Научная статья на тему 'Профессионализация языкового сознания (на примере медицинского персонала)'

Профессионализация языкового сознания (на примере медицинского персонала) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
393
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗ МИРА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛИГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО МАРКИРОВАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / IMAGE OF THE WORLD / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONAL LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENT / PROFESSIONALLY MARKED PHRASEOLOGICAL UNITS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харченко Елена Владимировна, Клочкова Екатерина Владимировна

В статье приводятся подходы к описанию языкового сознания. Описываются этапы профессионализации медиков. Приводится описание и анализ данных психолингвистического эксперимента, направленного на изучение профессионального сознания медицинских работников. Делается вывод о том, что профессиональная деятельность имеет значительное влияние на языковое сознание индивида и о наличии особого образа мира, сложившегося в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalization of linguistic consciousness (the case of medical staff)

The article describes approaches to the description of linguistic consciousness and describes the stages of professionalization of medical professionals. The authors analyse and define medical phraseological units provided from the psycholinguistic experiment aimed to study the professional consciousness of medical workers. The researchers distinguish 4 groups of obtained phraseological units and draw a conclusion that professional activity has a significant influence on the individual’s linguistic consciousness. And prove the existence of a special image of the world that has developed in this sphere.

Текст научной работы на тему «Профессионализация языкового сознания (на примере медицинского персонала)»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 12 (408). Филологические науки. Вып. 110. С. 194—199.

УДК 81

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ (на примере медицинского персонала)

Е. В. Харченко, Е. В. Клочкова

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье приводятся подходы к описанию языкового сознания. Описываются этапы профессионализации медиков. Приводится описание и анализ данных психолингвистического эксперимента, направленного на изучение профессионального сознания медицинских работников. Делается вывод о том, что профессиональная деятельность имеет значительное влияние на языковое сознание индивида и о наличии особого образа мира, сложившегося в этой сфере.

Ключевые слова: языковое сознание, образ мира, профессионализация, профессиональное языковое сознание, психолигвистический эксперимент, профессионально маркированные фразеологизмы.

Исследования широкого круга проблем языкового сознания ведутся в рамках философии, психологии, лингвистики, психолингвистики, социолингвистики, лингвокультурологии, праг-малингвистики, этнолингвистики и других, позволяющих применять теоретические знания для повышения эффективности внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

Различные определения и трактовки термина «языковое сознание» были предложены в трудах А. А. Залевской, В. В. Красных, С. Е. Никитиной, Е. Ю. Поздняковой, А. Н. Портнова, И. А. Стер-нина, Е. Ф. Тарасова, Т. Н. Ушаковой, Н. В. Уфим-цевой, и др.

В нашем исследовании мы придерживаемся психолингвистического подхода и согласны с определением, предложенным Е. Ф. Тарасовым, при котором языковое сознание определяется как «совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств — слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [10]. Е. Ф. Тарасов определяет языковое сознание как «совокупность перцептивных и концептуальных знаний личности об объекте реального мира, опосредованный языком образ мира той или иной культуры. Функционирование языкового сознания связано с механизмами порождения, понимания речи и хранения языка в сознании, то есть психическими механизмами, обеспечивающими процесс речевой деятельности человека» [10].

А. А. Леонтьев сопоставляет понятие «языковое сознание» с понятием «образ мира» и определяет последнее как «отображение в психике индивида предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующи-

ми когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» [5. С. 112]. Он указывает, что образ мира многомерен, как сам мир, а знание о мире неразрывно с нашей деятельностью в мире.

Образ мира, в свою очередь, является основной компонентой культуры и содержит в себе все существенные с точки зрения данной культуры знания, необходимые для адаптации каждого ее члена к окружающей природной и социальной среде [12. С. 205].

Мы предполагаем, что языковое сознание личности испытывает существенное влияние со стороны сферы деятельности и сложившейся в ней профессиональной культуры.

Об этом говорит и Е. А. Климов. По его мнению, профессия накладывает отпечаток на сознание индивида. Ученый сформулировал тезис о том, что специфические особенности профессиональной деятельности детерминируют и некую специфику образа мира, в этом случае профессиональная деятельность выступает одним из факторов типизации индивидуальных образов мира. Описывая профессии в их предметной отнесенности, Е. А. Климов отметил, что «образы окрестного мира у представителей разнотипных профессий существенно различаются» и «разные профессионалы живут в разных субъективных мирах» [3. С. 85]. Таким образом, образ мира различен у разных профессий. Сознание профессионала формируется в процессе его профессиональной деятельности и «овнешняется» при помощи языка, который «аккумулирует особенности профессиональной деятельности и тем самым структурирует профессиональную языковую картину мира» [8. С. 15].

Важным звеном в формировании профессионального языкового сознания является обучение. Именно в процессе обучения формируются все не -обходимые профессиональные компетенции, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности. Происходит так называемая профессионализация личности.

Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, то есть профессионализация в данном случае отождествляется с самим процессом профессиональной деятельности [13. С. 262.].

Г В. Кубиц отмечает, что «профессионализация языковой личности представляет собой процесс формирования профессионального языкового сознания личности, которое связано с полным и совершенным овладением профессиональным языком» [4. С. 10].

Профессиональное сознание формируется посредством определенных языковых средств, так как они обеспечивают соответствующую коммуникацию в системе общения специалистов. По мнению Н. Н. Нечаева, овладение соответствующим языком профессиональной коммуникации становится возможным «по мере выявления и осознанного освоения предметного содержания профессии и обеспечивает переход будущего специалиста от обыденного — к профессиональному сознанию» [9. С. 4].

Под профессиональным языковым сознанием понимается «психолингвистическая модель, реконструирующая систему основных образов сознания, формируемых и овнешняемых с помощью профессионально ориентированных языковых средств» [1. С. 199].

Профессионализация языкового сознания начинается во время обучения и вхождения в мир специалистов и продолжается всю жизнь. При смене сферы деятельности человек приспосабливается к новым знаниям, используя старые. Можно привести много примеров, когда менеджеры и продавцы, пришедшие в торговлю из разных сфер, вели себя по-разному в одинаковых ситуациях, демонстрируя особенности поведения из другой сферы. Так бывшая медсестра спрашивала у покупателя при примерке, как он себя чувствует в пальто.

Цель настоящей статьи — изучение профессионализации языкового сознания медицинского персонала.

Процесс профессионализации медика можно разделить на 4 этапа: 1) 1-3 курс — это так называемое базовое обучение, когда студенты изучают общие теоретические дисциплины; 2) 4-6 курс — на этом этапе студенты изучают специальные предметы циклами; 3) интернатура (1 год), либо ординатура (2 года) — обучаясь в интернатуре или ординатуре, студенты приобретают узкую специализацию, совершенствуются в конкретном профиле; 4) реализация полученных знаний в самостоятельной профессиональной деятельности по выбранному профилю.

О. В. Денисова отмечает, что в силу специфики врачебной профессии важнейшим звеном про -фессиональной подготовки студента-медика является становление его профессиональной идентичности, «содержательный компонент которой определяется особенностями профессии, раскрывающимися в следующих взаимосвязанных составляющих: профессиональной деятельности, профессиональном общении, личности профессионала, профессиональной морали и нравственности, при этом в качестве системообразующего компонента выступает морально-нравственный компонент профидентичности» [2. С. 8].

Теоретические дисциплины, которые студенты изучают в течение всего срока обучения, являются необходимым условием для успешного прохождения практики. После второго курса студенты проходят санитарскую практику, после третьего — сестринскую, после четвертого проходят практику в поликлинике, а после пятого — в стационаре. Данные виды практик позволяют студентам определиться со сферой, в которой они хотели бы продолжить дальнейшее обучение и работу, а также дают опыт, необходимый для успешной работы в сфере медицинского обслуживания.

Согласно определению языкового сознания, предложенному Е. Ф. Тарасовым, доступ к профессиональному языковому сознанию для выявления специфики возможен через слова, словосочетания, устойчивые обороты, фразеологизмы, тексты, то есть через «овнешнение» образов языкового сознания.

Материалом для данной статьи послужили данные, полученные в результате проведения психолингвистического эксперимента. Респондентами выступили медсестры психиатрического отделения, имеющие опыт работы от 15 до 35 лет, проходившие обучение по программе повышения квалификации на базе Челябинского областного

центра дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения. Для отбора материала мы использовали такие методы, как наблюдение, интроспекция и метод воспоминаний. Для трактовки некоторых выражений нам пришлось прибегнуть к методу экспертной оценки.

Изучая данные проведенных нами ранее ассоциативных экспериментов среди студентов-медиков 1, 3, 5 курсов и специалистов сферы здравоохранения, мы обратили внимание на появление среди реакций студентов старших курсов и медиков-специалистов крылатых выражений, фразеологизмов, относящихся к медицинской тематике.

Фразеологизмы играют особую роль в создании языковой картины мира. Как справедливо замечает И. А. Привалова, во фразеологизмах эксплицируется специфика знания относительно какого-либо предмета или явления реального мира, обусловленная национально-культурными стереотипами, установками, ценностями.

По мнению В. А. Масловой, природа значения фразеологических единиц тесно связана с фоновыми знаниями носителя языка, с практическим опытом личности, с культурно-историческими традициями народа, говорящего на данном языке [7]. Фразеологизмы характеризуют человека и его деятельность.

По мнению медиков-специалистов, медицинские фразеологизмы отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов. Знание фразеологизмов необходимо при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника.

Поскольку целью нашего исследования является изучение профессионализации личности и выявление влияния профессии на языковое сознание личности, мы решили обратиться к методу воспоминаний.

Мы попросили респондентов попытаться вспомнить и привести примеры известных им фразеологизмов или крылатых выражений, связанных с медициной. В качестве примера был приведен фразеологизм «грудь сапожника». Всего было обработано 50 анкет, однако лишь 20 из них содержали профессиональные медицинские фразеологизмы.

Полученные фразеологизмы мы разделили на несколько групп:

1) крылатые выражения: пока живу, надеюсь; здоровье это еще не всё, но без здоровья всё — ничто; истина в вине, здоровье в воде; время —

лучший лекарь, гнев — кратковременное безумие. Знакомство с ними студент-медик начинает на первых этапах обучения в российском вузе, так как ФГОС предусматривает изучение латинского языка на первом курсе университета и медучилища;

2) выражения, которые, по сути, не имеют профессиональной детерминированности, однако содержат в себе названия частей тела и, видимо, из-за этого были приведены в качестве примеров: заговаривать зубы, зарубить на носу;

3) фразеологизмы, обозначающие симптомы или названия болезней, как например: голова медузы, рука — куриная лапка, заячья губа (волчья пасть), восковая гибкость, петушиная походка, турецкое седло, руки акушера, крыло смерти. Примечательно, что у большей части приведенных фразеологизмов существуют медицинские названия: воздушная подушка — синдром Дюпре, руки прачки — ирритантный контактный дерматит, пальцы формы барабанных палочек — пальцы Гиппократа, грудная жаба — стенокардия. Данные фразеологизмы являются эмоционально окрашенными и выполняют экспрессивную функцию для эмоциональной разрядки медиков;

4) мы отметили, что особое место среди реакций занимают выражения философов или знаменитых людей, которые передаются в устном общении в качестве наставлений от более опытных коллег: никогда не надо стоять, если есть возможность посидеть и не надо сидеть, если есть возможность полежать; лучше иметь 4 креста в истории болезней, чем один на кладбище; работать с холодной головой и горячим сердцем. Данные выражения являются отражением постулатов, включенных в медицинскую деонтологию (наука о высоком долге медиков и в то же время это наука о том, каким должен быть моральный, эстетический и интеллектуальный облик медиков, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, каковы должны быть взаимоотношения в медицинском коллективе).

Так, в руководстве по медицинской психологии И. М. Тылевич отмечает, что основными чертами личности медицинской сестры должны быть сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, честность, терпение, вежливость, внимательность, нежность, ласковость, оптимизм, мужество, решительность, скромность, принципиальность, чувство соб-

ственного достоинства; аккуратность, эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление проникнуть в суть явлений [11]. Любой ме -дицинский работник должен подходить к каждому пациенту с холодной головой, то есть внимательно изучать каждый случай, стараться найти истинную причину заболевания и при этом сохранять моральные качества и проявлять внимательность, оптимизм и доброжелательность даже в самых тяжёлых случаях. Несмотря на то, что первоначально выражение «работать с холодной головой и горячим сердцем» характеризовало работу и качества чекиста, а затем работников госбезопасности, оно в той же степени справедливо и для работников сферы здравоохранения, поскольку характеризует качества, необходимые им в работе.

Интересным мы считаем выражение «лучше иметь 4 креста в истории болезней, чем один на кладбище», поскольку оно функционирует только в устной речи медицинских работников и нигде не закреплено. Крестами в медицине принято обозначать сифилис. Доктор Вассерман разработал особую систему характеристики болезни, ко -торая количеством крестов показывает на количество антител в крови. Чем больше их концентрация, тем больше плюсов. Максимальное количество плюсов-крестов — четыре. Передаваемое наставниками выражение несет в себе установки оптимизма — согласно деонтологии, медицинские работники должны внушать надежду на благоприятный исход, для этого они сами должны быть оптимистами, а это значит не просто надеяться на благоприятный исход, но всячески добиваться его. Кроме того, выполняя клятву Гиппократа, медик должен способствовать жизни до конца. Ситуация с четырьмя крестами на сегодняшний день поддается лечению, а значит при правильном подходе не приведет к плачевным результатам.

Самым частотным фразеологизмом среди ответов респондентов был «не навреди» — старейший принцип медицинской этики, обычно приписываемый Гиппократу. Поскольку оказание медицинской помощи может быть связано с некоторым риском, или просто чревато выполнением некоторых неприятных, болезненных процедур, этот принцип следует понимать так: исходящий от врача вред должен быть только объективно не -избежным и минимальным.

Данная статья является этапом изучения профессионализации языкового сознания медиков. Изучение этой темы представляется нам важным, поскольку профессия медицинского работника относится к профессиям «повышенной речевой ответственности». Работа медика предполагает продолжительное общение с больными, их родственниками, коллегами, медицинским персоналом. От того, как специалист умеет общаться, добиваться доверия в отношениях, устанавливать взаимоотношения с людьми, зависит его профессиональный успех. Зачастую именно слово срабатывает пусковым механизмом. Не случайно еще в древности говорили: «Слово лечит и калечит». Так, рассказывая о силе слова, Б. Лоун приводит пример про случай «ритм галопа»: пациент внезапно поправился, услышав диагноз врача, сообщившего своим ассистентам, что у мужчины «ритм галопа». Больной решил, что раз его сердце способно на галоп, значит, он идет на поправку. В действительности же «ритм галопа» — очень опасный симптом, когда растянутый и перенапряженный левый клапан безуспешно пытается качать кровь [6].

Важно понимать, что больной и его родственники всегда будут вкладывать в высказывания врача свой смысл, часто не совпадающий с тем, что вкладывает врач.

Проведенное исследование показало, что языковое сознание медицинских работников в процессе профессиональной деятельности претерпевает значительные изменения. Профессиональная сфера здравоохранения, задавая пределы деятельности индивида, предполагает следование принятым нормам, что может влиять на сужение некоторых понятий и на особое восприятие окружающих людей и действительности. Полученные данные подтверждают, что в медицинской сфере огромное количество образных выражений, которые свидетельствуют об особом образе мира, сложившегося в этой сфере.

Данная статья является этапом описания профессионализации языкового сознания медиков и демонстрирует результаты, полученные в ходе изучения уровней языкового сознания с помощью методики воспоминаний. В дальнейшем мы планируем расширить исследование, добавив материал, отобранный из форумов, предназначенных для общения медиков и пациентов, а также добавить методы исследования.

Список литературы

1. Алферова, Ю. И. Профессионально маркированные компоненты языкового сознания, репрезентированные единицами родного и изучаемого языков : дис. ... канд. филол. наук / Ю. И. Алферова. — Барнаул, 2005. — 219 с.

2. Денисова, О. В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. психол. наук / О. В. Денисова. — Екатеринбург, 2008.

3. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — М., 1995. — 224 с.

4. Кубиц, Г. В. Профессионализация языковой личности (на примере юридического дискурса) : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук / Г. В. Кубиц. — Челябинск, 2005. — 258 с.

5. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М., 1999. — 287 с.

6. Лоун, Б. Искусство быть врачом / Б. Лоун // Будь здоров. — 2001. — № 1. — С. 3-6.

7. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие / В. А. Маслова. — М., 2001. — 208 с.

8. Масыч, Т. Л. Профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов: на материале русского языка : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. Л. Масыч. — Волгоград, 2010. — 21 с.

9. Нечаев, Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. — 2002. — № 1. — С. 3-24.

10. Тарасов, Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира : сб. науч. ст. — URL: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/ html_204/1-3.html1.

11. Тылевич, И. М. Руководство по медицинской психологии / И. М. Тылевич. — URL: http://www. med312.ru/rukovodstvo_po_medicinskoy_psihologii/medicinskaya_deontologiya/955.html.

12. Уфимцева, Н. В. Археология языкового сознания: первые результаты / Н. В. Уфимцева // Язык. Сознание. Культура. — М., 2005. — С. 205-215.

13. Цвынк, В. А. Профессионализация как социальный процесс / В. А. Цвынк // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. — 2003. — № 4-5. — С. 262.

Сведения об авторе

Харченко Елена Владимировна — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Русский язык как иностранный», Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, Россия. ev-kharchenko@yandex.ru

Клочкова Екатерина Владимировна — преподаватель кафедры лингвистики и перевода Института лингвистики и международных коммуникаций, Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, Россия. vilisovaev@susu.ac.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 12 (408). Philology Sciences. Iss. 110. Рp. 194—199.

PROFESSIONALIZATION OF LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

(the case of medical staff)

E. V. Kharchenko

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. ev-kharchenko@yandex.ru

E. V. Klochkova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. vilisovaev@susu.ac.ru

The article describes approaches to the description of linguistic consciousness and describes the stages of

professionalization of medical professionals. The authors analyse and define medical phraseological units provided from the psycholinguistic experiment aimed to study the professional consciousness of medical workers.

The researchers distinguish 4 groups of obtained phraseological units and draw a conclusion that professional

activity has a significant influence on the individual's linguistic consciousness. And prove the existence of

a special image of the world that has developed in this sphere.

Keywords: language consciousness, the image of the world, professionalization, professional linguistic

consciousness, psycholinguistic experiment, professionally marked phraseological units.

References

1. Alferova Ju.I. Professional'no markirovannye komponenty jazykovogo soznanija, reprezentirovannye edinicami rodnogo i izuchaemogo jazykov [Professionally marked components of linguistic consciousness, rep -resented by units of native and studied languages]. Barnaul, 2005. 219 p. (In Russ.).

2. Denisova O.V. Stanovlenie professional'noj identichnosti studenta-medika v obrazovatel'nom processe vuza [Formation of the professional identity of a medical student in the educational process of the university]. Ekaterinburg, 2008.

3. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyhprofessijah [The image of the world in various professions]. Moscow, 1995. 224 p. (In Russ.).

4. Kubic G.V. Professionalizacija jazykovoj lichnosti (naprimere juridicheskogo diskursa) [Professionalization of the language personality (the case of legal discourse)]. Chelyabinsk, 2005. 258 p. (In Russ.).

5. Leont'ev A.A. Osnovy psiholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow, 1999. 287 p. (In Russ.).

6. Loun B. Iskusstvo byt' vrachom [The art of being a doctor]. Bud'zdorov [Be healthy], 2001, iss. 1, pp. 3-6. (In Russ.).

7. Maslova V.A. Lingvokul'turologija [Lingvoculturology]. Moscow, 2001. 208 p. (In Russ.).

8. Masych T.L. Professional 'naja jazykovaja kartina mira sotrudnikovpravoohranitel 'nyh organov: na ma-teriale russkogo jazyka [Professional language picture of the world of law enforcement officers: on the material of the Russian language]. Volgograd, 2010. 21 p. (In Russ.).

9. Nechaev N.N., Reznickaja G.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii kak uslovie stanovlenija professional'nogo soznanija specialist [Formation of communicative competence as a condition for the formation of professional consciousness of a specialist]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2002, iss. 1, pp. 3-24. (In Russ.).

10. Tarasov E.F. Aktual'nye problemy analiza jazykovogo soznanija [Actual problems of the analysis of linguistic consciousness]. Jazykovoe soznanie i obraz mira [Language Consciousness and image of the world]. Available at: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/1-3.html, accessed 18.10.2017. (In Russ.).

11. Tylevich I.M. Rukovodstvopo medicinskojpsihologii [Guide to Medical Psychology]. Available at: http:// www.med312.ru/rukovodstvo_po_medicinskoy_psihologii/medicinskaya_deontologiya/955.html, accessed 18.10.2017. (In Russ.).

12. Ufimceva N.V. Arheologija jazykovogo soznanija: pervye rezul'taty [Archeology of linguistic consciousness: the first results]. Jazyk. Soznanie. Kul'tura [Language. Consciousness. Culture]. Moscow, 2005. Pp. 205215. (In Russ.).

13. Cvynk V.A. Professionalizacija kak social'nyj process [Professionalization as a social process]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia], 2003, iss. 4-5, p. 262. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.