Научная статья на тему 'Концепт «Горец» в художественной литературе ХIХ века, тематически связанной с Кавказской войной'

Концепт «Горец» в художественной литературе ХIХ века, тематически связанной с Кавказской войной Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный концепт / прагматическое значение / литературное отражение Кавказской войны / ХIХ век / А.С. Грибоедов / А.С. Пушкин / М.Ю. Лермонтов / А.А. Бестужев-Марлинский. / artistic concept / pragmatic significance / literary reflection of the Caucasian war of the XIX century / A. S. Griboedov / A. S. Pushkin / M. Lermontov / A. A. Bestuzhev-Marlinsky

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордиенко Ольга Антоновна

Анализируются индивидуально авторские концепты, связанные с оценкой горца, выступившего вынужденным противником в Кавказской войне. Делается вывод о героической составляющей концепта «горец», его историко-этнографическом наполнении, о предвосхищении восприятия горцев членами многонационального населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzed individually copyright concepts related to assessment Highlander, who forced the enemy in the Caucasian war. The conclusion about the heroic component of the concept of "Highlander", its historical and ethnographic filling, the anticipation of perception mountaineers members of the multinational population of Russia.

Текст научной работы на тему «Концепт «Горец» в художественной литературе ХIХ века, тематически связанной с Кавказской войной»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

25

педантов, трудившихся на благо исторической науки. А попутно он высмеивал разного рода патриотические самообманы. Например, когда правители утверждали, что индейцев необходимо истребить, так как они обретаются в потемках язычества, Никербокер комментировал: разумеется, их надо было обучить христианскому милосердию «с помощью огня и меча, мученического столба и вязанки хвороста». Хвалились великой американской привилегией свободы слова, а Никербокер пояснял: в самом деле, замечательно это «право говорить, не имея ни собственных мыслей, ни познаний», зато в полной уверенности, что большинство всегда право [1].

Сатирические выпады Ирвинга были оценены по достоинству. Но в его книге любования было ничуть не меньше, чем лукавства. Сорок лет спустя, переиздавая «Историю Нью-Йорка», Ирвинг и сам указал, что это не просто комический очерк стародавних происшествий. Ведь при всех уродствах описываемого времени «это была

поэтическая эпоха... поэтическая по самой своей туманности, <...> овеянная затейливыми, причудливыми воспоминаниями, которыми так небогата наша молодая страна» [1].

Список литературы

1. Зверев А.М. Вашингтон Ирвинг // Русский филологический портал Philology.ru. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www. philologv.ru/literature3/zverev-85.htm

2. Ирвинг В. История Нью-Йорка. - М., 1968. [Электронное издание]

3. История штата Нью-Йорк. Голландцы и англичане // Про США. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://prousa.ru/new_york_history

4. Хомбергер Э. Нью-Йорк: история города. -М./Спб., 2008. с. 27.

5. Чернецкий Ю. Все о Нью-Йорке. - Харьков, 2010. [Электронное издание].

КОНЦЕПТ «ГОРЕЦ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА, ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННОЙ С КАВКАЗСКОЙ ВОЙНОЙ

Гордиенко Ольга Антоновна

канд. пед. наук, доц. кафедры русского языка, Кубанского государственного технологического университета,

г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

Анализируются индивидуально авторские концепты, связанные с оценкой горца, выступившего вынужденным противником в Кавказской войне. Делается вывод о героической составляющей концепта «горец», его историко-этнографическом наполнении, о предвосхищении восприятия горцев членами многонационального населения России. ABSTRACT

Analyzed individually copyright concepts related to assessment Highlander, who forced the enemy in the Caucasian war. The conclusion about the heroic component of the concept of "Highlander", its historical and ethnographic filling, the anticipation ofperception mountaineers members of the multinational population of Russia.

Ключевые слова: художественный концепт, прагматическое значение, литературное отражение Кавказской войны, ХТХвек, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Бестужев-Марлинский.

Keywords: artistic concept, pragmatic significance, literary reflection of the Caucasian war of the XIX century, A. S. Griboedov, A. S. Pushkin, M. Lermontov, A. A. Bestuzhev-Marlinsky.

Кавказская война, проходившая на южных границах России в XIX веке, широко представлена в художественных произведениях писателей, которые с ней каким-либо образом соприкоснулись. Одни из них просто наблюдали военные действия, другие не по своей воле в них участвовали.

А.С. Пушкин в одну из своих поездок на Кавказ побывал на боевых позициях, где под началом генерала Н.Н. Раевского-младшего нёс службу его брат, С.А. Пушкин. Впечатления о Кавказской войне положены поэтом в основу знаменитого «Кавказского пленника», незаконченной поэмы «Тазит». А.С. Грибоедов по долгу своей службы сопровождал русские войска в кавказских экспедициях и также наблюдал военные действия, о которых отозвался в стихотворении «Хищники» на Чегеме» («Делёж добычи»).

М.Ю. Лермонтову, сосланному на Кавказ в действующую армию, пришлось принять участие в сражениях, впечатления от которых отразились в стихотворении «Валерик». Непосредственно в военных действиях вынуждены были участвовать и сосланные на Кавказ после отбывания каторги в Сибири писатели-декабристы, которые также отразили эту войну на Кавказе в своих произведениях (А.А. Бестужев-Марлинский в повести «Ам-малат-бек», П.А. Катенин в поэме «Инвалид Горев», Н.И. Лорер в «Записках декабриста» и др.).

Названные произведения послужили основой для проведённого анализа.

Художественный концепт понимается нами как «ментальное образование, отражающее особенности авторского типа мировосприятия» [1, с. 17] и этнокультурную специфику [2, с. 51-52], и зависит от исторического периода и общественного сознания социальной группы, представителем которой выступает отдельный писатель в конкретном произведении. Исходя из того, что лексические единицы в определённом тексте несут не прямое значение, а концептуальное, авторское, социально и исторически обусловленное, то возникает возможность выявить компоненты значений лексических единиц. Поэтому принято при анализе учитывать прагматику текста, авторский замысел, преследующий определённую коммуникативную цель и отражающий мнение автора (внутреннюю концепцию) о единице реального (внешнего) мира. Это позволяет говорить о прагматическом значении лексемы в авторской интерпретации и о художественном концепте.

Нашей задачей было выяснить, какие индивидуально-авторские концепты позволяют представить картину мира, отразившуюся в произведениях о войне.

Военная лирика и военная проза с точки зрения концептосферы художественного текста неоднократно описывалась в литературоведении и лингвистике [3]. Но в основном анализировалась Великая Отечественная война,

26

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

поэтому концептосфера противостояния в этой войне отражалась жёстко: свой - чужой; враг - однополчанин; партизан - предатель и пр. Иными были и установки героев: смерть или победа; отвага, а не трусость. Оценка противоположной воюющей стороны в основном была негативной, что диктовалось социальными факторами. Хотя в то же время было представлено и другое направление: не месть, а человечность по отношению к противнику. Такое направление можно отметить как основное в литературном отражении Кавказской войны.

Кавказская война XIX века, которая велась на территории России, была обусловлена международными факторами. Англии было выгодно сохранение позиций Турции на Кавказе, поэтому морем ввозилось оружие, и в войну между Турцией и Россией было втянуто горское население Кавказа.

Проанализируем индивидуально авторские концепты, связанные с оценкой горца, выступившего вынужденным противником в этой войне. Нами не рассматривается концепт «горец» в лирических произведениях, воспевающих красоту Кавказа. Речь идёт именно о репрезентации концепта «горец - участник войны».

У А.С. Пушкина «горец» в поэме «Кавказский пленник» репрезентируется в четырёх прагматических значениях. Первое значение - «обманутый, несчастный человек, который вызывает сочувствие и уважение»: «Кавказа гордые сыны, /Сражались, гибли вы ужасно». Второе значение - «Россия многонациональна и является родиной многим народам»: «Подобно племени Батыя, / Изменит прадедам Кавказ». Третье значение - этнокультурное, бытовое, позитивное: «Меж горцев пленник наблюдал / Их веру, нравы, воспитанье, /Любил их жизни простоту, / Гостеприимство, жажду брани, / Движений вольных быстроту». Четвёртое значение - «опасный человек, противник», которое закреплено тематически.

У А.С. Грибоедова горец предстаёт средневековым воином, который, как это исторически и предопределено, занимается вооружёнными нападениями, угоном в рабство и торжественным дележом добычи, что для него естественно. Грибоедов, занимавшийся изучением языков и обычаев горцев, их песенного творчества, кроме тематически заданного значения, актуализирует в понятии «горец» его историко-этнографическую составляющую: «Мы обсядем в дружном вече / И по ряду, дележом,/ Делим взятое ножом».

Непосредственно принимавший участие в военных действиях декабрист А.А. Бестужев-Марлинский в понятии «горец» («закубанец») реализует прагматическое значение «достойный противник-герой»: «Забава мне стреляться с закубанскими наездниками, а закубанцы, черт меня возьми, такие удальцы, что я готов бы расцеловать иного! Вообразите, что они стоят под картечью и кидаются в шашки на пешую цепь, - прелесть что за народ! Надо самому презирать опасность во всех видах, чтоб оценить это мужество... Они достойные враги, и я долгом

считаю не уступать им ни в чем. У меня даже в числе их есть знакомцы, которые не стреляют ни в кого, кроме меня, выехав поодаль; это род поединка без условий. Быстрота их движений и их коней невообразима.» (Из письма в Петербург К.А. Полевому). «Искусство его [Ам-малат-бека] в джигитовке, во владении саблей и стрельбе равных себе не имело. Кто единожды видел, как он на скаку отстреливал из пистолета подкову своего коня, тот вовек того не забудет.» (Из повести «Аммалат-бек»).

М.Ю. Лермонтов, которому также пришлось видеть в сражениях горцев (у автора «чеченцев») и по одну и по другую сторону баррикады, репрезентирует рассматриваемый концепт в стихотворении «Валерик» философски, описывая результаты сражения глазами горца, выступающего на стороне русской армии. Горца-противника горец-союзник видит «отчаявшимся человеком, которому сочувствуют, но на которого не подействуют уговоры»: «Галуб прервал мое мечтанье, / Ударив по плечу; он был /Кунак мой. / Да! будет, кто-то тут сказал, / Им в память этот день кровавый! / Чеченец посмотрел лукаво / И головою покачал».

Таким образом, в Кавказской войне понятие «противник-горец» максимально размыто, в отличие от понятия «противник» в произведениях о других войнах. Писатели-романтики актуализируют в концепте «горец» его героическую составляющую, а близкие к реализму - его историко-этнографическое наполнение. Горец выступает как кунак или как человек, которому надо сострадать в его положении и который станет частью многонационального населения России. Это является яркой отличительной чертой восприятия русскими писателями противника в Кавказской войне XIX века.

В результате анализа литературных произведений, отражавших взгляды наиболее прогрессивных представителей русской литературы XIX века, была выяснена особенность позитивно-аналитического представления о горце в русской литературе, выявлено, что понятие «горец» концептуально, оно несёт авторскую эмоциональную окраску. И в этом ракурсе можно говорить о гармоничном взаимодействии индивидуально-авторских концептов и об отражении в них общенародного мировосприятия.

Список литературы

1. Волкова В.Б. Концептосфера современной военной прозы. АДД докт. филол. наук. Екатеринбург, 2014. - 42 с.

2. Воркачёв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. - 192 с.

3. Антология художественных концептов русской литературы XX века [Электронный ресурс] / ред. и авт.-сост. Т.И. Васильева, Н.Л. Карпичева,

4. В.В. Цуркан: Изд-во ФЛИНТА; М., 2013.

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/ (Дата обращения: 10.07.15).

М.ГОРЬКИЙ НА МАЛОЙ НИКИТСКОЙ, 6. К ИСТОРИИ ПЕРВОГО СЪЕЗДА

ПИСАТЕЛЕЙ

Демкина Светлана Михайловна

Канд. фил. наук, Зав. Музеем А.М. Горького ИМЛИ РАН, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена истории Первого съезда советских писателей и последнему периоду жизни А.М. Горького в московском доме на Малой Никитской, 6. Автор рассказывает об экспонатах Мемориального музея-квартиры А.М. Горького, связанных с подготовкой и проведением первого писательского съезда и роли Горького в процессе формирования общественно-литературных процессов двадцатого столетия в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.