•^СЛУЖБА И СЛУЖЕНИЕ. ДОЛГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ_
Аллахвердиев Эльшад Заммеддин оглы «Концепт «армия» в языковом сознании иностранных военнослужащих»
УДК 81-119
-х-—V-®-^—ч'——-х-
КОНЦЕПТ «АРМИЯ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Эльшад Заммеддин оглы Аллахвердиев, Азербайджан, Омский автобронетанковый инженерный институт
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы языкового сознания иностранных военнослужащих, приводятся результаты лингвокультурологического эксперимента, проведенного в 2016—2017 учебном году. В качестве испытуемых выступили 30 курсантов Омского автобронетанкового инженерного института из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Ключевые слова: языковое сознание, концепт «армия», ядро концепта.
CONCEPT «ARMY» IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF FOREIGN MEMBERS OF THE MILITARY
ElshadZammeddin ogly Allakhverdiev, Azerbaijan, Omsk Tank-automotive Engineering Institute
Abstract. The article deals with the problems of the linguistic consciousness of foreign members of the military. It presents the results of a linguistic-cultural experiment conducted in 2016-2017 academic years among the 30 students of Omsk Tank-automotive Engineering Institute from 12 foreign countries. Key words: linguistic consciousness, concept "army", the nucleus of the concept
лШ рмия - это важнейший социальный институт для любого государства во все У! времена. Без армии нет страны. Армия - это оплот государственности, его |ЭМ_основа. Однако отношение к армии и к службе в ней у представителей разных стран и народов может не совпадать. Это связано с историей, с успешностью и надежностью самой армии, с государственной политикой по отношению к армии и т.д. Цель нашего исследования - определить наличие общих взглядов на армию у представителей разных культур и стран. Особенности этих взглядов отражены в ассоциациях, возникающих у носителей разных языков при восприятии слова «армия», которое может рассматриваться как один из концептов любой национальной культуры.
Термин «концепт» фигурирует в рамках различных наук (когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии и т.д.). Нас будет интересовать только то определение, которое непосредственно помогает описать языковую картину мира носителей языка как представителей отдельных культур. Это определение предложено в рамках лингвокультурологии. Лингвокультурологический подход к концепту «предполагает признание концепта культурно-обусловленной сущностью» [1, 8], которая отражает «менталитет определенного этноса» [2, 10]. Концепт - это «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [3, 43], которая может описываться через «культурные доминанты поведения, исторически закрепленные ценностными ориентациями, принятыми в соответствующей
t)i 106 a&YCUWAGY«)^^^
штш
омской православной духовной семинарии
С
лингвокультуре» [4, 111]. Концепт всегда имеет возможность реализоваться средствами языка.
Абсолютное большинство исследователей, анализируя структуру концепта, полагает, что в его составе выделяется центральное смысловое ядро и периферийные элементы. Ядро концепта - это словарное значение языковой единицы, периферия - это субъективный опыт коммуникантов, прагматические составляющие лексемы или фразеологизма, коннотации и ассоциации [5, 161]. В нашем случае ядром концепта станут те ассоциации, которые «наиболее часто возникают в сознании представителей разных культур» [6, 58]. Для выявления ядра мы предложили участникам лингвистического ассоциативного эксперимента написать первые три ассоциации, которые возникают в их сознании при восприятии лексемы «армия». В качестве испытуемых выступили 30 курсантов Омского автобронетанкового инженерного института из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья (Камбоджа - 3, Мозамбик - 2, Армения - 2, Иордания - 1, Казахстан - 1, Лаос - 1, Азербайджан - 1, Ангола - 6, Туркмения - 5, Кыргызстан - 2, Судан - 1, Таджикистан - 5). Опрос проводился на русском языке, являющимся для всех участников эксперимента иностранным (уровень владения - не ниже С1). В результате исследования было выявлено ядро концепта, связанное с восприятием армии через несколько основных ассоциаций:
1) через призму профессиональной деятельности курсантов как будущих представителей офицерства, причем эта профессия сосуществует с такой ценностью, как Родина, сопровождается гендерной характеристикой «мужская профессия» и чаще всего имеет положительную оценку (армия - это профессия, профессия Родину защищать, мужское дело Родину защищать, мужская профессия, защита Родины, защита родных, служба Родине; работа для мужчины, а не для женщины; хорошая работа, хорошая профессия, настоящее мужское дело, святое дело защищать Родину - 35 ассоциаций);
2) через ценностное, онтологическое восприятие армии как части жизни (армия -это жизнь, это самый лучший урок жизни, опыт жизни, военная жизнь - 5 ассоциаций) или места для жизни, в котором человек становится лучше, становится мужчиной (место, в котором живешь ради спокойствия близких; без армии нет жизни; армия - место, в котором каждый учится быть отважным, место для мужчин/мужиков, 8 ассоциаций);
3) армия отождествляется с Родиной, родной страной и народом, рассматривается как основа государства, как его сила (армия - символ Родины, опора страны, важная часть страны, без армии нет страны, армия - мать народа, армия - сила государства) - 9 ассоциаций.
Значительную часть структуры ядра концепта занимает представление об армии как о профессии, что вполне объяснимо, поскольку участниками опроса стали курсанты военного вуза. Остальные ядерные компоненты представлены в меньшем объеме, однако и они формируют концепт, добавляя к нему представление об армии как о важной составляющей жизни (не только как о профессии) и о ключевой роли армии для государства. В целом концепт «армия» выступает как положительное ментальное образование у представителей военной элиты разных культур и в большинстве случаев содержит позитивно окрашенные элементы.
№ 1, 2017 (2)
■^служба и служение. долг и ответственность_
Аллахвердиев Эльшад Заммеддин оглы «Концепт «армия» в языковом сознании иностранных военнослужащих»
Библиографический список:
1. Чибышева О.А. Концепт «женщина» в русской и английской фразеологии (на
материале предметных фразеологизмов, именующих женщину): автореферат дис____
канд. филол. наук / О.А. Чибышева. - Челябинск, 2005. - 24 с.
2. Воркачев С.Г. Эталонность в сопоставительной семантике / С.Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред.: В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2003. - С. 6-15.
3. Степанов С.Ю. Константы. Словарь русской культуры / С.Ю. Степанов. - М.: Академический проект, 2004. - 982 с.
4. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепт, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
5. Фесенко О.П. Концепт «Родина» в русской и арабской лингвокультурах (на материале словарей) / О.П. Фесенко // Язык и культура: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции (31 марта, 26 апреля, г. Новосибирск). - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. - С. 161-165.
6. Фесенко О.П. Концепт «победа» в русской лингвокультуре: обзор / О.П. Фесенко // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: сборник материалов Международной научно-методической конференции (Омск, 27 марта 2015 г.). - Омск: Изд-во ОмЮИ, 2016. - С. 58-62.