Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ "ЛЮБОВЬ" И ИСТОРИКО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО ПОНИМАНИЯ'

КОНЦЕПТ "ЛЮБОВЬ" И ИСТОРИКО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО ПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
248
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бахар Гюнеш.

Бахар Гюнеш. Концепт «Любовь» и историко-национальные факторы его понимания В статье раскрывается понятие концепта «Любовь», где концепт имеет вневременную специфику. Концепт-это индивидуальное понимание какого-либо понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ "ЛЮБОВЬ" И ИСТОРИКО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО ПОНИМАНИЯ»

УДК 94 (470/571) «18»: 355.4: 616 - 051

Концепт «Любовь» и историко-национальные факторы его

понимания

Бахар Гюнеш

Карский Кавказский университет, Турция

Концепт - это своего рода индивидуальное понимание какого-либо понятия. Наибольший интерес в плане изучения представляют концепты, занимающие важное место в жизни этноса, фундаментальные, базовые концепты, такие, как «Жизнь», «Душа», «Воля», «Дом», а также «Любовь».

Концепт «Любовь» обладает несомненной эмоциональностью, это «один из фундаментальных культурных концептов, это идеальная сущность и, как ипостась идеальности, с трудом определяется и практически не поддается классификации» [2, с. 9]. Концепт «Любовь» имеет глобальное содержание, он уникален и имеет вневременную специфику. Данный концепт архитипичен, так как отражает «исторические и национальные традиции, выступает как культурная ценность» [2, с. 9].

Ю.С. Степанов в своей книге «Константы. Словарь русской культуры» говорит о сложности и многогранности внутренней формы данного концепта. Автор приводит характеристику глагола «любить», казуального по своему происхождению и форме, то есть означающего «вызывать в ком-либо или чем-либо соответствующее действие, заставлять кого-либо или что-то делать это». По своей форме глагол этот в точности параллелен древнеиндийскому lobhayati «возбуждать желание заставлять любить, влюбить». Между тем в русском языке нет отдельного глагола, имеющего значение «жить с чем-либо, иметь страстное желание, стремление к чему-либо», поэтому его функции взял на себя также глагол любить. Таким образом, глагол любить имеет в русском языке двойную семантику.

Автор обращает внимание на древнерусское имя «Любъ», выступающее и как имя прилагательное (любъ, люба, любо/ милый, милая, милое), и как наречие (любо/ мило, хорошо), и как имя существительное (имя Любовь). Как наречие «любо» в русском языке может означать не только образ действия, но и состояние среды и человека в ней. При сопоставлении русского корня «люб» с прилагательным готского языка liufs «милый, любимый» и производными этого корня мы сталкиваемся со взаимосвязью концепта «любовь» с концептом «вера» (надежный, такой, кому можно довериться), идущего от слов готского языка ga-taubjan «верить» и ga-laufs «ценный». В современном немецком языке слово Glaube означает «вера» (в т. ч. и в христианском смысле).

Концепт «Любовь» тесно связан с концептом «Нравиться», причем первое значение слова «нрав» в русском языке - «желание, хотение, расположение к чему-либо, склонность. Ю.С. Степанов продолжает свою мысль, прослеживая пересечение целой группы концептов «любовь», «вера», «воля» с другой, антонимичной им группой - «страх», «тоска», «грех», «грусть», «печаль», причем связь их проходит по линии концепта «Радость». Связь же концепта «Любовь» с концептом «Забота» очевидна. Та-

ким образом, сама любовь, «плотная сущность» предстает как нечто отдельное от человека, нечто, что можно хранить и лелеять.

В связи с развитием концепта «Любовь» Ю.С. Степанов выделяет следующие историко-национальные факторы его понимания.

1. Народная культура. В народной культуре концепт «Любовь» связан с концептом «Действие», притом действие первоначально понимается как магическое.

2. Греческая культура. В греческой культуре данный концепт выражается различными словами: егоз - Эрос, Эрот (плотская любовь, влечение и древнейший бог любви); philia (братская и дружеская любовь); agape (любовь к людям как собратьям), позднее ставшее обозначение христианской любви и милосердия (лат. caritas); олицетворением плотской любви служила также богиня Афродита (лат. Венера).

3. Западноевропейское Средневековье. В средневековой Европе концепт «Любовь» развивается по двум линиям, уже предначертанным в понятиях Божественной и Земной любви предшествующей эпохи. Земная любовь возникала в эротических образах и действах весенней обрядности, в народных карнавальных празднествах, в образах майского короля и королевы, майского лена, валентин и др. Любовь Божественная - другая линия Средневековья. Концепт любви в Средневековье раскрывается перед нами только через любовную лирику, главным образом провансальских трубадуров, и через своеобразные «трактаты о любви» - через их литературную обработку. Это любовь к Прекрасной Даме, любовь-обожание, любовь-тайна, которую следует всячески беречь от завистников и подлых людей. Но одновременно наблюдается процесс восстановления в правах «естественной любви», хотя и проходящий через признание «духовности». И между этих двух крайностей - любви Божественной и любви Земной, из которых первая спиритуализуется до ангельского, а вторая низводится до пародии, в Испании и России намечается третья линия - любовь Земная, но чистая, целомудренная, причастная к Божественной.

4. Русская культура. В русской культуре концепт любви понятийно не развит или целомудренно не обсуждается. Исторически с данным концептом прежде всего были связаны представления весенне-летнего «орошения, оплодотворения земли», летние русалии. Несомненно, что элемент плотской любви, притом приуроченной к роли и к самому облику женщины, выходил здесь на первый план. С XVII века возникает тема любви и целомудрия в русском православии. Таким образом, можно говорить о неприятии плотской любви в русской христианской культуре. Любовь является, прежде всего, заботой, жертвенностью и выступает в своем духовном плане [1, с. 279 - 295].

Литература

1. Степанов И.А. Константы: Словарь русской культуры. - М., 1997.

2. Тананина А.В. Концептуальное поле «любовь» и его представление в иностранной аудитории: Автореф. дис. ... канд. пед. наук - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.