ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 809.1 ББК 83.3 Р 6-8
Базылова Людмила Анатольевна
соискатель
Брянск
Вazylova Lyudmila Anatolievna
Post-graduate
Bryansk
Концепт Дом в индивидуально-авторской картине мира А.Ахматовой The Concept of House/Home in the Individual World Model of A. Ahmatova
Статья посвящена описанию некоторых сторон языковой репрезентации концепта Дом, одной из важнейших культурных, ментальных, языковых констант в русской национальной и художественной концептосферах. Рассматривается отражение данного концепта в поэтических текстах А.Ахматовой и, используя принцип полевой модели, выявляются входящие в его структуру микрополя, а также средства их образной языковой репрезентации.
This article is devoted to the description of some aspects of the language representation of the concept House/Home as one of the most important cultural, mental and language constants in the Russian national and art sphere of concepts. The reflection of this concept in the poetic texts of A.Akhmatova is presented. According to the field model principle the structural micro fields of the concept House/Home are revealed and the means of its language figural representation are analyzed in this article.
Ключевые слова: концепт, индивидуально-авторская картина мира, поле, микрополе, лексема, поэтический текст.
Key words: concept, individual author’s world model, field, micro field, lexeme, poetic text.
Концепт и концептосфера (картина мира) являются основными категориями когнитивной лингвистики. Это категории мыслительные, ненаблюдаемые, что дает большой простор для их толкования. По определению Е.С.Кубряковой, концепт - «оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы мозга, всей картины мира, квант знания» [3, с.90-92], он позволяет изучать связь языка, сознания и культуры.
Одной из важнейших культурных, ментальных, языковых констант в русской национальной концептосфере является концепт Дом. В рамках картины
мира русского этноса чрезвычайно важным и интересным нам представляется рассмотрение данного концепта как фрагмента авторской художественной картины мира А. Ахматовой, яркой представительницы русской поэзии начала XX века и языковой личности, обладающей неординарным мировидением и нестандартным внутренним миром. Концепт Дом широко представлен в поэтических текстах А.Ахматовой, ее даже называют «поэтом дома» [5], так как Дом для нее - бесспорная ценность, святыня, духовный мир.
При рассмотрении концепта Дом в индивидуально-авторской картине мира А.Ахматовой мы будем придерживаться полевой модели концепта, разработанной З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, согласно которой в структуре концепта принято различать ядро (в нашем случае лексема дом) и обширную периферию.
Ключевая лексема дом представляет содержание концепта, локализирующегося в совокупности шести основных взаимосвязанных микрополей I ступени: 1. Дом- Родина («На этой древней сухой земле я снова дома» [1, с.327]); 2. Дом-строение («Течет река неспешно по
долине,/Многооконный на пригорке дом» [1, с.134]); 3. Дом - жизненное пространство («Живи в моем дому, /Пой песнь, что я сложила» [1, с.316]); 4. Дом- духовный мир («Пусть мой корабль пошел на дно,/Дом превратился в дым» [1, с.355]); 5. Антидом. («Ах, я дома как не дома- /Плачу и грущу» [1, с.88]);
Каждое из вышеуказанных микрополей в свою очередь состоит из микрополей второй ступени, где представлены различные семантические варианты, надбавки, а также специфические средства репрезентации рассматриваемого концепта.
Важно отметить, что при изучении концептуального поля Дом в поэтическом дискурсе необходимо учитывать влияние на него смежных концептов, таких как Память, Смерть, Одиночество. В отдельных случаях они переплетаются и сливаются с исследуемым концептом, растворяются в нем.
В рамках микрополя Дом- Родина пространство дома не ограничивается стенами какого-либо строения, а расширяется до пространства города, страны, отечества. В структуру данного микрополя входят микрополя II ступени: Дом-город (Петербург, Ташкент) и Дом-страна (Россия). Любовь к Дому-отечеству ярко представлена в поэтическом дискурсе А.Ахматовой, но все же она не идеализировала родное отечество, считая его погрязшим в грехе. И даже когда
ее лирическая героиня слышит голос: «Иди сюда, /Оставь свой край глухой и грешный,/Оставь Россию навсегда» [1, с.135], она отказывается покинуть родину. В стихотворении «Петроград, 1919» остаться дома означает не оставить страну в эпоху массовой эмиграции интеллигенции, сохранить любовь к нему, не утратить Дом-отечество: «Никто нам не хотел помочь/ За то, что мы остались дома,/ За то, что город свой любя,/ А не крылатую свободу,/ Мы сохранили для себя/ Его дворцы, огонь и воду» [1, с.136].Здесь дом-родина и дом-город слиты воедино.
Все же во время Великой Отечественной войны А.Ахматова вынуждена покинуть родной Ленинград, ее эвакуируют в Ташкент, где она пробудет с 1941 по 1944 год. Ташкент- город, ставший для Ахматовой вторым домом, о котором она, уже вернувшись на свою историческую Родину, напишет: «Рахмат, Айбек, рахмат, Чусти,/ Рахмат, Тошкент!- прости, прости,/ Мой тихий древний дом» [1, с.354]. Тем не менее, Россия все же ближе и роднее, возвращение в страну-победительницу в мае 1944 года описано в стихотворении «С самолета»: «Дома, дома- ужели дома!/ Как все ново и как знакомо,/ И такая в сердце истома,/ сладко кружится голова...»[1, с. 209]. Здесь наречие дома означает «на родине, в родных местах» [6, т.1, с.425].
В рамках микрополя Дом- строение возможно употребление таких характеристик дома, как деревянный, большой, многооконный: «Где видел я персидскую сирень,/ И ласточек, и домик деревянный?» [1, с.115]. Данное микрополе тесно взаимосвязано с микрополем Дом - жизненное пространство, иногда они пересекаются и наслаиваются друг на друга, так как ахматовский дом - это как правило не просто строение, а строение, предназначенное для жилья, определенное жизненное пространство, репрезентируемое в поэтических текстах различными лексическими и стилистическими средствами: жилье, жилище, храмина, горница, светлица, келья, палаты и.т.д. Причем пространство дома постоянно изменяется в зависимости от внутреннего состояния и выбранной роли лирической героини: если она- представительница народа, то ее жилище стилизуется под фольклорную горницу, светлицу («Снова мне в прохладной горнице/ Богородицу молить./Трудно, трудно жить затворницей,/да трудней веселой быть» [1, с.121]; «И, придя в свою светлицу /Застонала хищной птицей,.») [1, с.151], если же героиня выступает в образе праведницы, монашки, то пространством ее жизни становятся келья, храм («Много нас таких бездомных,/ Сила наша в том, Что для нас, слепых и
темных,/Светел божий дом.» [1, с.70]; «... Один непостижимый лик./О Боже! Для чего возник /Он в одинокой этой келье»)[1, с.351], а грешнице место в тюрьме, могиле, аду («И знала я, что заплачу сторицей/ В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,/ Везде, где просыпаться надлежит/ Таким, как я, - но длилась пытка счастьем») [1, с.255].
Микрополе Дом- жизненное пространство включает в себя следующие составляющие:
а) Границы, части дома (окно, дверь, порог, стены, крыша и т.д.); Важнейшая функция Дома - защитная, он «противопоставлен окружающему миру как пространство закрытое - открытому, безопасное- опасному, внутреннее- внешнему» [7, с.168]. «Дом представляет собой самостоятельное замкнутое пространство, отграниченное от внешнего мира. Особо важна верхняя граница, т.е. крыша, <...> Крыша- покров, защита дома сверху, подвергающаяся воздействию внешнего мира.» [8, с.68]. Но крыша ахматовского дома ненадежна, она не укрывает дом от напастей извне: «Что ни дом- в болото щель./ Под дырявой крышей стынем.»; «Под крышей промерзшей пустого жилья/ Я мертвенных дней не считаю» [1, с.87].
Такие пространственные экспликаторы концепта Дом как стены, окна, двери, также не защищают его, они либо превращаются у Ахматовой в знаки «заточенья» («От подушки приподняться нету силы,/ А на окнах частые решетки» [1, с.66]; «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни/ На краешке окна, и духота кругом, /Когда закрыта дверь и заколдован дом...»[1, с. 207]), либо «выступают в роли «медиаторов», соединяющих микро- и макрокосм бытия (человека и внешний мир)» [2, с.237]: «Ах, дверь не запирала я,/Не зажигала свеч» [1, с.35]; «Я окошко не завесила, /Прямо в горницу гляди» [1, с.130];
б) Мебель, атрибуты дома (кровать, колыбель, зеркало, кресло, икона, свеча и т.д.); Зачастую внутреннее убранство дома, детали домашнего интерьера отражают внутреннее состояние и образ жизни лирической героини. Так, в стихотворении «Протертый коврик под иконой.» [1, с.74], в домашнем пространстве «сталкиваются» диссонирующие атрибуты дома, что свидетельствует о некой двойственности настроения самой героини: с одной стороны, она набожна, религиозна (протертый коврик под иконой, лампадка), с другой- ничто мирское ей не чуждо (пяльцы, расписанные рукой любовной кустаря укладки, сладкий запах роз, а также платок, под который ахматовская героиня брезгливо прячет зацелованные пальцы).
с) Пространство вокруг дома (двор, сад, деревья, ворота, забор, ограда); Дом зачастую включает в себя не только строго ограниченное стенами пространство, но и примыкающую к нему территорию (двор, сад). Так, в стихотворении «Твой белый дом и тихий сад оставлю» [1. с.77], лирическая героиня Ахматовой, уходя, покидая чье-либо жизненное пространство, оставляет не только дом, но и примыкающий к нему сад.
Границей между своим (двор, дом, сад) и чужим пространством, первой «стеной» защиты являются ворота (ограда, забор, изгородь). Символичным является то, что у Ахматовой ворота защищают скорее чужое пространство, а не своё, служат своего рода «проводником» для опасностей и невзгод извне: «Или забыты, забиты, за... кто там/ Так научился стучать? Вот и идти мне обратно к воротам/Новое горе встречать» [1, с.335].
д) Бытие, жизнь в доме (жить, жизнь, молить, молиться, быть, творить, тишина, пустота, одиночество). В ахматовском доме трудно жить, там одиноко, темно, тихо и страшно. Лишь в ранних стихах можно встретить описание светлого, гармоничного, уютного дома. Например, в стихотворении «Молюсь оконному лучу.» дом наполнен светом, подобен храму, но даже здесь нет ощущения радости и легкости бытия. Героиня одинока, ее единственное утешение- оконный луч: «. Но в этой храмине пустой,/ Он словно праздник золотой/ И утешенье мне» [1, с.20].
Чем дальше, тем реже возникает образ светлого дома. Так, стихотворение «Белый дом», в котором описывается дом лирической героини, оканчивается словами «И видно никто не знает,/ что белого дома нет» [1, с.112]. Темный, мрачный дом, как антипод «белому», наполненному светом, атмосферой тепла и уюта, встречается намного чаще: «Эта песня последней встречи./Я взглянула на темный дом» [1, с.28]. В поэтическом дискурсе Ахматовой встречаются такие концептуальные признаки дома, как безлюдный, опустелый, оледенелый, разоренный, тихий, что отражает внутренний мир самой героини, способ ее мировидения: «Я давно предчувствовала этот/ Светлый день и опустелый дом» [1, с.181].
В рамках микрополя Дом - жизненное пространство можно выделить микрополе II ступени: Дом - последнее пристанище. В данном виде корреляции необходимо отметить взаимосвязь концептуальных полей Дом и Смерть. Согласно религиозным представлениям после смерти душа умершего покидает «земной» дом, устремляется в Царство Небесное, которое у
Ахматовой также приобретает пространственные характеристики дома и ассоциируется с кремлем: «Лучше б нас не было на земле,/ Лучше б мы были в Небесном кремле,.» [1, с.369].
Микрополе Дом- духовный мир занимает важное место в индивидуально-авторской концептосфере А.Ахматовой и сопряжено с концептуальными полями других концептов: Одиночество, Творчество,
Память. Ахматовская героиня сама созидает дом «внутри себя» и противопоставляет свой «духовный» дом дому «материальному». Она призывает отказаться от «материальных» ценностей, земных отрад: «Земной отрадой сердце не томи,/ Не пристращайся ни к семье, ни к дому» [1, с.138]; «Позабудь о родительском доме,/уподобься небесному крину./Будешь, хворая, спать на соломе,/И блаженную примешь кончину» [1, с.106]. Следовательно, чем хуже, беднее жилище, чем проще земное существование, тем прочнее и надежнее «духовный» дом, образными инвариантами которого являются лексемы храм, башня: «Так много камней брошено в меня, /что ни один из них уже не страшен./ И стройной башней стала западня,/ Высокою среди высоких башен» [1, с.78].
В стихотворении «Уединение» отражено именно духовное строительство, возможное во многом благодаря одиночеству и поэтическому творчеству. Поэтический внутренний мир - дом, в котором кипит творческая работа, в который врываются мысли, стихи, поэмы: «Одно (стихотворение), словно кем-то встревоженный гром,/ С дыханием жизни врывается в дом» [1, с.192]. Причем, сам поэт - «приветливый хозяин», а читатель- «благосклонный гость» такого дома: «Один ведет гостей в хоромы,/ другой- под своды шалаша,/ А третий прямо в ночь истомы,/Моим- и дыба хороша». [1, с.336].
Интересен пример, в котором лексема дом является одним из репрезентантов концепта Творчество и образным вариантом лексемы поэма: «До середины мне видна/ Моя поэма. В ней прохладно,/ Как в доме, где душистый мрак,/ и окна заперты от зноя...»[1, с.206].
В художественной картине мира Ахматовой поле концепта Дом пересекается с полем концепта Память. Так, дом является хранителем памяти: «Я прошлое в доме моем берегу,/ Над прошлым тайно колдую» [1, с.305], а память, воспоминания уподобляются дому, что ярко отражено в одной из «Северных» элегий Ахматовой, «Шестой». Здесь одна из эпох воспоминаний уподобляется «уединенному дому»: «Уже не свод над головой, а где-то/ В
глухом предместье дом уединенный ...»[1, с. 258]. А в стихотворении «Бежецк» Память выступает в образе «строгой, скупой хозяйки», открывающей свои «терема», то есть приглашающей в безоблачное, беззаботное прошлое: «Там строгая Память, такая скупая теперь,/ Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;/ Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...»[1, с. 136]. О соотнесении Памяти с пространственной моделью дома свидетельствует и стихотворение «Подвал Памяти» [1, с.185], где образ подвала, хранилища в авторском представлении символизирует именно глубины памяти.
Дом в картине мира А.Ахматовой «разрушается», постепенно превращается в Антидом, то есть претерпевает разного рода трансформации: жилое, безопасное, сакральное пространство Дома становится нежилым, опасным, инфернальным, демоническим. Лексическими репрезентантами данного микрополя являются такие образные вариации дома, как тюрьма, зловонный подвал, подземелье, могила, ад: «. Как в негашеной извести горю,/ Под сводами зловонного подвала» [1, с.334]. Образ тюрьмы, являясь зловещим символом жизни личности в социуме, становится знаком духовного «заточения», личностной неволи в чужом доме: «Я не хочу ни трепета, ни боли,/Мне муж- палач, а дом его- тюрьма» [1, с.142]. Ахматовский Дом ненадежен, опасен, беда подкрадывается не только снаружи, но и живет внутри него и в нем «не совсем благополучно» [1, с.116]. Дом проницаем, притягивает к себе демонические, потусторонние силы (мертвецов, домовых), что свидетельствует о его превращении в инфернальное пространство: «Даже мертвые нынче согласны прийти,/ И изгнанники в доме моем» [1, с.145]; «В том доме было очень страшно жить» [1. с.255].
Анализ поэтических текстов А.Ахматовой, которые являются богатым материалом для исследования, позволяет сделать вывод о том, что концепт Дом сложен, многогранен, динамичен, изменчив, подвержен влиянию смежных концептов. Кроме того важной чертой ахматовского мировидения является оригинальное переплетение всех смысловых узлов, когнитивных слоев и признаков исследуемого концепта. Выявленные нами микрополя, входящие в структуру концепта Дом, а также анализ средств их языковой реализации не только способствуют представлению индивидуально-авторской картины мира А.Ахматовой, но и в то же время служат источником обогащения содержательной комплектации данного концепта в рамках национальной концептосферы русского этноса.
Библиографический список
1. Ахматова А.А. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения и поэмы [текст] /А.А.Ахматова.- М.: Художественная литература,1987.-512с.
2. Кихней Л.Г., Галаева М.В. Локус дома в лирической системе Анны Ахматовой [текст] /Восток-Запад: Пространство русской литературы, материалы международной научной конференции/ Л.Г. Кихней, М.В.Галаева.- Волгоград, 2005.- С.237-247
3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов [текст]/ Е.С.Кубрякова. - М.: Наука,1996.
4. Попова З.Д, Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике [текст]/ З.Д. Попова, И.А.Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001.-192с.
5. Рубинчик О.Е. Но где мой дом...[текст]/ О.Е.Рубинчик.- Toronto Slavic Quarterly-2007, №20, а также www.utoronto.ca
6. Словарь русского языка, в 4-х т. [текст]/ под ред. А.П.Евгеньевой.- 2 изд. испр. и доп.- М.: Русский язык, 1981-1984
7. Топорков А.Л. Дом [текст]/ А.Л. Топорков//Славянская мифология: Энциклопедический словарь.- М.: Эллис Лак, 1995
8. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира [текст] /Т.В.Цивьян // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам, вып. 20, -Тарту, 1987
Bibliography
1. Akhmatova, A.A.Writings. in 2 Vol. V.1. Verse and Poems [Text] / A.A Akhmatova. -M.: Fiction, 1987. - 512 p.
2. Dictionary of the Russian Language: in 4 Vol. [Text]/ Edited by
A.P. Evgenieva.- M.: Russian Language, 1981-1984.
3. Kikhney, L.G., Galaeva, M.V. Locus of the House/Home in the Lyrical System of A.Akhmatova [Text]/ East - West: The Russian Literature Area, Materials of International Scientific Conference/ L.G. Kikhney, M.V.Galaeva.- Volgograd, 2005. - P.237-247
4. Kubryakova, E.S. Dictionary of Cognitive Terms [Text] / E.S. Kubryakova.- M.: Science, 1996.
5. Popova, Z.D., Sternin, I.A. Essays on Cognitive Linguistic [Text]/ Z.D. Popova, I.A. Sternin.- Voronezh: Sources, 2001.-192 p.
6. Rubinchik, O.E. But Where is My Home... [Text]/ O.E. Rubinchik/ Toronto Slavic Quarterly-2007, №20. - [Electronic Resource]. - Access Mode: www.utoronto.ca
7. Toporkov, A.L. House/Home [Text] / A.L. Toporkov/ Slavic Mythology: Encyclopedic Dictionary.-M.: Ellis Lak, 1995.
8. Tsiviyan, T.V. House/Home in the Folklore World Model/ T.V. Tsiviyan// Semiotic of Culture. Sign System Works. - Iss.20. - Tartu, 1987.