Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ'

КОНЦЕПТ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ / КОНЦЕПТ / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / КОНЦЕПТ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фесенко Ольга Петровна, Пушкарёв Виталий Александрович

В статье приведены результаты ассоциативного эксперимента, позволяющие описать структуру концепта «Бессмертный полк», отраженного в языковом сознании учащихся старших классов гимназии, студентов колледжа и кадет. По итогам исследования определены его ядерные (память, война, гордость, победа, ветераны) и периферийные (единство, герои, слава, плакаты, праздник, Отечество, Родина, бесстрашие, величие, солдат, акция, смерть, толпа, скорбь, ждать, великолепие, вспомнить, траур, достойно и др.) компоненты. Обнаружены различия в структуре изучаемого концепта, детерминированные принадлежностью подростков к разным социальным группам (гимназисты, студенты колледжа, кадеты). В ядре концепта, отраженного в языковом сознании кадет, выявлены компоненты, свидетельствующие о сохранении личностно значимой связи с событиями Великой Отечественной войны. Эта связь практически утрачена у современных подростков других социальных групп. Специфичность периферии концепта в представлении кадет создается существенным разнообразием входящих в нее компонентов. Установлено, что концепт «Бессмертный полк» репрезентирован положительно окрашенными ассоциатами, чаще имеющими обобщенный характер. Делается вывод о том, что для сохранения исторической памяти необходима персонализация концепта. Материалы исследования могут найти применение в концептологии, социолингвистике, лингвокультурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT “IMMORTAL REGIMENT” IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS

The article presents the results of an associative experiment that allow us to describe the structure of the concept “Immortal Regiment” in the linguistic consciousness of senior school pupils, college students and cadets. The research has made it possible to define concept core components ( memory , war , pride , victory , veterans ) and peripheral ones ( unity , heroes , glory , posters , holiday , Motherland , etc .). Most of the components have a positive connotation. There are significant differences in the structure of the concept, identified in the linguistic consciousness of cadets (compared to schoolchildren and students). Associates appear in the concept core; they indicate that a personally significant connection with the events of the Great Patriotic War is preserved. This connection is almost lost among modern teenagers of the other social groups, which is caused by the “symbolic event reconstruction” that changes personal attitude to history in course of time. The periphery of the concept is specific in the view of the cadets; it includes the components that are not marked by the rest of the participants of the experiment. The concept “Immortal Regiment” is stated to have positive associates, which tend to be abstract. It means that to preserve the historical memory, it is necessary to personalize the concept. The fields of application include conceptology, social linguistics, cultural linguistics.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu2.2021.4.12

UDC 81.161.1'27 LBC 81.411.2-003

Submitted: 22.09.2020 Accepted: 30.03.2021

CONCEPT "IMMORTAL REGIMENT" IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS

Olga P. Fesenko

Omsk State Transport University, Omsk, Russia

Vitaliy A. Pushkarev

Omsk Cadet Military Corps, Omsk, Russia

Abstract. The article presents the results of an associative experiment that allow us to describe the structure of the concept "Immortal Regiment" in the linguistic consciousness of senior school pupils, college students and cadets. The research has made it possible to define concept core components (memory, war, pride, victory, veterans) and peripheral ones (unity, heroes, glory, posters, holiday, Motherland, etc.). Most of the components have a positive connotation. There are significant differences in the structure of the concept, identified in the linguistic consciousness of cadets (compared to schoolchildren and students). Associates appear in the concept core; they indicate that a personally significant connection with the events of the Great Patriotic War is preserved. This connection is almost lost among modern teenagers of the other social groups, which is caused by the "symbolic event reconstruction" that changes personal attitude to history in course of time. The periphery of the concept is specific in the view of the cadets; it includes the components that are not marked by the rest of the participants of the experiment. The concept "Immortal Regiment" is stated to have positive associates, which tend to be abstract. It means that to preserve the historical memory, it is necessary to personalize the concept. The fields of application include conceptology, social linguistics, cultural linguistics.

Key words: linguistic consciousness, linguistic consciousness of teenagers, concept, concept structure, concept "Immortal Regiment", associative experiment.

Citation. Fesenko O.P., Pushkarev V.A. Concept "Immortal Regiment" in the Linguistic Consciousness of Teenagers. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie [Science Journal of Volgograd State University. Linguistics], 2021, vol. 20, no. 4, pp. 148-157. (in Russian). DOI: https://doi.org/10. 15688/jvolsu2.2021.4.12

УДК 81.161.1'27 Дата поступления статьи: 22.09.2020

ББК 81.411.2-003 Дата принятия статьи: 30.03.2021

КОНЦЕПТ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ

. Ольга Петровна Фесенко

д- Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия

«

<§ Виталий Александрович Пушкарёв

Ц Омский кадетский военный корпус, г. Омск, Россия

С

С. Аннотация. В статье приведены результаты ассоциативного эксперимента, позволяющие описать струк-^ туру концепта «Бессмертный полк», отраженного в языковом сознании учащихся старших классов гимна-« зии, студентов колледжа и кадет. По итогам исследования определены его ядерные (память, война, гордость, и победа, ветераны) и периферийные (единство, герои, слава, плакаты, праздник, Отечество, Родина, ® бесстрашие, величие, солдат, акция, смерть, толпа, скорбь, ждать, великолепие, вспомнить, траур, дос-

тойно и др.) компоненты. Обнаружены различия в структуре изучаемого концепта, детерминированные принадлежностью подростков к разным социальным группам (гимназисты, студенты колледжа, кадеты). В ядре концепта, отраженного в языковом сознании кадет, выявлены компоненты, свидетельствующие о сохранении личностно значимой связи с событиями Великой Отечественной войны. Эта связь практически утрачена у современных подростков других социальных групп. Специфичность периферии концепта в представлении кадет создается существенным разнообразием входящих в нее компонентов. Установлено, что концепт «Бессмертный полк» репрезентирован положительно окрашенными ассоциатами, чаще имеющими обобщенный характер. Делается вывод о том, что для сохранения исторической памяти необходима персонализация концепта. Материалы исследования могут найти применение в концептологии, социолингвистике, лингвокультурологии.

Ключевые слова: языковое сознание, языковое сознание подростков, концепт, структура концепта, концепт «Бессмертный полк», ассоциативный эксперимент.

Цитирование. Фесенко О. П., Пушкарёв В. А. Концепт «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. - 2021. - Т. 20, № 4. - С. 148-157. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu2.2021.4.12

Введение

Великая Отечественная война - одно из важнейших событий в мировой истории. Ее последствия остаются значимыми по сей день и не только для тех людей и стран, которые принимали в ней непосредственное участие. Масштабные военные действия, как известно, проходили на территории Советского Союза. Именно поэтому Великая Отечественная война для России и россиян имеет особое значение, в том числе для формирования исторического и национального самосознания.

Особенности этноязыковой картины мира во многом определяются представлениями носителей языка об этой войне и ее роли в жизни общества. В современной России с празднованием Дня Победы в последнее время ассоциируется новое явление в нашей лингвокультуре - «Бессмертный полк». Сегодня его изучением занимаются специалисты в разных областях науки: культурологи [Голышев, 2017], философы [Берсенев, 2019; Мансурова, 2015; Матяш, 2017], психологи [Токарев, 2016], журналисты [Губский, 2013; Нисова, 2015] и лингвисты [Вепрева, Купина, 2018].

При всей важности данного феномена в социокультурной жизни страны в лингвистике до сих пор остаются неисследованными представления о нем, отразившиеся в языковом сознании россиян в целом и в языковом сознании подростков в частности.

В связи с этим объектом нашего исследования избран концепт «Бессмертный полк»

как лингвокультурный феномен, а предметом - его отражение в языковом сознании подростков.

Цель исследования - охарактеризовать представления о значимом в современном социокультурном пространстве России феномене «Бессмертный полк», отраженные в языковом сознании подростков.

Задачи исследования: выявить структуру концепта «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков, обучающихся в разных учебных заведениях (гимназия, колледж, кадетский корпус); определить особенности восприятия данного концепта подростками разных социальных групп.

Гипотеза исследования: концепт «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков имеет некоторые особенности, свидетельствующие о его обезличенном, но эмоционально положительно наполненном содержании.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые проанализирован концепт «Бессмертный полк» и установлена его структура в языковом сознании подростков, проведен сравнительный анализ концепта «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков, обучающихся в образовательных организациях разного профиля, что позволяет в дальнейшем выделить те компоненты концепта, опираясь на которые возможно создавать новый положительный образ Великой Победы и России в сознании современных подростков.

Практическая ценность заключается в получении данных, способных стать основой

для разработки программы патриотического воспитания в среде подрастающего поколения россиян.

Материал и методы

В работе использованы описательный метод (приемы наблюдения, сопоставления, интерпретации, обобщения и классификации); ассоциативный лингвистический эксперимент для выявления структуры концепта; прием количественных подсчетов при выделении ядра концепта и его периферийных элементов.

«Языковое сознание» как термин в современной лингвистической науке используется достаточно давно. Однако, как и любой термин, который активно функционирует в научных исследованиях, он характеризуется разнообразием толкований. В нашем исследовании мы будем придерживаться классической трактовки, представленной в лингвокультурологии, согласно которой языковое сознание - это «особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специфических чертах языка» [Ахманова, 2005, с. 518].

Поскольку языковое сознание рассматривается как «совокупность фоновых знаний или представлений об окружающем мире» [Нечаева, 2009, с. 166], эти знания возможно эксплицировать посредством анализа языковых единиц, выражающих их: слов, словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, текстов. При этом отмечается, что «единицы языкового сознания... не совпадают с языковыми единицами. За единицы сознания принимают концепты, воплощаемые в речи различными способами: словом, словосочетанием, высказыванием» [Баринова, 2010, с. 17].

Как совокупность близких понятий, связанных между собой ассоциативно, концепт термин тоже неоднозначный, однако он позволяет описать структуру языкового сознания, в котором принято выделять базовые (основные) и факультативные концепты. Каждый концепт, в свою очередь, делится на субконцепты. Эта сложная система выстраивается на основе многоступенчатого анализа различных языковых единиц, особенностей их использования в речи, тех смысловых отношений, в которые они вступают.

Большинство исследователей, анализируя структуру концепта, отмечают, что в его составе выделяется центральное смысловое ядро и периферийная зона. Ядро концепта -это словарное значение языковой единицы, периферия - это субъективный опыт коммуникантов, прагматические составляющие лексемы или фразеологизма, коннотации и ассоциации. Структура концепта базируется на выделении ключевых компонентов, «которые отражают повторяющиеся в тексте значения» [Ананьина, 2006, с. 578].

Исследование концептов еще не завершено в науке. Существуют различные методики их анализа. Мы обратились к методике, апробированной в исследовании М.А. Ананьиной [Ананьина, 2006], согласно которой анализ концептов состоит из двух этапов:

1. Определение ключевых слов (ассоци-атов), содержащих на смысловом уровне общие элементы значения: а) установление ядра концепта, связанного с частотностью воспроизведения ассоциатов при проведении ассоциативного эксперимента; б) выявление периферийных компонентов концепта.

2. Обобщение всех ассоциаций, возникающих у носителей языка через выделение их общих смысловых компонентов. Установление ведущего концепта.

В статье представлены результаты первого этапа анализа концепта «Бессмертный полк».

Словосочетание Бессмертный полк сегодня известно абсолютному большинству россиян. Это прежде всего название шествия в День Победы, во время которого каждый желающий может встать с портретом своего предка, имевшего отношение к Великой Отечественной войне, в колонну идущих. Сегодня, согласно приблизительным подсчетам, эта акция охватила 1200 городов и сел [Ни-сова, 2015, с. 192]. В 2017 г. в акции приняло участие около 8 миллионов человек, в 73 российских регионах и более чем 20 странах; в 2019 г., согласно новостным заметкам с Интернете, - уже более 10 миллионов [Нисова, 2015, с. 192].

Первоначально «Бессмертный полк» был социальным проектом, предложенным томскими журналистами Игорем Дмитриевым, Сергеем Лапенковым и Сергеем Коло-товкиным еще в 2012 г. [Губский, 2012, с. 58].

Журналисты стремились сохранить ощущение восхищения и торжественности празднования Дня Победы в то время, когда в колонне парада шли ветераны. Эта гражданская инициатива оказалась перспективной в общероссийском масштабе. Была создана электронная книга памяти в рамках проекта «Бессмертный полк - Москва», множество сайтов по регионам, мультимедийные проекты-презентации, посвященные «Бессмертному полку» [Нисова, 2015, с. 191], проекты книг, сайтов и колонн (рот) «Бессмертных полков» регионов и школ [Вайцель, 2019; Исакова, 2016]. Омская область тоже имеет страницу на сайте «Бессмертный полк», на которой можно выложить информацию о ветеранах Великой Отечественной войны (https://www. moypolk.ru/). Все эти проекты размещены в сети Интернет в открытом доступе.

Однако проведение акции и в среде исследователей, и в российском обществе вызывало и вызывает до сих пор самые разные отзывы. Наряду с положительными (их большинство на сайтах организаторов в различных регионах России) появляются и резко отрицательные. Часть населения нашей страны и жители других государств пишут о том, что акция эта навязана сверху, что она носит «добровольно-принудительный» характер, что выгодна властям, поскольку позволяет экономить средства на проведения парада и т. д. [Губ-ский, 2013, с. 77].

Социокультурная ситуация проведения акции прогнозируется как конфликтная многими исследователями. Так, В.Д. Береснев отмечает, что «мы должны ожидать роста разнообразия интерпретации акции "Бессмертного полка" и, как следствие, - возникновения новых конфликтов на этой почве» [Берсенев, 2019, с. 71]. Чтобы минимизировать конфликность в социуме, связанную с проведением этой акции, следует понять, какое мнение об этом социокультурном феномене сформировалось в сознании молодежи. Выявить его помогает язык, средства которого отражают восприятие концепта «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков.

О формировании этого концепта лингвисты уже заявили. Отмечено, что имя концепта - Бессмертный полк - расширяет свою

сочетаемость. Как показано И.Т. Вепревой и Н.А. Купиной [Вепрева, Купина, 2018], в современном дискурсе можно встретить его сочетание с глаголами («Бессмертный полк» заканчивает построение, идет, пройдет, шагает, вернул нам настоящее, связывает настоящее и прошлое), наблюдается смена «опорного слова» (рота «Бессмертного полка» - не полк, а рота полка [Вепрева, Купина, 2018, с. 32]). В некоторых контекстах словосочетание Бессмертный полк использовано без кавычек, что, по мнению исследователей, свидетельствует об олицетворении [Вепрева, Купина, 2018, с. 32]. Возможны замены одного из компонентов словосочетания, что показывает полную освоенность концепта носителями языка («бессмертный медсанбат» [Симоненко, 2019]). Все это является свидетельством стремления носителей языка «осмыслить ментально специфическое наполнение концепта новейшего времени» [Вепрева, Купина, 2018, с. 32-33]. Результаты анализа текстов СМИ позволяют ученым сделать вывод, что на первый план восприятия концепта «Бессмертный полк» выходит «идея народного единства» [Вепрева, Купина, 2018, с. 34]. Сегодня словосочетание Бессмертный полк функционирует в пяти значениях:

1. Название добровольной общенародной акции, приуроченной ко Дню Победы.

2. Шествие в День Победы.

3. Название межрегионального политического движения, цель которого - сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

4. Название сайта - собрания семейных архивов о Великой Отечественной войне.

5. Герои, погибшие в Великую Отечественную войну [Вепрева, Купина, 2018, с. 32-34].

С учетом существующих в лингвистике наблюдений о семантике имени концепта «Бессмертный полк» охарактеризуем его структуру в языковом сознании подростков.

Исследование и результаты

Концепт «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков разных социальных групп неоднороден. Это было выявлено в результате ассоциативного лингвистического эксперимента, участниками которого стали обучающиеся БОУ «Гимназия № 85» г. Омска

(100 человек), студенты БПОУ «Омский автотранспортный колледж» (100 человек) и кадеты Омского кадетского военного корпуса (100 человек).

Возраст участников составляет 1 618 лет.

Сроки проведения эксперимента: сентябрь 2019 г. - март 2020 года.

Участникам эксперимента было предложено за 10 минут записать пять ассоциаций на сочетание-стимул Бессмертный полк. Всего было дано 300 реакций, нулевых реакций не было. Далее материал систематизировался авторами статьи в соответствии с принадлежностью участников эксперимента к той или иной социальной группе: гимназисты, студенты, кадеты. В зависимости от количественной представленности ассоциатов для каждой группы определялись ядерные и периферийные компоненты.

Учащимися гимназии было дано 55 ас-социатов. В ядро концепта вошли следующие ассоциаты: память, война, гордость, победа, честь, ветераны, смерть, уважение, 9 Мая и шествие (рис. 1). Из них преобладают три: память, война и гордость, что вполне закономерно, поскольку именно они представляют собой наиболее воспроизводимые культурные стереотипы в современной Рос-

сии. Весьма показательно появление компонента гордость в ядре концепта, что позволяет говорить о сложившемся восприятии в среде гимназистов феномена «Бессмертный полк» как позитивного, значимого в российской современной культуре.

Среди периферийных компонентов концепта отмечены ассоциаты, имеющие положительные коннотации (единство, герои, слава, бессмертие, патриотизм, патриоты, отвага, героизм, любовь, мужество, величие, сила, Отечество и т. д.), нейтральные (солдаты, народ, фото, люди, армия, единица армии, лента, плакаты) и имеющие отрицательные коннотации (смерть, скорбь, погибшие, потеря, жертвы, слезы, горечь, показуха, голод и т. д.).Только один из 55 ас-социатов (показуха) отражает оценку шествия как формальной акции и представлен в ответах одного из 100 реципиентов. Отмечены единичные ассоциаты, связанные с отрицательным опытом участия в шествии: жарко, долго идти. В целом концепт статичен (существительные преобладают над другими частями речи). Он отражает положительное восприятие явления. Однако в нем практически не находит воплощения личностная значимость данного явления для носителей языка. В языковом сознании школьников практичес-

Рис. 1. Структура ядра концепта «Бессмертный полк» в языковом сознании гимназистов

Fig. 1. The structure of the core of the "Immortal Regiment" concept in the language consciousness of schoolchildren Примечание. Здесь и в диаграммах ниже рядом со словом-ассоциатом указывается количество его воспроизведений в ответах респондентов (в абсолютном выражении и в процентах).

Note. Here and in the diagrams below, the number of reproductions in respondents' answers (in absolute terms and as a percentage) is shown next to the associated word.

ки нет ассоциаций, связанных с конкретными людьми (родственниками), погибшими на фронте. Периферийные ассоциаты бабушка и дедушка зафиксированы нами в ответах всего 4 реципиентов-гимназистов из 100 опрошенных.

Студенты автотранспортного колледжа дали 56 ассоциатов на словосочетание-стимул. Ядро концепта составили следующие ассоциаты: память, война, гордость, победа, 9 Мая, ветераны, фотографии, шествие, люди (рис. 2). Оно обнаруживает отличия от ядра концепта, сформированного в языковом сознании гимназистов: в нем нет эмоционально окрашенных компонентов честь, смерть и уважение, но наличествуют нейтральные ассоциаты, передающие восприятие формальных признаков «Бессмертного полка»: фотографии и люди. Хотя концепт в целом отражает положительное восприятие феномена «Бессмертного полка», выявляется некоторая его поверхностная оценка.

Среди периферийных компонентов также можно выделить те, которые имеют положительную коннотацию (отвага, мужество, вечность, уважение, честь, Отечество, слава, доблесть, храбрость, герои, бесстрашие, героизм, дружба, подвиг, великий, Родина, величие и т. д.), нейтральные (портреты, гвоздики, песня, строй, марш, солдат, земля, акция, еда, внуки,

много народа и т. д. ) и имеющие отрицательные коннотации (смерть, скорбь, слезы, печаль, горечь, боль, тревога, толпа, палки). Последних два ассоциата единичны и передают формальную характеристику «Бессмертного полка». Что касается личностных показателей, то ассоциат прадед встретился 7 раз, дедушка воспроизведен дважды, родные - 4 раза, внуки -1 раз. В целом 14 человек (из 100) осознают «Бессмертный полк» как часть истории семьи, а не только как часть истории государства. Можно говорить о том, что концепт «Бессмертный полк» статичен: существительные преобладают над другими частями речи. Он отражает положительное восприятие явления.

Кадеты наиболее часто воспроизводят следующие компоненты, вошедшие в ядро концепта: память, гордость, война, победа, ветераны, люди, фотографии, дань уважения, прадед / дед, ВОВ (см. рис. 3). В целом концепт отражает положительное восприятие феномена. Отметим, что в составе ядра появляется личностно значимый компонент -прадед / дед.

Периферию концепта характеризуют ас-социаты, отмеченные только в ответах кадет и не зафиксированные при опросе гимназистов и студентов: благодарность, колонна, вечно, Жуков, праздник, не умер, неуничтожаемая , бесконечное, хранимая,

Рис. 2. Структура ядра концепта «Бессмертный полк» в языковом сознании студентов колледжа

Fig. 2. The structure of the core of the "Immortal Regiment" concept in the language consciousness of college students

Рис. 3. Структура ядра концепта «Бессмертный полк» в языковом сознании кадет

Fig. 3. The structure of the core of the "Immortal Regiment" concept in the language consciousness of cadets

сильные, храбрые, страшное, огромно-человечный , большой, сильно, ходить, ждать, великолепие, вспомнить, траур, достойно, ВДВ, наша история и др. Заметим, что в ряду приведенных ассоциатов появились прилагательные. Это свидетельствует о яркой оценочности концепта, о восприятии «Бессмертного полка» через призму характеристик, а не предметов. Кроме того, глаголы, воспроизведенные участниками эксперимента, придают концепту динамичности. Для выражения эмоций реципиенты прибегают к окказиональным образованиям (огромно-человечный). Отмечен и специфический жаргонный ассоциат (увал «увольнение»). Кроме того, представлен ассоциат, выражающий отрицательную оценку: толпа, он воспроизводился нечасто (7 раз) и в ядро пока не попал.

Среди периферийных компонентов концепта встретились такие, которые наряду с прадед / дед связывают подростков с историей семьи через историю Родины: это фамилии родственников и ассоциаты предки, родные и близкие. В целом в представлении кадет концепт «Бессмертный полк» более персонализирован, чем в языковом сознании гимназистов и студентов, что отражает осознание ими сопричастности к Великой Победе и необходимости отдать дань уважения не абстрактным солдатам, а конкретным людям, воевавшим за нашу страну.

Выводы

Итак, в структуре концепта «Бессмертный полк» всего выявлено 212 ассоциатов (1398 воспроизведений), большая часть из которых представлены единично. 24 компонента превышают 10 воспроизведений и включены нами в ядро концепта (см. таблицу)

Общими компонентами ядра концепта для респондентов всех групп являются следующие: память, война, гордость, победа, ветераны. Только в языковом сознании кадет оказался компоненты честь, прадед / дед.

Часть ассоциатов положительны: память, гордость, победа, ветераны, честь, 9 Мая, герои, шествие, уважение, отвага, парад, Отечество, День Победы, патриотизм, дань уважения, бессмертие, ВОВ, мужество, слава; часть отрицательны: война, смерть, толпа, скорбь, слезы; часть формальны: фото / фотографии, люди, портрет/ы, солдат/ы.

На периферии концепта оказалось 100 ассоциатов, среди которых отмечены положительные (их большинство - 68: вечность, дружба, подвиг, доблесть, храбрость, бесстрашие, достойно, праздник, великолепие и др.), нейтральные (23: марш, земля, акция, еда, внуки, наша история и др.) и отрицательные (9: печаль, горечь, боль, тревога, палки, траур, жертвы, страх, показуха). Периферия концепта «Бессмертный полк» наиболее широко представлена в языковом со-

Ядро концепта «Бессмертный полк» The core of the "Immortal Regiment" concept

Слово-ассоциат Кол-во Слово-ассоциат Кол-во

воспроизведении воспроизведений

Память 233 Отвага 18

Война 109 Парад 16

Гордость 95 Отечество 14

Победа 68 Толпа 14

Ветераны 46 День Победы 13

Честь 41 Патриотизм 13

9 Мая 40 Скорбь 13

Герои 36 Дань уважения 11

Шествие 36 Солдат/ы 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото / фотографии 26 Бессмертие 10

Люди Великая Отечест-

23 венная война 10

Уважение 22 Мужество 10

Прадед / дед 21 Слава 10

Смерть 21 Слезы 10

Портрет/ы 20

знании кадет, кроме ассоциатов - общеупотребительных единиц, наблюдается наличие окказиональных слов (огромно-человечный), фамилий родственников и героев войны. Отмечается также разнообразие частей речи, реализующих периферию концепта в языковом сознании кадет.

В целом результаты анализа структуры концепта в языковом сознании кадет по некоторым показателям отличаются от результатов анализа структуры концепта в языковом сознании школьников-лицеистов и студентов колледжа. Во-первых, ассоциативный ряд в опроснике кадет богаче: 119 (против 55 у школьников и 56 у студентов колледжа) - в среднем на 37 % разнообразнее. В его составе - ассо-циаты, представленные разными частями речи (не только существительными, но и прилагательными и глаголами), что добавляет динамичности и эмоциональности концепту. Студенты и гимназисты в большей степени формализуют концепт, активнее включая в число ассоциатов внешние характеристики «Бессмертного полка», а в представлении кадет концепт «Бессмертный полк» более персонализирован.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Ананьина М. А., 2006. Из опыта анализа концептуального пространства (на примере рассказов Дж. Джойса «Дублинцы» // Концепт и куль-

тура : материалы II Междунар. науч. конф. (Кемерово, 30-31 марта 2006 г). Прокопьевск : Полиграф. центр. С. 575-593.

Ахманова О. С., 2005. Словарь лингвистических терминов. М. : КомКнига. 576 с.

Баринова И. А., 2010. Языковое сознание: к вопросу об определении и интерпретации термина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. № 4. С. 10-21.

Берсенев В. Д., 2019. «Бессмертный полк»: социокультурный контекст и философская рефлексия // Вестник Пермского университета. Вып. 1. С. 67-74.

Вайцель Д. Э., 2019. «Бессмертный полк» города Барнаула как волонтерский проект // Молодежь - Барнаулу : материалы XX город. науч. -практ. конф. молодых ученых. Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та. С. 659-660.

Вепрева И. Т., Купина Н.А., 2018. Бессмертный полк в контексте социального времени: к проблеме формирования нового концепта // Человек, текст, язык в системе социогума-нитарного знания : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Тагил : НижГСПИ. C. 30-35.

Голышев А. И., 2017. Культурологический аспект «Бессмертного полка» // Экология культуры : сб. ст. по культурологии. Псков : Изд-во ПГУ С. 8-13.

Губский В. В., 2013. «Бессмертный полк»: далее, везде... Журналистская инициатива в аспекте патриотического воспитания // Журналистский ежегодник. № 2-1. С. 77-81.

Исакова А. П., 2016. Бессмертный полк средней школы № 1 имени героя Советского Союза И.П. Малоземова (в поиске новых форм взаимодействия школы и семьи по патриотическому воспитанию школьников) // Великая Отечественная война: проблемы междисциплинарного осмысления : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вологда : Изд-во Волог. гос. ун-та. С. 163-168.

Мансурова В. Д., 2015. Время собирать камни: феноменология самоопределения россиян // Социально-гуманитарные знания. № 3. С. 45-53.

Матяш Т. П., 2017. «Бессмертный полк»: верификация идей Н. Федорова // Гуманитарные и социально-экономические науки. № 6. С. 49-55.

Нечаева Е. Ф., 2009. Языковое сознание и национальная идентичность // Альманах современной науки и образования. № 11-2. С. 166-168.

Нисова М. В., 2015. Аудитория гражданской инициативы «Бессмертный полк» // Журналистский ежегодник. № 4. С. 191-192.

Симоненко В. Б., 2019. «Бессмертный полк» - «Бессмертный медсанбат»: люди и судьбы в истории госпиталя // Военно-медицинский журнал. Т. 340, № 5. С. 77-87.

Токарев А. С., 2016. «Бессмертный полк» - символический анализ // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. № 5. С. 77-85.

REFERENCES

Ananina M.A., 2006. Iz opyta analiza kontseptualnogo prostranstva (na primere rasskazov Dzh. Dzhoysa «Dublintsy») [From the Experience of the Conceptual Space Analysis (On the Example of Stories "Dubliners" by J. Joyce)]. Kontsept i kultura: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (Kemerovo 30-31 marta 2006g.) [Concept and Culture. Proceedings of the 2nd International Scientific Conference (Kemerovo, March 30-31, 2006)]. Prokopyevsk, Poligraficheskiy tsentr, pp. 575-593.

Ahmanova O.S., 2005. Slovar lingvisticheskih terminov [Dictionary of Linguistic Terms]. Moscow, KomKniga Publ. 576 p.

Barinova I.A., 2010. Yazykovoe soznanie: k voprosu ob opredelenii i interpretatsii termina [Linguistic Consciousness: Definition and Interpretation of the Term]. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politehnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin], no. 4, pp. 10-21.

Bersenev V.D., 2019. «Bessmertny polk»: sotsiokulturny kontekst i filosofskaya refleksiya ["Immortal Regiment": Sociocultural Context and Philosophic Reflection"]. Vestnik Permskogo universiteta, iss. 1, pp. 67-74.

Vaytsel D.E., 2019. «Bessmertny polk» goroda Barnaula kak volonterskiy proekt ["Immortal Regiment" of Barnaul As a Volunteer Project]. Molodezh -Barnaulu: materialy XXgorod. nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh [The Youth to Barnaul. Proceedings of 20th City Scientific Conference of Young Researchers]. Barnaul, Izdatelstvo Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, pp. 659-660.

Vepreva I.T., Kupina N.A., 2018. Bessmertny polk v kontekste sotsialnogo vremeni: k probleme formirovaniya novogo kontsepta ["Immortal Regiment" in the Context of Social Time: Problem of Formation of a New Concept]. Chelovek, tekst, yazyk v sisteme sotsiogumanitarnogo znaniya: sb. materialov II Vseros. nauch.-prakt. konf. [Human Being, Text, Language in the System of Socio-Humanistic Knowledge. Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific Conference]. Nizhniy Tagil, NizhGSPI, pp. 30-35.

Golyshev A.I., 2017. Kulturologicheskiy aspekt «Bessmertnogo polka» [Culturological Aspect of the "Immortal Regiment"]. Ekologiya kultury: sb. st. po kulturologii [Ecology of Culture. Collection of Culturological Articles]. Pskov, Izd-vo PGU, pp. 8-13.

Gubskiy VV, 2013. «Bessmertny polk»: dalee, vezde... Zhurnalistskaya initsiativa v aspekte patrioticheskogo vospitaniya ["Immortal Regiment": Next, Everywhere... Journalist Initiative in the Aspect of Patriotic Education]. Zhurnalistskiy ezhegodnik, no. 2-1, pp. 77-81.

Isakova A.P., 2016. Bessmertnyy polk sredney shkoly № 1 imeni geroya Sovetskogo Soyuza I.P. Malozemova (v poiske novyh form vzaimodeystviya shkoly i semi po patrioticheskomu vospitaniyu shkolnikov) ["Immortal Regiment" of I.P. Malozemov Secondary School No. 1 (In Search of New Forms of Interaction Between the School and the Family in the Field of Patriotic Education of Schoolchildren]. Velikaya Otechestvennaya voyna: problemy mezhdistsiplinarnogo osmysleniya: materialy Vseros. nauch. konf., posvyasch. 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne 19411945 godov [The Great Patriotic War: Problems of Interdisciplinary Understanding. Proceedings of the All-Russian Scientific Conference Dedicated to the 70th Anniversary

of the Victory in the Great Patriotic War, 1941— 1945]. Vologda, Izd-vo Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta, pp. 163-168.

Mansurova V.D., 2015. Vremya sobirat kamni: fenomenologiya samoopredeleniya rossiyan [Time to Gather Stones: Phenomenology of Self-Determination of the Russians]. Sotsialno-gumanitarnye znaniya, no. 3, pp. 45-53.

Matyash T.P., 2017. «Bessmertny polk»: verifikatsiya idey N. Fedorova ["Immortal Regiment": Verification of N. Fedorov's Ideas]. Gumanitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki [The Humanities and Social-Economic Sciences], no. 6, pp. 49-55.

Nechaeva E.F., 2009. Yazykovoe soznanie i natsionalnaya identichnost [Language Consciousness and National Identity]. Almanah sovremennoy nauki i

obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education], no. 11-2, pp. 166-168.

Nisova M.V, 2015. Auditoriya grazhdanskoy initsiativy «Bessmertny polk» [The Audience of Civil Initiative "Immortal Regiment"]. Zhurnalistskiy ezhegodnik, no. 4, pp. 191-192.

Simonenko V.B., 2019. «Bessmertny polk» -«Bessmertnyy medsanbat»: lyudi i sudby v istorii gospitalya ["Immortal Regiment" - "Immortal Medical and Sanitary Battalion": People and Fortunes in the History of the Hospital]. Voenno-meditsinskiy zhurnal, vol. 340, no. 5, pp. 77-87.

Tokarev A.S., 2016. «Bessmertny polk» -simvolicheskiy analiz ["Immortal Regiment" -Symbolic Analysis]. Vestnik Permskogo nauchnogo tsentra UrO RAN [Perm Federal Research Centre Journal], no. 5, pp. 77-85.

Information About the Authors

Olga P. Fesenko, Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of the Russian and Foreign Languages, Omsk State Transport University, Prosp. Karla Marksa, 35, 644046 Omsk, Russia, Olga.Fesenko2015@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2373-1880

Vitaliy A. Pushkarev, Lecturer of Russian Language and Literature, Omsk Cadet Military Corps, Lenina St, 26, 644024 Omsk, Russia, p.v.a.05@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6563-1247

Информация об авторах

Ольга Петровна Фесенко, доктор филологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков, Омский государственный университет путей сообщения, просп. Карла Маркса, 35, 644046 г. Омск, Россия, Olga.Fesenko2015@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2373-1880 Виталий Александрович Пушкарёв, преподаватель русского языка и литературы, Омский кадетский военный корпус, ул. Ленина, 26, 644024 г. Омск, Россия, p.v.a.05@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6563-1247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.