Литература
1. Кан В.С. Становление и развитие газетной периодики Тувы: 1921-1985 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2007.
2. Номогоева В.В. Исторический опыт социально-культурной модернизации национальных районов Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. (на материалах Республики Бурятия): дис. ... д-ра ист. наук. - Улан-Удэ, 2011.
3. Амоголонова Д. Д. Бурятские этнокультурные процессы в условиях трансформации российского общества (1990-е - 2000-е гг.): дис. ... д-ра ист. наук. - Улан-Удэ, 2009.
4. Митупов Б.М., Санжиев Г.Л. Руководство Бурятской партийной организации культурной революцией в республике (1929-1950 гг.). - Улан-Удэ, 1962.
5. Пузынин А.В. Становление и развитие системы газетной периодики Кузбасса в 1917-1991 гг. - Кемерово, 2008.
6. Демидова Д.И. Периодическая печать: социально-экономическое и культурное развитие Бурятии (1923-1937 гг.). - Улан-Удэ, 2004.
7. Петряев Е.Д. Люди и судьбы: очерки из истории культуры Забайкалья. - Чита. 1957.
Материалы
1. Булат. О национальной печати // Бурят-Монгольская правда. - 1928. - 5 мая.
2. ГАРБ. Ф.Р. 60. Оп. 2. Д. 364. - Л. 24.
3. Образование Бурятской АССР: сб. архив. докум. - Улан-Удэ, 1964. - 270 с.
4. Праведников А. Как хлеб, свет и воздух. // Правда Бурятии. - 1988. - 7 июня.
5. Буряад-Монголой унэн. - 1929. - 12 авг.
Сахаровская Людмила Васильевна, старший преподаватель кафедры журналистики и рекламы Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук. Тел. +7-9146325425; e-mail: [email protected]
Saharovskaya Lyudmila Vasilevna, the teacher, department of journalism and advertising, Buryat State University, сandidate of historical sciences.
УДК 070
© Н.И. Бадмаева
Профессионализм интервьюера на региональном телевидении (на примере программ ГТРК «Бурятия» и ТК «АТВ-Байкал»)
Исследованы профессиональные качества журналистов региональных телеканалов, работающих в жанре интервью.
Ключевые слова: интервью, региональное телевидение, профессиональные качества журналиста.
N.I. Badmaeva
The interviewer professionalism on the regional TV (on the example of programs of state broadcasting company «Buryatiya» and TV company «ATV-Baikal»)
The article is focused on the professional quality of regional TV channels journalists, who are working in the genre of interview.
Keywords: interview, regional TV, professional quality journalist
Жанры телевизионной публицистики, в которой наряду с изображением выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог (общение), имеют особое значение для телевидения. Жанр телевизионного интервью интересен самим процессом общения. Аудиторию привлекают личностные характеристики героев и ведущего, их взаимодействие, обсуждаемая тема разговора, конфликтные ситуации, возникающие при общении. Что касается профессионализма тележурналистов, то знание стратегий и владение тактиками проведения интервью являются залогом качества диалога, повышения уровня осведомленности и культурного уровня аудитории. Хотя диалоговое взаимодействие осуществляют оба коммуниканта, именно умение журналиста контролировать тему, инициативу, понимание и манеру общения обоих подтверждает или нет уровень его профессионального мастерства. Речевое поведение журналиста характеризует профессионализм ввода, удержания и развития темы разговора. Ситуации
провокации, защиты, коррекции и гармонизации, используемые телеинтервьюерами во время беседы, создают запоминающийся образ темы и коммуникантов в сознании адресата.
Интервью - непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Все чаще жанр телеинтервью стал использоваться для создания самостоятельных передач как на федеральных, так и на региональных телевизионных каналах. На телевидении Бурятии жанр телеинтервью стал достаточно популярным, но уровень подготовки ведущих оказался недостаточным.
Журналисты всех телеканалов Бурятии активно осваивают и используют этот жанр. На ГТРК «Бурятия» в эфир выходят такие передачи-интервью, как «Вести. Интервью» и «Мнение». Телекомпания «Тивиком» представляет вниманию телезрителей следующие интервью-проекты: «Есть разговор», «Спросим прямо», «Уулзалга» (на бурятском языке). Остальные телевизионные каналы имеют по одной передаче в жанре интервью: «Точка зрения» (ТРК «Ариг Ус»), «Нейтральная территория» (ТК «Мир-Бурятия») и «Открытый эфир» (ТК «АТВ-Байкал»).
В результате систематизации знаний об интервью как о жанре были выявлены критерии профессионализма телеинтервьюера, на основе которых проведено исследование в рамках двух программ в жанре интервью региональных телеканалов - государственного ГТРК «Бурятия» и частного «АТВ». Интересны подходы к проведению и подготовке интервью.
Исследование профессиональных качеств журналистов-интервьюеров проводилось по семи группам критериев: 1. Уровень подготовки журналиста к интервью - осведомленность о биографии героя; владение темой; подготовка интересных, актуальных небанальных вопросов; работа с различными фактами из истории рассматриваемой проблемы. 2. Начало интервью - создание благоприятной обстановки для интервью; представление собеседника зрителям; приветствие; преамбула интервью - разминка, разговор на отвлеченные темы. 3. Проведение интервью - нахождение «общего языка» с собеседником; правильная иерархия вопросов - от менее значимого к более значимому; акцентирование не на вопросах, а на ответах. 4. Завершение интервью - завершение интервью в назначенное время; положительное завершение интервью (вопросы о чем-то приятном). 5. Качество задаваемых вопросов (правильные формулировки вопросов; уточнение деталей; уточняющий вопрос, если ответ не совсем понятен; развивающий вопрос после кратких ответов; уличающие вопросы при факте сокрытия информации или противоречии сказанного собеседником; вопросы, выясняющие при необходимости количественные характеристики предмета беседы; проективные вопросы для глубокого раскрытия личности / проблемы; использование переходных вопросов для плавной смены тематики беседы; пассивные и мимические вопросы для побуждения собеседника развить данную тему; немой вопрос для того, чтобы собеседник сам продолжил разговор, чувствуя неудобную паузу; избегание перегруженных вопросов; избегание риторических вопросов; избегание подсказывающих (упреждающих) вопросов; избегание льстивых вопросов; избегание «глупых» вопросов; успешное употребление провокационного вопроса). 6. Учитывание психологических аспектов (умение раскрепостить собеседника; умение «слушать» собеседника; умение уловить невербальный сигнал и «правильно» перебить собеседника; предоставление возможности собеседнику перебить интервьюера; умение дать собеседнику понять, что тема вызывает интерес у интервьюера - наклон в сторону собеседника, обмен взглядами; учиты-вание характеристик собеседника как индивида; отказ от стереотипов, созданных в обществе; наличие визуального контакта; улыбка как способ установления контакта; умение интервьюера контролировать свою жестикуляцию). 7. Уловки собеседника и реакция на них интервьюера (смена темы собеседником; использование абстрактных слов, понятных лишь самому собеседнику; недобросовестное противопоставление; индуктивные умозаключения; неправомерное обобщение; упущение действующих лиц; переформулирование вопроса; ссылка на недопустимость вопроса).
Для анализа было выбрано 7 программ в жанре интервью: «Мнение» с Юрием Сибиряко-вым на ГТРК «Бурятия» (эфиры программ от 06.06.13 (гость - Александр Чепик, заместитель главы Республики Бурятия по экономической политике), 01.07.13 (гость - Галина Фомицкая, ректор Автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «БРИОП»), 25.07.13 (гость - Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия), 19.08.13 (гость - Константин Митупов, доктор исторических наук, профессор Бурятского государственного университета), 26.08.13 (гости - Леонид Потапов, экс-президент Республики Бурятия; Константин Митупов, доктор исторических наук, профессор Бурятского государственного университета), 02.09.13 и 23.09.13 (гость - Константин Митупов, доктор исторических наук,
профессор Бурятского государственного университета), а также 8 программ «Открытый эфир» с Владимиром Банчиковым (эфиры от 05.12.13 (гость - Зоригто Тогочиев, певец) 06.01.14 (гость -Денис Гармаев, бизнесмен), 09.01.14 (гость - Татьяна Никитина, журналист), 24.02.14 (гость -Федор Емельяненко, российский спортсмен), 21.03.14 (гость - Константин Озеров, киноактер), 14.04.14 (Геннадий Айдаев, экс-мэр), 21.04.14 (Дмитрий Дибров, телеведущий), 24.05.13 (Иван Пилипенко, ветеран ВОВ).
Целью программы «Мнение», выходящей еженедельно в прямом эфире как экспертное интервью, является «разъяснить аудитории положение дел, объяснить причины, дать рекомендации, привести прогнозы». Одним из требований к персонажу экспертного интервью является «компетентность и независимость. Некомпетентный собеседник не сможет выступить в роли эксперта, зависимый - не будет объективным» [Сайт ТК «АТВ»]. Собеседники журналиста Ю. Сибирякова - политические и общественные деятели образования, культуры, искусства. Каждый выпуск передачи имеет свою тематику, обусловленную актуальными событиями недели. В выпусках в начале программы обычно выходит динамичный сюжет, в нем подробно рассказывается о проблеме, которую собираются обсудить в студии. Например, в выпуске от 26 августа 2013 г. обсуждалась тема «Августовского путча», а в выпуске от 23 сентября 2013 г. - итоги прошедших выборов в законодательный орган Народный Хурал Республики Бурятия. Таким образом, телезритель может сразу понять, о чем пойдет речь и включиться в процесс обсуждения.
В студии принимаются звонки от телезрителей. Все представленные материалы сопровождаются комментариями телеведущего. Для того чтобы собеседник раскрепостился, он задает вопросы проективного характера, спрашивая своих героев «Что вы думаете об этом событии?» и т.д. Например, в выпуске от 23 сентября 2013 г. после объявления темы беседы «Итоги избирательной кампании» телеинтервьюер задал подобный вопрос постоянному политическому обозревателю Константину Митупову: «Ю.С.: Константин Бато-Мункич, какой, на ваш взгляд, была прошедшая избирательная компания? Сегодня многие журналисты и политологи считают, что в этот раз кандидаты на разные должности применяли различные избирательные технологии, в том числе применялась и техника «черного» пиара. На этот счет, какова ваша позиция? К.М.: Я уже высказывал свою позицию по этому поводу. Если мы имеем кандидатов тысяча сто человек, то конечно без «черного» пиара не могло быть. Но надо отдать должное кандидатам, которые этим не пользовались. Мне кажется все-таки, когда говорят, что «черный» пиар преобладал, мне кажется, это не так, потому что я помню такие компании в 90-е, когда «черный» пиар просто лился сплошной рекой» [Сайт ГТРК «Бурятия»].
Телеинтервьюер правильно формулирует свои вопросы интервьюируемым, поэтому герои программы всегда отвечают конкретно на поставленный вопрос. Благодаря этому диалог получается полноценным. Во всех выпусках передачи используются уточняющие вопросы, если ответ не совсем понятен. Так же ведущий активно употребляет развивающие вопросы, например, в интервью с Константином Митуповым: «Ю.П.: По данным одного из агентств исследований Сибири, в Улан-Удэ выросло число вакансий для преподавателей по сравнению с прошлым годом. Самыми дефицитными специалистами стали преподаватели иностранных языков, информатики и специалисты в гуманитарных науках. Как вы думаете, с чем это связано? К.М.: Ну это не секрет вообще-то, и к этому мы шли. Я думаю, что та политика, которая проводится по отношению к высшей школе в стране, вызывает отток преподавателей. Самое интересное, что сегодня дефицит преподавателей в Китае заставляет двигаться наших преподавателей в сторону Китая, при чем часто преподавателей именно гуманитарных направлений. Ю.П.: Как вы думаете, это как-то связано с историческими реалиями столицы республики, с перспективными экономическими направлениями республики Бурятия, что не хватает именно таких специалистов? К.М.: Миграционный отток теперь идет не только на запад, он идет и на восток. Вот у нас преподаватели работали в Китае, они сказали, что там основной состав преподавателей это американцы, а второе место занимают российские преподаватели. И я думаю, что если идеи, которые высказывает Дмитрий Медведев о сокращении на 44 % профессорского-преподавательского состава, я думаю, что к 2018 году завершится это только одним - самые лучшие уедут. Вот и все» [Сайт ГТРК «Бурятия»]. Благодаря развивающему вопросу телеведущего в этом диалоге открылись интересные статистические данные и был сделан прогноз эксперта по данной ситуации.
Ю. Сибиряков не использует уличающих и провокационных вопросов, так как в основном мнение о проблеме высказывает независимый эксперт. Так же во время интервью нет немых вопросов. Ведь, как было сказано ранее, передача выходит в прямом эфире, и неловкие паузы недопустимы.
Чтобы воодушевить своего собеседника, телеведущий использует пассивные и мимические вопросы. Для плавной смены тематики беседы используются переходные вопросы. Как было отмечено ранее, Ю. Сибиряков активно использует проективные вопросы, благодаря которым глубоко раскрывается проблема.
Ю. Сибиряков во время передачи учитывает все психологические аспекты интервьюирования. Возможно, это связано с большим опытом работы в жанре интервью. Телеведущий внимательно слушает ответы своих собеседников, улавливает речевую схему, в которую включен ответ героя программы. Журналист имеет постоянный визуальный контакт с собеседниками. Интервьюер вовремя улавливает невербальные сигналы своих респондентов и правильно их перебивает, чтобы задать следующий вопрос. Так же он предоставляет возможность гостям программы перебить его, если это потребуется. Юрий Павлович всегда контролирует свою жестикуляцию во время интервью, ведет себя сдержанно.
Как было отмечено ранее, отвечают на вопросы телеведущего в основном эксперты, которые могут дать независимую оценку той или иной проблемы. Поэтому уловок как таковых собеседники не используют.
Таким образом, результаты исследования показали, что ведущий и автор программы «Мнение» на ГТРК «Бурятия», выполненной в жанре экспертного интервью, Юрий Сибиряков обладает высокими профессиональными качествами телеинтервьюера. Профессионализм журналиста обусловлен качественной подготовкой к каждому интервью, работой в прямом эфире, высоким уровнем владения тематикой беседы, умением оперировать различными историческими фактами, подготовкой интересных вопросов. Информация телезрителям представляется инфографически. Журналист выстраивает правильную иерархию вопросов, вопросы имеют грамотную и точную формулировку, отличаются видовым разнообразием, что позволяет раскрыть тематику беседы в других ракурсах. Как профессиональный журналист и телеинтервьюер Ю. Сибиряков избегает льстивых, перегруженных, риторических и «глупых» вопросов. Следует отметить, что во время прямого эфира телеведущий не допускает неловких пауз, заминок, он быстро и уверенно реагирует на возможные непредвиденные ситуации. Нельзя не отметить большой опыт журналистской деятельности Н. Сибирякова в жанре телеинтервью, который составляет около 8 лет. Все эти положения говорят о высоком профессионализме тележурналиста.
«Открытый эфир» - телевизионная передача в жанре личностного интервью. Опыт работы на телевидении, в том числе интервьюером, у В. Банчикова около двух лет. Телеведущий задает респондентам вопросы, затрагивающие их личную жизнь, профессиональную деятельность и события, в которые вовлечены герои программы.
Одним из требований личностного интервью является изначальный интерес публики к герою программы. В данной передаче собеседниками В. Банчикова являются известные в Бурятии личности - артисты, певцы, политики, государственные служащие, спортсмены, журналисты и медийные персоны. В некоторых выпусках программы интервьюер задает вопросы известным людям федерального уровня, таким как Дмитрий Дибров, Михаил Прохоров и Федор Емельяненко.
Тематика интервью разнообразна, она зависит от личности героя передачи, от его профессиональной деятельности. Например, темой интервью с Иваном Пилипенко, ветераном ВОВ стала Отечественная война, взгляд героя программы на данное историческое событие. А в интервью с Константином Озеровым, киноактером, речь шла о бурятском кинематографе, о его перспективах и трудностях.
Результаты исследования показывают, что уровень профессиональной подготовки журналиста В. Банчикова, работающего в жанре интервью, по многим критериям невысок. Это обусловлено отсутствием подготовки к телеинтервью. Телеинтервьюер практически всегда не знает биографических данных своих респондентов, не подготавливает вопросы к интервью, а также не создает благоприятную обстановку для проведения интервью - во время диалога можно услышать различные посторонние шумы. Часто в своих программах ведущий выбирает неверную иерархию вопросов. Он неграмотно формулирует свои вопросы, которые оказываются перегруженными, чего категорически нужно избегать во время интервью. Но, несмотря на небольшой опыт работы в качестве телеинтервьюера, В. Банчиков быстро находит «общий язык» с собеседниками, хотя и
не учитывает психологические аспекты интервьюирования: «неправильно» перебивает респондентов, не реагирует на уловки собеседников.
Телеинтервьюер никогда не использует преамбулу интервью, сразу переходит к вопросам. Уровень осведомленности о герое программы у В. Банчикова весьма низкий. Так, в интервью с Анной Щербаковой, профессиональной спортсменкой Бурятии ведущий задал вопрос: «Как ты пришла в спорт? И что послужило толчком, чтобы уйти в профессиональный спорт?». В данном случае вопрос являлся уместным, так как телезрители в большей степени не знают биографии выдающийся спортсменки, и людям будет интересно проследить путь ее спортивной карьеры. Однако в интервью с легендарным спортсменом Федором Емельяненко ведущий спросил о том же, вместо того чтобы на основе уже изученных биографических данных задать более интересный и актуальный вопрос.
В. Банчиков выбирает неверную иерархию вопросов. Так, например, интервью с Геннадием Айдаевым, экс-мэром столицы республики, телеинтервьюер начал с самого неприятного для респондента вопроса: «В.Б.: Здравствуйте, Геннадий Архипович. Г.А.: Добрый день. В.Б.: Ну, начну с такого не очень приятного вопроса, связанного со скандалом, опубликованным в прессе, связанным с вашим ружьем. Как вы можете прокомментировать этот материал?» [Сайт ТК «АТВ»]. Затем следовали вопросы о дальнейших планах героя передачи, о его отношении к политическим событиям республики, страны. Как правило, иерархия вопросов в интервью должна быть обратной. Начинать беседу следует с более легких вопросов, а неприятными вопросами заканчивать интервью. Иначе есть вероятность того, что собеседник изначально будет насторожен и ему не удастся раскрепоститься.
В. Банчиков не всегда правильно формулирует свои вопросы. В интервью с Дмитрием Диб-ровым телеинтервьюер попал в неловкую ситуацию, после долгого монолога он так и не смог сформулировать конкретный вопрос телезвезде российского экрана: «В.Б.: Наши сотрудницы очень просили меня задать вам один вопрос. Так они очень умные, они подвели философский контекст: когда очень влюбчивый человек меняет свое состояние брачное, он останавливается в духовном развитии. Но при этом они оговорились, что по Диброву это как раз и не скажешь. Вы, по-моему, свою личную жизнь никогда не скрывали. Вот как вы на этот вопрос ответите? Д.Д.: А в чем вопрос?» [Сайт ТК «АТВ»].
В. Банчиков в своих интервью употребляет уточняющие вопросы, если ответ ему и телезрителям может быть не понятен, но практически всегда в интервью отсутствуют такие важные виды вопросов, как развивающие, уличающие и провокационные. Телеведущий избегает льстивых, риторических, «глупых» вопросов, однко часто использует перегруженные вопросы, которых следует избегать во время интервью.
Несмотря на свой небольшой опыт в качестве телеинтервьюера, В. Банчиков быстро находит «общий язык» с героями программы, умеет «слушать» своих собеседников. В каждой передаче он учитывает характеристики каждого собеседника как индивида. Например, в интервью с Иваном Пилипенко, ветераном ВОВ, который был неоднократно контужен, поэтому плохо слышал, телеведущий задавал вопросы громче, чем обычно.
В. Банчиков в семи выпусках из восьми исследуемых дает возможность собеседникам перебить его. Но редко интервьюеру удается уловить невербальный сигнал и «правильно» перебить героев передачи.
Телеинтервьюер допускает в своей программе такие уловки собеседников, как смена темы, упущение действующих лиц, переформулирование вопроса и использование абстрактных слов. Самой популярной уловкой считается смена темы собеседником. Так, в интервью с Г. Айдаевым телеведущий задал вопрос, конкретного ответа на который так и не последовало: «В.Б.: Некоторые наши городские политики, причем очень значительного серьезного уровня, сейчас делают такие заявления, что после окончания выборов в том же Новосибирске, что это Кремль разрешил победить в Новосибирске коммунисту, разрешил победить в Екатеринбурге Ройзману, что выбора как такового все-таки не существует. Все эти товарищи получают зарплату чуть ли не в Кремле, и соответственно Кремль расставляет людей и спускает пар народного недовольства, позволяет коммунисту стать мэром города. То есть как такового выбора как бы не существует. Вот, на ваш взгляд, такая позиция имеет под собой почву? Г.А.: У меня только один вопрос встречный сразу возникает: что они хотели этим сказать? В.Б.: Ну что выбора нет, что народу, видимо, не надо идти на выборы. Г. А.: Я думаю, что этот политик не очень умный - во-первых, во-вторых, у
него никакого опыта нет и я думаю, что он совершает очень большую политическую ошибку, заявляя такие вещи. И, наверное, подставляет своих руководителей, которые ему, может быть, это в голову вдолбили. Потому что выборы они были и есть. Я думаю, что политик, который это заявил, какой-то видимо новичок или совсем ничего не понимает» [Сайт ТК «АТВ»]. На этом диалог по данному вопросу был завершен. В итоге ситуация получилась такой, что ответ вроде бы и есть, но конкретного ответа на вопрос так и не последовало. Телеинтервьюер должен понимать, что люди, которые так или иначе относятся или относились к политике, имеют большой опыт общения с журналистами, поэтому стоит внимательнее слушать таких собеседников и быстро реагировать на различные уловки.
Завершает интервью В. Банчиков положительными вопросами. Телеведущий высказывает лестные слова в адрес героя передачи, делится впечатлениями и пожеланиями.
В целом, к сожалению, уровень подготовки В. Банчикова, как телеинтервьюера является низким. Это связано не только с небольшим опытом работы, но и с низким качеством подготовки ведущего к интервью. В. Банчиков не знает биографии своих героев, не анализирует предыдущие интервью собеседников, не изучает самостоятельно проблемы, которые поднимаются во время беседы. Телеведущий не подготавливает вопросы героям программы, поэтому беседа не принимает характер как такового профессионального интервью.
Литература
1. Белановский С. Индивидуальное глубокое интервью. - М., 2001.
2. Гвоздев Л. Техника интервью. - М., 1999.
3. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, как угодно и когда угодно. - М., 2006.
4. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2013.
Бадмаева Насигма Ивановна, заведующая кафедрой журналистики и рекламы, старший преподаватель, кандидат филологических наук. Тел.: + 7-9025629948; e-mail: [email protected]
Badmaeva Nasigma Ivanovna, head of the department of journalism and advertising, Buryat State University, senior lecturer, candidate of philological sciences.
УДК 316.472.47:35.073(571.54)
© В.В. Башкеева, А. А. Манушкина
Потенциальные бренды: этнорелигиозные концепты в интернет-СМИ Бурятии
Проведен контент-анализ концептов буддизм, шаманизм и старообрядчество на интернет-сайтах Республики Бурятия. Выявлены частотность и разнообразие информации о буддизме на сайтах «Байкал Daily» и «Информ Полис», недостаточность представления информации о концептах шаманизм, старообрядчество.
Ключевые слова: буддизм, шаманизм, старообрядчество, концепт, физические объекты, интернет-сайты.
V.V. Bashkeeva, A. Manushkina Potential brands: ethnic and religious concepts in online media of Buryatia
The content analysis of «buddhism», «shamanism» and «old believers» concepts has been made on web-sites of Buryatia. Frequency rate and variety of information about Buddhism, lack of information on «shamanism» and «old believers» concepts are revealed.
Keywords: buddhism, shamanism, old believers, concept, physical objects, web-sites.
В условиях современного мира, когда страны, регионы, города озабочены увеличением туристических потоков, усилением своего присутствия на глобальном рынке, Республика Бурятия заинтересована в продвижении своих потенциальных брендов в интернет-СМИ. В данной статье рассмотрим, как представлены в интернете такие традиционные культурообразующие и этноспе-цифичные социальные институты и группы Бурятии, как буддизм, шаманизм и старообрядческая