КОНЦЕНТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ - ОСНОВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
CONCENTRATION OF REAL ESTATE - THE BASIC SOCIOECONOMIC FACTOR OF INFLUENCE ON ENVIRONMENT
ECOLOGY
Теличенко В.И., Большеротое А.Л. Telichenko V. I., Bolsherotov A.L.
МГСУ
Статья посвящена проблемам концентрации строительства (недвижимости) на урбанизированных территориях и её влияния на экологию окружающей среды. Рассмотрены причины концентрации и пути решения проблемы.
Article is devoted problems of concentration of building (real estate) in the urbanized territories and its influences on environment ecology. The reasons of concentration and a way of a solution of a problem are considered.
Экологические проблемы неразрывно связаны с развитием человеческого общества. Потребности общества всегда удовлетворялись за счёт природной среды, в результате постепенно возникло противоречие между интересами общества и природы.
В начале XX века с развитием техники, активным применением электричества, с повышением интенсификации производства по Ф. Тейлору [2], эти противоречия усилились и появлялись явные негативные признаки индустриального воздействия на природу и нарушения баланса между потребностями человека и возможностями природы.
Постепенно, осознавая появившуюся экологическую проблему и её важность, общество разных стран стало выставлять бизнесу и экономике требования по сохранению природной среды, требования по борьбе с загрязнением окружающей среды, требования по ликвидации негативных экологических последствий от хозяйственной деятельности.
В 1987 году Всемирная комиссия по проблемам окружающей среды и развитию определила устойчивое развитие, как развитие, удовлетворяющее потребности сегодняшнего поколения, без угрозы для потребностей будущих поколений.
Но устойчивое развитие и современная тенденция к глобализации, практически взаимно исключают друг друга.
Глобализация экономических процессов ведёт к укрупнению производств, сосредоточению в специализированных мировых центрах финансов, людских ресурсов, техники, производства. А любое укрупнение, в свою очередь, ведёт к концентрации строительства, концентрации недвижимости на ограниченной территории, и, как следствие, к экологическим проблемам.
Поэтому в качестве первой причины концентрации строительства (недвижимости) можно назвать глобализацию мировой экономики, т.е. экономические интересы бизнеса и общества.
Глобализация касается не только общемировых экономических процессов. Любой мировой процесс складывается из суммы национальных, региональных, местных интересов экономики. Любая страна, регион, город, отрасль, производство и т.д. стремится достичь максимальных социально-экономических результатов с минимальными затратами. В связи с этим любые дополнительные затраты, в том числе на защиту окружающей среды, на экологию, которые повышают себестоимость продукции и снижают рентабельность производства ставят под угрозу проигрыша в конкурентной борьбе за рынок. Для успеха в конкурентной борьбе необходима концентрация всех видов ресурсов, укрупнение и интенсификация производства, снижение транспортных расходов и т.д. Всё это в свою очередь ведет к укрупнению и концентрации строительного производства и, в итоге, к концентрации недвижимости на ограниченной территории.
Таким образом, можно сделать вывод, что второй причиной концентрации строительства (недвижимости) является конкурентная борьба за рынок.
Помимо экономических причин концентрации ресурсов, в том числе и строительного производства, существуют также политические, социальные, культурологические, исторические, национальные и другие причины. Например, столичные города, административные центры территорий выполняют также функцию государственного, административного управления, и привлекают тем самым ещё большее количество финансов, людей и прочих ресурсов для исполнения этой роли.
В связи с этим третье причиной концентрации строительства (недвижимости) является централизация управления.
В качестве иллюстрации и подтверждения тезиса о централизации управления, как одной из причин концентрации недвижимости, рассмотрим концентрацию строительства (недвижимости) в г. Москве [1,3].
Наиболее яркий представитель концентрации всех видов ресурсов города Москвы - это её центр. В центре расположено большинство административных структур управления государством, городом, областью, размещаются представительства крупного бизнеса из регионов, представительства бизнеса Москвы и области. Такая концентрация систем управления на ограниченной территории имеет свои негативные последствия. Так по законам рыночной экономики там, где рождается спрос, рождается и соответствующее предложение. Потенциал спроса в центре города, из-за переполненности офисами многократно выше, чем в другом месте. Соответственно к высокому спросу в центре приближается и предложение. В центре города сосредоточено большинство объектов культуры, огромное количество объектов обслуживающего бизнеса различного направления, в частности торговли и услуг. Развитие инфраструктуры центра города в свою очередь требует больших людских ресурсов. В результате экологическая, транспортная, демографическая, социальная ситуация в центре города приобрела критический характер.
Решение возникших социально-экономических проблем как центра города, так и всего мегаполиса требует дополнительного строительства объектов, в первую очередь это касается строительства жилья для механически прирастающего населения города и для решения жилищных проблем постоянных жителей города, очередников районов. Но здесь мы сталкиваемся с четвёртой причиной повышения концентрации строи-
тельства (недвижимости) на территории Москвы - это существующее административное деление субъектов федерации.
Из-за особого статуса города Москвы, как самостоятельного субъекта Российской Федерации и такого же статуса Московской области, строить необходимые для города объекты можно только в городской черте. Отсюда вытекает вынужденное уплотнение сложившейся застройки города, точечное строительство.
Повышение концентрации недвижимости становится причиной и ведёт в свою очередь к ухудшению экологической обстановки в городе.
Самым характерным примером экологической проблемы, возникшей именно из-за высокой концентрации строительства (недвижимости), является транспортная.
Избыток транспорта в крупных населённых пунктах приводит к сложной технической проблеме организации нормального автомобильного движения и напрямую связан с критической экологической проблемой, вызванной загазованностью воздуха выхлопными газами автомобилей. По имеющимся данным [4], промышленные выбросы всех промышленных предприятий г. Москвы составляют 141,2 тыс. т в год, в то же время выбросы автотранспорта составляют 1460,3 тыс. т в год, что больше промышленных выбросов более чем в 10 раз.
По оценке [4] общая загрязнённость атмосферы за счёт автотранспорта центра города, территорий вдоль всех без исключения магистралей, а также в некоторых районах города за счёт промышленности превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе безопасную для здоровья людей. В некоторых районах превышение ПДК достигает 10 и более раз.
В настоящее время транспортная проблема в г. Москве приобрела тупиковый, практически неразрешимый характер. И эта проблема касается не только центра города, но и окраинных «спальных» районов. Безусловно, есть у этого явления объективная причина - рост количества автомобилей у населения и несоответствие имеющейся транспортной сети города транспортным потребностям. Однако техническое решение транспортной, а вместе с ней и экологической проблемы невозможно
Решение проблемы лежит в плоскости законодательства и создания мотивации для расконцентрации недвижимости.
В первую очередь необходимо законодательно закрепить, как обязательную, процедуру оценки степени концентрации недвижимости по административным территориям, особенно при планировании строительства новых объектов, при выборе площадки строительства и подготовке экологической экспертизы.
Проведённые в этом направлении исследования (декабрь 2009г.) показывают, что степень концентрации недвижимости по районам и округам г. Москвы значительно превышает их потенциал.
В таблице 1 приведены сводные данные по степени концентрации строительных объектов (недвижимости) в г. Москве.
Из приведённой таблицы видно, что коэффициент степени концентрации (к5к) строительных объектов (недвижимости) в административных округах Москвы значительно превышает предельно допустимый потенциал территории (равный 1 единице). В некоторых районах г. Москвы фактическая степень концентрации строительных объектов (недвижимости) по состоянию на 1.01.2010г. превышает норму в 5 и более раз и составляет: в районе Головинский (САО) - в 6,8 раз; в районе Капотня (ЮВАО) - в 8,44 раза; в районе Марьино (ЮВАО) - в 5,14 раз; в районе Северное Бутово (ЮЗАО) - в 5,9 раз.
Таблица 1.
Итоговые данные значения коэффициента степени концентрации (к5к) для окру_гов г. Москвы и некоторых городов Московской области_
№ Наименование админи- Численность Коэффициент концентрации
п/п стративной единицы населения 0, строительных объектов (не-
тыс.чел. движимости) к^
к= 0,68 к1 = 0,3
1 2 3 4 5
1 Центральный АО 701353 5,06 2,23
2 Северный АО 1112846 6,2 2,74
3 Северо-Восточный АО 1240062 3,41 1,5
4 Восточный АО 1394497 6,28 2,77
5 Юго-Восточный АО 1116924 3,09 1,36
6 Южный АО 1593065 4,59 2,03
7 Югозападный АО 1179211 5,28 2,33
8 Западный АО 1049104 2.74 1,36
9 Севреро-Западный АО 668836 5,11 2,25
10 Зеленоградский АО 215727 4,02 1,77
Итого по г. Москве 4,58 2,03
Примечание:
к= 0,68 - перспективный нормативный коэффициент социально-экономического потенциала населения территории;
к= 0,3 - фактический нормативный коэффициент социально-экономического потенциала населения территории, по состоянию на 1.01.2010г.
Второй путь решения проблемы - объединение субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области. Это позволит г. Москве выйти с жизненно необходимым строительством за пределы нынешних границ города. Это позволит вывести из города часть промышленности и на её месте разместить необходимую жилую застройку.
Третий путь - выведение из г. Москвы, особенно из центра города, некоторых органов государственного управления, которые могут осуществлять свои функции в другом месте без ущерба для качества дела. Хорошим примером в этом плане является перевод Конституционного суда в Санкт-Петербург. Безусловно, полезным для города было бы перемещение органов управления Московской областью со Старой площади в г. Москве в один из городов области. Полезным для экологии и здоровья жителей города было бы изменение функциональности объектов недвижимости (особенно в центральных районах города) с офисной и торговой на жилую. Возвращение жителей в центральные районы города вместо органов государственного, городского, областного управления, представительств регионов, представительств международного и регионального бизнеса и т.д. могло бы значительно улучшить транспортную и экологическую обстановку. Центр города должен быть жилым, музейным, театральным ...
Четвёртый путь лежит в жёстком соблюдении градостроительных норм застройки территорий. Существующая практика строительства на месте снесённых пятиэтажек домов в 22 и более этажей, грубо нарушает все градостроительные, санитар-
ные и прочие нормативы. В настоящее время на территории, когда-то предназначенной для проживания жителей пятиэтажек с их нормативными (для советских времён) 30 автомобилями на 1000 жителей, размещаются жилые дома с численностью жителей в 5 раз большей и с фактическим количеством автомобилей в 300-400 штук на 1000 жителей. Такая политика застройки территорий приводит к резкому повышению степени концентрации недвижимости, к снижению качества жизни людей, к ухудшению экологической обстановки.
Список литературы
1. Большеротов А.Л. Влияние концентрации строительства на экологическую безопасность // Вестник МГСУ: журнал. - М., 2009. №4. - C. 49-54.
2. Тейлор Ф.У., Научная организация труда, 2 изд., - М.: 1925.
3. Теличенко В.И., Большеротов А.Л. Эффект экологического резонанса при концентрации строительства (недвижимости) // Промышленное и гражданское строительство: журн. М., 2010, № 6. С.14-16
4. Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие / Под общей ред. д.б.н. А.А.Минина/. М.: Изд-во «Пасьва», 2. - 192 с.
The list of references
1. Bolsherotov A.L. Influence of concentration of building on ecological safety//Bulletin MGSU: magazine. - M, 2009. №4. - P. 49-54.
2. Tejlor F.U., The Scientific organization of work, 2 edit., - M: 1925.
3. Telichenko V. I, Bolsherotov A.L.Effect of an ecological resonance at concentration of building (real estate)//Industrial and civil building: журн. M, 2010, № 6. P.14-16
4. Big city ecology (on an example of Moscow). The Manual / Under the general edit. d.b.s. A.A.Minina/. M: Publishing house "Pasva", 2. - 192 with.
Ключевые слова: концентрация строительных объектов (недвижимости), коэффициент степени концентрации, глобализация, конкуренция.
Keywords: concentration of building objects (real estate), factor of degree of concentration, globalization, a competition.
Адрес: г.Москва 127572, ул.Новгородская д.21 кв.91.
Телефон. 8. 499 908 27 27, 8. 926 392 41 70 Адрес электронной почты. [email protected]
Соавтор статьи Теличенко В.И., председатель редакционного совета «Вестника МГСУ»