• для чистки ковров;
• для установки мусоросборников.
Площадки для сушки белья и проветривания одежды должны располагаться не ближе чем 20 м от окон. Покрытие площадки газонное или газонно - плиточное. По периметру желательна высадка деревьев. Площадка для установки мусоросборников должна находиться дальше от детской площадки и площадки для сушки белья. Покрытие - бетон ил асфальт. Контейнеры должны быть изолированы бетонной стенкой высотой 2,5 - 3 м. Вокруг площадок для мусоросборников рекомендуется высадка деревьев и кустарников с плотной кроной -липа, клён, ясень, пузыреплодник, что присутствует далеко не везде; часто обходятся лишь бетонной стенкой.
При проектировании спортивных площадок следует учитывать, что эти площадки являются источников шума и пыли. Поэтому обычно их изолируют сетчатыми ограждениями, по которым можно предусмотреть вьющиеся растения, при этом посадка их должна быть произведена снаружи площадки. Размещение растений группами или рядами по периметру будет способствовать защите площадки от ветра. Посадку деревьев лучше производить не ближе 2м к краю площадки, что поможет устранить неравномерность освещения и мелькание световых пятен на покрытиях. Однако спортивные площадки имеются далеко не в каждом дворе, а если и присутствуют, то небольшие по площади и не изолированы ограждениями или насаждениями [3, с. 144 - 150].
Немаловажной задачей при проектировании дворовой территории является изоляция автостоянок от площадок для отдыха населения. Уместными для этой цели считаются живые изгороди в комбинации с ограждениями, например, из камня по границе автостоянки. В реальности парковки для автомобилей отсутствуют, либо слишком малы и не рассчитаны на всех жителей.
Изучение озеленения дворовых территорий Смоленска на примере Промышленного района города показал следующее. Все дворовые территории района имеют в своём составе хозяйственные территории, представленные площадками для сушки белья; детские площадки, в основном рассчитанные на младших школьников. Для от-
дыха взрослых в каждом дворе имеются по несколько скамеек. Отдельное озеленение каждой зоны отсутствует. Древесные насаждения высажены чаще по периметру дворовой территории. Исключение составляют хозяйственные площадки, вблизи которых число деревьев приумножено. В основном они представлены следующими видами: тополь серебристый, ясень обыкновенный, клён платановидный, рябина обыкновенная, берёза повислая, липа крупнолистная, каштан конский. Травяной покров либо вытоптан, либо представлен сорной растительностью. Жильцы домов с энтузиазмом подходят к озеленению придомовых полос. Растительный ассортимент некоторых из них впечатляет: папоротники, ландыши, примулы, тюльпаны, ирисы, лилейники, тигровые лилии; различные кустарники - рябинник рябинолистный, снежноягодник белый, чубушник кавказский, роза морщинистая. Во дворах отсутствует чёткая дорожно - тропиночная сеть, автостоянки и спортивные площадки для школьников среднего и старшего возраста.
Сравнительный анализ дворовых территорий Промышленного района г. Смоленска показал, что описанные выше территории обладают рядом сходных черт: все имеют в своём составе детские и хозяйственные площадки и в основном имеют неплохой растительный ассортимент.
В целом, дворовые территории соответствуют перечисленным в начале требованиям, но при проекте благоустройства и реконструкции следует учитывать места для парковки машин, места для отдыха взрослого населения; покрытия для детских площадок. Необходимо введение малых архитектурных форм для вертикального озеленения, живых изгородей для разделения функциональных зон дворовой территории.
Список литературы
1. Боговая И.О., Теодоронский B.C. Озеленение населённых мест: Учебное пособие. 2-у изд.,- СПб.: Издательство «Лань», 2012. - с. 240
2. Теодоронский B.C., Боговая И.О. Объекты ландшафтной архитектуры; МГУЛ; 2003. - с.330
3. Теодоронский В. С., Жеребцова Г. П. Озеленение населённых мест. Градостроительные основы. Учебное пособие. М.: «Академия», 2010. - с. 256
КОНЦЕПТ ПОДЛИННОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
Москвина Ирина Константиновна,
канд.филос.наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, член Международной ассоциации историков искусства и художественных критиков
THE CONCEPTOF AUTHENTICITYIN THE MIRROR OF CULTURAL UNDERSTANDING Moskvina Irina?Dr. Ph., proff.
St.-Petersburg state institut of culture Member of frt critics & art historien association (AIS) АННОТАЦИЯ
Концепт подлинность является одним из наиболее существенных в определении культурного наследия и связанных с ним ценностей. В системе арт-рынка подлинность (оригинал) также имеет основное значение в установления ценности произведений искусства и антиквариата. В культурном контексте подлинность имеет множество вариантов определения и оценка подлинности зависит от характера ценностей и обстоятельств.
ABSTRACT
The concept of authenticity is one of the most significant in defining the cultural heritage and cultural values. The system of the art market identity the original is of fundamental importance in establishing the value of art and antiques. In a cultural context, authenticity has many options for determining the authenticity and evaluation depends on the nature of values and circumstances.
Ключевые слова: подлинность, культурное наследие, культурная ценность, реставрация, атрибуция, инте-гративный подход, культурология, прикладная культурология, экспертиза, подделка, пастиш.
Keywords: identity, cultural heritage, cultural values, restoration, attribution, integrative approach, cultural studies, expertise, fake, pastiche.
Подлинность - одно из наиболее сложно определимых понятий, вместе с тем, широко используемых в таких сферах культуры как теория и практика охраны культурного наследия, реставрация, история и источниковедение, искусствоведение, литературоведение, музейное дело и художественный рынок. Определение концепта подлинности в теоретическом плане связано со значительными трудностями. Не подвергается сомнению сама значимость подлинности для обозначения статуса культурного наследия. Этому вопросу уделено существенное внимание в ряде основных международных документов по охране культурного наследия: в «Венецианской хартии», принятой ИКОМОСом в 1965 году, в «Нарском документе о подлинности» от 1994 года и ряде других. В частности, в «Нарском документе о подлинности» отмечается, что « подлинность выступает в качестве наиболее существенного, определяющего фактора наследия, и связанных с ним ценностей». [3. С.583]
Однако, как далее следует из текста документа, «стремление определить подлинность, соблюдая уважение к многообразию культурного наследия, требует таких подходов, которые бы способствовали развитию аналитических процессов и инструментария, соответствующих характеру и потребностям данной культуры». [3.С.584] Среди аспектов, определяющих подходы к определению подлинности, в документе особо подчеркивается необходимость учета обновления оценок подлинности в связи с изменением характера ценностей и обстоятельств. Оба эти положения дают импульс для развития новых подходов к пониманию концепта подлинности и его культурных смыслов, а также разработки новых методологических подходов к данной проблеме.
В настоящее время мы видим чрезвычайно широкий спектр проблем связанных с подлинностью культурных артефактов. Одно из направлений направленно на определение границ подлинности, на минимизацию тех качественных и количественных изменений, приводящих к утрате оригинальности, аутентичности. В частности, этому посвящены многие исследования, связанные с воздействием на объект реставрационных работ.
Проблема объектов недвижимого культурного наследия и культурных ценностей, прошедших реставрацию и консервацию чрезвычайно сложна. Особенно она обострилась в наши дни, когда, например, в сфере реставрации исторических зданий все больше распространение получает «фасадный» принцип. Подобный подход, имеющий место в ряде европейских стран на законных основаниях, зачастую превращает объект историко-культурного наследия в «новодел». В отечественной традиции реставрации, заложенной еще И.Грабарем, предполагается сохранение принципов научного подхода. В советский период он контролировался научно-методическими советами музеев и реставрационных организаций. Вхождение
в стихию рынка во многом изменили этот подход. Многие объекты культурного наследия и культурные ценности вышли из под контроля государства и перешли в частную собственность. Если музейные ценности, памятники историко-культурного наследия, исторические здания и сооружения находятся во многом в орбите государственного и общественного контроля, то предметы искусства и антиквариата, находящиеся в частном владении почти полностью неподконтрольны.
Особо остро проблема подлинности стоит в системе арт-рынка. Рост цен на предметы искусства и антиквариата является стимулом для появления огромного числа подделок. В данном контексте подлинность выступает в качестве важнейшего определителя рыночной стоимости. На фоне огромного числа подделок, например, картин Айвазовского подлинные произведения мастера постоянно повышаются в цене на аукционах. В системе арт-рынка подлинность отождествляется с надежной инвестицией. Приобретение подделки - с убытками, потерями материального и морального плана. Вместе с тем, существующие ныне методы атрибуции и экспертизы не могут дать 100% гарантии подлинности.
Процесс развития российской культуры, по определению Ю.М.Лотмана, осуществлялся в большинстве случаев взрывами и сломами, сменой культурных парадигм. Поэтому нигилизм по отношению к наследию предыдущих эпох был одной из характерных его черт. [1. С.306] В российских условиях трудно проследить провенанс вещи - историю ее бытования в прошлом. Смена идейных и культурных парадигм влекла за собой и смену ценностей, изменение отношения к наследию предшественников. Так, печальным примером является судьба русской усадебной культуры и дворянской культуры в советский период. В постперестроечный период ценность наследия дворянской культуры возросла многократно. Отсюда проистекает интерес к антиквариату, а также рост его подделок. Отсутствие провенанса и сложности с атрибуцией стимулируют процесс фальсификации предметов искусства и старины.
В определении подлинности артефактов так велика роль экспертов, их профессиональных и моральных качеств. Помимо этих объективных условий успешной экспертизы культурных ценностей существует некая иррациональная сторона, характеризуемая как «аура вещи». Выдающие специалисты - эксперты, имеющие опыт и знания, способны также к интуитивному восприятия этой «ауры». Не будем касаться правовой стороны вопроса установления подлинности. Многочисленные факты последних лет свидетельствуют, как о несовершенстве законодательства в этой сфере, так и о моральном климате в экспертном сообществе. Таким образом, система арт-рынка трактует свои правила, которые обуславливают подход к концепту подлинности.
В музейной среде существуют также различные течения, связанные с отношением к проблеме подлинности. Традиционный подход к данной теме предполагает, что музей является хранителем подлинных памятников. Развитие технических возможностей создания копий, реплик снижает потребность людей в оригиналах. Миссия музея - противостоять этой тенденции и формировать потребность в общении с подлинным культурным наследием. [5] Такие общепризнанные авторитеты мирового уровня как М.Б.Пиотровский расширительно понимает эту проблему, утверждая, что в культурные смыслы того или иного артефакта обуславливается его причастностью к истории культуры того или иного народа, его культурной ценностью. Подобная позиция наиболее близка духу «Нарского документа о подлинности». [4] Действительно, в широком культурном контексте проблема подлинности раскрывается другими своими гранями. Возвращаясь к положению Нарского документа, следует отметить, что в различных культурах подлинность не всегда являлась особой ценностью. Так, в традиционной культуре Китая понятие подделки и подлинности рассматривалось и расценивалось иначе, чем в европейской культуре. С точки зрения китайца ценно лишь то, что признано самой историей каноном и подлежит многократному воспроизведению, имитации. [2.С.303].
Отечественная традиция иконописания также с пи-ететам относилась к спискам с особо чтимых икон. Существовала традиция «старинщиков», которая широко была распространена в старообрядческой иконописной традиции. Икона, искусно скопированная со старинного оригинала и специальными приемами состаренная, имела большую ценность. Однако, к чести мастеров, эти копии не выдавались за оригинал. Подводя итог, можно сделать вывод о сложном и много аспектном понятии подлинности. В свете культурологического подхода и в контексте
истории культуры того или иного народа многие произведения не являющиеся подлинниками (оригиналами) имеют, тем не менее статус выдающейся культурной ценности. Достаточно вспомнить Царскосельский, Большой Петергофский дворцы в пригородах Санкт-Петербурга, музей - заповедник Пушкинские горы, воссозданные после Великой Отечественной войны и являющиеся по существу подвигом реставраторов и музейных хранителей. Они занимают выдающееся место в культурном пространстве России, хотя во многом являются воссозданием утраченных подлинных объектов культурного наследия. Их ценность обусловлена особой «аурой» и теми культурными смыслами, которые отличают подлинные ценности культуры.
Литература
1. Лотман Ю.М. Семиосфера: культура и взрыв, внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки/ Ю.М.Лотман.- СПб.:Искусство, 2001.- 270 с.
2. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала/ А.А.Масловю- Мю:Алетейя, 2003. 313 с.
3. Реставрация памятников истории и искусства в России а XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие.- М.:Академический Проект Альма Матер, 2009.- 604 с.- (Gaudeamus)
4. http://tvkultura.ru/ (дата обращения 06.07.2015)
5. Балаш А.Н. Утрата чувства подлинности и музейное сообщество: к вопросу о профессиональной отвест-венности. // Вестник СПбГУКИ. 2013. №3 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/utrata-chuvstva-podlinnosti-i-muzeynoe-soobschestvo-k-voprosu-o-professionalnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 07.07.2015).
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
В КАЗАХСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Сапиева Майра Саимовна
Кандидат педагогических наук, Костанайский Государственный Педагогический Институт, г.Костанай
HISTORY OF PIANO PERFOMANCE IN KAZAKHSTAN TURN OF THE CENTURY Sapieva Mayra Saimovna, Ph.D., Kostanai State Pedagogical Institute, Kostanai
АННОТАЦИЯ
На протяжении исследуемого периода - с 1980-х годов до 2014 года - в развитие пианистического искусства Казахстана большой вклад внесли педагоги, продолжившие традиции Московской и Петербургской школы пианизма. Благодаря педагогической и исполнительской деятельности педагогов Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы в г. Алматы, а также Национального Университета Искусств в г.Астана сравнительно молодая казахстанская фортепианная школа приобрела мировую известность.
ABSTRACT
Throughout the study period - from 1980 to 2014 - the development of pianistic art of Kazakhstan have great contribution teachers, continuing the tradition of Moscow and St. Petersburg school of pianism. Through teaching and performing activities of teachers of the Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy in Almaty, as the National University of the Arts in Astana, Kazakhstan is a relatively young piano school has gained international fame.
Ключевые слова: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Казахский национальный университет искусств, фортепианная музыка Казахстана.
Keywords: Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy, the Kazakh National University of Arts, piano music of Kazakhstan.