Научная статья на тему 'Особенности телевизионной аудитории в Республике Бурятия'

Особенности телевизионной аудитории в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
469
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ АУДИТОРИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ / ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ ТВ / ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ / ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОЕ AND LOCAL TV / ЕHE STATE AND COMMERCIAL TV CHANNELS / THE TELEVIEWER / TELEVISION AUDIENCE / THE POTENTIAL TELEVIEWER / AGE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зандеева Саяна Кимовна

Отношение аудитории к ТВ определяется многими факторами: социальным статусом, уровнем образования. Влияет и насыщенность региона СМИ. Республика Бурятия обладает средним уровнем насыщенности электронных СМИ. В городах и районах республики работают 11 телеканалов, половина из которых негосударственные, 4 из которых местные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TELEVISION AUDIENCE IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The relation of audience to TV is defined by many factors: the social status, an educational level, the saturation of region of mass-media influences also. The Republic of Buryatiya possesses the average level of a saturation of electronic mass-media. In cities and republic areas 11 TV channels, half from which nonstarters, 4 of which local work.

Текст научной работы на тему «Особенности телевизионной аудитории в Республике Бурятия»

турным уровнем, занимающая активную социальную позицию, отличающаяся самостоятельным мышлением, высокой политизированностью, выраженной рефлексией, обладающая разветвленными социальными связями.

«Раздавленные брендами» изначально живут в крайне суженном культурном пространстве и никогда не соотносили себя с более сложным культурным миром. Поэтому они не осознают вторжение брендов, агрессивной рекламы и вообще коммерции в культуру как некое насилие, хотя и понимают, что в этой области происходят какие-то изменения.

Результаты нашего исследования хотя и имеют ряд отличий от приведенных выше, однако в главном - в существовании зависимости от рекламы различных социальных типов молодых людей, совпадают.

Обобщая полученный материал, можно сделать вывод, что социальный тип «адвертофилы» по всем проанализированным параметрам соответствует признакам представителей общества, где потребление является наиболее значимой социальной ценностью. Поскольку молодых людей этого социального типа среди молодежи почти половина (48,9%). Система ценностей современного российского общества деформируется в сторону формирования в ней ценностей

индивидуализации и потребительства в ущерб другим ценностям, преобладавшим в общественном сознании ранее.

Литература

1. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы - М.: Наука, 1972. - С. 186-187.

2. Чукреев П.А. Тогошиева А.В. Реклама и социализация молодежи: теория и практика социологического исследования. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им.В.Р. Филиппова, 2011. - 120 с.

3. Кочетов Е.В. Социализация и самоидентификация российской молодежи: дис. канд социол. наук. - Новочеркасск, 2005. - С.59-62.

4. Граждане новой России: как себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить (1998-2004). Аналитический доклад. - М., 2004. - С. 55.

5. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента. Статья 3 // Свободная мысль - ХХ1., 2004. №12 -С. 8-12.

Чукреев Петр Александрович, доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, email: chykreev00@mail.ru.

Chukreev Petr Aleksandrovich, doctor of sociological science, professor, department of social technology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: chykreev00@mail.ru.

УДК 070(571.54) © С.К. Зандеева

ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Отношение аудитории к ТВ определяется многими факторами: социальным статусом, уровнем образования. Влияет и насыщенность региона СМИ. Республика Бурятия обладает средним уровнем насыщенности электронных СМИ. В городах и районах республики работают 11 телеканалов, половина из которых - негосударственные, 4 из которых местные.

Ключевые слова: телезритель, телевизионная аудитория, потенциальный телезритель, общефедеральное и местное ТВ, возрастные характеристики, государственные и коммерческие телеканалы.

S.K. Zandeeva

FEATURES OF TELEVISION AUDIENCE IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The relation of audience to TV is defined by many factors: the social status, an educational level, the saturation of region of mass-media influences also. The Republic of Buryatiya possesses the average level of a saturation of electronic mass-media. In cities and republic areas 11 TV channels, half from which - nonstarters, 4 of which local work.

Key words: the televiewer, television audience, the potential televiewer, общефедеральное and local TV, age characteristics, еhe state and commercial TV channels.

В городе Улан-Удэ вещает 9 московских каналов, 3 из которых имеют сетевых партнеров в регионе с объемом вещания от 3 до 6 часов ежедневно (некоммерческие телеканалы - ТК «Ариг

Ус», СТС-Байкал, государственный телеканал ГТРК «Бурятия»). С 2010 г. Улан-удэнская телекомпания «Тивиком» прекратила отношения со своим сетевым партнером в лице федерального

2012/6

телеканала РЕН-ТВ и полностью перешла на формирование собственной сетки вещания. В 9 районах республики вещает 3 телеканала, в Северобайкальском районе помимо 3-х телеканалов представлена 1 местная студия телевидения. Местные коммерческие телеканалы вещают на город и близлежащие районы, потенциальная аудитория составляет 480000 зрителей. Это социально и экономически наиболее активная его часть, проживающая в политическом, финансовом и культурном центре региона. Благодаря разработанной с общероссийским сетевым партнером сетке совместного вещания, телеканал ТНТ-«Ариг-Ус»имеет 26% от всего транслируемого эфира. Подавляющая часть собственных программ телекомпании «Ариг-Ус» размещаются в наиболее удобный вечерний прайм-тайм.

В распределении ценности источников информации по каналам число людей, предпочитающих телевидение всем другим источникам, превышает примерно вдвое ценителей газет, радио и интернета [1]. Интересно, что опрошенные эксперты считают главными источниками информации для себя общефедеральное и местное ТВ. На 2-м месте у экспертов оказался интернет и только на 3-м месте пресса общенационального и местного распространения.

Возвращаясь к опросу, необходимо отметить, что потенциальными телезрителями являются 96% респондентов. Все они имеют телевизоры. Из них 56% домохозяйств имеют по одному телевизору. У 40% опрашиваемых по два и более телевизора. Среди 4%, не имеющих телевизор, больше всего студентов. Почти у 73% респондентов - телевизоры со спутниковыми или кабельными подсоединениями. На вопрос интервьюера: «Держите ли вы дома газету с телепрограммой на неделю или она вам не нужна?» 6% опрошенных ответили отрицательно. Доля тех, кто держит всю неделю и регулярно обращается к телепрограмме, составила 78,35%, а тех, кто пользуется телепрограммой изредка составила 16,06%. При изучении потребительского поведения телезрителя перед экраном, выясняется, что выбором программ для совместного просмотра занят мужчина (в 75% случаях это имен-

но совместный просмотр, а не индивидуальное времяпровождение). Среди всех возрастных категорий именно мужчина держит пульт дистанционного управления и переключает каналы.

Среднестатистический житель республики Бурятия тратит на просмотр телепередач гораздо больше времени, чем на чтение или какие-то занятия по хозяйству. Так, судя по ответам на вопрос интервьюера, в будни телезритель проводит перед телевизором 3 часа 23 минуты. А в выходные дни время телепросмотра увеличивается в среднем до 4 часов 35 минут.

Вопреки распространенному мнению о том, что женщины и мужчины одинаково смотрят телевизор, данный опрос показал, что среди женщин все же больше любительниц телепросмотра во все часовые промежутки, кроме времени после полуночи, когда число сидящих перед телевизором мужчин начинает превышать число женщин [3]. Что касается возрастных характеристик телепросмотра, то с 6 до 9 утра телевизор смотрят чаще люди зрелого и предпенсионного возраста (45-54 лет). С 9 до 11 утра определенно время тинейджеров, которые учатся во вторую смену. Дневной телепросмотр собирает у телевизоров женщин старших возрастных групп, а также молодых людей до 18 лет. С 19 до 21 часа перед телевизором усаживается наиболее трудоспособное население в возрасте от 35 до 44 лет. В прайм-тайм возрастные группы перед телевизором количественно сближаются. В промежутке с 21 до 23 часов 15% населения не смотрят телевизор. А вот после 24 часов телеаудитория становится более мужской, но при этом, вопреки распространенному мнению, телеаудитория не становится более молодежной. Мужчины в возрасте от 45 до 54 лет по-прежнему составляют костяк полуночной аудитории [10].

На вопрос: «Какие из телеканалов вы смотрите больше и чаще других?» респонденты могли указать не более трех телеканалов. Из полученных в опросных листах данных выведена таблица, показывающая, кто является лидером предпочтений республиканской аудитории.

Таблица1

Какие из телеканалов вы смотрите больше и чаще других?

Рейтинговые значения: Количество ответов: % к количеству ответивших: Тексты ответов:

1 284 67,48% Россия 1

2 266 61,86% ТНТ

3 156 36,27% 1 канал

4 135 31,33% «Тивиком»

5 104 24,35% Ариг ус»

6 50 11,62% «Культура»

7 47 10,93% «НТВ»

8 40 9,30% «СТС», «СТС-Байкал»

9 26 6,04% ГТРК «Бурятия»

10 25 5,81% ГТРК «Бурятия» на бурятском языке

11 16 3,72% Телеканалы на кабельном, спутниковом ТВ

12 12 2,79% 5 канал Петербург

Количество анкет - 430 Количество ответивших на вопрос - 412 Количество не ответивших на вопрос - 18

Необходимо отметить, что в опросе участвовали жители Республики Бурятия. Табличные данные с зафиксированными результатами опроса аудитории показывают, что за лидерство зрительских предпочтений в Бурятии телеканал «Россия 1» напряженно борется с телеканалом ТНТ, а за 3 место конкурирует местный телеканал «Тивиком» с 1 каналом. С очень заметным отрывом от четверки лидеров отстают телеканалы «второго эшелона» «Культура», «СТС-Байкал», НТВ, ГТРК «Бурятия».

Внимательное рассмотрение таблицы и сравнение её с предыдущими данными показывает, что в информационном вещании разрыв между лидерами зрительских предпочтений и догоняющими их не столь велик. ТК «Тивиком» со своей информационной программой «Новости дня» занимает 2 место, совсем немного отстает «Восточный экспресс» ТК «Ариг ус».

Информационные выпуски местных телеканалов вытесняют на 4 позицию «Новости на 1 канале». Зато увеличен разрыв между новостными программами коммерческих телеканалов Бурятии с государственной новостной програм-

Показатели предпочтения тех или иных общенациональных и местных телеканалов уточнялись и конкретизировались далее в вопросах по просмотру определенных программ. Так один из вопросов интервью был сформулирован следующим образом: «Оцените, пожалуйста, информационные программы новостей разных каналов в плане вашего личного предпочтения. Если бы все шли в одно время, какую бы вы сами стали смотреть? (предлагалось выбрать 1 вариант)».

Таблица 2

мой «Вести Бурятия» в предпочтительности просмотра. Так, скажем, в городе и в районах, где показывают местные коммерческие телеканалы государственный телеканал ГТРК «Бурятия» уступает в 3 раза. При вопросе «Какие программы лично вы посмотрели на текущей неделе?», то число указавших «Новости дня» ТК «Тивиком», «Восточный экспресс» ТК «Ариг-Ус» превышает долю тех, которые называют «Вести 24», «Новости на 1 канале», что подчеркивает высокий рейтинг местных новостей среди местной аудитории. Еще ряд вопросов, касающихся известности, оценочной характери-

Рейтинговые значения: Количество ответов: % к количеству ответивших: Тексты ответов:

1 115 26,74% Вести 1, Вести 24

2 81 18,83% «Новости дня» ТК «Тивиком»

3 77 17,90% Восточный экспресс» ТК «Ариг Ус»

4 58 13,48% «Новости на 1 канале»

5 18 4,18% «Вести Бурятия», «Вести Бурятия на бурятском языке»

6 15 3,48% «Новости 24» на ТК «Рен»

7 14 3,25% «Новости» ТК «Культура»

8 11 2,55% «Сегодня» на НТВ

9 22 5,11% Другой вариант

Количество анкет - 430 Количество ответивших на вопрос - 411 Количество не ответивших на вопрос - 19

2012/6

стики программ и зрительских привычек, подтверждают лидерство в области информирования населения о местных событиях. Показатели предпочтений в телевизионных новостях тем более важны, что основными мотивами обращения к телевидению являются мотивы информационные - «Для меня это источник информации», ответили 60% респондентов, и «Это такой способ отдыха», - ответили только 20% опрошенных. В Республике Бурятия телевещание выступает, как главный канал получения информации о происходящем в городе и в стране.

Это не весь спектр вопросов заданных респондентам. Так, например, для выявления лидеров тематических программ по степени интенсивности и регулярности просмотра, задавался открытый вопрос: «Назовите программу, которую вы предпочитаете смотреть?». Назывались разные программы, телезритель постоянно смотрит не одну, а несколько программ, что свидетельствует о существовании типичности выбора. В этой связи телезрителей можно поделить (исходя из признаков набора разных программ для регулярного просмотра) на две основные по численности группы. Первая предпочитает смотреть программы информационные, вторая - развлекательные. Пересечений между ними практически не происходит. Другой немаловажный факт. После новостей, сериалов, развлекательных шоу популярностью пользуются познавательные программы.

Помимо рейтинговых значений долей аудитории, регулярно предпочитающей ту или иную передачу, интересовал также имидж, складывающийся в голове телезрителя по отношению к определенным программам местных телеканалов. Брэнд местного телеканала ГТРК «Бурятия» охарактеризовывался чаще всего, как «интересный», разнообразный». Напротив брэнд коммерческих телеканалов «Тивиком», «Ариг Ус» -«интересный», «правдивый», «оперативный»,

«скандальный».

Таким образом, аудитория СМИ в Республике Бурятия - это преимущественно аудитория электронных медиа-каналов. Печатные издания охватывают в лучшем случае на 32-48%. При

этом читающая аудитория Бурятии раздроблена. Местные СМИ по всем каналам массовой коммуникации либо значительно превосходят общефедеральные источники (газеты), либо конкурируют с ними в информационном поле на равных (радио, телевидение). Преимущественные источники информации, отмеченные в экспертном опросе, в общем совпадают с теми распределениям, которые дал данный опрос аудитории.

Литература

1. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

2. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. - М., 1998.

3. Бурдьё П. О телевидении и журналистике. - М., 2009. - 89 с.

4. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать и телевидение стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. - М., 1997.

5. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М., 1996.

6. Егоров В.В. Телевидение и власть. - М., 1997.

7. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999.

8. Егоров В.В. Телевидение России и мира между прошлым и будущим. - М., 1995.

9. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие для высшей школы.- М., 2003.

10. Маклей М. Наука и социология знания. - М.: Прогресс, 1983.

11. Массовая информация в современном промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / под общ. ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. - М., 1980.

12. Науменко Т.В. Концептуальный анализ теории массовой коммуникации. - Журнальный клуб Интелрос, Credo New. - №4. - 2008.

13. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. -М.:Искусство, 1988.

14. Цвик В. Л. Телевидение: системные характеристики. - М., 1998.

Зандеева Саяна Кимовна, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: sa-

jana2002@mail.ru.

Zandeeva Sayana Kimovna, postgraduate student, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: sajana2002@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.