УДК 81'363
ББК 81
Ижбаева Гульназ Ришатовна
аспирант
кафедрa башкирского языка и методики его преподавания Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы г. Уфа
Izhbaeva Gulnaz Rishatovna
Post-graduate
of the Department of the Bashkir language and methods of its teaching Bashkir state pedagogical University by M. Akmullah
Ufa
[email protected] Концепт как компонент национального самосознания Concept as a component of national identity
В статье рассматривается сущность языкового сознания. Мы считаем, что языковое сознание того или иного представителя этноса имеет свою специфику в формировании концепта как компонента национального сознания. Концепт является моделью сознания, который воплотил конкретные сознательные изображения окружающей действительности.
The article deals with the essence of language consciousness. We believe that the linguistic consciousness of a representative of the ethnic group has its own peculiarities in the formation of the concept as part of the national consciousness. The concept is a model of consciousness that embodies a specific image conscious reality.
Ключевые слова: цивилизация, национальная идея, культура, менталитет, языковое сознание, самосознание, концепт.
Key words: civilization, national idea, culture, mentality, language consciousness, self-consciousness, the concept.
Человек живет в пространстве и необратимом историческом времени. История является основным составляющим жизнедеятельности человека, где присутствуют духовное и мировоззренческое измерение.
«Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показывающая свою пригодность к истории, основывается на особом, присущем только ей идеале, или центральной, осевой идее» [ 2, с.3].
Любая национальная идея зависит от образа жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии, религии, языкового сознания. Люди, живущие в одном социуме, создают некое культурное пространство, где происходит формирование комплекса ценностей, норм, установок. Именно на основе этой парадигмы строится нацио-
нальная идея, главным предназначением которой является национальная идентичность в ряду других народов.
Исследование культуры отдельного народа возможно в рамках такого явления, как самопознание. Язык способен влиять на познание мира за счет того, что языковые практики способствуют созданию разных мыслительных образов. Наличие культурных особенностей оказывает влияние на мыслительные процессы и создает ментальный образ в языковом сознании.
Все эти и другие с ними связанные факторы способствовали созданию парадигмы научных дисциплин, направленных на изучение сущности человеческого сознания на стыке культуры и мышления.
В языкознании разные ученые (Э. Сепир, А. А. Потебня, Л.В. Щерба, Г. Г. Шпет, Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. А. Залевская, Е. Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин, Н. В. Уфимцева и др.), опираясь на пересечение взаимных мотиваций различных научных областей, фокусируют основное внимание на антропоцентричность языкового сознания.
По А.Н. Леонтьеву, «сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [8, с.167].
Е. Ф. Тарасов считает, что языковое сознание представляет собой совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей. Главное в этой дихотомии «сознание и язык», естественно, сознание [11, с. 24].
Языковое сознание базируется на содержание культурного феномена. Культурный феномен имеет свою определенную структуру. Компонентами структуры культуры народа являются сознание, духовная культура, самосознание, потребности и интересы, система взглядов, представления, психология, характер, чувства. Язык является основным компонентом культуры народа, так как выражает основные функции и способствует выработке самосознания. Как утверждают исследователи, язык является Вестник ЧГПУ 12.2'2013 230
различительным фактором, выступает, прежде всего, средством, которое отражает содержание исторического, социального и культурного опыта.
Работа языкового сознания с образами языковой действительности - процесс многогранный, сложный. Она основывается на синтезе многообразий чувственного опыта. Выдающийся философ И. Кант ввел понятие трансцендентального единства сознания, благодаря которому возможны синтезирующие действия. В трансцендентальном единстве апперцепции происходит высший синтез самосознания субъекта, из которого исходит вся остальная систематизация многообразия чувственного представления [5, с.121]. Язык помогает стабилизировать жизненные ориентиры, основываясь на этническое сознание.
«Этническое сознание выражает самобытность определенного этноса, отражает его внутреннюю структуру и внешние связи» [12, с.33].
Академик М.В. Зайнуллин отмечает, что «в условиях быстрых перемен людям необходимы стабильные, проверенные ориентиры. В условиях глобализации при проводимой политики унификации и стандартизации национальных традиций человеку нужно научиться видеть этнокультурную самобытность, которая является функционально необходимым компонентом современного общества» [3, с.59].
Академик Ф.С. Файзуллин считает, что на этническое самосознание влияют общность происхождения, этническая территория и границы, язык, этноним, культура, некоторые антропологические характеристики и религиозные принципы [12, с.35].
Каждый человек, как представитель конкретного сообщества людей определенной исторической эпохи, имеет идентичный характер в восприятии окружающей действительности. «Идентичность формируется на основе соответствующей национальной парадигмы, на пересечении национально-исторической, социально-психологической, социокультурной, политико-культурной и др. сфер. В ее содержание входят установившиеся особенности
национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, верования, мифы, нравственные императивы и т. д. [2, с.5].
Национальная идентичность формируется во взаимосвязи множества компонентов, таких как национальное самосознание и менталитет, национальный характер, мировоззрение, историческая память, этно-национальные образы, национальные традиции, мифы, символы и стереотипы поведения и др., где раскрывается проблема сущности смысла в жизнедеятельности человека.
А.Н. Леонтьев отмечал: «Смысл выражается в значениях (как мотив в целях), а не значение в смыслах» [9, с.301].
«Значение представляет собой содержательную сторону некоторой единицы данного языка, тогда как смысл (один и тот же) может быть передан разными единицами в данном языке. Кроме того, он может быть выражен не только языковыми, но и неязыковыми средствами. Значение той или единицы представляет собой элемент языковой системы, тогда как конкретный смысл — это явление речи, имеющей ситуативную обусловленность. Из связи значений с языковыми единицами и с системой данного конкретного языка вытекает проявление неуниверсальности языкового значения. Значения единиц разных языков могут не совпадать по своей содержательной характеристике, по объему, по месту в системе. Что же касается смысла, то он не зависит от различий между языками. По своей природе он является универсальным, представляющим инвариантное содержание отражательной деятельности человека. Возможность выражения в речи бесконечного количества новых смыслов связана с такими фактами, как нетождественность содержания, выражаемого сочетаниями языковых единиц, простой суммой их значений, ситуативная обусловленность смыслов, участие не только языкового, но и неязыкового знания в формировании смысла. Во взаимодействии значения и смысла существенны отношения средства и цели: языковые значения служат средством для выражения смысла в том или ином конкретном высказывании». [7].
В результате взаимопроникновения различных областей знания потребовалась единица, связывающая воедино различные познавательные процессы и Вестник ЧГПУ 12.2'2013 232
ментальные операции в языке. Такой единицей стал концепт. В научный дискурс термин «концепт» ввел философ схоластического направления Петр Абеляр. Он концепт связывал с речью, но не с языковыми структурами, который формируется под влиянием не только логических процедур абстрагирования, но и чувственного опыта и воображения.
Концепт представляет собой конструкт с содержанием различных образований и элементов. Он является результатом ментального акта.
Поэтому термин концепт используется современными специалистами в области математики, логики, философии, культурологии, социологии, лингвистики.
Концепт вошел в обиход отечественной лингвистики совсем недавно, в 80-х годах, в основном через переводные статьи, опубликованные в серии «Новое в зарубежной лингвистике». Хотя еще задолго до того, как лингвистика стала активно его применять, этот термин еще в 1928 году был использован С.А. Аскольдовым. Хотя был временной разрыв (с конца 20-х вплоть до начала 90-х), но традиция отечественного языкознания сохраняет преемственность и целостность понимания концепта.
«Слово conceptus - позднелатинское, средневековое образование, производное (причастие) от глагола concipere — con — capere собирать, схватывать, загораться, задумывать, зачинать. В классической латыни conceptus зафиксирован лишь как «водоем», «воспламенение», «зачатие» и «плод» (зародыш)» [4, с.87].
Ю.С. Степанов считает, что «с внешней стороны, концепты — это просто фразы, обрывки фраз и узелков, но это «тонкие фразы», такие, за которыми в нашем сознании возникает как бы уже давно знакомое содержание... Концепт можно определить как понятие, но понятие, расширенное в результате всей современной научной ситуации.
Понятие без такого расширения — это предмет науки логики, описание наиболее общих и существенных признаков предмета, указание его ближайшего рода и отличия его вида, т. е. рода и видового отличия.
Концепт же — предмет иной науки — культурологии и описание типичной ситуации культуры.
Понятие «определяется», концепт же «переживается». Он включает в себя не только логические признаки, но и компоненты научных, психологических, авангардно-художественных, эмоциональных и бытовых явлений и ситуаций» [10, с.19].
Н.Д. Арутюнова трактует концепты как понятия практической (обыденной) философии, возникающие в результате взаимодействия таких факторов, как национальная традиция и фольклор, религия и идеология, жизненный опыт и образы искусства, ощущения и системы ценностей [1, с.3].
Лингвисты считают, что носитель языка представляется носителем определенных концептуальных систем. Система концептов образует картину мира, в которой отражается вся человеческая сущность, сознание народа, понимание реальности, восприятие окружающей действительности. Раскрытие процесса концептуализации и содержания концепта доступно только лингвисту, который сам является носителем этого языка.
В.А. Маслова считает, что лингвистическая наука в данный период своего становления определяет три основных подхода к пониманию концепта:
Первый подход, представителем которого является Ю.С. Степанов, при исследовании концепта большое внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними.
Второй подход базируется на когнитивную лингвистику. Основу подхода формирует концепция Н.Ф. Алиференко, который также как Н.Д. Арутюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев и др. постулирует семантический подход к концепту, понимая его как единицу когнитивной семантики.
Третий подход представляется концепциями таких лингвистов как Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова и др., которые считают, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения зна-
чения слов с личным и народным опытом человека, т.е. концепт является посредником между словами и действительностью [6, с.43].
Итак, выделяя концепт в национальном сознании, в его структуре необходимо выделить, прежде всего, те элементы, которые можно проследить в жизнедеятельности нескольких поколений. Элементами являются языковое единство, историческое прошлое, круг представлений о культурной самобытности, психология взаимоотношений. Содержание концепта актуализируется в деятельности конкретных его носителей, трансформируется в сознании в результате изменения условий внешнего и внутреннего бытия.
Библиографический список
1. Арутюнова, Н. Д. Введение. // Логический анализ языка. Ментальные действия [Текст] / Н.Д. Арутюнова . - М.: Наука, 1993. - С. 3-7.
2. Гаджиев, К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект / К.С. Гаджиев // Вопросы философии, 2011, № 10. -С. 3 -17.
3. Зайнуллин, М.В. Проблемы развития и сохранения родных языков и национальных культур в эпоху глобализации / М.В. Зайнуллин // Проблемы Востоковедения, 2013, №3 — С. 57 -61.
4. Зиновьева, Е.И., Юрков, Е.Е. Лингвокультурология: теория и практика [Текст] / Е.И. Зиновьева, Е.Е. Юрков. - СПб ООО «Издательский дом «МИРС», 2009. - 291с.
5. Кант, И. Критика чистого разума // И. Кант. Соч.: В 6 т. - М., 1964. Т.3. - 799 с.
6. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / [Текст] / В.А. Маслова. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 295 с.
7. Новиков, А.И. Смысл как особый способ членения мира в сознании / А.И. Новиков. / Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М., 2000. - 320 с. Электронное издание: http://www.ilmg-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html 204/0-0.Ь1ш1. Дата обращения 21.11. 2013г.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 304 с.
9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. - 558 с.
10. Степанов, Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации [Текст] / Ю.С. Степанов. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 248 с.: ил.
11. Тарасов, Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е.Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н. В. Уфимцева. -М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 24-32.
12. Файзуллин, Ф. Этническое самосознание и факторы его
формирования / Ф. Файзуллин // Ватандаш, № 8, 2013 - с. 33 - 39.
Bibliography
1. Arutyunova, N. D. Introduction. // Logical analysis of language. Mental actions [Text] / N. Arutyunov . - M: Nauka, 1993. - P. 3-7.
2. Hajiyev K.S. national identity: a conceptual aspect / K.S. Gadzhiev // Questions of philosophy, 2011, № 10. - P. 3 - 17.
3. Zainullin M.V. Problems of development and preservation of native languages and cultures in the age of globalization / M.V. Zainullin // Problems of Oriental studies, 2013, №3 - P. 57-61.
4. Zinovieva, E.I., Yurkov, E.E. linguistic and cultural studies: theory and practice [Text] / E.I. Zinovieva, E.E. Yurkov. - SPb LLC «Publishing house «MIRS», 2009. - 291p.
5. Kant, I. Critique of pure reason // I. Kant. CIT.: 6 t. -M, 1964. V.3. -799 C.
6. Maslova, V. A. Introduction to cognitive linguistics: teaching aid / [Text] / V. A. Maslova.^M: FLINT, 2011. - 295 p.
7. Novikov, A.I. Meaning as a special way of dividing the world in consciousness / A.I. Novikov. / Language consciousness and the image of the world. Collection of articles / Resp. editor N.V. Ufimtseva. - M, 2000. - 320 p. Electronic edition: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/0-0 .html. Reference date 21.11. 2013.
8. Leontiev, A.N. The activity. Consciousness. Personality [Text] / N.. Leontiev. -M, 1975. -304 p.
9. Leontiev, A.N. Problems of mental development [Text] / N.. Leontiev. —M: Publishing house of Moscow. University, 1981. - 558 p.
10.Stepanov, U. S. Concepts. Thin film civilization [Text] / U.S. Stepanov. - M Languages of Slavonic cultures, 2007. -248 p.: Il.
11.Tarasov, E. F. Actual problems of the analysis of language consciousness / Е.Ф. Tarasov // Linguistic consciousness and image / resp. Ed. N. Century Ufimtseva. - M: IA RAS, 2000. -P. 24-32.
12. Faizullin, F. Ethnic identity and factors of its formation / F. Faizullin // Vatandash, № 8, 2013. - P. 33 -39.