Научная статья на тему 'Концепт «Война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)'

Концепт «Война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
576
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
А.С. ГРИБОЕДОВ / А.С. ПУШКИН / ИНДИВИДУАЛЬНО АВТОРСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА / КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА ХIХ ВЕКА / КОНЦЕПТ "ВОЙНА" / М.Ю. ЛЕРМОНТОВ / ПИСАТЕЛИ-ДЕКАБРИСТЫ / THE CONCEPT OF "WAR" / A HISTORICAL AND CULTURAL CONTENT OF THE CONCEPT / AS GRIBOYEDOV / AS PUSHKIN / MY LERMONTOV / THE CAUCASIAN WAR OF THE NINETEENTH CENTURY / THE CONCEPT OF INDIVIDUAL COPYRIGHT CONTENT / WRITERS DECEMBRISTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордиенко Ольга Антоновна, Зиньковская Виолетта Евгеньевна

Анализируется историко-культурное наполнение концепта «война» в приложении к Кавказской войне ХIХ в., представлены антиномии, в нём реализующиеся (война – мир; противник – союзник; активное разрушение – пассивное созерцание; рабство и произвол – свобода личности и пр.), даётся сравнение индивидуально авторских концептов, связанных с уровнем вхождения автора в ситуацию военных действий, делается вывод об отражении в концепте «война» полного неприятия Кавказской войны русскими людьми, вынужденными в ней участвовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of "war" in the literature of the XIX century (on materials of the Caucasian War)

The authors analyze the historical and cultural content of the concept "war" in the annex to the Caucasian war of the nineteenth century with antinomies in it (war –world; enemy – ally, active destruction – passive con-templation; slavery and tyranny –freedom of the individual and so on.). There is a comparison of individual copyright concepts related to the level of occurrence of the author in a situation of war, the conclusion of the reflection in the concept of "war" the complete rejection of the Caucasian War, the Russian people, forced to participate.

Текст научной работы на тему «Концепт «Война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15258

УДК 81.161.1

Гордиенко Ольга Антоновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар [email protected]

Зиньковская Виолетта Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар [email protected]

Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны)

Аннотация. Анализируется историко-культурное наполнение концепта «война» в приложении к Кавказской войне XIX в., представлены антиномии, в нём реализующиеся (война - мир; противник - союзник; активное разрушение - пассивное созерцание; рабство и произвол - свобода личности и пр.), даётся сравнение индивидуально авторских концептов, связанных с уровнем вхождения автора в ситуацию военных действий, делается вывод об отражении в концепте «война» полного неприятия Кавказской войны русскими людьми, вынужденными в ней участвовать.

Ключевые слова: концепт «война», историко-культурное наполнение концепта, индивидуально авторское наполнение концепта, Кавказская война XIX в., А. С. Гои-боедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, писатели-декабристы.

Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Концепт представляет интерес как ментальное образование и «единица коллективного знания», когда явление, им обозначаемое, отдалено достаточно большим временным промежутком, кроме того, как считает С. Г. Воркачёв, «отмечено этнокультурной спецификой» и «имеет отношение к высшим духовным сущностям» [1 ]. Именно в таком разрезе рассмотрим концепт «война», понятия которого реализовались в Х!Х в. в представлениях о конкретной войне, разворачивающейся на Кавказе. Понятия имели этнокультурную составляющую, так как оценка войны была многоплановой и включала мнение о ней также и противостоящей стороны.

В произведениях писателей Х!Х в., побывавших на Кавказе и отразивших в своём творчестве военное противостояние российских войск и горцев, предстаёт художественная картина мира, настолько отличная от иных по времени ракурсов оценки войны, что её рассмотрение требует анализа исторических реалий и специального исследования в связи с этим концепта «война».

Обратимся к исторической составляющей данного концепта. Необходимо разделять Кавказскую войну XIX в. и прославившие Россию русско-турецкие войны XVIII-XIX вв. (1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг., 1806-1812 гг.,1828-1829 гг., 1877-1878 гг.), в результате которых был открыт выход к Чёрному морю, разгромлен турецкий флот в Чесменском бою, был взят Рымник и Измаил под командой А. В. Суворова, выиграны морские сражения под командованием П. А. Румянцева и Ф. Ф. Ушакова. В XIX в., как указывает известный историк В. А. Соколов [2], на владение Кавказом претендовали Иран и Турция, Кавказ представлял интерес для Англии и Франции своими богатыми природными ресурсами. Поэтому в первой половине XIX в. на Кавказе разыгрываются драматические события ещё и внутренней, Кавказской войны, в которую вступило местное население. Эта

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

война продолжалась почти 30 лет. На этом трагическом событии мы и остановимся. Следует подчеркнуть, что такой выбор делается не по какой иной причине, как единственно по причине активного отражения этой войны в русской художественной литературе.

Кавказская война со стороны России не относилась к освободительной, как предшествующие и последующие крупные освободительные войны, например война с Наполеоном I и II мировые войны с Германией. Кавказская война была колониальной [3], велась на дальних южных границах России, в непривычном климате (лихорадки выкашивали до половины солдат русской армии), на неё «ссылали» декабристов после каторги в Сибири, в ней принимала участие прибывшая с Украины казачья армия, состав которой получал земли на Кавказе. Поэтому практически никаких патриотических чувств у солдат российской воюющей стороны не возникало, что и отразилось в русской литературе Х!Х в. А как известно, художественная литература, рассматриваемая в качестве исторического источника, сочетает достоверность с художественной ёмкостью, потому что создавалась она участниками событий и отразила не официальное представление о войне (мнение политиков), а представление непосредственных участников боёв (мнение окопников).

Именно вся эта необычность ситуации привлекла наше внимание с точки зрения формирования концепта «война», исторически привязанного к данной территории, его понятийной сферы (война на Кавказе), семантического окружения понятия «война» (не освободительная), особенностей отражения художниками слова антиномий (война - мир; противник - союзник; активное разрушение - пассивное созерцание; рабство и произвол - свобода личности; достойный восхищения человек - не вызывающий симпатии человек).

Этот концепт представляет интерес той значимостью личностей авторов, которые отразили его в своих произведениях. О Кавказской войне высказали суждение самые известные писатели XIX в.: А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. О ней отзывались уже состоявшиеся к тому времени как писатели декабристы А. И. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский, П. А. Катенин и другие, отбывавшие ссылку в так называемой «тёплой Сибири». Действительно, Кавказ явился местом ссылок людей инакомыслящих, местом, где гибель неугодного военного была в порядке вещей и не могла быть напрямую отнесена к проискам сильных мира сего.

Кавказ также считался и романтическим местом. Именно здесь А. С. Пушкин помещает своё Лукоморье - сказочную страну, географически расположенную в самом загадочном месте, при соединении Чёрного и Азовского морей.

Ещё одна особенность, повлиявшая на формирование концепта, состояла в том, что исторически на земли Кавказа и Кубани не распространилось крепостное право. Поэтому жизнь горских народов представлялась свободной и экзотической, что привлекло к Кавказу внимание писателей того времени, удовлетворяло их романтические и байронические представления, связанные с мечтой о свободной и счастливой земле, и на основе этого направляло творческие поиски.

Художественное осмысление культурно-исторической эпохи Кавказской войны объединено исторически сложившимся здесь концептом «кавказский пленник», который разворачивался и интерпретировался в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, продолжает привлекать внимание современных авторов, пишущих о кавказских событиях конца XX в. [4]

В. В. Цуркан [5] относит концепт «война» к числу культурно значимых для русского народа, так как история России, к несчастью, богата войнами. В. Б. Волкова отмечает в этом концепте антиномию позиций рассмотрения задач и результатов войны, которые разнились у высшего эшелона власти и у солдат, непосредственно несущих на себе тяготы

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

военной жизни. Последняя антиномия, получившая у автора название «штабная» и «окопная», позволяет рассматривать концепт «война» «с позиции и общей (государственной), и частной (человеческой) правды» [6]. Каждый писатель обычно выбирает один из этих ракурсов рассмотрения войны. В отражении в литературе Кавказской войны Х!Х в., как уже отмечалось, доминирует мнение непосредственных участников боёв.

Данный концепт отличается этнокультурной спецификой. Об этом свидетельствует различие в представлении о войне у враждующих армий, у разных народов на разных исторических этапах развития. Последнее отразилось в самом характере Кавказской войны, которую можно определить как партизанскую со стороны горцев.

Нашей задачей является рассмотрение концепта «война» не как культурной универсалии, а с точки зрения особенностей авторского типа мировосприятия, в конкретном авторском дискурсе, с позиции теории интертекстуальности. В этом плане рассмотрения концепт «война» относится к индивидуально-авторским концептам, обретающим смысловую значимость в результате авторской интерпретации явлений и процессов действительности и аккумулирующим в своём содержании и универсальный культурный опыт, и особенности индивидуально-авторской картины мира [7]. Рассмотрим индивидуально-авторское представление о кавказской войне.

А. С. Пушкин воспринимает Кавказскую войну романтически. Поэту только один раз пришлось увидеть реальные военные действия - сначала из окна штаба генерала Н. Н. Раевского-младшего (своего друга юности), а затем из строя казачьей сотни, когда поэт проявил ребячливость новобранца и понёсся на коне в атаку, вооружившись казачьей пикой, следом за конными казаками, по приказу ринувшимися в атаку. Генералу Н. Н. Раевскому срочно пришлось посылать своего адъютанта, чтобы вернуть поэта. Свой романтический поступок, о котором сохранилось множество упоминаний, сам Пушкин представил графически, изобразив себя скачущим на коне в атаку с пикой наперевес. Данное обстоятельство может объяснить характерное для Пушкина человеколюбца концептуальное представление о войне-опасности, которое отразилось в «Кавказском пленнике» и навеяно романтикой и элементом сказочности дальнего от столиц края:

Не спи, казак: во тьме ночной Чеченец ходит за рекой.

Бегите, русские певицы,

Спешите, красные, домой:

Чеченец ходит за рекой.

Здесь можно видеть повторы, характерные для русских сказок, позицию автора, проявляющуюся в прямом обращении к действующим лицам с предостережением.

Концепт «война» в «Кавказском пленнике» реализуется через бинарную оппозицию: «война» - «мир». При этом «мир» понимается максимально светло и романтично как осознанный отказ от насилия и ужасов разрушения, как объятия дружбы, уже открытые другим жителям многонациональной России:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно;

Но не спасла вас наша кровь,

Ни очарованные брони,

Ни горы, ни лихие кони,

Ни дикой вольности любовь!

Подобно племени Батыя,

Изменит прадедам Кавказ,

Забудет алчной брани глас,

Оставит стрелы боевые.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

Также романтично реализуется бинарная оппозиция «война» - «мир» в незаконченной поэме А. С. Пушкина «Тазит», в которой юный горец меняет социальную парадигму поведения: отказывается от жестокости и избирает христианское смирение:

Он только знает без трудов Внимать волнам, глядеть на звезды,

А не в набегах отбивать Коней с ногайскими быками И с боя взятыми рабами Суда в Анапе нагружать.

Здесь также звучит призыв к мирному выходу из противостояния народов, но уже выраженный не философски, отчасти напрямую, а через сложную образную систему, отражающую быт горцев, характерный для этапа социальных отношений, исторически уже пройденных в России. В романтичном восприятии мира автор един с молодым офицером, героем «Кавказского пленника», что свидетельствует о стабильности реализации миропонимания автора:

Как часто пленник над аулом Недвижим на горе сидел!

У ног его дымились тучи,

В степи взвивался прах летучий,

Орлы с утёсов поднимались И в небесах перекликались.

Романтический герой Пушкина и в «Тазите», и в «Кавказском пленнике» имеет мирные планы: Тазит хочет жениться на любимой, а пленника отпускает горянка, потому что того ждёт на родине возлюбленная.

Таким образом, в бинарной позиции «война» - «мир» Пушкин активно отстаивает позицию «мир». Индивидуально авторским в этой позиции является то, что она сорганизуется с другой бинарной позицией - «активное разрушение» и «пассивное созерцание». Позиция «мир» у Пушкина принимает форму «пассивного созерцания» (созерцательные настроения Тазита и пленника), что свойственно романтизму.

Концепт «война» у Пушкина-романтика реализуется параллельно с бинарной оппозицией «свобода личности» - «рабство и произвол». Тазит - пленник царящих в его семье кровожадных законов кровной мести, черкешенка - пленница своей семьи как в девичестве, так и в замужестве:

Я знаю жребий мне готовый:

Меня отец и брат суровый Немилому продать хотят В чужой аул ценою злата.

Если в антиномии «активное разрушение» и «пассивное созерцание» автор избирает «пассивное созерцание», то в антиномии «свобода личности» - «рабство и произвол» избирает позицию «активного разрушения», причём автор-романтик декларирует совершение активного поступка на грани невозможного: черкешенка совершает самоубийство, а Тазита проклинает отец, и герою не отдают в жёны любимую девушку.

Таким образом, «мир» у Пушкина в его кавказском цикле ассоциируется с «пассивным созерцанием», а «свобода личности» - с действием, с необходимостью борьбы, с «активным разрушением» существующего порядка вещей.

Иное индивидуально-авторское представление о Кавказской войне у А. С. Грибоедова, сатирика по своей сути, которому по служебной необходимости приходилось видеть страшные результаты войны. Изучая обычаи и языки горцев, помогая русским

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

солдатам вернуться из плена, А. С. Грибоедов воспринимает войну глазами её непосредственного участника. Автор реализует в стихотворении «Хищники на Чегеме» так называемый «окопный» вариант представлений о войне, причём в антиномии «противник» - «союзник» он актуализирует составляющую «противник», т. е. рассматривает ситуацию войны с точки зрения «противника», что даёт возможность разобраться в психологии этого «противника»:

Наши - камни, наши - кручи!

Русь! зачем воюешь ты Вековые высоты?

Стихотворение построено по типу древней обрядовой песни-восхваления. Горцы делят добычу и пируют в честь удачного военного похода, выигранной битвы, как это делали в древности и русские князья. Такое поведение было нормой для общинного, родового ведения хозяйства, поэтому удачный набег считался доблестью, его восхваляли, о нём слагали песни. Автор объясняет позицию противной воюющей стороны проявлением этнокультурного патриотизма и принадлежностью горцев к общинному, родовому укладу жизни. Здесь можно видеть проявление в художественном концепте авторского типа мировосприятия, демонстрацию культурно-исторической и этнокультурной специфики концепта «война». При этом позиция автора определяется научными взглядами историка и этнографа. Таким образом, бинарная позиция «противник» - «союзник» представлена у Грибоедова аналитически. При этом автор-рассказчик чётко стоит на позиции «мира».

Концепт «война» у профессионального военного, М. Ю. Лермонтова, представлен двояко. Как и А. С. Грибоедов, он показывает войну в стихотворении «Валерук» глазами горца, чеченца Галуба:

Да! будет, кто-то тут сказал,

Им в память этот день кровавый!

Чеченец посмотрел лукаво И головою покачал.

Автор представляет читателям Галуба как своего кунака, который сражается вместе с ним в одном отряде «охотников» (подобие партизанского отряда, в который входили и горцы, и казаки). Здесь специфично реализуется антиномия «противник» -«союзник»: союзником выступает тот, кто должен был быть в стане врагов. Причём этот человек искренне переживает за свой народ, что очень хорошо видно в диалоге, состоявшемся после боя на реке Валерук, боя, который закончился поражением горцев и обернулся крупными потерями русской армии:

Как месту этому названье?

Он отвечал мне: Валерик,

А перевесть на ваш язык,

Так будет речка смерти: верно,

Дано старинными людьми.

- А сколько их дралось примерно Сегодня? - Т ысяч до семи.

- А много горцы потеряли?

- Как знать? - зачем вы не считали!

В антиномии «война» - «мир» Лермонтов выступает как романтик-созерцатель и одновременно как философ:

Окрестный лес, как бы в тумане,

Синел в дыму пороховом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А там вдали грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

Тянулись горы - и Казбек Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?

Лермонтов никогда не рисует сам процесс боя, когда пишет о Кавказской войне, хотя яркие картины боя представлены в его знаменитом «Бородино», где он описывает освободительную войну и патриотизм русских солдат, которые «клятву верности сдержали». Война на Кавказе для него - кощунство («тревоги дикие войны»), и он говорит о ней в стихотворении «Валерук» очень сдержанно, как о вынужденном занятии, которое противно его человеческому естеству:

На вашем молодом лице Следов заботы и печали Не отыскать, и вы едва ли Вблизи когда-нибудь видали,

Как умирают. Дай вам Бог И не видать.

Хотя здесь представлено обращение к женщине, развлекающейся на балах, написанное военным, только что вышедшим из кровавого боя, но отсутствует всякая рисовка, которая могла бы быть эффектной в такой романтической ситуации.

Индивидуально-авторская картина мира, проявляемая в концепте «война», у Лермонтова по-человечески горькая, максимально сниженная.

Иначе концепт «война» выражен у писателя-декабриста А. А. Бестужева-Мар-линского. Кавказскую войну он воспринимает как соревнование в лихости и храбрости. Антиномия «противник» - «союзник» выстраивается у него в личностную позицию: «человек, достойный восхищения» - «человек, не вызывающий симпатии». При этом «человеком, достойным восхищения, отличающимся ратным духом», он называет противника: «...прелесть что за народ! Надо самому презирать опасность во всех видах, чтоб оценить это мужество. Они достойные враги, и я долгом считаю не уступать им ни в чем. У меня даже в числе их есть знакомцы, которые не стреляют ни в кого, кроме меня, выехав поодаль; это род поединка без условий. Быстрота их движений и их коней невообразима.» Как можно понять, Бестужев-Марлинский видит в «противнике» героя, а в Кавказской войне - только спортивное состязание в ловкости. Сам он оценивает свою жизнь невысоко, так как понимает, что приговорён умереть на Кавказе. Для него, как и для А. И. Одоевского, антиномия «война» - «мир» не является основной в кавказский период творчества, писатели хранят идеалы свободы России, как её понимали декабристы, а Кавказская война к этим идеалам отношения не имеет. В повести «Он был убит» Бестужев-Марлинский рисует войну как стихию, сравнивая грохочущую в горах грозу со стремительным нападением противника.

Писатель-декабрист П. А. Катенин в стихотворении «Сонет» определяет войну на Кавказе, в которой он вынужден был участвовать, как «прискорбную жизнь». Она составляет антиномию с понятиями «доблесть» и «врождённая чистота» человека. Таким образом, он также не принимает эту войну в «тёплой Сибири».

Как можно видеть, концепт «война» в художественной литературе о Кавказской войне XIX в. содержит исторические, этнографические и индивидуально-авторские характеристики, его рассмотрение требует учёта культурно-исторического контекста.

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

Концепт «война» в данном ракурсе рассмотрения представляет собой ментальное образование, отражающее полное неприятие этой войны русскими людьми, вынужденными в ней участвовать. Все антиномии, которые выстраиваются внутри концепта «война», свидетельствуют об этом. Анализ данного концепта позволил выявить исторические реалии, которые не проявляются при современной трактовке этого понятия. Перемещение семантических слоёв данного концепта, которое наблюдается при сравнении концептуального представления о войне у различных писателей в зависимости от их принадлежности к определённому литературному направлению, даёт возможность проведения многомерного анализа наполнения данного концепта.

Ссылки на источники

1. Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2004. - С. 51-52.

2. Соловьев В. А. Лермонтов на Кубани. - Краснодар: M&D production, 2005. - С. 11.

3. Там же.

4. Волкова В. Б. Концептосфера современной военной прозы: автореф. ... д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 2014. - С. 19.

5. Антология художественных концептов русской литературы XX века // Антология художественных концептов русской литературы XX века / ред. и авт.-сост. Т. И. Васильева, Н. Л. Карпичева, В. В. Цуркан. - М.: ФЛИНТА, 2013. - С. 32. - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6604026.

6. Волкова В. Б. Указ. соч. - С. 4.

7. Там же. - С. 17-18.

Olga Gordienko,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kuban State Technological University, professor Russian Kuban State University of Technology, professor Russian Academy of Natural History, Krasnodar [email protected] Violetta Zin'kovskaya,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, head of the Department of the Russian language of

Kuban State Technological University, Krasnodar

[email protected]

The concept "war" in the literature of the XIX century (on materials of the Caucasian War)

Abstract. The authors analyze the historical and cultural content of the concept "war" in the annex to the Caucasian war of the nineteenth century with antinomies in it (war -world; enemy - ally, active destruction -passive contemplation; slavery and tyranny -freedom of the individual and so on.). There is a comparison of individual copyright concepts related to the level of occurrence of the author in a situation of war, the conclusion of the reflection in the concept of "war" the complete rejection of the Caucasian War, the Russian people, forced to participate.

Keywords: concept "war", historical and cultural content of concept, concept of individual copyright content, the Caucasian war of the nineteenth century, A.S. Griboyedov, A.S. Pushkin, M.Y. Lermontov, Decembrist writers.

References

1. Vorkachjov, S. G. (2004) Schasfe kaklingvokulturnyjkoncept, Gnozis, Moscow, pp. 51-52 (in Russian).

2. Solov'ev, V. A. (2005) Lermontovna Kubani, M&D production, Krasnodar, p. 11 (in Russian).

3. Ibid.

4. Volkova, V. B. (2014) Konceptosfera sovremennoj voennojprozy: avtoref. ... d-ra filol. nauk, Ekaterinburg, p. 19 (in Russian).

5. Vasil'eva, T. I., Karpicheva, N. L. & Curkan V. V. (eds.) (2013) “Antologija hudozhestvennyh konceptov russkoj literatury XX veka”, Antologija hudozhestvennyh konceptov russkoj literatury XX veka, FLINTA, Moscow, p. 32. Available at: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6604026 (in Russian).

6. Volkova, V. B. (2014) Op. cit., p. 4.

7. Ibid., pp. 17-18.

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе XIX века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15258. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. - ISSN 2304-120X.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 17.08.15 Получена положительная рецензия 19.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 19.08.15 Опубликована 31.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е., 2015

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.