Научная статья на тему 'Концентрация гормонов в сыворотке крови коз горноалтайской пуховой породы в связи с плодовитостью'

Концентрация гормонов в сыворотке крови коз горноалтайской пуховой породы в связи с плодовитостью Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
304
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Афанасьева А. И.

Исследованиями, проведенными на беременных козах горноалтайской пуховой породы, установлено, что на уровень гормонов коры надпочечников, щитовидной и половых желез определенное влияние оказывает многоплодие животных. У коз, вынашивающих два плода, количество изучаемых гормонов в сыворотке крови выше, чем у одинцовых, что свидетельствует об их высокой функциональной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concentration of hormones in blood serum of goats of the Gornoaltaisk downy wool breed due to fertility

The data obtained as result of the study conducted on pregnant Gornoaltaisk downy goats indicate that the levels of adrenal cortex hormones, as well as thyroid and genital glands are highly influenced by the prolificacy in animals. In two-fetuses pregnant goats the number of hormones in the blood serum is higher than in one-fetus pregnant goats, this demonstrating their high functional activity.

Текст научной работы на тему «Концентрация гормонов в сыворотке крови коз горноалтайской пуховой породы в связи с плодовитостью»

Концентрация гормонов в сыворотке крови коз горноалтайской пуховой породы в связи с плодовитостью

А.И. Афанасьева, к.биол.н., доцент, Алтайский ГАУ

Козы горноалтайской пуховой породы относятся к многоплодным животным. Плодовитость горноалтайских пуховых коз колеблется от 110 до 140 козлят на 100 маток (Чикалев А.И., 2000). Согласно современным представлениям многоплодие должно иметь факторы, способствующие его проявлению. Причина многоплодия заключается в созревании и овулировании во время половой охоты двух и более полноценных яйцеклеток, их оплодотворении и дальнейшем развитии. Этот факт не касается однояйцовых близнецов, которые развиваются из одной яйцеклетки.

К числу факторов, влияющих на частоту многоплодия у животных разных видов, относят наследственную предрасположенность, породу, возраст, сезон года, в котором проходило спаривание, условия кормления и содержания.

У коз горноалтайской пуховой породы многоплодие, вероятнее всего, следует считать результатом действия наследственных факторов. В своих исследованиях мы попытались установить влияние плодовитости на концентрацию кортизола, тироксина, трийодтиронина, эстрадиола, прогестерона, тестостерона в крови коз в течение беременности. Количество гормонов в сыворотке крови определяли иммуноферментным методом на вертикальном спектрофотометре «Униплан».

Полученные результаты свидетельствуют о преобладании концентрации изучаемых гормонов в крови коз, вынашивающих два плода (п = 60), по сравнению с уровнем гормонов в крови коз с одним плодом (п = 60). Средний уровень кортизола у многоплодных коз был выше на 18% за весь период беременности, в сравнении с показателями кортизола у коз, вынашивающих одного козленка. При сроке беременности один месяц концентрация кортизола была на 16% (р<0,05) выше у коз, вынашивающих двух козлят. В предплодный и плодный периоды беременности (2, 3 и 4 месяцев) значительных различий в уровне кортизола у коз, вынашивающих одного и двух козлят, не обнаружено. В конце плодного периода содержание кортизола было на 26% выше (р<0,05) у многоплодных коз (рис. 1).

Выявленные нами различия в уровне кортизола в крови коз, вынашивающих двух или одного козленка в наиболее критические периоды беременности, свидетельствуют о высоком функциональном напряжении коры надпочечников у коз, вынашивающих двух козлят. Наши данные согласуются с результатами исследований В.Ф. Лысова [1], который указывает на существование положительной корреляции

между уровнем кортизола и величиной помета у овец.

Средний уровень прогестерона при сроке беременности 1 месяц в крови многоплодных коз составил 13,84±1,51 нмоль/л; у одинцовых коз — 11,19+2,16 нмоль/л. Максимальное содержание прогестерона у животных сравниваемых групп установлено в плодный период (4 месяца беременности): у многоплодных коз — 63,85+5,25 нмоль/л, у коз, вынашивающих одного козленка, — 53,88+5,02 нмоль/л (рис. 2). Разница между показателями составила 15,7%. Значимых различий в динамике прогестерона у коз сравниваемых групп не установлено.

Уровень эстрадиола-17Ь у коз, вынашивающих двух козлят, в предимплантационный период составил 0,25+0,06 нмоль/л, у коз, вынашивающих одного козленка, — меньше на 31,6% — 0,19+0,25 нмоль/л (рис. 3). Наиболее существенная разница между содержанием эстрадиола-17Ь у коз с разной плодовитостью отмечена на 2-м и 3-м месяцах беременности — на 17% и 22% соответственно больше у коз, вынашивающих двух козлят. В конце плодного периода уровень гормона у одинцовых коз составил 0,99+0,04 нмоль/л, у многоплодных животных — 1,02+0,05 нмоль/л. Значимой разницы между полученными показателями не установлено.

Средние значения тестостерона у коз, вынашивающих одного и двух козлят, на первом месяце беременности составили 1,21+0,12 нмоль/л и 1,45+0,07 нмоль/л соответственно (рис. 4). Уровень гормона у коз, вынашивающих двух козлят, на этом этапе беременности выше на 19,8%.

При сроке беременности 2 месяца количество тестостерона у коз сравниваемых групп не отличалось. Наиболее существенная разница (10,3%) зафиксирована у коз при сроке беременности

3 месяца, что соответствует началу развития плодного периода. Уровень гормона при этом соответствовал значениям: для одинцовых коз —

1,94+ 0,20 нмоль/л и многоплодных — 2,14+0,18 нмоль/л.

В плодный период беременности (4—5 месяцев) уровень тестостерона между исследованными группами значимых различий не имел.

Наши исследования показали: уровень половых гормонов в крови многоплодных коз был выше, чем у одинцовых. Результаты других ученых свидетельствуют, что у многоплодных овец гонадотропный пик в фолликулярную фазу полового цикла выше, чем у малоплодных. Это может служить подтверждением гипотезы о том, что именно этот гонадотропный пик определяет число развивающихся для последующей овуляции

-о- 1 группа -а- 2 группа

Рис. 1 - Уровень и динамика кортизола в сыворотке крови коз в зависимости от плодовитости (1 группа - одинцовые, 2 группа - многоплодные)

80 70 60 ^ 50

§ 40

2

1 30 20 10

1 мес 2 мес 3 мес 4 мес 5 мес

беременность

-о- прогестерон-1группа -о- прогестерон-2группа

Рис. 2 - Уровень и динамика прогестерона в сыворотке крови коз в зависимости от плодовитости (1 группа - одинцовые; 2 группа - многоплодные)

0

фолликулов. Активированные фолликулы начинают увеличивать продукцию и выделение стероидов в кровь [2]. Увеличение уровня половых гормонов в крови коз с двумя плодами может быть связано с овуляцией у животных большего количества яйцеклеток и образованием большего количества прогестерона, что отражается на концентрации гормона в периферической крови

[3]. Такое мнение подтверждается работами, показывающими, что удаление части желтого тела или целого яичника вызывает соответствующее уменьшение уровня прогестерона в крови

[4]. Кроме того, известно: при многоплодной беременности площадь плацентарной поверхности каждого близнеца уменьшается в зависимости от количества развивающихся в матке плодов. Уменьшение частично компенсируется более мощным развитием плацент при многоплодной беременности: 1 см3 плаценты близнецов весит больше такого

же кусочка плаценты одинцов. Обменные процессы в плацентах при многоплодной беременности выше, чем при одноплодной [5]. Это, вероятно, обеспечивает более высокое содержание гормонов в крови козоматок, вынашивающих два плода. Содержание гормонов щитовидной железы в динамике беременности было выше у многоплодных коз (рис. 5, 6). На первом месяце беременности разница между содержанием тироксина у коз сравниваемых групп составила 7,8%, трийодтиронина —

11,4%. По мере увеличения срока беременности уровень гормонов повышался. Статистическая разница между показателями тироксина у многоплодных и одинцовых коз не имела достоверных отличий. Уровень трийодтиронина при сроке беременности 2, 3 и 4 месяцев был значительно выше (р<0,05) у многоплодных коз. В конце плодного периода содержание тироксина соответствовало следующим

1.2

1 .□ □,S

і

§ П.6 ■

□.I

□.2

Рис. 3

2J6 2.1 22 ■Є 2 Д І 1JB = 1J5 1 Л 12 1 Д

Рис. 4

Сере К II ОСТЬ -о- астрщ I ол-1 гру|1 з -п- астрщюл-2 грума

- Уровень и динамика эстрадиола-17р в сыворотке крови коз в зависимости от плодовитости (1 группа - одинцовые; 2 группа - многоплодные)

Сере к мость —о- тестостероі-1 rpiyna --- те стостерої -2 груї і з

- Уровень и динамика тестостерона в сыворотке крови коз в зависимости от плодовиости (1 группа - одинцовые; 2 группа - многоплодные)

величинам: у многоплодных коз — 124,42+7,13 нмоль/л, у одинцовых — 113,15+5,6 нмоль/л. Статистическая разница между показателями составила 9%. Уровень три-йодтиронина на 5-м месяце беременности составил: у многоплодных коз — 2,89+0,2 нмоль/л, у одинцовых — 2,53+0,26 нмоль/л. Разница между показателями составила 14,2%.

Известно, что функция щитовидной железы находится в тесной взаимосвязи с системой гипоталамус-гипофиз-яичники, прежде всего благодаря наличию общих центральных механизмов регуляции. Установлено наличие общей а-субъ-единицы в молекулах ТТГ, ФСГ и ЛГ; Ь-субъединица этих гормонов также содержит по крайней мере 4 участка одинаковой пептидной цепи, состоящей из 4—5 аминокислотных остатков. Кроме того, установлено, что взаимосвязь тиреоидной и яичниковой систем осуществляется не только через гипоталамо-гипофизарную систему, но и

на уровне периферических гормонов [6]. Таким образом, зафиксированный нами более высокий уровень эстрогенов в крови коз с двумя плодами способствует усилению активности щитовидной железы и повышению концентрации гормонов в крови многоплодных коз.

Литература

1 Лысов, В.Ф. Гормональный статус сельскохозяйственных животных / В.Ф. Лысов. Казань: Казанский вет. институт, 1982. 88 с.

2 Савченко, О.Н. Гормональная регуляция функции половых желез / О.Н. Савченко, Г.С. Степанов // Гормоны в животноводстве. М.: Колос, 1977. С. 34—51.

3 Осадчук, Л.В. Репродуктивная эндокринология пушных зверей семейства canidae: эффекты краткосрочных и длительных антропогенных воздействий: автореф. дисс. ... д.б.н. Новосибирск, 2001. 46 с.

4 De Vreet W.J. Blood progesterone levels in pseudoregnant rats: effects of partial removal of luteal / W. J. De Vreef, V.H. Zeilmaker // Endocrinology. 1974. № 96. P. 565—571.

5 Студенцов, А.П. Ветеринарное акушерство и гинекология / А.П. Студенцов. М.: Колос, 1970. 520 с.

6 Угрюмов, М.В. Механизмы нейроэндокринной регуляции / М.В. Угрюмов. М.: Наука, 1999. 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.