Научная статья на тему 'Концепт "нигилизм" в естествознании и в дискурсе романа И. С. Тургенева "отцы и дети"'

Концепт "нигилизм" в естествознании и в дискурсе романа И. С. Тургенева "отцы и дети" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТНЫЙ АНАЛИЗ / УРОК-ШТУДИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТАПРЕДМЕТ / CONCEPT OF HUMANITARIZATION / CONCEPT / CONCEPTUAL ANALYSIS / LESSON-STUDY / INTEGRATION / METASUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерстобитова Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются концепты как методическая база метапредметного обучения и формирования личностных результатов обучающихся. Модель урока-штудии «нигилизм» позволяет выявить межпредметный и метапредметный характер романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева и показать возможности использования текста писателя на уроках естествознания и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of "nihilism" in natural science and in the discourse of the novel by Turgenev " Fathers and children"

The article discusses the concept as the methodological framework of interdisciplinary learning and personal outcomes of students. The model of the lesson-study "nihilism "allows to reveal the interdisciplinary and metasubject character of the novel" Fathers and children " by I. S. Turgenev and to show the possibilities of using the writer's text at the lessons of natural science and literature.

Текст научной работы на тему «Концепт "нигилизм" в естествознании и в дискурсе романа И. С. Тургенева "отцы и дети"»

с информацией, представленной в разных форматах: учебная книга, лингвистические словари и справочники, текст, рисунок, таблица, модель слова.

Выводы. Формирование интереса к обучению в целом и познавательного интереса в той или иной предметной области начинается уже с начальных классов, так как с поступлением в школу меняется социальный статус ребенка, начинается его систематическое обучение, расширяются контакты с окружающими миром, увеличивается потребность в самовыражении.

В этот период закладываются основы лингвистического образования младшего школьника, начинается работа по развитию культуры речи, формированию сознательного отношения к языку.

Познавательный интерес к различным уровням языка, в том числе к морфемике и словообразованию, способствует развитию у школьников интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Колычева Г.Ю., Шейнова Т.Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. - Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». Сер.: Педагогика и психология. - Вып. 58. Ч. 3. - Ялта: РИО ГПА, 2018. -С. 134 - 138.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.

4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание. - 1979. - 48 с.

5. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

6. Сборник учебных программ «Школа России». 1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.]. Научный руководитель УМК «Школа России» - А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011. —528 с.

7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

Педагогика

УДК: 82.0

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Шерстобитова Ирина Анатольевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

КОНЦЕПТ «НИГИЛИЗМ» В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И В ДИСКУРСЕ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

Аннотация. В статье рассматриваются концепты как методическая база метапредметного обучения и формирования личностных результатов обучающихся. Модель урока-штудии «нигилизм» позволяет выявить межпредметный и метапредметный характер романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева и показать возможности использования текста писателя на уроках естествознания и литературы.

Ключевые слова: концепция гуманитаризации, концепт, концептный анализ, урок-штудия, интеграция, метапредмет.

Annotation. The article discusses the concept as the methodological framework of interdisciplinary learning and personal outcomes of students. The model of the lesson-study "nihilism "allows to reveal the interdisciplinary and metasubject character of the novel" Fathers and children " by I. S. Turgenev and to show the possibilities of using the writer's text at the lessons of natural science and literature.

Keywords: concept of humanitarization, concept, conceptual analysis, lesson-study, integration, metasubject.

Введение. Один из принципов глобального образования предполагает воспитание широты видения мира («мировоззренческой перспективы»), признание равноправными разных точек зрения на мир, разных «образов мира». В целостном виде это отражается в концепции гуманитаризации естественно-научного образования (И.Ю. Алексашина) [2, с. 10].

Естественно-научная культура, реализующаяся в системе «природа-культура-человек» [1, с. 28], является органическим целым гуманитарной культуры, понимаемой как «система идей, закономерностей, понятий, фактов, явлений, процессов, содержащихся в сфере наук, искусстве, религии, обращенных к жизни человека, освоенных им и применяемых им в жизни, помогающих дальнейшему его развитию как личности и интеграции в человеческое сообщество» [6, с. 10]. Также, наряду с «человекообразующей функцией», гуманитарная культура проявляется в реализации «культуросозидательной функции», закладывая механизм культурной идентификации [20, с. 11].

Изложение основного материала статьи. Гуманитарная культура - это формирование гуманитарного мировоззрения, понимаемое нами как потребность в целостном восприятии мира, наличие способности к интегральному мышлению, умение рефлексировать над способами своего поведения и деятельности. Концептный анализ является одним из инструментов интериоризации ценностей и смыслов культуры и формирования на их основе ценностно-смысловых ориентиров (ЦСО) [3, с. 23], формирования гуманитарной культуры, включающую естественно-научную составляющую. Концепт (лат. conceptus - мысль, представление) в нашем понимании - система ценностей и смыслов, способствующая интеграции естественно-научного и гуманитарного образования [1, с. 51]. Обучение осуществляется в рамках уроков-штудий на основе авторской модели концептного анализа [19, с. 11]. Формируется, по Д.С. Лихачеву,

концептосфера личности [9, с. 3]. Как отсроченный результат глобального образования для обучающегося может быть наличие сформированных в ученике качеств будущего ученого, в том числе ученого-естественника, обладающего гуманитарным мировоззрением.

Приведем пример сценария урока в формате штудии, нацеленного на построение концепта «нигилизм» (это может быть интегрированный урок предметов естественно-научного и гуманитарного циклов для 10 класса). Проблема «Каким должен быть учёный?» может обсуждаться в рамках любого предмета.

Для того чтобы сформировать концепт «нигилизм», необходимо обратиться к тексту романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: внимание учащихся привлекает неологизм Тургенева «самоломанный». Обучающиеся замечают, что в Базарове, как покажет вторая часть романа, потенциально присутствует все, что он отрицает: и способность любить, и народное чувство, и семейное начало, и даже умение ценить красоту и поэзию. Внутренняя жизнь Базарова в изображении Тургенева - это постоянная, упорная и ожесточенная борьба с самим собой, стремление насильственно подавить в себе свою человеческую природу ради убеждений (чтобы называться нигилистом).

На ассоциативном этапе (штудия № 1 «Мир ассоциаций») в рамках применения приёма «ассоциативный эксперимент» обратимся к открытиям известных психологов. Просим подготовленного учащегося озвучить данные исследований. Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты [18, с. 11]. Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом, который писал о том, что такие особенности, как пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, - это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера, или «невроз характера», одной из причин которого и является действие защитного механизма - нигилизма. [15, с. 2]. Учащиеся делают выводы о том, что нигилизм - это психологические нарушения и заболевание нервной системы человека.

На втором (словарном) этапе (штудия № 2 «Вначале было слово...») осуществляется выявление словарных дефиниций слова, выделение ключевого, обновление смыслов слова. В рамках применения приема «диалог "человек-словарь-текст"», актуализируя свои знания по литературе, юные исследователи формулируют выводы, интегрируя словарное определение «нигилизма» и определение в романе, высказывания о нигилизме А.А. Блока и В.В. Маяковского.

Данную работу можно представить в виде таблицы (учащиеся работали в группах):

Таблица 1

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЕМА «ДИАЛОГ «ЧЕЛОВЕК - СЛОВАРЬ - ТЕКСТ»»

Словарное определение слова - имени концепта нигилизм Художественная интерпретация слова - имени концепта нигилизм

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - полное отрицание всего (установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов); полный скептицизм. [5, с. 145.] Безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать [7, с. 78]. «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова [161. У А.А. Блока в поэме «Возмездие» читаем: «И нигилист в косоворотке придет и нагло спросит водки, чтоб возмутить семьи покой (в том видя долг гражданский свой)» [41. «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil», — утверждал лирический герой Маяковского в поэме «Облако в штанах», тем самым будто бы проповедуя всеотрицание, абсолютный нигилизм. Но вдумчивый читатель заметит, что каждому знаку отрицания соответствует в поэме утверждение собственных представлений об идеале [12].

В рамках применения приёма «бит знаний», пользуясь данными таблицы, назвать качества личности, определяющие поведение Базарова как нигилиста. Обучающиеся говорят о «безмерной гордости», самолюбии, о желании власти над другими людьми: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе», «Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же горшки обжигать!». Акцентируют внимание на нигилистических принципах Базарова: «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело, сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает общество. Обучающиеся видят сходство Раскольниковым, разделяющим людей на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Великий И.П. Павлов в письме к молодёжи, посвятившей себя науке, желал будущим учёным скромности: «Не давайте гордыне овладеть вами» [141. Обучающиеся делают промежуточный вывод о том, что философия жизни Базарова, его гордыня очень похожа на «невроз характера». И здесь необходима историческая справка. Подготовленный ученик: «В России начала шестидесятых годов XIX века выходцы из неблагородных сословий (разночинцы) получили доступ к высшему образованию. Они жаждали «наполеоновской» деятельности, признания, хотели приносить пользу, облегчить положение народа, нужды которого им отлично известны. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, но не могли реализовать себя из-за отсутствия протекции. Базаров в «Отцах и детях» - один из представителей нигилистов-шестидесятников». Обучающиеся делают вывод: гордыня Базарова может быть связана с пониманием своей ненужности, неясности результата своей деятельности как учёного.

На этапе диалога культур (штудия № 3 «Слово в диалоге культур») в рамках приёма «диалог с концептом» ставим философский вопрос: «Кто нужен России?», который И.С. Тургенев поставил в «Отцах и детях». Новое легко может воспринять человек, не обремененный штампами, традициями. Бор, Ньютон, Эйнштейн, Галуа совершили свои открытия, когда им не было и 30 лет, как и Базарову. Что нужно, для того чтобы стать настоящим учёным?

На этапе диалога культур в рамках приёма «анализ причинно-следственных связей в структуре концепта-суждения» обратимся к тексту: «...Главный предмет его - естественные науки. Да он все знает...», «...он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними...» Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Выдвигаем первую гипотезу: знание естественных наук приведёт к прогрессу? Для актуализации знаний учащихся приведем ещё одну историческую справку: в середине XIX века прогресс естественно-научных знаний был ошеломляющим. Многим тогда казалось, что с их помощью можно решить окончательно все вопросы не только природного порядка, но и социальные, нравственные, эстетические.

Для доказательства или опровержения гипотезы обратимся к тексту: «На что тебе лягушки, барин?» - «А вот на что, - отвечал ему Базаров..., - я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается» [16].

В рамках применения приёма «диалог с концептом» приведем известные научные факты. Геном африканской шпорцевой лягушки весьма близок к человеческому. У нас 1700 генетических совпадений, которые ассоциируются с болезнями человека. Так что эта лягушка - прекрасная модель для экспериментов Базарова как врача. Таким образом, первая гипотеза подтверждена, но с условием понимания ограниченности взглядов Базарова на природу и человека.

Продолжаем моделировать урок как систему доказательств или опровержения гипотез. Работу продолжим на основе анализа в романе концепта «природа». В афоризме Базарова «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» есть правда деятельного, хозяйского отношения к жизни. Идеи применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежат Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц и многое другое. Базаров - экспериментатор. Он критикует науку, не подтвержденную опытом; признает материалистическую медицину. «Ныне в естественных науках, - писал Добролюбов, - усвоен положительный метод, все выводы основываются на опытных, фактических знаниях, а не на мечтательных теориях...» [8, с. 13]. Выдвигаем вторую гипотезу. А правда ли, что естественно-научные взгляды должны быть глубоко материалистическими, без фантазии?

Далее урок в рамках применения приёма «диалог с концептом» можно построить как дебаты. Учащиеся, выступающие за «материалистические» научные взгляды, приводят примеры из романа и из высказываний Д.И. Писарева: «В отрицаниях медика Базарова торжествовал трезвый взгляд демократа-разночинца, который видел в отвлеченных философствованиях и поэтических фантазиях нечто избыточное, барское, аристократическое. Павел Петрович напрасно иронизирует: «В принсипы не верит, а в лягушек верит». Писарев произнесет знаменитый парадокс о «глубочайшем уважении и пламенной любви к распластанной лягушке»» [10, с.78]. Учащиеся, выступающие за научную фантазию, приводят примеры из литературы, предвосхитившие будущие научные открытия. Например, Сирано де Бержерак начинил карету ракетами для фейерверка, чтобы совершить путешествие на Луну, задолго до научно-технического ракетостроения. Артур Конан Дойл в рассказах о Шерлоке Холмсе описал неизвестные полиции методы криминалистики. Р. Брэдбери в 1950 году в книге «451 градус по Фаренгейту» описал наушники-капельки. Г. Уэллс словосочетание «атомная бомба» употребил в 1913 году в своей книге «Освобожденный мир» (Атомная бомба была применена в 1945 г.). Ж. Верн в 1868 году в книге «20 000 лье под водой» описал новый тип судов - подводную лодку. В гоголевских «Мертвых душах» дана гениальная преступная схема. Отсюда берет начало современная практика «левых заказов» подрядным фирмам, когда работа выполнена только по документам. С рисунков Леонардо да Винчи начинается научная иллюстрация в современном ее понимании. Известно, что выдающиеся ученые-естествоиспытатели XIX века - И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев,

A.М. Бутлеров и др. - обладали гуманитарным мировоззрением, опирающимся на широкий кругозор; имели способность к аналогиям и ассоциациям, что и определяло возможность научного предвидения. Очень важно, чтобы в процессе дебатов учащиеся осознали, что без практических знаний и без фантазии в комплексе невозможны научные открытия.

Предлагаем вернуться к взглядам, к философии Базарова как нигилиста: «... важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой» [16]. Базаров верит, что существует формула благосостояния и счастья общества, которую науке предстоит открыть. Микроскоп для него - сильнейшее доказательство его правоты. В нем нигилист видит картину всеобщей борьбы; сильный неизбежно и без раскаяния пожирает слабого: «.Инфузория глотала зеленую пылинку и хлопотливо пережевывала ее» [16]. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Выдвигаем третью гипотезу: искусство тормозит движение вперед, к прогрессу?

Для продолжения работы используем концепт «культура». В рамках применения приёма «генерализация идей» обращаемся к роману и вспоминаем факты отношения Базарова к культуре, к искусству. Просим учащихся привести примеры из романа. Базаров смеется над творчеством А. С. Пушкина. Нигилист издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Базаров советует Аркадию дать Николаю Петровичу вместо пушкинских «Цыган» популярную брошюрку Бюхнера "Stoff und Kraft". Смеется над мелодией Шуберта. Музыка вернется к Базарову в имении Одинцовой: це-мольная соната-фантазия Моцарта, «в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби». Учитель замечает, что Базаров не одинок в нигилистическом отрицании: известных критиков того времени тоже можно назвать нигилистами. Д.И. Писарев отрицал творчество Пушкина, Н.А. Добролюбов лирику Пушкина считал «альбомными побрякушками». А вот

B.Г. Белинского Тургенев уважал как ценителя народной культуры и поставил в начале своего романа слова: «Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского».

Предлагаем обратиться к концепту «человек» и в рамках применения приёма «бит знаний» вспомнить качества личности Базарова как учёного. Базарову абсолютно неинтересна «индивидуальность» живых организмов, будь то растения, жуки, лягушки или люди. Своих пациентов доктор Базаров называет

«человеческими экземплярами» и лечит их примерно так же, как в мастерской чинят машины в мастерской, заменяя одни детали на другие. Таким образом, законы, действующие на низших природных уровнях (химия, физиология, принципы естественного отбора), абсолютизируются. Нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе - есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Этим он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Попробуем выдвинуть четвертую гипотезу и доказать, что Базаров - вульгарный материалист. Подготовленный ученик обращается к словам В.И. Ленина: «Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир - и считать вторичным сознание, дух, ощущение (опыт, по распространенной в наше время терминологии») [11, с. 65].

Для Базарова опыт («ощущения») первичны. И.С. Тургенев, знавший труды кумиров русской революционной молодежи из первых рук, лично знакомый с Карлом Фогтом и восклицавший при чтении его сочинений: «Ужасно умен и тонок этот гнусный материалист!», - обратил внимание не только на сильные, но и на слабые стороны учения немецких вульгарных материалистов - Фогта, Бюхнера и Молешотта. В «Отцах и детях» он наглядно показал отрицательные последствия некритического к ним отношения. Грубой ошибкой вульгарных материалистов было упрощенное представление о природе человеческого сознания, о сути психических процессов, которые сводилась к элементарным, физиологическим: мозг выделяет мысль, как печень - желчь. В полном соответствии с законами физиологии рассматривалось происхождение и существо эстетических, социальных, нравственных явлений, философских и идеологических понятий. Это привело к тому, что многие жизненно важные явления культуры были поставлены под сомнение.

На последнем, четвертом, этапе (штудия № 4 «Ценности и смыслы») вернемся вместе с учащимися к мысли о том, кто нужен России. Базаров, без сомнения, нужен России, но как учёный-врач, человек, а не нигилист. На этапе формирования ценностей и смыслов обучающиеся отвечают на проблемные вопросы: «Можно ли подавить природу человека и заставить её подчиниться идее (в нашем случае, идее нигилизма)? Может ли истинный учёный быть нигилистом? Есть ли явление нигилизма среди учёных в современном мире?».

Почему же гений Базарова не смог раскрыться? Если вспомнить замечательные качества Н.И. Вавилова как исследователя, - широкий круг интересов в различных областях биологии, агрономии, географии, химии, колоссальные энергия и трудолюбие, - то всеми этими качествами обладал и Базаров. Но учёный должен быть свободным от любых модных течений. Для него главным должно быть беззаветное служение науке и России.

Выводы. Обращение к тексту художественного произведения на уроке создает условия для формирования целостного мировоззрения юных исследователей, ведет к формированию личностной концептосферы учащегося в понимании гуманитарной культуры, способствует формированию глобально-ориентированного мировоззрения и мышления.

Литература:

1. Алексашина, И.Ю. Моделирование методики преподавания интегрированного курса «Естествознание» [Текст]: монография / И.Ю. Алексашина. - СПб: СПб АППО, 2015. - 178 с.

2. Алексашина И. Ю. Развитие интегративного подхода в естественно-научном образовании. СПб., 2004. 21 с.

3. Алексашина, И.Ю., Шерстобитова, И.А. Концепт как дидактическая единица интегрированного курса «Естествознание» [Текст]: - Физика в школе. - М. Издательство ООО «Школьная пресса», 2016. - 153-155.

4. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. - М: Правда, 1989. - с. 327.

5. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

6. Браже, Т.Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования / Т.Г. Браже. - СПб.: Тускарора, 2006. - 164 с.

7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. / В.И. Даль. - М.: Терра, 1998. - 446 с.

8. Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти т., т. IV, с. 130.

9. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С.Лихачев // Известия АН СЛЯ. - Серия лит. и языка. - 1993. - № 1. - С. 3-9.

10. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М.: Просвещение, 1982.

11. Ленин В.И. Сочинения. Т.4, изд. 4. С. 321

12. Маяковский В.В. Облако в штанах [Электронный ресурс] http://yandex.m/dck/jsredir?bu=ezo5&from=yandex.m0/o3Bsearch0/o2F0/o3Bweb0/o

13. Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н.Л. Мишатина. - СПб: ООО «Книжный дом», 2017. - 450 с.

14. Павлов И. Письмо к молодежи / журнал «Школьный психолог». - №3. - 2005.

15. Райх В. Анализ личности. - М.: «Ювента», 1999. - 333 с.

16. Тургенев И.С. Отцы и дети [Электронный ресурс] - М. «Лексика», 1996. -//ilibrary.ru/text/11/indexhttps.html.

17. Писарев Д.И. Соч. в 4-х т., т. I, с. 134-135.

18. Фромм Э. Бегство от свободы / Перевод Г. Ф. Швейника. - М.: АСТ, 2011. - 288 с.

19. Шерстобитова, И.А. Концепты как средство раскрытия интеграционного содержания образования. Монография. [Текст]: / И.А. Шерстобитова. - Издательство Ламберт, 2017.

20. Элиасберг, Н.И. Гуманизация образования и проблемы преподавания историко-обществоведческих дисциплин // Гуманизация образования. Теория. Практика / под ред. В.Г. Воронцовой, Н.И. Элиасберг. -СПб., 1994. - С. 46-55.

Педагогика

УДК:378.147:37.013.75

доктор педагогических наук, профессор Щербакова Елена Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Львова Мария Вадимовна ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); аспирант направления подготовки Образование и педагогические науки Плешков Александр Владимирович ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье были изучены теоретико-методологические основы формирования креативности студентов высших учебных заведений. Представлена разработка и внедрение новых приемов подготовки профессионалов в рамках отечественных обучающих систем в условиях непрерывного образования. Выделены уровни креативности: воспроизведении готовых рекомендаций, оптимизации деятельности, инновационный- личностно-самостоятельный. В процессе оценки познаний студентов, педагог акцентирует внимание на способности к самостоятельным, уникальным предложениям, творчеству студентов.

Ключевые слова: качества креативности; студент; непрерывное образование; уровни креативности: воспроизведении готовых рекомендаций, оптимизации деятельности, инновационный -личностно самостоятельный.

Annоtation. In the article theoretical and methodological bases of formation of creativity of students of higher educational institutions were studied. The development and implementation of new methods of training professionals in the framework of domestic training systems in continuous education. The levels of creativity are allocated: reproduction of ready recommendations, optimization of activity, innovative-personal-independent. In the process of assessing the knowledge of students, the teacher focuses on the ability to independent, unique proposals, creativity of students.

Keywords: quality of creativity; student; continuing education; levels of creativity: reproduction of ready-made recommendations, optimization of activity, innovation-personally independent.

Введение. Основной проблемой во взаимодействии преподавателя со студентами, является отсутствие креативной составляющей в методах преподавания. Данная проблема существует в рамках всей высшей школы. Главным вектором инновационного формирования РФ на ближайшие годы является выпуск новых профессионалов инновационной деятельности. Специалисты должны обладать широким набором компетенций для самореализации с последующим увеличением количества компетенций. В реалиях сегодняшнего дня, для достижения этих целей, необходимо внедрение концептуально уникальных приемов подготовки профессионалов в рамках отечественных обучающих систем.

Формулировка цели статьи: изучение проблемы формирования необходимых качеств креативности у студентов вузов в условиях непрерывного образования.

Изложение основного материала статьи. Вопрос разработки качеств креативности раскрыла В.Г.Рындак, которая рассмотрела общие подходы формирования креативных черт индивидуума. Разработка педагогической иннновации и освоение литературных источников по данному вопросу изучения предоставили возможность обнаружить противоречия между: имеющимися педагогическими наработками и программами, не отражающими в необходимой степени требования работодателей, и условиями к подготовке профессионалов, на высоте современных стандартов, практики определенной отрасли. Появляется необходимость выявления данных противоречий.

Гипотеза исследования - формирование креативности как фактора профессионального развития студента в обстоятельствах непрерывного образования станет результативным, при выполнении ряда условий: представлен комплекс эвристико-методологических, понятийно-терминологических, теоретико-преподавательских и инструментально-методологических данных, элементов теории креативности, концентрирующую в себе ее наиболее значительные особенности, проявляющиеся на всех ключевых ее уровнях: методологическом, теоретическом и практическом. Определены задачи для изучения: 1. Создать концептуальное обоснование креативности как фактора профессионального формирования обучающихся. 2. Отметить теоретические принципы выявления креативной возможности обучающихся в зарубежный и российской педагогике. 3. Создать модель формирования креативности и установить условия её реализации.

Сущность преподавательского сопровождения мы презентуем в согласовании с концепцией Е.Б. Манузиной как систему высококлассной работы педагога, направленную на творчество в образовательном аспекте, актуализирующую новаторство обучающихся в обучении. Педагогические механизмы, обеспечивающие формирование креативности, нужны в двух вариантах:

- с целью развития познаний обучаемого,

- с целью формирования коммуникативных, поведенческих способностей обучаемого.

Исследовав проблему развития креативности, мы определили следующие утверждения:

- Креативность - данное понятие, которое является объектом изучения с общефилософской, науковедческой, социологической, общественно-эмоциональной и общепсихологической точек зрения [1].

- Креативность разделяется на интеллектуальную и социальную, в которой возможно выделить преподавательскую креативность. Интеллектуальная креативность - это необходимая доля человеческой преобразующей творческой деятельности, сопряженная с решением абстрактных и фактических проблем [3].

Интеллектуальная креативность выражается в взаимосвязи с открытием, формированием новейшего (новый взор на предмет, новейшие мысли, новейший метод работы), где новейшее подразумевается и в его индивидуальном значении; в взаимосвязи с прямой либо опосредованной социальной важностью итога [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.