Научная статья на тему 'Концепт мужества в творчестве ставропольских писателей и поэтов'

Концепт мужества в творчестве ставропольских писателей и поэтов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СИТУАЦИЯ / ЭТИЧЕСКИЙ / ТИПИЧНЫЙ / ГЕРОИЧЕСКИЙ / МУЖЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куденко Н.И.

В статье рассмотрено содержание концепта мужества в произведениях ставропольских писателей и поэтов, что актуально, т. к. в 2015 году наша страна отметила 70-летие Великой Победы над фашизмом и герои военных лет воплощают в себе высокие нравственные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт мужества в творчестве ставропольских писателей и поэтов»

УДК: 801

Куденко Н. И.

доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

КОНЦЕПТ МУЖЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ СТАВРОПОЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

И ПОЭТОВ

В статье рассмотрено содержание концепта мужества в произведениях ставропольских писателей и поэтов, что актуально, т. к. в 2015 году наша страна отметила 70-летие Великой Победы над фашизмом и герои военных лет воплощают в себе высокие нравственные ценности.

Ключевые слова: концепт, ситуация, этический, типичный, героический, мужество.

В настоящее время понятия, особенно абстрактные, чаще стали употребляться в расширительном смысле. Это происходит и с концептом «мужество».

Изначально мужество понималось как преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. Мужество как этическая добродетель и война как общественное явление соотнесены друг с другом.

Одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах стала девальвация и трансформация понятия мужества. Современные теории ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная, а значит, мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия [5], повлияли на изменение содержание этого понятия.

В связи с 70-летием нашей победы в Великой Отечественной войне и современными событиями вокруг этой даты особенно необходимо обращение к героической тематике с целью возрождения первоначального, героического содержания концепта «мужество». Герои военных лет воплощают собой систему ценностей нашего общества, его идеалы, предпочтения и надежды.

Как писала ставропольская журналистка С. Солодских, литература о Великой Отечественной войне, в том числе и ставропольская, отразила «лучшее свойство нашего народа — неумолимую потребность в правде и справедливости» [5, с. 2]. И потому «самая страшная страница нашей истории одновременно является самой светлой и великой, заслуживающей памяти и любви [5, с. 2].

Концепт мужества советских солдат стал основным в ставропольской литературе о Великой Отечественной войне.

Наиболее ярким произведением в этом отношении является художественно-документальная книга В. Г. Гнеушева и А. Л. Попутько «Тайна Марухского ледника». Она написана в 1963 году и вызвала сразу много отзывов. Затем вышла вторая книга этих авторов — «Партизанский заслон», являющаяся продолжением первой, а затем — «Дыхание лавин».

Книга «Тайна Марухского ледника» вместила в себя, по словам журналиста, Героя Советского Союза С. Борзенко, «множество необыкновенных человеческих биографий, десятки и сотни героических эпизодов, имя которым — народный подвиг». Эта книга «стала памятником защитникам кавказских перевалов, увековечившим тех людей, мужеством которых измеряется крепость нашей Родины» [1, с. 7].

Она была написана на материале обнаруженных на Марухском перевале в 1962 году страшных следов Великой Отечественной войны — огневых точек, усеянных патронными гильзами, неиспользованных мин и снарядов, останков бойцов и, самое страшное, тел вмерзших в ледник погибших советских солдат. В течение двух дней все останки погибших

воинов были собраны и спущены в Аксаутскую долину, а оттуда на машинах доставлены в станицу Зеленчукскую, где и были захоронены в братской могиле — вместе карачаевцы и русские, дагестанцы и белорусы, осетины и грузины.

В. Г. Гнеушев и А. Л. Попутько, будучи тогда журналистами, не только побывали на местах описываемых событий, но и изучили все, что открыла специальная Государственная комиссия. Писатели провели огромную работу с архивным материалом, вели переписку с сотнями людей, беседовали с родственниками погибших и живыми героями, использовали немецкие источники — и под их пером буквально по следам событий была открыта ещё одна неизвестная страница Великой Отечественной войны, восстановлены многие имена павших защитников.

В книге «Тайна Марухского ледника» каждая строчка, каждая страница рассказывает о мужестве, железной воле, о высочайшем героизме советских воинов. У защитников было три врага: гитлеровцы, холод и с конца сентября — голод. «Против них, казалось, вооружились земля и небо, пули и снаряды, снежные обвалы и ледяные трещины, ветер и мороз... Раненые, голодные, обмороженные, они воевали. И очень многие остались в заоблачной выси Кавказских гор, в вечных снегах навсегда.» [1, с. 8].

Вот один из героев — защитников перевала: лейтенанту Ципляеву было тогда 20 лет, он только что окончил военное училище. Ходили слухи, что его отец, генерал-майор, хотел взять сына к себе в дивизию в качестве личного адъютанта, но молодой лейтенант обиделся и сказал, что училище заканчивал не для того, чтобы возле отца находиться. Он потребовал, чтобы его отправили на фронт, и таким образом попал на Марухский перевал. Его полюбили бойцы и командиры за общительный и веселый характер, за старание, с каким он выполнял свои обязанности помощника начальника штаба — 1 (ПНШ - 1). Он участвовал с автоматом и гранатами во всех контратаках, какие предпринимали наши бойцы, пока не был тяжело ранен. Но и тогда он продолжал стрелять, отбивая фашистов, до тех пор, пока не получил второе тяжелое ранение той ночью, после которой наконец пришло подкрепление [1, с. 55].

В заоблачных высотах Кавказа тысячи героев совершили подвиги, а многие из них отдали там свои жизни. Как не восхищаться подвигом «молчания», который совершили защитники Наурского перевала. Сорвавшись темной ночью со скалы, они летели в бездну молча, не проронив ни слова, чтобы не выдать врагу местонахождение своих товарищей. Трудно представить себе, как юноши, ещё недостаточно закаленные войной и жизнью, нашли в себе силы не только преодолеть страх, но и стать выше человеческого инстинкта самозащиты [1, с. 558]

«Можно смело сказать, — пишет поэт А. Гарнакерьян, — что рядом с героями Брестской крепости теперь стали защитники Марухского ледника, люди той особой породы, мужеством которых измеряется крепость нашей Родины, её бессмертная сила» [1, с. 9].

А. Ю. Харин утверждает: «Великая битва на Волге, переломившая ход войны, и оборона Марухского перевала были звеньями одной цепи событий 1942 года. Защитники волжской твердыни сказали: «За Волгой для нас земли нет!». И, оказывается, тот же лозунг повторен на другом участке фронта. «За Марухским перевалом для нас земли нет!» — поклялись бойцы, сражаясь в горах» [1, с. 11].

То мужество, которое при обороне проявили бойцы 808, 810-го полков, вынужден был признать даже противник. В мемуарах, где рассказывается о боях на Марухском перевале 5 сентября 1942 года, бывший эдельвейсовец Алекс Бухнер пишет: «Советы держали здесь оборону с настоящим презрением к смерти. Несмотря на то, что враг был полностью окружен и отрезан с обратной стороны, он защищался и в этом безнадежном положении до последнего» [1, с. 94].

В 2010 году вышла во втором издании книга «Весна Победы нашей», созданная усилиями писателей и поэтов Ставрополья, современниками тех событий. В ней собраны военные и послевоенные произведения 57 авторов: Анатолия Трилисова, Ивана Кашпурова, Александра Мосинцева, Александра Екимцева и других.

Сборник позволяет нам перенестись из современной суеты сует в иной масштаб жизни — в такое измерение души и духа, которое одновременно называется мужеством, памятью, историей, смыслом.

Журналистка Светлана Солодских в газете «Ставропольская правда» от 24 апреля 2010 года, приветствуя переиздание книги «Весна Победы нашей», рассуждает:

«Почему в России с таким глубинным, неослабевающим чувством вспоминают о войне, о пережитых страданиях, о скромном подвиге каждого и великом героизме всех? В Германии, скажем, тоже существует литература о второй мировой — мемуарная, покаянная, пацифистская, реваншистская, но вопрос о характере этой войны, как правило, обходят стороной. Никто ведь там не может сказать: мы защищали свою Родину. А мы можем! И это главное, о чем ни при каких обстоятельствах никогда нельзя забывать» [5, с. 2]. Владислав Бударин призывает: Надень, Россия, ордена И покажись в них перед миром, Чтобы припомнила страна Былых героев и кумиров...» [2, с. 326].

Нельзя не согласиться со Светланой, что литература о Великой Отечественной войне, в том числе и ставропольская, «отразила лучшее свойство нашего народа — неумолимую потребность в правде и справедливости» [5, с. 2]. И потому самая страшная страница нашей истории одновременно является самой светлой и великой, заслуживающей памяти и любви.

«Именно эти справедливые чувства пробуждает у читателя сборник «Весна Победы нашей», — утверждает журналистка. — Мы получаем полное представление о масштабах той трагедии, переживаем вместе с авторами чувства искреннего сострадания, гнева и боли. Потому что в стихах и рассказах наших писателей исчезает общепринятое разделение на «большую» и «малую» родину. В Великой Отечественной Родина повсюду была большая» [5, с. 2]. Вот одна из историй, описанных в этой книге:

6 мая 1945 года. В девять утра молодой парламентер-разведчик проник в расположение штаба дивизии противника на косе Фриш Нерунг и попросил встречи с генералом Раппартом. По данным советской разведки, по прибрежному маршруту Балтийского моря немцами были накоплены огромные запасы вооружения — готовилось последнее нападение, и это в то время, когда Берлин уже сдался. Сколько же еще могло быть бессмысленных жертв! Отличное знание немецкого, твердая воля, мужество, блестящий ум заставили врага поверить советскому офицеру: «В обмен на безоговорочную капитуляцию вам будет гарантирована жизнь». Этим парламентером оказался легендарный человек, получивший личную благодарность Верховного главнокомандующего, помимо всех его высоких наград! Именно этот герой впоследствии станет доктором биологических наук, одним из тех, кто в прошлом веке составил славу сельского хозяйства Ставрополья. Его имя вынесено в рассказ Вадима Чернова «Звездный час Николая Куренного» [2, с. 78].

Свою статью С. Солодских заканчивает словами: «В силу понятных причин у России всегда были, есть и будут враги. Наша Победа до сих пор дает нам силу, объединяет нацию, до сих пор защищает нас». С другой стороны, она обостряет желание не только замолчать её, но и умалить, исказить. «И потому искусство, литература, культура превратились в поле беспощадного сражения за правду и память о Победе. Ставропольские писатели осознают эту свою роль» [5, с. 2]. Вот почему сборник «Весна Победы нашей» переиздается, пользуется вниманием читателей.

О Великой Отечественной войне, о мужестве советских людей создали произведения и такие ставропольские писатели, как Первенцев А. А. («Испытание», «Огненная земля», «Честь смолоду»), Бернард Я. И. («Дети батальона»), Усов М. В. («Сто дней, сто ночей»), Грязев В. Н. («Старший брат») и др.

Ставропольский поэт А. Екимцев в стихотворении «Боль» выразил чувство, которое испытывают все, кто пережил то страшное и трагическое время, о котором они никогда не забывают:

Мы болеем о дальних и близких, Павших в трудных боях на войне. Боль остра, как остры обелиски, С этой болью не справиться мне. Это боль и березовой рощи, И тропинки, припавшей к жнивью, И осины, что за полночь ропщет На нелегкую долю свою. Это боль и оврагов, и речек, И забытого где-то огня. И года никогда не излечат Ни седых матерей, ни меня. Ни друзей, что склоняются низко, Ни задумчивых ив на селе. Боль остра, как остры обелиски

На бескрайней российской земле [3, с. 72].

Книги ставропольских писателей, наряду с произведениями других писателей и поэтов, прославляют мужество наших советских людей в годы Великой Отечественной войны, сохраняя память о них, передавая юным читателям то, что уже стало историей. Им, потомкам победителей, продолжать дело своих прадедов — не только гордиться ветеранами Великой Отечественной войны, но и жить по их заветам, сохраняя мир и дружбу между народами, не оставаясь равнодушными ко всяческим проявлениям фашизма сегодня. Именно так, на наш взгляд, надо понимать слова Р. Рождественского: Вспомним всех поимённо, Горем вспомним своим, Это нужно не мертвым, Это надо живым.

И книги ставропольских писателей занимают в нашей русской литературе о грозных военных годах весьма достойное место.

Литература

1. «Весна Победы нашей». Сборник. — Ставрополь: Северо-Кавказское издательство МИЛ, 2010. — 347 с.

2. Гнеушев В. Г., Попутько А. Л. «Тайна Марухского ледника». — Ставрополь: Кн. изд — во, 1981. — 560 с.

3. Екимцев А. Е. Ваша светлость, березы. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1973. — 192 с.

4. Новая философская энциклопедия, 2003 г. terme.ru>dictionary/879/word/muzhestvo

5. Солодских С. Надень, Россия, ордена! — Ставрополь: «Ставропольская правда», от 24 апреля 2010 г.

6. Энциклопедический словарь. dic.academic.ru Мужество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.