Научная статья на тему 'Концепт «Небо» в творчестве религиозных писателей (к антологии русских художественных концептов)'

Концепт «Небо» в творчестве религиозных писателей (к антологии русских художественных концептов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ РЕАЛИЗМ / КОНЦЕПТ / САКРАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ПИСАТЕЛЬ / МИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / SPIRITUAL REALISM / CONCEPT / SACRAL CONTENT / RELIGIOUS WRITER / MYSTICAL LANDSCAPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таянова Татьяна Александровна

Духовный реализм отличает особая картина мира, в основе которой незримое присутствие в земной реальности небесного. Религиозный писатель, осмысляя «мистическое» на территории искусства, задумываясь над формами и способами воплощения сакрального содержания, так или иначе, обращается к осмыслению концепта «Небо» с целью его художественной и над-художественной реализации. Небо, а также сакральные (мистические) пейзажи, центром которых оно нередко является, выражают особое ощущение действительности: просвечивание второй реальности и её вторжение в общечеловеческую реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT "HEAVEN" IN WORKS OF RELIGIOUS WRITERS (ON THE ANTHOLOGY OF LITERARY CONCEPTS)

Spiritual realism is noted for its specific world-image that is based on the covert heavenly presence in the worldly life. A religious writer trying to gain an insight into the mystical in art and means and ways of sacral content embodiment, anyhow, directs his attention to concept "Heaven" to acquire a better understanding of its art and supra-art embodiment. Heaven and mystical landscapes with heaven as their centre express special reality perception, i.e. when another reality becomes visible through and encroaches on the mundane.

Текст научной работы на тему «Концепт «Небо» в творчестве религиозных писателей (к антологии русских художественных концептов)»

© 2011

Т. А. Таянова

КОНЦЕПТ «НЕБО» В ТВОРЧЕСТВЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (К АНТОЛОГИИ РУССКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ)

Духовный реализм отличает особая картина мира, в основе которой — незримое присутствие в земной реальности небесного. Религиозный писатель, осмысляя «мистическое» на территории искусства, задумываясь над формами и способами воплощения сакрального содержания, так или иначе, обращается к осмыслению концепта «Небо» с целью его художественной и над-художественной реализации. Небо, а также сакральные (мистические) пейзажи, центром которых оно нередко является, выражают особое ощущение действительности: просвечивание второй реальности и её вторжение в общечеловеческую реальность.

Ключевые слова: духовный реализм, концепт, сакральное содержание, религиозный писатель, мистический пейзаж.

В религии существует чёткое разделение на грешную землю (жизнь обыденная, материальная) и священное небо, предопределяющее стремление человека, скованного земными узами, разорвать их, достичь небесных высот (духовности, чистоты, истины, чего-то запредельного). Вот откуда столь любимые религиозно окрашенным искусством антитезы: небесная любовь — земная любовь, небесные чувства — приземлённые чувства, пути небесные — кривые дороги неправды, смотреть на звезды — смотреть под ноги, в землю. К тому же, в соответствии с библейским учением, перемещение души после смерти возможно лишь в двух направлениях: вверх, на небо и вниз.

Концепт «Небо» относится к числу важнейших в сознании и культуре человека. Многие исследователи отмечают его содержательную связь с такими тематическими пластами, как «Бог», «Человек», «Духовный мир», «Жизнь», «Смерть», «Пространство», «Время», «Вечность». Религиозная символика, сопутствующая концепту «Небо» и помогающая его прочесть, — звезда, солнце, — свет, золото, дерево и т. д. Небо в религиозно ориентированном творчестве выступает как универсальный концепт, посредством которого выражается вера в божественность бытия, небесное основание вселенной.

Религиозно настроенный писатель, намечая подступы к осмыслению «мистического» в искусстве, задумываясь над формами и способами выражения сакрального содержания, переживания, откровения, опыта, так или иначе, обращается к осмыслению концепта «Небо» с целью его художественной и над-художественной реализации. «#ад-реализм» [Дунаев 2000: 391] или духовный реализм, или «мета-реализм», «сквозящий реализм» [Андреев 2007] — направления, внутри которых, как правило, реализуют себя религиозные художники, отличает особая картина мира, в основе которой — незримое присутствие в земной реальности небесного. Небо эстетизируется, символизируется, обогащается особой

Таянова Татьяна Александровна — кандидат филологических наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры современной русской литературы Магнитогорского государственного университета. E-mail: [email protected]

идейной нагрузкой, становясь «сигналом» возвышенных внутренних переживаний, недоступных для прямого изображения, «неизреченных» — небесных — состояний души героев. Небо, а также сакральные (мистические) пейзажи, центром которых оно нередко является, выражают отношение художника к действительности как к «просвечивающему слою» [Андреев 2007]. Концепт «Небо» актуализирует «просвечивание второй реальности и её вторжение в общечеловеческую реальность» [Андреев 2007]. Вторая реальность — иной мир, лишённый материальности, земного тяготения, мир горний. Художественный текст с ярко выраженной религиозной доминантой живописует жизнь в окружении неба, активно взаимодействует с небесным. Вот откуда целомудрие, чистота, высшая надмирная, надземная красота, являющиеся определяющими чертами природы и сакральных пейзажей Б. Зайцева, Н. Рериха, И. Шмелёва, Д. Андреева, В. Соловьёва и других религиозно мыслящих художников. Их пейзажные описания многократно превосходят заложенные в реализме возможности.

Так, многие пейзажи Шмёлева написаны будто в молитвенном состоянии, иногда их можно сопоставить с молитвенными славословиями, настолько сильна в них духовная доминанта: атмосфера любования, восхищения, умиления божьими чудесами. В этом их отличие от просто изобразительных пейзажей секуляризованного искусства, воспроизводящих, по замечанию Б. Томашевского, необходимые и неизменные признаки описываемых явлений. Вот типичный для Шмелёва небесный пейзаж: «Скоро ко всенощной. Солнце уже клонится... Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Ивана Великого. Окна домов блистают нестерпимо, и от этого блеска, кажется, текут золотые речки, плавятся здесь, на площади, в соломе. Всё нестерпимо блещет, и в блеске играют яблочки <...> Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него» (выделено нами — Т.Т.) [Шмелёв 1996: 105]. В основе этого (внешне — городского, а в глубине — сакрального) пейзажа лежит событие душевной жизни героя, имеющее мистическую природу. Назвать его можно по-разному: озарение, открывшаяся истина, потрясение, прозрение, всепонимание, озаряющая благодать, голос / зов с неба. Это событие может быть охарактеризовано как общение с небом / Богом, исполненное жаждой слияния, единения с ним: «Так бы и улетел в него». Небо, наверное, — самая сверхчувственная, сверхлогическая пейзажная «величина», фиксирующая порыв верующей души вверх — к Абсолюту.

В приведённом выше пейзаже из «Лета Господня» интересны не только пространственная доминанта выси, параллелизм небесного описания и небесного состояния, но и фантастическое сгущение света, а также размывание границ восприятия пространства и времени. Вечер, всенощная, солнце клонится к закату. Откуда же эта грандиозная гипербола свечения? И если достоверность против неё, то что — за? Думается, недостоверность и красота тайны, «поэзия непонимания». Н. Б. Мечковская пишет: «Простой и ясной речи мистик предпочитает метафору, парадокс, иносказание, двоящиеся смыслы, размытые границы категорий, недо-говрённость. Мистик не стремится быть понятым» [Мечковская 1998: 197]. «Он стремится увлечь <...> красотой тайны и поэзией непонимания» [Там же: 198]. Шмелёв рисует именно в этой манере. Всё, что насыщает его небесный пейзаж, легко выпадает «за кадр», из поля точной видимости, однако мы отчётливо видим свет, разлитый во всём мире. Религиозный художник не заботится о причинно-

следственных связях в их земном понимании. Потому-то так часто мы сталкиваемся у Шмелёва с оксюморонными сочетаниями, напоминающими парадоксы и паралогизмы: «золотеет темно» [Шмелёв 1996: 105], «так по-вечернему светло и золотисто-розовато» [Там же: 107], «на чёрном небе так и кипит от света» [Там же: 110], «розово зачернелись галочки» [Там же: 116], «в снежном тумане-инее, громадное огненное солнце» [Там же: 147], «за чёрным окном начинает белеть железка» [Там же: 256], «свет вечерний» [Шмелёв 1999: 53]. Небесные (астральные) пейзажи верующего художника напоминают небесные видения — тонкие сны, в которых обнаруживаются антиреалистичность, неконкретность, нечёткость — знаки «сквожения» иной реальности.

Вполне закономерно, что в религиозном творчестве мистический компонент присутствует в описаниях звёзд. Их образы внушают читателю ощущение выхода за пределы этого мира в трансцендентный мир. Они есть своеобразный канал связи, посредством которого герой, писатель и читатель становятся сопричастными невидимому. Звёзды, звёздное небо — константы эстетического мира Б. Зайцева, непременный атрибут любого вечернего и ночного пейзажа. Для него вся жизнь человеческая есть «путешествие по звёздам», его звёзды несут в себе нечто большее, нежели обыденная или даже философская правда земной жизни. Так, в за-йцевской повести «Голубая звезда» звезда — «олицетворение облика небесной Девы», «благостной силы».

Для религиозного автора звёздное (астральное) несёт в себе «выше-человеческое». Вот фрагмент из романа Б. Зайцева «Дальний край»: «Душным вечером гасло солнце, над скромной страной зажигались звёзды. Их язык был отчасти понятен. Всё, что они говорили, — было за какую-то большую правду, вышечеловеческую, вместить которую не дано ни ему, ни идеалистам из сборника, ни даже самому Соловьёву» [Зайцев 1999: 493]. У Зайцева и Шмелёва концепт «Небо» и непосредственно связанный с ним концепт «Звезда» — выразители божественного начала, пронизывающего мир, Божьего благословения, благодати. Их астральные пейзажи проникнуты знанием близости Бога, который одновременно «над нами», «с нами», «в нас»: «Вот он, Божий мир <... > Да, пред нами. А над ним и над нами Бог. Им всё полно! Разве вы не чувствуете? <... > Главное знайте — над нами Бог. И с нами. И в нас. Всегда. Вот сейчас. «Яко с нами Бог». О. Парфентий говорил как бы заклинательно» [Зайцев 1999: 287-288].

Взгляд автора и героев на мир Божий, который раскрывается в пейзаже, — взгляд не на только, а за: «Я смотрю на лампадку, за лампадку <... > в окно, на звёзды, за звёздами. Если бы всё увидеть...» (выделено нами — Т.Т.) [Шмелёв 1996: 219]. Перед нами эффект мистического «сквожения», о котором так много писал Д. Андреев как теоретик и практик «сквозящего реализма» (мета-реализма). «Надо мной открывалось небо» [Шмелёв 1999: 113]. Данная метафора из «Истории любовной» очень точно передаёт главный смысл всех пейзажных зарисовок Шмелёва, более того — его мироощущение: предельная открытость, вера в присутствие в мире земном мира небесного (взаимоотражения «верха» и «низа»), ощущение покровительства и защиты (жизнь под небесным покровом), устремлённость ввысь, поиск Абсолюта.

Звёзды у Шмелёва нередко становятся выразителями сакральных состояний: «Ямолюсь Богородице Казанской <... > Молюсь и щурюсь <... > Вижу лучики-лу-

чики лампадок, будто это на небе звёздочки, и там, высоко, за звёздами, — сверкающий омофор-Покров. И мне ничего не страшно. Если бы увидать — там, высоко, за звёздами?!» [Шмелёв 1996: 210]. Здесь звёздное небо — «тонкий сон» верующего ребёнка в храме. Небесный пейзаж-видение проникнут молитвенным пафосом — по-детски непосредственным чувством Бога, жаждой встречи с Ним, интуитивно осознанной необходимостью прозреть и наполниться им.

Концепт «Небо» играет важную роль в воссоздании религиозной жизни героев. Напр., «пасхальная» радость Вани из «Лета Господня»: «Я смотрю через золотистое хрустальное яичко. Горкин мне подарил, в заутреню. Всё золотое, всё: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скво-решня <...> и небо золотое, и вся земля. И звон немолчный кажется золотым мне тоже, как все вокруг» [Там же: 73]. И вот мы уже за гранью того, что называется нормой восприятия. Этот остраняющий, отлитый из золота и в то же время сквозящий инореальным светом пейзаж. Рассмотрим одно из частых состояний юного Тони — героя «Истории любовной»: «И меня охватило радостью, родившеюся во мне сегодня: да ведь и я влюбился! Эта радость сияла на синем небе, на подоконнике, в хрустале, на весенних подснежниках, в радужном озарении на книге» [Шмелёв 1999: 35]. Перед нами сияющая и именно небесная радость (возвышенная, духовная, открывающая сердце для любви), а «преизбыточность» корневого повтора «радость сияла <...> в радужном озарении» помогает усилить её.

Небо как центральный концепт творчества Шмелёва имеет особое значение. Почти всегда ясное, оно исполняет роль лампочки в комнате его художественного мира, подсвечивая не только пейзажи, но весь текст и подтекст. Шмелёвское небо, как правило, — источник «чудесного растекания» [Шмелёв 1999: 125] света на всё, во всех направлениях сразу. Этот свет — «свет живой, кристально чистый — свет радостного детства» [Шмелёв 1996: 297], «радость-свет» [Там же: 305], «заливающийрадостью» [Там же: 335]. Свет этот не блестит даже, и не светится, а «блеском светится» [Там же: 329], словно свет райский: «... тополь, и в нём золотисто-зелено. Тополь густой теперь, чуть пропускает солнце, на полу пятна-зайчики, а в тополе такой свет, сквозисто-зеленоватый, живой, — будто бы райский свет» [Там же: 357]. Дерево в данном примере — своеобразная символическая вертикаль, вертикальная ось, стремящая пространство вверх — от земли. Высшая отметка этой оси — небо. Образы дерев у Шмелёва — нередкая составляющая небесного пейзажа, пробуждающая в памяти архаический образ мирового древа, прорастающего через все ярусы дома и уходящего в небо. В рамках этого сопоставления можно говорить о концепте «Дистанция» (до неба), актуализирующем связь неба и земли, о которой в своё время писал В. Г. Белинский, размышляя о Пушкине: «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» [Белинский 1959: 349].

То же можно сказать о творчестве Шмелёва и Зайцева. Они создают, как правило, пейзажи духовные, скорее, представляемые, мыслимые, нежели зримые, и почти всегда небесные, так как, даже будучи переданы исключительно земными деталями и подробностями, они освещены светом небесным, можно сказать, перенасыщены им. Так, в следующем пейзаже ни разу не названо слово небо, но небесного свечения в нем много, и реализуется оно прежде всего с помощью описания дерева (распустившегося по весне тополя): «Я распахнул окошко <... > Первые

светлые листочки совались копьецами, лепились в пачках, хотели распускаться. Я высунулся в тополь, и меня затопила свежесть, теплынь и зелень, и воробьиный щебет, и блеск, и солнце <...> в комнате всё зазеленело и стало новым. Нежные, клейкие листочки светились солнцем, сверкали изумрудно. Всё закачалось в блеске, радостно закивало копьецами. Я увидал всё это — такого еще никогда не видел! — и весь задрожал от счастья» (выделено нами — Т.Т.) [Шмелёв 1999: 27]. Близость неба, присутствие его света во всём мире здесь очевидны. На наших глазах земной пейзаж становится небесным, наполняется почти мистическим свечением. Его непоэтические детали (мелочи реальности): почки, травка, пыль, сенцо, дёготь, тополь, смола, воробьи, — сливаются в нестерпимо ярком блеске мощного луча света, направление которого — от неба к земле: «и всё закачалось в блеске», т. е. всё слилось, сделалось одним целым, стало светом небесным. Градационную схему, выражающую эту идею, можно представить так: листочки-блеск — тополь-блеск — всё-блеск, включая и светящуюся мистическим светом благодати душу героя, наблюдающего за светоносной «вертикалью» дерева духовными очами.

Итак, в творчестве религиозных писателей можно говорить об особом статусе неба. Концепт «Небо» нередко ассоциируется со сверхъестественными силами, иной реальностью, также он тесно связан с эмоциональной, психической сферой героев. Небо — своеобразный показатель нравственных качеств человека, ведь его видят и любуются им, как правило, положительные герои, люди верующие, духовные, светлые. Небу почти молятся, видя в нём источник небесной благодати, спасения, истины. «Небесный» нередко используется в значении 'божественный' («пути небесные», «небесная заступница», «небесные глаза» и т. д.): небо, как и Бог в христианстве, «отождествляется с любовью» [Пименова 2009: 44]. Концепт «Небо» воплощает представления верующего писателя о явлениях идеального мира сквозь призму впечатлений о мире реальном, чувственно воспринимаемом, вот откуда родственное, почти сыновнее чувство по отношению к выси и доверчивая устремлённость к ней героев Зайцева и Шмелёва.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев Д. Л. Некоторые заметки по стиховедению / Портал «РОДОН». — 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rodon.org/andreev/nzps.htm. (дата обращения: 26.04.2011).

Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика: в 2 т. / Сочинения Александра Пушкина. Статья 5. — М.: Худож. лит., 1959. — Т. 2. — 784 с.

Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 6 ч. — М.: Христ. лит., 2000. — Ч. VI. — 896 с.

Зайцев Б. К. Собрание сочинений: в 5 т. — М.: Рус. кн., 1999. — Т. 1. — Тихие зори: Рассказы. Повести. Роман. — 608 с.

Зайцев Б. К. Собрание сочинений: в 5 т. — М.: Рус. кн., 1999. — Т. 4. — Путешествие Глеба: Автобиографическая тетралогия. — 624 с.

Мечковская Н. Б. Язык и религия. — М.: Агентство «ФАИР», 1998. — 352 с.

Пименова Е. Е. Архаичные способы категоризации неба / Вестник ВГУ: Сер. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2009. — № 1. — С. 41-46.

Шмелёв И. С. Лето Господне. — СПб.; М.: ОЮ-92, 1996. — 480 с.

Шмелёв И. С. Собр. соч.: в 5 т. — М.: Рус. кн., 1999. — Т. 6 (доп.). История любовная: Романы. Рассказы. — 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.