Предложенные рекомендации могут привести к совершенствованию информационных продуктов ГТРК «Бурятия». Залогом успеха любого телеканала сегодня является, в первую очередь, заполнение эфира качественными и востребованными новостными программами. ГТРК «Бурятия» способна учитывать долгосрочные перспективы своего развития и ориентироваться на стремление выдавать в эфир качественные, интересные информационные продукты.
Литература
1. Атанова Анна. - URL: http://bgtrk.ru/materialyi-o-bgtrk/2010-08-26-10-50-57/anna-atanova.html.
2. Варфоломеев Александр Георгиевич. - URL: http://bgtrk.ru/materialyi-o-bgtrk/2010-08-26-10-50-57/varfolomeev-aleksandr-georgievich.html.
3. Мартынова Ю.С. Информационные стратегии в политике современного государства (теоретико-методологические аспекты): автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2004.
4. Новостное вещание ГТРК «Бурятия»: Комплексный анализ. - Улан-Удэ, 2012.
Сахаровская Людмила Васильевна, старший преподаватель кафедры журналистики и рекламы Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук.
Sakharovskаyа Lyudmila Vasilevna, senior lecturer, department of journalism and advertising, Buryat State University, candidate of historical sciences. Тек +7-914-632-54-25; e-mail: [email protected]
УДК 316.472.47:35.073(571.54)
© В.В. Башкеева, А.А. Халбаева Концепт «Бурятия» в интернет-сайтах: от имиджа к бренду
Проведен контент-анализ имиджа Бурятии в интернет-сайтах Республики Бурятия, сделан вывод о противоречивом образе региона.
Ключевые слова: имидж, бренд Бурятии, концепт, физические объекты, интернет-сайты.
V.V. Bashkeeva, A.A. Khalbaeva Concept "Buryatia" in the Internet-sites: from image to brend
The content analysis of the image of the Republic of Buryatia has been made in the Internet sites, the conclusion on the conradic-tory image of the region has been drawn.
Keywords: image, brend of Buryatia, concept, physical objects, the Internet-sites.
В условиях прагматического экономического общества, какое в настоящее время развивается в России, возникает необходимость в грамотном позиционировании того или иного субъекта рынка. В глобальном масштабе это касается национальных государств, административных субъектов, городов в рамках этих государств; в более частных проявлениях это позиционирование различных компаний с их продукцией, отдельных личностей с их сферой деятельности.
Республика Бурятия как административный субъект Российской Федерации заинтересована сегодня, как, впрочем, и все остальные регионы страны, в своем правильном позиционировании. Формы этого позиционирования могут быть различны, многообразны, могут касаться деятельности властных структур, экономики, культуры, образования и т.д. Но в любом случае все сферы деятельности регионального сообщества находят отражение в средствах массовой информации.
Нас интересует, как Республика Бурятия, рассмотренная нами как концепт «Бурятия», показана в Интернете. Интернет в качестве нового информационно-коммуникационного средства, в отличие от традиционных региональных СМИ, позволяет расширить читательскую среду, усилить свое влияние, дает особые возможности для позиционирования.
Гипотеза исследования связана со стремлением установить статус позиционирования Бурятии. В течение нескольких лет в республике обсуждается необходимость создавать такой бренд, который был бы привлекателен для российских и иностранных туристов. Так, в 2008 г. прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации: бренд региона», в рамках которой работали секции: «Бренд и брендинг: вопросы методологии»; «Бренд и экономика региона»; «Бренд и культура региона», был проведен круглый стол «Региональные бренды: состояние, проблемы формирования, перспективы развития». В том же году Информационно-аналитическим комитетом Администрации Президента РБ и другими заинтересованными структурами был проведен республиканский конкурс «Бренд Республики Бурятия», кото-
рый должен был способствовать развитию индивидуальных или корпоративных проектов имидж-продвижения, пиар-кампаний, имиджевой рекламы, стиля, мероприятий, брендов Бурятии.
В августе 2011 г. ГК «Метрополь» и японская туристическая корпорация JTB заключили договор о создании международного туристического бренда «Бурятия» для продвижения на японский туристический рынок (http://www.newbur.ru/news/3561). В 2012 г. в преддверии Года туризма в Бурятии состоялись круглые столы «Продвижение бренда озера Байкал», «Продвижение Бренда Бурятии в интернете». Речь шла о продвижении бренда Бурятии в social media и в блогосфере. В 2013 г. правительство провело конкурс на лучшие сайты и блоги, которые занимаются продвижением бренда Бурятии в Интернете.
Установка на продвижение бренда Бурятия в условиях создания туристической зоны реализуется сегодня на различных уровнях. Однако можно констатировать, что в настоящее время заинтересованные структуры и организации пошли по пути формирования скорее отдельных брендов. К их числу относят озеро Байкал, тему гуннов, волейбольную команду «Хара морин», соревнования «Байкальская рыбалка», шахматы, Великий чайный путь, буузы и др. Между тем вопрос о том, что же предлагает Бурятия миру как общий бренд, не вполне ясен. Более того, неясно, имеется ли имидж бренда или определенно сформированный имидж как сущностная основа для формирования бренда. «Имидж - целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.» [Российский энциклопедический словарь, с. 447]. Важно понять в рыночных условиях, какой имидж - положительный или отрицательный - имеет Бурятия в Интернете, реализуется ли в деятельности электронных СМИ, которые во многом способствуют формированию имиджа, идея создания бренда в Бурятии.
Нами были рассмотрены три сайта: государственная телерадиокомпания «Бурятия» (http://www.bgtrk.ru), независимая газета «Новая Бурятия» (http://www.newbur.ru), бурятский филиал межрегиональной медиа-группы «Ulan media» (http://ulanmedia.ru), сайт главы Республики Бурятия В.В.Наговицына (http://www.glava.govrb.ru) Первые два сайта являются интернет-вариантами электронных и печатных СМИ, причем на сайте «Новой Бурятии» появляются дополнительные материалы. Третий сайт зарегистрирован как Интернет-СМИ, четвертый сайт представляет сайт административного лица. При всей относительности выбора данных сайтов на фоне сравнительно большого количества новостных бурятских сайтов, которые не вошли в рамки исследования, все же можно сделать важный срез, позволяющий понять, как позиционируется концепт «Бурятия» в Интернет-сайтах.
Были изучены материалы за период с 15 января по 15 марта 2014 г. Интервал в два месяца позволяет сделать достаточно репрезентативные выводы. Методика отбора и контент-анализа материалов позволяет придти к определенным выводам. Безусловно, для удачного позиционирования республики важно, чтобы новости с положительным окрасом доминировали, причем не просто в количественном отношении, а содержательно. Простого соотношения 50 на 50 в этом случае недостаточно: одна отрицательная новость может перевесить ряд позитивных материалов. Психолог А.Ю. Панасюк отмечает, что «если два сигнала - положительный и отрицательный - воздействовали на человека, допустим, с одинаковой силой, то при прочих равных условиях положительный сигнал будет все же менее значим, чем отрицательный, ибо для нас важнее то, что угрожает жизнедеятельности, чем то, что ее улучшает» [Панасюк, с. 33]. Важно также, к какому разряду (рубрике, теме) относится материал и какое место эта рубрика занимает среди других.
Прежде всего рассмотрим использование концепта «Бурятия» в различных рубриках интернет-сайтов. Сам концепт рассматривается через лексему «Бурятия» и составные части концепта, вызывающие представление о Бурятии, но выраженные другими лексемами. Последовательность представления рубрик зависит от степени убывания положительного окраса. Кроме того, вначале описываются рубрики с большим количеством новостей. Подробно представим один сайт, для того чтобы можно было понять методы отбора и анализа материалов. Сделаем это на примере сайта «ГТРК Бурятия».
На этом сайте в 9 из 20 имеющихся рубрик использовался данный концепт. В рубрике «Культура» было проанализировано 47 материалов, они имеют 100% положительного окраса. Представлены физические объекты, характеризующие культурную жизнь региона: Бурятия, Улан-Удэ, театр «Уль-гэр», национальная библиотека Бурятии, театр оперы и балета, конкурс "Баатар Дангина», бурятская филармония, театр «Байкал», музей истории Улан-Удэ, выставка «Бурятия - центр буддизма в России», артисты бурятского цирка, национальный музей Республики Бурятия, жители Бурятии, республиканская детско-юношеская библиотека, Бурятский театр драмы, художественный музей им. Сам-пилова, фильм «Булаг», артисты театра «Байкал», ансамбль «Саран туяа». Большое количество объ-
ектов свидетельствует либо об активно протекающих культурных процессах, либо о специальном интересе журналистов к культуре Бурятии.
Физический объект «Бурятия» раскрывается через сочетания следующих слов: в Бурятии выберут лучшего работника, выступят оперные звезды, составили рейтинг, начали выпускать журнал, состоится фестиваль, представят оркестр, обсуждают новые методики, состоится презентация, состоится конкурс, определят чемпиона. Физический объект «Улан-Удэ» раскрывается через сочетания слов: в Улан-Удэ откроется фестиваль, презентуют книгу, состоится концерт, презентовали оркестр, стартовал конкурс, пройдет бурятская национальная игра, открылся дискуссионный клуб, станцевали «Глобальный ёхор», начнется празднование Сагаалгана, состоится встреча, пройдет мероприятие, откроется выставка. Как следствие создается образ яркой культурной жизни в Бурятии, в ее столице Улан-Удэ.
Физические объекты «театр Ульгэр», «Национальная библиотека», «Театр оперы и балета», «Конкурс "Баатар Дангина"», «Бурятская филармония», «Театр "Байкал"», «Музей истории Улан-Удэ» раскрываются следующим образом: «Театр "Ульгэр" отпразднует день кукольника», «Национальная библиотека получила поэтический сборник; приглашает...», «В национальной библиотеке прозвучат ...», «В театре оперы и балета премьера спектакля», «Конкурс "Баатар - Дангина" пройдет.», «Бурятская филармония объявила программу; прошел концерт; пройдет концерт», «Театр "Байкал" приглашает на концерт», «В музее истории Улан-Удэ откроется выставка». Физические объекты «Выставка "Бурятия - центр буддизма в России"», «Национальный музей Республики Бурятия», «Республиканская детско-юношеская библиотека», «Бурятский театр драмы», «Художественный музей им. Сампилова», «Фильм "Булаг"», «Ансамбль "Саран туяа"» раскрываются через сочетания слов: выставка «Бурятия - центр буддизма в России» открылась в Сочи, национальном музее Республики Бурятия открывается школа, пройдет мастер-класс, Национальный музей Республики Бурятия представит Бурятию, в республиканской детско-юношеской библиотеке прошел праздник, «урятский театр драмы представит спектакль; приготовил представление, «В художественном музее им. Сампилова откроется выставка, фильм «Булаг» снова выйдет в прокат, ансамбль «Саран туяа» принял участие. Физические объекты «Жители Бурятии», «Артисты Бурятского цирка», «Артисты театра "Байкал"» раскрываются через сочетания слов: жители Бурятии стали чаще посещать музеи и театры, артисты Бурятского цирка выступили в Москве, артисты театра «Байкал» принимают участие. Во всех указанных случаях речь идет о новых акциях, концертах, выставках, праздниках, сборниках и т.д.
В рубрике «Бизнес» было рассмотрено и проанализировано 7 материалов. Все они имеют положительный окрас (100%). Представлены физические объекты, характеризующие предпринимательскую деятельность в регионе: Бурятия, Улан-Удэ, предприниматели Бурятии, инвесторы. Физический объект «Бурятия» раскрывается через сочетания слов: в Бурятии проводится конкурс, вводят меры, стартовала акция, стартует реалити-шоу. Окрас этих сочетаний положительный и создает образ развивающегося, модернизирующегося предпринимательства в республике. Физические объекты «Инвесторы», «Улан-Удэ», «Предприниматели Бурятии» раскрываются через сочетания слов: инвесторов ждут каникулы, в Улан-Удэ пройдет., предприниматели Бурятии приглашаются на форум. Окрас во всех случаях положительный. Так как речь идет о международном форуме, предприниматели Бурятии характеризуются как успешные и значимые на международном рынке специалисты.
В рубрике «Общество» было рассмотрено и проанализировано 5 материалов, 100% положительного окраса новостей. Представлены физические объекты, характеризующие социальные отношения в регионе: Бурятия, Улан-Удэ, жители Бурятии. Физический объект «Бурятия» раскрывается через сочетания слов: в Бурятии займутся популяризацией семейных ценностей, 3 тысячи семей за пять лет благополучно преодолели кризис, около 100 одиноких стариков устроились в приемные семьи. Окрас всех этих сочетаний положительный и создает образ благополучного состояния института семьи в Бурятии. Физический объект «Улан-Удэ» раскрывается через сочетание слов: в Улан-Удэ поблагодарили меценатов. Окрас положительный. Физический объект «Жители Бурятии» раскрывается через сочетание слов: жители Бурятии стали лауреатами премии «Человек года - 2013». Окрас положительный и характеризует жителей Бурятии как успешных и социально активных людей.
В рубрике «Международные отношения» было рассмотрено и проанализировано 2 материала. Рубрика имеет 100% положительного окраса. Представлены физические объекты, характеризующие международные отношения в регионе: Монголия и жители Бурятии. Физические объекты «Жители Бурятии», «Монголия» раскрываются через сочетание слов: Монголия заинтересована, жители Бурятии смогут оформить визу. В целом, международные отношения Бурятии показаны устойчивыми и развивающимися.
В рубрике «Наука и техника» было рассмотрено и проанализировано 2 материала. Рубрика представлена на 100% положительным материалом. Так, физический объект «Академическая и вузовская наука Бурятии» раскрывается через сочетание слов: академическая и вузовская наука Бурятии предлагает инновационные идеи.
В рубрике «Образование» было рассмотрено и проанализировано 25 материалов. Рубрика на 88% представлена положительно, на 12% - отрицательно. Представлены физические объекты, характеризующие уровень образования в регионе: Бурятия, школьница из Бурятии, школы Улан-Удэ, глава Бурятии, учителя школ республики, студенты и школьники республики, общественный университет «Знание», студенты Бурятского госуниверситета, центр детского чтения им. Абидуева, Министерство образования и науки России, вуз Улан-Удэ.
Физический объект «Бурятия» раскрывается через сочетания слов: начала работу школа вожатых, будут созданы условия, школы получат компьютеры, сокращается число студентов-бюджетников, планируется "закрыть" дефицит школьных психологов, уровень сдачи ЕГЭ стабильно положительный, Народный Хурал рассмотрит развитие системы, будут созданы образовательные округа, открылась школа, стартовал этап олимпиады, Бурятия получит 60 млн рублей на реализацию инициативы. Окрас новостей: 1 - отрицательный, 10 - положительный.
Физические объекты «Глава Бурятии», «Школьница из Бурятии», «Учителя школ республики», «Студенты и школьники республики», «Студенты БГУ» раскрываются через сочетания слов: глава Бурятии поручил решить проблему, школьница из Бурятии стала призером, учителя школ республики готовятся к принятию Кодекса профессиональной этики, студентов и школьников республики приглашают на молодежный форум, студенты БГУ будут подготовлены к языковому экзамену; получили возможность проходить практику в Госдуме России. Окрас положительный.
Физические объекты «Школы Улан-Удэ», «Общественный университет «Знание», «Центр детского чтения им. Абидуева», «Вуз в Улан-Удэ», «Министерство образования и науки России» раскрываются через сочетания слов: школы Улан-Удэ могут начать работать в три смены, общественный университет «Знание» отмечает свой юбилей, в центре детского чтения им. Абидуева завершилась декада науки и техники, вуз в Улан-Удэ получил статус, Министерство образования и науки России приостановило работу двух диссертационных советов. Окрас в 4 случаях положительный, в одном -отрицательный.
В рубрике «Здоровье» было рассмотрено и проанализировано 8 материалов. Преобладает отрицательный окрас новостей - 62,5%, положительный окрас встречается в 37,5% материалов. Представлены физические объекты, характеризующие уровень здравоохранения и здоровья жителей региона: «Бурятия», «Улан-Удэ», «жители Бурятии». Физические объекты «Бурятия», «Жители Бурятии» раскрываются через сочетания слов: появились заболевшие, прогнозируется подъем заболеваемости, число заболевших увеличилось, жители Бурятии стали чаще болеть. Окрас всех этих сочетаний отрицательный. Физический объект «Улан-Удэ» раскрывается через сочетание слов: в Улан-Удэ пройдет фестиваль. Окрас положительный.
В рубрике «Право» было рассмотрено и проанализировано 25 материалов. Рубрика на 24% представлена положительными новостями, на 76% - отрицательными. Правовые отношения в регионе характеризуют следующие физические объекты: «Бурятия», «бывший крупный полицейский чиновник», «глава сельского поселения», «житель Бичурского района», «судебные приставы», «Улан-Удэ», «ЛВРЗ», «следователи уголовного розыска МВД по Бурятии», «жители Закаменского района», «жители Бурятии». Физический объект «Бурятия» раскрывается через сочетания слов: задержан депутат, изъяли 574 литра контрафактного алкоголя, глава одного из сельских поселений подозревается в служебном подлоге, бывший директор обвиняется в хищении, задержаны организаторы наркопоставок, задержаны двое мужчин, преступники представляются высокопоставленными чиновниками, сумма неисполненных судебных обязательств превысила 16 млрд рублей, участились случаи кредитного мошенничества, пресечен канал поставки фальсифицированного алкоголя, чиновник подозревается в нецелевом расходовании бюджетных денежных средств. Отрицательный окрас имеют 10 новостей, положительный - 1. Физический объект «Улан-Удэ» раскрывается через сочетания слов: полиция расследует перестрелку, двое держателей подпольных клубов ответят перед законом, убили бывшего заместителя главного судебного пристава, орудует организованная группа квартирных воров, вынесен приговор содержателю наркопритона». Окрас всех этих сочетаний отрицательный.
Физические объекты «бывший крупный полицейский чиновник», «глава сельского поселения», «житель Бичурского района», «жители Закаменского района», «жители Бурятии» раскрываются через
сочетания слов: бывший крупный полицейский чиновник обвиняется в мошенничестве, глава сельского поселения помещена под домашний арест, житель Бичурского района предстанет перед Верховным судом, жители Закаменского района предстанут перед судом, жители Бурятии пытались пронести в здания судов свыше тысячи запрещенных предметов. Физический объект «ЛВРЗ» раскрывается через сочетание слов: ЛВРЗ оштрафован. Окрас новостей отрицательный. Физические объекты «Судебные приставы», «Следователи уголовного розыска МВД по Бурятии» раскрываются через сочетания слов: судебные приставы помогли военнослужащим, следователи уголовного розыска МВД по Бурятии задержали «гастролеров» из Хабаровска и Читы. Окрас новости положительный.
Таким образом, если подвести сквозной итог по рубрикам, то концепт «Бурятия» представлен 120 раз, причем в варианте с лексемой «Бурятия» встречается 49 раз. Все остальные физические субъекты, входящие в состав концепта, встречаются в полтора-два раза реже. Однако в совокупности они количественно превышают, и потому на них надо обращать особое внимание.
__Таблица 1
Физические объекты + - Итого + -
Бурятия 33 16 49 67.3% 32.7%
Улан-Удэ 20 4 24 83.3% 16.7%
Отдельные субъекты 25 1 26 96.2% 3.8%
Отдельные лица 14 6 20 70 % 30%
Монголия 1 1 100 % -
Итого 93 27 120 77,5% 22,5%
Причем здесь важно то, что процент положительного окраса в случае более частных составных частей концепта существенно выше. Если говорить о характеристиках концепта Бурятия, то чаще всего это действия, связанные с деятельностью традиционных субъектов - театров, музеев, школ, ансамблей и т.д., т.е. со сложившейся организационной инфраструктурой.
Что касается представленности физического объекта - лексемы Бурятия в рубриках, то картина следующая (табл. 2).
__Таблица 2
Бурятия в рубриках + - Итого
Культура 10 - 10
Право 1 10 11
Образование 12 2 14
Здоровье 2 4 6
Бизнес 5 - 5
Общество 3 - 3
Межд отношения - - -
Наука и техника - - -
Итого 50
Наиболее представительны рубрики «образование», «Право», «Культура», в первой и последней концепт имеет положительный окрас. Рубрики «Здоровье», «Бизнес», «Ообщество», «Наука и техника», «Международные отношения» нерелевантны. Тем более нерелевантны рубрики «Политика», «Экономика», «Общество», «Сельское хозяйство», «Спорт», «Религия», «Армия», «Инвестиции», «Безопасность», «Региональное развитие», «Промышленность и производство». Формируется имидж Бурятии как региона с богатой культурой, неплохим уровнем образования, прежде всего школьного, с высоким уровнем криминалитета, с небольшим развитием бизнеса, с отсутствием достижений в области экономики, сельского хозяйства, инноваций. Исследователь проблемы брендинга А.В. Кузьмин так и считает: «В Программе социально-экономического развития Республики Бурятия наиболее перспективным кластером экономического развития выбрано туристическое направление. Это и неудивительно для республики, в которой практически отсутствует промышленное производство и сельское хозяйство, в то время как по своим туристским активам республика является одним из наиболее конкурентоспособных регионов России» [Кузьмин, с. 282]. Надо ли просто соглашаться с такой невеселой констатацией факта, или следует менять стратегию представления новостей о республике?
Основные «изюминки» бренда Бурятия, не считая озера Байкал, не показаны. Это и заповедники с национальными парками, термальные источники, уникальные памятники природы и архитектуры, быт местного населения, в том числе старообрядцев, буддизм, шаманизм и другие важные составляющие формирующегося бренда Бурятия.
В следующей таблице материал рубрик всех сайтов суммируется, причем рубрики следуют по убыванию количества статей. По каждому сайту даются 3 цифры, соответствующие положительному, отрицательному и нейтральному окрасу новостей.
Таблица 3
№ п/п Рубрика, всего материалов ГТРК «Бурятия» «Новая Бурятия» «ШапМеШа» Сайт Главы РБ Итого
1 Культура - 90 47, 0, 0 8, 2, 3 29, 1, 0 84, 3, 3
2 Происшествия, право -80 6, 19, 0 4, 32, 13 1, 9, 0 11, 60, 13
3 Криминал - 71 - 5, 45, 13 2, 6, 0 7, 51, 13
4 Спорт - 33 - 22, 6, 5 - 22, 6, 5
5 Бизнес - 29 7, 0, 0 10, 6, 5 0, 0, 1 17, 6, 6
6 Образование - 27 22, 3, 0 - 1, 1, 0 23, 4, 0
7 Власть - 18 - 2, 5, 9 0, 1, 1 2, 6, 10
8 Здоровье - 17 3, 5, 0 2, 2, 2 2, 1, 0- 7, 8, 2
9 Общество - 16 5, 0, 0 - 9, 1, 1 14, 1, 1
10 Религия - 16 - 2, 5, 9 - 2, 5, 9
11 Авто - 7 - 3, 1, 1 1, 0, 1 4, 1, 2
12 Туризм - 6 - 5, 0, 1 - 5, 0, 1
13 Наука и техника, Инновации - 2 2, 0, 0 - - 2, 0, 0
14 Международные отношения - 2 2, 0, 0 - - 2, 0, 0
15 Итого 94, 27, 0 63, 104, 61 45, 20, 4
Из 14 рубрик первые 10 (топ-10) достаточно репрезентативны. Положительные коннотации концепта «Бурятия» в рубрике «Культура» (84 примера) способствуют созданию образа культурно богатой, динамичной, разнообразной жизни в регионе. В то же время рубрики «Происшествия», «Криминал» с их отрицательными коннотациями (60 + 51, суммарно 111) работают в противоположном отношении, создавая славу криминального или неблагополучного региона.
Следующий уровень примерно с одинаковыми позитивными коннотациями занимают рубрики «Образование» (23), «Спорт» (22). Достаточно редко журналисты создают положительный образ процессов, происходящих в бизнесе и обществе. В соответствующих рубриках 17 и 14 положительных материалов. И наконец, ничтожно мало положительных материалов посвящены концепту «Бурятия» в рубриках «Власть» (2), «Религия» (2). И там, и там количество статей с нейтральным (10 и 9) и негативным окрасом (6 и 5).
Если представить данные обобщения в виде таблицы в соответствии с количеством положительного, отрицательного или нейтрального материала по отдельным рубрикам, то картина по топу-10 будет следующая:
Таблица 4
По количеству Положительный окрас Отрицательный окрас Нейтральный окрас
1 уровень Культура - 84
2 уровень Происшествия - 60, Криминал - 51
3 уровень Образование - 23, Спорт - 22
4 уровень Власть - 10, Религия - 9
Для читателей данных трех сайтов имидж Бурятии будет достаточно противоречивым. С одной стороны, происходит много позитивного, динамичного в области культуры, с другой - регион как будто погряз в преступлениях и негативных происшествиях.
Подводя итоги небольшого исследования, понимаем, что у каждого СМИ могут быть свои вариации имиджа, но в совокупности они складываются в некую общую картину с определенными валентностями. Следует отметить, что формирование имиджа без организационной поддержки заинтересованных структур протекает в значительной степени бессистемно или полусистемно, а стало быть, задача формирования бренда Бурятии реализуется медленнее.
Литература
1. Кузьмин А.В. Бренд Бурятии: состояние, проблемы, перспективы // Материалы всерос. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012.
2. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. - М., 2000.
3. Российский энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Большая российская энциклопедия, 2004. - Т. 1.
Башкеева Вера Викторовна, заведующая лабораторией брендинга Бурятского госуниверситета, доктор филологических наук.
Bashkeeva Vera Viktorovna, head of branding laboratory, Buryat State University, doctor of philological sciences. Те1.: (3012)210591; е-mail: [email protected]
Халбаева Анна Андреевна, сотрудник лаборатории брендинга Бурятского госуниверситета.
KhalbaevaAnnaAndreevna, fellow worker of branding laboratory, Buryat State University. E-mail: [email protected].
УДК 801.82: 659.1.012
© Н.И. Белозубова
Реклама в периодике русского Харбина (1920-1940-е гг.)
Статья посвящена исследованию особенностей рекламного текста русского Харбина как источника изучения восточной ветви русской эмиграции.
Ключевые слова: рекламный текст, структура рекламного текста, заголовок, слоган, средства выразительности.
N.I. Belozubova
Advertisement in the periodicals of Russian Harbin (from 20s to 40s of the 20th century)
The article is devoted to the study of advertising text peculiarities in Russian Harbin as a source of the research of the Eastern branch of the Russian emigration.
Keywords: advertising text, advertising text structure, heading, slogan, expression techniques.
Последнее десятилетие ХХ и начало XXI в. ознаменовались бурным развитием рекламной продукции в СССР, а в последующем и в России. Сегодня для россиян реклама стала привычным явлением действительности. В жизни советского потребителя, как известно, реклама практически отсутствовала, она «была сведена к нулю» [Оглезнева, с. 108]. Политико-экономическая система советского государства не нуждалась в ее услугах. Однако под воздействием сложившихся обстоятельств в 20-40-е гг. ХХ в. русская реклама не прекратила существование, а напротив, сменив пространственные координаты, плодотворно развивалась за рубежом, в китайских городах Харбине и Шанхае. Наибольшее влияние на развитие рекламы в этих городах оказали экономические и политические факторы.
По разным источникам, в 20-е гг. прошлого столетия в Китай эмигрировало от 200 до 500 тысяч человек. Пятая их часть осела в Харбине и Шанхае. Рост численности русской диаспоры в Китае стимулировал появление новых коммерческих предприятий и развитие издательского дела. К 1925 г., согласно Г. Мелихову, в Харбине действовало более 1200 коммерческих предприятий, созданных российскими эмигрантами, в том числе заводы, банки, разнообразные магазины, мастерские, парикмахерские, рестораны, ателье [Мелихов, c. 61]. Производство товаров, оказание услуг населению требовало сбыта готовой продукции и увеличение спроса на предлагаемые услуги. В совокупности эти факторы и стали основой для расширения в русском Китае печатной рекламы, которая в 20-40-е гг. ХХ в. публиковалась на страницах ежедневных газет, еженедельников и журналов различной направленности, а также в экономических справочниках и сборниках, издававшихся под эгидой КВЖД.
Рассмотрим рекламный текст Харбина (содержание, виды, структуру, лингвистические особенности) как источник изучения культурного наследия восточной ветви русской эмиграции. Объектом нашего исследования являются тексты, опубликованные в периодике Харбина: журнале «Рубеж» (1929-1938 гг.), газетах «Нация», «Наша газета». Проанализировано более 70 текстов.
Наиболее полное определение термина «рекламный текст» с учетом нового закона РФ «О рекламе» представлено, по нашему мнению, в работах Л.Г. Фещенко. Рекламный текст - это коммуникативная единица, текст, во-первых, «информирующий об объекте рекламы, формирующий и поддерживающий к нему интерес и отвечающий за его продвижение на рынке, то есть один из текстов мар-