ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 811.134.2
Болтенко М.С.
магистрант кафедры ин-х языков Филологического факультета Российский университет дружбы народов (Россия, г. Москва)
Научный руководитель: Чеснокова О.С.
д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры ин-х языков Российский университет дружбы народов (Россия, г. Москва)
КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ПОЭЗИИ ПАБЛО НЕРУДЫ И ОКТАВИО ПАСА
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности творчества чилийского поэта Пабло Неруды и мексиканского поэта Октавио Паса, определяется их идиостиль и выделяются главные компоненты концепта «Любовь» двух авторов.
Ключевые слова: Пабло Неруда, Октавио Пас, поэзия, проза, идиолект, идиостиль, концепт «Любовь».
Цель данной статьи - определить характерные особенности идиолекта и составляющие концепта «Любовь» Пабло Неруды и Октавио Паса, выполнить сравнительный анализ реализации этого концепта в творчестве двух поэтов.
Материалом исследования послужили следующие поэмы: «Veintepoemas de amor y una canción deseperada» («20 поэм о любви и песнь отчаяния»), «Los versos del Capitán» («Стихи Капитана»), «Cien sonetos de amor» («Сто сонетов о любви»), «Libertad bajo palabra» («Временная свобода») и эссе «La llama doble. Amor y erotismo» («Двойное пламя»).
Пабло Неруда и Октавио Пас были знакомы с 1937 г., с момента, когда Неруда пригласил Паса на Второй всемирный конгресс писателей-антифашистов в Валенсии. К тому времени Пабло Неруда был уже достаточно известным чилийским поэтом, А Октавио Пас - начинающим поэтом и писателем. Неруда был учителем, наставником и верным другом Октавио Паса до того момента, когда между ними стало возникать недопонимание на политической почве. Несмотря на это, Октавио Пас сумел сохранить свою любовь и почтение по отношению к Пабло Неруде, и всегда признавал его величайшим поэтом XX в.
В раннем творчестве Пабло Неруды появляются поэмы любовной лирики, зарождается «образ женщины», как главный компонент концепта «Любовь», это образ поэт отождествляет с природой родного края. Главными прототипами поэтического «образа женщины» были: Альбертина Асокар, Делия дель Кариль и Матильде Уррутья.
Альбертина Асокар - первая безответная любовь поэта, в произведении « Veinte poemas de amor y una canción desesperadad» становится музой ее юношеских лет. Благодаря Альбертине, Неруда создает образ прекрасной, но молчаливой женщины. Любовь сопровождают чувства одиночества и отчаяния. По отношению к женщине, используются следующие эпитеты: distante (отстраненная), callada (молчаливая), ausente (отсутствующая).
Со временем, Пабло Неруда знакомится с Делией дель Карриль, которая становится ему опорой и поддержкой как в жизни, так и в творчестве, вдохновляя его на написание важных произведений: «España en el corazón» («Испания в сердце») и «El canto general» («Всеобщая песнь»). Поэтическая женщина, ассоциируясь с Делией, становится доброй, отзывчивой боевой подругой, надежным спутником жизни, вдохновляющей на развитие творчества.
Главной женщиной в жизни Пабло Неруды стала Матильде Уррутия, которая возглавила и завершила поэтический «образ женщины». Именно этой возлюбленной посвящены: «Los versos del Capitán», «Los sonetos de amor». Матильда - женщина, по отношению к которой поэт испытывает настоящую любовь, уходит ощущение одиночества или меланхолии, так как любимая рядом; отдаляется образ боевой подруги,
на смену ему приходит идеальный образ женщины, о которой поэт мечтал всю жизнью.
8
«Antes de amarte, amor, nada era mío» - так начинается 25-й сонет произведения «Cien sonetos de amor», повествующий о истинной любви, которую поэту удалось встретить. Неруда употребляет сильные метафоры: «en tu corazón el tiempo echó su harina, mi amor construyó un horno» [7, с. 177].
В произведениях Октавио Паса, также очень часто встречается «образ женщины», который поэт ассоциирует с природой; сравнивает природные явления или объекты с соматическими элементами тела женщины.
Tu cuerpo se constela de signos verdes,
Como el cuerpo del árbol de renuevos.
Однако главными компонентами концепта «Любовь» в поэзии Паса являются: чувственность, как платоническая любовь по отношению к любимому человеку, желание находиться с любимой женщиной и восхищаться ею; влечение, заключающееся в проявлении страсти и обожания. Главными прототипами «образа женщины» выступают Елена Гарро и Мария Хосе Трамени.
Отношение к любви, ощущение ее сущности, и определение главных компонентов, поэт описал в эссе «La llama doble. Amor y erotismo», наполненное философскими размышлениями и историями любви из разных эпох и культур, неразрывно связанными с влиянием политического строя. Октавио Пас неоднократно говорил о том, что любовь тесно связана с поэзией, религией, философией, политикой.
Пас определяет сильную связь между чувственностью и поэзией, и называет их своими именами: телесная поэтика - (la poética corporal) и словесная чувственность (sensualidadverbal). Оба эти понятия обладают чувствами антиномии, выражают разные понятия, но не могут существовать друг без друга.
Любовь и эротика, представленные в произведении «La llama doble.Amor y erotismo» повествуют о чистой любви, настоящем влечении человека к возлюбленному; поэт описывает красоту взаимоотношений влюбленных людей и искусство красоты человеческого тела. Пас указывает на то, что именно политический режим многих поколений заставил рассматривать эротику, как явление лишенное морали, поэтому политика играет важную роль в становлении любовных отношений между людьми. Эссе «La llama doble. Amor y erotismo», поэт писал на протяжении долгих лет своей
жизни, это произведение стало кладезем знаний поэта отражением его жизненного опыта, и повлиял на определение особенностей концепта «Любовь» [5, с. 56].
Пабло Неруда и Октавио Пас - два величайших латиноамериканских мастера слова; политические деятели, публицисты, которые совершенствовали испанскую традицию; развивали латиноамериканскую поэзию, и сохраняли культуру и самобытность своих стран Чили и Мексики, соответственно. Ниже представлена таблица сравнения тв орчества поэтов.
Таблица 1. Творчество Пабло Неруды и Октавио Паса.
Анализ концепта «Любовь»
Поэт/писатель Пабло Неруда Октавио Пас
Главная премия Нобелевская премия 1971 г. Нобелевской премии 1990 г.
Главные литературные направления творчества Модернизм и Авангардизм Романтизм и Сюрреализм, Поставангардизм
Главный образ концепта «Любовь» Образ женщины Любовь = чувственность + влечение
Образ женщины = Сравнение с природой родного края Сравнение с природой; идея соединения жизни и смерти
Прототипы образа женщины Альбертина Асокар, Делия дель Карриль, Матильде Уррутия Елена Гарро, Мария Хосе Трамени
Главный соматический компонент Тело (cuerpo), грудь (pecho), ноги (piernas), улыбка (sonrisa), губы (labios), кожа (piel), руки (manos) рука (brazo), бедра (cadera), голос (voz), волосы (pelo), (рука) mano Глаза (ojos), волосы (pelo), губы (labios), зубы (dientes), затылок (nuca), живот (vientre), спина (espalda), талия (cintura), кожа (piel), горло (garganta)
Сопутствующие компоненты концепта «Любовь» Поэзия, природа, родные просторы; диалог женщины, природы и собственного «Я»; Женщина, поэзия, природа, религия, политика, философия,
любовь к человеку; любовь к самому себе и к жизни; философия. дружба, литература, ощущение собственного «Я».
Женщина и время года Весна - Альбертина, осень -Делия, лето - Матильде Весна - Мария Хосе Трамени и лето - Елена Гарро
Женщина и стихия Земля - почва родного края, воздух - необходимость любить и быть с любимой женщиной, огонь - страсть. Вода и огонь - характеристика сущности женщины, ее необходимость в жизни мужчины и ее непредсказуемость; идея жизни и смерти.
Цвет любви Зеленый (verde) - цвет природы и цвет надежды. Зеленый (verde) - цвет природы и спокойствия; цвет чувственности синий, цвет влечения - красный.
Любовь и время В целом - любовь вечна; Альбертина - прошлое, полное страданий, Матильде -счастливое настоящее. Любовь существует в настоящем, нет ни прошлого, ни будущего; мгновение - вечность, момент любви (el tiempo puro).
Любовь и политика Делия дель Карриль способствовала написанию произведений на политическую тематику и появлению прореспубликанских взглядов, произведение «Canto general». Пабло Неруда сторонник сталинского режима. Любовь и политика несовместимы, однако помогают в становлении друг друга. Политика изменила отношение отношение к эротике, превратив это слово в неприличное. Октавио Пас приверженец пуризма.
Любовь и религия Отношения мужчины и женщины обладают признаком равнозначности, никто никому не подвластен. Каждая религия по-разному интерпретирует концепт «Любовь»; религия преобразует мужчину с помощью причастия, а любовь - с помощью акта любви.
Любовь и философия Космогоническое видение женщины, утопия Экзистенциализм, бытие и небытие, социальная утопия
Любовь и смерть Жизнь без любви - это смерть, Любовь и смерть всегда
любовь дает надежду возродиться находятся в одном измерении.
вновь.
Сопоставляя творчество Пабло Неруды и Октавио Паса, можно сделать вывод, что они оба были великими писателями XX в., внесли большой вклад в латиноамериканскую литературу.
Концепт «Любовь» у каждого поэта индивидуальный и неповторимый, который повлиял на их творчество, и создал идиостиль каждого поэта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Болтенко М.С. Концепт «Любовь» в поэзии Пабло Неруды и Октавио Паса (выпускная квалификационная работа), М.: РУДН, 2020. - 91 с.
Тананина А.В. Концептуальное поле «Любовь» и его представление в иноязычной аудитории: дисс. ... к. пед. н.: 13.00.02. М.: 2003. - 159 с.
Bohorques Marchori, M., Tesis doctoral: La imagen de la mujer en la poesía amorosa de Pablo Neruda. Madrid: Facultad de Artes y Comunicación, 2012. - 664 p. Cardone, M.I., Los amores de Neruda. Santiago de Chile: Plaza y Janes, 2003.- 223 p. Paz, O., La llama doble: Amor y erotismo, 1a edición. México: Seix Barral, 1993. - 223 p. Paz, O., Poemas (1935-1975), 1a edición. Barcelona: Seix-barral, 1979. - 719 p. Soennecken, H., La mujer enajenada: Imaginario femenino en el siglo XIX en Literatura e imaginarios sociales: España y Latinoamérica. Valencia: Universidad Cardenal Herrera CEU, 2003. pp. 177-189.