Научная статья на тему 'Концентрации недвижимости - основной социально-экономический фактор воздействия на экологию окружающей среды'

Концентрации недвижимости - основной социально-экономический фактор воздействия на экологию окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
180
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (НЕДВИЖИМОСТИ) / CONCENTRATION OF BUILDING OBJECTS (REAL ESTATE) / КОЭФФИЦИЕНТ СТЕПЕНИ КОНЦЕНТРАЦИИ / FACTOR OF DEGREE OF CONCENTRATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Большеротов А. Л., Теличенко В. И.

Статья посвящена проблемам концентрации строительства (недвижимости) на урбанизированных территориях и её влияния на экологию окружающей среды. Рассмотрены причины концентрации и пути решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCENTRATION OF REAL ESTATE - THE BASIC SOCIOECONOMIC FACTOR OF INFLUENCE ON ENVIRONMENT ECOLOGY

Article is devoted problems of concentration of building (real estate) in the urbanized territories and its influences on environment ecology. The reasons of concentration and a way of a solution of a problem are considered.

Текст научной работы на тему «Концентрации недвижимости - основной социально-экономический фактор воздействия на экологию окружающей среды»

КОНЦЕНТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ - ОСНОВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

CONCENTRATION OF REAL ESTATE - THE BASIC SOCIOECONOMIC FACTOR OF INFLUENCE ON ENVIRONMENT

ECOLOGY

Теличенко В.И., Большеротое А.Л. Telichenko V. I., Bolsherotov A.L.

МГСУ

Статья посвящена проблемам концентрации строительства (недвижимости) на урбанизированных территориях и её влияния на экологию окружающей среды. Рассмотрены причины концентрации и пути решения проблемы.

Article is devoted problems of concentration of building (real estate) in the urbanized territories and its influences on environment ecology. The reasons of concentration and a way of a solution of a problem are considered.

Экологические проблемы неразрывно связаны с развитием человеческого общества. Потребности общества всегда удовлетворялись за счёт природной среды, в результате постепенно возникло противоречие между интересами общества и природы.

В начале XX века с развитием техники, активным применением электричества, с повышением интенсификации производства по Ф. Тейлору [2], эти противоречия усилились и появлялись явные негативные признаки индустриального воздействия на природу и нарушения баланса между потребностями человека и возможностями природы.

Постепенно, осознавая появившуюся экологическую проблему и её важность, общество разных стран стало выставлять бизнесу и экономике требования по сохранению природной среды, требования по борьбе с загрязнением окружающей среды, требования по ликвидации негативных экологических последствий от хозяйственной деятельности.

В 1987 году Всемирная комиссия по проблемам окружающей среды и развитию определила устойчивое развитие, как развитие, удовлетворяющее потребности сегодняшнего поколения, без угрозы для потребностей будущих поколений.

Но устойчивое развитие и современная тенденция к глобализации, практически взаимно исключают друг друга.

Глобализация экономических процессов ведёт к укрупнению производств, сосредоточению в специализированных мировых центрах финансов, людских ресурсов, техники, производства. А любое укрупнение, в свою очередь, ведёт к концентрации строительства, концентрации недвижимости на ограниченной территории, и, как следствие, к экологическим проблемам.

Поэтому в качестве первой причины концентрации строительства (недвижимости) можно назвать глобализацию мировой экономики, т.е. экономические интересы бизнеса и общества.

Глобализация касается не только общемировых экономических процессов. Любой мировой процесс складывается из суммы национальных, региональных, местных интересов экономики. Любая страна, регион, город, отрасль, производство и т.д. стремится достичь максимальных социально-экономических результатов с минимальными затратами. В связи с этим любые дополнительные затраты, в том числе на защиту окружающей среды, на экологию, которые повышают себестоимость продукции и снижают рентабельность производства ставят под угрозу проигрыша в конкурентной борьбе за рынок. Для успеха в конкурентной борьбе необходима концентрация всех видов ресурсов, укрупнение и интенсификация производства, снижение транспортных расходов и т.д. Всё это в свою очередь ведет к укрупнению и концентрации строительного производства и, в итоге, к концентрации недвижимости на ограниченной территории.

Таким образом, можно сделать вывод, что второй причиной концентрации строительства (недвижимости) является конкурентная борьба за рынок.

Помимо экономических причин концентрации ресурсов, в том числе и строительного производства, существуют также политические, социальные, культурологические, исторические, национальные и другие причины. Например, столичные города, административные центры территорий выполняют также функцию государственного, административного управления, и привлекают тем самым ещё большее количество финансов, людей и прочих ресурсов для исполнения этой роли.

В связи с этим третье причиной концентрации строительства (недвижимости) является централизация управления.

В качестве иллюстрации и подтверждения тезиса о централизации управления, как одной из причин концентрации недвижимости, рассмотрим концентрацию строительства (недвижимости) в г. Москве [1,3].

Наиболее яркий представитель концентрации всех видов ресурсов города Москвы - это её центр. В центре расположено большинство административных структур управления государством, городом, областью, размещаются представительства крупного бизнеса из регионов, представительства бизнеса Москвы и области. Такая концентрация систем управления на ограниченной территории имеет свои негативные последствия. Так по законам рыночной экономики там, где рождается спрос, рождается и соответствующее предложение. Потенциал спроса в центре города, из-за переполненности офисами многократно выше, чем в другом месте. Соответственно к высокому спросу в центре приближается и предложение. В центре города сосредоточено большинство объектов культуры, огромное количество объектов обслуживающего бизнеса различного направления, в частности торговли и услуг. Развитие инфраструктуры центра города в свою очередь требует больших людских ресурсов. В результате экологическая, транспортная, демографическая, социальная ситуация в центре города приобрела критический характер.

Решение возникших социально-экономических проблем как центра города, так и всего мегаполиса требует дополнительного строительства объектов, в первую очередь это касается строительства жилья для механически прирастающего населения города и для решения жилищных проблем постоянных жителей города, очередников районов. Но здесь мы сталкиваемся с четвёртой причиной повышения концентрации строи-

тельства (недвижимости) на территории Москвы - это существующее административное деление субъектов федерации.

Из-за особого статуса города Москвы, как самостоятельного субъекта Российской Федерации и такого же статуса Московской области, строить необходимые для города объекты можно только в городской черте. Отсюда вытекает вынужденное уплотнение сложившейся застройки города, точечное строительство.

Повышение концентрации недвижимости становится причиной и ведёт в свою очередь к ухудшению экологической обстановки в городе.

Самым характерным примером экологической проблемы, возникшей именно из-за высокой концентрации строительства (недвижимости), является транспортная.

Избыток транспорта в крупных населённых пунктах приводит к сложной технической проблеме организации нормального автомобильного движения и напрямую связан с критической экологической проблемой, вызванной загазованностью воздуха выхлопными газами автомобилей. По имеющимся данным [4], промышленные выбросы всех промышленных предприятий г. Москвы составляют 141,2 тыс. т в год, в то же время выбросы автотранспорта составляют 1460,3 тыс. т в год, что больше промышленных выбросов более чем в 10 раз.

По оценке [4] общая загрязнённость атмосферы за счёт автотранспорта центра города, территорий вдоль всех без исключения магистралей, а также в некоторых районах города за счёт промышленности превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе безопасную для здоровья людей. В некоторых районах превышение ПДК достигает 10 и более раз.

В настоящее время транспортная проблема в г. Москве приобрела тупиковый, практически неразрешимый характер. И эта проблема касается не только центра города, но и окраинных «спальных» районов. Безусловно, есть у этого явления объективная причина - рост количества автомобилей у населения и несоответствие имеющейся транспортной сети города транспортным потребностям. Однако техническое решение транспортной, а вместе с ней и экологической проблемы невозможно

Решение проблемы лежит в плоскости законодательства и создания мотивации для расконцентрации недвижимости.

В первую очередь необходимо законодательно закрепить, как обязательную, процедуру оценки степени концентрации недвижимости по административным территориям, особенно при планировании строительства новых объектов, при выборе площадки строительства и подготовке экологической экспертизы.

Проведённые в этом направлении исследования (декабрь 2009г.) показывают, что степень концентрации недвижимости по районам и округам г. Москвы значительно превышает их потенциал.

В таблице 1 приведены сводные данные по степени концентрации строительных объектов (недвижимости) в г. Москве.

Из приведённой таблицы видно, что коэффициент степени концентрации (к5к) строительных объектов (недвижимости) в административных округах Москвы значительно превышает предельно допустимый потенциал территории (равный 1 единице). В некоторых районах г. Москвы фактическая степень концентрации строительных объектов (недвижимости) по состоянию на 1.01.2010г. превышает норму в 5 и более раз и составляет: в районе Головинский (САО) - в 6,8 раз; в районе Капотня (ЮВАО) - в 8,44 раза; в районе Марьино (ЮВАО) - в 5,14 раз; в районе Северное Бутово (ЮЗАО) - в 5,9 раз.

Таблица 1.

Итоговые данные значения коэффициента степени концентрации (к5к) для окру_гов г. Москвы и некоторых городов Московской области_

№ Наименование админи- Численность Коэффициент концентрации

п/п стративной единицы населения 0, строительных объектов (не-

тыс.чел. движимости) к^

к= 0,68 к1 = 0,3

1 2 3 4 5

1 Центральный АО 701353 5,06 2,23

2 Северный АО 1112846 6,2 2,74

3 Северо-Восточный АО 1240062 3,41 1,5

4 Восточный АО 1394497 6,28 2,77

5 Юго-Восточный АО 1116924 3,09 1,36

6 Южный АО 1593065 4,59 2,03

7 Югозападный АО 1179211 5,28 2,33

8 Западный АО 1049104 2.74 1,36

9 Севреро-Западный АО 668836 5,11 2,25

10 Зеленоградский АО 215727 4,02 1,77

Итого по г. Москве 4,58 2,03

Примечание:

к= 0,68 - перспективный нормативный коэффициент социально-экономического потенциала населения территории;

к= 0,3 - фактический нормативный коэффициент социально-экономического потенциала населения территории, по состоянию на 1.01.2010г.

Второй путь решения проблемы - объединение субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области. Это позволит г. Москве выйти с жизненно необходимым строительством за пределы нынешних границ города. Это позволит вывести из города часть промышленности и на её месте разместить необходимую жилую застройку.

Третий путь - выведение из г. Москвы, особенно из центра города, некоторых органов государственного управления, которые могут осуществлять свои функции в другом месте без ущерба для качества дела. Хорошим примером в этом плане является перевод Конституционного суда в Санкт-Петербург. Безусловно, полезным для города было бы перемещение органов управления Московской областью со Старой площади в г. Москве в один из городов области. Полезным для экологии и здоровья жителей города было бы изменение функциональности объектов недвижимости (особенно в центральных районах города) с офисной и торговой на жилую. Возвращение жителей в центральные районы города вместо органов государственного, городского, областного управления, представительств регионов, представительств международного и регионального бизнеса и т.д. могло бы значительно улучшить транспортную и экологическую обстановку. Центр города должен быть жилым, музейным, театральным ...

Четвёртый путь лежит в жёстком соблюдении градостроительных норм застройки территорий. Существующая практика строительства на месте снесённых пятиэтажек домов в 22 и более этажей, грубо нарушает все градостроительные, санитар-

ные и прочие нормативы. В настоящее время на территории, когда-то предназначенной для проживания жителей пятиэтажек с их нормативными (для советских времён) 30 автомобилями на 1000 жителей, размещаются жилые дома с численностью жителей в 5 раз большей и с фактическим количеством автомобилей в 300-400 штук на 1000 жителей. Такая политика застройки территорий приводит к резкому повышению степени концентрации недвижимости, к снижению качества жизни людей, к ухудшению экологической обстановки.

Список литературы

1. Большеротов А.Л. Влияние концентрации строительства на экологическую безопасность // Вестник МГСУ: журнал. - М., 2009. №4. - C. 49-54.

2. Тейлор Ф.У., Научная организация труда, 2 изд., - М.: 1925.

3. Теличенко В.И., Большеротов А.Л. Эффект экологического резонанса при концентрации строительства (недвижимости) // Промышленное и гражданское строительство: журн. М., 2010, № 6. С.14-16

4. Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие / Под общей ред. д.б.н. А.А.Минина/. М.: Изд-во «Пасьва», 2. - 192 с.

The list of references

1. Bolsherotov A.L. Influence of concentration of building on ecological safety//Bulletin MGSU: magazine. - M, 2009. №4. - P. 49-54.

2. Tejlor F.U., The Scientific organization of work, 2 edit., - M: 1925.

3. Telichenko V. I, Bolsherotov A.L.Effect of an ecological resonance at concentration of building (real estate)//Industrial and civil building: журн. M, 2010, № 6. P.14-16

4. Big city ecology (on an example of Moscow). The Manual / Under the general edit. d.b.s. A.A.Minina/. M: Publishing house "Pasva", 2. - 192 with.

Ключевые слова: концентрация строительных объектов (недвижимости), коэффициент степени концентрации, глобализация, конкуренция.

Keywords: concentration of building objects (real estate), factor of degree of concentration, globalization, a competition.

Адрес: г.Москва 127572, ул.Новгородская д.21 кв.91.

Телефон. 8. 499 908 27 27, 8. 926 392 41 70 Адрес электронной почты. [email protected]

Соавтор статьи Теличенко В.И., председатель редакционного совета «Вестника МГСУ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.