сакральным понятиям, святыням, персонам, местам, друг к другу и к себе, а также к религиозно воспринимаемым явлениям природы и к миру в целом. Религиозными чувствами можно считать лишь те, которые связаны с религией, религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого имеют соответствующую направленность, смысл и значение.

В словаре С.И. Ожегова - оскорбление - умышленное или по неосторожности унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, т.е. форме, контрастирующей принятым в обществе, в котором производится деяние, нормам. Оскорбление может быть нанесено словесно, письменно, действием, публично, как в присутствие так и в отсутствие пострадавшего. Оскорбление может проявляться как в непосредственной демонстрации неуважения, к конкретной личности, так и в любом осознанном вмешательстве в чужую правовую сферу, личную или имущественную, вне зависимости от того какие бы цели ни преследовал агрессор. Характерной особенностью оскорбления является открытость, а зачастую и публичность проявления.

Само же оскорбление чувств верующих предполагает нанесение ущерба чести и достоинству человека, выраженного в неприличных словах формулировках, действиях.

В погоне за оригинальностью, в поиске новых форм самовыражения в искусстве в последнее время участилось использование эпатажных приемов сочетания религиозных святынь с обнаженными телами, подчеркивание сексуального подтекста в религиозных обрядах, откровенного глумления над религиозными ценностями. Сегодня без смущения, охотно и даже азартно представители творческой интеллигенции вступают в конфликты с Церковью. Инфантильно-глупый «Тангейзер», где режиссер-постановщик Т. Кулябин разместил распятого Христа на женских гениталиях, полный сарказма и домыслов «Левиафан», вызывающие сказки повествующие о том, как ежик при крещении утопил белочку, громко радуясь при этом, что она умерла православной. Ярчайшим элементом этой вакханалии является выставка М. Гельмана с патриотичным названием «Родина» -выставка, на которой представлена карта России, которую автор выложил из половых тряпок, а пустые стеклянные банки, увенчанные голубыми клизмами символизируют православные храмы. Кроме того среди «шедевров» этого автора можно увидеть пародию на картину В.М. Васнецова «Три богатыря», символизирующую мощь России, где вместо богатырей на конях сидят три голые толстые бабы, обряженные в кокошники. Вышеназванная скандальная постановка оперы «Тангейзер» Вагнера в Государственном академическом театре оперы и балета в городе Новосибирск, режиссером которого является Т. Кулябин и другие псевдокультурные «произведения» разделили общество на

две противоборствующие стороны. Одни - подали в суд, обвинив режиссера в оскорблении их религиозных чувств, другие - относящие себя к либеральной части общественности, представляют дело как чисто политическое, обвиняя Русскую православную церковь и власти в «сговоре против талантливого художника».

Игра на религиозных чувствах возможна не только при использовании средств искусства. Манипуляторы активно используют тексты, символику, действия экстремистской направленности для разжигания межэтнической, межрелигиозной розни. Все - и представители искусства, и лидеры экстремистских и террористических организаций используют публичность как способ психологического воздействия на свою целевую аудиторию.

Следует отметить, что восприятие или не восприятие какой-либо информации как оскорбления зависит от индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, морально-нравственных установок, ценностных ориентаций и т.д. Одна и та же информация, одно и то же социальное явление могут восприниматься кем-то как оскорбительные, а кем-то - нет. Силу и глубину переживаний человека определяют темпераментные особенности, которые, по мнению академика И.П. Павлова напрямую зависят от типа нервной системы.

Если темперамераментные особенности личности относятся к ее динамическим врожденным характеристикам, то мировоззрение человека формируется в процессе социализации и относится к его качественным характеристикам, иллюстрирующим отношение к себе, к окружающим и к миру в целом. Мировоззрение личности составляют: ценностные ориентации, морально-нравственные установки, идеалы. Именно эти составляющие являются той лакмусовой бумагой, которая позволяет определить несколько оскорбительно то или иное действие или высказывание, а так же определяет меру ответственности для индивида за причиненный моральный ущерб.

В современном обществе отсутствуют четкие границы между наличием вкуса и безвкусицей, нравственным - безнравственным, красивым и безобразным, авангардным и откровенно пошлым. Эти границы не носят объективного характера, они всегда субъективны. Степень субъективности восприятия определяется уровнем образования, культуры и духовности человека, его морально-нравственными ориентирами, ценностными установками в том числе и воспитанными религией. Именно поэтому определенные социальные явления, некоторые так называемые «произведения искусства», литературные произведения, интернет-публикации и т.д. воспринимаются одними как оскорбление и даже унижение, а другими - как новое слово в искусстве и проявление свободы самовыражения.

Как отмечалось ранее количество спорных ситуаций и в искусстве, и в средствах массовой информации, подпадающих под юрисдикцию закона растет день ото дня. Возникает вопрос: чем руководствуются люди, которые в вызывающей форме публично вступают в конфликт с религией? Каковы мотивы их поступков?

Одним из основных мотивов, на наш взгляд, является стремление личности к самовыражению, которое предполагает широкий спектр вербальных и невербальных поведенческих актов, используемый для сообщения информации о себе окружающим, без учета степени их осознанности и целенаправленности.

Самовыражение представляет собой сложный, многоплановый процесс самопрезентации личности в обществе. Этот процесс представлен разными факторами, в

том числе социально-демографическими, индивидуально-личностными и ситуативным. По мнению М. Снайдера к основным функциям самовыражения относятся: экзистенциальная, идентификационная, функция саморегуляции, коммуникативная, преобразовательная, функция самовоплощения и функция регуляции межличностных отношений [Цит. по 3].

Излюбленными методами самовыражающихся личностей в последнее время стала демонстрация независимости посредством попирания незыблемых устоев и традиций общества. Одной из форм такой демонстрации чаще всего является скандал, который по словарю Ушакова представляет событие или происшествие, позорящее участников и ставящее их в неловкое положение. Зачастую такая форма самопрезентации используется с целью привлечения внимания к собственной персоне, самопиара. Наиболее простым способом привлечения внимания общественности являются акции, претендующие на оригинальность через совмещение несовместимых в традиционной культуре понятий, представлений.

Одной из самых опасных форм самопрезентации эпатажных личностей и групп, на наш взгляд, является заигрывание с националистическими, экстремистскими, околорелигиозными организациями. Они, в погоне за популярностью и быстрым привлечением внимания общества, используют СМИ как арену для распространения информации, носящей экстремистскую направленность, способствующую раскачиванию устоев и традиций государства и основ традиционных религий.

Следует отметить, что СМИ активно муссируют такого рода информацию и события, поднимая таким образом собственные рейтинги, а соответственно и огромные прибыли. А раз есть спрос, значит - будет и предложение. Очевидно, что некоторая часть этих «служителей искусства» не только самовыражается таким образом, но и отрабатывает чей-то заказ.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что различные действия, направленные на дискредитацию морально-нравственных установок, принятых в любом цивилизованном обществе, кощунственное обращение с религиозными святынями, опошливание религиозных символов, размывание граней между добром и злом, между порядочностью и хамством, дестабилизируют обстановку в стране и провоцируют раскол общества. А такие основополагающие понятия как вера, семья, патриотизм, преподносятся в карикатурном виде и подвергаются осмеянию. К сожалению сегодня, самый короткий путь к популярности лежит через сочетание сексуальной направленности создаваемых образов с религиозными символами, используемых в различных видах искусств. Такое сочетание является оскорбительным для большинства верующих людей. Отрадно, что правительство с уважением относится к религиозным чувствам своих граждан и теперь их право отстаивать свое мнение в суде закреплено законодательно. Возможно, это единственный на сегодняшний день способ сдерживания пошлости и популяризации дурного вкуса в искусстве, а так же спекуляции религиозными чувствами.

Литература:

1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. Москва: АН СССР ИНИОН, 1991. С. 37-74.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: самоучитель психологического мастерства. Москва: Смысл, 2004. 192 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 688 с.

4. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 223 с.

5. Шкуратова И.П. Индивидуальные особенности самовыражения личности в общении // Психология общения: социокультурный анализ: сборник. Ростов-на-Дону: РГУ, 2013.

Literature:

1. Amyaga N. V. Self-disclosure and self-presentation of personality in communication // Personality. Communication. Group processes. Moscow: AS USSR INION, 1991. P. 37-74.

2. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Grandmaster of communication: psychological mastery self-taught. Moscow: Smysl, 2004. 192p.

3. Myers D. Social psychology. St. Petersburg: Peter, 2008. 688 p.

4. Soloveichik S.L. Pedagogy for everybody. St. Petersburg: Peter, 2000. 223 p.

5. Shkuratova I.P. Individual features of self-expression in communication // Psychology of communication: sociocultural analysis: a collection. Rostov-on-Don: RSU, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.